Как вы понимаете причины пушкина
За что вы любите Пушкина?
Откройте любой учебник по литературе и вы там непременно найдёте абзац, в котором говорится следующее: Пушкина читали и любили всегда; во все дни существования российской культуры не бывало на свете более великого поэта; и при жизни, и после смерти Пушкин не имел достойных литературных соперников.
И действительно огромное количество книголюбов называют себя почитателями Пушкина. Однако среди этих людей не найдётся и пяти процентов способных оправдать свою любовь к творчеству поэта. На вопрос «за что вы любите Пушкина?» они отвечают, подобно девятиклассникам перед учителем: «за его вклад в русскую литературу, за его замечательные стихи.»
Мало кто задумывается: если бы Александр Сергеевич не погиб на дуэли может быть тогда его имя не обросло настолько колоссальным вниманием? Ведь именно из-за двухсотлетнего культивирования Пушкинского наследия в массовом сознании образовалась заразительная мысль: если мы любим читать, то мы обязаны любить Пушкина, а причины для этого сами найдутся. Но что это за причины, и должны ли они существовать? Давайте порассуждаем об этом.
Справедливости ради стоит заметить, что Александр Сергеевич действительно много сделал для развития русской литературы. Главным его достижением считается значительное расширение границ поэтической художественной речи. Такие авторы как Сумароков, Тредьяковский, Державин писали в основном для дворянства и были далеки от народных языковых норм. Даже в наше время читая их произведения не многие из нас сумеют обойтись без словаря под рукой. Благодаря Пушкину русский литературный язык стал более доступным в следствии чего к книгам потянулись не только дворяне, но и простой народ. За это он безусловно заслуживает уважения, как литературный деятель. Однако те самые «почитатели Пушкина» называют его настоящим эталоном и выразителем русской поэзии.
По правде говоря влияние Пушкина на дальнейшую судьбу русской литературы распространилось не слишком далеко. Тот же Лермонтов пытался приблизиться к лирическому стилю Александра Сергеевича лишь на раннем этапе своего творчества. Не желая быть постоянным подражателем он постепенно отходил от Пушкинского влияния и в итоге создал собственный стиль. Если Пушкин больше времени уделял форме и чистоте образов не особо заморачиваясь над содержанием, то Лермонтов напротив подчинял форму содержанию, приводя алегорические образы и символы. Лермонтов был вдохновлен поэзией Пушкина, но не являлся продолжателем его традиций.
Вспомним ещё и Гоголя, которого также определяют, как «наследника Пушкина». Однако творческие пути обоих изначально были разными. Пушкин, как писатель изображал жизнь со строгим реализмом, он наблюдал за жизнью, пытался постичь её. Гоголь же описывая жизнь выражал собственные идеи и взгляды. Николай Васильевич и вправду многим обязан своему коллеге и другу. Пушкин хлопотал о постановке Гоголевских пьес, давал ему творческие советы, подкидывал идеи для произведений. Сам же Гоголь, пусть и был под влиянием мнения своего приятеля, все-таки сохранил творческую индивидуальность. Так что едва его можно назвать Пушкинским последователем.
В различных вариантах биографии Пушкина я не встречал ни одного упоминания об окружающей его толпе учеников. Выходит, что он не особо был заинтересован в так называемых наследниках, а изменения, которые поэт внёс в русский литературный язык не являлись частью какого нибудь заготовленного плана. Он делал это по наитию, прекрасно осознавая, какую литературу требовал читатель того времени. Пушкин и вправду сделал литературу другой, но не создал её заново. Великие писатели и поэты, творившие после Пушкина, признавали его как гения, как идейного вдохновителя, но не как учителя. Каждый из них был самобытен и шёл своим отнюдь не Пушкинским путем, а те авторы, которые подстраивались под него, так и остались скучными подражателями.
Из этого следует, что Пушкин не являлся эталоном русской литературы, пусть и был одним из ярчайших её представителей.
О творчестве Пушкина было написано бесчисленное количество статей, большинство из которых словно копируют друг друга. Один из главных элементов, объединяющий такие работы, это утверждение о том, что он был не просто литератором, а настоящим моралистом, духовным учителем, чем-то вроде мессии.
Ранее уже говорилось, что произведения Пушкина имеют чисто описательный характер и не предлагают ничего, кроме жизненных реалий, из которых читатель уже сам должен сделать вывод. Но неугомонные «почитатели поэта» так и ищут в его строках моральные проповеди. Однако прежде, чем определять Пушкина, как духовного учителя необходимо обратиться к его личности.
Современники поэта в своих воспоминаниях описывают его, как человека со взрывным характером и крайне неустойчивой психикой. Он позволял себе неуместные колкости и дерзости при этом сам легко раздражался от самой безобидной шутки в свой адрес. В учёбе он не проявлял особых стараний и даже грубил преподавателям. Так же он очень резко воспринимал критику. Кто-то скажет, что эти черты были свойственны ему лишь в юные годы. Но нет. Дальше становилось только хуже. За неучтивостью и агрессивным поведением следовал безудержный разгул и разврат, соблазнения чужих жён, конфликты доводящие до драк и дуэлей, беспечность и влезание в огромные карточные долги. Но главная черта, присущая Пушкину, это его безпричинная ревность. Подумайте, разве может человек с подобным списком недостатков рассматриваться в роли духовного учителя?
Многие из вас спросят: «неужели у Пушкина не было положительных качеств?». Разумеется были. Иногда он умел вести себя благородно и ценил это в других людях, был красноречивым и невероятно эрудированым. Император Николай 1 называл Пушкина умнейшим человеком России. Простым разговором он мог увлечь кого угодно. Как и в любом человеке в нем было намешано много плохого и много хорошего. Но поймите, этого не достаточно, чтобы говорить о Пушкине, как о моральном идеале.
Поэтому в его произведениях нет никакого духовного наставничества, они находятся за пределами добра и зла и несут в себе не истину, а собственное виденье автора, оставляя читателю самому решать, согласиться с ним или опровергнуть.
Однако произошло то, что должно было произойти. После трагической гибели поэта общество стало забывать обо всех постыдных деяниях, которые он совершал до дуэли с Дантесом и шире открывать глаза на его литературные достижения. До людей дошло осознание того, что они потеряли выдающегося поэта. Именно тогда о нем заговорили, как о светочи культуры, как о солнце русской поэзии. Как бы кощунственно это не звучало, но Александр Сергеевич ушёл из жизни очень своевременно, оставив потомкам огромное количество шедевров и навсегда закрепив за собой статус национального гения.
ДОЛЖНЫ ЛИ МЫ ЛЮБИТЬ ПУШКИНА?
Итак. В ходе данных рассуждений мы пришли к выводу, что Пушкин не был олицетворением всей русской литературы и не являлся моральным авторитетом, а рещающим фактором в обретении всеобщего признания и многовековой славы стала его гибель. Но цель этой статьи не в том чтобы подорвать чьи-то убеждения. Я лишь хотел донести до вас, что будучи книголюбом вовсе не обязательно боготворить Пушкина. Постарайтесь быть честными и ответьте себе на вопрос: действительно ли вам нравится его поэзия? Каждый человек имеет право на собственное мнение и никто не станет вас за это осуждать.
А если вы на самом деле любите Пушкина, то окажите добрую услугу его памяти, отбросьте устаревшие шаблоны и проявите немного искренности, что бы назвать личные причины, по которым вы его полюбили.
Возможно некоторые из вас спросят: «Почему для тебя это так важно?». Да потому что я действительно люблю Пушкина и причин для этого у меня множество. С его поэзией связано одно очень яркое событие в моей жизни. Однажды я давольно сильно разругался с любимой девушкой. Предмет ссоры рассказывать не буду, слишком личное. Скажу лишь, что правда была не совсем на моей стороне. Долгое время я не находил себе места. Пытался позвонить ей, но она не брала трубку. Наконец я решил пойти более романтическим. путем: взял гитару и направился к её дому. Она жила на втором этаже, поэтому мне пришлось лезть на дерево. Помню её ошеломленный взгляд, когда взглянув в окно она увидела меня сидящим на ветке с инструментом в руках. Тогда она открыла форточку и крикнула мне, что бы я немедленно слезал. Но сделав вид, что не услышал её, я начал петь. И как вы думаете, какую песню? Романс на стихотворение «Я вас люблю, хоть я бешусь». Впервые за несколько недель я увидел её улыбку.
Вот что стало главной причиной, по которой я полюбил поэзию Пушкина. Скажу честно, мне мало интересны его литературные достижения и то, каким он был в жизни, я благодарен Пушкину за то, что он стал (пусть и очень маленькой) частью одного из самых чудесных моментов в моей жизни.
Вот такие дела, друзья. Теперь вы расскажите о своём отношении к Пушкину. Не важно, любите вы его или нет. Главное, что бы вы говорили правду.
Гибель Пушкина причины трагического поведения поэт
(моё аналитическое эссе в 182-ю годовщину смерти поэта)
Поэт Александр Сергеевич Пушкин, согласно своей автобиографии, был рожден от дальних родственников, правнучатых брата и сестры, то есть лиц, находившихся в троюродном родстве. А именно, мать поэта, Надежда Осиповна Ганнибал, по матери (Марии Алексеевне Пушкиной) была из рода Пушкиных и отец поэта, Пушкин Сергей Львович, был из того же рода, но другой ветви. Таким образом, бабушка поэта по матери Пушкина Мария Алексеевна была двоюродной (внучатой) сестрой (кузиной) дедушки поэта по отцу, Пушкина Льва Александровича.
Вот такие кровосмесительные браки кузенов и кузин были характерны для средневековых королевских династий Европы, разрешение на них давал сам Папа Римский на свой страх и риск. Это приводило к вырождению августейших династий. Таким образом, браки дальних родственников Всевышний не благословляет и напрашивается вывод на неблагожелательное расположение высших сил к детям от таких кровосмесительных браков, а попросту приравнивается к проклятию.
Поэт не повторял ошибок своих предков, поздно женился в 32 года и очень дорожил своими детьми и женой, которую он так долго выбирал. Она же была легкомысленной юной девицей, имевшей интимную связь с императором (как и большинство фрейлин). И, конечно, привыкла вести столичный образ жизни, не считая денег и вгоняя мужа в траты и долги, которые усугублялись игроманией Александра Сергеевича.
Но важнее, я думаю, рассмотреть и проанализировать последний год его непростой жизненной ситуации, чтобы понять причины его необдуманного поведения, приведшего к последней дуэли и трагической гибели:
2) ДОЛГИ И ПОТЕРЯННОЕ НАСЛЕДСТВО. Больше всего поэта угнетали долги, потерянное наследство отца, находившее в залоге и длительные переговоры с зятем о разделе имения после смерти матери;
3) НЕРЕАЛИЗОВАННАЯ КАРЬЕРА. Титулярный советник Пушкин (капитанская должность) в 1834 году получает камер-юнкера – низший чин придворной службы, который приводит его в ярость и вынуждает к нежелательной для него светской жизни, небольшое жалование, четверо детей и необходимость отдавать каждое стихотворение на проверку Бенкендорфу, а также вынужденная задержка издательских дел – все это создавало большие финансовые затруднения для поэта, его неудовлетворенность жизнью нашла выход в склонности к карточным играм и проигрышам последних финансов;
4) УГАСАНИЕ ТАЛАНТА. Большое значение в последние годы жизни и деятельности Пушкина архивных изысканий и издательских проектов (издание «Современника») приводят к непониманию окружающих. Многие считали, что Пушкин уклоняется от литературных трудов в связи с творческим кризисом, цензурой и угасанием его таланта и вынужден был заниматься исторической публицистикой исключительно ради заработка;
5) НЕВЕРНОСТЬ ЖЕНЫ. С начала 1834 г. возникает светская интрига – влюбленность барона Дантеса в жену Пушкина, Наталью Гончарову. Получив анонимное послание, Пушкин вызывает Дантеса на дуэль. Француз, понимая, что поэт бретер и будет иметь право первого выстрела, как оскорблённая сторона, попросил отсрочки и пошёл на хитрость – посватался к сестре Натальи, Екатерине Гончаровой. После долгих уговоров друзей Пушкин отозвал свой вызов. Дантес женился на Екатерине в январе 1837 года, но оскорбительные для поэта ухаживания за женой с его стороны не прекратились, из-за того что поэт не раз высмеивал Жоржа Дантеса, а точнее его гомосексуальную связь со своим покровителем и названным отцом, бароном Гекереном, послом из Голландии;
6) НЕМИЛОСТЬ ИМПЕРАТОРА. Как в начале своей карьеры Пушкин попал в ссылку за стихи политического содержания на Аракчеева и Александра I, так и в последние годы за ним был учреждён негласный полицейский надзор, как за неблагонадежным вольнодумцем, бывшим соратником декабристов;
И, наконец, НЕВОЗМОЖНОСТЬ ПОКИНУТЬ ПЕТЕРБУРГ, так как придворная служба требовала присутствия в столице, имение отца было заложено, а имение матери подлежало разделу родственниками. Для человека высокой чести невозможность покинуть светское общество означало терпеть сплетни, пересуды по поводу поведения жены, а значит насмешки и потерю уважения от Света, ныне презиравшего его окружения, такую позорную изоляцию знаменитый поэт (кумир народа) пережить бы не смог.
Более того в 1819 году поэт Пушкин еще не был известен в широких массах, он с друзьями от скуки зашел к старой гадалке Александре Филипповне Кирхгоф. Раскинув карты, она предсказала ему возврат долга другом, две ссылки (на Кавказ и в Михайловское) А главное, что он прославится и будет кумиром соотечественников; и проживет долго, если на 37-м году не случится с ним беды от белой головы, белого человека на белом коне.
Пушкин еще раз обратился к гадалке. Это было уже в Москве, после ссылки в Михайловское. Московская гадалка, предсказала ему, что он “умрет от своей жены”. В связи с этим невольно вспоминается слишком затянувшееся сватовство поэта к Наталье Николаевне Гончаровой. Словно само провидение пыталось удержать его от этого поступка, посылало ему явные знаки: во время венчания с аналоя падают крест и Евангелие, падает обручальное кольцо и затем в руках у Пушкина гаснет свеча.
В последний год своей жизни поэт так устал от трудностей, что не раз испытывал судьбу, бросал ей вызов, рассылая вызовы на дуэли клевещущим на его жену, поскольку бродили слухи о неверности Натальи Николаевны, ее обвиняли в амурной связи с самим государем. Но большинство вызовов заканчивались примирением.
За три месяца до роковой дуэли Пушкину прислали сразу три экземпляра анонимного «диплома», пасквиля с масонской печатью, где все рыцари Ордена Рогоносцев в полном составе своем, под председательством Великого магистра, его превосходительства Д. Л. Нарышкина, единогласно избрали Александра Пушкина коадъютором (заместителем) великого магистра Ордена Рогоносцев и историографом Ордена. Такие послания были распространены по Петербургу, ходили по рукам. Эти сплетни стали достоянием почти всей России. Ни для кого в свете не были секретом ухаживания за супругой Пушкина самого царя. В этом послании был прямой намек на это: жена «великого магистра» Дмитрия Львовича Нарышкина была когда-то любовницей Александра I, а следовательно, не названный любовник жены его «заместителя» – сам государь Николай I. Пушкина столкнули с царем. Александр Сергеевич был взбешен, вызвать на дуэль монарха он не мог (а разводов православная церковь не давала, даже по причине измены) и весь гнев поэт обрушил на молодого поручика кавалергардского полка Жоржа Дантеса, также ухаживавшего за его супругой.
В ноябре 1836 года он послал ему два вызова на дуэль. А императору направил через графа А.Бенкендорфа письмо, в котором заявил, что поводом клеветы на его супругу послужили ухаживания Дантеса. И что нельзя допускать чтобы имя его жены фигурировало в такой истории с именами кого бы то ни было. При этом Пушкин сделал все, чтобы это письмо разошлось в копиях по всей столице. Вот теперь все имена названы. Развязка неизбежна. Но благодаря уговорам Жуковского и др. влиятельных лиц Пушкин оба раза отзывал вызовы и в том числе из-за женитьбы Жоржа Дантеса на сестре своей жены и оппонент теперь приходился ему свояком (родственником).
Итак, человек, о ком говорило предсказание: оказался француз, высокий светловолосый кавалергард, носивший белый мундир и ездивший на белом коне.
Накануне дуэли Пушкин был необычайно спокоен, привел в порядок свои бумаги, составил заранее завещание. И есть интересный факт: близкий друг поэта, Павел Нащокин, знавший о роковом предсказании, заказал для Пушкина заговоренное кольцо с бирюзой, оберегающее от насильственной смерти. Поэт очень любил перстни (у него их было около семи), считая их талисманами, и ценил подарок, не снимал его с пальца. Тем более странно, что в день дуэли кольца на его пальце не было. Он не просто позабыл его в спешке, а снял! Об этом говорит тот факт, что, по свидетельству секунданта этой дуэли Константина Данзаса, умирающий поэт попросил подать шкатулку, достал из нее заветное бирюзовое кольцо и подарил ему.
Таким образом, поэт помнил предсказание гадалки фрау Кирхгоф – остерегаться белокурого молодого человека в белом и сознательно шёл на усиление конфликта, посылая оскорбительное письмо в адрес неродного отца Дантеса с целью возобновить дуэль. Дуэль с Дантесом состоялась 8 февраля (27 января по старому стилю) 1837 года на Чёрной речке. Как опытный бретер – дуэлянт со стажем, Пушкин подбежал к барьеру первый в надежде метко прицелиться и выстрелить в подходящего к барьеру противника, он мог это сделать только по достижению барьера оппонентом. Но этого поведения от него ожидал Дантес и выстрелил первый, не дойдя одного шага до барьера, (он имел на это право как оскорбленная сторона), чему и был обучен ранее при подготовке к дуэли, специальная кольчуга типа панциря под мундиром спасла его от ответного выстрела, повредив лишь руку. Пушкин был серьезно ранен: пуля перебила шейку бедра и проникла в живот. Для того времени ранение было смертельным. 10 февраля 1837 года он скончался от перитонита.
Итак, суицидальное поведение поэта А.С. Пушкина в последние месяцы его жизни объясняется тяжелыми жизненными обстоятельствами, создавшими ему депрессивную психотравмирующую обстановку. Любое саморазрушение, тем более ради удовлетворения своего самолюбия, сознательное подвергание себя смертельной опасности, такое как дуэль, всегда воспринималось православной церковью негативно и приравнивалось к самоубийству. И главное, в отличие от предсказаний Лермонтову, предсказание смерти Пушкину не было неизбежным и бескомпромиссным, да дуэль была роковая, как предсказано, но у Пушкина был выбор, дожить до старости или бросить вызов судьбе, что он и сделал и погиб, не сумев её переломить!
* * *
Ай-да Пушкин, невольник чести, отчаянная голова!
Ставить честь превыше всего, даже любви,
Всем бы такими нам быть) и сквозь года.
Людей таких настоящих уж нэт, это, увы, не беда. ))
Честь благородством нас наделяет,
Но православие законы ее не одобряет!
Февраль 2019, П.М.Медведев
PS: перстень с сердоликом может приносить радость, влюбленность и вдохновение для писателей, художников и творческих натур, но он потребует плату в виде насильственной смерти) тому подтверждение гибель поэтов Пушкина и Есенина, носившего кольцо, похожее на одних и трех с сердоликом перстней Гения!
Зачем нашим детям Пушкин. Отвечают писатели
О самом Пушкине мы знаем порою больше, чем о биографиях своих родных. Он — наша гордость и любовь, и эти чувства мы стараемся передать нашим детям.
Наталья Щерба:
— Александр Сергеевич Пушкин написал много замечательных произведений, среди которых есть и чудесные сказки, и прекрасные лирические поэмы.
У него лёгкий, увлекательный слог и особенный самобытный стиль, его произведения давно вошли в наш быт и были разобрали на цитаты, которые используются по сей день.
— Я придаю большое значение тому, что знакомство с Пушкиным у наших детей, благодаря родителям, начинается в раннем детстве, когда они еще и читать не умеют.
Они слушают Пушкина. В первую очередь сказки. Их веселая пестрота, яркость, юмор, их складность легко входят в ребенка. Сватья баба Бабариха – разве можно ее не запомнить?
Никаких барьеров между автором и маленьким слушателем вообще не возникает, одно доверие.
Я думаю тогда закладывается интерес к творчеству Пушкина. И потом, когда они уже сами читают, к примеру, «Капитанскую дочку» или «Повести Белкина» или «Зима. Крестьянин, торжествуя…» и другие вещи, они видят, как он разнообразен, познавателен, как он современен, наконец. И при этом читается так легко, как дышится.
И я думаю, юный читатель чувствует, как велик, высок его собеседник, (то есть автор) и сам при этом растет.
— За что вы любите Пушкина?
Он твой искренний, остроумный друг, твой великолепный поэт, он твой гений. Люблю.
— Юрий у вас две книги о Пушкине детям: «Пушкин, кто такой» и «Плыви, силач!». Что для вас стало новым в биографии Пушкина?
Ребенку может быть интересно, как талантливый человек находит призвание и добивается высших успехов в своей профессии (сочинителя), какие опасности его поджидают на этом пути и как ему могут помочь родители и друзья.
Уже после завершения такого самообразования, после «Сказания о Гильгамеше», после того, как я сам начал писать про Гоголя, Ломоносова и Пушкина, тут-то до меня дошло, где наше сокровище зарыто. Да не зарыто оно, а стоит почти во всех домашних библиотеках на видном месте, но оно относится к разряду детских, поэтому всерьёз его почти никто на воспринимает.
Конечно, нам подавай Ницше и Шопенгауэра, Толстого и Достоевского, вопросы вечные и неразрешимые. А царя Салтана не хотите? Вот она, наша сокровенная, вошедшая в кровь и плоть культуры, и потому незаметная ценность! Позволю себе цитату из книги «Плыви, силач!»
«В творчестве Пушкина тема семьи была исключительно важна, а семейные отношения были для него так же важны в жизни. Вспомним 1824 год, когда поэт был на волосок от катастрофы: после высылки из Одессы под надзор в Михайловское произошла ссора Александра с отцом…
Прошло шесть лет – и судьба Александра оказалась в руках отца, для свадьбы понадобились деньги. Сергей Львович делает великодушный жест – отписывает сыну село Кистенёвку, и на средства от заложенного имения, сорок тысяч рублей, Пушкин смог жениться. После свадьбы Пушкин написал «Сказку о царе Салтане».
Сочинял он её летом 1831 года в Царском Селе, где соревновался в сочинении сказок с другом и учителем – Жуковским – и длил медовые месяцы после свадьбы с Натальей Гончаровой. Вся радость этого чудесного счастья – семьи восстановленной, большой и дружной, и семьи новой, с её огромной любовью и воплощёнными надеждами, сбывшимся счастьем, есть в «Сказке о царе Салтане»».
— Пушкин действительно ВЕЛИКИЙ поэт, потому что умеет разговаривать образным языком на вечные темы. Он не пыжится, выискивая тему. Он ЖИВЁТ и ДЫШИТ поэзией. Это редкое качество уметь сказать просто, но при этом образно и в стихах.
Во всяком времени есть те темы, которые никуда не исчезают: дружба и любовь, коварство и хитрость, жадность и злость, борьба за мир и честь. В любой эпохе это актуально. Даже простое любование природой. У него нет сложной мысли, к которой нужно пристроиться и привыкнуть. У него есть великий дар сказать о том, что все думают, но как поэт.
Пушкин и правда «воздвиг» себе нерукотворный памятник. С присущим ему юмором он адекватно оценил своё умение. Как много авторов уходят в небытие. А Пушкин будет ВСЕГДА. Так же, как и всё вечное на Земле, то о чём он писал.
У Пушкина мне нравится почти всё! Но самая любимая сказка «О рыбаке и рыбке».
— А какие цитаты Пушкина вы часто вспоминаете?
Мороз и солнце очень нравится. Такое русское настроение, светлое. Очень вдохновляет. Кстати, мои первые стихи в детстве, мне года четыре было «Мороз и солнце» и Лермонтов: «Белеет парус одинокий».
Татьяна Бокова:
— Мое любимое стихотворение, как ни странно, «Сказка о рыбаке и рыбке». По трем причинам. Во-первых, эта сказка очень жизненная: в ней очень просто объясняются один из главных законов: «умерь свои желания».
Если сказать по-другому, радуйся подаркам судьбы, но при этом все равно веди себя скромно, оставайся трудолюбивым и уважительным ко всему, что с тобой происходит. Во-вторых, это одна из самых волшебных, мистических сказок Пушкина, основанных на народных притчах, а притча, как известно, это концентрированная мудрость многих поколений людей из народа.
И в третьих, мне интересно это произведение Александра Сергеевича, как писателю: язык простой, но глубокий, повествование насыщенное, но не сложное, а еще, заметьте, что сказка начинается и заканчивается одной и той же сценкой про старуху, которая сидит у разбитого корыта.
Вот чтобы нам с вами не остаться у пустого корыта, нужно много читать и проявлять любознательность ко всему, что нас окружает. А еще глубоко всматриваться в самые простые и обычные вещи, чтобы разглядеть в них что-то особенное.
Беседовала Елена Еременко
Иллюстрации: личный архив авторов
Изображение на заставке: использована иллюстрация художника Евгения Подколзина из ниги «Плыви, силач!»