Как встать на стойку балерины
Дотянуться до мечты: как научиться самостоятельно стоять на пуантах?
Как стоять на пуантах, задумываются начинающие балерины и зрители балетных постановок. Порхающим на сцене танцовщицам, кажется, все дается с легкостью. На самом деле за снятой театральной обувью скрываются кровавые мозоли, растяжения, травмы щиколотки. Профессионалы не рекомендуют самостоятельно овладевать практикой стояния на пуантах, ведь даже начинающих учениц балетных школ готовят к этому в течение целого года.
Научиться стоять на пуантах: реально или нет?
Человеку без профессиональной подготовки встать на носочки бывает трудно. Если за плечами опыт посещения студии художественной гимнастики с многочасовым стоянием на носках или академического танца – шансы на благополучный результат возрастают. Но есть нюансы.
Можно подготовить ноги к пуантам самостоятельно. Придется придерживаться графика тренировок. Здесь важны систематичность и осторожность.
Как правильно стоять на пуантах?
Разрабатывать стопу нужно долго, должны быть сильные икроножные мышцы. Правильно стать на пуанты – значит, встать на носок. Многое зависит и от подъема стопы. Девушки, умеющие ходить на высоких каблуках, с этой проблемой встречаются реже.
Помочь в подготовке мышц могут упражнения.
Красота и легкость движений придут со временем, когда отступит легкая боль. Важно не спеша выполнять упражнения и только после разогрева мышц.
Как стоит нога в пуантах?
Грациозная походка в пуантах – не самоцель, на смену стоянию в балетной обуви придут прыжки, танцевальные движения. Для них пригодится грациозность и легкость всего тела. Именно поэтому тренировки нужно посвящать не только разработке мышц ног, а всего тела.
И не последнюю роль играет балетная обувь. Ее стоимость и уход за ней лучше тоже уточнить у преподавателя классических танцев.
Сегодня читают
Комментарии
«Сетевое издание «Woman’sDay.ru (ВумансДей.ру)» Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-67790, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 13 декабря 2016 г. 16+.
Учредитель: общество с ограниченной ответственностью «Хёрст Шкулёв Паблишинг»
Главный редактор: Дудина Виктория Жоржевна
Copyright (с) ООО «Хёрст Шкулёв Паблишинг», 2021.
Любое воспроизведение материалов сайта без разрешения редакции воспрещается.
Контактные данные для государственных органов (в том числе, для Роскомнадзора):
Как балерины удерживаются на пуантах
Я думаю, каждый из нас хоть раз, да задавался этими вопросами. Балет — он такой. загадочный, влекущий, со своими секретами, которые обывателю очень интересны. Почти все маленькие девочки мечтают стать балеринами. И первое, что они пытаются сделать — встать на носочки, а то и вовсе на кончики пальцев. И у них это не получается. А уж взрослым этот фокус и подавно не удастся.
Вот и остаётся нам, «простым людям», лишь восхищаться тем, как грациозно балерины смотрятся, стоя на одной ножке. Восхищаться и вновь думать: ну как они это делают? А на самом деле — всё легко объясняется.
Во-первых, удержаться балеринам помогает апломб — умение сохранять равновесие. Но как этот самый апломб достигается? В первую очередь за счет подтянутости всех ножных мышц. Вы никогда не увидите балерину, стоящую «на пальцах» с расслабленным коленом. Оно должно быть максимально подтянуто, как, впрочем, и остальные мышцы. Без этого не получится оси, которая и помогает сохранять то самое равновесие.
Но больше всего, я думаю, зрителей интересует ступня балерины. Ведь разве можно устоять на пальцах? И какой же при этом должен ощущаться дискомфорт!
Тут два ключевых момента. Первый — это наличие подъема — изгиба стопы, позволяющего ставить ступню в максимально вертикальное положение и тем самым продолжить линию той самой оси. Разрабатывать подъем будущие балерины начинают с первых дней обучения танцевальному искусству.
Второй момент — строение пуант. Именно в них и кроется секрет танца «на пальцах». Да, кстати, «на пальцах» — повседневный балетный термин, обозначающий танец в пуантах. Но на самом деле опираются балерины совсем на другую часть ступни. Посмотрим, как же устроена балетная туфелька.
Жесткая стелька — одна из важнейших частей пуант. Именно она не дает ноге выгнуться больше, чем позволяет подъем. Это минимизирует риск травм.
Попробуйте встать на пальцы. Ваш подъем сразу завалится вперед, что под весом тела может привести к травме. Так вот, стелька — это своеобразный «предохранитель».
Туфелька со сломанной стелькой
Но больше нам интересна другая деталь пуант — коробочка. Это жёсткая часть туфли, крепко обхватывающая часть ступни. Коробочка не позволяет «проскользнуть» пальцам слишком глубоко. Они должны быть прямыми и не «искривляться» в туфле.
И, конечно же, такое положение пальцев означает, что балерина опирается НЕ на них. Ну невозможно же танцевать «на ногтях», верно?
На самом деле, когда балерина встаёт «на пальцы», всю нагрузку на себя берет вальгусная часть стопы. Давление приходится именно на нее. Вспомните, когда вы покупаете новую обувь, то какое-то время неразношенная кожа как бы держит ступню и не даёт ей «продвинуться» к кончику туфли.
Вальгусная часть стопы
Со временем обувь разнашивается, и стопа уходит вперёд. В балете такое исключено. Более того — травмоопасно. Именно поэтому коробочка — чрезвычайно прочная и совершенно не эластичная часть туфли. Однако пальцы в ней только лишь аккуратно располагаются, но ни в коем случае не «держат» тело балерины.
И, наконец, ещё одна важная деталь — пятак. Это кончик туфли. Как видите, пятак — плоский и относительно немаленький по площади. И это ещё один немаловажный фактор, помогающий балерине «устоять» в пуантах.
Вот и получается, что секрет — в устройстве балетной туфельки. Но в то же время в туфельку эту можно одевать лишь «правильно» подготовленную ступню.
Как встать на пуанты? Инструкция для начинающих
Что делать взрослым?
Перед тем как заняться балетом самостоятельно или отправиться в студию к преподавателю, нужно получить разрешение от врача. Все потому, что упражнения, которые будут изучаться, нагружают суставы, а также позвоночник. Также такая нагрузка опасна при варикозном расширении вен, поэтому имейте в виду, что негативные последствия танцев должны быть предотвращены.
Вам будет интересно: Римская скульптура. Коллекция древнеримской скульптуры в Эрмитаже
Обычно в балетных студиях и хореографических колледжах ставят учеников на пуанты только к концу первого курса, и при этом каждый день сопровождается интенсивными тренировками. Взрослому же человеку понадобится еще больше времени на усвоение базовых упражнений. В первую очередь, нужно хорошенько растянуть мышцы абсолютно всего тела, а следом научиться держать равновесие. Для достижения этих целей составляются комплексы из различных гимнастических упражнений, некоторая силовая нагрузка в виде неглубоких приседаний, а также движения ногой у станка.
Как встать на пуанты в домашних условиях?
Для того чтобы воплотить свою мечу, нужно позаботиться о том, чтобы была достаточно развита мускулатура ног, а также разработать подъем стопы. Как встать на пуанты без пуантов? Тренировки стоит начать с икроножных мышц, здесь отлично подойдет самая обычная ходьба ускоренным шагом. Следующим уровнем будет бег. Для начала подберите удобную обувь, чтобы ходьба доставляла максимальное удовольствие, а со временем можно возвращаться к обуви на более высоком каблуке. Еще одно доступное упражнение проводят прямо на лестнице. Встаньте на ступеньку носочками так, чтобы пятка не касалась поверхности. В таком положении нужно подниматься и опускаться для начала около 30 раз по 4 подхода.
Растяжка стопы
Этот шаг лучше осуществлять под присмотром опытного специалиста. Если заниматься этим вопросом самостоятельно, используя видео и специальную литературу, можно навредить себе же, ведь каждый человек индивидуален, а при тренировках следует учитывать особенности здоровья и возможностей. Если вы только начинаете тренировки, то можно попробовать растянуть пальцы при помощи кого-нибудь.
Для начала разогрейте хорошенько стопы, для этого следует сесть на пол, вытянуть ноги и попросить помощника аккуратно давить на своды стоп, пока не появится дискомфорт. Колени обязательно держите прямыми, после растяжки стоп потяните их к себе. А вот более серьезные упражнения можно выполнять только под присмотром профессионала, чтобы не навредить себе же, особенно, если человек решил, что готов сделать все, чтобы встать на пуанты.
Как носить?
Как встать на пуанты? Отличие обуви балерин от простых туфель в главном предназначении. Оно заключается в том, что должна фиксироваться стопа в конкретном положении в период танца. Поэтому и правила в ношении пуант особенные. Для этого понадобятся следующие компоненты: сами пуанты, молоток, атласные ленты, вкладыши, иголка с ниткой.
Инструкция
Первое, что вы должны сделать при выборе пуант, это, конечно же, примерить их. Носочек туфелек – это своеобразная коробочка, которая должна быть жесткой и узкой, при этом обувь должна плотно обхватывать стопу, чтобы фиксировать ногу в одном и том же положении. Если пренебречь данным правилом, то в скором времени неравномерная нагрузка на пальцы аукнется травмами и постоянными падениями.
Еще одно важное правило заключается в том, что сразу же натягивать на ножки новенькие пуанты запрещено. Для начала их нужно подготовить к использованию. В первую очередь, осмотрите носок, если он слишком жесткий, то его нужно размять молотком, пока он не станет достаточно мягким. Также, чтобы стопа комфортно и надежно сидела в пуантах, нужно позаботиться о специальных вкладышах. Они бывают силиконовыми, тканевыми, бумажными. Эти варианты считаются не только самыми удобными, но и подходят для многократного использования. Надеваются пуанты следующим образом:
И самое главное – не начинайте танцевать в пуантах самостоятельно, без помощи специалиста здесь точно не обойтись. В противном случае можно получить серьезную травму.
Классическая терминология
Содержание
В классической хореографии, как и в других танцевальных направлениях, существует свой набор терминологии. Особенность балета в том, что термины преимущественно взяты из французского языка. Изначально, во время зарождения этого искусства во Франции, названия заимствовались из итальянского, но уже в начале 18 века, лексикон балета развивался и основывался на французских терминах. Из итальянских слов в терминологии остались лишь:
Большая часть терминов подразумевает конкретное движение, которое выполняет танцор (вытягивание, сгибание, разгибание, скольжение, поднятие и пр.), некоторые акцентируют внимание на характере выполнения (торжественность, журчание и пр.), третьи определяют возникновение движения, например бурре. Некоторые названия не относятся ни к одной из категорий, например entrechatroyale (королевский прыжок в честь Людовика XIV) или sissonne (изобретено Франсуа де Руасси, графом Сиссонским, в 17 веке).
Чтобы понимать язык классической хореографии, предлагаем ознакомиться со словарем балетной терминологии.
Petit pas emboite saute – прыжок на месте или с поворотом вокруг своей оси со сменой ног. При каждом исполнении рабочая нога поочередно приводится в surlecou-de-pied вперед или назад. Grand pas emboite saute исполняется с продвижением с одновременным выбрасыванием согнутых ног максимально высоко зачастую вперед или, реже, назад.
Pas emboite может выполняться в виде бега. При этом каждая гона поочередно выбрасывается в воздух (вперед или назад).
Pas emboite sentournant выполняется на пальцах или полупальцах, вместо прыжка – шаги с одновременным поворотом. Согнутая в колене нога подводится в положении surlecou-de-pied до колена и выше.
Простейшая форма pas de chat. Когда ноги двигаются вперед, поочередно сгибаются и во время прыжка перемещаются в 5 или 4 позицию. Возможно и перемещение назад, однако это редко встречается на сцене. В зависимости от сгибания коленей варьируется высота и амплитуда прыжка: от маленького surlecou-de-pied до высокого и амплитудного passe (retire). Итальянский pas de chat – разновидность данного прыжка. В момент выполнения, нога, которая делает первое движение, вытягивается в стопе и колене и выбрасывается на 2 воздушную позицию;
Grand pas de chat (grand pas jete developpe) – амплитудный прыжок, во время которого одна нога подогнута и раскрывается в воздухе. Во время исполнения такой фигуры рабочая нога поднимается вверх, при этом сгибается в прямом положении, в момент взлета она раскрывается максимально высоко вперед. В это время вторая нога натягивается в колене и высоко выбрасывается назад. В современных постановках танцовщики в момент прыжка раскрывают ноги в шпагат. Руки могут быть в любой позиции. Возможно исполнение прыжка «в кольцо», со сгибанием задней ноги и прогибом корпуса назад;
Данное движение имеет несколько вариаций:
Французская балетная школа схожа с русской. Движения: les fouettesen dedans et endehors, les fouettes sautes, les fouettes sur pointes ou demi-pointes. Танцовщик выполняет pique на правую ногу. В это время левая поднимается вперед, танцовщица выполняет tour на пальце (surlapointe) или полупалце (demi-pointe), а левая остается вытянутой в воздухе. Заканчивается движение в en arabesque sur pointe (oudemi-pointe).
В американской балетной школе Fouette en tournant на 45° En dehors. В отличие от русской школы, где рабочая нога во время tour прикасается к середине икры сзади, а потом переходит на перед икры левой ноги (petit Battement), в американской школе рабочая нога выполняет demi rond на 45°. Это придает фигуре дополнительного форса, но в то же время может грозить «выпусканием бедра» и сходом балерины с оси. За счет такого исполнения Fouette выполняется с продвижением в сторону или вперед.
На пальцах/полупальцах фигура выполняется как вскок на обе ноги с одновременной сменой ног в позиции, либо в виде прыжка, который начинается и заканчивается на пальцах/полупальцах по 5 позиции, без полного опускания на стопу;
Существует вариант исполнения, когда pas echappe оканчивается на одну ногу, в то время, как вторая нога после второго движения остается в положении surlecou-de-pied впереди/сзади, или фиксируется в открытом положении в любую сторону. По тому же принципу pas echappe исполняется со вскоком на пальцы;
Pas double echappe заключается в том, что между двумя главными движениями вставляется temps leve на прыжке или с подъемом на пальцы/полупальцы без изменения позиции. Также возможна перемена позы epaulement.
Прыжки бывают малые и большие. В момент исполнения grand pas echappe во время прыжка ноги максимально долго задерживаются в исходной или толчковой позиции, а раскрываются во 2 или 4 позиции перед самым приземлением.
Прыжок может быть выполнен на продвижение, в повороте, или с заноской. Для petit pas echappe battu делается одна заноска, а для grand pas echappe нужная двойная заноска на максимальном взлете;
Итак, вы ознакомились с основными терминами классической хореографии. Надеемся, что эти знания помогут вам лучше разбираться в балете, понимать смысл танца и получать удовольствие от представлений.