Как выбрать тему научного исследования

Как выбрать тему исследования?

Итак, если ты задаёшься сакраментальным вопросом «Как выбрать тему исследования?», значит ты на правильном пути.
Всё просто. Выбрал неверную тему исследования — потратил время и силы, получив околонулевой результат.
Не будем тратить твоё время на долгие рассуждения и сразу преступим к делу, ты ведь за этим здесь?

Итак, тема твоего исследования должна отвечать следующим запросам:

Чего при выборе исследования делать не нужно?

Вот в этой нашей статье ты можешь узнать как НЕ НУЖНО выбирать тему исследования и какие ОШИБКИ допускают молодые авторы.

Если коротко: не замахивайся на научный олимп (во всяком случае в первых своих работах) и не отрывайся в своей работе от практики.

Алгоритм выбора темы научного исследования

На этой странице мы с тобой разбираемся в вопросе «как выбрать тему исследования», верно?

Пора приступать к этому замысловатому процессу.

Мы всей редакцией рекомендуем делать это следующим образом:

А теперь маленький секрет. Малюсенький, но такой важный.

Окончательно формулируй название исследования только после того, как напишешь статью по результатам исследования.
Почему так? Да потому что понять что у тебя вышло в итоге ты сможешь только после того, как будут подведены результаты исследования.

Такой вот парадокс. Когда мы задумываемся над вопросом «как выбрать тему исследования», сложно даже представить, что это одновременно первый и последний вопрос, которым мы зададимся в нашей научной работе.

Источник

Как выбрать тему научной статьи 237

Научное творчество – дело сугубо самостоятельное. Относится это и к выбору темы исследования. Некоторых молодых ученых на первых этапах направляют научные руководители. Но аспирантура быстро закончится – и подсказывать будет некому. Поэтому лучше сразу привыкать планировать исследования без посторонней помощи. Редакция журнала «Молодой ученый» поможет вам в выборе тем ваших будущих статей. Представляем 7 стратегий, успешно используемых на практике.

Приведенные примеры публикаций соответствуют обозначенным стратегиям лишь с точки зрения редакции. Истинные мотивы авторов могут отличаться.

Как выбрать тему научного исследования. Смотреть фото Как выбрать тему научного исследования. Смотреть картинку Как выбрать тему научного исследования. Картинка про Как выбрать тему научного исследования. Фото Как выбрать тему научного исследования

Стратегия 1. Следование интересам

ПреимуществаНедостатки
процесс изучения литературы по теме доставляет удовольствие;

в статье твердо обозначена точка зрения автора;

в статье возможна полемика с приверженцами иных воззрений на проблему, что дает научную новизну.

на начальном этапе научного пути определенные интересы могут отсутствовать.

Кому подходит : студентам и аспирантам, занимающимся наукой ради науки, а не в силу необходимости.

Стратегия 2. Описание практического опыта

ПреимуществаНедостатки
автор точно понимает, о чем пишет;

статья оригинальна в смысловом аспекте;

исследование носит прикладной характер и не выглядит пересказом чужих точек зрения;

проще обосновать практическую ценность результатов.

молодому ученому непросто отличить ценный и актуальный случай от рядового;

могут возникнуть трудности с подбором теоретической базы.

Кому подходит : практикам, которые успели поработать в своей сфере, а после этого занялись наукой; студентам, которых на производственной практике подпускают к реальной работе; людям, желающим показать свою экспертность.

Стратегия 3. Развитие темы курсовой работы

ПреимуществаНедостатки
нет необходимости придумывать тему;

удачная работа не отправляется в стол;

у автора вырабатывает привычка углубляться в уже изученную тему.

курсовая работа может быть сугубо академической и не иметь научной ценности;

список источников КР нередко изобилует учебниками, которые в научных статьях не приветствуются;

молодому ученому сложно внести новизну в хрестоматийную тему.

Кому подойдет : студентам-отличникам, подходящим к написанию курсовых работ с исследовательской позиции; студентам, вынужденно пишущим научные статьи.

Стратегия 4. Заимствование из дипломного проекта

У будущих исследователей часто наблюдается преемственность тем работ: от курсовой – к диплому, от диплома – к кандидатской диссертации.

Кому подойдет : любому дипломнику, который пишет выпускную квалификационную работу. После защиты стратегия не используется, поскольку многие вузы выкладывают тексты дипломов на сайтах, что приводит к утрате уникальности и растаскиванию фрагментов.

Стратегия 5. Углубление в недавно пройденную тему

ПреимуществаНедостатки
круг выбора относительно очерчен;

возможность самостоятельно разобраться в сложном вопросе.

сложность в обосновании актуальности;

ограниченность выбора широко изученными вопросами;

высокий риск отсутствия теоретической и практической ценности результатов.

Кому подойдет : начинающим исследователям без опыта.

Стратегия 6. Подстройка под тему конференции

ПреимуществаНедостатки
целенаправленный выбор темы;

реальная возможность сформулировать актуальную проблему;

практика подбора темы под заказ (пригодится для научно-исследовательской работы в будущем).

необходимость четко понимать содержание своей области исследования;

риск не найти пересечений из-за недостатка опыта.

Кому подходит : молодым ученым, имеющим опыт в написании научных работ и стремящимся обратить на себя внимание научного сообщества.

Стратегия 7. Помещение популярной темы в новый контекст

ПреимуществаНедостатки
глубокое погружение в свою область исследований;

возможность быть в тренде научной мысли;

формирование привычки создавать новое на основе известного;

гарантированная научная новизна работы.

трудоемкость (предполагается двойное исследование);

требуется опыт научной работы.

Кому подойдет : опытным и трудолюбивым исследователям, готовым тратить время на выявление актуальных тенденций.

Заключение

Решая вопрос, какую стратегию избрать, рекомендуем ответить на несколько вопросов:

Стратегии можно успешно комбинировать. Например, связать практический опыт с теоретической частью курсовой работы. Получившуюся статью в дальнейшем можно развить до ВКР, а это уже синергетических эффект от комбинации стратегий.

Также рекомендуем прочитать

Магистерская диссертация: сущность и отличия от других выпускных работ

Любой уровень образования завершается написанием выпускной работы. И в каждом случае называются они по-разному. Соответственно, неодинаковы и требования к их выполнению. Сегодня мы подробно рассмотрим магистерскую диссертацию и выясним ее особенности.

Как написать идеальную аннотацию к научной статье

Десять шагов на пути к отличной аннотации.

Как написать научную статью

Цель данной статьи — ответить на основные вопросы, возникающие у человека, который впервые столкнулся с необходимостью написания научной статьи.

Источник

Как выбрать тему для научной статьи?

Главная » Аспиранту » Как выбрать тему для научной статьи?

Как выбрать тему научного исследования. Смотреть фото Как выбрать тему научного исследования. Смотреть картинку Как выбрать тему научного исследования. Картинка про Как выбрать тему научного исследования. Фото Как выбрать тему научного исследования

Как выбрать тему научного исследования. Смотреть фото Как выбрать тему научного исследования. Смотреть картинку Как выбрать тему научного исследования. Картинка про Как выбрать тему научного исследования. Фото Как выбрать тему научного исследования

Время от времени сотрудники делали доклады на
странные темы, вроде: “Относительно выражения
глаз авгура” или “Предикторские свойства гущи
из-под кофе мокко урожая 1926 года”.

Аркадий и Борис Стругацкие
“Понедельник начинается в субботу”

Корректный выбор темы научного исследования — один из первых факторов успеха. Хорошая тема обеспечивает популярность вашей работы в научном сообществе и дает импульс для дальнейшего исследования. От нее зависит, согласится ли журнал публиковать рукопись.

Чтобы выбрать подходящую тему для статьи, ученый должен прежде всего хорошо понимать, что происходит в его научной отрасли: какие проблемы решаются, что уже известно и что предстоит исследовать. Искомая тема зарыта среди неизученных или плохо изученных вопросов. Поскольку таких вопросов может быть много, рассмотрим основные критерии выбора.

1. Выбор темы на основе типа статьи.

Выбор темы для научной публикации часто определяется тем, насколько ученый погружен в исследовательскую деятельность. Например:

В зависимости от того, на какой стадии находится ваша работа, вы можете писать разные типы научных статей:

В чем разница и какой тип выбрать? Чтобы было понятнее, разберем каждый из них подробно.

2. Три типа научных статей.

1) Теоретические статьи разрабатываются на основе литературных источников. Это вариант выбора в ситуации, когда исследование находится на начальном этапе. В таком случае найти идею для темы статьи можно среди следующих вопросов:

Можно обсуждать уже сделанное открытие с другой точки зрения. Новые данные и новые методы иногда выявляют неожиданные аспекты в давно изученных вопросах. Тогда переосмысление старой работы дает неожиданные и небанальные результаты.

2) Практические статьи основаны на лабораторных или полевых исследованиях, практике производства, объективных процессах. Если у вас уже есть данные, которые можно обсуждать и анализировать, пишите практическую статью. В ней можно рассматривать следующие темы:

Чаще всего практическая статья подводит итог какому-то этапу исследования. В ней можно обсудить, в каком направлении вы планируете двигаться дальше, исходя из полученных данных. Таким образом, чтобы выбрать актуальную тему для практической статьи опирайтесь на свое исследование.

3) Смешанные статьи сочетают теоретические и практические аспекты. Такая статья является достойным завершением работы. Это фундаментальный труд, который раскрывает тему целиком. Он показывает:

Таким образом, публикацию можно подготовить на любом этапе исследования. Выбор темы научной статьи зависит от того, какими данными вы располагаете на текущий момент.

3. Как выбрать тему: два варианта действий.

Статья должна соответствовать тематике научной работы и отражать ее результаты. Поэтому при выборе темы для статьи логично отталкиваться от вашего научного исследования.

Если у вас уже есть тема диссертации или дипломной работы, понять, о чем писать статью легче, потому что область поиска очерчена.

Другая ситуация, если вы только обдумываете тему научного проекта. Перед вами очень обширный выбор. Придется проделать большую работу, чтобы сначала определить, что вы будете исследовать вообще, а потом формулировать тему для конкретной статьи.

Исходя из этого, возможно два подхода к выбору темы статьи:

1. Отталкиваться от сути вашей работы и научного результата.

Если у вас уже есть не только тема и общий план научного исследования, но проделана определенная работа, то это и есть материал для статьи. Расскажите, в чем суть данного этапа исследования, обсудите полученные результаты и предварительные выводы.

Основой для формулировки темы могут быть названия глав и подглав диссертации или дипломной работы. Можно опираться на тему самой диссертации, особенно при написании обзорных, теоретических статей.

2. Сформулировать тему статьи, затем собрать контент и писать рукопись.

В этом случае речь идет о начальном этапе научной разработки, когда определяют цели и ставят задачи. Каждая задача может содержать в себе идею для статьи.

Например: стоит задача выбрать методы исследования и спланировать эксперимент. Пишем обзорную статью о существующих методах, их недостатках и преимуществах. Рассматриваем дизайн исследований в уже опубликованных статьях. Выбираем и обосновываем собственную программу.

Если вы начинаете с нуля, cделать выбор довольно сложно. Изучение работ других исследователей поможет найти неизбитую тему для научной работы, в которой есть простор для изысканий и новизна. Изучите онлайн-каталоги и базы научных статей, например:

Также темы для статей можно поискать в сервисе Sci Hub, а том как им правильно пользоваться, читайте в отдельной статье.

Анализ опубликованных статей в вашей научной области помогает найти идеи и сформулировать собственную тему статьи.

4. Что необходимо учитывать при выборе темы научной работы?

На основе изучения литературы и уже существующих статей можно определить несколько перспективных направлений исследования. На чем остановиться? Вот несколько факторов, которые помогут сделать окончательный выбор темы будущей статьи и проверить его правильность:

1. Актуальность. Если тема никому не интересна, статью не будут читать. Здесь нет другого пути, кроме изучения уже имеющихся публикаций. Чтобы выбрать тему для своей статьи, проанализируйте, что пишут ваши коллеги.

Если публикаций по вашей теме очень мало или нет совсем, значит тема неактуальна. Тогда ищите в смежных областях.

Если публикаций очень много, то нужно предложить что-то очень интересное, чтобы именно вашу статью заметили среди многих других.

2. Новизна. Внимательно изучите другие работы в вашей научной области, чтобы понять, что нового и интересного вносит ваше исследование. Будьте внимательны, чтобы ничего не пропустить. Если автор не заметил, что кто-то другой уже сообщал о результатах, которые он преподносит как оригинальные, его авторитет может пострадать необратимо.

3. Значимость работы. Подумайте, какие насущные проблемы решит ваше исследование. Если вы не предлагаете ничего существенного, статья, скорее всего, не стоит потраченной бумаги. Хорошую тему для статьи можно найти среди актуальных проблем в вашей научной области.

4. Реализуемость. Вопрос “есть ли жизнь на Марсе” может быть очень интересен. Но если вы не можете запустить марсоход или иным способом собрать доказательную базу, работа становится пустой тратой времени.

Не беритесь за темы, требующие работы с труднодоступным материалом, если у вас нет реальной возможности его получить. Проверьте наличие необходимой литературы, оборудования, расходных материалов и объектов для исследования, прежде чем браться раскрытие темы.

5. Широта охвата. Можно бесконечно смотреть на огонь, воду и писать статью на очень широкую тему. Такие вопросы, как “Образование” или “Здравоохранение” можно изучать годами.

Статья — не монография и не энциклопедия. Выбирайте в широкой теме тот аспект, который можно полноценно раскрыть на 10–15 листах. Например, “Проблемы финансирования в образовании” или “Обеспеченность кадрами в здравоохранении”. Не растекайтесь и не уходите в другую крайность — слишком узкую тему.

При слишком узкой формулировке вопроса трудно найти достаточно данных. Например “Лечение пациентов с синдромом Армстронга в Польше”. Таких больных, к счастью, настолько мало, что в масштабах одной страны невозможно сформировать репрезентативную выборку.

Если вы собираетесь писать диссертацию, рекомендуем изучить отдельную статью о том, как выбрать и обосновать ее тему.

6. Готовность к работе. Очень хорошо, если у вас уже есть какие-то наработки в виде курсовых работ, рефератов или дипломного проекта. Легче работать с уже знакомым материалом, чем начинать что-то совершенно новое.

7. Последнее, но немаловажное — ваш интерес к теме. Помните, что вы ввязались в масштабный проект, который потребует много времени и ресурсов. При отсутствии внутренней мотивации и энтузиазма легче получить депрессию, чем стоящие результаты.

Несмотря на то, что выбор темы будущей статьи может лежать на поверхности, нужна довольно кропотливая работа, чтобы убедиться, что об этом нужно писать.

Заключение

Если у вас нет готовых наработок и идеи по выбору темы для статьи в голову не приходят, используйте алгоритм “от общего к частному”.

Выбирайте предметную область и выписывайте вопросы, имеющие к ней отношение. Например: здравоохранение → финансирование, кадры, оборудование, обучение и так далее.

В каждом вопросе выделяйте подвопросы. Например: кадры в здравоохранении → врачи, средний медицинский персонал, санитарки; врачи общей практики и узкие специалисты.

Теперь возьмите вопросы, интересные лично вам.

Просмотрите публикации по этим темам: о чем пишут ваши коллеги и что нового можете сказать вы сами по актуальным проблемам в очерченной области. Это и будет ваша тема.

Чтобы выбрать тему для статьи, нужно выявить аспекты, которые требуют дополнительного исследования и анализа. Именно в них спрятана новизна и актуальность вашей статьи. И, конечно, убедитесь в том, что у вас есть ресурсы для проведения исследования.

Источник

Выбор и обоснование темы научного исследования (диссертации)

Главная » Аспиранту » Выбор и обоснование темы научного исследования (диссертации)

Как выбрать тему научного исследования. Смотреть фото Как выбрать тему научного исследования. Смотреть картинку Как выбрать тему научного исследования. Картинка про Как выбрать тему научного исследования. Фото Как выбрать тему научного исследования

Приступая к научной работе, начинающий ученый непременно столкнется с тем, что ему потребуется сделать выбор и написать обоснование темы своего научного исследования. То есть объяснить (да еще таким образом, чтобы это все уместилось на одном листе формата А4) – для чего нужна его запланированная научная работа, в чем суть проблемы, над которой будет вестись исследование, обосновать его актуальность, описать, что еще не сделано в этой области, и как это влияет на необходимость ведения этой научной работы в целом. Другими словами, следует пояснить, зачем необходимо браться за новый титанический труд именно в том и таком формате, на который претендует аспирант или соискатель ученой степени.

Что предвосхищает формирование объяснительной записки к выбору темы диссертации?

В первую очередь, предвосхищает создание пояснительной записки к выбору темы диссертации собственный научный интерес, компиляция, анализ и синтез по вопросам, прямо или косвенно связанным с темой исследования. Разумеется, изучение литературы, размышления, сравнения различных исследований в выбранной научной области. Все это представляет собой «первичный бульон», кипящий в горниле науки, творчески перерабатываемый для того, чтобы смогла наконец-то сформироваться тема предстоящего научного исследования.

Когда, где и кому нужна объяснительная записка?

Некоторые аспиранты при поступлении в аспирантуру, или же соискатели при оформлении соискательства, сталкиваются с тем, что необходимо самому составить объяснительную записку к выбору темы научного исследования. Того требует индивидуальный учебный план работы аспиранта.

Сроки предоставления запрошенного документа тоже указывает аспирантура. Если отбросить формальности, связанные с обеспечением научно-исследовательского процесса работы над диссертацией, прежде всего эта пояснительная записка нужна самому аспиранту для того, чтобы он понимал, чего он собственно хочет, и понимал степень важности и актуальности поставленной задачи. При этом актуальность не должна быть следствием необходимости выполнения научной работы – ведь если звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно? Если работу выполняют, значит аспирант просто действует по обычному сценарию, выполняя свою работу, заодно как бы обосновывая необходимость этой работы. Это неправильно!

Смысл объяснительной записки – осознать значимость проблемы на первоначальном этапе, когда работа еще не началась. Но аспирант не только должен «придумать», в чем актуальность и важность этой работы, но и заставить поверить в это и самого себя, и впоследствии научное сообщество, которому будут представлены полученные результаты исследования.

Что может предшествовать созданию объяснительной записки?

Объяснительная записка не гласно готовится постоянно – зарождаться ядро пояснительной записки может и тогда, когда происходит подготовка к кандидатским экзаменам, и даже при подготовке к поступлению в аспирантуру. На экзамене по специальности вполне могут прозвучать вопросы относительно темы предстоящего научного исследования, экзаменаторы, как правило, ожидают дискуссии, и предвосхищают научный интерес в разрабатываемой области знаний.

Но еще более полезным может оказаться подготовка к формулированию объяснительной записки при подготовке к экзамену по иностранному языку. Экзамен по иностранному языку включает в себя три блока – домашняя подготовка к экзамену включает в себя поиск, а затем полный перевод крупного текста (книги) по выбранной специальности, а если хорошо постараться, то и по выбранной теме исследования. Еще один этап – чтение и перевод текста, выдаваемого экзаменатором, и – самое интересное – рассказ на иностранном языке о теме своего исследования. В этом плане подготовка к экзамену предполагает составление текста о своем исследовании, перевод его на иностранный язык и последующее его воспроизводство на экзамене. В этом случае и прорабатывается объяснительная записка, закладывается ее рациональное зерно именно на этапе подготовки к экзамену по иностранному языку. В этом смысле – нужно суметь коротко и понятно рассказать о своей будущей научной работе на иностранном языке. А это как раз и способствует пониманию того, что именно предстоит сделать и почему это необходимо (актуально) на настоящий момент.

Немного экстрима: тема научного исследования и объяснительная записка

Конечно же, прежде чем окончательно сформируется тема исследования, может быть проведена огромная научная работа, которая будет включать в себя обоснование необходимости выполнения этой работы в множестве последовательных итераций. Тема может меняться и совершенствоваться, как кристалл, оттачивая и сверкая все новыми гранями. И впоследствии обоснование научной работы ложиться в основу формирования заглавия (темы) научной работы.

Тема работы может меняться неоднократно, и если ведется строгая отчетность, то может потребоваться умение отстоять свою выбранную тему. Может случиться так, что на самой защите совет, который принимает диссертацию к рассмотрению вдруг внезапно меняет тему исследования. Так, например, случилось со мной, когда «Формирование готовности учащихся к продолжению образования» было предложено заменить на «Формирование готовности учащихся … к профессиональному образованию» и члены совета за это единогласно проголосовали с формулировкой – допустить к защите.

Допустить к защите – уже эмоциональный всплеск и радость, а остальное не важно! Тем более, все произошло так быстро, что я не успела опомниться! Пока ученый секретарь со своей помощницей не спустили меня с небес на землю. «Вы в курсе, что в Вас вообще-то тему поменяли?». Казалось бы, а что такого? Да на самом деле ничего хорошего, у меня все публикации, про «продолжение образования», именно про процессуальную часть. В итоге мне потребовалось все мое красноречие (в том числе, закаленное во множестве итераций по совершенствованию обоснования темы исследования), чтобы сохранить в теме диссертации процессуальную часть, пусть и обозначенную синонимом: «Формирование готовности учащихся … к получению профессионального образования».

В новую тему пришлось чуть ли не контрабандой притащить слово «получение», убедить и объяснить, что без этого просто никак: все мое исследование долгие годы работало на «глагол» – «продолжать» или «получать» образование после окончания школы. В противном случае у меня был хоть и маленький, но не исключенный шанс, что даже после успешной защиты могли просто отозвать диплом кандидата наук, так как текст диссертации и публикации могли не досконально соответствовать теме, которая вдруг показалась более благозвучной при ее рассмотрении на совете.

Так что даже при безоблачном небе, когда ничего не предвещает беды, просто в процессе работы над диссертацией можно время от времени, чисто для себя, чтобы держать себя в интеллектуальном тонусе, обновлять свою объяснительную записку по выбору темы – мало ли, вдруг придется потом обосновывать свою тему в экстремальных ситуациях?

Чем может помочь научный руководитель при составлении объяснительной записки?

Научный руководитель тоже заинтересован в том, чтобы оформить познавательный интерес своего подопечного в нужное русло, причем он может направить аспиранта на составление этой записки путем обсуждения выбранной темы исследования. Чем же может помочь научный руководитель?

Во-первых, самое главное и нужное, что может сделать научный руководитель, это отмести что-то, что будет слишком сложно защитить по данной научной специальности. Во-вторых, он может уберечь от «заезженных тем», где уже фактически все изучено. В-третьих, он может подать мысль о том, как именно сформулировать тему, в каком русле развивать научную идею, как подчеркнуть изюминку исследования в самом названии.

У меня, например, была идея взять себе тему о формировании научного мировоззрения. И эта идея была встречена с улыбкой, ибо каждый имеет право на свое собственное мировоззрение, и нет особого регламента для создания общей и поголовной жизненной философии человека, как суммы всех его знаний. Вероятно, какие-либо общие конструкции вполне могли быть и разработаны, но практика требует большей конкретики на примере решения ситуативных задач, а право на свое личное мировоззрение есть у каждого, причем критерии для оценки (а возможно и измерения степени научности) мировоззрения в целом, как слишком общей категории, не всегда могут оказаться объективными.

Какие сложности могут быть при составлении объяснительной записки и как их преодолеть?

Составляя эту статью, я изучила форумы аспирантов, на которых они писали о тех сложностях, с которыми они сталкиваются при составлении объяснительной записки. После поступления в аспирантуру обучающиеся начинают постепенно заполнять выданный им индивидуальный учебный план работы аспиранта. При этом многие пишут, что основную трудность вызывает написание объяснительной записки к выбору темы научной работы.

Главным образом, основная сложность связана с обоснованием актуальности выбранной темы. Аспиранты жалуются на недостаток опыта для подобного обоснования, они считают, что «для этого надо не только много прочитать, но и многое сделать, многое увидеть, с многими людьми пообщаться». То есть ощущается недостаток в коммуникации по теме исследования, причем этот опыт не заканчивается на коммуникации со своим научным руководителем, ведь актуальность требуется обосновать не только в кругах узких специалистов, а она должна быть повсеместная, так как исследование призвано решить социально значимую проблему. А чем выбранная тема актуальна на настоящее время для широкого круга лиц – это нужно еще сформулировать, и при этом быть убедительным, простым и понятным.

Иногда не хватает содержания изученных литературных источников по проблеме исследования, на первоначальном этапе тяжело охватить весь круг проведенных исследований. Кроме того, аспиранты пишут, «поскольку работа только начинается, я не имею четкого представления какой окончательный вид она приобретет». А тему обосновывать требуется уже перед началом работы – а не потом, расставляя акценты на уже сделанном, удачно описывая, как пригодилось то, что было выполнено в работе и как оно «закрыло» те или иные общественно значимые потребности, тем самым и став актуальным. То есть – основная идея – заложить в актуальность то, что будет сделано, и то, что сможет утолить «насущный голод» в плане необходимых новых техник и технологий.

Аспиранты спрашивают: «Я могу описать то, чем занимаюсь сейчас, но будет ли это обоснованием темы?». Разумеется, нет, человек может заниматься чем угодно, и как угодно, причем на любом этапе, и даже успешное и скрупулезное описание своей деятельности никоем образом не может повлиять на обоснование выбранной темы исследования – чем она так хороша?

Пример составления объяснительной записки к выбору темы научной работы (диссертации)

В качестве примера я приведу объяснительную записку к выбору темы своей кандидатской диссертации.

В начале объяснительной записки часто используется вводная часть, общие сведения о направлении выбранного исследования, так называемая затравка, наживка, на которую должен попасться читатель, для того, чтобы ему стала интересна тема исследования, чтобы он проникся тем, о чем будет вестись разговор.

Например: «Парадигма образования, то есть его концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, периодически меняется, но составной частью парадигмы всегда остается подготовка молодого поколения к продолжению образования в силу постоянной потребности общества в квалифицированных работниках умственного труда, в интеллигенции, обладающей большим запасом общих и специальных знаний, высоким уровнем культуры, развитой способностью к самостоятельному мышлению и творчеству».

После чего требуется произвести описание проблемы, ради решения которой и задумывается выполнение исследования. При этом проблема должна быть сформулирована четко, внятно, должна быть ясна ее суть и содержание, должны быть сделаны акценты на реализацию решения этой проблемы именно в своей работе по выбранной теме.

Например: «Проблема эффективности подготовки учащихся к продолжению образования в целом не новая, однако в современных условиях особенно актуальным является формирование средствами каждого учебного предмета готовности учащихся сельских школ к непрерывному образованию».

Здесь в этом описании мной была использована смысловая конструкция «непрерывное образование». На самом деле, начиная работу над кандидатской диссертацией я продолжила тему, актуальную двадцать пять лет назад! У меня даже есть публикация со сравнительным анализом на тему «Как изменился уровень готовности учащихся сельских школ к продолжению образования за прошедшие 25 лет?». Именно поэтому было использовано словосочетание «непрерывное образование», которое со временем все-таки было признано «устаревшим», и «непрерывное образование» трансформировалось в «продолжение образования».

Далее основную часть обоснования темы исследования занимает его актуальность. В моем случае актуальность моего исследования была описана следующим образом:

«Актуальность исследования определяется:

Со временем изменилось понимание содержания понятия «непрерывное образование» и оно было упразднено, а точнее трансформировано в моем исследовании.

Далее необходимо проблемно обосновать выбор темы исследования, исходя из того, какие недостатки, или недоработки должны быть устранены в результате выполнения исследования по заданной теме.

«Недостаточная разработанность проблемы формирования готовности сельских школьников к непрерывному образованию приводит к существенным недостаткам в практике школьного обучения, что и определило выбор темы настоящего исследования».

После чего подводится итог, делается завершающий аккорд, поясняющий что можно получить в результате реализации исследования, чем оно может быть полезно и почему оно актуально.

«Таким образом исследование, направленное на разработку дидактических основ построения системы формирования готовности учащихся сельских школ к непрерывному образованию, является актуальным».

Заключение

Таким образом, выбор и обоснование темы научного исследования – это скорее не единовременный акт (для галочки, чтобы просто лежало в папке в отделе аспирантуры), а итерационный процесс, ведь с каждым новым витком проведения исследования, все более четко становится понятно, что, зачем и почему выполняется в исследовании, какие белые пятна, проблемы и недостатки могут быть закрыты за счет полученных результатов, и что важного, животрепещущего, актуального для настоящего момента может дать исследование, если его выполнять именно по выбранной теме.

Как садоводы выращивают растения, наверное, так же выращивается тема исследования, с каждым новым поливом (обоснованием) становясь все более и более самостоятельной и жизнеспособной.

Как выбрать тему научного исследования. Смотреть фото Как выбрать тему научного исследования. Смотреть картинку Как выбрать тему научного исследования. Картинка про Как выбрать тему научного исследования. Фото Как выбрать тему научного исследования

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *