Как выбрать репертуар для пения
Как стать «стильным» вокалистом. Или как сформировать репертуар
Проверь свои вокальные способности на пробном уроке по скайпу >>>
В вокале, как и одежде, вкус и стиль намного важнее моды. Например, стилисты советуют на каждый сезон иметь 10-15 базовых вещей и только 1-3 ультрамодные. Базовые вещи – это те вещи, которые никогда не стареют и не выходят из моды. В вокале вашей «базой» могут быть классические эстрадные песни. Начиная с 1920х годов, эпохи джаза, рок-н-рола, песен Элвиса Пресли, Beatles, The Rolling Stones и заканчивая популярными песнями 2000х годов, U2, Whitney Houston и др.
Элла Фицжеральд в свое время записала целую серию альбомов, которые включали песни из “Great American Songbook”, около 252 шт.
Лучшие джазовые песни можно найти в списке “Great American Songbook”. Элла Фицжеральд в свое время записала целую серию альбомов, которые включали песни из этого списка, около 252 шт.
После этого можно изучить несколько песен из списка «500 величайших песен всех времён по версии журнала «Rolling Stone».
Также важно знать песни на русском языке или на родном языке вашей страны (украинский, белорусский, казахский и др.)
Как и в любом модном образе, в репертуаре вокалиста должны быть акценты.
Этими акцентами могут быть совершенно иные по тематике и стилистике песни, нежели основной репертуар.
Акцентными песнями могут стать:
После того, как вы сформировали свою вокальную базу, выучили парочку акцентных песен, завершите образ современными крутыми хитами, чтобы «стильно звучать».
Выбирайте тех артистов, у которых голос чем-то похож с вашим.
При выборе песни всегда учитывайте особенности своего голоса. Выбирайте тех артистов, у которых голос чем-то похож с вашим. Тогда вы будете звучать наиболее выгодно. Хотя, интересные каверы тоже приветствуются в музыкальном мире.
С таким сильным репертуаром вы точно не пропадете и всегда будете интересны как слушателям, так и работодателям.
Познакомьтесь с нашей методикой на пробном уроке по скайпу >>>
Какие песни в караоке спеть новичку
Перед тем, как выбрать песню, давайте выучим несколько правил, которые помогут вам избежать травм слизистой горла и голосовых связок. Часто новички забывают, что хорошо поставленный голос – труд долгих часов тренировок, и пытаются исполнять сложные партии, не думая о последствиях. Ранее мы писали о распевках – перечитайте еще раз и точно следуйте инструкциям. Также не стесняйтесь брать уроки вокала или заниматься самостоятельно в свободное время.
Правило 1
Исполняйте песни в своей тональности. Если у вас низкий голос – выберите подходящую партию с низкой тональностью. Если высокий – с высокой.
Правило 2
Отнеситесь серьезно к предварительной подготовке: не пейте слишком холодные напитки, разогрейте голос подпевками, следите, чтобы горло не пересыхало.
Правило 3
Подберите песню, которую вы хорошо знаете и можете спеть с закрытыми глазами. Знакомая композиция позволит вам чувствовать себя увереннее с микрофоном.
И последнее правило – самое главное – верьте в себя!
5 композиций для новичка
WWW
Группировка “Ленинград” славится простыми для исполнения песнями, не требующими каких-то особенных певческих техник или, при всем уважении к творчеству Сергея Шнурова, невероятного таланта. Подойдет любая композиция, которую вы знаете. Мы рекомендуем WWW исключительно потому, что спеть плохо ее невозможно. Это веселая, жизнерадостная песня, которую вместе с вами будут петь все остальные гости.
Call Me Maybe
Усложним задачу и споем на английском. Исполнить задорную Call Me Maybe под силу даже маленькому ребенку. Вы можете сами убедиться, поискав кавер-версии хита 2012 года на YouTube. Песня-эмоция, песня-настроение с легким припевом, выучить наизусть который можно буквально за 10 минут. Не забывайте – петь английском не только весело, но и полезно!
Владивосток 2000
Еще одна песня, знакомая с детства, для отличного исполнения которой достаточно своевременно считывать титры с экрана. Энергичный припев может составить некоторые трудности для новичка. Поделимся секретом – кричите. Это старый, добрый рок-хит, для которого драйв важнее попадания в ноты. Увеличьте громкость и зажгите атмосферу караоке-клуба.
Пчеловод
Если названные выше композиции все равно кажутся сложными, закажите “Пчеловода” группы RASA. Это одна из тех современных песен, в которых петь в принципе не надо. Попросите звукорежиссера подкрутить эффекты и ритмично начитывайте под музыку несколько строчек текста, повторяющихся из куплета в куплет.
Голубой вагон
На этом месте может быть любая песня из любимого детского мультфильма. Какими бы нелепыми они не казались окружающим или вам, хорошо знакомые с детства песни отлично помогают при первом исполнении караоке, снимая страх перед сценой и аудиторией.
В любом случае, что бы вы ни выбрали, не забывайте: караоке – одно из самых демократичных развлечений в мире. Люди пришли в караоке-клуб получать удовольствие, развлекаться и общаться друг с другом, а не судить исполнителей и выставлять оценки.
Подготовили для вас список песен, которые легко петь даже тем, кто впервые взял микрофон для караоке в руку. Для их исполнения не потребуются специальные вокальные техники, особые певческие навыки или широкий диапазон голоса.
Подбор репертуара к концерту для начинающих вокалистов
Подготовка к выступлению помимо собственно постоянной и регулярной тренировки голосового аппарата состоит в грамотном подборе репертуара, соответствующего вокальному уровню певца. На начальном этапе как правило выбирается несложный в исполнении репертуар – народные песни, романсы среднего регистра, не требующие большого напряжения связок, чтобы певец мог задуматься не о том КАК ему петь, а о том, ЧТО ему петь, то есть мыслил образами произведения, а не отвлекался на техническую сторону вопроса. Певец растет как музыкант-исполнитель и как вокалист прежде всего на правильно подобранном репертуаре.
Произведение, выбранное для ученика, всегда должно соответствовать уровню его музыкального развития, вокальной и исполнительской подготовке. Художественно педагогический материал требует особого внимания к постепенности и последовательности повышения трудностей произведений. Это относится в равной мере как к трудностям музыкальным, так и к трудностям вокальным и исполнительским. Особенно губительным для голоса ученика является непосильный в вокально-техническом отношении репертуар. Нерационально-подобранные произведения могут задержать вокальный рост ученика и даже принести прямой вред. [12, С.577]
Применение же удобного для голоса репертуара способствует согласованию работы звукообразующих элементов, в том числе не подчиняющихся сознанию. [10, С.19] Особенно полезны на первом этапе обучения народные песни. Они обладают многими достоинствами и в первую очередь удобны для голоса.
Народная песня – основа в музыке и в пении. Фольклор ценили крупнейшие музыканты. Передаваясь устно из поколения в поколение, народные мелодии как бы фильтруются голосами и концентрируют в себе элементы удобства для пения. В них отсеивается то, что противоречит массовой природе голосов и превышает их средние возможности. [10, С.48] Народные песни разнообразны по характеру, построены, как правило, на небольшом диапазоне, что очень удобно для начинающих исполнителей. Тесситура их – весьма умеренна. Доходчивость слов, куплетная форма строения, легкость запоминания музыкальной фактуры позволяют ученику легко сочетать вокально-техническую и исполнительскую стороны исполнения произведения. Они одновременно просты и чрезвычайно выразительны.
Стиль исполнения русских песен требует простоты, естественности, задушевности, хорошего донесения текста. Куплетная форма заставляет начинающего певца находить в каждом куплете свой нюанс, который разнообразит исполнение.
Великая российская оперная певица Максакова Мария Петровна находила «свою интонацию, протяжную, порой задорную, но всегда облагороженную женственной мягкостью. Простую куплетную песню о милом, который приносит гостинец Максакова передавала как рассказ женщины о своей жизни, о ее личных чувствах, окрашивая все это тонким, чуждым какого-либо нажима юмором. Певица так раскрашивала интонационно каждый куплет, с таким неповторимым выражением произносила «Эх!», что каждый раз оно звучало по-разному, в зависимости от оттенков повествования, но всегда с отношением героини к своему возлюбленному.» [27, С.137]
Лемешев о русской песне говорит так: «Русская песня полна лирической глубины и поэтичности. Народ шлифовал ее веками, и поэтому в ее мелодических и поэтических образах не оставалось ничего случайного, поверхностного, дешевого. В красоте ее мелодий откристаллизовались чистые, высокие человеческие чувства, и она требует от певца такой же чистоты, масштабности и искренности исполнения.» [27, С.218]
Романсы таких авторов доглинковского периода, как Булахов, Варламов и др., так и более поздних, включающих в себя и советский период, на стихи известных поэтов в исполнительском смысле требуют весьма внимательного отношения к словесному тексту, хорошо развитого чувства стиля. Они просты, напевны, имеют в большинстве своем куплетную форму, что делает их сходными с русскими народными песнями, но при этом имеют более развитую музыкальную сторону. Написаны в удобной тесситуре, не захватывают большого диапазона звуков, легко доступны по своему музыкальному языку и по требованиям, которые они предъявляют к вокалу начинающих певцов. Они просты, их надо исполнять задушевно, не выходя за рамки естественности, непосредственности.
По словам Сергея Лемешева «Красивое пение предполагает естественность, задушевность выражения чувства. Певец должен ощущать, будто поет все его существо. Но не форсировать звук, не стараться показать его бóльшим, чем он отпущен тебе природой.» [27, С.321]
Лемешев писал, что в своей работе над образом того или иного произведения, а Станиславский много работал с певцами своей оперной студии над романсами «Станиславский исходил из принципа внутреннего оправдания той или иной мизансцены, а не зрительного эффекта. Он понимал, что правильное самочувствие певца, его верная психологическая настройка, всегда выведет его на верный путь к сценическому образу, поможет ему выразительно спеть важные и вокально трудные куски партии.» [27, С.286]. Таким образом, мы приходим к выводу, что при подборе репертуара для начинающего певца необходимо учитывать его темперамент и индивидуальность не только голосового аппарата и степень его развития, но и психологические аспекты его характера. Например, человеку медлительному, флегматику по своей натуре, будет трудно в начале своего обучения верно исполнить задорную, шутовскую песню, требующую залихватской удали в своем исполнении. Такому ученику для исполнения на концерте лучше выбрать произведение спокойное, лирическое, размеренное по форме и содержанию.
При выборе произведений для концерта лучше заранее продумать их последовательность в концертной программе. Сначала ставится более легкое в вокальном плане произведение, для врабатываемости, а затем, более трудное в голосовом и исполнительском плане.
Подготовка выбранного музыкального произведения
«Занятия над музыкальным произведением рекомендуется вести в двух планах: с одной стороны, работая над художественным исполнением произведения, а с другой – работая над ним чисто технически, то есть как бы переконструировав данное произведение в вокализ.» [29, С.17]
Исходя из темы нашего исследования мы бы хотели акцентировать внимание на музыкально-художественной стороне подготовки произведений и опускаем чисто техническую сторону постановки голоса. Мы хотим сделать акцент на работе над художественно-исполнительскими средствами выражения произведения. К этим средствам относятся:
— четкая дикция и правильная артикуляция, а как итог – донесение разборчивого вокального слова до зрителя;
— интонация и фразировка произведения.
Работа над дикцией
Наше слово, обращенное к аудитории либо в речи, либо в пении, должно быть четким по произношению, выразительным и достаточно громким, чтобы слышали в последнем ряду зрительного зала.
Хорошее певческое слово, т.е. умение естественно произносить словесный текст произведения, сочетая это с хорошей вокальностью всех гласных – непременное условие профессионального пения, а для большинства певцов – следствие большой работы. Хорошее донесение слова, его верная эмоциональная окраска, естественность необходимы для профессионального певца.
Для того, чтобы текст вокальной фразы в произведении был естественен, хорошо расслышан публикой, каждый певец должен знать те закономерности, которые определяют основные качества хорошей вокальной речи.
Вокальная речь должна быть: разборчива, т.е. обладать хорошей дикционной четкостью; естественна, в той мере, в какой это позволяет вокальность; выразительна, т.е. содержать в себе элементы, составляющие выразительность речи; вокальна, т.е. построена на равных вокальных гласных. [12, С.504]
Профессиональное пение требует ясного донесения слова. Чрезвычайно неприятное впечатление создается при неясном произнесении слов. Как бы ни был талантлив и музыкален исполнитель, каким бы чудесным по красоте голосом он ни обладал, – его пение не будет производить должного впечатления, если оно не будет дикционно четким. Если слушатель напрягает слух для того, чтобы понять смысл слов, о чем поет певец, то он уже не в полной мере воспринимает и красоту голоса и экспрессию, а сосредоточивается на том, чтобы уловить слово. Невозможность понять слово раздражает слушателя, и впечатление от исполнителя резко снижается. Неясная дикция – большой недостаток певца, техническая недоработанность воспитания голоса, которая всегда может быть ликвидирована. [12, С.504]
«Вокальная дикция, так же как и искусство пения заключает в себе два элемента: творческий и технический. Элементом творческим является художественное распределение смысловой содержательности (веса) слова в зависимости от художественных задач, на него возложенных, от идеи и смысла исполняемого произведения. Техническим элементом дикции является умение чисто, полноценно петь гласные и четко произносить согласные. Поток гласных не должен нарушаться вклинивающимися в него согласными. Все гласные в пении должны звучать чисто, ясно, и их «вокальное ядро» не должно претерпевать заметных изменений при их смене.» [29, С.10]
Дикция – т.е. разборчивость слов, зависит как и в речи, от четкости и интенсивности произнесения согласных. За быстротой и четкостью произношения согласных нужно следить тщательно с первых же уроков, когда даются произведения с текстом, обращая особое внимание на согласные, которые стоят в конце слов. Весьма частая ошибка неопытных певцов – это съедание согласных в конце слова, заключающего фразу. Если согласный звук стоит в конце фразы, то вместе с окончанием звука певец ослабляет и артикуляцию согласного, в результате чего он произносится вяло и не доходит до слушателя. Необходимо сразу приучать певца активно и четко произносить согласные, стоящие в конце слов. [12, С.505]
Лемешев о дикции: «Начну с элементарного – с дикции. Как часто еще певцы, особенно оперные, страдают нечеткой, слабой дикцией. Нередко встречаются артисты с голосами выразительными по окраске звука, хорошо передающими настроение. Но что они поют, остается известным только им и суфлеру. Иногда можно оправдаться тем, что, дескать, оркестр заглушает; но некоторые так умудряются произносить слова, что их не понять, даже когда оркестр молчит. Дело в том, что от природы не все одинаково наделены способностью ясно и четко произносить слова. И над дикцией надо специально работать.» [27, С.337]
Чтобы добиться хороших результатов, надо работать над усовершенствованием артикуляционного аппарата, разрабатывать его технические возможности. В приложении приводятся несколько упражнений на отработку качества вокальной дикции по книге Е.М. Пекерской «Вокальный букварь» [38, С.62].
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Как подобрать репертуар подростку, учитывая особенности подросткового восприятия
Современные педагоги в музыкальных школах часто сталкиваются с тем, что подросток не хочет петь ту или иную песню или романс, и все попытки переубедить его приводят к осложнениям и конфликтам. Зачастую подросток отказывается не только исполнять романс, который ему не нравится, но и может вообще перестать ходить в музыкальную школу. Чтобы правильно разобраться в этом вопросе, нужно учитывать все возрастные особенности подростков. О них вы и узнаете в этой статье.
Возрастные особенности подростка
Для этого возраста характерна не только повышенная ранимость, но и желание произвести впечатление. Ему хочется показаться ярким, эффектным и красивым, чтобы его оценили и одобрили и, чем меньше любви он получает в своём окружении, тем острее это чувство. Также он становится чувствителен к насмешкам, поэтому для него важно, чтобы романс, который он будет петь со сцены, выгодно подчёркивал его сильные стороны, как вокалиста, и как человека. Поэтому для того чтобы правильно подобрать ему репертуар, нужно учитывать такие возрастные особенности подростка, как:
Как влияет восприятие подростка на выбор репертуара
Выбирая романс, стоит проанализировать его содержание и подумать, впишется ли он в восприятие подростка. Есть романсы, которые хорошо звучат в исполнении зрелого мужчины. В них есть слова о глубокой драматичной любви, о годах, которые пролетели незаметно. Их давать подростку не стоит, так как он не сможет передать его настроение, эмоции и характер. Зато песни и романсы о первой любви, влюблённости, нежности или, напротив, предательстве, подросток сможет передать, если они соответствуют его восприятию. Также романс должен эффектно показывать и самого подростка. Например, романс «Я вас любил» будет красиво звучать в исполнении подростка, который легко относиться к неудачам и не склонен драматизировать ситуацию. У ранимого и замкнутого подростка этот романс будет навевать тоску как на него самого, так и на слушателей. Поэтому при выборе репертуара стоит учитывать восприятие подростка и его сформированный характер.
Как создать имидж подростка-вокалиста
Основной секрет, как создать имидж подростка-вокалиста, состоит в том, чтобы выгодно преподнести его особенности публике. Обыграть красиво можно всё что угодно. Подросток отличается вспыльчивостью и нетерпеливым характером? Ему стоит подобрать репертуар, где он может красиво преподнести свою необузданность. Он отличается замкнутостью? Лирические романсы, носящие не слишком эмоциональный характер – то, что вам нужно. Подросток отличается весёлым нравом? Подвижные романсы или, напротив, драматичные произведения будут звучать у него легко и красиво. После этого стоит продумать его образ, костюм и послание, которое он должен будет передать зрителям во время исполнения. Составить целостный образ вам помогут уроки актёрского мастерства. Вот из таких мелочей и складывается имидж подростка-вокалиста.
Как подобрать репертуар подростку
Примеры
«Осенние листья» Макроусова;
«Вернись в Сорренто»
Каччини «Аве Мария»
Особенности подбора песенного репертуара для детей младшего и среднего дошкольного возраста
Людмила Александровна Ермилина
Особенности подбора песенного репертуара для детей младшего и среднего дошкольного возраста
Т. Э.Тютюнникова говорит: «Очень простая истина: у педагога, который сам любит петь, дети обычно хорошо поют. Его голос звучит как красивейший инструмент, и если дети на каждом занятии слышат его без фортепиано, то учатся подражать его звучанию, интуитивно «схватывая» правильную работу голосового аппарата и звукообразования. Они очень скоро начинают понимать, что это удовольствие — спеть вместе с педагогом, подстраиваясь к звучащему голосу».
В процессе пения у детей развивается большое количество способностей: слух, чувство ритма, память, дикция. Развивается эмоционально-нравственная сфера дошкольника и его творческая любознательность.
Благодаря пению укрепляется здоровье.
Каковы же особенности подбора песенного репертуара? На что опираться педагогу?
При подборе музыкального репертуара во-первых, педагогу необходимо учитывать возрастные психофизические особенности детей каждого возраста.
Для детей 3-4 лет характерно:
— Преобладание непроизвольности в восприятии, внимании, памяти и поведении (необходимо поддерживать внимание игровыми приёмами, подбирать музыку непродолжительного звучания;
— Наглядно – действенное и наглядно- образное мышление (необходимость использования яркого иллюстративного материала, небольшие музыкальные произведения изобразительного характера;
— Ограниченный словарный запас, возрастное косноязычие, ограниченный жизненный опыт (уделять внимание развитию дикции и расширению словаря в процессе пения, подбирать музыку, понятную детям по настроению и содержанию);
— Ярко выраженная способность к подражанию (педагог должен быть артистичным, эмоциональным, способным точно и выразительно показать детям характер песни;
Приоритетная задача в пении детей 3-4 лет – это воспитание у детей интереса и потребности в пении. Для этого необходимо создать ситуацию успеха, получения удовольствия.
Дети этого возраста часто поют «говорком», поэтому важно развивать у них умение петь протяжно, удерживая на дыхании одно слово (2 секунды). Для развития дыхания специально подбираются песни с протяжной
(кантиленой) мелодией в умеренном темпе.
Педагог учит петь детей естественным голосом, в удобном диапазоне
В 3-4 года у большинства детей есть ещё проблемы с дикцией, поэтому важно уделять внимание развитию артикуляции. (Голосовые игры, артикуляционная гимнастика) Педагог побуждает детей пропевать все слова, а не только отдельные слоги.
Диапазон голоса также невелик – в основном от ре – си. У большинства детей этого возраста всё еще есть проблемы в звукопроизношении.
В этом возрасте важно уделять внимание совершенствованию вокально- хоровых навыков. Для наиболее эффективной работы над дикцией и развитием звукообразования педагог использует игровые артикуляционные упражнения, голосовые и речевые игры.
В этом возрастном периоде у детей проявляется склонность к развитию у них метроритмического чувства в речевом музицировании. Общность выразительных средств речи и музыки, доступность и лёгкость речевой импровизации являются основой для творческих действий детей. Кроме того, речевые игры служат также лучшим средством развития интонационного слуха.
Охране детского голоса и развитию его естественного звучания
(формирование навыка звукообразования: лёгкого, ненапряженного звука) уделяется приоритетное внимание, т. к. это условие не только эстетического воспитания, но и сохранение здоровья ребёнка, его природного инструмента – голоса!
Диапазон голоса ребёнка 5 лет ещё не велик (ре – си)
Таким образом, основным требованием к подбору песенного репертуара для детей младшего и среднего дошкольного возраста является простота, доступность восприятия и исполнения, легко ложащаяся на слух мелодия, соответствующая их вокальным возможностям и общему уровню музыкального развития.
При выборе песенного репертуара необходимо учитывать основные принципы обучения детей пению.
Принцип воспитывающего обучения: воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве, вызывает отрицательное отношение к дурному, обогащает духовный мир ребенка.
Принцип доступности: содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы обучения и усвоение их детьми соответствует возрасту и уровню музыкального развития детей каждой возрастной группы.
Отобранный доступный песенный репертуар должен даваться детям понятным для них языком.
Принцип постепенности, последовательности и систематичности
постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому.Принцип наглядности: процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая наглядность – это исполнение песни педагогом, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений.
Принцип сознательности: музыкальный руководитель стремится воспитать у ребят сознательное отношение к содержанию песни, передаче музыкального образа, технике пения.
Принцип прочности: выученные детьми песни через некоторое время
забываются,если их систематически не повторять: вокальные умения
утрачиваются, если дети долго не упражняются в пении. Поэтому не следует торопиться с разучиванием новых песен. Лучше чаще повторять выученные.
Чтобы повторение песен не наскучило детям, надо разнообразить этот процесс, внося элементы нового.
Музыкальному руководителю,перед тем как разучивать с детьми песню необходимо внимательно проанализировать ее по примерной схеме:
1.Воспитательная ценность: основная идея и характер музыкального воплощения.
2.Литературный текст: общая оценка художественных качеств, особенности текста — наличие обращений, диалогов, наиболее значительные в выразительном отношении слова.
3.Мелодия: характер мелодии, интонационная выразительность, интервалы, лад, размер, ритм, тесситура и диапазон.
4.Фортепианное сопровождение: художественные достоинства, выразительность, доступность для детского восприятия.
5. Структура (форма)песни: одночастная, двухчастная (запев, припев, куплетная.
Предварительное ознакомление с музыкальным репертуаром помогает педагогу понять его содержание, добиться выразительности исполнения, продумать последовательность разучивания с детьми.
Определяются также навыки, которым надо обучать ребят, продумываются необходимые упражнения по звукообразованию, дыханию, дикции, выразительной, правильной интонации, слитному пению. Особенности каждой песни придают этим упражнениям своеобразный характер.
Песенный репертуар, включенный в программу, отвечает задачам всестороннего музыкального воспитания и развития дошкольника, доступен для усвоения и дальнейшего самостоятельного применения в детском саду и семье.
Подбирая музыкальный репертуар, педагог предусматривает возможность дальнейшего их применения в играх, хороводах, маршировках. Можно разучить и дополнительный репертуар при подготовке к праздникам. Для этой цели выбираются песни определенной тематики.
Т. Э.Тютюнникова говорит: «Очень простая истина: у педагога, который сам любит петь, дети обычно хорошо поют. Его голос звучит как красивейший инструмент, и если дети на каждом занятии слышат его без фортепиано, то учатся подражать его звучанию, интуитивно «схватывая» правильную работу голосового аппарата и звукообразования. Они очень скоро начинают понимать, что это удовольствие — спеть вместе с педагогом, подстраиваясь к звучащему голосу».
В процессе пения у детей развивается большое количество способностей: слух, чувство ритма, память, дикция. Развивается эмоционально-нравственная сфера дошкольника и его творческая любознательность.
Благодаря пению укрепляется здоровье.
Каковы же особенности подбора песенного репертуара? На что опираться педагогу?
При подборе музыкального репертуара во-первых, педагогу необходимо учитывать возрастные психофизические особенности детей каждого возраста.
Для детей 3-4 лет характерно:
— Преобладание непроизвольности в восприятии, внимании, памяти и поведении (необходимо поддерживать внимание игровыми приёмами, подбирать музыку непродолжительного звучания;
— Наглядно – действенное и наглядно- образное мышление (необходимость использования яркого иллюстративного материала, небольшие музыкальные произведения изобразительного характера;
— Ограниченный словарный запас, возрастное косноязычие, ограниченный жизненный опыт (уделять внимание развитию дикции и расширению словаря в процессе пения, подбирать музыку, понятную детям по настроению и содержанию);
— Ярко выраженная способность к подражанию (педагог должен быть артистичным, эмоциональным, способным точно и выразительно показать детям характер песни;
Приоритетная задача в пении детей 3-4 лет – это воспитание у детей интереса и потребности в пении. Для этого необходимо создать ситуацию успеха, получения удовольствия.
Дети этого возраста часто поют «говорком», поэтому важно развивать у них умение петь протяжно, удерживая на дыхании одно слово (2 секунды). Для развития дыхания специально подбираются песни с протяжной
(кантиленой) мелодией в умеренном темпе.
Педагог учит петь детей естественным голосом, в удобном диапазоне
В 3-4 года у большинства детей есть ещё проблемы с дикцией, поэтому важно уделять внимание развитию артикуляции. (Голосовые игры, артикуляционная гимнастика) Педагог побуждает детей пропевать все слова, а не только отдельные слоги.
Диапазон голоса также невелик – в основном от ре – си. У большинства детей этого возраста всё еще есть проблемы в звукопроизношении.
В этом возрасте важно уделять внимание совершенствованию вокально- хоровых навыков. Для наиболее эффективной работы над дикцией и развитием звукообразования педагог использует игровые артикуляционные упражнения, голосовые и речевые игры.
В этом возрастном периоде у детей проявляется склонность к развитию у них метроритмического чувства в речевом музицировании. Общность выразительных средств речи и музыки, доступность и лёгкость речевой импровизации являются основой для творческих действий детей. Кроме того, речевые игры служат также лучшим средством развития интонационного слуха.
Охране детского голоса и развитию его естественного звучания
(формирование навыка звукообразования: лёгкого, ненапряженного звука) уделяется приоритетное внимание, т. к. это условие не только эстетического воспитания, но и сохранение здоровья ребёнка, его природного инструмента – голоса!
Диапазон голоса ребёнка 5 лет ещё не велик (ре – си)
Таким образом, основным требованием к подбору песенного репертуара для детей младшего и среднего дошкольного возраста является простота, доступность восприятия и исполнения, легко ложащаяся на слух мелодия, соответствующая их вокальным возможностям и общему уровню музыкального развития.
При выборе песенного репертуара необходимо учитывать основные принципы обучения детей пению.
Принцип воспитывающего обучения: воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве, вызывает отрицательное отношение к дурному, обогащает духовный мир ребенка.
Принцип доступности: содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы обучения и усвоение их детьми соответствует возрасту и уровню музыкального развития детей каждой возрастной группы.
Отобранный доступный песенный репертуар должен даваться детям понятным для них языком.
Принцип постепенности, последовательности и систематичности
постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому.Принцип наглядности: процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая наглядность – это исполнение песни педагогом, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений.
Принцип сознательности: музыкальный руководитель стремится воспитать у ребят сознательное отношение к содержанию песни, передаче музыкального образа, технике пения.
Принцип прочности: выученные детьми песни через некоторое время
забываются,если их систематически не повторять: вокальные умения
утрачиваются, если дети долго не упражняются в пении. Поэтому не следует торопиться с разучиванием новых песен. Лучше чаще повторять выученные.
Чтобы повторение песен не наскучило детям, надо разнообразить этот процесс, внося элементы нового.
Музыкальному руководителю,перед тем как разучивать с детьми песню необходимо внимательно проанализировать ее по примерной схеме:
1.Воспитательная ценность: основная идея и характер музыкального воплощения.
2.Литературный текст: общая оценка художественных качеств, особенности текста — наличие обращений, диалогов, наиболее значительные в выразительном отношении слова.
3.Мелодия: характер мелодии, интонационная выразительность, интервалы, лад, размер, ритм, тесситура и диапазон.
4.Фортепианное сопровождение: художественные достоинства, выразительность, доступность для детского восприятия.
5. Структура (форма)песни: одночастная, двухчастная (запев, припев, куплетная.
Предварительное ознакомление с музыкальным репертуаром помогает педагогу понять его содержание, добиться выразительности исполнения, продумать последовательность разучивания с детьми.
Определяются также навыки, которым надо обучать ребят, продумываются необходимые упражнения по звукообразованию, дыханию, дикции, выразительной, правильной интонации, слитному пению. Особенности каждой песни придают этим упражнениям своеобразный характер.
Песенный репертуар, включенный в программу, отвечает задачам всестороннего музыкального воспитания и развития дошкольника, доступен для усвоения и дальнейшего самостоятельного применения в детском саду и семье.
Подбирая музыкальный репертуар, педагог предусматривает возможность дальнейшего их применения в играх, хороводах, маршировках. Можно разучить и дополнительный репертуар при подготовке к праздникам. Для этой цели выбираются песни определенной тематики.
Праздник для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста Атрибутика. Стол, сервированный на 6 персон; 6 подушек, 6 стульчиков, 2 простыни, куклы для танца, ложки для девочек средней группы, столик.
Игровой пальчиковый тренинг для детей младшего и среднего дошкольного возраста Игровой пальчиковый тренинг (для детей младшего и среднего дошкольного возраста) Консультация для педагогов Материал подготовила: Долгая.
Игры по нравственно-патриотическому воспитанию для детей младшего и среднего дошкольного возраста «Составь флаг» Цель:Знакомить детей с представлением о флаге как о государственном символе. Воспитывать уважение к символе России- флагу.
Лэпбук для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста «Любимые сказки» Дидактическое пособие для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста: Лэпбук «Любимые сказки» Аннотация: Дидактическое пособие.
Особенности подбора музыкальных игр и упражнений для детей раннего возраста Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский.
Особенности руководства дидактическими играми с детьми младшего и среднего дошкольного возраста ТЕМА “ ОСОБЕННОСТИ РУКОВОДСТВА ДИДАКТИЧЕСКИМИ ИГРАМИ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА” Дидактическая игра-это одно из.
Фотоотчет «Семинар-практикум для родителей «Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста» Семинар – практикум для родителей «Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста». Дошкольный возраст – этап активного.
Спортивная сказка «Теремок» для детей младшего и среднего дошкольного возраста Цель: • совершенствовать двигательные умения и навыки детей, развивать воображение и подражательные движения; • создавать у детей эмоционально.
Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста У каждого ребенка отмечается свой путь и темп развития. Но, несмотря на это, есть нечто общее, что позволяет охарактеризовать детей. Это.