Что проводят врачи в сложных медицинских случаях
Универсальный алгоритм оказания первой помощи
Общая последовательность действий на месте происшествия с наличием пострадавших
Согласно Универсальному алгоритму первой помощи в случае, если человек стал участником или очевидцем происшествия, он должен выполнить следующие действия:
1. Провести оценку обстановки и обеспечить безопасные условия для оказания первой помощи:
1) определить угрожающие факторы для собственной жизни и здоровья; 2) определить угрожающие факторы для жизни и здоровья пострадавшего; 3) устранить угрожающие факторы для жизни и здоровья; 4) прекратить действие повреждающих факторов на пострадавшего; 5) при необходимости, оценить количество пострадавших; 6) извлечь пострадавшего из транспортного средства или других труднодоступных мест (при необходимости); 7) переместить пострадавшего (при необходимости).
2. Определить наличие сознания у пострадавшего.
При наличии сознания перейти к п. 7 Алгоритма; при отсутствии сознания перейти к п. 3 Алгоритма.
3. Восстановить проходимость дыхательных путей и определить признаки жизни:
1) запрокинуть голову с подъемом подбородка; 2) выдвинуть нижнюю челюсть (при необходимости); 3) определить наличие нормального дыхания с помощью слуха, зрения и осязания; 4) определить наличие кровообращения путем проверки пульса на магистральных артериях (одновременно с определением дыхания и при наличии соответствующей подготовки). При наличии дыхания перейти к п. 6 Алгоритма; при отсутствии дыхания перейти к п. 4 Алгоритма.
4. Вызвать скорую медицинскую помощь, другие специальные службы
Вызвать скорую медицинскую помощь, другие специальные службы, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом (по тел. 03, 103 или 112, привлекая помощника или с использованием громкой связи на телефоне).
5. Начать проведение сердечно-легочной реанимации путем чередования:
1) давления руками на грудину пострадавшего; 2) искусственного дыхания «Рот ко рту», «Рот к носу», с использованием устройств для искусственного дыхания. При появлении признаков жизни перейти к п. 6 Алгоритма.
6. При появлении (или наличии) признаков жизни выполнить мероприятия по поддержанию проходимости дыхательных путей одним или несколькими способами:
1) придать устойчивое боковое положение; 2) запрокинуть голову с подъемом подбородка; 3) выдвинуть нижнюю челюсть.
7. Провести обзорный осмотр пострадавшего и осуществить мероприятия по временной остановке наружного кровотечения одним или несколькими способами:
1) наложением давящей повязки; 2) пальцевым прижатием артерии; 3) прямым давлением на рану; 4) максимальным сгибанием конечности в суставе; 5) наложением жгута.
8. Провести подробный осмотр пострадавшего в целях выявления признаков травм, отравлений и других состояний, угрожающих его жизни и здоровью, осуществить вызов скорой медицинской помощи (если она не была вызвана ранее):
1) провести осмотр головы; 2) провести осмотр шеи; 3) провести осмотр груди; 4) провести осмотр спины; 5) провести осмотр живота и таза; 6) осмотр конечностей; 7) наложить повязки при травмах различных областей тела, в том числе окклюзионную (герметизирующую) при ранении грудной клетки; 8) провести иммобилизацию (с помощью подручных средств, аутоиммобилизацию, с использованием медицинских изделий); 9) зафиксировать шейный отдел позвоночника (вручную, подручными средствами, с использованием медицинских изделий); 10) прекратить воздействие опасных химических веществ на пострадавшего (промыть желудок путем приема воды и вызывания рвоты, удалить с поврежденной поверхности и промыть поврежденные поверхности проточной водой); 11) провести местное охлаждение при травмах, термических ожогах и иных воздействиях высоких температур или теплового излучения; 12) провести термоизоляцию при отморожениях и других эффектах воздействия низких температур.
9. Придать пострадавшему оптимальное положение тела
Для обеспечения ему комфорта и уменьшения степени его страданий.
10. Постоянно контролировать состояние пострадавшего и оказывать психологическую поддержку
Наличие сознания, дыхания и кровообращения
11. Передать пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи
Передать пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи, другим специальным службам, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом при их прибытии и распоряжении о передаче им пострадавшего, сообщив необходимую информацию.
Сложные случаи
Клиника терапии круглосуточно принимает пациентов, от которых отказались другие больницы. Наши специалисты – профессора, доктора и кандидаты медицинских наук, врачи с большим опытом работы со сложными случаями, берутся за лечение любого пациента.
В Юсуповской больнице созданы все условия для диагностики и лечения заболеваний разной тяжести: современная аппаратура для мониторинга жизненных функций, комфортные одно-, двух-, трех- и четырехместные палаты, централизованная подача кислорода, индивидуальное диетическое питание, разработанное специалистами.
В любое время суток в клинике терапии сложным пациентам окажут помощь на самом высоком уровне. В Юсуповской больнице госпитализация возможна 24 часа в сутки.
В клинике терапии Юсуповской больницы лечатся пациенты с заболеваниями различной степени тяжести. Профессора и врачи высшей категории применяют инновационные методы диагностики и лечения. Программу терапии подбирают индивидуально. Сложные случаи заболевания обсуждаются на Экспертном Совете, где врачи устанавливают точный диагноз и принимают коллегиальное решение в отношении дальнейшей тактики ведения пациента.
Особенности лечения сложных случаев в клинике терапии
В клинике созданы все условия для лечения пациентов любой степени тяжести:
В Юсуповской больнице работают доктора и кандидаты медицинских наук, которые являются профессионалами в лечении сложных заболеваний. В клинике практикуется комплексный подход в лечении и специалисты из других клиник больницы и профильных научных институтов принимают участие в лечении и реабилитации. Пациентов, нуждающихся в оперативном вмешательстве, после всестороннего обследования переводят в клиники-партнёры, где опытные хирурги выполняют малоинвазивные операции.
В клинике терапии пациентам в тяжелом состоянии оказывают помощь специалисты, которые обладают высокой квалификацией: проводят осмотр, определяют основное заболевание, направляют на консультацию к врачу другой специализации. Они постоянно контактируют с пациентами, контролируют все диагностические и лечебные мероприятия. Комплексная работа со всеми клиниками больницы (неврологии, реабилитации, онкологии), отделением реанимации и интенсивной терапии позволяет лечить не отдельное заболевание, а оказывать пациенту мультифункциональную помощь, с учётом его индивидуальных особенностей и состояния здоровья в целом.
Инновационные методы диагностики сложных заболеваний
В клинике терапии Юсуповской больницы обследование пациентов проводится с использованием современных аппаратов ведущих фирм Японии, США, Европы. Исследование проводят опытные специалисты, которые анализируют результаты обследования. Экспертная высокоточная лучевая диагностика проводится на уникальном цифровом оборудовании. Врачи проводят компьютерную и магнитно-резонансную томографию, различные рентгенологические исследования.
В Юсуповской больнице врачи в сложных случаях используют наиболее современные методики ультразвукового исследования: эластографию, эндоскопическое УЗИ. Они позволяют выявить патологию внутренних органов на ранних стадиях, недоступных обычным аппаратам.
В особо сложных случаях терапевты Юсуповской больницы применяют расширенную высокоточную функциональную диагностику:
В сложных случаях терапевты назначают пациентам весь спектр лабораторной диагностики, включая генетические исследования, определение онкомаркеров, титра антител. В Юсуповской больнице врачи проводят диагностические процедуры любой сложности (от базовой лабораторной и лучевой диагностики до позитронно-электронной томографии, иммуноферментных, фармакокинетических анализов, генетических анализов опухолей).
Лечение сложных случаев в клинике терапии
Терапевты Юсуповской больницы следят за последними достижениями медицинской науки, внедряя лучшие из них, в свою работу. Они учитывают индивидуальные особенности пациента, результаты анализов и инструментальных методов исследования.
Для лечения сложных случаев атеросклероза любой локализации, сахарного диабета, бронхиальной астмы, подагры, аутоиммунных заболеваний, терапевты проводят гемокоррекцию и плазмаферез. Эти инновационные методики порой позволяют избежать осложнений заболеваний, инвалидности, операций. Тесное сотрудничество с медицинскими университетами позволяет провести хирургическое лечение аритмии, эндоскопические операции на суставах, малоинвазивные лапароскопические операции на органах брюшной полости.
Терапевты Юсуповской больницы используют полный спектр медицинских препаратов, зарегистрированных в Российской Федерации (химиопрепараты, антибиотики).
В любое время суток Вы можете позвонить по телефону и вам окажут помощь на самом высоком уровне. В Юсуповской больнице сложных пациентов госпитализируют круглосуточно каждый день. В клинике терапии внимательно и уважительно относятся к каждому пациенту. В сложных случаях перед госпитализацией пациента бесплатно проконсультирует лечащий врач, он может обратиться к персоналу по любым вопросам, связанным с пребыванием в стационаре. Терапевты лечат пациентов любой степени тяжести, от которых отказались другие клиники, и благодаря опыту высококвалифицированных врачей, достигают серьёзных результатов.
«Поймите меня правильно!» Рекомендации врача пациенту
Поделиться:
Помните рассказ Михаила Афанасьевича Булгакова про «интеллигентного» мельника, выпившего махом все выданные ему порошки, чтобы «побыстрее выздороветь»? Перед нами типичный пример пациентско-врачебной некоммуникации. Один небрежно объяснил (возможно, в спешке, на бегу), другой понял в рамках своих представлений…
С оптимизацией здравоохранения (слова, которые воспринимаются уже хуже ругательства) меняются нормативы приема врача. У специалиста почти не остается времени на общение с пациентами. Нечего и думать о плотном контроле за течением лечения, частых повторных визитах для корректировки терапии — врачи перегружены. В таких условиях неправильно понятое предложение или даже слово может обернуться если не осложнениями, то по крайней мере неэффективным лечением.
Пациенту «все понятно»
Самый простой пример. Врач говорит: «Принимайте эти таблетки 3 раза в день после еды». Все просто и очевидно? Как бы не так.
Три раза в день — это три раза в сутки, примерно через 8 часов (скажем в 8:00, 16:00 и 24:00. У меня же были пациенты которые высчитывали длительность светового дня, делили на три… а для некоторых лекарств длительный ночной «перерыв» может быть критичным.
Читайте также:
Врачебный почерк
После еды… а через сколько? Сразу после, через десять минут или через два часа? До еды… еще сложнее. Это означает, что после приема лекарства надо обязательно покушать или что лекарство должно попасть в желудок без пищи.
Чтобы облегчить понимание, часто врачи раздают памятки или буклеты, но… пациенты их не читают.
Еще есть большая проблема — невнимательность к тому, что говорит врач. Хорошо, если у врача есть время проартикулировать голосом наиболее важные моменты, переспросить у пациента, верно ли он их понял, но, к сожалению, сейчас в большинстве случаев время, отпущенное на прием, не позволяет этого сделать.
«Особые» пациенты
Особую категорию составляют пациенты с нарушениями восприятия и памяти, как правило, пожилого возраста. И хотя я обычно против нахождения на приеме родственников (они вносят сумятицу, да и раскрыть врачу некие физиологические подробности в присутствии другого человека, пускай и родственника, бывает непросто), но в данном случае, как и в случае «не любящих лечиться» пациентов-мужчин, такое присутствие оправданно.
В таких случаях можно (если позволяет время) задать «контрольный» вопрос из другой области. Например, про то, какие шины или марку бензина пациент предпочитает использовать для своего авто. И нарваться на получасовую лекцию с перечислением марок, производителей, заправок и т.п. Все помнит. А название таблеток — забыл.
С памятью у них все в порядке, только предрассудков избыток. Таким товарищам с детства внушался стереотип, что жаловаться на здоровье — удел слабаков, и недостойно мачо, советского офицера, большого начальника, отца и опоры семейства (нужное подчеркнуть).
Рекомендации всем остальным
Итак, если вы все-таки хотите самостоятельно контролировать процесс лечения, как сделать взаимодействие с доктором эффективным?
Сложные случаи в медицине: девушке неправильно поставили диагноз и предложили сделать операцию
Представляем реальные случаи из практики клиники Медсервис.
Врач дежурного отделения предложил делать прокол гайморовой пазухи
Что показало МРТ?
Кирилл Сумин, врач рентгенолог, заведующий томографическим центром клиники: «На магниторезонансную томографию обратилась пациентка с выраженным головокружением, головными болями. Также известно, что она консультировался в дежурной ЛОР-службе. Был выполнен снимок околоносовых пазух. По снимку было высказано подозрение о наличии левостороннего гайморита. Пациентке был предложен прокол околоносовых пазух, от которого они отказались. И в связи с симптоматикой обратились на МРТ. При проведении магниторезонансной томографии какой-то очаговой патологии головного мозга, опухоли не выявлено, а в левой гайморовой пазухе выявлен отек слизистой без уровня патологического содержимого. После исследования состояние пациентки улучшилось, что связываем с противоотечным и обезболивающим действием постоянного магнитного поля.
Екатерина Золотарева, врач-кардиолог, врач функциональной диагностики клиники «Медсервис»: «Опухоль, слава богу, мы никакую не нашли, с мозгом все хорошо. А когда врач рентгенолог увидел пазухи, то сказал, что это отечная фаза гайморита. То есть нет там содержимого, это просто сильно выраженный отек слизистой. И это отек не только слизистой носа, они увидели и евстахиевы трубы. Там тоже отек был. Мы с этими снимками вернулись обратно в ЛОР-отделение, где нам было назначена адекватная терапия.
Доктор Юрий Одиянков комментирует ситуацию: «Это говорит только об одном. Исследование пациента должно быть максимальным и по возможности полным, начиная с подробнейшего расспроса и заканчивая, продолжая самыми современными методами исследования, принятыми на сегодняшний день в практической медицине. И это для исключения неточностей необходимо применять на постоянной основе, не сомневаясь в том, что именно это и необходимо».
Методический материал для проведения внеклассного мероприятия «Врачебная викторина»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное бюджетное учреждение
«Межшкольный учебный комбинат»
Составитель: Литвинова Т.А.
Назовите древнегреческого бога врачевания.
а) Гермес;
б) Гефест;
в) Асклепий;
г) Дионис.
(Был рождён смертным, но за высочайшее врачебное искусство получил бессмертие.
В Древнеримской мифологии бог врачевания звался Эскулапом.)
2. Кто вошёл в историю как «отец медицины»?
а) Пифагор;
б) Аристотель;
в) Гиппократ;
г) Авиценна.
(Знаменитый древнегреческий врач, историческая личность.)
3. Какова главная заповедь врача, сформулированная Гиппократом?
а) Не убий;
б) Не навреди;
в) Не откажи;
г) Не ври.
4. Вставьте пропущенное слово в известный афоризм Гиппократа: «Врач лечит, … исцеляет».
а) Вера;
б) Надежда;
в) Любовь;
г) Природа.
(Высказывание означает, что несмотря на то, что врач назначает лечение, исцеляет всегда природа, которая поддерживает жизненные силы больного.)
5. Чьим девизом было: «Сгорая сам – свети другим»?
а) Савонаролы;
б) Джордано Бруно;
в) Гиппократа;
г) Авиценны.
(Фраза-символ самоотверженного служения людям, подвижнического отношения к своему делу.)
6. Куда уходят в маске Гиппократа?
а) На маскарад;
б) На вручение дипломов врача;
в) На вызов к больному гриппом;
г) На тот свет.
(Невесёлый термин «маска Гиппократа» стал крылатым, обозначая лицо умирающего больного. Впервые основные черты лица больного в крайне тяжёлом состоянии описаны в сочинении Гиппократовского корпуса «Прогностика».)
7. Вставьте пропущенное слово в высказывание Парацельса: «В мире не существует ядов и лекарств – все решает …»?
а) Случай;
б) Доза;
в) Всевышний;
г) Врач.
8. Согласно славянским представлениям, лекарь должен был уметь беседовать с больными. Как стали называть таких специалистов со временем?
а) Доктор;
9. Представители какой профессии в средние века успешно заменяли врачей?
а) Кузнецы;
б) Алхимики;
в) Цирюльники;
г) Портные.
10. Какое из этих слов НЕ обозначает врача?
а) Лекарь;
б) Медик;
в) Целитель;
г) Скальпер.
(Скальпер – это биржевой спекулянт.)
11. Какое из этих животных изображено на эмблеме медиков?
а) Пиявка;
б) Пчела;
в) Змея;
г) Дятел.
12. Какой плод, согласно пословице, может оставить врачей без работы?
(«Кто яблоко в день съедает, у врача не бывает».)
13. На некоторых портретах Коперник, который учился медицине, держит в руках:
а) Розу;
б) Лилию;
в) Ландыш;
г) Гладиолус.
(Ландыш – знак врачебного сословия.)
14. Портрет хирурга Н.И. Пирогова находится в Третьяковской галерее. Чьей кисти он принадлежит?
а) И. Репина;
б) В. Сурикова;
в) И. Крамского;
г) И. Шишкина.
(Профилактика в медицине – это совокупность мер по укреплению здоровья, предупреждению и устранению причин заболеваний человека. Болезнь легче предупредить, чем лечить!)
16. Что из перечисленного не относится к медпрофилактике?
17. Французы говорят: «Архитектор прикрывает свои ошибки фасадом, повар – соусом…» Ачем, по мнению французов, прикрывает свои ошибки врач?
а) Халатом;
(Плохие, неопытные врачи хоронят свои профессиональные ошибки.)
18. Как называется прибор, какой применяют в своей работе медики?
а) Тонометр;
б) Камертон;
в) Баритон;
г) Криптон.
(Медики, это прибор для измерения кровяного давления, внутриглазного давления и тонического напряжения мышц.)
19. Назовите неотъемлемый медицинский атрибут врача-невропатолога.
а) Рефлектор;
б) Молоточек;
в) Скальпель;
г) Клизма.
20. Что собирают врачи, прежде чем приступить к лечению пациента?
(Так называется совокупность сведений о больном и его заболевании, полученных путем опроса больного и используемых для установления диагноза, прогноза болезни, выбора оптимальных методов ее лечения и профилактики.)
21. Что проводят врачи в сложных медицинских случаях?
(Консилиум – совещание нескольких ученых одной или различных специальностей. Он может быть необходим для установления состояния здоровья обследуемого, диагноза, определения прогноза, тактики дальнейшего обследования и лечения, целесообразности направления в специализированные отделения или другое, профильное, лечебное учреждение.)
22. Какой из этих медицинских терминов в переводе с греческого означает «распознавание»?
23.У какого из этих медицинских специалистов самые молодые пациенты?
(Педиатр – детский врач, а самые пожилые пациенты у геронтолога – врача, борющегося против старости, за долголетие человека.)
24. Как называется профессионал, создающий голливудские улыбки?
а) Эндокринолог;
б) Стоматолог;
в) Дерматолог;
г) Офтальмолог.
(Широкая улыбка, открывающая прекрасные зубы.)
25. Как называется специальность врача, лечащего больных туберкулёзом?
а) Педиатр;
26. Представитель какой врачебной специальности занимается коррекцией речи у детей?
а) Кардиолог;
б) Офтальмолог;
в) Ортопед;
г) Логопед.
27. Кто в госпитале погружает пациента в глубокий сон перед операцией?
а) Физиотерапевт;
б) Анестезиолог;
в) Рентгенолог;
28. Что окулист подбирает пациенту?
а) Очки;
б) Слуховой аппарат;
в) Зубные протезы;
29. Какой из этих врачей прописывает своим пациентам стельки?
а) Офтальмолог;
30. К кому обращаются с заболеваниями почек?
г) К гастроэнтерологу.
31. Кто из этих специалистов является главным борцом с вредными привычками человека?
(Он борется с алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией.)
32. Какая медсестра оказывает лечебно-профилактическую помощь на дому новорождённым?
а) Патронташная;
б) Патронажная;
в) Патронатная;
33. Поздравления каким врачам с их профессиональным праздником звучат в теле- и радиоЭФИРЕ 16 октября?
а) Хирургам;
б) Анестезиологам;
в) Гинекологам;
г) Стоматологам.
(Всемирный день анестезиолога празднуется 16 октября, так как в этот день в 1846 году зубной врач Томас Нортон провел первую в мире операцию под ЭФИРным наркозом.)
34. В какое воскресенье июня в России отмечается День медицинского работника?
35. В какой весенний день празднуется Международный день медицинских сестёр?
36. В какой день поздравляют работников Скорой медицинской помощи?
(В этот день 1898 года были открыты две первые Станции скорой помощи при Сущевском и Сретенском полицейских участках г. Москвы.)
37. Как в народе называют автомобиль скорой помощи?
38. Какой врач придумал школьную парту?
а) Ортопед;
б) Офтальмолог;
в) Невролог;
г) Дантист.
(Парту придумал профессор Московского университета Эрисман, борясь с детской близорукостью. Это было ещё в XVIII веке.)
39. Кто из великих российских врачей получил Нобелевскую премию за труды по физиологии пищеварения, расширившие и изменившие понимание жизненно важных аспектов этого вопроса?
а) Н.И. Пирогов;
б) Н.В. Склифософский;
в) И.П. Павлов;
г) С.П. Боткин.
(В 1904 году.)
40. Кто из указанных российских ученых был лауреатом Нобелевской премии по медицине?
а) И. М. Сеченов;
б) И. И. Мечников;
в) С. П. Боткин;
г) В. М. Бехтерев
(За труды по иммунитету в 1908 году.)
41. Сколько всего российских ученых стало лауреатами Нобелевской премии по физиологии и медицине?
а) 2;
б) 3;
в) 5;
г) 96.
(Это были Павлов и Мечников. А 96 лауреатов – это граждане США, по данным до 2013 года включительно.)
42. В московском сквере на Большой Пироговской есть памятник детскому врачу, на постаменте которого надпись: «Другу детей». Кому поставлен этот памятник?
а) Н. Филатову;
б) Л. Рошалю;
в) Е. Комаровскому;
г) А. Продеусу.
(Нил Фёдорович Филатов – русский врач, основатель русской педиатрической школы. С 1922 года имя Филатова носит детская городская клиническая больница № 13 – Филатовская – первая в городе детская больница, открытая 6 декабря 1842 года.)
43. Это заболевание названо именем выдающегося русского врача-терапевта С.П. Боткина, установившего его инфекционный характер. Что скрывается за болезнью Боткина?
а) Вирусный гепатит;
б) Птичий грипп;
в) Ветряная оспа;
г) Белая горячка.
44. Какой полезный напиток «прижился» в России с лёгкой руки Павла Яковлевича Пясецкого, писателя, историка, путешественника, художника и врача?
а) Кисель;
б) Кефир;
в) Какао;
г) Газированная вода.
(В поездке на Кавказ его привлёк этот напиток. Пясецкий выступил с докладом в Обществе русских врачей с предложением ввести кефир в лечебную практику.)
45. Кто первым в мире сделал удачную пересадку сердца человеку?
а) М. Дебейки;
б) В.И. Шумаков;
в) К. Барнард;
г) А.А. Вишневский.
(Кристиан Барнард – хирург-трансплантолог и общественный деятель. 3 декабря 1967 года выполнил первую в мире пересадку сердца от человека человеку.)
46. Кто успешно провёл операцию аорто-коронарного шунтирования первому президенту России Борису Николаевичу Ельцину?
а) Гавриил Елизаров;
б) Ренат Акчурин;
в) Леонид Рошаль;
г) Святослав Фёдоров.
(В качестве консультанта на этой операции был Майкл Дебейки. Все другие врачи кардиологами не являются.)
47. Какая из перечисленных всемирных организаций является медицинской?
а) ЮНЕСКО;
б) МОК;
в) МОТ;
г) ВОЗ.
(Всемирная организация здравоохранения. Она была основана в 1948 году со штаб-квартирой в Женеве в Швейцарии.)
48. В названии рыбы, по бокам хвоста которой расположены острые шипы, упоминается эта медицинская профессия. Какая?
а) Терапевт;
б) Хирург;
в) Ортопед;
г) Стоматолог.
49. Что может быть медицинским?
а) Бокс;
б) Самбо;
в) Дзюдо;
г) Каратэ.
(Это изолированное помещение в медицинском учреждении.)
50. В какой театр ходят только медики?
б) В кукольный театр;
в) В музыкальный театр;
г) В анатомический театр.
( Это помещение для анатомических работ, исследований и чтения лекций.)
51. Коротышку-врача из сказки Н. Носова звали Пилюлькин, а как звали коротышку-докторшу?
а) Медуница;
б) Валериана;
в) Алоэ;
г) Облепиха.
52. Антон Чехов, врач по образованию, называл литературу своей «любовницей». А как он называл медицину?
а) Верной подругой;
б) Законной женой;
в) Музой;
г) Кормилицей.
53. Назовите чеховский рассказ о несчастном ревматике.
а) «Сапоги»;
б) «Случай из практики»;
в) «Хирургия»;
г) «Припадок».
54. В чеховском рассказе «Хирургия» подробно описываются муки дьячка Вонмигласова, которому удаляют… Что?
а) Бородавку;
б) Зуб;
в) Аппендицит;
г) Занозу.
55. Кто из перечисленных знаменитых русских писателей был врачом?
а) К. Паустовский;
б) Л. Андреев;
в) В. Вересаев;
г) В. Короленко.
(Этому писателю принадлежат «Записки врача».)
56. Кто написал цикл рассказов «Записки юного врача»?
а) В. Вересаев;
б) В. Короленко;
в) М. Булгаков;
г) С. Боткин.
57. Какая актриса после болезни произнесла: «Если больной очень хочет жить, то врачи бессильны»?
а) Фаина Раневская;
б) Нонна Мордюкова;
в) Алиса Фрейндлих;
г) Людмила Гурченко.