что такое код специальности в колледже

Что такое код специальности в колледже

ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Russian classification of professions by education

Дата введения 2017-07-01

Предисловие

РАЗРАБОТАН Министерством образования и науки Российской Федерации

ПРЕДСТАВЛЕН Министерством образования и науки Российской Федерации

ВНЕСЕН Управлением развития информационного обеспечения и аккредитации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Введение

Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) является документом по стандартизации Российской Федерации.

ОКСО предназначен для классификации и кодирования профессий, специальностей и направлений подготовки, используемых для реализации профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего образования.

ОКСО основывается на утверждаемых Министерством образования и науки Российской Федерации перечнях профессий и специальностей среднего профессионального образования и перечнях специальностей и направлений подготовки высшего образования, разработанных в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

ОКСО вводится взамен ОКСО ОК 009-2003, а также Общероссийского классификатора начального профессионального образования (ОКНПО) ОК 023-95.

ОКСО используется при решении задач, связанных с:

— регламентацией приема, образовательной деятельности и выпуска по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования;

— определением прогнозной потребности в кадрах соответствующих квалификаций;

— регламентацией лицензирования и государственной аккредитации образовательной деятельности в области среднего профессионального и высшего образования;

— регламентацией статистического учета в области среднего профессионального и высшего образования.

ОКСО включает в себя следующие разделы:

Профессии среднего профессионального образования;

Специальности среднего профессионального образования;

Объектами классификации в ОКСО являются профессии и специальности среднего профессионального образования, специальности и направления подготовки высшего образования.

Под профессией, специальностью, направлением подготовки понимается совокупность компетенций, приобретенных в результате получения среднего профессионального или высшего образования и обеспечивающих постановку и решение определенных профессиональных задач.

Профессии, специальности и направления подготовки объединяются в укрупненные группы. Под укрупненной группой понимается совокупность родственных профессий, специальностей и направлений подготовки.

Для обобщенной характеристики профессий, специальностей и направлений подготовки укрупненные группы объединяются в области образования. Под областью образования понимается совокупность укрупненных групп, относящихся к определенной сфере деятельности.

ОКСО содержит коды областей образования, укрупненных групп, профессий, специальностей и направлений подготовки, а также их наименования.

В ОКСО использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования.

Кодовое обозначение профессии, специальности или направления подготовки состоит из семи цифровых знаков:

1-й цифровой знак соответствует коду области образования;

2-й и 3-й цифровые знаки соответствуют коду укрупненной группы;

4-й и 5-й цифровые знаки соответствуют коду образовательного уровня;

6-й и 7-й цифровые знаки соответствуют коду профессии, специальности или направления подготовки.

После кода области образования, после кода укрупненной группы и после кода образовательного уровня ставится точка.

Коды области образования, укрупненной группы и образовательного уровня представляют собой последовательные цифровые коды в пределах ОКСО.

Код профессии, специальности или направления подготовки представляет собой последовательный цифровой код в пределах укрупненной группы и образовательного уровня.

При кодировании укрупненной группы как объекта классификации код образовательного уровня и код профессии (специальности, направления подготовки) имеют значение «00».

При кодировании области образования как объекта классификации код укрупненной группы, код образовательного уровня и код профессии (специальности, направления подготовки) не используются.

— математические и естественные науки;

— инженерное дело, технологии и технические науки;

— здравоохранение и медицинские науки;

— сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки;

— образование и педагогические науки;

— искусство и культура;

— оборона и безопасность государства. Военные науки.

Источник

Что такое код специальности в колледже

Утвержден
Постановлением
Госстандарта России
от 30 сентября 2003 г. N 276-ст

ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

RUSSIAN CLASSIFICATION OF PROFESSIONS BY EDUCATION

ОК 009-2003

(в ред. Изменений N 1/2005 ОКСО, утв. Ростехрегулированием, N 2/2010 ОКСО, утв. Приказом Ростехрегулирования от 31.03.2010 N 48-ст)

ПРЕДИСЛОВИЕ

1. Разработан Научно-исследовательским институтом высшего образования (НИИВО) Минобразования России, Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству» (ФГУП «ВНИИКИ») Госстандарта России.

Представлен Министерством образования Российской Федерации.

Внесен Научно-техническим управлением Госстандарта России.

2. Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 30.09.2003 N 276-ст.

ВВЕДЕНИЕ

Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) охватывает высшее и среднее профессиональное образование и основывается на утверждаемых Минобразованием России перечнях направлений подготовки и специальностей высшего и среднего профессионального образования, разрабатываемых в соответствии с Федеральным законом «Об образовании» от 13.01.1996 N 12-ФЗ.

ОКСО предназначен для использования в процессе автоматизированной обработки и обмена информацией на всех установленных государством образовательных уровнях в Российской Федерации с охватом как государственных, так и негосударственных образовательных учреждений при решении следующих основных задач:

— определение прогнозной потребности, регулирование приема и выпуска специалистов;

— регламентация лицензионной деятельности и статистического учета в образовании;

— интеграция системы высшего профессионального образования и среднего профессионального образования Российской Федерации в международное образовательное пространство.

Объектами классификации в ОКСО являются специальности высшего и среднего профессионального образования.

Под специальностью понимают совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенных профессиональных задач.

В целом ОКСО представляет собой свод кодовых обозначений объектов классификации, наименований этих объектов и их дополнительных классификационных признаков.

Структурное описание объекта классификации включает:

— блок дополнительных классификационных признаков.

Блок идентификации ОКСО строится с использованием иерархического метода классификации и последовательного метода кодирования.

Три уровня иерархической классификации объектов выделяют:

— укрупненные группы специальностей и направлений подготовки;

Направления подготовки выделяют более узкую предметную область в рамках укрупненных групп специальностей и направлений подготовки, к которым они принадлежат.

Специальности выделяют в рамках направлений подготовки конкретную профессиональную область.

Специализации, вводимые учебными заведениями в порядке, установленном Минобразованием России, в ОКСО не рассматриваются.

Структура кодового обозначения включает шесть цифровых десятичных знаков и имеет вид:

1, 2-й знаки соответствуют укрупненным группам специальностей и направлений подготовки;

3, 4-й знаки соответствуют направлениям подготовки;

5, 6-й знаки соответствуют специальностям.

Блок наименования ОКСО содержит наименования укрупненных групп специальностей и направлений подготовки; направлений подготовки; специальностей.

Блок дополнительных классификационных признаков содержит информацию о квалификации, присваиваемой по направлению подготовки и/или по специальности.

Квалификация по направлению подготовки и/или специальности высшего и среднего профессионального образования определяет уровень обученности, подготовленности к выполнению определенных профессиональных задач.

Для 1-го разряда кода квалификации, характеризующего уровень образования с учетом принятых в Российской Федерации уровней образования, используются следующие значения:

Для 2-го разряда кода квалификации, характеризующего уровень квалификации, используются следующие значения:

— для среднего профессионального образования:

— для высшего профессионального образования:

Если к одному и тому же коду квалификации относятся наименования нескольких квалификаций, то код записывается только перед первым наименованием, но относится он и ко всем последующим наименованиям.

Наименование квалификации определяется утвержденными Минобразованием России перечнями направлений подготовки и специальностей высшего и среднего профессионального образования.

При необходимости кодирования квалификации, получаемой по конкретному направлению подготовки или специальности, должен использоваться 8-разрядный код, образуемый присоединением к 6-разрядному коду направления подготовки или специальности 2-разрядного кода квалификации.

Ниже приведен пример фрагмента классификатора и комментарии к нему.

Квалификации по направлению подготовки Геодезия

62 Бакалавр техники и технологии

68 Магистр техники и технологии,

где цифра в 1-м разряде кода квалификации указывает уровень образования:

цифра во 2-м разряде указывает уровень квалификации:

Например, 8-разрядному коду 12010062 соответствует запись: «Бакалавр техники и технологии по направлению подготовки Геодезия».

Квалификации по специальности Прикладная геодезия:

где цифра в 1-м разряде кода квалификации указывает уровень образования:

цифра во 2-м разряде кода квалификации указывает уровень квалификации:

Например, 8-разрядному коду 12010165 соответствует запись: «Инженер по специальности Прикладная геодезия».

Ведение ОКСО осуществляет НИИВО Минобразования России во взаимодействии с ФГУП «ВНИИКИ» Госстандарта России.

ВЫСШЕЕ И СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Обновление раздела прекращено в 2014 году. Версии законов могут не быть актуальными.

Источник

Минпросвещения предложило прекратить прием в колледжи и техникумы по 43 профессиям

что такое код специальности в колледже. Смотреть фото что такое код специальности в колледже. Смотреть картинку что такое код специальности в колледже. Картинка про что такое код специальности в колледже. Фото что такое код специальности в колледже

Министерство просвещения РФ планирует с 2022 года прекратить прием в колледжи и техникумы по 43 специальностям. Соответствующий проект приказа опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

«Проектом приказа вносятся изменения в 43 федеральных государственных образовательных стандарта… в части прекращения приема на обучение по ним с 31 декабря 2021 года», — гласит пояснительная записка к документу.

Среди упраздняемых направлений обучения на специальности оказались судовой повар и судовой бортпроводник, контролер банка, рекламный агент, младшая медсестра по уходу за больными, парикмахер, оператор вязально-швейного оборудования, вышивальщица, сборщик обуви, водитель городского электротранспорта.

Кроме того, прекращается прием на обучение профессиям проходчика, изготовителя железобетонных изделий, слесаря по изготовлению деталей и узлов технических систем в строительстве, электромонтажника авиационной техники, регулировщика железнодорожного движения (стрелочника), заготовителя продуктов и сырья, младшего ветеринарного фельдшера, слесаря по эксплуатации и ремонту газового оборудования и прочих.

Минпросвещения считает, что прием на эти специальности должен быть прекращен, чтобы система подготовки кадров пришла в соответствие с требованиями рынка труда.

Ведомство также готовит проект постановления правительства, согласно которому колледжи в стране смогут бороться за гранты для развития образовательно-производственных кластеров в рамках программы «Профессионалитет».

Чиновники также полагают, что профессии будут укрупняться, а квалификации — расширяться.

В 2019 году бывшая министр просвещения Ольга Васильева заявила «Российской газете», что с 2020 года из перечня профессий исчезнут около 100 специальностей.

«Мы точно знаем, что за прошедшие пять лет на них никто или почти никто не поступал», — сказала она.

Министр отмечала, что некоторые профессии устарели, а некоторые настолько изменились, что требуемые навыки можно получить на краткосрочных курсах.

Среди таких специальностей Васильева назвала изготовителя эмалированной посуды, сушильщика в бумажном производстве, ткача, вышивальщицу и сборщика электроники. В это же время было введено обучение новым профессиям по направлениям: мехатроника и мобильная робототехника, графический дизайн, техническая эксплуатация и обслуживание роботизированного производства.

Тогда же Минпросвещения внесло в список устаревших и изменившихся специальностей (для обучения именно в формате ССУЗ) автомеханика, оптика-механика, парикмахера, токаря, метролога и сотрудника гостиничного сервиса.

В начале октября 2021 года директор департамента госполитики в сфере среднего профобразования и профессионального обучения Минпросвещения Виктор Неумывакин заявил «Российской газете», что за последнюю пятилетку отмечается существенный рост спроса на среднее специальное образование. Сейчас по этим программам в стране обучается 1,2 млн человек.

«Колледжи сегодня выбирают 60% девятиклассников. Это стало возможным благодаря серьезным изменениям в системе СПО, связанным с обновлением материально-технической базы и педагогического состава колледжей и техникумов», — отметил чиновник.

В материале говорится, что у выпускников колледжей «практически нет проблем с трудоустройством». Получив диплом, работу сразу находят 82% фармацевтов, 81% воспитателей детских садов, 78% выпускников специальности «лечебное дело» и 73% новоиспеченных учителей начальных классов.

Среди самых популярных специальностей оказались сестринское дело, IT и программирование, кондитер и сварщик. Рабочие профессии становятся все более престижными, профессию в колледже можно получить за 2-3 года и практически сразу устроиться на работу с достойной зарплатой.

Кроме того, удобным способом поступления в университет является колледж при вузе. ЕГЭ сдавать при поступлении в ССУЗ не нужно, туда берут по итогам конкурса аттестатов. Отучившись пару лет, можно «плавно перейти на следующую ступень образования», сообщается в статье.

Источник

ОКСО — Общероссийский классификатор специальностей по образованию

Классификатор ОК 009-2016.

Коды ОКСО

Описание и справочные данные

Приказы и постановления

Список документов о введении в действие, отмене классификатора, внесении важных правок. Обратите внимание, что показаны не все официальные документы по классификатору, а только наиболее значимые.

Приказы, касающиеся изменений в классификаторе (добавления, удаления и корректировки данных), перечислены во вкладке списка изменений.

Скачать ОКСО

Доступен для скачивания 1 файл:

Комментарии

Пользователи сайта оставили 16 комментариев по классификатору и его годам.

Окончил Алтайский Политехнический Институт в 1988 г., автотранспортный факультет по специальности «Автомобили и Тракторы». Код был 0513. Сейчас называется Алтайский Технический Университет, факультет «Наземные транспортные средства», специализация «Автомобили и Тракторы» код 23.05.01. Где найти соответствие кода 0513 коду 23.05.01?
— Вадим 09.12.2020

Комментарии к коду 2.08.03.01

профиль: Автомобильные дороги
— Илья 28.10.2020

Комментарии к коду 2.08.05.01

Где определено, что такое «Строительство» и что такое «Строительство уникальных зданий и сооружений»?
— Левин Виктор Матвеевич 22.10.2020

Комментарии к коду 2.09.00.00

Почему классификатор не синхранизируется с актуальной версией Перечня специальностей и профессий СПО?
Кто является разработчиком данного документа, как часто он должен обновляться?
— Ольга Евгеньевна 09.09.2020

Комментарии к коду 2.15.01.30

Добрый день! Какой все-таки код ставит слесарю? 9211.9 или 2.15.01.30?
— Светлана Бекбулатова 17.06.2021

Комментарии к коду 2.23.04.01

Специальность по диплому «Многоцелевые гусеничные и колесные машины». Какой код КСО?
— Ольга 16.11.2020

Комментарии к коду 2.29.02.06

Вопросы.
Чем 29.02.09 (Печатное дело) отличается от 29.2.06 (Полиграфическое производство)?
— Румянцев Вячеслав Николаевич 25.05.2020

Комментарии к коду 4.36.00.00

Доброго времени суток! Подскажите пожалуйста у меня специальность зоотехния со специализацией технология переработки мясомолочной продукции. Подходит ли мое образование под требования: профессиональное образование укрупненной группы «Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров». Спасибо.
— Юлия 11.09.2021

Комментарии к коду 5.38.00.00

К чему можно отнести специальность секретарь-референт и специальность секретарь-администратор?
— Наталья 22.07.2021

Комментарии к коду 5.41.00.00

Востоковедение и африканистика больше не относится к группе 41. Теперь это отдельная укрупненная группа специальностей и направлений №58. Исправьте, пожалуйста.
— Александр Анатольевич Груздев 21.05.2020

Комментарии к коду 7.45.03.01

Все ясно
— Мария 10.11.2020

Комментарии к коду 7.47.04.01

Комментарии к коду I.3

Комментарии к коду II

Не могу найти код специальности СПО 09.02.03 программирование в компьютерных системах
— Валентина 28.05.2020

Комментарии к коду IV.6

Здравствуйте. Если у меня код направления начинается на 44.»Психолого-педагогическое образование», то я не психолог, а педагог?
Возникли проблемы при переподготовке, на которую требуется высшее психологическое образование. Была уверена, что у меня оно самое, а код не проходит?
— Екатерина 25.04.2020

Комментарии к коду V.3

Добрый день! Имеются ли коды специальностей по дополнительным профессиональным образовательным программам для специалистов, работающих в мед.организациях?
Физиотерапия, функциональная диагностика, мед.массаж, операционное дело, рентгенология. Где посмотреть? Требует Минздав при заполнении документов для первичной специализированной аккредитации.
— Елена 09.06.2021

Оставьте комментарий, если
1) у вас есть дополнительная информация по классификатору,
2) заметили ошибки и неточности на сайте,
3) хотите задать вопрос, ответ на который могут дать другие пользователи сайта.

Все поля формы обязательны для заполнения. При отправке комментария Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Источник

Что означает квалификация и специальность по диплому, как разобраться в путанице понятий, связанной с записями в документах, и как вернуть утерянную профессию?

Квалификация и специальность по диплому

Профессия, специальность и квалификация

Специальность в системе обучения – общее направление подготовки студента. В рамках конкретной специализации возможно получить различную квалификацию.

Квалификация – уровень подготовки выпускника высшего учебного заведения: специалист, бакалавр, магистр. В области среднего профессионального обучения установлен начальный и средний уровень.

Профессия – узкопрофильные дисциплины учащихся специалитета и средних профессиональных заведений, направленные на овладение определенной предметной областью.

что такое код специальности в колледже. Смотреть фото что такое код специальности в колледже. Смотреть картинку что такое код специальности в колледже. Картинка про что такое код специальности в колледже. Фото что такое код специальности в колледже

Специалист, бакалавр, магистр

В 2003 году Россия присоединилась к Болонскому процессу по сближению отечественной системы обучения с европейской. Сейчас высшее образование в стране предусматривает несколько уровней:

Бакалавриат – полноценное высшее образование по определенному направлению (кроме медицинского) без углубления в конкретную специализацию. Для получения степени бакалавра учатся 4 года. Она дает выпускнику право устроиться на работу или обучаться дальше, на степень магистра. Если выбирается магистратура другого профиля, придется сдавать дополнительный экзамен.

Специалитет. Степень специалиста получают студенты после 5 или 6 лет обучения в ВУЗе. В выбранной сфере знаний они основательно постигают определенный вид деятельности, включая медицину. Выпускники специалитета вправе поступать в аспирантуру по родственному направлению. Но если выбрать иную область обучения, сначала придется получать профильное высшее образование.

Магистратура. Обучение на степень магистра длится 2 года и имеет научно-исследовательскую направленность. С объемом знаний такого уровня выпускник может поступить в аспирантуру, продолжить занятия научной деятельностью или устроиться на престижную должность.

Наниматели неохотно предоставляют работу бакалаврам, предпочитая специалистов по причине углубленного изучения ими определенных видов деятельности.

В дипломах выпускников специалитета указана область обучения и конкретная профессия. В документах выпускников бакалавриата и магистратуры обозначено направление подготовки и уровень образования (бакалавр, магистр).

Как узнать код специальности по диплому

Новая версия российского классификатора ОК 009-2016 действует с 1 июля 2017 года, версия 2003 года – недействительна. Согласно классификатору, код состоит из 7 цифр:

первый знак обозначает область образования;

второй и третий указывают на код укрупненной группы (совокупность схожих профессий);

четвертый и пятый говорят об уровне образования, от среднего профессионального до аспирантуры;

шестому и седьмому соответствует вид подготовки, специализации или профессии.

Первую цифру в документе об образовании не указывают. Классификатор ОК 009-2016 поможет узнать, что означает шестизначный код, или по виду деятельности найти его значение.

что такое код специальности в колледже. Смотреть фото что такое код специальности в колледже. Смотреть картинку что такое код специальности в колледже. Картинка про что такое код специальности в колледже. Фото что такое код специальности в колледже

Как правильно указывается специальность

При устройстве на работу возникает вопрос, как заполнить графу о профессии. Ведь трудовую книжку требуется оформлять в соответствии с официальными документами.

В дипломе выпускника специалитета область специализации – юриспруденция, квалификация – юрист; или нефтегазовое дело с профессией – инженер. В документе выпускника бакалавриата ставится направление подготовки – юриспруденция, уровень – бакалавр. Что указать в трудовой книжке: специальность в дипломе – юрист, бакалавр или юриспруденция?

В таких случаях в трудовой книжке правильно писать:

инженер, нефтегазовое дело;

Диплом специалиста по специальности

Рассмотрим несколько документов выпускников средних и высших учебных заведений:

Область образования – юриспруденция (она не указывается), специальность по диплому – правовое обеспечение национальной безопасности, код 40.05.02, квалификация – юрист.

Государственное и муниципальное управление – вид подготовки, код – 38.03.04, бакалавр.

Направление обучения среднего профессионального образования – компьютерные системы и комплексы с кодом 09.02.01, специалист по компьютерным системам.

Парикмахер в сфере сервиса и туризма, код 43.01.02.

Общее правило – в границах единой сферы деятельности указывается узкая область конкретных дисциплин, как у специалистов, или уровень подготовки, как у бакалавров и магистров.

Сколько действителен диплом, если не работать по специальности

Когда человек много лет не работал по направлению, указанному в дипломе, его документ об образовании остается действительным, сколько бы ни прошло времени. Не существует закона, по которому документ аннулируется, если им не воспользоваться.

Но навыки и знания, полученные во время обучения, неизбежно теряются без применения на практике. Поэтому работодатели неохотно нанимают таких сотрудников.

Для восстановления статуса специалиста необходимо пройти курсы повышения квалификации по соответствующей должности.

Чтобы не забросить полученный диплом на годы, будущим студентам необходимо определиться заранее, хотят ли они заниматься научной деятельностью или их призвание – конкретное интересное занятие.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *