Как вспомнить материал после лета
Как вспомнить материал прошлого учебного года
Наталья Березина
09 сентября 2019 • 20:00
Недавно Анастасия Подковыркина рассказала об интересных форматах подачи материала, а я хочу поделиться техниками, которые помогут быстро вспомнить материал прошлого учебного года.
В начале учебного года важно определить, на каком уровне находятся знания учащихся. Я выделяю четыре основные «группы здоровья».
Ребёнок не помнит ничего
Задача: помочь быстро создать в голове систему, очень схематичную, но такую, на которую ученик уже сможет опираться.
Решение: Для начала стоит провести фронтальный опрос по теоретическому материалу — в процессе поиска ответа активизируется мыслительная деятельность, ученик снова входит в рабочий ритм и извлекает из памяти знания, которые там сохранились.
В систематизации помогут опорные схемы и — куда деваться — неоднократное повторение.
Ребенок что-то помнит, но нет системы
Задача: систематизировать знания в голове, разложить всё по полочкам.
Решение: Здесь нам снова придут на помощь фронтальные опросы, чтобы «перетряхнуть» знания, которые есть в голове.
Как вариант игровой механики — задания типа «найди ошибку». Для того, чтобы объяснить, в чём ошибка и как её исправить, ученику придётся вспомнить тему и раздел, в котором она изучалась, а значит, знания начнут вставать на свои места.
Ребенок помнит многое, но в голове по-прежнему лето
Задача: мотивировать на процесс обучения.
Решение: обычно это очень толковые ребята, которым просто пока лень приступать к учёбе. Поэтому их надо обязательно вовлекать в процесс, не забывая о «сахарке».
Спрашиваем их во время фронтальных опросов, обязательно хвалим, если ответ правильный, и не ругаем за ошибочный. В этой ситуации учитель — тонкий дипломат, который усиливает нажим по необходимости, но никогда не переходит грань.
Если ребёнок по своей натуре достаточно инициативен и умеет работать самостоятельно, можно предложить ему индивидуальное задание: выступить с докладом или подготовить презентацию. В процессе выполнения ученик втянется в работу, а вдобавок углубит знания по теме.
Ребёнок помнит практически всё
Задача: использовать себе во благо!
Решение: Эти ученики — подарок для каждого педагога. Чтобы их потенциал не пропал, необходимо вовлекать таких детей в работу на каждом уроке.
Во время фронтального опроса в классе стоит гробовая тишина? Попросите ответить того, кто точно знает ответ — процесс пойдёт, и дальше станет легче.
Чтобы разговаривать с ребёнком на его языке, нужно выявить уровень знаний, иначе придётся работать «на ощупь». В такой ситуации учитель похож на человека с металлоискателем, который шаг за шагом обнаруживает то, что нужно. Это малоэффективно, и не факт, что в классе из 35 человек учителю повезет наткнуться на все проблемные точки.
Именно для этого в начале года стоит провести проверочную работу, которая представит полную и точную картину. Возникают вопросы: какие варианты срезовой работы могут быть? Отражает ли реальный уровень знаний проведенная работа? Какие есть плюсы и минусы разных форм?
Приведу пример на своем предмете — русский язык:
Вид работы
Минусы
Плюсы
Диктант без грамматического задания
Часто отражает не уровень знаний, а врожденную грамотность или ее отсутствие
Возможность списать у соседа снижает объективность картины
Временные затраты учителя на проверку работ
Активизирует способность концентрироваться на орфограммах и пунктограммах.
Диктант с грамматическим заданием
Диктант часто отражает не уровень знаний, а врожденную грамотность или ее отсутствие
Возможность списать с соседа снижает объективность картины
Временные затраты учителя на проверку работ
Диктант активизирует способность концентрироваться на орфограммах и пунктограммах
Выполнение грамматического задания отражает уровень знания теоретического материала и применение его на практике
Фронтальный опрос теоретического материала
Невозможность оценить знания каждого ребенка по всем вопросам.
Возможность повторения большого количества теоретического материала.
Выбор «пальцем в небо»
Можно проверить большой объем тем.
Использование электронных ресурсов
Наличие компьютера для каждого ученика.
Невозможность списывания — индивидуальные варианты
Время на проверку не требуется, оценивание автоматическое.
Помню, как в начале своей педагогической карьеры писала вручную для каждого урока трехуровневые задания на карточках. Это занимало очень много времени, и потом, такая рутина отнимала много сил. А современные технологии дают возможность быстро подготовить материал для детей с разной подготовкой, ведь дифференцированный подход по-прежнему остается актуальным. Хоть и рекомендует настоятельно нам министр просвещения и науки «прочь гаджеты из школы!», но чувство меры должно быть во всем. Есть прекрасные образовательные программы, которые помогают в процессе обучения.
Я теперь тоже начала работать с ЯКласс. Открываю раздел «Проверочные работы», выбираю цифру класса на год меньше и составляю свои уникальные проверочные работы на повторение изученного в прошлом году материала в том количестве, которое требуется.
Используя такую форму работы, мы убиваем двух зайцев. Во-первых, пропадает возможность списывания, так как каждый ребенок выполняет самостоятельно свои задания, и появляется объективная картина уровня знаний каждого ребенка. Во-вторых, по окончании работы учителю не нужно тратить время на проверку — оценки выдаются автоматически, требуется только перенести их в журнал.
Платформу ЯКласс можно использовать и для повторения теоретического материала (при составлении проверочной работы он отмечен значком книжки), и для выполнения практических заданий (они обозначены квадратиком с карандашом) с имеющимися ниже объяснениями, что дает возможность ученику самостоятельно разобраться в ошибках. Такие задания можно использовать и для работы дома.
Для тех, кто ещё не работал с разделом «Проверочные работы», я подготовила видеоинструкцию, как создать свою работу:
А как вы вспоминаете материал в начале учебного года? Давайте делиться своими интересными практиками!
Лайфхак: как быстро вспомнить то, что забыла
Инструкция для тех, у кого информационный передоз.
Любой человек иногда что-нибудь забывает: куда положила ключи, какой пароль от почты, как зовут этого человека. Особенно обидно, когда в школе или университете учителя шутят, мол, не знала и забыла. А ты правда усердно учила, но никак не можешь вспомнить. Знакомая ситуация? Тогда читай дальше. Рассказываем, как быстро вспомнить то, что вылетело из головы.
Информация
Информацию чаще всего забывают потому, что, как ни странно, слишком старались ее запомнить. Учили-учили и переучили. Что делать?
Во-первых, вспомни, какой метод ты использовала для запоминания: записывала, рисовала картинки, слушала подкаст или просто читала.
Во-вторых, вспомни, что тебя окружало: звуки, запахи, ощущения. Обычно ассоциации помогают вспомнить материал во время устного ответа.
Если ты забыла, как пишется формула или слово, просто возьми в руки карандаш и начни писать — руки сами вспомнят.
Местоположение
Классический пример — наушники. Многие забывают их или зарядное устройство в самых неожиданных местах, а потом не могут вспомнить, где оставили.
Первым делом подумай, куда ты обычно кладешь наушники. В какой карман куртки или сумки? В какую часть письменного стола?
Затем вспомни, что ты делала после того, как якобы положила их в нужное место. Куда пошла, с кем разговаривала, о чем еще думала в тот момент, какую музыку слушала или хотела послушать? Чем больше деталей ты вспомнишь, тем быстрее найдешь пропажу.
Еще один хороший метод — обойти комнату так, как ты делаешь это обычно. Просто пройдись по привычному маршруту. Если и это не поможет, воспроизведи события не в хронологическом порядке, а в обратном. Обычно мозг в процессе перезагружается и лучше концентрируется на деталях.
В крайнем случае просто вернись туда, где в последний раз видела нужную тебе вещь, и вспомни, что собиралась с ней делать. Один из способов точно поможет.
Пароль
Пароли забывают особенно часто. Если ты уже перепробовала несколько вариантов, и никакой не подходит, а способа восстановить доступ нет, используй специальный алгоритм.
Первым делом подумай, что ты обычно ставишь на пароль: цифры, буквы, слова? Выпиши наиболее вероятные варианты на лист бумаги.
Затем постарайся вспомнить, что ты делала и о чем думала в момент регистрации. Ассоциации, напоминаем, — мощная штука. Сопоставь ассоциации с паролями на листе и подумай, какой было бы наиболее удобно вводить, и найдешь нужный.
С логином та же система — подумай, с кем ты себя ассоциируешь. Потому что в качестве логина обычно используют либо почту, либо имя и фамилию (что сложно забыть), либо прозвище или имя персонажа. Их и воспроизводи в памяти.
Человек
Вы виделись. Точно же виделись! Вот только когда и где? И вообще, как его зовут? Бывает, что с тобой здороваются, а ты отвечаешь машинально, не особо понимая, кто это был. Хуже, если человек продолжает диалог, а ты стоишь и не можешь понять, откуда вы знакомы. Чтобы не попадать в неловкие ситуации, постарайся вспомнить имя.
Для этого мысленно перебери все буквы алфавита и определи наиболее подходящую. Затем вспомни, какие места у тебя ассоциируются с собеседником. Какие звуки, мысли, запахи и цвет. Если напрячь память, имя всплывет само собой.
Еще легче будет, если ты вспомнишь, кто вас друг другу представил: просто вспомни третьего собеседника и момент, как он выговаривает имя. Должно сработать.
Если речь об актере или знаменитости, то тут все просто: вспоминай фильмы, в которых он играл, песни, которые пел, его вторую половинку, мероприятия и одежду, в которой он на них был. Имя вспоминается очень быстро — проверено.
Прошлое
Мы с тобой еще не настолько стары, чтобы сидеть в кресле-качалке и рассказывать внукам байки из детства или юности, так что запоминай на будущее, как вспомнить давний эпизод.
Для начала восстанови в памяти отдельные образы, пусть они всплывают в голове, как разрозненные картинки.
Затем начинай тянуть за каждую из ниточек, вспоминая подробности: что было до и после этого эпизода? Что спровоцировало ту или иную реакцию, какое действие или слово? Далеко не всегда таким образом можно вспомнить какое-то происшествие, но попробовать стоит.
А чтобы ничего не забывать (или забывать реже), нужно тренировать память.
Вот тебе несколько советов напоследок:
Начни учить стихи. Некоторым это покажется скучным и банальным, но именно так учителя развивают нашу память (Да, мы учим Лермонтова не потому что он очень нравится Тамаре Васильевне. Хотя, все возможно…). Если не нравятся стихи — учи отрывки из прозы.
Ежедневно прокручивай в голове события прошедшего дня. Нет, мы не про мемы из ВКонтакте, где мозг не дает уснуть, потому что думает «О НЕМ». Постарайся прокрутить весь день начиная с пробуждения и заканчивая отходом ко сну. Это полезно и для памяти, и для анализа личной эффективности.
Во время прогулки или дороги домой/на учебу попробуй запоминать цифры и производить с ними математические расчеты. Отнимай номера домов от скорости, указанной на дорожном знаке, прибавь к этому цифру с куртки вон того прохожего, подели это все на номер проезжающей машины. Поначалу будет сложно, зато пароли ты точно больше забывать не будешь.
Скоро в школу: как правильно повторять забытые за лето уроки
Печальный для школьников факт: половина лета уже прошла, и до 1 сентября всего месяц. Между тем прошлый учебный год у детей и так выдался непростым. Три месяца дети учились на удаленке, и для одних школьников (и их родителей) это обернулось стрессом, а другие изрядно расслабились. Стоит ли сажать ребенка за учебники, чтобы остатки знаний окончательно не выветрились из головы? Так что, пора раскрывать кошелек репетиторам? Разбираемся вместе с экспертами.
Месяц насмарку
Вообще потерю школьных знаний за лето исследователи изучают больше ста лет. За это время ученые сделали ряд интересных выводов.
Во-первых, сильнее всего обычно проседают знания по математике, а вот грамотность почти не меняется. Во-вторых, откат знаний за лето в среднем оказался равен примерно одному месяцу учебы. Но в начальной школе он меньше, а вот старшеклассники забывают за лето до четверти пройденного!
В-третьих, дети из менее благополучных семей забывают за каникулы гораздо больше, чем их сверстники.
Казалось бы, решение очевидно: сажай ребенка за книжки с июня, и будет он отличником! Но все не так просто.
К сожалению, онлайн-смены в лагерях и занятия по интернету в этом плане малоэффективны. Они могут быть интересными и полезными с точки зрения новых знаний, но более коммуникабельным и креативным с их помощью станешь вряд ли.
ВАЖНО
Нужны терпение и мягкость
На что обратить внимание:
В ТЕМУ
Три причины для занятий с репетитором летом
Когда есть смысл обращаться к репетиторам? Эксперты уверены, что занятия тет-а-тет летом нужны лишь в трех случаях:
В любом случае стоит помнить, что учителя прекрасно знают, сколько выветривается из голов их учеников за три месяца. Поэтому первые две недели учебы обычно рассчитаны на повторение и вспоминание материала. Так что если серьезных проблем у ребенка нет, не стоит заваливать его упражнениями раньше времени.
Как вспомнить то, что забыл? Несколько советов, как вспомнить все
Случалось ли так, что вы забывали что-то? Не могли вспомнить чье-то имя, пароль, какое-либо событие или даже слово? Наверняка, да. Но как вы поступали в такой ситуации? Что делали? Давайте же поговорим о том, как вспомнить то, что забыл.
Мы предложим вам несколько не только простых, но и действенных способов решения данной проблемы, а также расскажем о том, почему с нами случаются такие досадные недоразумения. Также коснемся и того, как развить свою память и даже внимание.
Почему мы забываем те или иные вещи
Для того чтобы запоминать как можно больше информации и не забывать ее, нужно постоянно тренировать свою память. О том, как это делать, мы поговорим с вами позже.
Кроме того, бывает так, что мы сами хотим забыть то или иное происшествие, слова, имена, знания.
Вспоминаем забытую информацию
Как вспомнить забытую информацию? К примеру, вы учили материал на протяжении года, затем повторяли перед сдачей экзамена, но вот когда пришел момент отвечать – напрочь забыли все. Что же делать в такой ситуации? Постараться вспомнить. Для этого следует выполнить следующее.
В первую очередь вспомните, как именно вы учили данный материал – сидя за книгой, составляя конспект, слушая учителя. Постарайтесь как можно точнее воспроизвести этот момент в голове. В большинстве случаев этот прием помогает вспомнить забытое.
Кроме того, советуем вам расслабиться, подумать о чем-то другом. Довольно часто важная информация вылетает из головы именно из-за волнения, страха, неуверенности в своих силах.
Ищем пропавшую вещь
В первую очередь постарайтесь вспомнить, куда обычно вы кладете данный предмет, где оставляете его. Например, если это ключи, постарайтесь воспроизвести в памяти, что вы делали после того, как открыли дверь квартиры и вошли внутрь. Если же это телефон – вспомните, с кем и о чем вы разговаривали по нему, где именно, и вполне возможно, что вскоре вы поймете, куда положили его.
Также рекомендуем вам обойти комнату так, как вы обычно это делаете. Вполне возможно, что вскоре вы вспомните, куда положили данную вещь, и найдете свою потерю.
Вспоминаем пароли
Что делать, если вы забыли пароль? Например, у нас случилось такое несчастье, что мы не знаем, как вспомнить пароль от WiFi. Что делать?
В таком случае нужно также хорошенько поднапрячь свою память. В первую очередь вспомнить, что именно вы ставите на пароли – цифры, буквы или же слова. Далее пытаемся вспомнить о том, какие шифры вы зачастую используете. Попробуйте перебрать наиболее вероятные варианты. К тому же довольно эффективный способ – вспомнить, о чем вы думали в тот момент, когда регистрировались, что делали. Если вы восстановите в памяти те минуты, то вполне вероятно, что вспомните его.
А что, если вы забыли и не знаете, как вспомнить логин? В таком случае вам просто нужно вспомнить, что вам нравится, с чем или кем вы себя ассоциируете. Ведь зачастую логин – это наши ники, клички, то, чем мы называем себя.
«Где же мы с вами встречались?»
В первую очередь нужно напрячь память и постараться вспомнить, где именно вы его видели. Какие места ассоциируются с ним? Это даст возможность вспомнить, где именно вы его встречали.
Далее пытаемся определить, какие ассоциации у вас возникают с именем данного человека. Бывает так, что оно ассоциируется с тем или иным действием, событием, цветом и т. д. Кроме того, можно перебрать все буквы алфавита. Вполне возможно, что так вы вспомните, с какой именно из них начинается имя человека, а затем уже и вспомните его полностью.
Вспоминаем прошлое
Наиболее нужное, но сложное умение – вспомнить прошлое. Довольно часто бывает так, что хочется восстановить в памяти какой-то момент в жизни – детство или юность, воскресить в памяти то или иное событие, торжество, встречу. Как же поступить в таком случае, как вспомнить прошлое?
Тут же стоит отметить, что далеко не всегда таким способом можно вспомнить прошлое, в особенности то, что происходило в детстве. В таком случае нужно обратиться к помощи психолога и пройти сеанс гипноза. В данной ситуации это наиболее эффективный способ достоверно воспроизвести в памяти произошедшие события.
Вспоминаем забытое слово
Бывает в нашей жизни и такое, что мы забываем то или иное слово. Вот еще пару минут назад оно вертелось у нас на языке, а теперь мы не можем произнести его. Что же делать в такой ситуации? Естественно, постараться вспомнить, хотя есть и другие варианты решения этой проблемы. Итак, давайте же поговорим о том, как вспомнить слово.
В первую очередь его можно заменить на синоним. Конечно же, если данное слово – термин или имя, название, то такой вариант вам не подойдет. В таком случае пытаемся собраться с мыслями и постараться вспомнить хотя бы его часть, звуковые ассоциации, которые у вас вызывает данное понятие.
Еще один вариант – просто забыть о данном слове, не зацикливаться на его вспоминании, и через пару минут оно обязательно возникнет у вас в голове.
Тренируем память
Конечно же, самое главное, чтобы не возникало проблем с вспоминанием тех или иных вещей, следует обязательно тренировать свою память. Для этого рекомендуем вашему вниманию несколько простых, но довольно эффективных упражнений.
Наверняка вы слышали о том, что ничто так хорошо не тренирует память, как заучивание стихов или даже отрывков текста. Обязательно постарайтесь ежедневно заучивать хотя бы пару строчек из разнообразных книг. При этом желательно уделить внимание большим текстам, полностью заучивая их. Так, взяв любую повесть, каждый день учите по абзацу, при этом не забывайте повторять уже выученное.
Второе простое упражнение состоит в том, чтобы ежедневно на ночь прокручивать в голове события прошедшего дня. Так, ложась спать, вспоминайте, с чего начался ваш день, затем шаг за шагом приближайтесь к ночи. Как вариант, можно отматывать события в обратной последовательности. Это также будет неплохой зарядкой для мозга.
И напоследок еще одно упражнение для развития памяти и внимания. Наверняка вы часто бываете на улице – ездите на учебу, работу, просто гуляете. При таком времяпрепровождении можно также развить кое-какие качества. Для этого достаточно просто запоминать номера проезжающих машин и проводить над ними различные математические операции. В таком случае у вас никогда не возникнет вопроса о том, как вспомнить пароль от WiFi или свой логин.
Выводы
Все мы сталкиваемся с такой проблемой, как провалы в памяти. Это вполне объяснимо, ведь далеко не всегда мы сосредоточены на получении той или иной информации, не всегда наш мозг может быстро вспомнить то или иное слово, фразу, действие, а некоторые вещи мы и вовсе не хотим помнить.
Вспомнить все: Как не забыть то, что выучено перед экзаменами? Советы психолога
Мы продолжаем разговор о подготовке к экзаменам с известным вологодским медицинским психологом, инструктором по развитию памяти, образного мышления и воображения Татьяной Денисовой. Как не забыть на экзамене все то, что было выучено?
Вспомнить все
— Татьяна Николаевна, ситуация, когда выпускник учил-учил, пришло время экзамена, а в голове, как говорится, пусто, достаточно распространенная. Как не забыть то, что было выучено?
— Психологи выяснили, что забывание свежего материала происходит наиболее резко в течение первых 10 часов — от 100% до 35% информации теряется! Опыты показали, что через полчаса после заучивания забывается до 40% материала, через три дня в памяти остается 25%, через 30 дней — 21%. Практически вывод здесь такой − повторять нужный материал необходимо сразу же после прочтения. Необходимо отметить, что повторять при заучивании стихотворение или текст нужно в целом, а не по частям. Если же текст большой по объему, его надо разделить на смысловые куски.
— Есть какие-то рекомендации, как надо повторять?
— Сперва напомню, что при чтении нужно выделить главное, хорошо понять смысл читаемого. Очень важно для запоминания пересказ текста своими словами, так все лучше запоминается. Если вы что-либо забыли, попытайтесь вспомнить, не заглядывая в текст в течение трех минут. После этого не следует напрягать память и можно заглянуть в текст.
Психологи рекомендуют повторять материал несколько раз, при этом предлагается такой режим повторений: сразу же после заучивания; через 20 минут после окончания предыдущего повторения; через 8–9 часов и через 24 часа. При этом нет необходимости читать весь текст от и до. Здесь-то и пригодятся составленные ранее схемы, диаграммы, таблицы, планы ответов, краткие конспекты и т.д.
Хорошо повторять утром, на свежую голову. Необходимо стремиться запомнить материал едиными по смыслу частями. После занятия несколько часов не загружайте память. При заучивании используйте все свои индивидуальные особенности, вспомните свой тип памяти (кто-то лучше запоминает под тихую музыку, кто-то − если ему читают вслух, кто-то − когда читает один, в полной тишине).
Разложить все по полочкам
— Бывает, что учишь-учишь, а запомнить не можешь. Как быть?
— Если вы никак не можете запомнить какой-либо отрывок текста, при чтении используйте вариации, то есть можете читать шепотом или громко, или нараспев, или речитативом − это создаст вам лишнюю «зацепку» при воспроизведении. Что касается точных наук − физики, математики, помните, что понять материал совершенно необходимо. Конечно, какой-то объем информации приходится механически запомнить, но иногда достаточно понять и запомнить метод, пользуясь которым можно самостоятельно вывести формулу. Это уже не воспроизведение материала, а его воссоздание. Очевидно, чем выше интеллект у человека, тем большее место занимает в процессах его памяти такое воссоздание материала.
— Что психологи советуют делать непосредственно перед экзаменом?
— Хорошо, если в день перед экзаменом вы отдохнули, позанимались только утром. Отдых − это не пустая трата времени − ведь в это время материал в вашей голове систематизируется, раскладывается «по полочкам», создаются условия для будущего воссоздания материала, даже если вы не успели всего прочесть (речь, разумеется, не идет о точных фактах, цифрах, датах). Перед экзаменом лучше думать о том, как вам будет хорошо через несколько часов. Представляйте себя, каким вы будете после экзамена — счастливым и довольным.
— Кстати, как вы относитесь к разным приметам, связанным с экзаменами? Кто-то голову не моет, кто-то постель не заправляет, кто-то монетку в ботинок кладет, а кто-то совершает сразу все известные ритуалы для успешной сдачи экзамена.
— Если это действительно помогает чувствовать себя более спокойно и уверенно, наверное, ничего страшного нет в том, что постель не будет заправлена. Но это никак не поможет оживить в памяти то, чего там нет и не было… Ни пуха, ни пера!
Татьяна Почтеннова