Как выделить обобщающее слово в предложении
Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них
Обобщающее слово при однородных членах предложения является родовым понятием по отношению к видовым или названием целого по отношению к его частям.
Чтобы узнать, какие слова бывают обобщающими, начнем с выяснения, что такое однородные члены предложения.
Что такое однородные члены предложения?
Простое предложение может быть осложнено однородными членами. Узнаем, что такое однородные члены предложения, рассмотрев следующие примеры:
Музыка и мелодия неразрывны (Р. Вагнер).
Красота музыки заключается (в чём?) в простоте и естественности (П. И. Чайковский).
Он любил выражаться возвышенно и туманно (К. Паустовский).
В предложении, как видим, может быть не один и тот же член предложения, а два и более. Главные члены предложения, составляющие его грамматическую основу, и второстепенные члены считаются однородными, ели они выполняют одну и ту же синтаксическую функцию, а также относятся к одному и тому же члену предложения (дополнения — к сказуемому, определения — к подлежащему или дополнению, обстоятельства — к сказуемому и т. д.). Важным признаком однородности членов является то, что они соединяются сочинительной связью между собой и произносятся с перечислительной интонацией.
Как выражаются однородные члены предложения?
В большинстве случаев в роли однородных членов предложения выступают слова одной и той же части речи.
Однородные сказуемые выражены глаголами в форме прошедшего времени единственного числа мужского рода.
Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли жёлтые листья (А. И. Куприн)
Роняли (как?) бесшумно и покорно.
Что такое обобщающее слово?
В предложении перечень однородных членов может сопровождаться обобщающим словом, которое является тем же членом предложения, что и однородные. Чтобы понять, что такое обобщающее слово, рассмотрим предложение:
Обобщающее слово «всё», выраженное местоимением, является подлежащим, как и перечисленные однородные члены, выраженные существительными:
Обобщающие слова чаще всего выражаются местоимениями и наречиями:
все, никто, ничего, всегда, везде, никуда и т.п.
Реже обобщающие слова выражаются существительными, прилагательными, сочетаниями слов.
Какое значение имеют обобщающие слова?
Обобщающее слово чаще всего представляет собой родовое понятие, а однородные члены — видовое, например:
Обобщающее слово может обозначать понятие целого, а однородные члены — его части.
Пунктуация в предложениях с обобщающими словами
Обобщающее слово находится или перед однородными членами, или после них.
После обобщающего слова или непосредственно перед однородными членами ставится двоеточие.
Мы с азартом спорили обо всем: о современной музыке, о поэзии, и даже о религии.
Если предложение продолжается, то перечень однородных членов отделяется пунктуационным знаком тире от последующих слов сообщения, например:
Весной, кажется, отовсюду: из зарослей камыша, с берега речки, из-под прибрежных ракит — доносится неумолкаемый лягушачий хор.
Если однородные члены начинают предложение, то их перечень отделяется от обобщающего слова пунктуационным знаком тире, например:
С кленов, берез и осин — со всех деревьев осенний ветер немилосердно срывает их золотую или багряную прическу.
В предложении перед обобщающими словами могут находиться вводные слова:
Тогда тире ставится перед вводным словом, а после него — запятая, например:
Если вводное слово находится перед перечнем однородных членов, то запятая ставится перед ним, а затем двоеточие, например:
На столе сразу появился самовар, а вместе с ним нехитрое деревенское угощение, а именно : яйца, масло, высокая крынка с топленым молоком (А. Карпов).
Видеоурок
Обобщающее слово
При однородных членах предложения иногда можно увидеть словосочетание или слово, которое является обобщением всех однородных, стоящих после него. Однако в некоторых случаях эта конструкция может находиться и в конце предложения. Поэтому важно уметь находить ОС (обобщающее слово), взглянув на его лексическое значение. Оно представляет собой обозначение всех перечисляющихся слов (двух и более), а также часто выступает в роли той же части речи, что и однородные члены. Вот небольшой пример: «В нашем классе находилось довольно много новой мебели: стулья, парты, шкафчики и даже полки для книг». В этом случае ОС «мебель» выражено существительным, как и однородные.
Логично предположить, что раз ОС часто выступает той же частью речи, что и однородные, то оно также будет являться тем же членом предложения, что и они. Это действительно так. Кроме того, данное правило является нерушимым, в отличие от того, что ОС является той же частью речи, что и слова при перечислении. Ведь иногда существительное может заменяться словосочетанием.
Однако если однородные являются дополнением или обстоятельством, то ОС также будет выступать в этой роли. Разница лишь в том, что обобщающая конструкция обозначает больший объем, нежели те слова, которые стоят при ней. Однако эта особенность не мешает им всем выполнять одну и ту же синтаксическую функцию.
Также определить наличие ОС можно по отношениям, которые возникают между конструкцией и словами. К примеру, если обобщающее слово стоит сразу перед однородными членами, то в предложении возникают уточнительно-пояснительные отношения. Иногда на письме могут присутствовать даже специальные союзы: «а именно», «то есть», «как-то». Если же их нет, то лишь при ОС они могут быть поставлены: «Чтобы иметь хорошие отношения с товарищами, друг должен обладать определенными качествами: заботой, вниманием к окружающим, добротой» — если поставить перед двоеточием союз «а именно», то синтаксическое значение конструкции не изменится. Таким способом можно найти ОС в тексте.
Постановка двоеточия
Большинство людей хорошо знает, что если ОС предшествует перечислению, то перед ним (или уточняющим союзом) должно ставиться двоеточие. Этому обучали всех еще в средних классах школы. Однако следующие примеры помогут вспомнить, как правильно должно выделяться ОС на письме:
Что можно выделить из этих примеров? Во-первых, склонение однородных членов необходимо проводить в той же форме, в которой стоит ОС (видно во всех трех примерах). Если конструкция находится в винительном падеже, это значит, что и все однородные, стоящие после нее, должны также сохранять эту форму.
Во-вторых, если перед ОС находится простой или производный предлог, что чаще всего однородные члены, которые будут находиться после двоеточия, будут также иметь его при себе. Однако некоторые писатели нередко опускают предлоги в данном случае. Такой ход не считается чем-то ошибочным, однако предложение выглядит гораздо более понятным, если является полным.
В-третьих, если предложение не заканчивается после перечисления, то необходимо поставить тире, а уже потом продолжать мысль. Даже если человек привык ставить перед «поэтому» запятую (третий пример), то в этом случае правило о знаках препинания при обобщающем слове и после перечисления требует постановки именно тире.
Ну и последний нюанс. Схема предложения с обобщающим словом выглядит следующим образом: [ОС]: [ _, _, _]. Это полезно знать для того, чтобы выполнить упражнение, связанное с синтаксическим разбором предложения. Однако не стоит забывать, что если конструкция не заканчивается после ряда однородных, то в схему необходимо обязательно внести тире (после квадратной скобки).
Употребление тире
Многие ученики средней школы привыкли, что ОС будет отделяться от однородных исключительно с помощью двоеточия. Однако правила пунктуации нередко говорят о перспективе поставить тире. Чтобы разобраться в этих знаковых неразберихах, следует более подробно изучить пару примеров на практике:
Во втором случае вместо обобщающего глагола, например: «мои действия», присутствует указательное местоимение «вот», которое его подразумевает. Как уже говорилось ранее, в этом нет ничего удивительного. Да, в большинстве случаев ОС выступает в роли той же части речи, что и слова, входящие в перечисление. Однако далеко не всегда это негласное правило сохраняется. Поэтому следует помнить о том, что предложения могут быть гораздо сложнее, чем они кажутся. Подчеркиваются обобщающие слова в таком случае точно так же, как и однородные члены — это правило является обязательным — «вот что я делал» — составное именное сказуемое, как и глаголы при перечислении.
Ну а третий пример заслуживает наиболее пристального внимания, ведь по всем правилам после ОС, которое здесь лишь подразумевается, должно ставится двоеточие.
Художественная литература
В русском языке существует особая тенденция вытеснения двоеточия с помощью тире. Это значит, что довольно часто авторы художественных произведений используют вместо одного знака препинания другой, хотя правила говорят об обратном. Вот несколько примеров из художественной литературы, которые говорят, о чем идет речь:
Если обратить пристальное внимание на все эти примеры, то, по всем правилам, в них необходимо употреблять двоеточие. Тем не менее, авторы этого не делают, заменяя этот знак препинания на письме. Данный пример не считается ошибочным, хотя прибегать к нему следует лишь тем, кто имеет право называть себя профессиональным писателем и несет ответственность за свои слова. Если же составить предложение против правил в каком-нибудь школьном сочинении, то можно столкнуться с замечанием со стороны учителя или даже снижением оценки.
Поэтому каждый человек должен понимать, что такое употребление знака признается допустимым лишь для профессионалов.
Также не стоит забывать о том, что предложения могут осложняться различными вводными конструкциями или определениями, выраженными причастными оборотами (видно из первого примера). В этом случае постановка знаков препинания будет такой же, как и в самом простом предложении. То же самое касается и нескольких простых конструкций, входящий в состав сложной, а также обращений и выделений сложных обстоятельств на письме.
Независимо от того, что та или иная конструкция входит в перечисление, она должна все равно правильно выделяться знаками препинания.
Пояснение в бессоюзном сложном предложении
Довольно многие люди путают ОС с пояснением, которое чаще всего присутствует в БСП. Вот небольшой пример: «Я увидел перед собой страшную картину: передо мной лежали тела погибших и раненных во время обстрела, а в воздухе все еще стоял запах пороха». Казалось бы, что пояснение выполняет ту же синтаксическую роль, что и ОС, ведь перед ним также можно поставить союз, например, «а именно». Однако у таких конструкций есть одна интересная особенность они представляют собой несколько сложносочиненных предложений в составе сложного. Кроме того, слова, стоящие после двоеточия, чаще всего выражаются абсолютно другой частью речи, нежели пояснение в БСП.
Чтобы не ошибиться в поиске ОС или пояснения, необходимо научиться правильно находить первый вид конструкций на письме, поскольку он чаще всего вызывает у читателей вопросы. Для этого необходимо следовать определенному алгоритму действий. Вот небольшая инструкция, которая поможет с этим разобраться чуть более подробно:
Найти ОС в предложении не составит труда даже для ученика средней школы. Однако чтобы поставить знаки препинания правильно, необходимо помнить обо всех нюансах касательно обособления. В этом случае рано или поздно выработается интуиция, которая будет подсказывать о правильной постановке, даже если все правила были давно забыты.
К этому должен стремиться каждый ученик.
Обобщающие слова при однородных членах
При однородных членах предложения бывают обобщающие слова, которые могут стоять перед или после однородных членов.
Обобщающие слова — это слова, стоящие при однородных членах и указывающие их общее значение. Обобщающие слова отвечают на тот же вопрос и являются тем же членом предложения, что и однородные члены.
В саду росли цветы: розы, тюльпаны, нарциссы.
Слово цветы — это обобщающее слово. И обобщающее слово (цветы), и однородные члены (розы, тюльпаны, нарциссы) являются подлежащими.
В схемах предложений с обобщающими словами, обобщающие слова обозначаются так – .
Особенно часто обобщающими словами бывают следующие местоимения и наречия : всё, всё это, все, все они, вот что, никто, ничто, везде, всюду, нигде, всегда, никогда. Например:
Радовались все: родители, ученики, учителя.
У нас никогда не бывает хорошей погоды: ни летом, ни зимой, ни весной, ни осенью.
После обобщающих слов перед однородными членами иногда могут стоять уточняющие слова: как-то, а именно, например — указывающие, что дальше пойдёт перечисление. Перед уточняющим словом ставиться запятая, а после него двоеточие:
Я хорошо подготовился к походу, а именно: купил палатку, взял спички, вставил батарейки в фонарик.
[, а именно :
,
и
.]
Перед обобщающим словом, стоящим после однородных членов, могут быть употреблены вводные слова: словом, одним словом, короче говоря и др. — имеющие значение итога. После вводного слова перед обобщающим, ставится запятая:
В комнате, на кухне, в коридоре – короче говоря, всюду был ужасный беспорядок.
Знаки препинания при обобщающих словах
В предложениях с обобщающими словами при однородных членах предложения ставятся двоеточие и тире.
Двоеточие ставится после обобщающего слова, если оно стоит перед однородными членами предложения:
В саду росли разные деревья : дубы, каштаны и липы.
[ :
,
и
.]
Тире ставится перед обобщающим словом, если оно стоит после однородных членов предложения.
Бумага, краски, карандаши – всё было аккуратно сложено.
[,
,
–
.]
Двоеточие и тире. Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то перед однородными членами ставится двоеточие, а после них, перед остальной частью предложения, ставится тире.
Фрукты : яблоки, груши, сливы – начинали уже созревать.
Обобщающее слово в предложении с однородными членами
К однородным членам можно задать один и тот же вопрос от члена предложения. Они встречаются везде, где идёт перечисление чего-либо. Например: «Нам нужно купить хлеб, молоко и яйца». Иногда требуется дать одно название, объединить в группу по общему признаку:«Нам нужно купить продукты: хлеб, молоко и яйца». Здесь «продукты» ― слово, обобщающее однородные члены предложения, каждый из которых раскрывает и конкретизирует его.
Правила пунктуации
Интуитивно чувствуется, что нужно каким-то образом отделить обобщающее слово (далее в схемах будет обозначено как ОС) от ряда однородных членов (оч). Для этого по правилам русского языка используется тире или двоеточие, а в более сложных случаях ― и то и другое. Что именно использовать, зависит от того, где стоит однородный ряд по отношению к обобщающему слову в предложении.
В начале
Пример: «И молодёжь, и старики, и даже маленькие дети ― все высыпали на улицу в тот памятный день». Здесь идёт перечисление через запятую, после него ставится тире и следует обобщение «все», то есть предложение строится по следующей схеме: оч, оч, оч ― ОС.
В конце фразы
Пример: «Кота не было нигде: ни в зале, ни на балконе, ни на кухне». В этом случае после обобщения «нигде» используется двоеточие, а затем идёт перечисление через запятую, согласно схеме: ОС: оч, оч, оч.
Иногда обобщающее слово и вовсе опускается, но двоеточие всё равно ставится, предупреждая, что за ним последует перечисление: «Нам повстречались: русалки и ведьмы, единороги и феи, драконы и грифоны». (Нам повстречались [разные существа]: …)
Однако если однородные члены выражены именами собственными и следуют за другим существительным без интонационной паузы, это существительное не является обобщающим, и двоеточие после него ставить не нужно:
«Мы обсудили писателей Достоевского и Толстого». «Писателей» будет приложением ― определением, выраженным существительным. Оно будет относиться к обоим однородным дополнениям:«Достоевского» и «Толстого».
В середине высказывания
Частный случай предыдущего: обобщающее слово стоит перед однородными членами, но после них предложение продолжается.
Пример: «Точные науки: математика, физика, химия ― даются мне нелегко».
Предложение подобного рода нужно составить таким образом: поставить двоеточие после обобщающего словосочетания «точные науки», написать однородные подлежащие через запятую, затем поставить тире и дописать фразу: ОС: оч, оч, оч ― […].
Для усиления эмоциональной окраски обобщение может повториться после однородного ряда ещё раз. Знаки препинания ставятся при этом точно так же: сначала двоеточие, потом тире: ОС: оч, оч, оч ― ОС.
Пример: «Всё, что было на ноутбуке: и фотографии, и важные документы, и даже моя презентация ― всё удалилось безвозвратно!»
Замена двоеточия на тире
В предложениях допускается ставить вместо двоеточия тире, если внимание акцентируется на обобщающей части, а перечисление просто уточняет сказанное.
«Всё вокруг — дома, фонари и вывески — было овеяно дымкой, и поэтому казалось чем-то призрачным, нереальным». Паузы перед однородными подлежащими нет, они упоминаются как бы между прочим, проговариваются вскользь, чтобы скорее перейти к концу фразы. Такие примеры часто можно встретить в художественной литературе, но встречаются они и в повседневной речи:«Мультфильм понравится всем — и взрослым, и детям».
Хотя тенденция заменять двоеточие на тире распространяется, нужно быть готовыми, что с такой постановкой знака кто-то может не согласиться. В любом случае использовать двоеточие не ошибка, поэтому если есть сомнения, после обобщающего слова лучше ставить именно двоеточие, в соответствии с устоявшейся языковой нормой.
Обобщение с вводным словом
В предложении перед обобщением или после него может стоять вводный оборот: например, то есть, как то, короче говоря и др.
Роль в предложении
Выполняя синтаксический разбор предложения, ученики 5 класса при знакомстве с этой темой часто не знают, каким членом предложения является обобщающее слово. А оно играет в предложении такую же роль, как и ряд однородных членов. Разница только в более широком значении.
Соответственно, обобщающее слово подчёркивается при синтаксическом разборе так же, как однородные члены, которые к нему относятся:
«Актриса могла быть разной: печальной и весёлой, красивой и смешной». Здесь оно находится при однородных определениях, отвечающих на вопрос «какой?», а значит «разной» ― тоже определение, и его нужно подчеркнуть волнистой линией.
Часть речи
И последний сложный момент. Обобщающее слово может быть выражено самыми разными частями речи:
Местоимения и наречия будут встречаться чаще всего. Что касается словосочетаний, они могут быть достаточно развёрнутыми. Пример: «Я хочу сделать что-нибудь дух захватывающее: прыгнуть с парашютом или сплавиться по реке».
Как обобщение здесь выступает «сделать что-нибудь дух захватывающее» целиком. Я хочу (что?) сделать ― не просто «что-нибудь», а «что-нибудь дух захватывающее», без этого предложение теряет смысл.
В состав обобщающего словосочетания к тому же входит видоизменённый фразеологизм «дух захватывает». Фразеологические обороты также часто используются в качестве обобщений.
Обобщающие слова в предложении, их использование с однородными членами
Что такое обобщающее слово
Обобщающие слова — слова, объединяющие однородные члены предложения в одну смысловую группу и выражающие их общее значение.
Чаще всего обобщающие слова представлены существительным, наречием или местоимением. Обобщающее слово, сопровождающее перечень однородных членов, выполняет такую же синтаксическую роль и является таким же членом предложения.
В саду росли цветы: гортензии, розы, нарциссы.
«Цветы» — это обобщающее слово. Подлежащими являются и обобщающее слово «цветы», и однородные члены «гортензии, розы, нарциссы».
Обобщающее слово может обозначать понятие целого, а однородные члены — части целого, они обозначают понятия разных объемов. Обобщающие слова в таких случаях дают им общее обозначение и общее название. Значение обобщающего слова шире значения каждого из однородных членов. Обобщающее слово, как правило, представляет собой родовое понятие, а однородные члены — видовое.
Обобщающие слова призваны:
Однородные члены при обобщающих словах в речи выделяются интонацией перечисления. В зависимости от расположения обобщающего слова по отношению к однородным членам — в речи перед ним или после него должна быть интонационная пауза.
То слово, которое конкретизируется и уточняется однородными членами, является обобщающим и выполняет с ними одну синтаксическую роль.
Рядом с театром росли хвойные деревья: сосны, ели, пихты.
В этом предложении четыре подлежащих, но не все они являются однородными, так как первое из подлежащих «деревья» объединяет значения последующих, то есть три последних подлежащих «сосны, ели, пихты» уточняют и конкретизируют значение первого. От первого подлежащего «деревья» к последующим «сосны, ели, пихты» можно задать вопрос: «А какие именно?».
Обобщающие слова могут быть выражены цельными словосочетаниями.
Всякий день стал приносить старый Мосеич разную крупную рыбу: щук, язей, голавлей, линей, окуней (Аксаков).
Примеры однородных членов предложения
Однородными являются два или более одинаковых члена предложения, которые:
Они связаны между собой интонацией (перечислительной) и сочинительной связью. В роли однородных членов предложения выступают слова одной и той же части речи, которые отвечают на один и то же вопрос. Реже встречаются случаи, когда однородные члены представлены разными частями речи.
Он говорил медленно, с длинными паузами.
Однородные члены в предложениях могут иметь зависимые слова.
Мужики снимали шапки с головы и кланялись.
Однородные сказуемые — «кланялись» и «снимали». Первое сказуемое распространено дополнением «шапки» и обстоятельством «с головы», а у второго нет зависимых слов и оно не распространено.
Предложение может быть осложнено несколькими рядами однородных членов.
Солнце поднималось и освещало дорогу, дома деревни и поле.
Первый ряд однородных членов в этом предложении создается сказуемыми, дополнениями — второй.
Какие знаки требуются при обобщающих словах
Однородные члены в предложениях с обобщающим словом могут быть соединены бессоюзной или союзной сочинительной связью. В зависимости от расположения обобщающего слова по отношению к перечислительному ряду, оно выделятся двоеточием или тире. Знаки препинания ставятся в зависимости от того, после однородных членов или до них стоит обобщающее слово. Есть частные ситуации, когда в выделении обобщающего слова используется запятая.
Пунктуация при однородных членах предложения с обобщающими словами
Правило расстановки знаков препинания в предложениях, осложненных обобщающими словами, состоит из четырех основных пунктов.
Обобщающее слово находится перед однородными членами
Если обобщающее слово расположено перед однородными членами и предшествуют перечислению, то после него ставится двоеточие.
Желтые листья клена лежали всюду: на крышах машин, скамейках, на дорожках.
Знак двоеточия показывает, что далее раскрывается содержание значения, когда после обобщающего слова можно вставить слова «а именно».
Желтые листья клена лежали всюду, а именно: на крышах машин, на скамейках, на дорожках.
Обобщающее слово находится после однородных членов
Если обобщающее слово расположено после ряда однородных членов, то перед ним ставится тире.
На скамейках, на дорожках, на крышах машин — всюду лежали желтые листья клена.
В этом случает тире как знак итога, показывает, что перечисление исчерпывается обобщающим словом и завершает его.
Бумага, карандаши, краски — все было аккуратно сложено.
Обобщающее слово перед однородными членами, но предложение после них продолжается
Если перед однородными членами стоит обобщающее слово, а после них предложение продолжается, то двоеточие ставится после обобщающего слова, а, перед остальной частью предложения, после однородных членов, — тире.
Всюду: на крышах машин, на скамейках, на дорожках — лежали желтые листья клена.
В таких предложениях однородные члены выполняют роль уточняющих элементов.
Фрукты: груши, яблоки, сливы — начинали уже созревать.
Перед обобщающими словами или после них находятся вводные слова
Перед обобщающими словами в предложении могут находиться вводные слова, которые указывают, что дальше пойдет перечисление:
В таких случаях перед вводным словом ставят тире, а после него — запятую.
В комнате, в коридоре, на кухне — короче говоря, всюду был ужасный беспорядок.
Если уточняющие слова, которые находятся под логическим ударением, расположены после обобщающих слов и перед однородными членами, то запятая ставится перед уточняющим словом, а после него двоеточие:
Я хорошо подготовился к походу, а именно: купил палатку, вставил батарейки в фонарик, взял спички.