Как вы намерены действовать грамматическая основа
Как определить грамматическую основу? Объяснение разбора предложения, сложные случаи
Грамматическая основа предложения (подлежащее и сказуемое) — это его смысловой и синтаксический центр. С определения грамматической основы начинается цепочка синтаксического разбора. Умение верно определять грамматическую основу в предложении дает направление для установления логических отношений между словами в предложении, помогает решению пунктуационных задач (в т.ч. при изучении иностранного языка). Если грамматическая основа была определена неверно, то весь дальнейший анализ пойдет по ошибочному пути.
В составе грамматической основы выделяют подлежащее и сказуемое. Если предложение состоит из одного главного члена, то это только подлежащее или сказуемое. Предложений без основы не бывает (за исключением неполных)!
Этап №1. Находим подлежащее. Вопросы КТО? или ЧТО?
Подлежащее — это главный член предложения, грамматически независимый.
В типичном предложении это предмет (в широком смысле), о котором идет речь в предложении. Это слово, стоящее в именительном падеже. Чаще всего это имя существительное или местоимение, отвечающее на вопросы: Кто? или Что?
Примеры:
Существуют некоторые случаи, когда подлежащее выражено иными способами (не существительным и не местоимением):
Иные способы выражения подлежащего
Примеры
Имя числительное (количественное и собирательное) в роли существительного
Трое вышли из леса.
Имя прилагательное в роли существительного
Сытый голодному не товарищ.
Причастие в роли существительного
Отдыхающие весело проводили время.
Дорогу осилит идущий.
Завтра обязательно наступит.
Далече грянуло ура.
Мы с друзьями выехали раньше.
Немало школьников участвовало в конкурсе.
Неопределенная форма глагола
Сочинять — моя стихия.
Этап №2. Находим сказуемое. Вопросы: ЧТО ДЕЛАЕТ? (и др.)
Какие бывают сказуемые?
Сказуемое связано с подлежащим и отвечает на вопрос, который задается к нему от подлежащего: Что делает предмет?
Но при соответствующем выражении подлежащего (см. таблицу выше) это могут быть и другие вопросы: Что такое предмет?, Каков предмет) и т.п.
Примеры:
Сказуемые в русском языке бывают трех типов:
Смотрите также:
Сложные случаи в определении сказуемых
Ситуация 1. Часто проблемы с определением сказуемого возникают в ситуации, когда простое глагольное сказуемое выражено не одним словом. Пример: Сегодня ты будешь обедать не один (= пообедаешь).
В данном предложении сказуемое будешь обедать — простое глагольное, оно выражено двумя словами по той причине, что это составная форма будущего времени.
Ситуация 2. Я пришел в затруднение, выполняя эту работу(= затруднился). Сказуемое выражено фразеологизмом.
Ситуация 3. Другой трудный случай — это предложения, в которых составное сказуемое представлено формой краткого причастия. Пример: Двери всегда открыты.
Ошибка в определении типа сказуемого может быть связана с неверным определением части речи (следует отличать от глагола краткое причастие). На самом деле в данном предложении сказуемое составное именное, а не простое глагольное, как может показаться.
Почему составное, если выражено одним словом? Потому, что в форме настоящего времени у глагола связка нулевая. Если поставить сказуемое в форму прошедшего или будущего времени, то она проявится. Сравните. Двери всегда будут открыты. Двери всегда были открыты.
Ситуация 4. Подобная ошибка может возникнуть и в случае выражения именной части составного именного сказуемого существительным или наречием.
Пример. Наша изба — вторая с краю. (Сравните: Наша изба была вторая с краю).
Даша замужем Сашей (Сравните: Даша была замужем за Сашей).
Помните, что частью составного сказуемого являются слова можно, нужно, нельзя.
Определение основы в односоставных предложениях
В назывных предложениях основа будет представлена подлежащим.
Пример: Зимнее утро.
В неопределенно-личных предложениях есть только сказуемое. Подлежащее не выражено, но оно понятно.
Пример: Люблю грозу в начале мая.
Самый сложный случай выражения основы в безличных предложениях. Чаще всего это как раз различные виды составных именных сказуемых.
Примеры: Мне нужно действовать. В доме тепло. Мне грустно. Уюта нет, покоя нет.
Если не формировать навык определения основы предложения в младших классах, то это приведет к трудностям при анализе односоставных и сложных предложений в 8-9 классах. Если же постепенно нарабатывать это умение методом усложнения, то все проблемы будут разрешены.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Урок на тему «Грамматическая основа предложения»
Мерзімі /Дата/__________ «Бекітемін» / «Утверждаю»/___________
№ ______сабақ Урок №_______
10 класс Русский язык
Тема: Грамматическая основа предложения.
Цели : 1.закрепить сведения по способам выражения подлежащего и сказуемого; формирование навыков определения грамматической основы; воспитание языкового чутья.
2. развивать навыки грамматических разборов;
3. воспитывать усидчивость, внимательность.
Тип урока : урок-практикум.
Оборудование : Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, таблица «Способы выражения главных членов предложения».
I. Лексическая разминка.
Задание: выписать многозначные слова, составить с ними словосочетание таким образом, чтобы проявились разные значения многозначных слов.
Вода, строка, воробей, дерево, рекорд, случай, деятель, достоинство, культурный, свежий, организовать, рассуждать.
II. Проверка домашнего задания.
Устное сообщение по теме «Виды предложений» по плану, составленному дома.
III. Работа по теме урока.
1. Повторение признаков подлежащего и сказуемого.
Укажите предложение, в котором правильно выделена грамматическая основа.
О нем, собственно, никто и не мог еще знать правды.
Мне захотелось заставить вас рассказать что-нибудь.
В тайге темнеет рано.
Сынок, уезжаешь ни с чем?
У него была своя история.
Что входит в грамматическую основу предложения?
Что называется подлежащим?
Способы выражения подлежащего.
Дайте определение сказуемого.
(Признаки подлежащего учащиеся вспоминают вместе с учителем и записывают в тетрадях:
1) субъект высказывания;
3) грамматически связано со сказуемым;
4) должно стоять перед сказуемым.)
2. Выполнение упражнения _________________.
3. Повторение типов сказуемых.
Используя материал учебника (с.___________), учащиеся вспоминают типы сказуемых.
Задание: записать предложения. Определить тип сказуемого:
1. Как вы намерены действовать?
2. Вокруг все так уныло, голо, безлюдно.
3. На днях мы будем наблюдать затмение Луны.
4. Летом мать поедет лечиться в санаторий.
5. Надо полагать, ветер не скоро стихнет.
2. Упражнение ___________
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-365217
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Росприроднадзор призвал ввести в школах курс по экологии
Время чтения: 1 минута
ЕГЭ в 2022 году пройдет в доковидном формате
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
В Хабаровском крае введут уроки по вакцинации в некоторых школах и колледжах
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Как вы намерены действовать грамматическая основа
Цели : закрепить сведения по способам выражения подлежащего и сказуемого; формирование навыков определения грамматической основы; воспитание языкового чутья.
Тип урока : урок-практикум.
Оборудование : Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, таблица «Способы выражения главных членов предложения».
I. Лексическая разминка.
Задание: выписать многозначные слова, составить с ними словосочетание таким образом, чтобы проявились разные значения многозначных слов.
Вода, строка, воробей, дерево, рекорд, случай, деятель, достоинство, культурный, свежий, организовать, рассуждать.
II. Проверка домашнего задания.
Устное сообщение по теме «Виды предложений» по плану, составленному дома.
III. Работа по теме урока.
1. Повторение признаков подлежащего и сказуемого.
Укажите предложение, в котором правильно выделена грамматическая основа.
О нем, собственно, никто и не мог еще знать правды.
Мне захотелось заставить вас рассказать что-нибудь.
В тайге темнеет рано.
Сынок, уезжаешь ни с чем?
У него была своя история.
· Что входит в грамматическую основу предложения?
· Что называется подлежащим?
· Способы выражения подлежащего.
· Дайте определение сказуемого.
(Признаки подлежащего учащиеся вспоминают вместе с учителем и записывают в тетрадях:
1) субъект высказывания;
3) грамматически связано со сказуемым;
4) должно стоять перед сказуемым.)
2. Выполнение упражнения 373.
3. Повторение типов сказуемых.
Используя материал учебника (с. 251), учащиеся вспоминают типы сказуемых.
Задание: записать предложения. Определить тип сказуемого:
1. Как вы намерены действовать?
2. Вокруг все так уныло, голо, безлюдно.
3. На днях мы будем наблюдать затмение Луны.
4. Летом мать поедет лечиться в санаторий.
5. Надо полагать, ветер не скоро стихнет.
Знакомство со Спецификацией контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2010 года по русскому языку.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ
«ГРАММАТИЧЕСКАЯ (ПРЕДИКАТИВНАЯ) ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ». (ЕГЭ. Задание А 8.)
I. Какие слова являются грамматической основой в одном из предложений текста?
ничего не знал (предложение 3)
он, вероятно, не знал (предложение 3)
он не знал (предложение 3)
выдвинул проект (предложение 5)
(3) Он, вероятно не знал ничего о книгах Циолковского. … (5) По существу, американский профессор выдвинул проект сооружения вокруг Солнца сплошной гигантской сферы радиусом около 150 миллионов километров, то есть примерно на уровне орбиты Земли.
II. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
композитор не мог различать (предложение 3)
который не мог различать (предложение 3)
потом выяснилось (предложение 6)
эти два вида слуха (предложение 6)
(3) Но вот у нас под наблюдением был один известный композитор, который после болезни не мог различать звуки речи. … (6) И действительно, как потом выяснилось, эти два вида слуха даже формируются в разных областях головного мозга.
III. Какие слова не являются грамматической основой в одной из частей сложного предложений текста?
что приводит (предложение 3)
оно повысилось (предложение 4)
нет движения (предложение 4)
это приводит (предложение 5)
(3) Атмосферу загрязняют автомобили, самолёты, теплоцентрали, что приводит к значительному увеличению углекислого газа на планете. (4)Такой тревожный рост содержания СО2 сейчас констатируется не только в городах, где оно повысилось в 3-5 раз, но даже и на Южном полюсе, в центре Антарктиды, где автомобильного движения нет. (5) Углекислый газ, как стекло, пропускает солнечные лучи вниз, но задерживает отдачу тепла в атмосферу дальше за пределы Земли, а это приводит к росту средней температуры приземного слоя атмосферы.
IV. Какое сочетание слов является грамматической основой во втором (2) предложении текста?
фрагменты должны войти
(2) Однако не все эти фрагменты должны войти в реферат.
V. Какое сочетание слов является грамматической основой в простом или в одной из частей сложного предложения текста?
излучение было (предложение 3)
являются колебание и вращение (предложение 4)
электромагнитные волны излучают (предложение 5)
излучают тела (предложение 5)
(3) Невидимое излучение (учитывая его место в спектре)было названо инфракрасным. (4) Источником инфракрасного излучения являются колебание и вращение молекул вещества. (5) При этом электромагнитные волны излучают нагретые тела, молекулы которых движутся особенно интенсивно.
VI. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
интуиция и воображение необходимы (предложение 3)
страсть бывает слепой (предложение 4)
это может (предложение 5)
может направить (предложение 5)
(3) Действительно, страсть к науке, интуиция и воображение необходимы подлинному учёному. (4) Но страсть бывает слепой, а чувства нередко обманывают человека. (5) Иногда это может направить на ложный путь исследователя, первоначально натолкнувшегося на новые интересные факты.
VII. Какое слово или сочетание слов является сказуемым в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
выходит из строя (предложение 2)
никогда не говорит (предложение 4)
как нарушена (предложение 5)
перестало (предложение 5)
(2) Если выходит из строя любой из них, то распадается сразу несколько функциональных систем, в которые он входил как функциональное звено. (4) Поэтому нейропсихолог никогда не говорит: у человека нарушена та или иная функция. (6) Он обязательно выясняет, как она нарушена и что ещё одновременно с этим перестало работать в организме.
VIII. Какие слова являются грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
гибнет в мире несколько видов (предложение 2)
положение угрожающее (предложение 4)
вид млекопитающих исчезает (предложение 4)
уничтожение гораздо более опасно для человечества (предложение 5)
(2) Сейчас ежедневно в мире гибнет в среднем несколько видов животных и растений, и темп этого вымирания нарастает. … (4) Везде положение угрожающее: один вид млекопитающих u1080 исчезает за 3-5 лет, в среднем же мы теряем в год, по-видимому, несколько видов животных и растений. (5) Уничтожение биологического разнообразия гораздо более опасно для человечества, чем даже изменение климата или сокращение озонового слоя.
IX. Сколько грамматических основ в предложении?
С утра до вечера на площадях устраивали митинги, ораторы поднимались на балконы и произносили пламенные речи, обращаясь к стоящим внизу; по улицам бесконечным потоком шли демонстранты.
1) одна 2) две 3) три 4) четыре
X. Практические задания:
1) Составьте шесть-семь вариантов задания А8, подбирая для этого различные способы выражения грамматической основы.
2) Выделите все грамматические основы в предложениях.
Грамматическая основа предложения. Способы выражения главных членов предложения.
Просмотр содержимого документа
«Грамматическая основа предложения. Способы выражения главных членов предложения.»
Урок №____ Дата__________
Тема: Грамматическая основа предложения. Способы выражения главных членов предложения.
Цели: закрепить сведения по способам выражения подлежащего и сказуемого; формирование навыков определения грамматической основы; воспитание языкового чутья.
Тип урока: урок-практикум.
Оборудование: Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, таблица «Способы выражения главных членов предложения».
I. Лексическая разминка.
Задание: выписать многозначные слова, составить с ними словосочетание таким образом, чтобы проявились разные значения многозначных слов.
Вода, строка, воробей, дерево, рекорд, случай, деятель, достоинство, культурный, свежий, организовать, рассуждать.
II. Проверка домашнего задания.
Устное сообщение по теме «Виды предложений» по плану, составленному дома.
III. Работа по теме урока.
Повторение признаков подлежащего и сказуемого.
Укажите предложение, в котором правильно выделена грамматическая основа.
О нем, собственно, никто и не мог еще знать правды.
Мне захотелось заставить вас рассказать что-нибудь.
В тайге темнеет рано.
Сынок, уезжаешь ни с чем?
У него была своя история.
Что входит в грамматическую основу предложения?
Что называется подлежащим?
Способы выражения подлежащего.
Дайте определение сказуемого.
(Признаки подлежащего учащиеся вспоминают вместе с учителем и записывают в тетрадях:
1) субъект высказывания;
3) грамматически связано со сказуемым;
4) должно стоять перед сказуемым.)
2. Выполнение упражнения 373.
3. Повторение типов сказуемых.
Используя материал учебника (с. 251), учащиеся вспоминают типы сказуемых.
Задание: записать предложения. Определить тип сказуемого:
1. Как вы намерены действовать?
2. Вокруг все так уныло, голо, безлюдно.
3. На днях мы будем наблюдать затмение Луны.
4. Летом мать поедет лечиться в санаторий.
5. Надо полагать, ветер не скоро стихнет.
Знакомство со Спецификацией контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2010 года по русскому языку.
Конспект урока русского языка «Грамматическая основа предложения. Способы выражения главных членов предложения»; 5 класс
Урок №____ Дата__________
Тема: Грамматическая основа предложения. Способы выражения главных членов предложения.
Цели : закрепить сведения по способам выражения подлежащего и сказуемого; формирование навыков определения грамматической основы; воспитание языкового чутья.
Тип урока : урок-практикум.
Оборудование : Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, таблица «Способы выражения главных членов предложения».
I. Лексическая разминка.
Задание: выписать многозначные слова, составить с ними словосочетание таким образом, чтобы проявились разные значения многозначных слов.
Вода, строка, воробей, дерево, рекорд, случай, деятель, достоинство, культурный, свежий, организовать, рассуждать.
II. Проверка домашнего задания.
Устное сообщение по теме «Виды предложений» по плану, составленному дома.
III. Работа по теме урока.
Повторение признаков подлежащего и сказуемого.
Укажите предложение, в котором правильно выделена грамматическая основа.
О нем, собственно, никто и не мог еще знать правды.
Мне захотелось заставить вас рассказать что-нибудь.
В тайге темнеет рано.
Сынок, уезжаешь ни с чем?
У него была своя история.
Что входит в грамматическую основу предложения?
Что называется подлежащим?
Способы выражения подлежащего.
Дайте определение сказуемого.
(Признаки подлежащего учащиеся вспоминают вместе с учителем и записывают в тетрадях:
1) субъект высказывания;
3) грамматически связано со сказуемым;
4) должно стоять перед сказуемым.)
2. Выполнение упражнения 373.
3. Повторение типов сказуемых.
Используя материал учебника (с. 251), учащиеся вспоминают типы сказуемых.
Задание: записать предложения. Определить тип сказуемого:
1. Как вы намерены действовать?
2. Вокруг все так уныло, голо, безлюдно.
3. На днях мы будем наблюдать затмение Луны.
4. Летом мать поедет лечиться в санаторий.
5. Надо полагать, ветер не скоро стихнет.
Знакомство со Спецификацией контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2010 года по русскому языку.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Есть мнение?
Оставьте комментарий
Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного
Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте
Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?
|