художник по костюму код профессии

Художник по костюму

ОКПДТР

Код выпуска ЕТКС

Код по ОКЗ

О Профеcсии

Базовая группа 7443
Профессии рабочих швейной промышленности*

Рабочие швейной промышленности изготавливают лекала для различных видов швейных изделий, раскраивают ткани на детали изделий различного ассортимента, раскраивают меховые шкурки, выполняют скорняжные работы, шьют изделия из различных материалов и меха, вышивают изделия из тканей, проводят плиссирование и гофрирование, изготавливают головные уборы.

Обязанности, выполняемые рабочими данной базовой группы, включают:

— построение в соответствии с чертежами лекал на узлы швейных изделий;

— изготовление контрольных, рабочих и вспомогательных лекал из различных материалов;

— раскладку лекал деталей на различных материалах и обводку контуров лекал;

— раскрой различных тканей на детали изделий по лекалам;

— выполнение на машинах или вручную операций по пошиву изделий из различных материалов с контролем качества кроя, соответствия цвета деталей изделия, прикладных материалов, фурнитуры и ниток;

— вышивание узоров и рисунков на тканях различными видами вышивок;

— плиссирование и гофрирование тканей с приготовлением растворов для закрепления плиссе и гофре;

— изготовление на машинах и вручную разнообразных головных уборов из различных материалов (кепи, шляп, фуражек и др.);

— формование каркасов женских шляп и фетровых шляп из шерстяных и пуховых колпаков, монтаж аппаратуры в шлемофонах и других специальных головных уборах;

— раскрой меховых шкурок по шаблонам, расправку шкурок на длину и ширину;

— наборку изделий, мехов, полос из шкурок, меховой и шубной овчины, из хвостов, лап и т.п. деталей, однородных по цвету, тону, густоте волосяного покрова, характеру кожевой ткани;

— соединение частей меховых шкурок в детали кроя и соединение деталей кроя в изделие;

— выполнение других родственных по содержанию обязанностей.

Примеры профессий, отнесенных к данной базовой группе:

Модистка головных уборов

Монтажник аппаратуры специальных головных уборов

Формовщик головных уборов

Швея в сырейно-красильных и скорняжных цехах.

Источник

Профессиональное обучение без границ

ГБПОУ КДПИ им. Карла Фаберже реализует проект «Профессиональное обучение без границ» с 2016-2017 учебного года.

Цели проекта:
— ранняя профессиональная социализация лиц в возрасте до 18 лет;
— удовлетворение потребности в профессиональном обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья;
— расширение интереса к трудовому и профессиональному обучению в условиях структурных изменений на рынке труда, роста конкуренции, определяющих постоянную потребность экономики города Москвы в профессиональной мобильности молодежи.

В рамках проекта колледж сотрудничает с общеобразовательными организациями города Москвы: ГБОУ «Школа № 508», ГБОУ «Школа № 902 «Диалог»», ГБОУ «Школа № 2001», ГБОУ «Школа № 1375» и др.

Обучение по модулям завершается выдачей сертификатов.
По завершению программы обучения, состоящей из модулей, проводится квалификационный экзамен.
По окончании курса выдается Свидетельство установленного образца с присвоением квалификации по профессии рабочего.

Проект важен и интересен школьникам, так как развивает интерес к будущей профессии, дает возможность сделать профессиональный выбор.

Зачисление на обучение осуществляется при наличии следующих документов:

Код, н аименование профессии

Наименование, разряд (класс, категория, квалификация) в соответствии с выдаваемым свидетельством

Профессиональные компетенции

Кол-во часов

12565 Исполнитель художественно-оформительских работ

Исполнитель художественно-оформительских работ 3 разряда

— Изготовление простых шаблонов;

— составление простых колеров;

— выполнение художественных надписей

12321 Художник росписи по ткани

Художник росписи по ткани 3 разряда

— Подготовка материалов и построение эскизов для рисунка и живописи;

— художественная роспись текстильных изделий;

— ведение индивидуальной трудовой деятельности

11811 Декоратор витрин

Декоратор витрин 3 разряда

-выполнение вспомогательных работ при оформлении витрин;

-знание правил ухода за витринами

19523 Художник
по костюму

Художник по костюму

— Разработка эскизов изделий с учетом технологических особенностей модели;

— изготовление изделий одежды, моделей и образцов ассортиментных групп из различных материалов с применением современных методов и приемов;

— определение свойств и качества материалов для изделий одежды;

— изготовление комплекта шаблонов (лекал) для раскроя изделий в соответствии с эскизом модели

19519 Художник миниатюрной живописи

Художник миниатюрной живописи

— Художественная роспись изделий миниатюрной живописи;

— копирование бытовых изделий традиционного прикладного искусства;

— изображение человека и окружающей предметно-пространственной среды средствами академического рисунка и живописи;

— ведение индивидуальной трудовой деятельности

19966 Ювелир-монтировщик

— Подготовка материалов к ювелирной обработке;

— выполнение операций по изготовлению несложных ювелирных и художественных изделий из цветных металлов;

— осуществление контроля за качеством выполнения работ

16199 Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин

Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин 2 разряда

— Выполнение ввода цифровой и аналоговой информации в персональный компьютер с различных носителей;

— управление размещением цифровой информации на дисках персонального компьютера, а также дисковых хранилищах локальной и глобальной компьютерной сети;

— эксплуатация комплексных систем обеспечения информационной безопасности в автоматизированных системах

19525 Цветочница

-изготовление без тепловой обработки декоративных цветов из ткани и других материалов;

-выполнение работ по созданию флористических изделий;

-оформление заказов на флористические работы;

-знание государственных стандартов и технических условий на изготовление цветов1489

Консультант в области развития цифровой грамотности населения (цифровой куратор)

-использование ИКТ в профессиональной деятельности;

-передача информации о консультациях с применением средств ИКТ;

Источник

ЕКСД 2018. Редакция от 9 апреля 2018 года (в т.ч. с изменениями вступ. в силу 01.07.2018)
Для поиска утвержденных профстандартов минтруда РФ используйте справочник профстандартов

Художник-модельер театрального костюма

Должностные обязанности. Исполняет сценические костюмы по эскизам художника-постановщика, разрабатывает самостоятельно и/или с привлечением специалистов (консультантов) комплект документации, требующейся для изготовления сценических костюмов. Обеспечивает наиболее целостную, точную и конкретную реализацию эскизов костюмов. При создании сценических костюмов внедряет новейшие достижения в области швейной техники, технологии и новых материалов. Руководит подразделением организации исполнительских искусств, изготавливающим сценические костюмы, контролируя раскрой деталей костюма, выполнение указаний художника-постановщика, художника по костюму по фактуре, цвету, крою, объемам и деталям костюма, правильность пошива и других работ по изготовлению костюма. Контролирует рациональное использование костюмов, соблюдение технологических правил их эксплуатации, стирки, химической чистки, хранения и транспортировки.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся деятельности организаций исполнительских искусств, технику и технологию изготовления сценического костюма, свойства, специфику и фактуру материалов, применяемых в костюмном производстве, правила эксплуатации, хранения и транспортировки костюмов, особенности фигур и индивидуальностей актеров организации исполнительских искусств, опыт работы организаций исполнительских искусств в области изготовления и эксплуатации сценического костюма, историю театрально-декорационного искусства и костюма, историю литературы, театра, балета, методы творческой работы по созданию сценического костюма в организациях исполнительских искусств, основы экономики и управления в сфере исполнительских искусств, трудового законодательства, правила внутреннего трудового распорядка, правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации.

Источник

Профессия 29.01.04. Художник по костюму 29.12.2020

Необходимые качества: художественные способности; развитое образное мышление, конструкторские способности, развитое чувство цвета, хороший глазомер, креативность, организаторские способности. Препятствуют успешной профессиональной деятельности отсутствие специальных (художественных) способностей, консервативность.

Выбрав эту профессию, ты получишь полную свободу творчества, сможешь выделиться на фоне других людей. Ты сможешь открыть собственное дело, одевать свою семью, получишь возможность зарабатывать хорошие деньги. И наконец, просто красиво выглядеть.

Художник по костюму выполняет:

• разработку эскизов изделий с учетом технологических особенностей модели;
• выполняет зарисовки, вариантов графических рисунков;
• разработку художественных и рабочих эскизов модели костюма, передачу в эскизе художественных достоинств модели;
• изготовление изделий одежды, моделей и образцов ассортиментных групп из различных материалов с применением современных методов и приемов.

Художник по костюму владеет:

• основами изобразительной грамоты, приемами и техникой рисунка и живописи.

Художник по костюму использует:

• традиционные приемы и техники рисунка, живописи при выполнении творческих работ, связанных с профессией художника по костюму;
• различные виды техники графики при выполнении эскизов.

Основные виды деятельности художника по костюму:

• Разработка эскизов моделей одежды с учетом исторического костюма или тенденций моды.
• Разработка конструкций и шаблонов (лекал).
• Технологическая обработка изделий и выполнение их в материале.

Сегодня эта профессия востребована на рынке труда. Круг применения этой профессии очень широк: это кино, театр, телевидение, работа с известными дизайнерами. Кроме того, художник по костюму может работать в ателье, салонах и домах моды; на предприятиях легкой промышленности; в качестве частного предпринимателя; в образовательных учреждениях как преподаватель. Руководители именитых модных домов замечают талантливых молодых коллег еще в студенчестве. Но за будущие карьерные перспективы придется поработать в качестве подмастерья.

Квалификация : Художник по костюмам

Обучение проводится по адресу:

Сиреневый бульвар, д. 4г

тел.: 8 (499) 164 88 11, 8 (499) 164 38 26

Источник

Приложение. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 262019.01 Художник по костюму

Федеральный государственный образовательный стандарт
среднего профессионального образования по профессии 262019.01 Художник по костюму
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 762)

С изменениями и дополнениями от:

9 апреля 2015 г., 14 сентября 2016 г.

ГАРАНТ:

См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах

I. Область применения

1.2. Право на реализацию программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 262019.01 Художник по костюму имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Возможна сетевая форма реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки квалифицированных рабочих, служащих*(1).

II. Используемые сокращения

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

III. Характеристика подготовки по профессии

3.1. Сроки получения СПО по профессии 262019.01 Художник по костюму в очной форме обучения и соответствующие квалификации приводятся в Таблице 1.

Информация об изменениях:

Приказом Минобрнауки России от 14 сентября 2016 г. N 1193 таблица 1 изложена в новой редакции

Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППКРС

Наименование квалификации (профессий по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов) (ОК 016-94)*

Срок получения СПО по ППКРС в очной форме обучения**

среднее общее образование

Художник по костюму

основное общее образование

* ФГОС СПО в части требований к результатам освоения ППКРС ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии.

** Независимо от применяемых образовательных технологий.

*** Образовательные организации, осуществляющие подготовку квалифицированных рабочих, служащих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППКРС, в том числе с учетом получаемой профессии СПО.

3.2. Сроки получения СПО по ППКРС независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:

а) для обучающихся по очно-заочной форме обучения:

IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: выполнение творческой работы по созданию эскизов моделей одежды, разработке их конструкций и технологической обработке единичных изделий одежды разной степени сложности из различных материалов.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

изделия одежды из различных текстильных материалов;

швейное оборудование и оборудование для влажно-тепловой обработки;

технологические схемы традиционных рациональных методов технологической обработки изделий;

изделия одежды различного ассортимента (единичные изделия, составляющие костюм).

4.3. Обучающийся по профессии 262019.01 Художник по костюму готовится к следующим видам деятельности:

4.3.1. Разработка эскизов моделей одежды с учетом исторического костюма или тенденций моды.

4.3.2. Разработка конструкций и шаблонов (лекал).

4.3.3. Технологическая обработка изделий и выполнение их в материале.

VI. Требования к структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:

государственная итоговая аттестация.

Информация об изменениях:

Приказом Минобрнауки России от 14 сентября 2016 г. N 1193 в пункт 6.2 внесены изменения

6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.

Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемой квалификации. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.

Раздел «Физическая культура» реализуется в порядке, установленном образовательной организацией. Для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья образовательная организация устанавливает особый порядок освоения дисциплины «Физическая культура» с учетом состояния их здоровья.

6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Информация об изменениях:

Приказом Минобрнауки России от 9 апреля 2015 г. N 390 в таблицу 2 внесены изменения

Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту

максимальной учебной нагрузки

часов обязательных учебных занятий

Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)

Коды формируемых компетенций

Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел «Физическая культура»

Общепрофессиональный учебный цикл

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:

ориентироваться в общих вопросах экономики производства продукции (по видам);

применять экономические знания в конкретных производственных ситуациях;

рассчитывать основные технико-экономические показатели в пределах выполняемой профессиональной деятельности;

производить расчеты заработной платы;

основные принципы рыночной экономики;

понятия спроса и предложения на рынке товаров и услуг;

особенности формирования, характеристику современного состояния и перспективы развития отрасли;

принцип деятельности, виды, характеристику и основные показатели производственно-хозяйственной деятельности организации;

основные технико-экономические показатели производства (в соответствии с профилем);

формы оплаты труда

ОП.01. Экономика организации

использовать сведения из истории костюма;

разбираться в формировании костюма в разные исторические периоды;

характеристику форм, линий, декоративных элементов;

особенности исторического периода, его культуру;

основные направления отечественной и зарубежной моды;

о влиянии национального костюма на моду в стране

ОП.02. История костюма

осуществлять профессиональное общение с соблюдением норм и правил делового этикета;

пользоваться простыми приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

передавать информацию устно и письменно с соблюдением требований культуры речи;

принимать решения и аргументированно отстаивать свою точку зрения в корректной форме;

поддерживать деловую репутацию;

создавать и соблюдать имидж делового человека;

организовывать рабочее место;

правила делового общения;

этические нормы взаимоотношений с коллегами, партнерами, клиентами;

основы техники и приемы общения: правила слушания, ведения беседы, убеждения, консультирования;

формы обращения, изложения просьб, выражения признательности, способы аргументации в производственных ситуациях;

составляющие внешнего облика делового человека: костюм, прическа, макияж, аксессуары и др.;

правила организации рабочего пространства для индивидуальной работы и профессионального общения

ОП.03. Основы деловой культуры

подбирать материалы по их назначению и условиям эксплуатации для выполнения работ;

применять материалы при выполнении работ;

общую классификацию материалов, характерные свойства и области их применения;

общие сведения о строении материалов;

общие сведения, назначение, виды и свойства различных материалов (в соответствии с профилем)

ОП.04. Основы материаловедения

определять композиционное решение предметов рисунка;

определять выразительные средства рисунка;

определять пропорции в рисунке;

определять группы цветовых предметов;

основные правила композиции;

закономерности восприятия и построения формы;

принципы построения композиции в цвете

выполнять изображение фигуры человека (при выполнении рисунков, проектировании костюма);

демонстрировать (на моделях) примеры изменения внешней пластики формы на основе анатомических элементов;

понятия пластической анатомии;

сведения из истории пластической анатомии

ОП.06. Основы пластической анатомии

выполнять эскизы костюма в разной технике;

трактовать формы в набросках и зарисовках;

выполнять графическую композицию изделий и обуви;

виды художественной графики;

материалы и технику графических композиций;

основные виды стилизации в области искусства костюма

Художественная графика костюма

организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;

применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;

владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

оказывать первую помощь пострадавшим;

принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

основы военной службы и обороны государства;

задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;

область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим

ОП.08. Безопасность жизнедеятельности

Профессиональный учебный цикл

Разработка эскизов моделей одежды с учетом исторического костюма или тенденций моды

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

использования элементов исторического костюма в эскизах моделей;

определения и разработки художественных элементов модели одежды;

определение оптимальных способов и приемов передачи изображения;

построения композиционного изображения;

определять принадлежность костюма, соответствующей эпохе;

отражать народные традиции в графике костюма;

использовать основные правила и цветовые решения при зарисовке эскизов;

отражать основные достоинства модели;

использовать различные приемы и технику рисунка и живописи при разработке эскизов модели;

применять основные приемы рисунка и живописи;

определять пропорции костюма на фигуре человека;

национальные особенности развития костюма и орнамента;

принципы прогнозирования формы костюма на основе изучения и анализа развития формообразования в различные периоды;

основы изобразительной грамоты;

методы построения отдельных деталей одежды с использованием приемов геометрического черчения;

основные принципы художественного проектирования деталей швейных изделий и правила их использования при зарисовке;

основы рисунка, живописи;

основы композиции, пластической анатомии;

приемы рисунка и живописи;

принципы композиционного построения изделий одежды;

основные композиционные элементы;

правила композиционного расположения пространственного рисунка; пропорции

МДК.01.01. Процесс создания моделей одежды, подбор декоративных элементов

Разработка конструкций и шаблонов (лекал)

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

анализа антропометрических исследований;

определения форм и пропорций деталей изделия;

выполнения построения конструкций одежды;

определения оптимальных способов и приемов процесса моделирования одежды;

выполнения шаблонов (лекал) деталей одежды;

выполнять технический рисунок в соответствии с моделью;

определять основные антропометрические точки;

определять основные формы деталей изделия;

определять формы, объемы, пропорции деталей одежды, их местоположение на модели изделия;

выполнять построение конструкций деталей изделий по различным методикам;

определять модные тенденции;

выполнять процесс моделирования одежды;

применять основные принципы разработки шаблонов (лекал) деталей одежды;

выполнять градацию шаблонов (лекал) деталей одежды;

основные размерные признаки, пропорции тела человека;

основные правила и способы конструирования и моделирования одежды;

минимально необходимые и декоративно-конструктивные прибавки на свободное облегание;

основные правила и приемы построения чертежей конструкции по различным методикам конструирования;

основные модные тенденции;

принципы моделирования одежды с декоративной отделкой;

особенности построения лекал разных видов;

методы технического размножения лекал

Конструирование и моделирование изделий одежды в соответствии с эскизом

Технологическая обработка изделий и выполнение их в материале

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

определения качества материалов;

поиска необходимых фактур материалов для проектируемой модели;

анализа выполнения работ по изготовлению швейных изделий;

поиска информации о перспективных и рациональных методах технологической обработки;

использования современного технологического оборудования для изготовления швейных изделий;

определения показателей качества образца модели изделия;

определять качественные характеристики материала для определенной модели изделия;

определять свойства материалов различными способами;

анализировать рациональные методы технологической обработки;

применять современные перспективные способы технологической обработки изделий одежды;

применять по назначению технологическое оборудование и средства малой механизации;

определять и устранять выявленные дефекты;

ассортиментные группы материалов;

основные принципы формирования материалов;

классификацию ручных и машинных работ;

технологическую последовательность обработки швейных изделий;

традиционные и рациональные методы технологической обработки;

виды технологического оборудования для изготовления образца модели;

правила использования оборудования;

правила безопасного труда на производстве;

принципы контроля качества обработки деталей, узлов и готового изделия

Обслуживание и регулировка швейного оборудования

МДК.03.02. Технологическая обработка швейных изделий одежды

В результате освоения раздела «Физическая культура» обучающийся должен:

использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;

о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

основы здорового образа жизни

Вариативная часть учебных циклов ППКРС

(определяется образовательной организацией)

Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел «Физическая культура», и вариативной части ППКРС

Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования

Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования

Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования

Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/ на базе основного общего образования

Информация об изменениях:

Приказом Минобрнауки России от 9 апреля 2015 г. N 390 таблица 3 изложена в новой редакции

Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 95/117 недель, в том числе:

Обучение по учебным циклам и разделу «Физическая культура»

Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования

Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования

Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования

Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования

VII. Требования к условиям реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

Информация об изменениях:

Приказом Минобрнауки России от 14 сентября 2016 г. N 1193 в пункт 7.1 внесены изменения

7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО и с учетом соответствующей примерной ППКРС.

Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.

Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.

При формировании ППКРС образовательная организация:

имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, на практики, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;

обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;

обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;

обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;

обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;

обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся;

должна предусматривать включение адаптационных дисциплин, обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

7.2. При реализации ППКРС обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»*(3).

7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ППКРС и консультации.

7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.

7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.

7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.

7.7. По дисциплине «Физическая культура» могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).

7.8. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.

7.9. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППКРС. В этом случае ППКРС, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии СПО.

Срок освоения ППКРС в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 82 недели из расчета:

теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю)

7.10. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.

7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы*(4).

Информация об изменениях:

Приказом Минобрнауки России от 14 сентября 2016 г. N 1193 в пункт 7.12 внесены изменения

7.12. Практика является обязательным разделом ППКРС. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППКРС предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.

Учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.

Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

Для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик должен учитывать состояние здоровья и требования по доступности.

Информация об изменениях:

Приказом Минобрнауки России от 14 сентября 2016 г. N 1193 в пункт 7.14 внесены изменения

7.14. ППКРС должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППКРС.

Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Реализация ППКРС должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППКРС. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет.

Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.

Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными организациями, в том числе образовательными организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.

Обучающиеся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

7.15. Прием на обучение по ППКРС за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»*(3). Финансирование реализации ППКРС должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.

7.16. Образовательная организация, реализующая ППКРС, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.

Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений

художественной графики костюма;

безопасности жизнедеятельности и охраны труда.

специального оборудования для швейного производства.

швейная мастерская для изготовления одежды с приспособлениями для вышивания.

открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;

стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.

библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;

Реализация ППКРС должна обеспечивать:

выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;

освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательной организации или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.

Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

7.17. Реализация ППКРС осуществляется образовательной организацией на государственном языке Российской Федерации.

Реализация ППКРС образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация ППКРС образовательной организацией на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации.

VIII. Требования к результатам освоения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

8.1. Оценка качества освоения ППКРС должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестацию обучающихся.

8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППКРС (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.

Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться работодатели.

8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

оценка уровня освоения дисциплин;

оценка компетенций обучающихся.

Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.

8.5. К государственной итоговой аттестации допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план по ППКРС, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования*(5).

Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательной организации.

8.7. Обучающиеся по ППКРС, не имеющие среднего общего образования, в соответствии с частью 6 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»*(3) вправе бесплатно пройти государственную итоговую аттестацию, которой завершается освоение образовательных программ среднего общего образования. При успешном прохождении указанной государственной итоговой аттестации аккредитованной образовательной организацией обучающимся выдается аттестат о среднем общем образовании.

*(1) Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

*(2) В соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

*(3) Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326.

*(4) Пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 30, ст. 3111; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616; 2013, N 27, ст. 3477).

*(5) Часть 6 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *