Что придает рыночной экономике социально ориентированный характер

Социально-ориентируемое рыночное хозяйство

Содержание:

Введение

Наиболее амбициозной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующейся рыночной экономике России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и выработке эффективной стратегии социальной политики. Формой ее реализации является фактический образ действий государства, воплощенный в социальной политике, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Экономическая деятельность человека в конечном итоге направлена на создание материальной базы для улучшения условий жизни.

Поскольку люди тесно взаимосвязаны в своей экономической деятельности, изменение условий жизни для одного человека не может происходить в отрыве от изменения этих условий для других людей. Это, в свою очередь, требует координации действий для обеспечения благоприятных условий жизни. Эта деятельность называется социальной политикой. По сути, социальная политика выражает конечные цели и результаты экономического роста. С точки зрения функционирования экономической системы социальная политика играет двоякую роль.

При экономическом росте создание благоприятных условий в социальной сфере становится главной целью экономической деятельности, то есть цели экономического роста концентрируются в социальной политике. Во-вторых, социальная политика также является фактором экономического роста. Если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, люди теряют стимул к эффективной экономической деятельности. Чем выше достигнутый уровень экономического развития, тем выше требования к людям для обеспечения экономического роста, к их знаниям, культуре и так далее. Это, в свою очередь, требует дальнейшего развития социальной сферы.

Переход от централизованной системы управления экономикой к рыночной экономике приводит к возникновению ряда проблем в области социально-трудовых отношений и обострению проблем занятости. Только умелое государственное регулирование социально-экономических процессов, в том числе занятости, может обеспечить успех реформ.

Задачей социально ориентированной экономики государства в формирующейся рыночной экономике России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по разработке стратегии эффективной социальной политики. Социальная политика государства касается и включает в себя все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений деятельности государства является регулирование занятости и поощрение высококвалифицированного и производительного труда, тем самым увеличивая национальный доход.

Сущность и основные черты социально ориентированной экономики

Вторая половина 20 века ознаменовалась появлением концепций государства всеобщего благосостояния, суть которых в целом сводится к пониманию государства как надклассовой структуры, выражающей интересы всех слоев населения. Концепция государства всеобщего благосостояния принципиально отличается как от марксистской концепции формирования коммунистического общества, предполагавшей конфискационно-принудительные меры для установления социального равенства и построения бесклассового общества, так и от классического либерализма, предполагавшего минимальное вмешательство государства в социально-экономические процессы общества.

Гуманизация производства, технократическая революция второй половины ХХ века и социальные реформы в итоге привели к принятию новой концепции, согласно которой стратегической целью государства является обеспечение адекватных условий жизни и благосостояния всех граждан.

Теоретические основы социальной рыночной экономики были заложены в рамках концепции ордолиберализма В. Ойкеном, Ф. Бёмом, Л. Эрхардом. Основное отличие теории социального рыночного хозяйства от других направлений экономической мысли заключается в том, что предметом деятельности хозяйствующих субъектов, в том числе и государства, является целостная система, функционирующая в неразрывном единстве экономических и социальных институтов. Модель социальной рыночной экономики, возникшая в рамках ордолиберализма, основана, прежде всего, на признании рынка в качестве ведущего социально-экономического института. В основе развития общества лежит обширная конкуренция и система договорных отношений.

Более поздняя модификация ордолиберальной модели социальной рыночной экономики А. Мюллера Армака направлена на более активную роль государства в экономической жизни общества.

Опыт зарубежных стран (Германии, Канады, Швеции, Японии и др.) свидетельствует о том, что социальная направленность рыночной экономики обеспечивается ее успешным развитием на основе использования достижений научно-технического прогресса в общественном производстве, высоким уровнем занятости населения. Важным фактором в этом отношении является также регулирующая роль государства, которое в своей политике опирается на правила свободного рынка, поддержку и солидарность общества. В условиях рынка государство должно выступать гарантом социальной ориентации национальной экономики, гарантом оптимального баланса между экономической эффективностью и социальной справедливостью. Он должен действовать путем совершенствования законодательства, государственного бюджета, активной налоговой политики, регулирования доходов, системы социальных услуг, служб принуждения к реальному социальному партнерству.

В целом, социально ориентированная экономика характеризуется:

К общим чертам социальной рыночной экономики и, соответственно, направлениям деятельности государства по ее формированию следует отнести следующие:

Основные принципы, на которых строится социальная рыночная экономика и современное государство всеобщего благосостояния, включают:

С одной стороны, социальная рыночная экономика гарантирует экономическую свободу, свободные рыночные методы ведения бизнеса, конкуренцию и, с другой стороны, обеспечивает социальную безопасность и социальную справедливость.

Социальная рыночная экономика направлена на достижение ряда целей, реализация которых способствует повышению качества жизни населения и обеспечению стабильного экономического роста.

Она характеризуется применением методов рыночной экономики, государственным регулированием и прогнозированием экономики, открытой экономической моделью, наличием современной рыночной и социальной инфраструктуры, систем социальной защиты и т.д.

Модели социально ориентированной экономики

Существует несколько моделей социально ориентированной рыночной экономики. Прежде всего, он континентальный или немецкий (Германия, Австрия, Бельгия, Нидерланды, Швейцария и частично Франция). Она характеризуется высоким перераспределением ВВП за счет государственного бюджета (около 50%), развитой системой социального партнерства и высокой занятостью. Англосаксонская модель (Великобритания, Ирландия и Канада) характеризуется 40-процентным перераспределением ВВП и пассивной политикой занятости. Средиземноморская модель (Греция, Испания, Италия) характеризуется степенью перераспределения ВВП от 40 процентов в Испании до 60 процентов в Греции. Социальная политика в основном направлена на социально незащищенные слои населения и не является всеобъемлющей. Скандинавскую модель (Швеция, Дания, Норвегия, Финляндия) можно считать самой передовой. Здесь проводится активная социальная политика. Благосостояние народа провозглашается целью экономической деятельности государства. Доля перераспределенного ВВП достигает 50-60%.

Наиболее интересны немецкая и шведская модели.

Цели социальной рыночной экономики, преследуемые с момента основания ФРГ, и средства, которые должны быть использованы для их достижения, согласно модели, можно охарактеризовать следующим образом.

Достижение максимально возможного уровня благосостояния.

Обеспечение экономической эффективности и социально справедливой денежной системы, т.е., в частности, обеспечение стабильности цен:

Социальное благосостояние, социальная справедливость и социальный прогресс, и особенно защита семьи и справедливое распределение доходов и богатства:

Достижение этих целей определяет степень развития социальной рыночной экономики.

Обязательной правовой основой жизни любой страны является ее конституция. Для Германии такой конституцией является Основной закон, содержащий свод правил, которым должен соответствовать экономический порядок. Данный закон определяет следующие основные рамки организации экономики:

Кредитный бизнес в Германии можно представить следующим образом: Доминирующее положение занимают сберегательные банки и кредитные банки. Только шесть ведущих крупных банков имеют долю в 9% от общих активов. Большинство банков являются универсальными, то есть они ведут все виды банковского бизнеса и конкурируют с другими банками, как в борьбе за деньги вкладчиков, так и в достижении общих целей.

Основным элементом социальной политики Швеции является социальное страхование, которое развивается уже достаточно давно. Изначально это была система обществ взаимопомощи, которые получали финансовую поддержку от государства при соблюдении определенных условий. Если эти требования не выполнялись, общества рассчитывали только на членские взносы, и членство в них было добровольным. В начале 1930-х годов одна треть населения все еще оставалась незастрахованной. Только в 1946 году Рейхстаг принял закон об обязательном страховании, которое стало полностью обязательным в 1955 году, когда общества взаимопомощи были преобразованы в государственные учреждения.

До конца 1990-х годов в Швеции существовали две взаимосвязанные пенсионные системы. Первый, вступивший в силу еще в 1913 году, гарантирует каждому человеку так называемую базовую пенсию (народную или базовую пенсию).

В рамках социальной политики, помимо пенсионного и медицинского страхования (больничного), существует ряд других видов страхования, менее масштабных, но не менее важных. К ним, в частности, относится страхование компенсации работникам. Страхование от несчастных случаев на производстве возникло в конце девятнадцатого века и долгое время было наиболее развитой областью социального страхования. Она финансировалась за счет взносов работодателей. В 1976 году он был доработан: Потеря дохода людей была полностью застрахована. В 1977 году она была распространена и на самозанятых.

Реализация шведского государства всеобщего благосостояния стала возможной благодаря созданию такого большого государственного сектора, который сделал страну уникальной: Треть самозанятых занята, а расходы на социальные нужды составляют более 30 процентов ВВП.

Система социального обеспечения обычно финансируется за счет национальных и местных налогов, доходов от самозанятых и фрилансеров, процентного дохода и изъятия капитала из различных фондов. Основным источником (более 40%:) являются деньги предпринимателей, рассчитанные от суммы фонда оплаты труда.

Принципы и функции государственной социальной политики

Реформа общественной жизни глубоко затрагивает не только механизм социального управления, но и весь комплекс интересов отдельных людей, трудовых коллективов, классов, наций, социальных и профессиональных групп и слоев населения. Среди факторов, способствующих гармонизации интересов личности и общества, гарантирующих защиту интересов, прав и свобод человека, особое место занимает социальная политика государства и вся инфраструктура социальной работы с различными группами населения. Диалектическая взаимосвязь между социальной политикой и социальной работой легко показывает их сходство и различие, их значение для реализации и удовлетворения потребностей и интересов людей.

Что подразумевается под политикой в целом и социальной политикой в частности?

Центральным субъектом политики является государство. Непременным атрибутом государства является власть, которая дает ему возможность и способность решительно влиять и воздействовать на жизнь людей, их поведение в обществе посредством авторитета, закона, силы.

Любая социальная проблема приобретает или может приобрести политический характер, если ее решение затрагивает интересы больших социальных групп и классов и связано с использованием государственной власти.

Важнейшей характеристикой политики является то, что она предстает как форма интеграции, обобщения интересов и воли социальных групп или общества в целом.

Социальная политика является составной частью внутренней политики государства, воплощается в его социальных программах и практике и регулирует отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп.

Любые социальные программы, как известно, являются лишь декларацией, если они не подкреплены материально, не обеспечены экономически.

В этом смысле социальная политика подчинена экономике, как по содержанию, так и по задачам и предпочтениям. Но это не значит, что его значение и влияние на ход развития материальной и духовной культуры, ход общественного развития второстепенно.

Социальная сфера показывает и оценивает результаты экономической, хозяйственной деятельности общества, проверяет ее эффективность и способность удовлетворять интересы и потребности людей.

В социальной сфере отражается и проявляется степень гуманности государственной политики, и чем она сильнее, тем яснее гуманистическая сущность, гуманистический смысл направления общественного развития.

Ведь без эффективной социальной политики невозможно активизировать инновационный, творческий принцип в деятельности человека как главный и центральный элемент производительных сил общественного развития и экономического успеха.

Социальная политика основывается на системе принципов, выражающих характер требований к ее содержанию, формам и методам разработки и реализации:

Целевые меры социальной защиты и усовершенствованная программа социальной помощи для социально уязвимых и обездоленных групп населения.

Наиболее важными из них являются:

В социальной политике есть два относительно независимых блока:

Каковы же приоритетные проблемы социальной политики на федеральном уровне и уровне штатов в настоящее время?

Проблемы укрепления семьи занимают исключительно важное место в социальной политике государства. Здоровая морально-психологическая атмосфера, высокая культура семейно-брачных отношений делают это ядро общества важнейшим социальным институтом формирования личности, сохранения и укрепления ее здоровья.

К сожалению, государство уделяет недостаточное внимание этому направлению социальной политики, и многие проблемы семьи и бытовых отношений в связи с экономическим кризисом усугубляются из года в год.

Важное место в социальной политике занимают проблемы социальной справедливости: реальная демократия, равенство и равноправие всех граждан перед законом и социальные гарантии для людей в случае инвалидности, болезни, нетрудоспособности и т.д.

Бедность стала одной из самых острых проблем социальной политики.

Не случайно в Указе Президента РФ «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)», Президентской программе «Россия: человек, семья, общество, государство», других программных документах национальных реформ на 1996-2000 годы и прогнозах до 2005 года в качестве основных угроз национальной безопасности названы усиливающаяся дифференциация благосостояния населения, неравномерность социально-экономического развития регионов и рост бедности.

Одной из актуальных задач субъектов социальной политики, как на федеральном уровне, так и на уровне штатов, является разработка новых, более эффективных механизмов рационального использования ограниченных финансовых и материальных ресурсов. Необходимо преодолеть сохраняющийся «синдром» иждивенчества, переориентировать организацию реализации социальной политики и социальной работы с целью усиления факторов, стимулирующих производительный труд, как самогарантию граждан на их материальное благополучие и свободу.

Проблеме реформирования пенсионной системы уделяется особое внимание со стороны федеральных и региональных органов власти и общественных структур. Размер пенсий должен быть более тесно связан с трудовым вкладом, а также должен быть введен принцип равной ответственности работодателя и работника за формирование средств, предназначенных для пенсий.

Система социальных услуг, особенно для людей с ограниченными возможностями и других уязвимых групп, нуждается в дальнейшем развитии и укреплении.

Принципы дифференциации и адресности при предоставлении услуг, социальной помощи и поддержки должны играть ведущую роль.

Основной целью социальной политики является гармонизация общественных отношений, обеспечение политической стабильности и гражданского согласия путем разработки и реализации организационных, экономических, научно-технических, моральных и правовых мер.

Профессионализм персонала системы социальной защиты, его способность правильно определить текущие проблемы, оценить и проанализировать их, разработать программу позитивных изменений имеет первостепенное значение.

Направленность социальной политики государства является не только содержательной, но и организационной основой социальной работы и выполняет по отношению к ней важную методологическую функцию.

Социальную политику можно рассматривать как причинно-следственную, ситуативную, динамичную по форме и направленности деятельность по практической организации социальной защиты людей, стремящихся реализовать свои потребности и интересы в обществе. Структуры государственного управления социальной политикой, с помощью законов и нормативных актов, пытаются создать условия для адаптации людей к изменяющимся условиям жизни во времени и пространстве. Серьезная политика не может сводиться к декларациям и заверениям, не подкрепленным конкретными мерами социальной помощи и поддержки. Такой подход только дискредитирует социальную политику и препятствует прогрессивному развитию общества. Поэтому проблема реальности социальной политики, которая непосредственно затрагивает интересы и потребности людей, отражается на судьбе и условиях жизни каждого, имеет не только конструктивный, но и деструктивный потенциал.

Финансирование социального сектора в России

Попытки страны быстро перейти к рыночной экономике и рыночно-экономическим отношениям были ограничены трудностями переходного периода. При разработке и реализации экономической политики правительство должно быть достаточно мудрым, чтобы не допустить неконтролируемого роста инфляции, но и не нарушать связи внутри развивающегося рыночного механизма посредством директивного планирования, распределения в натуральной форме средств производства, административного контроля цен и т.д.

Хотя государство избегает административного вмешательства в конкурентную рыночную систему, оно должно в то же время воздействовать на нее экономическими методами. При этом сами экономические регуляторы должны использоваться очень осторожно, не подменяя и не ослабляя стимулы рынка (например, методы налоговой политики, система льготного кредитования и т.д.). Другими словами, не политизировать экономику, а осуществлять постоянный гибкий контроль с помощью методов экономического регулирования.

Социальная направленность экономики выражается, прежде всего, в подчинении производства потребителю, в удовлетворении и стимулировании социальных потребностей населения. В то же время она предполагает необходимое перераспределение доходов между более и менее обеспеченными слоями населения, аккумулирование средств в бюджетах различных уровней и различных фондах для предоставления социальных услуг и социальных гарантий населению.

Влияние экономических факторов на социальное благополучие, удовлетворение потребностей членов общества в условиях перехода к рыночным отношениям чрезвычайно возросло. Как известно, степень удовлетворения человеческих потребностей различных слоев общества является основным критерием экономической эффективности социальной работы. Период становления рыночных отношений, в который Россия вступила в конце 1980-х годов, характеризуется противоречием между растущими потребностями населения в социальной защите и сужением возможностей их удовлетворения.

На социальную потребность влияют объем и структура производства, численность и половозрастной состав населения, его социальная структура и культурный уровень, климатические, географические и национально-исторические условия жизни, изменения физиологических характеристик человека.

Платежеспособный спрос населения зависит от величины и распределения национального дохода, денежных доходов населения и их распределения между социальными группами, цен на товары и услуги, товарных фондов, размера общественных фондов потребления.

Анализ изменений этих факторов в течение переходного периода показывает причины роста социальной напряженности: Спад производства в целом и потребительских товаров в частности; неблагоприятная демографическая ситуация и старение общества как ее следствие; структурные изменения в экономике и сокращение армии, что ведет к расширению базы безработицы; инфляция и обесценивание сбережений населения; рост стоимости энергоносителей, что провоцирует рост стоимости коммунальных услуг, транспорта и т.д.

Государство как основной субъект социальной работы и системы социального обеспечения оказывает контролирующее влияние на экономику социальной сферы через финансовую политику.

К финансовым регуляторам относятся процессы распределения и перераспределения финансовых ресурсов, фондов, регулирование цен.

Финансовая система социальной сферы очень сложна и имеет разветвленную структуру.

Термин «финансы» означает «деньги» и включает в себя совокупность всех видов денег во всем многообразии форм их существования и движения. Или термин «финансы» можно определить как деньги и фонды в многообразии способов и форм их существования и движения (деньги, ценные бумаги, валюта и т.д.).

Деньги могут принадлежать государству и его органам, территориям и местным органам, предприятиям, организациям, группам и отдельным лицам.

Финансовые отношения являются составной частью экономических отношений и выражают взаимодействие в денежной форме между субъектами экономической системы, включая социальную сферу, на различных уровнях.

Выделяются три категории экономических субъектов: государство, предприятия и работодатели, население.

Финансовая система определяется социально-экономическим типом государства и сама оказывает на него значительное влияние.

Таким образом, финансы, наряду со средствами обращения денег, относятся к системе формирования, образования, распределения, движения и использования денег. В экономике под финансами понимается денежная система, которая включает в себя все виды денег, а также те трансформации, которые происходят с ними в процессе применения.

Финансы касаются всех элементов экономической системы государства. Конкретные формы финансовых отношений являются мощным инструментом государственного воздействия на процессы, средством взаимодействия и согласования экономических интересов отраслей, регионов, социальных классов, групп населения и отдельных граждан.

Финансы должны способствовать регулированию экономических и социальных процессов.

Финансовые ресурсы используются предприятиями для производственной и предпринимательской экономической деятельности.

Исходя из общей схемы финансовых взаимодействий в экономике, следует выделить наиболее типичные внутренние связи и финансовые отношения на разных уровнях:

Финансы социальной работы являются важнейшей частью общей финансовой системы государства. Это система предоставления, организации и расходования средств в социальной сфере.

Основные функции финансов следующие: распределительная; стимулирующая; контролирующая.

Федеральный и территориальные бюджеты являются определяющей формой финансового планирования. Без бюджетирования и финансового планирования, как показывает опыт государств с развитыми рыночными отношениями, развитие рынка практически невозможно.

Развитие межбюджетных отношений чрезвычайно важно для России из-за большого количества субъектов федерации (89) и бюджетов местных органов власти (около 30 000).

Заключение

Концепция социального рыночного хозяйства была разработана в Германии такими учеными, как Альфред Мюллер-Армак, Александр Рустов, Вильгельм Репке и Людвиг Эрхард. Концепция социальной рыночной экономики была реализована на практике Л. Эрхардом. Авторы социальной рыночной экономики предполагают, что эта модель является так называемым «третьим путем». Она находится между дикой, без экономического порядка, рыночной и командной экономикой. Такая форма организации экономики призвана обеспечить свободное, эффективное и стабильное общество и экономику.

С одной стороны, социальная рыночная экономика гарантирует экономическую свободу, рыночные методы и конкуренцию, обеспечивает социальную безопасность и социальную справедливость.

Социальная ориентация экономики может быть гарантирована только на основе высокопроизводительной экономики, сочетающей частную инициативу и конкуренцию. Только на основе хорошо функционирующей экономики можно создать мощную систему социальной защиты и обеспечить равный доступ к человеческим ценностям.

Социальная рыночная экономика направлена на достижение комплекса целей, достижение которых позволяет повысить качество жизни населения, обеспечить стабильный экономический рост. В настоящее время в развитых странах существует социальная рыночная экономика или социально ориентированная рыночная экономика. В России создаются условия для перехода к социально ориентированной рыночной экономике.

Список литературы

Что придает рыночной экономике социально ориентированный характер. Смотреть фото Что придает рыночной экономике социально ориентированный характер. Смотреть картинку Что придает рыночной экономике социально ориентированный характер. Картинка про Что придает рыночной экономике социально ориентированный характер. Фото Что придает рыночной экономике социально ориентированный характер

Если вы хотите научиться сами правильно выполнять и писать курсовые работы, то на странице «что такое курсовая работа и как её сделать» я подробно написала.

Что придает рыночной экономике социально ориентированный характер. Смотреть фото Что придает рыночной экономике социально ориентированный характер. Смотреть картинку Что придает рыночной экономике социально ориентированный характер. Картинка про Что придает рыночной экономике социально ориентированный характер. Фото Что придает рыночной экономике социально ориентированный характер

Посмотрите похожие темы курсовых работ возможно они вам могут быть полезны:

Оформление курсовых работ для любых институтов и университетов:

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔ Что придает рыночной экономике социально ориентированный характер. Смотреть фото Что придает рыночной экономике социально ориентированный характер. Смотреть картинку Что придает рыночной экономике социально ориентированный характер. Картинка про Что придает рыночной экономике социально ориентированный характер. Фото Что придает рыночной экономике социально ориентированный характер Что придает рыночной экономике социально ориентированный характер. Смотреть фото Что придает рыночной экономике социально ориентированный характер. Смотреть картинку Что придает рыночной экономике социально ориентированный характер. Картинка про Что придает рыночной экономике социально ориентированный характер. Фото Что придает рыночной экономике социально ориентированный характер

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *