Что приятно понимать под термином контрреформы и почему

22. Александр III: особенности внутренней политики

ГДЗ ◄ ГДЗ по истории ◄ ГДЗ. История России 9 кл. Арсентьев◄
Вспомните, каковы были положения прежнего университетского устава, изданного в 1863 г.

Устав 1863 года значительно расширял автономию университетов. В частности, ректора избирало собрание университета, деканов – собрания факультетов, а попечителю учебного округа отводилась довольно скромная роль с небольшими полномочиями.

Вопросы к §22. Александр III: особенности внутренней политики

1. Расскажите о взглядах Александра III на управление страной. Кто стал вдохновителем и проводником его внутренней политики?

Новый император был убеждённым и искренним сторонником самодержавия, потому не принимал никаких либеральных реформ политической системы. Главным вдохновителем его внутренней политики был такой же убеждённый монархист Константин Петрович Победоносцев.

Однако именно потому, что теория официальной народности была искренним убеждением Александра III, он не следовал ей слепо во всех сферах жизни страны (искренняя убеждённость обычно трезвая, а не слепая). В экономике претворялись в жизнь многие либеральные идеи. Император их одобрял, потому что политическую сферу они не затрагивали, а только укрепляли Россию финансово.

2. Что принято понимать под термином «контрреформы» и почему?

Под контрреформами понимаются меры, которые не отменяли прежние реформы, а сводили на нет или значительно корректировали их результаты.

3. Какие возможности давало властям введение в губерниях чрезвычайного положения?

Возможности лишь по своему усмотрению:

4. Кто избирал земских начальников? Интересы какого слоя населения они представляли?

Земские начальники были потомственными дворянами. Их назначал министр внутренних дел. По этим причинам они в большинстве своём представляли интересы бюрократического аппарата, а также дворянства. Таким образом, частично восстанавливался контроль дворян над крестьянами.

5. Какова была политика Александра III в области просвещения и печати? Перечислите основные законодательные акты. О чём говорилось в «циркуляре о кухаркиных детях»?

Основные законодательные акты:

6. В чём проявилась попечительская политика Александра III по отношению к крестьянам?

Попечительская политика проявлялась в отмене временнообязанного положения, снижении выкупных платежей, отмене подушной подати, создании Крестьянского банка и переселении крестьян на малозаселённые земли. То есть Александр III старался быть тем самым добрым к народу царём, на которого крестьяне всегда надеялись.

7. Когда в России начала складываться система рабочего законодательства? Что она собой представляла?

Система рабочего законодательства стала складываться в 1880-е – 1890-е года (начиная с указа 1882 года, который ограничивал детский труд). Система представляла собой ряд указов, за выполнением которых следили государственные чиновники. Она контролировала некоторые аспекты взаимоотношений рабочих и их нанимателей, защищая интересы первых. Однако ни о каком участии в этом контроле самих рабочих речи не шло.

Думаем, сравниваем, размышляем:

1. В чём вы видите главное отличие внутренней политики Александра III от политики предшествующего императора?

Главных отличия два. Во-первых, Александр II метался между консерваторами и либералами. Он начал правление с реформ, потом отступил от этого курса, в конце жизни, возможно снова хотел их возобновить, хотя сложно сказать наверняка, насколько он прислушивался к Лорис-Меликову.

Правление Александра III в этом смысле было гораздо более целостным (правда, и длилось оно почти вдвое меньше) – полностью консервативным, наполненным контрреформами и гораздо более эффективными, чем при его отце мерами по охране порядка (нельзя забывать, что народовольцы именно при Александре III были разгромлены, а новая террористическая организация появилась уже только при Николае II).

Ну, и второе отличие более очевидно. При Александр II были проведены масштабные реформы, которые способствовали политической модернизации, при Александр III – соответствующие контрреформы, которые серьёзно скорректировали результаты предыдущих преобразований.

2. Что принципиально отличало гимназии от церковно-приходских школ?

Они отличались ступенью образования (первые давали среднее, вторые – начальное образование), соответственно, набором предметов и уровнем их преподавания. Кроме того, гимназия была менее доступна из-за платы за обучение и циркуляра о кухаркиных детях.

3. Каково значение рабочего законодательства?

Рабочее законодательство впервые в России ограничило произвол владельцев предприятий. Также оно было частью попечительской политики. Эта политика в целом должна была усилить доверие народа к монарху и таким образом укрепить самодержавие.

4. Сравните положения двух университетских уставов (1863 и 1884 гг.), привлекая дополнительный материал. Составьте в тетради сравнительную таблицу.
Устав 1863 годаУстав 1884 года
Ректор избирался собранием университетаРектор назначался министром народного просвещения
Деканы избирались собранием факультетов на 3 годаДеканы назначались попечителем учебного округа сроком на 4 года
У попечителя учебного округа относительно скромная роль наблюдателяЗначительное повышение роли попечителя учебного округа
5. Разделившись на группы, найдите и изучите документы и воспоминания современников об учебных заведениях вашего региона второй половины XIX в. Подготовьте презентацию для одноклассников.

Презентацию можно скачать ►здесь

6. Используя ресурсы Интернета, изучите биографию и воспоминания современников об одном из деятелей, упомянутых в параграфе. Дайте своему герою оценку как государственному деятелю.

Дмитрий Андреевич Толстой, родившийся в 1823 году, принадлежал к графскому роду потомков знаменитого дипломата и сподвижника Петра I, но относился к небогатой его ветви. К тому же, он рано потерял отца. Закончил Императорский Царскосельский лицей, но состояние и положение в обществе получил только благодаря женитьбе в 1853 году на Софье, дочери Дмитрия Гавриловича Бибикова (в этом же году ставшего министром внутренних дел) и влиятельной при дворе статс-дамы Софьи Сергеевны урождённой Кушниковой.

По воспоминаниям современников Дмитрий Андреевич недолюбливал тестя, а тёщу просто ненавидел и не хотел про неё ничего слышать. Но это воспоминания относятся к более позднему времени. А вначале вероятно именно связи родителей жены позволили ему продвинуться по карьерной лестнице. Иначе как объяснить, что в возрасте 38 лет он уже стал сенатором – довольно рано для Российской империи.

Наверняка в период своего возвышения Толстой был консерватором, иначе в «мрачное семилетие» он не удостоился бы руки дочери видного государственного деятеля. Однако после смены власти резко переменил взгляды. Дмитрий Гаврилович Бибиков со смертью Николая I ушёл со всех постов, его зять не просто продолжал служить, а пришёлся, как говориться, ко двору. В 1865 году его назначили обер-прокурором Святейшего Синода, а в 1866 — ещё и министром народного просвещения.

На этих постах Толстой показал себя как убеждённый реформатор. При нём действовал новый университетский устав, был открыт целый ряд высших учебных заведений, включая высшие женские курсы и даже Варшавский университет (несмотря на недавнее польское восстание).

Однако когда государственная политика приобрела несколько консервативный характер, министр снова приспособился. К примеру, он провёл в 1871 году реформу гимназий, при которой реальные гимназии преобразовывались в реальные училища, выпускники которых по-прежнему не имели доступа в университеты.

В таком же умеренно-консервативном ключе в 1872 году издано положение о городских училищах, в 1874 — положение о начальных училищах. Сложно сказать, с какими соображениями императора была связана отставка Толстого, но своих постов он лишился в 1880 году.

Однако при новом императоре граф опять стал министром, теперь уже внутренних дел. Теперь он претворял в жизнь полностью консервативную политику контрреформ Александра III. Законодательные меры, проведённые и подготовленные при нём, были направлены на возвышение дворянства, регламентацию крестьянского быта и преобразование местного управления и самоуправления ради роста влияния назначаемых сверху чиновников.

Изданы законы о крестьянских семейных разделах и о найме сельских рабочих, подготовлены положение о земских начальниках и новое земское положение. Свобода печати была существенно ограничена временными правилами 1882 года.

Министром граф служил до самой смерти в 1889 году.

Дмитрий Андреевич Толстой был эффективным реализатором идей императоров, но, похоже, не имел собственных убеждений и склонялся то к либерализму, то к консерватизму в зависимости от того, каковы были настроения наверху. Для него всегда высшей ценностью оставалась карьера.

По воспоминаниям он даже отказался от любимой им девушки ради брака с дочерью Бибикова. Именно такие люди добивались успеха в бюрократической машине Российской империи – не имеющие своего мнения и потому тем полнее исполнявшие распоряжение начальства.

§22. Александр III: особенности внутренней политики

Источник

Контрреформы Александра III

Что приятно понимать под термином контрреформы и почему. Смотреть фото Что приятно понимать под термином контрреформы и почему. Смотреть картинку Что приятно понимать под термином контрреформы и почему. Картинка про Что приятно понимать под термином контрреформы и почему. Фото Что приятно понимать под термином контрреформы и почему

Контрреформы Александра III – это комплекс мероприятий правительства, направленных на изменение (консервацию) социально-политической жизни страны после либеральных реформ предыдущего императора. Главная миссия по претворению этих контрреформ в жизнь была возложена на министра внутренних дел графа Дмитрия Андреевича Толстого.

Причины контрреформ

Поводом для введения контрреформ стало убийство царя Александра II. Вступивший на престол Александр III озаботился усилением со стороны революционных сил и очень осторожно выбирал пути своего нового курса. Выбор помогли сделать сторонники реакционной идеологии К. Победоносцев и Д. Толстой. Приоритетами стали сохранение самодержавия, укрепление сословного строя, традиций и основ российского общества и неприятие либеральных преобразований.

Еще одной причиной контрреформ стало то, что власть не была готова к быстрому развитию и изменениям. А эти изменения уже начались: усилилось имущественное неравенство в деревне, возросло количество пролетариата. Власть не всегда понимала проходящие процессы и мыслила старыми понятиями.

Император прислушался к рекомендациям Победоносцева и отправил в отставку главного либерала М. Лорис-Меликова, поскольку не согласился с его планом преобразований.

В результате была создана программа нового царствования, которая была изложена 29 апреля 1881 года в Манифесте о незыблемости самодержавия. Автором манифеста стал К. Победоносцев.

Что приятно понимать под термином контрреформы и почему. Смотреть фото Что приятно понимать под термином контрреформы и почему. Смотреть картинку Что приятно понимать под термином контрреформы и почему. Картинка про Что приятно понимать под термином контрреформы и почему. Фото Что приятно понимать под термином контрреформы и почему

К.П. Победоносцев

Контрреформы

Крестьянский вопрос

Были приняты меры по поддержке дворянского сословия. В 1885 году создан Дворянский банк, задачей которого стало субсидирование помещиков.

Принимались меры для сохранения патриархального строя на селе. Более сложными стали земельные переделы и разделы. Были отменены подушная подать и общинное земледелие, но выкупные платежи были снижены. В 1882 году был учрежден Крестьянский банк, который должен был выдавать ссуды крестьянам на покупку земель и частной собственности.

Изменения в судебной системе

Претерпела изменения судебная реформа 1864 года. Судоустройство усложнялось и бюрократизировалось, сокращалась компетенция суда присяжных. На селе мировой суд практически заменился произволом чиновников. Служащие из поместных дворян стали во главе всей административной и судебной власти. Они были вправе отменять решения сельских и волостных сходов. Управы на местах на них было не найти, а подчинялись они только предводителю дворянства.

Пересмотр образовательной реформы

Изменения в образовательной системе ставили своей задачей усиление контроля над средней школой. Принятый циркуляр о «кухаркиных детях» не допускал до учебы в гимназиях детей простолюдинов. Начальная школа полностью контролировалась Святейшим синодом. В 1884 году был принят Университетский устав, который окончательно отменял университетскую автономию. Выросшая цена на образование также отсекла от учебы многих молодых людей.

Изменения в земствах

В 1890 году были внесены изменения в земскую реформу, в соответствии с ними был узаконен контроль правительства над земствами. Изменение имущественного ценза лишало избирательных прав ремесленников и местных торговцев.

Что приятно понимать под термином контрреформы и почему. Смотреть фото Что приятно понимать под термином контрреформы и почему. Смотреть картинку Что приятно понимать под термином контрреформы и почему. Картинка про Что приятно понимать под термином контрреформы и почему. Фото Что приятно понимать под термином контрреформы и почему

И.Е. Репин. Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца

Полицейские меры

В 1881 году было принято «Положение об усиленной и чрезвычайной охране», которое усилило полицейско-административное давление. Областные и губернские власти получили право на любой срок вводить чрезвычайное управление и, соответственно, могли высылать нежелательных лиц, закрывать учебные заведения и средства массовой информации. Особое совещание при Министерстве внутренних дел могло без суда и следствия ссылать подозрительных личностей и держать их под арестом до пяти лет.

Итоги контрреформ

Действительно, контрреформы Александра III немного затормозили развитие революционного движения и «заморозили» социальные противоречия, но не сделали их менее взрывоопасными. Протестных движений стало меньше, а террористических актов практически не было до начала XX века. Контрреформы должны были укрепить класс помещиков, положение которых в последнее время заметно пошатнулось.

Властям не удалось выполнить программу контрреформ в полном объеме. Уже с середины 1890-х годов начался подъем революционного движения. Лидирующее место в революционной борьбе занял пролетариат.

Источник

Значение слова «контрреформа»

Что приятно понимать под термином контрреформы и почему. Смотреть фото Что приятно понимать под термином контрреформы и почему. Смотреть картинку Что приятно понимать под термином контрреформы и почему. Картинка про Что приятно понимать под термином контрреформы и почему. Фото Что приятно понимать под термином контрреформы и почему

ко̀нтррефо́рма

1. система мероприятий, направленных против какой-либо реформы; реформа, отменяющая действие, итоги осуществлённой ранее реформы

Делаем Карту слов лучше вместе

Что приятно понимать под термином контрреформы и почему. Смотреть фото Что приятно понимать под термином контрреформы и почему. Смотреть картинку Что приятно понимать под термином контрреформы и почему. Картинка про Что приятно понимать под термином контрреформы и почему. Фото Что приятно понимать под термином контрреформы и почемуПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова ободочный (прилагательное):

Синонимы к слову «контрреформа&raquo

Предложения со словом «контрреформа&raquo

Сочетаемость слова «контрреформа&raquo

Понятия, связанные со словом «контрреформа»

Отправить комментарий

Дополнительно

Предложения со словом «контрреформа&raquo

Неолиберальная контрреформа стала возможна благодаря поддержке среднего класса.

Реакционные преобразования 1880‑1890‑х годов получили название контрреформ.

Именно это стало третьим, по-своему решающим направлением неолиберальной контрреформы.

Синонимы к слову «контрреформа&raquo

Сочетаемость слова «контрреформа&raquo

Правописание

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Источник

Контрреформы Александра III

В советской и современной историографической науке период правления императора Российской империи Александра III (1881-1894 гг.) принято называть временем контрреформ (приставка «контр» – противопоставление). Характерными особенностями его стали отклонения от либерального и во многом новаторского курса отца Александра III – императора Александра II, и возвращение к самодержавному строю. Император всячески укреплял собственную власть и придерживался консервативных ценностей, из-за чего получил поддержку у большей части дворянского сословия страны.

Причины контрреформ

Александр II был реформатором, он попытался решить крестьянский вопрос, провёл ряд реформ в образовательной, военной и земской сферах. Но решения его популярностью среди дворян не пользовались, поскольку ущемляли их интересы. Недовольные нашлись и среди податного населения. Это привело к трагическим последствиям, и прежде всего, к кончине Александра II, ставшей результатом террористического акта. Наследник престола, новый император Александр III решил не продолжать курс, выбранный его отцом. Своё правление он начал с проведения контрреформ и возвращения к самодержавной политике своих предков. Причиной этого послужили:

вольнодумство, распространившееся в студенческой среде (император не желал взращивать будущих революционеров, могущих поколебать его власть);

популярность просветительских и либеральных идей, в том числе и среди дворян;

слабость позиции дворянства (являвшееся опорой царской власти дворянство значительно измельчало, что ослабляло саму власть).

Власть не желала и не была готова к изменениям, поэтому всячески старалась им воспрепятствовать. Император провозгласил себя самодержцем, защитником традиций и основ российского общества, противником либерализации и приверженцем старого сословного слоя.

Направление контрреформ и их суть

Контрреформы коснулись следующих сфер и сословий русского общества:

Крестьяне. После реформы 1861 г., отменившей крепостное право, многие крестьяне покинули помещичьи владения, что уменьшило доходы дворян. Желая укрепить патриархальный строй на селе, императорская власть всячески препятствовала освобождению крепостных. В правление Александра III крестьянин не мог уйти от помещика, не выкупив землю. Если у крестьянина денег не было, он должен был остаться в поместье или же обратиться за помощью к созданному в 1882 г. Крестьянскому банку, а значит, взвалить на себя бремя по возврату взятой на покупку земли суды вместе с процентами. Это было невыгодно. Кроме того, власти препятствовали переезду крестьян в город. За возможность покинуть общину конкретным лицом, должно было проголосовать до 2/3 сельского схода, что было почти невозможно. Права участвовать в выборах глав земств крестьяне не получили.

Дворяне (помещики). В 1885 г. по приказу императора создают Дворянский банк. Цель его – поддержать дворян, заставить их вернуться к управлению заброшенными после крестьянской реформы 1861 г. поместьями.

Земства. Губернаторы получили власть над земствами, права которых были значительно урезаны. С 1889 г. земских начальников назначают из числа местных дворян, получивших судебные и административные функции (1890 – Положение о земствах). Начальник земства выбирал волостное правление, отменял и утверждал решения суда волости, мог оштрафовать крестьянина и даже арестовать его на срок до 7 суток. Несмотря на то, что органы земского управления были выборными и по факту всесословными, простые крестьяне участвовать в принятии решении права не имели.

Образование. Университеты закрыли свои двери для людей не благородного происхождения. Получить образование по новым правилам не могли женщины, евреи и представители низших сословий. Любые собрания и объединения студентов были запрещены, ликвидирован Студенческий суд. Младшую школу контролировал Священный синод. В 1884 г. был принят новый Устав, отменивший автономию Университетов, власти получили право назначать и снимать с должностей университетское начальство, преподавателей, определять программу обучения.

Суд. Правительство отказалось от системы мировых судей (выборного мирового судью заменил человек, назначенный земским начальником), зависимость суда от властей усилилась, в присяжные приглашают менее компетентных людей. Судебные заседания стали закрытыми, запрещалось печатать информацию о происходящем на суде в газетах, нарушался принцип гласности и разделения властей. Несовершеннолетние из зала суда изгонялись, а значит, не могли свидетельствовать по делам. В сложных случаях рассмотрением дела занималась Судебная палата.

Печатные издания. Вводится строжайшая цензура, учреждается специальная Верховная комиссия, состоящая из министров внутренних дел, юстиции и обер-прокурора. Члены комиссии могли закрыть газету или журнал, запретить печатать конкретную статью.

Контрреформы проводились под контролем самого императора, а также министра внутренних дел Лорис-Меликова, обер-прокурора Священного синода — К.П. Победоносцева и члена Государственного совета, министра просвещения и шефа жандармов Д.А. Толстого.

Плюсы и минусы в разных сферах

О положительных и отрицательных сторонах проведённых контрреформ смотрим в таблице:

Наименование контрреформы, затрагиваемые сферы общественной жизни

Источник

Контрреформы

Полезное

Смотреть что такое «Контрреформы» в других словарях:

КОНТРРЕФОРМЫ — в России, в литературе название серии законов, принятых в 1880 начале 90 х гг. и направленных на пересмотр реформ 1860 х гг.: восстановление предварительной цензуры (1882), введение сословных принципов в начальной и средней школе, отмена… … Современная энциклопедия

КОНТРРЕФОРМЫ — КОНТРРЕФОРМЫ, принятое в литературе название мероприятий правительства Александра III в 1880 1890 х гг. по пересмотру итогов реформ 1860 70 х гг.: восстановление предварительной цензуры (1882), введение сословных принципов в начальной и средней… … Русская история

контрреформы — в России, принятое в литературе название мероприятий правительства императора Александра III в 1880 х гг., пересмотр реформ 1860 х гг.: восстановление предварительной цензуры (1882), введение сословных принципов в начальной и средней школе,… … Энциклопедический словарь

«КОНТРРЕФОРМЫ» — реакц. преобразования в России, проведенные в царствование Александра III (80 нач. 90 х гг. 19 в.) и направленные к пересмотру бурж. законодательства 60 70 х гг. Реакц. курс внутр. политики окончательно утвердился после спада революц. ситуации… … Советская историческая энциклопедия

контрреформы — контрреф ормы, ф орм, ед. ч. ф орма, ы … Русский орфографический словарь

КОНТРРЕФОРМЫ — политика Александра III в 1880–1890 гг. – восстановление предварительной цензуры, введение сословных принципов в школе, отмена автономии университетов, введение института земских начальников … Российская государственность в терминах. IX – начало XX века

КОНТРРЕФОРМЫ России — КОНТРРЕФОРМЫ в России принятое в литературе название мероприятий правительства Александра III в 1880 х гг., пересмотр реформ 1860 х гг.: восстановление предварительной цензуры (1882), введение сословных принципов в начальной и средней школе,… … Большой Энциклопедический словарь

Государь Император Александр III — Александр III Александрович Портрет Александра III работы Крамского … Википедия

Дурново Иван Николаевич — (1834 1903), российский государственный деятель. В 1889 95 министр внутренних дел, провёл судебно административную, земскую и городскую контрреформы. С 1895 председатель Комитета министров. * * * ДУРНОВО Иван Николаевич ДУРНОВО Иван Николаевич… … Энциклопедический словарь

Людовик XVI (король Франции) — Людовик XVI фр. Louis XVI … Википедия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *