Как вы объясните появление таких небылиц
Литературное чтение 2 класс учебник Климанова, Горецкий 1 часть — страница 186 (Школа России)
Подготовили готовое домашнее задание к упражнениям на 186 странице по предмету литературное чтение за 2 класс. Ответы на задания: 1, 2, 3, 4, 5 и 6.
Учебник 1 часть — Страница 186.
Проверим себя и оценим свои достижения
Знаешь ли ты, что «Чиж» расшифровывается как «чрезвычайно интересный журнал», «Ёж» – «ежемесячный журнал»?
Нет, раньше я об этом не знал.
Какие журналы ты сейчас читаешь? За что ты их любишь?
Сейчас я читаю журнал «Клёпа». Я люблю этот журнал за то, что в него входит много рубрик. Например: «Кинозал», «Читалка», «Конкурсы», «Игротека» и другие. По страницам журнала можно путешествовать с девочкой Клёпой, ее собакой Филиппычем и птичкой Капи-Капи.
Можно ли отнести к небылицам стихотворение «Вы знаете. » Д. Хармса?
Мне кажется, что стихотворение «Вы знаете. » Д. Хармса нельзя отнести к небылицам. Эта ситуация (разговор между детьми) вполне может произойти в реальной жизни. Однако истории, придуманные мальчиком, нелепые, фантастические и несуразные. Он рассказывает то, чего на самом деле произойти не может. Их и можно считать небылицами.
Кто из поэтов помог тебе увидеть необычное в обычном?
Необычное в обычном помогли мне увидеть А. Введенский, Д. Хармс и С. Маршак.
Объединил бы ты стихи Д. Хармса со стихами С. Есенина в одну книгу? Объясни свой ответ.
Я бы не объединил стихи Д. Хармса со стихами С. Есенина в одну книгу, потому что произведения этих авторов совершенно разные. Они не связаны одной темой или идеей. Так, стихи Д. Хармса смешные, юмористические, в них много нелепиц. Стихи С. Есенина лирические и нежные, многие из них о природе.
Какие пословицы больше всего подходят к прочитанным произведениям из детских журналов?
Не хвались сам, а жди, когда люди похвалят.
Умел ошибиться, умей и поправиться.
Ума палата, а ключ от нее потерян.
В пустой бочке звону много.
Больше всего подходят к прочитанным произведениям из детских журналов две пословицы:
Умел ошибиться, умей и поправиться.
Ума палата, а ключ от неё потерян.
Как вы объясните появление таких небылиц
Был на Руси особый вид сказок – небылицы. В них неимоверным образом переплетались несвязанные и небывалые события и персонажи. Потому и зовут их небылицами. Хотя в старину носили они и другие названия. Одно из самых распространенных, «скоморошина», говорит об авторстве небылиц. Их придумывали и рассказывали скоморохи для потехи людей и своего барина. Кроме этих названий, были у небылиц и другие, и все говорящие. Погудками их называли за то, что исполнялись они под гудки – трехструнные инструменты. А «скокливыми» песнями назывались небылицы из-за прыжков и ужимок, которые делали скоморохи во время исполнения.
В небылицах обычно описываются события, характерные для определенной местности. Но они перевернуты, перевраны и перепутаны. В них часто встречается гиперболизированное представление обычных событий. Так, например, некоторые небылицы поморов рассказывают о традиции рыбного пира. В одной из них описывается необыкновенно огромная щука, чьей «ягодицею наедалисе» все пировавшие.
Для русских небылиц характерны пародийные черты. Например, в «Небылице про льдину» битва описывается, как кухонная драка. Пародийно подаются не только отдельные элементы небылиц. Скоморохи пародировали целые былины, подавая их в перевернутом виде, антимире. Один из характерных примеров: «Илья Муровец и Издолище». В ней иначе рассказывается классическая древнерусская былина о борьбе богатыря Ильи Муромца и Идолища. В ней богатырь побеждает Идолище не булатным мечем, а своим «сарацинским колпаком».
Небылицы могут выступать в качестве самостоятельных литературных произведений, но чаще они играют роль вступления перед настоящей былиной. Своим увлекательным языком, быстро и непредсказуемо меняющимися событиями, погудки увлекают слушателя, готовят к предстоящей сказке.
Небылицы-перевёртыши :: Общие сведения
В детском устном поэтическом репертуаре имеется большой пласт произведений, в которых «развиваются события совершенно невероятные с точки зрения здравого смысла. Вся система образов их противоречит жизненным реальным наблюдениям. Все действия – сплошная логическая ошибка». Эти произведения называют небылицами, перевёртышами, небылицами-перевёртышами. И нет чёткой границы между различными группами этих произведений. О.И. Капица писала: «Сущность небыличных песен сводится к тому, что необходимые функции и свойства одного предмета приписываются другому». Она же характеризовала перевёртыши как произведения, в которых «происходит перестановка объекта действия или же признаков, характеризующих разные предметы». При столь близких характеристиках перевёртышей и небылиц на практике их трудно отличить.
К.И. Чуковский и не делает этого. Все произведения этого рода он относит к одному виду и обозначает их термином «перевёртыши». Введённый им термин сразу же прижился и в науке, и в повседневной речи народа. К.И. Чуковский не только показал, что ребёнка влечёт в «перевёрнутый» мир, где безногие бегают, вода горит, лошади скачут на своих ездоках, а какие-то моторные вместо хлеба едят башмаки, но и доказал закономерность такого влечения, его неизбежность и всеобщность. Исследователь считает перевёртыши умственной игрой. «Ребёнок играет не только камешками, кубиками, куклами, – писал он, – но и мыслями». Приводя богатый и тщательно подобранный материал, исследователь утверждал, что «небывальщина необходима ребёнку лишь тогда, когда он хорошо утвердился в «бывальщине». Утвердившись в каком-то знании, ребёнок начинает превращать его в игру; эта «жажда играть в перевёртыши присуща чуть ли не каждому ребёнку на определённом этапе его умственной жизни».
Учёный убедительно показал педагогическую ценность небылиц-перевёртышей, и, благодаря его трудам, они перекочевали из учёных собраний на страницы детских книжек и миллионам детей доставляют неподдельную радость.
К 5 годам у ребёнка уже имеются чёткие реалистические представления об окружающем мире; ребёнок усваивает грамматический строй языка, его основной лексический фонд и даже подготавливается к восприятию метафор и идиом. Очевидно, что к этому времени у него исчезает необходимость «утвердиться в норме». А если так, то тяга к перевёртышам должна исчезнуть. Но она не исчезает. Перевёртыши остаются любимыми произведениями старших дошкольников и даже школьников, которые не только хорошо знают мир реальных вещей, которыми обычно оперируют в перевёртышах, но и познают основы наук, усваивают научно-теоретические представления о мире, пользуются абстрактными (конечно, в доступной соответствующему возрасту дозировке) понятиями. Очевидно, объяснить этот факт без определения истоков жанра невозможно.
К.И. Чуковский рассматривал перевёртыши как собственное творчество детей. А между тем наблюдения показывают, что дети, не знавшие небылиц, перевёртышей, не способны к творчеству в этом жанре, какова бы ни была их «радость от преодоления очередного рубежа в познании мира». Анализ текстов, опубликованных В.И. Далем, даёт основание утверждать, что они сочинены взрослыми и для взрослых. Для детей характерна стиховая организация текста, произведения В.И. Даля – прозаические. Текст «Пошёл я на лыко гору драть» даёт картины охоты, которой дети не видели, а текст «Едки трои» вообще не может быть понят детьми-дошкольниками: «Едки трои не посучишь, на тошне заживотит и на ворчале забрюшит (сутки трои не поешь, на животе затошнит и на брюхе заворчит)».
Большинство образов широко бытующих перевёртышей унаследовано (нередко опосредованно, через поэзию пестования) из песен скоморохов. В подтверждение этого тезиса можно сослаться на «скоморошины»:
Для художественного приёма скоморохов характерна «перестановка объекта действия», небыличность в узком смысле этого слова. Вполне очевидно, что и небыличный материал, и собственно перевёртыши в фольклоре взрослых вызваны к жизни отнюдь не стремлением «утвердиться в знании». Исходными были эстетические побуждения, в первую очередь стремление к юмору. Сохраняется оно и в детской среде. И не стоит в противоречии с доминирующей познавательной функцией.
Колыбельные песни, прибаутки и другие жанры поэзии пестования ребёнок воспринимает до известной степени пассивно, необходима же целенаправленная работа детского рассудка; необходимо развитие логического мышления. Это – социально-педагогический «заказ», предопределивший возникновение перевёртышей как жанра детского фольклора. Задача перевёртышей – способствовать активизации рассудочной деятельности ребёнка, дать обильный материал, требующий анализа, систематизации в соответствии с логикой естественных связей. Народная педагогика обрела эффективное средство стимулирования познавательной деятельности детей. Интерес ребёнка к перевёртышам поддерживается их редкой эстетической действенностью. Она достигается в первую очередь за счёт предопределённого перестановкой объектов и обратной координацией действия:
Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Выхватил телегу
Конь из-под кнута
И давай дубасить
Ею ворота.
Крыши испугались,
Сели на ворон.
В песнях скоморохов небылицы и перевертыши выступают в своём единстве; в поэзию пестования (колыбельные, прибаутки, докучные сказки), а вслед за ними и в детские песни-перегудки в качестве комического компонента входят только небылицы, то есть произведения, в которых звери, домашние животные одеваются, как люди, выполняют людскую работу, насекомые и птицы очеловечиваются, люди ездят на телятках, козлятках и даже козявках, где женят и хоронят комара, как человека, и пр. и пр. Во всех этих произведениях есть «перестановка объекта действия», но нет «обратной координации действия». Перевёртыши, то есть произведения, в основе построения которых лежит только принцип обратной координации, не взаимодействуют с другими жанрами, бытуют в чистом виде.
После выхода в свет работы К.И. Чуковского «Лепые нелепицы» (1924) к перевёртышам на практике относят и все небылицы. Получается некое двуединство: видно различие, разделение невозможно. Вполне логично стремление В.П. Аникина преодолеть эти противоречия. Он ввёл удачный термин «небылицы-перевёртыши», который полнее определяет внутренний смысл обеих групп этих произведений.
Небылицы-перевёртыши русского фольклора
Небылицы-перевёртыши – что это такое в литературе? Определение небылиц-перевёртышей (не из википедии).
Почему небылицы назвали небылицами-перевёртышами? Этимология слова «небылица».
Когда появились небылицы-перевёртыши на Руси?
Небылицы-перевёртыши как отдельный жанр устного народного творчества (фольклора). Характеристика жанра, классификация небылиц-перевёртышей.
Чем небылицы отличается от перевёртышей и сказок и в чём их сходства.
Какие небылицы-перевёртыши были в старину на территории Вологодской, Вятской, Орловской области и Алтайского края?
Ответьте на вопрос:Как появились небылицы?
Был на Руси особый вид сказок – небылицы. В них неимоверным образом переплетались несвязанные и небывалые события и персонажи. Потому и зовут их небылицами. Хотя в старину носили они и другие названия. Одно из самых распространенных, «скоморошина», говорит об авторстве небылиц. Их придумывали и рассказывали скоморохи для потехи людей и своего барина. Кроме этих названий, были у небылиц и другие, и все говорящие. Погудками их называли за то, что исполнялись они под гудки – трехструнные инструменты. А «скокливыми» песнями назывались небылицы из-за прыжков и ужимок, которые делали скоморохи во время исполнения.
В небылицах обычно описываются события, характерные для определенной местности. Но они перевернуты, перевраны и перепутаны. В них часто встречается гиперболизированное представление обычных событий. Так, например, некоторые небылицы поморов рассказывают о традиции рыбного пира. В одной из них описывается необыкновенно огромная щука, чьей «ягодицею наедалисе» все пировавшие.
Для русских небылиц характерны пародийные черты. Например, в «Небылице про льдину» битва описывается, как кухонная драка. Пародийно подаются не только отдельные элементы небылиц. Скоморохи пародировали целые былины, подавая их в перевернутом виде, антимире. Один из характерных примеров: «Илья Муровец и Издолище». В ней иначе рассказывается классическая древнерусская былина о борьбе богатыря Ильи Муромца и Идолища. В ней богатырь побеждает Идолище не булатным мечем, а своим «сарацинским колпаком».
Небыли́ца или небыва́льщина — жанр устного народного творчества, прозаическое или стихотворное повествование небольшого объёма, как правило, комического содержания, в основе сюжета которого лежит изображение нарочито искажённой действительности.
По определению филолога-фольклориста В. Я. Проппа, небылица — разновидность сказочного жанра, в которой «действительность выворочена наизнанку». К небылицам относятся повествования «о совершенно невозможных в жизни событиях вроде того, что человек проваливается по плечи в болото, утка вьёт гнездо на его голове и откладывает яйца, волк приходит лакомиться яйцами и т. д.»
Что такое небылицы
Летом мы ездили к папиной бабушке в Нижний Новгород. Купались и загорали на Волге, ездили на экскурсии по городу. Перед отъездом прабабушка подарила книгу, которую читал мой папа в детстве. В ней были смешные стихи, которые мне очень понравились. Как называются стихи, в которых рассказывается, о том чего не бывает?
Я решила проверить предположение и поставила цель: узнать, что же такое небылицы?
1. Узнать об истории возникновения небылиц.
2. Известные авторы небылиц.
3. Чему учат небылицы?
4. Применение небылиц на уроке по развитию речи.
Гипотеза: Какую роль играют небылицы в развитии детей?
Глава 1. Исторические и культурные корни появления небылиц в России
1. 1. История возникновения небылиц
Гром гремит по улице.
Едет поп на курице!
Тимошка на кошке по кривой дорожке!
Сел задом наперед и поехал в огород!
Во многих небылицах используется прием > обычных ситуаций, доведения их до полной нелепости. Подобный прием народной сатиры широко используется в сказках- небылицах, а также в смеховых образцах древнерусской литературы.
Между небом и землей
И нечаянно хвостом
С мальчиком в руках,
1. 2. Известные авторы небылиц
За время исследования мы нашли и прочитали много небылиц созданных лучшими представителями мировой литературы. Произведения Л. Кэрролла, Д. Хармса, К. Чуковского, С. Маршака, Б. Заходера, Ю. Мориц, А. Усачева и других известных детских писателей, которые помогают развить у детей фантазию и юмор, сформировать такие нравственные качества, как доброта, искренность, отзывчивость.
Стихи про человека рассеянного с улицы Бассейной сочинил замечательный поэт Самуил Маршак (1887-1964). Эти стихи были написаны им еще до Великой Отечественной войны, когда Маршак жил в Ленинграде (тогда так назывался город Санкт-Петербург), неподалеку от действительно существовавшей улицы Бассейной (теперь она носит имя Некрасова)(6). Так что все или почти все в этом стихотворении, правда. Разве вы не встречали таких рассеянных людей (особенно учеников)? Маршак, конечно, немного все преувеличил, но как талантливо!
Перевертыши были объявлены зловредными, затемняющими мозги детей. Эти > сознательно не замечали, что в устном народном творчестве постоянно встречаются такие небылицы, в которых курочка может >, деревня > и т. д. Тщательно изучив этот жанр устного народного творчества, К. И. Чуковский на его основе создал свои перевертыши, утвердив это название и в литературоведении(3). Его сказка > полностью состоит из перевертышей:
Мяу, мяу! Кошечки захрюкали:
Уточки заквакали: Ква, ква, ква!
Писатель показывает детям, что правильно в поведении животных:
Стало море потухать
И опять все стало на свои места: >, >, > и т. д. А зверюшки >
Добиваясь простоты, доходчивости, писатели не дают готовых выводов в небылицах на темы морали. Они верят в прозорливость и ясность суждений детей, в тонкость их чувств, их интуицию.
Глава 2. Применение небылиц на уроке по развитию речи
2. 1. Чему учат небылицы?
Вкладывая в известное новейший смысл, перевертывая все кверху тормашками, дети учатся лучше управлять и пользоваться понятиями, формируют свободу мышления, фантазию и, что существенно, учатся понимать юмор.
2. 2. Дидактические игры по развитию речи на основе небылиц
Ребенку предлагают простейшие ситуации, а он отвечает, бывает так или нет. Обязательным условием в данном случае является чередование реальных и нереальных ситуаций. Например, >, >, >, >, >, >, >, >.
Вместо предложений можно использовать специальные сюжетные картинки, которые готовятся заранее. Например, предлагают рассмотреть картинку, на которой изображены свинья на насесте, корова на заборе, кошка в норке, мышка ловит кошку, петух в конуре, собака прогуливает утят и т. п. (комплект может быть любым: мебель, одежда, животные, птицы, рыбы, быт людей, но на каждой картинке изображается абсолютно не свойственное предмету действие) и ответить, так бывает или нет и почему.
— Ночью ярко светит солнце.
— Зимой в лесу все тропинки заросли травой.
— Маяк освещает дорогу кораблям.
— Весной прилетают перелетные птицы.
Ребенку предлагают послушать один из коротких рассказов: >; >; > В качестве образца могут служить и поэтические произведения ( > К. Чуковского, > С. Маршака и многие другие). После прослушивания дети обычно анализируют произведение с точки зрения достоверности фактов и придумывают собственные небылицы или перевертыши.
Эта игра знакома каждому человеку с детства. Она развивает не только воображение, мышление и речь, но и формирует здоровое чувство юмора.
Вспомните, как когда-то собирались за столом несколько закадычных друзей-подростков, брали в руки бумагу и ручки и начиналось >: писали ответ на один из игровых вопросов, прятали его, закручивая бумагу, передавали одному из товарищей, а сами получали точно такой же лист с ответом одного из друзей, на котором помещали ответ на следующий вопрос. и так несколько раз. В итоге получался смешной рассказ-небылица.
Правила игры таковы: водящий наугад называет два слова, например > и >. Один из участников игры придумывает и описывает ассоциацию, возникшую на эти слова. Например, >. Следующий игрок называет свое слово, например >. Третий участник игры связывает второе слово с третьим также при помощи возникшей ассоциации, скажем: >, и задает следующее слово и т. д. Так обычно и возникают предложения, отражающие поочередно реальные и нереальные события, ситуации, действия.
По окончании игры можно предложить детям нарисовать то, что запомнилось им больше всего или рассмешило их.
Любимый писатель детворы К. И. Чуковский, анализируя произведения устного народного творчества, вычленил и систематизировал приемы составления небылиц, нелепиц и перевертышей. Почти все из них построены на опрокидывании норм, на навязывании объектам несвойственных им функций и признаков, что и увлекает детей как интересная забава.
Нелепицы, перевертыши и небылицы могут быть построены на основе использования следующих приемов:
1. Малому приписываются качества большого и наоборот. ( >. Муха, утопление которой описано, как мировая катастрофа. )
2. Холодному приписываются качества горячего и наоборот. (Человек обжегся холодной похлебкой. Знойным летом дети скользят на коньках по воде. )
3. Съедобность несъедобных вещей и наоборот. ( >. >. )
4. Перевертыши одежды. ( >. >. )
5. Перевертыши явлений и законов природы. (Море горит; в поле корабль бежит; в лесу рыба растет; в море земляника поспела. )
6. Перепутывание эпитетов. ( >. Конь скачет верхом на ездоке. )
7. Изменение точки отсчета. ( >. >. )
8. Перевертыши телесных недостатков. (Слепые видят, немые кричат, глухие подслушивают, безногие бегают. )
9. Перевертыши действующих лиц. (Ворота лают из-под собаки. Мужик собакой бьет палку. )
Изучив материал, собранный мной о небылицах, я сделала следующие выводы:
4. Небылицы учат детей лучше управлять и пользоваться понятиями, формируют свободу мышления, фантазию и, понимать юмор, способствуют развитию логического мышления.
5. Дидактические игры, в которых используются небылицы, развивают творческие способности детей, воспитывают волю, внимание, настойчивость в достижении поставленной цели, прививает им > к поиску, к самостоятельным открытиям.