Что привлекло внимание писателя в речи мальчика почему
Сочинение Анализ рассказа Гриша Чехова
Читая рассказ Чехова Гриша, может показаться, что это простое описание череды событий, которые постигли маленького героя в течение одного дня. Но это не верно. В данном произведении скрыт достаточно тонкий смысл на уровне психологии.
Тема, которую писатель поднимает в своём рассказе, является проблемной для всего XIX века. Это тема неправильного воспитания. Период детства считался одним из этапов к взрослению. Малыш не был индивидуальностью, его воспринимали неразумным объектом, нуждам которого никто не уделял особого внимания. В рассказе «Гриша» главный герой трехлетний мальчик. Всю заботу о нем возложили на плечи няни, маме было не до него, и она редко принимала участие в судьбе ребёнка. Няня не достаточно исполнительна, но Гриша очень привязан к ней, потому как именно её видит ежедневно.
По фабуле Гриша выходит с няней на прогулку впервые за свою жизнь на широкую улицу города. Это был день насыщенный яркими эмоциями и впечатлениями, от которых вечером он не может уснуть. Все городские картины проплывают перед нами такими, какими их видит трехлетний ребёнок. Необычными оказываются бегущие лошади, кошки с вытянутыми мордами, красивое стекло на дороге, застежки у незнакомца, все вызывает чувство непередаваемого восторга. Ведь до этого момента ему приходилось видеть только мир, состоящий из четырех углов. В этом мире кроме няни, он знал еще маму с кошкой. Папу Гриша видит настолько редко, что не может понять, зачем он нужен. Так же Грише не понятно, куда так часто пропадает его тетя однажды подарившая ему игрушечный барабан.
А именно этот один день становится для малыша самым не обычным, он впервые с няней навещает её подругу. Тут и раскрывается все поверхностное отношение к ребенку со стороны взрослого. Няня даже не видит того, что Гриша изнемогает от жары и хочет пить, она заинтересована общением с подругой и до ребёнка ей нет никакого дела. Ко всему прочему она даже допускает ему сделать глоток вина. После такой культурной программы к вечеру у мальчика поднимается температура. А мама без всякого выяснения причин даёт ему касторку.
Этот поразительный и в то же время не очень то веселый рассказ не оставит читателя равнодушным.
Вариант 2
Произведение, несмотря на небольшой объем, имеет глубокий, скрытый философский смысл, связанный с отношением к детскому развитию и воспитанию.
Основным персонажем рассказа является мальчик по имени Гриша, представленный писателем в образе пухлого малыша, которому скоро исполнится три года.
Сюжет произведения повествует о первом выходе малыша совместно с няней на прогулку в теплый весенний день в огромный, с его точки зрения, город, впечатления от которого волнуют детскую душу до глубины души, поскольку до этого времени Гриша не представляет существование иного мира, находясь постоянно в четырех углах собственного дома в окружении няни и иногда матери, редко принимающей участие в заботах о своем сыне.
Писатель описывает городскую жизнь глазами несмышлёного ребенка в виде бегущих лошадей, кошек с вытянутыми мордами, красивого стекла на дорожном покрытии, светлых застежек на одежде незнакомого мужчины. Все картинки городского пейзажа вызывают необычайный восторг и воодушевление у малыша, тем более няня приводит к его к своей подруге.
В этот момент проявляет реальное отношение женщины, которой доверили воспитание маленького ребенка, к исполнению своих обязанностей. Няня не обращает внимание на муки малыша, которые он испытывает от жара, поскольку одет излишне тепло, занятая беседой с подружкой. Гриша, не умеющий в силу малолетнего возраста хорошо разговаривать, пытается привлечь внимание няни желанием пить, однако женщина не замечает мимики малыша, а в конце встречи дает Грише несколько глотков алкогольного напитка, не задумываясь о последствиях собственного поступка.
Вернувшись домой, малыш снова попадает в привычную обстановку, среди которой главным место является его кровать и стоящий рядом сундук, где спит нянька. Переизбыток полученных ярких эмоций во время прогулки, а также выпитое вино, мешают ребенку заснуть и у Грише начинается сильный жар. Однако пришедшая мать, также, как и няня, не старается понят причины появления у сына высокой температуры и озноба, а автоматически в качестве лекарства дает ребенку обыкновенную касторку.
Смысловая нагрузка рассказа заключается в неправильном восприятии взрослыми людьми состояния маленького человечка, который уже с рождения проявляет задатки личности и собственные чувства, незамеченные окружающими его близкими людьми, поскольку ребенок для них является лишь неразумным существом.
Образ и характеристика Илюши из рассказа Бежин луг Тургенева сочинение
Одним из ребят у костра был Ильюша, которому было около двенадцати лет. Мальчик с неяркой внешностью и вытянутым лицом. Он имел горбатый нос, плохо видел: сидя у костра, он постоянно щурился. Он все время о чем-то напряженно думал, отчего его брови были сдвинуты, а губы – плотно сжаты. Как и у большинства деревенских мальчишек, у него были светлые волосы. Они торчали из-под шапки из войлока. Мальчик часто и нервно ее поправлял, натягивая на уши. Одет он был скромно, но опрятно. Черная свитка была подвязана веревкой вместо ремня, а лапти и онучи на Ильюше были новые.
Несмотря на такой малый возраст, он уже работал с братом Авдеем на бумажной фабрике. Скудный заработок давал возможность одеваться, но не отдыхать: смены на заводе чередовались с ночными выпасами коней. Нередко мальчику приходилось ночевать с другими работниками прямо на фабрике, поскольку работы было много, а ходить домой – только время тратить. Раз его взяли на фабрику, значит Ильюша – ответственный, трудолюбивый и физически сильный, выносливый парень. Он не боится тяжелой работы, но пугается нечистой силы.
Он говорит слабым, немного осипшим голосом, ведь работать ему приходится в довольно шумном месте. Ильюша первым повествует историю о домовом. А затем еще одну страшную историю о Ермиле и злобном барашке. Он очень хорошо знает все поверья местных жителей, лучше остальных ребят, и ничуть не сомневается в них. Также хорошо помнит, где какое «гиблое место», разбирается в повадках лешего, умело рассказывает о страшных происшествиях.
Сначала спокойный, затем он с жаром вовлекается в историю о Тришке. Ильюша из верующей семьи, осведомлен о Христе, хоть и в приукрашенной манере. Он вспоминает о защищающей его «крестной силе», когда из тьмы доносятся жуткие, пугающие звуки.
Он называет Павлушу «малым», хотя они одного возраста. Опыт общения со старшими на фабрике приучает мальчика быть ответственным, присматривать за другими ребятами.
Когда Павлуша отправляется за водой, то Ильюша, предчувствуя беду, просит его быть осторожным. А когда тот возвращается, проговаривает, что слышать голос утопленника – это плохая примета. Ильюша знал, что говорил. Серьезный и взрослый не по годам, он предчувствовал несчастье.
Вариант 2
Илюша, это один из героев произведения «Бежин Луг», автор изобразил этого мальчика трудолюбивым, внимательным и очень ответственным человеком. Основная работа этого мальчика заключалась в том, что он ночью с другими ребятами пас лошадей, они ночью выгоняли их в поле и до утра следили за тем, чтобы лошади не разбежались и не напали на них волки.
Кроме этой работы Илюша работает на бумажной фабрике, там он вместе со своим братом гладят и чистят бумагу. Эту работу он тоже выполняет очень ответственно, мастер рад тому, как работают дети и просит их остаться до утра, чтобы доделать всю работу.
Но больше всего Илюша любит ночную работу, пасти лошадей, ведь там вовремя ночного дежурства мальчики друг другу рассказывают интересные, а порой и очень страшные истории. Самым лучшим рассказчиком является Илюша, он рассказывает очень страшные истории о нечистой силе, лешем, гаданиях, антихристе, о том, как мужик в лесу лешего встретил.
Все эти истории мальчик рассказывает очень интересно, ребята с удовольствием слушают его рассказы. Сам Илюша выглядит как большинство ребят его возраста, ему меньше 12 лет, он одет очень бедно, но в то же время вся одежда чистая, а лапти новые, верхняя одежда подпоясана специальным поясом.
Мальчик имеет строгое выражение лица, потому что брови постоянно сведены, нос имеет горбинку. Из-за болезненного ощущения на лице, получается постоянно выраженная сосредоточенность, строгость и мужество.
В свои неполные 12 лет мальчик уже работает на фабрике, пасет табун лошадей, и все свободное время помогает родителям или выполняет разную работу. Илюша постоянно был серьезным, ответственным и отзывчивым парнем. Все ребята, которые его знали, были уверены в отзывчивости и помощи, которую всегда окажет Илюша.
Он был не только серьезным, но и ответственным молодым человеком, которого можно охарактеризовать как маленького мужичка. Характер у Илюши полностью соответствует мужскому, его трудолюбие и серьезность, еще больше придают ему непогодам ответственности и взрослых рассуждений.
Илюша очень кратко описан в рассказе Тургенева, но при внимательном прочтении можно определить главные черты характера этого мальчика. Его жизненные приоритеты, и в то же время его любовь к рассказам о страшных событиях показывает, что перед нами простой мальчишка.
Ведь если внимательно читать описание Илюши, то сразу можно подумать, что перед читателями появиться вскоре взрослый мужчина, но нет, это мальчик с твердым и ответственным характером как у мужчины.
Илюша очень нравиться автору, ведь он пишет о нем с таким восторженным выражением, значит, он одобряет то, что мальчик в 12 лет, готов стать истинным мужчиной ответственным, серьезным и трудолюбивым.
Образец 3
Оказавшись в роли заблудившегося охотника Тульской губернии, рассказчик нашел ночлег у костра, который разожгли несколько крестьянских ребят. Их привычное ночное занятие — сопровождение табуна лошадей — не вызывало к него удивления. Из-за недостатка средств многие дети бедных семей находили себе подобный вид заработка.
Однако, наблюдая за ними со стороны, автор увлекся их рассказами, подмечая между тем каждую особенность характеров мальчуганов. Самые красочные и пугающие рассказы поведал Илюша. Он обладал хорошей памятью, благодаря чему мог рассказать о любом поверье и истории, связанной с ним.
Двенадцатилетний Илюша имел вид хмурого, напряженного человека, который постоянно щурился, будто решал важный вопрос. Неуверенность, оставившая отпечаток на его лице, сопровождала и голос, для которого был характерен сипловатый тон. С таким видом он рассказывал истории, нагоняющие страх на присутствующих возле ночного костра.
Однако образ тихого, пугливого, неуверенного мальчика меняется, когда речь заходит о неизвестных никому ранее страшных историях, связанных с мертвецами. Благодаря своим небылицам, он становился центром всеобщего внимания. Главными персонажами его рассказов были утопленники, лешие.
С наступлением сумерек Илюша становился душой компании. Далеко не все верили в услышанное, но каждый из ребят внимательно вслушивался в каждое слово, чтобы не остаться в стороне.
Из повествования Илюши о своей жизни становится понятным, что мальчик очень трудолюбивый. Он ежедневно работает на бумажной фабрике, о чем с гордостью рассказывает товарищам. В отличие от остальных пастушков он отличается большой эмоциональностью, которая связана со склонностью верить в поверья.
Опрятный вид мальчика выделял его среди остальных, хотя каждая деталь одежды говорила также о недостатке в семье. Было очевидно, что он имеет много родственников. Он знал не понаслышке о нужде и голоде. Подобные условия существования, с одной стороны, закалили его характер, благодаря чему мальчика можно было сравнить со взрослым мужчиной, с другой — вызвали хроническую усталость в столь раннем возрасте, о чем свидетельствовал его внешний вид.
Добрый, простой с виду мальчик, на самом деле имел необычайно твердый характер, решительность и силу духа. Благодаря портретным зарисовкам («нос с горбинкой, слегка вытянутое подслеповатое лицо»), содержанию его историй, трудовой деятельности был создан полный, удивительный образ этого мальчика.
Сочинение Характеристика и образ Илюши
Множество писателей пытаются передать в своих произведениях все, что они видят, настолько реалистично и детально, насколько это возможно. Таких писателей всегда очень ценили, так как они являются как бы исключениями из общего числа литературных деятелей.
Одним из таких исключений был Тургенев. Данный человек являлся ярким примером возможностей писателя с помощью ловкости в орудовании словами, передать то, что его окружало. Он всегда мог наиболее лаконично передать то, что он хотел. Одним из его сильных сторон было описание характеров и образов в своих произведениях. Все его читатели всегда замечали его педантичность к деталям в образах и формах их проявления.
Почти все его произведения являются таковыми. Но можно выделить одно, которое можно назвать самым явным представителем этой направленности в произведениях автора. Это произведение “Бежин луг”. В нём автор рассказывает нам историю небольшой группы деревенских детей, которые день изо дня проводят своё время, стараясь провести его как можно лучше и продуктивнее. Через их образы он старается передать их чувства, и то, как они мыслят и чем руководствуются в жизни.
Одним из таких персонажей, является Илюша. Илюша – крестьянский ребёнок, один из общей компании детей. Внешне это мальчик с приятными чертами лица, с небольшим лицом, и в целом, общими чертами лица.
По характеру, как описывают его друзья, он мальчик смелый, который всегда стремился к чему-то большему, чем он имеет сейчас. В свои юные годы он уже очень целеустремлённый парень, истинно верящий в своё светлое будущее. Он старается как можно скорее добраться до этого светлого будущего, из-за чего трудиться не покладая рук.
Также следует отметить, что данное сочинение написано основываясь исключительно на субъективном мнении, из-за чего не может восприниматься объективно как истинно верное мнение по данному вопросу.
Вариант 5
И.С.Тургенев, описывая в своих произведениях необыкновенную красоту русской природы, немало внимания уделяет и изображению людей из разных слоев общества. Не исключение составляют и крестьяне, чьи тяготы жизни он описывает во многих своих рассказах.
Одним из таких произведений является рассказ «Бежин луг» из цикла «Записки охотника».
Повествование ведется от имени заблудившегося охотника, встретившегося ночью с группой крестьянских мальчишек, пасших табун лошадей. Автор описывает образы каждого из пятерых ребят, одним из которых является двенадцатилетний Илюша.
Внешность Илюши ничем особенным не выделяется: светлые волосы, нос горбинкой, сощуренные глаза. Нахмуренные брови создавали впечатление озабоченной сосредоточенности на чем-то. По одежде мальчика можно было определить, что его семья очень бедная. Но, несмотря на бедность, мальчик одет опрятно и аккуратно.
Несмотря на столь юный возраст, Илья трудится на бумажной фабрике вместе с братом. Тяжелый физический труд не пугает мальчика, он понимает всю ответственность, возложенную на него за помощь семье.
По описанию автора видно, что Илюша обладает лидерскими качествами, умея привлечь внимание окружающих. Знание множества историй о нечистой силе, приведениях, а также умение красочно пересказывать их, позволяют ему завладеть вниманием ребят.
Мальчишки с интересом слушают рассказы Ильи о домовом на фабрике, о говорящем барашке, неуловимом антихристе Тришке. Мальчик не просто пересказывает истории, но и со знанием дела отвечает на любопытные вопросы друзей.
Помимо прочего, Илюша разбирается в различных приметах и поверьях. Услышав пугающие звуки, доносящиеся из темноты, Илья упоминает о защите «крестной силы», видно, что он из верующей семьи. Судя по тому, что мальчик помнит все происшествия, которые произошли в деревне, и все «гиблые» места, он обладает прекрасной памятью.
Если бы у мальчика была возможность получить нормальное образование, он мог бы в будущем стать писателем, собирая и обрабатывая народные сказания.
Описывая простого с виду деревенского мальчишку, автор сумел показать его решительный, стойкий характер и невероятную силу духа.
В своем рассказе Тургенев показал жизнь крестьянских детей, работающих на полях, на фабриках, пасущих ночью лошадей и в то же время, умеющих найти время для развлечений. Приученные с детства к труду и знакомые со всеми тяготами тяжелой крестьянской жизни, мальчишки не очень верили в страшилки, которыми пугали друг друга, зная, чего следует бояться по-настоящему.
Анализ рассказа И. Тургенева «Бежин луг»
История написания
Сборник «Записки охотника» объединил несколько очерков, в том числе рассказ «Бежин луг». История создания сборника «Записки охотника» началась со знакомства Тургенева со знаменитым критиком Виссарионом Белинским В 1843 г. Именно он вдохновил писателя на написание этих произведений. В 1845 году Иван понял, что теперь хочет заниматься исключительно литературной деятельностью. Лето того года он провел в селе, где в свободное время общался с крестьянами и их детьми, а также охотился. Вернувшись домой, он с головой окунулся в творческую работу.
Первые идеи о написании произведения стали появляться у Ивана Сергеевича в конце лета 1850 года. Тогда появились первые рукописные заметки в черновике с планом повествования. Уже в начале 1851 года работа над рассказом была закончена и в феврале Тургенев опубликовал его в журнале «Современник».
Автор недолго думал над названием рассказа и не вкладывал в него глубокого смысла. Он лишь подыскал нечто особое, за счет чего произведение, в котором описывались чудесные русские пейзажи, будет мелодично называться и запомниться публике.
Литературоведы, исследовавшие творчество писателя, выяснили, что подобного названия не существует. По всей видимости, Тургенев выбрал выдуманное название вместо существовавшего в действительности рядом с его деревней луга Рудинское болото — это звучало не слишком красиво.
Жанр произведения
«Бежин луг» по жанру относится к рассказу. Произведению присущи все характерные для него черты:
По направлению оно относится к литературе реализма, хотя и рассказу и присущи черты романтизма — легенды, переплетающиеся с реальной жизнью героев и поэтичные описания пейзажей.
Тема и проблематика
Основной темой произведения является природа и ее единение с людьми, их тесная взаимосвязь. Описанию мест, где разворачиваются события, Тургенев уделяет особое внимание. Настроения природы глубже раскрывают чувства и эмоции персонажей.
В рассказе писателем была поднята тема проблема жизни простого люда. Ведь дети крестьян, казалось бы, должны были наслаждаться беззаботным детством, а вместо этого они обязаны работать не меньше взрослых. Мальчики ночами пасут лошадей и следят, как бы на табун ни напали волки. Но несмотря на такие тяготы жизни, ребята радуются каждому дню и не унывают. И даже на работе они всегда находят как развлечься, и часто рассказывают друг другу невероятные истории.
Так Иван Сергеевич хотел выделить основную идею произведения — человек обязан ценить жизнь во всех ее проявлениях, радоваться ей и быть благодарным тому, что имеешь.
Писатель также поднял тему народных верований и легенд. На примере мальчишек, что так любили их пересказывать друг другу по ночам, автор продемонстрировал, как сильно необразованные деревенские жители больны верой в существование чего-то мистического.
Как пример, плотник Гаврила, который увидел русалку из-за своей буйной фантазии, потом становится мрачным и много думает о своем будущем и этом знаке. А Ульяна, которая случайно встретила своего «двойника», стала ждать своей скорой смерти. Ее бесконечные мысли о приближавшейся кончине действительно стали причиной ранней смерти. Сельская девушка Акулина, которой показался водяной, сошла с ума. С тоской и печалью Тургенев понимает, что причиной этого всего является элементарное отсутствие образования у сельских жителей. А вера в приметы делает их рабами своих страхов.
Еще одна затронутая в произведении проблема — это хрупкая детская душа, психология и мировосприятие ребенка. Тургенев хотел пробудить в читателях желание относится к крестьянским детям с нежностью и пониманием, думать о них и их судьбе. На примере пятерых мальчишек Иван Сергеевич показал как богат внутренний мир деревенских детей и как тонко они порой чувствуют природу.
Характеристика главных героев
Рассказ Тургенева примечателен тем, что его события разворачиваются вокруг простых людей. Писатель в основном повествует о крестьянских детях — описывает их внешний облик, жизнь и мысли. Каждый герой по-своему примечателен и индивидуален.
Характеристика самого охотника в рассказе практически не раскрывается. Но по совпадениям с Тютчевым становится понятно, что образ автобиографичен.
Композиция изложения
У рассказа сложная многослойная композиция. Он состоит из таких частей:
Повествование ведется первого лица, любителя охоты. Если кратко, то он однажды июльским вечером охотился за тетеревами и заблудился. Герой увидел свет костра и пошел на него, тогда он оказался на большом луге, который местные прозвали Бежиным. Вокруг огня сидели пять деревенских мальчишек. Мужчина попросился у них на ночлег, и лежа, стал наблюдать за ними.
Рассказ о мальчиках начинается с портретной характеристики каждого из них. На смену ним поочередно приходят монологи мальчишек. Их яркие, ни на что не похожие характеры отпечатываются на манере их повествования. Как результат, история каждого крестьянина приобретает свои уникальные оттенки интонации. Между монологами мальчиков охотник вставляет собственные рассуждения, оценки их поведения и наблюдения за ними.
Ключевой особенностью композиции являются описания пейзажей, которым Тургенев уделил много внимания. Все события в рассказе непрерывно переплетаются с окружающей людей природой, ее изменениями, что происходят в течение дня. Сюжет произведения становится еще более насыщенным за счет включения писателем в композицию монологов, пейзажных зарисовок, портретов и своих кратких примечаний к событиям рассказа.
Роль пейзажа в рассказе
Иван Сергеевич страстно любил природу, а потому во многие повести и рассказы из «Записок охотника» включил очерки пейзажей. Он относился к природе с особым трепетом и считал, что она живет своей не зависимой ни от кого жизнью. В тексте Тургенева пейзажи описываются конкретно, во всех деталях, но в то же время они окутаны переживаниями творца и всех героев рассказа. Он написал «Бежин луг» так, что природа в рассказе не просто фон, а инструмент, через который можно раскрыть чувства и переживания героев.
В своем рассказе Тургенев использует множество эпитетов, таких как: «заря… разливается кротким румянцем», «солнце — не огнистое, не раскаленное», «лиловый… туман». Автор также не скупится на метафоры: «солнце… мирно всплывает», «краски все смягчены» и сравнения — «облака исчезают… как дым». Каждая смена пейзажа передает и меняющееся настроение заказчика, его тревогу. С появлением у охотника таких эмоций яркий летний день приобретает темные и черные цвета. Иван Сергеевич мастерски передает красоту, что таится в природе, и читатель словно сам становится участником, описываемых им событий.
Писатель словно учит своего читателя наслаждаться окружающей красотой, замечать ее и ценить.
Понемногу
О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.
четверг, 11 ноября 2021 г.
Ответы на вопросы учебника к стихотворению Н. Некрасова «Крестьянские дети», 5 класс
Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 186-187
Размышляем о прочитанном
1. Вы прочитали стихотворение Некрасова «Крестьянские дети». Как вы думаете, почему оно так названо? О чём оно? Как произошла встреча героя с крестьянскими детьми и что ему в них сразу понравилось? Принадлежит ли сам рассказчик к крестьянам? Можно ли это узнать по его поведению и речи? Приведите доказательства в пользу вашего ответа. Какие эпитеты и сравнения использует поэт рассказывая об облике крестьянских детей? Почему глаза детей привлекли особое внимание автора и что он в них увидел?
Это стихотворение о крестьянских детях, об их нелёгкой судьбе и коротком детстве.
Герой после охоты спал в сарае, а дети наблюдали за ним. Герою сразу понравилось выражение глаз детей.
Эпитеты: внимательных глаз, святой доброты, милые плуты.
Сравнения: как в поле цветы, так стаей летят воробьи.
Глаза детей были спокойны, ласковы, добры, внимательны. Это привлекло внимание автора.
2. Чему подивились дети и какой приговор изрекли? Почему они решили, что незнакомец не барин?
Дети удивились бороде героя. Они считали, что у бар могут быть только усы, поэтому решили, что незнакомец не барин.
3. Что рассказывает поэт о совместных с детьми грибных набегах? Какие подвиги они совершали и от кого ждали славы? Серьёзно или иронично пишет об этом поэт? Кто на отдыхе радовал их рассказами?
Автор вместе с детьми ходил за грибами, раскапывал листья, обшаривал пни, примечал грибное местечко.
Они губили змей, считая это подвигом. И ждали одобрения своих поступков от прохожих.
Автор пишет об этом с иронией, как о простых детских забавах, играх.
Рассказами их радовали прохожие: копатель канав, лудильщик, портной, шерстобит, горожанин
4. В чём состоит нарядная сторона труда и как привлекали родители детей к труду?
Нарядная сторона труда состоит в наблюдении за работой родителей, помощи им, которая кажется детям игрой.
Родители специально брали маленьких детей в поле, чтобы они видели, как трудятся родители, помогали им и привыкали к крестьянскому труду. Они прививали детям любовь к полю и труду.
6. Перед мысленным взором читателя в этом произведении проходит много картин. Какие из них вам особенно запомнились и почему?
Мне больше всего запомнилась картина с Власом. Серьёзный мальчик вёз из леса дрова и считал себя мужиком, который обязан содержать дом и хозяйство.
Мне стало жаль мальчика, который так рано повзрослел и лишился счастливого, беззаботного детства.
7. Каким настроением пронизаны эти картины (грустным, весёлым)? Как вы думаете, правильно ли вы ответили на первый заданный вам вопрос о чём это стихотворение? Как бы вы теперь ответили на него? Что хотел сказать автор о крестьянских детях?
Картины детских игр и забав пронизаны весельем. Картины детского труда кажутся грустными.
Я считаю, что правильно ответила на заданный вопрос. Автор хотел сказать, что крестьянским детям очень рано приходиться работать наравне со взрослыми, у них почти нет детства, они с малых лет знают, что такое труд.
8. Какие картины детства и окружающего мира рисует поэт и чего желает детям?
Поэт рисует яркие картины детства: походы в лес за грибами и ягодами, купание в реке, игры с куклами. Он рассказывает, как дети внимательно слушают рассказы взрослых, как всё им интересно.
Дальше он рассказывает, как начинают трудиться крестьянские дети и что их ждёт в будущем. Он показывает мальчика, который возит из леса дрова наравне со взрослыми.
Обогащаем свою речь
1. Как вы понимаете слова и словосочетания:
Коснулось души умиленье. Стало приятно на душе.
Милые плуты. Милые проказники, озорники.
Святой доброты. Бескорыстной доброты.
Грибные набеги. Поход в лес за грибами.
Рубанки. Инструмент плотника.
Синеющей лентой. Голубая лента реки.
Вековое наследство. Оставленное предками.
Хлеб трудовой. Добытый тяжёлым трудом.
2. Выпишите из стихотворения слова, неправильно произнесённые крестьянскими детьми. Как их надо произносить, поставьте правильное ударение.
3. В прочитанных вами произведениях много слов, которые незаслуженно редко используются в современном русском языке. Объясните смысл этих слов.
Литература и изобразительное искусство
Рассмотрите иллюстрации Шмаринова к стихотворению «Крестьянские дети». Помогают ли они вам лучше понять мысли и чувства поэта? Подготовьте устный рассказ о детях, изображённых на иллюстрации.
Мне кажется, что эти иллюстрации хорошо дополняют стихотворение и помогают лучше представить образ крестьянских детей.
Устный рассказ о детях, изображённых на иллюстрациях Шмаринова
На первой иллюстрации мы видим детей, которые отправились в лес за грибами. Девочка постарше, одетая в простую, но чистую одежду, держит на руках малыша. Рядом мальчик палочкой тычет в ёжика, которого дети нашли на опушке. К ним спешит со всех ног ещё один мальчик с огромной корзиной для грибов. Он в огромной кепке, чтобы казаться взрослым, но без штанов.
Мне понятно, что детям сказали набрать полную корзину, и хотя для них лес полон тайн и игр, всё равно им придётся потрудиться. Но стоит жаркое лето и дети счастливы.
На второй иллюстрации мы видим Власа, маленького шестилетнего мальчика, который помогает отцу.
Наступила зима. Мальчик тепло одет. Он глубоко утопает в снегу, но упрямо ведёт под уздцы лошадь с возом дров. Он серьёзен, он чувствует ответственность и немного горд своей важностью. Влас ещё не понимает, что игры для него закончились и начинается полная невзгод и трудов взрослая жизнь.