Как вы понимаете проблему выбора
Чем обусловлены проблемы экономического выбора
Понятие экономического выбора — в чем проблема
Экономический выбор – это поиск экономическим субъектом способов оптимального использования ресурсов для удовлетворения собственных потребностей.
Основной проблемой выбора является сочетание ограниченных ресурсов и безграничных потребностей. При этом неважно, является ли субъект на момент выбора производителем экономических благ или их потребителем. В обоих случаях выбор приходится делать в условиях ограниченных ресурсов и возможностей.
Английский экономист Томас Роберт Мальтус еще в 18 веке обозначил проблему экономического выбора, отметив, что производство продуктов питания растет в арифметической прогрессии, а население – в геометрической: обрабатываемая земля, как ограниченный ресурс, не может в полной мере обеспечить население продуктами.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
По мнению ученого, в скором времени должен был бы наступить массовый голод. Но, благодаря постоянному поиску способов нивелирования ограниченности ресурсов, для большинства государств его прогнозы не оправдались.
Причины появления ситуации, какие три вопроса возникают
Причиной появления ситуации является необходимость установления очередности удовлетворения потребностей. Именно правильно выстроенный алгоритм позволяет сделать абсолютную ограниченность ресурсов относительной, подчинить производство основным законам экономики.
Определить очередность помогают ответы на три вопроса, которые неизменно возникают в процессе производства:
Характер ответов на вопросы зависит от уровня развития общества, особенностей мышления его членов. В слаборазвитом обществе решение основывается на традициях, обычаях. Антирыночная экономика опирается на директивное планирование. Рынок предполагает наличие самостоятельных субъектов, рассчитывающих получить прибыль от реализации своего продукта.
Кривая производственных возможностей
Экономисты решают проблему выбора при помощи кривой производственных возможностей.
Кривая производственных возможностей – это графическое отображение комбинаций максимальных объемов производства нескольких услуг или товаров, которые могут создаваться при полной занятости, с использованием всех имеющихся ресурсов.
Каждая комбинация отражает отдельную версию использования ограниченных ресурсов.
Труд используется в производстве различных благ. Используя единицу труда в производстве одного блага, невозможно задействовать ее в производстве другого. Как следствие, увеличение объемов одного сектора экономики приводит к уменьшению объемов в другом.
В различных секторах ресурсы используются с разной эффективностью. К тому же интенсивность использования ресурса находится в зависимости от наличия или отсутствия остальных факторов производства. Поэтому на кривой можно отследить нелинейную зависимость между разными комбинациями.
Сущность метода состоит в допущении ряда предположений о том, что экономика эффективна и является двусторонней, уровень технологий постоянен, качество и количество ресурсов неизменно на определенном временном отрезке.
В чем заключается решение проблемы выбора
Для хозяйствующего субъекта решение проблемы выбора означает максимизацию прибыли, расширение границ производственных возможностей, обеспечение экономического роста. На кривой экономический рост отображается сдвигом графика вправо и вверх.
Для страны приоритетным является больший расход ресурсов для выпуска товаров производственного назначения, нежели расход на выпуск товаров потребительского назначения. Соответственно, решение проблемы выбора для государства заключается в нахождении оптимального баланса между этими двумя категориями.
Фундаментальный анализ показывает, что в современном мире наиболее успешно проблему выбора решают государства с развитой рыночной экономикой. Различие между ними и менее развитыми странами заключается в наличии здоровой конкуренции, опоре на соотношение спроса и предложения, адаптивности рынка к изменчивости потребительского поведения.
Проблема выбора в экономике
Поскольку потребности безграничны, а ресурсы редки, мы не в состоянии удовлетворить все потребности общества. Единственное, что остается, это добиться возможно большего удовлетворения этих потребностей при ограниченности ресурсов. Приходится решать, какие товары и услуги необходимо производить, а от каких в определенных условиях следует отказаться.
Отмеченное противоречие разрешается путем ВЫБОРА.
Вся человеческая жизнь – сплошной выбор, причем выбирая одно, приходится отказываться от чего то другого. Например, покупатель не может скупить все товары магазина из-за ограниченности его финансовых ресурсов. При этом он не будет покупать только хлеб или только молоко; его задача получить за свои деньги оптимальный набор благ. Со своей стороны фирма не может производить все по причине той же ограниченности своих производственных ресурсов; ей надо выбрать ассортимент товаров, максимизирующий ее прибыль. Местные власти не в состоянии построить одновременно и школу, и дорогу, и больницу. Им также приходится выбирать.
Тем, как отдельные индивиды, фирмы, общество в целом делают свой выбор, и занимается экономика (экономическая теория). Не случайно одно из определений экономики как общественной науки гласит: экономика описывает и анализирует выбор из ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей.
Таким образом, обществу (фирме, индивидууму приходится выбирать: какие потребности удовлетворить полностью, какие – частично, а от удовлетворения которых следует отказаться в связи с недостатком ресурсов.
Предметом выбора являются экономические (редкие) блага, т.е. блага, количество которых ограничено в сравнении с потребностью в них. Редкие блага можно разделить на два типа: производственные ресурсы и производимые на их основе потребительские блага (товары).
Выбор предполагает ответ на три основных вопроса:
1). Что и сколько производить?
Например, местные власти остановились на строительстве дороги.
2). Как производить?
Дорогу можно строить по-разному. Можно нанять кучу землекопов с лопатами, а можно использовать поменьше ручного труда и побольше машин. Речь, следовательно, идет о выборе производственной технологии.
3). Для кого производить?
В применении к дороге это означает решение вопросов, каким машинам разрешать движение по ней, делать ли проезд платным, либо бесплатным, кому предоставить льготы по проезду и т.п.
ПРОБЛЕМА ВЫБОРА всегда была и будет. При этом возникает проблема рационального ведения общественного хозяйства.
Эффективность характеризует связь между количеством единиц редких ресурсов, которые применяются в процессе производства, и получаемым в результате этого процесса количеством какого-либо продукта, т.е. охватывает проблему «затраты – выпуск». Большее количество продукта, получаемого от данного объема ресурсных затрат, означает повышение эффективности.
Выводы по 2 вопросу:
Таким образом, экономика призвана ответить на три основных вопроса:
2. Как произвести товары и услуги?
3. Для кого производить?
Ответ на эти три вопроса связан с проблемой ограниченности ресурсов и выбора вариантов хозяйствования, т.е. с рациональным поведением человека в экономической деятельности. Суть рационального поведения – в минимизации затрат и максимизации выгод, соотношение выгоды/затраты – не что иное, как показатель эффективности хозяйствования.
Экономическая наука исходит из посылки о рациональном экономическом поведении потребителя, производителя, государства.
Рациональное экономическое поведение потребителя означает, что, приобретая товары на рынке, он стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей, к возможно большей полезности.
Рациональное экономическое поведение производителя в том, что фирмы всегда стремятся к максимизации дохода.
Рациональное экономическое поведение государства в том, что правительство всегда стремится к максимизации благосостояния населения, к устойчивому экономическому росту.
Проблема выбора: заметки по следам консультаций
Проблема выбора: заметки по следам консультаций
Содержание статьи «Проблема выбора: заметки по следам консультаций»:
Выбор – не поиск идеального решения
Сама ситуация выбора уже не предполагает никаких идеальных решений. Когда у вас есть идеальное решение — проблема выбора не имеет смысла: вы просто активно идете по той ковровой дорожке жизни, которую вы уже нашли/собрали/получили в дар от вселенной — как угодно. Но если у вас все в целом хорошо, вы знаете, куда идете, зачем и с кем — то какой к черту выбор? Тут и выбирать нечего.
Если же вы оказались в ситуации выбора, то значит, уже нет никакой ковровой дорожки. И поэтому на все вопросы типа «как выйти замуж за того, кто не нравится родителям, и при этом не поссориться с ними», «как поменять работу чтоб не мучиться адаптацией, сомнениями и необходимостью завоевывать авторитет», «как просчитать все риски, не имея достаточно информации, но так, чтоб с гарантией успеха», и, в итоге, «как так все поменять, чтоб ничего при этом не менять», ответ один — никак.
Выбор — это вообще довольно больно, если кто не понял.
А поиск «идеального решения с гарантией» может затянуться на годы. Или на всю жизнь. И жизнь, состоящая из цепочки несделанных выборов, непринятых решений и отказов распоряжаться собой, в итоге будет скорее напоминать путешествие в телеге, где лошадь управляет вами, а вам остается только недоумевать, почему телегу так мотает, а вас — так тошнит….
Почему бессмысленно жалеть о выборе
Часто слышу: «сделаю выбор — потом буду мучительно жалеть». На самом деле сожаление — лишь способ замаскировать конструктивную работу с результатом выбора.
Скажем, встала проблема выбора, и вы выбрали. Потом вам что-то не понравилось в результате. Вместо того, чтобы обратить внимание на суть проблемы — что именно не понравилось и как это можно исправить сейчас, человек начинает рефлексировать о том, как было бы правильно и хорошо сделать другой выбор, в котором бы этого неприятного результата не случилось бы, и какой он нехороший человек, что поступил неверно.
Мастурбировать на это можно ну очень долго. Только с нулевым результатом, увы. Потому что невозможно достигнуть никакого удовлетворения в том, чего не существует. А вашего другого выбора и вытекающих из него последствий уже не существует — нигде и никогда.
Сделав выбор, вы отметаете вторую (третью, десятую) вероятность. Тем, порой, кажется приятнее затягивать удовольствие от выбора: ведь на момент выбора у вас возможностей как минимум две (или больше), а в момент совершения выбора у вас остается одна. Только это тоже ментальная ловушка: пока возможностей много, ни одна из них, тем не менее, не работает на вас. Работать на вас она начнет как только вы отдадите ей предпочтение, но при этом отбросите все другие.
Вы не можете «губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича», не можете из каждой вероятности вырвать нужную вам часть и слепить из них идеальное. Если бы для вас существовало некое идеальное решение в принципе — то проблема выбора бы не возникла.
Но коль вопрос выбора стоит остро, это означает, что у любого варианта есть свои минусы, и вы обязательно с ними столкнетесь. И вероятно, что-то вам не понравится, да. Но это совсем не будет означать, что в другой вероятности вам бы абсолютно все понравилось.
«Если бы я мог все вернуть назад и сделать другой выбор» — не означает, что у вас все тогда было бы хорошо. Это означает, что вас сейчас не устраивает результат. И вот это сожаление маскирует лишь ваше сопротивление принятию того, что вам придется разгребать последствия своего выбора. Сожаление о сделанном — способ оттянуть решение реальных проблем, возникших вследствие вашего выбора. Ведь так можно сожалеть и страдать, но не делать.
Вот только пока вы отдаете энергию сожалению и фантазиям о том, как могло бы быть если бы, — реальные проблемы не решаются. А самобичевание, как известно, отнимает силы, и их в итоге просто не остается на разгребание последствий выбора, которые, в том или ином варианте, все равно были бы….
В жизни, увы или к счастью, нет никаких задач с неким «предустановленным» ответом, ответы всегда будут индивидуальными и не очень предсказуемыми. Жизнь — это эксперимент, в котором вы, получая любой промежуточный результат, вместе с ним получаете и новые условия «игры», то есть, на каждый сделанный выбор появится в итоге новая проблема выбора.
У вас, как обычно, есть варианты.
Вы можете встретиться с правдой о том, что многие процессы в нашей жизни — непредсказуемы, и, начав играть по одним правилам, вы можете закончить игру в совсем других правилах, на другом поле и в другом составе. Но у вас на каждом витке всегда будет право решать, как поступать с открывшейся реальностью именно сейчас, в данный момент.
А можно построить обширные и крепкие иллюзии по поводу предсказуемости жизненных процессов и соответствия их каким-то вашим убеждениям (в мировой справедливости или в наличии «правильных ответов», в наличие верного для всех пути и т.д.). Тогда, вероятно, получится какое-то время хотя бы верить в то, что вы играете по своим правилам. Но потом придется обнаружить себя в совершенно незнакомой и не подвластной вам реальности.
Потому что другие люди тоже пытались играть с вами по своим правилам из своей же головы. А они редко совпадают с вашими, даже если иллюзии говорили вам обратное.
И вряд ли люди, которые играют в своей голове по своим правилам, могут построить удовлетворительную реальность, скажем, хотя бы на двоих, не говоря уж о большем числе людей….
Проблема выбора: ресурсы и судьба
Раньше я нередко говорил о том, что у человека есть выбор во многом (и в целом продолжаю так думать), но со временем это «многое» и его нюансы стали для меня более ясно очерчены определенными рамками.
Вот например, нередко слышу, что если человек говорит «не судьба» или «мне не повезло» (и потому я не могу изменить жизнь в этом аспекте, не смогу справиться с… и т.д.), то многие ему начинают продвигать мысль о том, что он сам может выбирать судьбу и изменить многое.
Потенциально может. Но я предлагаю вот о чем задуматься: это ведь НАМ кажется, что в данном случае есть поле для выбора и возможность что-то изменить. Это означает, что у НАС есть на это ресурс, вероятно. И поэтому мы в этой плоскости можем позволить себе выбирать, «менять судьбу» или «создавать судьбу».
Однако, если этот ресурс там есть у нас — это не означает автоматически, что он там есть у всех остальных. Иногда перед человеком просто не стоит проблема выбора только потому, что у него нет ресурса даже ставить вопрос таким образом.
Если другой человек определяет нечто как «не судьба» — это чаще всего означает, что у него и нет ресурса на изменения в этой плоскости, по крайней мере сейчас. Нет сил на другой выбор, на поиски и борьбу.
И если в этом состоянии активно внушать ему, что он может «изменить судьбу», то он, вероятно, почувствует себя еще хуже: он окажется в глазах побуждающего «недостаточно сильным», «недостаточно хорошим» чтобы сделать отличный от сегодняшнего выбор.
А реальные изменения в судьбе — это возможно, да. Но уже там, где есть ощущение принятия судьбы. Ощущение, что не со всеми ограничениями и всегда ты сможешь справиться. Что проблема выбора бывает порой не в том, чтобы найти какой-то другой способ действий, а в том, например, как именно проживать существующую реальность, не имея возможности ее капитально изменить. И только на это у человека в данный момент есть силы.
И, пожалуй, самое главное — изменения судьбы возможны всерьез там, где ты сам уже хорошо изучил свою судьбу, которая вытекает как минимум из твоих собственных и неизменных уже данностей…
Можем ли мы выбирать свои мысли?
Интересный момент, который у меня нередко всплывает в работе. Когда мы говорим с клиентами о беспокоящих мыслях и вытекающих из них чувствах, особенно — в тех ситуациях, где на разборки с ними, панику, истерику, «побудь в этом» и т.д. нет времени, то я нередко слышу удивленный вопрос — «а что, разве я могу усилием воли решить, думать мне об этом или нет?»
Страшную вещь скажу – можете. Более того, вам никто и не запрещал. Это ж ваша голова.
Откуда у людей убеждение, что своим внутренним состоянием управлять нельзя? А если и можно, то это – подавление чувств?
Вероятно, не последнюю скрипку тут играет масса родительских примеров, где нередко вместе с посланием «думай головой» поступает и послание «ну что я мог/ла поделать со своими чувствами?»
Мама твердит ребенку, что он должен думать головой, сама при этом живет с тираном-алкоголиком и убеждает всех вокруг, что «не может ничего поделать с чувствами, любит она его». Люди вокруг «ничего не могут поделать» с кучей зависимостей, с постоянными страданиями, с собственным телом… Трансляция тотальной беспомощности в отношении саморегуляции начинается прямо с пеленок.
И при этом от ребенка как раз наоборот, требуют умения владеть своими чувствами, телом, реакциями фактически так, как не умеют сами взрослые. Воистину, незамутненный механизм проекции – требовать от собственных детей именно то, что не можешь выполнить сам….
Ребенок, конечно, еще не может владеть никакой саморегуляцией, потому что он просто еще не познакомился в достаточном объеме с тем, что именно ему предстоит регулировать. И да, его чувства в детстве можно только подавить. Что, видимо, потом и становится для него примером «регуляции».
А протестом против этой «регуляции» в итоге служит отказ вообще как-либо регулироваться, отсюда нередко и убеждение в том, что «подавлять чувства — плохо» (ну, кто бы спорил). Вот только альтернативой остается выплескивание хаотичного и абсолютно неконтролируемого потока на всех подряд, жизнь в зависимостях, ощущение беспомощности перед собственной психикой и телом. И когда это очень достает — в ход снова пускается все та же родительская «регуляция» путем подавления….
Так вот регуляция — это когда вы ПРИНИМАЕТЕ РЕШЕНИЕ что-то делать с какой-либо неудовлетворительной внутренней реальностью. Делать можно экологично, не обязательно подавляя чувства. Проблема выбора не стоит как «чувствовать или не чувствовать», она состоит в том, как именно поступать с уже имеющимися чувствами и что именно по поводу них думать и предпринимать.
Но принимаете решение вы все равно на уровне своей взрослой воли.
Если вы начнете ждать, что мотив и энергия к действию сами образуются — то это опять про полное отсутствие регуляции и неспособность управлять собой, про беспомощность и про ожидание манны с неба.
А вот если вы РЕШИТЕ делать что-то со своими мыслями, чувствами, внутренними и телесными процессами, которые вас не устраивают, решите больше не быть беспомощным, освободиться от мифа о том, что ваша внутренняя реальность неподвластна вашим же собственным намерениям, то вы найдете.
Найдете способ экологично обойтись со своими чувствами и потребностями. Найдете способ регуляции, который будет вам максимально удобен. Найдете «своих» учителей, помогающих практиков и т.д.
Но в начале все равно придется решить. Ибо «побеждает тот волк, которого ты кормишь».
Сочинение на тему: Выбор в жизни человека
Мы подготовили для наших читателей несколько сочинений на тему — «Выбор». Используйте эти примеры для написания своего рассуждения на урок в школе.
Сочинение 1
Рано или поздно каждый из нас оказывается перед тем или иным выбором. А он, в свою очередь, означает принятие какого-то решения в пользу одного из вариантов.
Проблема выбора возникает перед нами ежедневно, она является неотъемлемой частью самой жизни. Многие люди боятся сделать какой-то выбор, боятся изменить привычный ход вещей. Это, по сути, бессмысленно. Ведь если мы сами не сделаем свой выбор, жизнь сделает его за нас, и совсем не факт, что он придется нам по душе.
Я считаю, что каждый должен сам управлять своей жизнью. И один из способов делать это – принимать взвешенные решения и не бояться оказаться перед выбором.
Не стоит забывать, что выбор предполагает ответственность за принятое решение. Человек, сделавший какой-либо выбор, должен отвечать за последствия, которые он за собой влечет.
В моей жизни, как и у любого человека, очень часто возникает проблема выбора. Иногда я колеблюсь между несколькими вариантами, не решаясь сделать его. Ведь каждый из них имеет свои плюсы и минусы. В такие моменты я беру себя в руки и задаюсь вопросом: какие последствия повлечет за собой тот или иной вариант? Тогда определиться с выбором становится гораздо проще.
Прошлым летом передо мной стоял нелегкий выбор. Мне нужно было решить, поеду ли я на море с друзьями или в деревню к бабушке. Очевидно, что на море мне хотелось больше — там весело и беззаботно. Но я понимал, что бабушка старенькая, и ей нужна моя помощь. Кроме того, мы редко видимся. Какое-то время я колебался, а потом решил разделить свое время поровну. Я поехал на неделю в деревню, помог бабушке с огородом, дровами и скотиной, а потом присоединился к друзьям на море. Я приехал туда позже остальных, но зато не обидел бабушку.
К сожалению, найти компромисс не всегда удается. Иногда выбор приходится делать вопреки своим желаниям, и делать то, чего тебе совсем не хочется. Например, когда мне хочется пойти с ребятами поиграть в футбол, а уроки еще не делал. Тут уж не до компромиссов, пока не сделаны уроки – гулять не пойдешь. Приходится садиться и делать, и если останется время, тогда может и в футбол удастся поиграть.
Сочинение 2
Выбор – это обязательная часть человеческой жизни, говорят. Вроде как человек должен постоянно (почти каждую минуту делать выбор), этим он создаёт свою жизнь, характер. А кто-то говорит, что наш выбор нам только «кажется», то есть нам кажется, что мы выбираем, а на самом деле всё уже решено. Наш выбор можно угадать! На этом основаны приколы в Интернете, когда просят выбрать букву, страну, что-то ещё, а в итоге практически все приходят к одному результату.
В общем, мнений много. По поводу того, что постоянно надо делать выбор. В принципе, да… Что съесть за завтраком. Сейчас сделать шаг или нет, переключить ли программу. Но это всё такие мелочи! Мы обычно даже не обращаем внимания на такие мелочи. Только иногда решение типа пойти или поехать становится важным. В принципе, это отражает всё характер человека. Но я не стал бы много внимания уделять этому!
Есть выбор, который нужно делать осознанно. Вот где характер проявляется! Сомнения, советы, рассуждения… Например, когда решаешь, где учиться дальше. Или выбираешь подругу. То есть всё, что серьёзно влияет на твою жизнь, и ты это понимаешь! Тут тебе надо и представить разные варианты, и взвесить всё хорошенько. Когда, на войне хотя бы, человек выбирает между собой и жизнью других. Когда совершает подвиг или не совершает… Идёт на риск или предаёт. Вот это выбор! О нём пишут книги, песни сочиняют! И если бы всегда было ясно, что хорошо, как выбрать «правильно». А то ещё обычно непонятно, к чему приведёт твой выбор.
А ещё говорят, что в нашей Вселенной существуют все варианты развития событий как параллельные миры. Есть мир, где до сих пор существует СССР и так далее. И даже, что можно перейти с одной «линии» на другую. Вот это интересно было бы! Столько вариантов – это сложно даже представить!
Иллюзия выбора – в неё точно не хочется верить. Думаю, что она возможна, так как большинство мыслят стандартно. И всегда хочется думать, что ты не такой, как все вокруг. С другой стороны, большинство ведь смотрят «Дом — два» и подобное… Не удивительно, что их выбор и в другом совпадёт.
В итоге я считаю важным и для жизни, и для характера человека тот выбор (с заглавной), когда человек осознанно решает, выбирает путь и самого себя. А все остальные выборы десертов и подобного – это всё мелочи. Мне приходилось делать пока только раз важный выбор – новой школы. Думаю, что я не ошибся. (Ещё важно, когда сделал выбор, не жалеть!)
Сочинение 3
По моему мнению, выбор – решение человека в пользу какого-либо варианта. В такой ситуации вариантов бывает несколько, и выбирать становится нелегко. Прежде чем сделать выбор, нужно обязательно всё обдумать и осмыслить. Попробую доказать справедливость своей точки зрения примерами из моего жизненного опыта и из жизни великих людей.
В детстве Александр Васильевич Суворов обладал слабым здоровьем и часто болел. Однако он очень любил читать книги о войне, военном деле. Рассказы о войне способствовали появлению у Суворова желания защищать свою Родину и служить Отечеству. Поэтому, Александр Васильевич сделал выбор стать военным, несмотря на то, что родители были против этого. Таким образом, Суворов сделал один из важных выборов в жизни – выбор профессии. Учитывать мнение окружающих, конечно, можно и даже нужно. Но чтобы сделать окончательный выбор, следует разобраться в своих желаниях и предпочтениях и послушать, что же подсказывает сердце.
Решение в пользу какой-либо профессии предстоит каждому человеку. Я приближаюсь к тому возрасту, когда уже стоит задуматься, кем я стану в будущем. Окружающие меня люди (родители, друзья, знакомые) имеют разное мнение по этому поводу. Мама мечтает, чтобы я стала врачом-хирургом, папа советует попробовать себя в юридической сфере. Но всё это для меня не интересно. Я люблю рисовать, делать различные поделки, танцевать, петь. Я думаю, что у меня получится лучше организовывать различные мероприятия, праздники, чем лечить людей и разбираться в законах. Наверно, я всё-таки сделаю выбор в пользу моих собственных интересов.
Спонтанный выбор чаще всего бывает неудачным. Он должен быть обдуманным и осознанным. Если вы сделаете неосознанный выбор, вас будут мучить сомнения. Возможно, вы даже и пожалеете о нём. Внимательно продумайте всё до мелочей. Решите, что в данный момент для вас будет наиболее выгодным. Найдите преимущества и недостатки обдумываемых вами вариантов. Вы должны наслаждаться вашей профессией и делать свою работу с удовольствием. Выбор профессии вам придётся сделать один раз в жизни. Поэтому делайте его с умом.