Как выделить ударные слоги в словах

Ударный слог в русском языке

В этой статье освящается тема «Ударный слог ударный слог».

Громкое правило (Произносим слово быстро ТРИ раза, а на ЧЕТВЁРТЫЙ выкрикиваем в нём ударный слог).

Сформируйте вопросительное предложение с участием нужного вам слова.

Слог — это один звук или несколько звуков,
произносимых одним выдыха­тельным толчком воздуха:
го-ра, ма-ши-на.

Правила деления слов на слоги в русском языке

1. В русском языке есть разные по слышимости звуки: гласные звуки являются более звучными по сравнению с согласными звуками.

2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный) или нескольких звуков (в этом случае в слоге, кроме гласного, есть согласный или группа согласных): оборонао-бо-ро-на; строкастро-ка; Если слог состоит из двух и более звуков, то начинается он обязательно с согласного.

3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.

Говорящие книги
(компьютер показывает пиктограмму слога и проговаривает его вслух)

Обучение детей чтению слоговым способом online:

Обо обучении грамоте

Предметом изучения на уроках по обучению чтению является слово как единица языка, объединяющая звучание и значение. большой опыт практической работы показывает, что для детей важна последовательность изучения основных понятий, таких, как «слог». Такая последовательность изучения даст избежать смешивания детьми таких понятий и терминов как «слово» и «слог», что встречается довольно часто, а так же позволит детям установить взаимосвязь и взаимозависимость между перечисленными понятиями.

Уроки по обучению грамотре необходимо проводить в русле общего речевого развития ребенка. В содержании занятий должны находить отражение такие языковые особенности, как многозначность слова, родственные слова, синонимия и антонимия,ритм и рифма, интонация и т.д..

При планировании занятий необходимо осуществлять тесную связь между различными видами занятий. Например: на занятии по формированию звуковой стороны речи уточняется артикуляция звука С, проговариваются слова с этим звуком, детей знакомят с буквой С, на уроках по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной устной речи дети обогащают словарный запас словами в рамках лексической темы, содержащими данный звук, постигают процессы словообразования и словоизменения, а на занятиях по чтению – осуществляют звуковой анализ этих слов.

На занятиях по обучению грамотре необходимо использовать определенные упражнения по профилактике дислексии и диграфии. Следует не забывать, что у детей, имеющих нарушения устной речи, возможны трудности в овладении чтением и письмом.

Наш подход в вопросе обучения чтению опирается на методику формирования грамоты, но наряду с этим требует уточнения некоторых позиций.

Наиболее типичными пробламами у детей являются:

Из сказанного выше заметна огромная роль занятий по обучению чтению в дошкольном возрасте в предупреждении дислексии и дисграфии при изучении ребенком письменной речью.

Детям с нарушениями речи для успешного усвоения грамоты необходимы эффективные вспомогательные средства. Такими главными средствами, на наш взгляд, являются зрительные символы гласных и согласных звуков (Т.А. Ткаченко, 2000) и традиционные звуковые схемы слов, сделанные из цветных квадратов-фишек. В отличие от буквы,символы ассоциируется дошкольниками со звуками родного языка. Они дают многоаспектное воззрение – сочетание зрительных, слуховых, кинестетических, мышечных ощущений в процессе работы над звуками. Схемы слов помогают собирать процесс чтения, осуществляя его в облегченном, занимательном, игровом варианте.

Статья была посвящена теме «Ударный слог ударный слог».

Другие статьи с сайта «Обучение чтению дошкольников»

Источник

Ударный слог

Ударный слог — это слог, в кото­ром глас­ный про­из­но­сит­ся с бо́льшей силой голо­са и дли­тель­но­стью, чем дру­гие глас­ные слова.

С поня­ти­ем «удар­ный слог» ребят зна­ко­мят в 1 клас­се школы.

Чтобы узнать, что такое удар­ный слог, вспом­ним, что обо­зна­ча­ет тер­мин «слог».

Понятие о слоге

В нашей речи мы поль­зу­ем­ся сло­ва­ми, с помо­щью кото­рых в пред­ло­же­нии мож­но сооб­щить о чём-то, попро­сить что-либо или спро­сить о том, что нас инте­ре­су­ет. Каждое сло­во про­из­но­сит­ся на выдо­хе. Учтём, что при этом выды­ха­е­мый воз­дух рас­хо­ду­ет­ся посте­пен­но, неболь­ши­ми пор­ци­я­ми или толч­ка­ми. Чтобы убе­дить­ся в этом, под­не­сём ладо­шку ко рту и про­из­не­сём слова:

Как видим, при про­из­но­ше­нии сло­ва́ делят­ся на неболь­шие зву­ко­вые части — сло­ги. Каждый слог про­из­но­сит­ся одним толч­ком воз­ду­ха. Главным в сло­ге явля­ет­ся глас­ный звук, кото­рый состав­ля­ет его осно­ву. К глас­но­му впе­ре­ди при­со­еди­ня­ет­ся один или несколь­ко соглас­ных, и так рож­да­ет­ся слог. В сло­ге все­гда один глас­ный звук, кото­рый явля­ет­ся слогообразующим.

Понаблюдаем:

Что такое ударный слог?

Слоги в сло­вах про­из­но­сят­ся по-разному. Послушаем, как зву­чат эти слова:

В пер­вом сло­ге глас­ный зву­чит более дли­тель­но и с бо́льшей силой голо­са. Голосом выде­ля­ет­ся глас­ный пер­во­го слога.

Понаблюдаем, как про­из­но­сят­ся вот эти слова:

В них более про­тяж­но зву­чит глас­ный звук вто­ро­го сло­га. Он про­из­но­сит­ся ясно и чёт­ко, с бо́льшей силой, чем глас­ный пер­во­го сло­га. Голосом выде­ля­ют­ся глас­ные вто­ро­го слога.

При про­из­но­ше­нии этих слов мы как бы уда­ря­ем глас­ные пер­во­го или вто­ро­го сло­га с помо­щью неви­ди­мо­го моло­точ­ка. Такой слог в сло­ве явля­ет­ся ударным.

Остальные сло­ги в сло­ве явля­ют­ся без­удар­ны­ми. Гласные в без­удар­ном сло­ге зву­чат корот­ко и менее чётко.

Для обо­зна­че­ний удар­но­го сло­га исполь­зу­ет­ся вер­ти­каль­ная наклон­ная чёр­точ­ка, кото­рая ста­вит­ся над глас­ной бук­вой, обо­зна­ча­ю­щей удар­ный звук.

Как выделить ударные слоги в словах. Смотреть фото Как выделить ударные слоги в словах. Смотреть картинку Как выделить ударные слоги в словах. Картинка про Как выделить ударные слоги в словах. Фото Как выделить ударные слоги в словах

Ударным может быть не толь­ко пер­вый или вто­рой слог сло­ва, но и тре­тий и даже чет­вёр­тый, как напри­мер в словах:

Чтобы опре­де­лить удар­ный слог в сло­ве, про­из­не­сем его цели­ком с инто­на­ци­ей удив­ле­ния или вопроса:

Итак, в каж­дом сло­ве мож­но ука­зать удар­ный слог. Ударение — это важ­ный фоне­ти­че­ский при­знак сло­ва. С помо­щью уда­ре­ния раз­ли­ча­ют неко­то­рые сло­ва, кото­рые пишут­ся оди­на­ко­во, но зву­чат по-разному:

Видеоурок «Как определить ударный слог?»

Источник

«Ударение. Выделение ударного гласного звука и ударного слога в слове».

автор: Дубно Марина Викторовна

учитель-логопед МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Надыма»

«Ударение. Выделение ударного гласного звука и ударного слога в слове».

Конспект логопедического занятия

Тема: «Ударение. Выделение ударного гласного звука и ударного слога в слове».

расширить словарный запас.

Тип урока: урок отработки умений и рефлексии.

Формы работы учащихся : фронтальная, групповая, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, презентация.

Раздаточный материал: карточки с заданиями, предметные картинки, картинки с цифрами, тетради, цветные карандаши.

Использованные технологии: проблемно-диалогическая, ИКТ-технология.

— Все встали. Подравнялись.

— Здравствуйте, ребята! Я рада снова Вас видеть.

— Давайте наше занятие начнем со стихотворения «Прозвенел звонок».

Прозвенел опять звонок

Он зовет нас на урок

На уроке не зевать

А работать и писать.

— Молодцы, ребята. Садитесь.

— Работать мы начнем с артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика для звука Р: (презентация).

– Ребята, посмотрите на доску.

— На доске написаны предложения. Давайте прочитаем их. (презентация).

Ваза стОит на столе.

Книга стоИт сто рублей.

На двери висит железный зАмок.

Принцесса пришла в свой красивый замОк.

В комнате висят полкИ с книгами.

ПОлки идут на войну.

— Какие ошибки допущены в этих предложениях?

— Для чего нужно уметь правильно ставить ударение в словах?

(Ударение помогает различать слова, проверять написание гласных, на которые не падает ударение, делает речь красивой и выразительной).

— Молодцы, ребята, вы исправили все ошибки.

— Как вы думаете, о чем мы будем говорить на этом занятии? (Об ударении).

— Назвать гласные буквы 1 ряда – А, О, У, Ы, Э (презентация)

— Назвать гласные буквы 2 ряда – Я, Ё, Ю, И, Е (презентация)

— Теперь ответьте на мои вопросы:

Например: в слове улитка (презентация) где стоит ударение, где ударный слог…

— Кто придет к доске и разберет это слово.

А сейчас, разделите следующие слова на слоги, выделяя ударный слог громким хлопком (буратино, петушок, руки, вишня, школа, молоко, шахта, вата, молоток)

Вдыхаем через нос, выдыхаем через рот.

В гости к пальчику большому,

Приходили прями к гому,

Указательный, и средний,

Безымянный и последний,

Постучался о порог

Вмести пальчики друзья,

Друг без друга им НЕЛЬЗЯ.

— Сейчас мы с Вами поиграем: игра называется «На разных берегах реки».

Представим, что я нахожусь на одном берегу, а Вы – на другом. На доске записаны слова, и вы должны произнести их так, чтобы я их услышала, хоть и нахожусь очень далеко.

(Дети по очереди читают слова и благодаря игре ударный звук в слове выделяется легко).

Муха, лето, пенал, кошелек, тетерев, соловей, синица.

Молодцы, все правильно смогли определить ударный звук в слове.

— На доске даны схемы слов и слова.

Ваша задача, подбирать данные слова к этим схемам.

Слова: белка, пенал, капуста, торт, молоко.

— Скажите, где ударный слог в каждом слове?

— Молодцы, со схемами хорошо умеете работать.

Закрепление изученного материала.

Работа на карточках (парная работа).

Составь слова из слогов. Поставь ударения.

Тру, ба ман, кар кан, ста ста, рик

па, кру кро, лик ла, шко га, кни

Дети в парах составляют из карточек со слогами слова, и ставят в них ударения.

Упражнение «Помоги Незнайке»

Логопед рассказывает учащимся о том, что очень важно уметь правильно произносить слова русского языка. Каждый культурный человек следит за своей речью, умеет правильно ставить ударение в словах. Давайте поможем маленькому Незнайке научиться произносить слова правильно.

Работа над словами: шАрфы, тОрты, крАны, свёкла.

Давайте составим с этими словами предложения. Запишем их в тетрадь, разделим слова на слоги, подчеркнем ударный слог и поставим ударения.

Во время выполнения задания будем пользоваться памяткой.

ПАМЯТКА РАЗБОРА (презентация)

— Какую тему мы сегодня повторяли?

— Для чего важно уметь правильно ставить ударение?

— Кому непонятно суть нашей темы?

— Кому урок был интересным, те поднимите руки.

Источник

Ударный слог — это… Как определить ударный слог в слове?

Ударный слог — это слог, в кото­ром глас­ный про­из­но­сит­ся с бо́льшей силой голо­са и дли­тель­но­стью, чем дру­гие глас­ные сло­ва.

С поня­ти­ем «удар­ный слог» ребят зна­ко­мят в 1 клас­се шко­лы.

Чтобы узнать, что такое удар­ный слог, вспом­ним, что обо­зна­ча­ет тер­мин «слог».

Понятие о слоге

В нашей речи мы поль­зу­ем­ся сло­ва­ми, с помо­щью кото­рых в пред­ло­же­нии мож­но сооб­щить о чём-то, попро­сить что-либо или спро­сить о том, что нас инте­ре­су­ет. Каждое сло­во про­из­но­сит­ся на выдо­хе. Учтём, что при этом выды­ха­е­мый воз­дух рас­хо­ду­ет­ся посте­пен­но, неболь­ши­ми пор­ци­я­ми или толч­ка­ми. Чтобы убе­дить­ся в этом, под­не­сём ладо­шку ко рту и про­из­не­сём сло­ва:

Как видим, при про­из­но­ше­нии сло­ва́ делят­ся на неболь­шие зву­ко­вые части — сло­ги. Каждый слог про­из­но­сит­ся одним толч­ком воз­ду­ха. Главным в сло­ге явля­ет­ся глас­ный звук, кото­рый состав­ля­ет его осно­ву. К глас­но­му впе­ре­ди при­со­еди­ня­ет­ся один или несколь­ко соглас­ных, и так рож­да­ет­ся слог. В сло­ге все­гда один глас­ный звук, кото­рый явля­ет­ся сло­го­об­ра­зу­ю­щим.

ОпределениеСлог — это глас­ный или соче­та­ние глас­но­го с соглас­ны­ми, кото­рые про­из­но­сят­ся одним толч­ком воз­ду­ха.

Понаблюдаем:

ВыводИтак, зву­ки в сло­ве объ­еди­ня­ют­ся в сло­ги. Слог — это наи­мень­шая еди­ни­ца зву­ча­ще­го сло­ва.

Что такое ударный слог?

Слоги в сло­вах про­из­но­сят­ся по-разному. Послушаем, как зву­чат эти сло­ва:

В пер­вом сло­ге глас­ный зву­чит более дли­тель­но и с бо́льшей силой голо­са. Голосом выде­ля­ет­ся глас­ный пер­во­го сло­га.

Понаблюдаем, как про­из­но­сят­ся вот эти сло­ва:

В них более про­тяж­но зву­чит глас­ный звук вто­ро­го сло­га. Он про­из­но­сит­ся ясно и чёт­ко, с бо́льшей силой, чем глас­ный пер­во­го сло­га. Голосом выде­ля­ют­ся глас­ные вто­ро­го сло­га.

При про­из­но­ше­нии этих слов мы как бы уда­ря­ем глас­ные пер­во­го или вто­ро­го сло­га с помо­щью неви­ди­мо­го моло­точ­ка. Такой слог в сло­ве явля­ет­ся удар­ным.

ОпределениеУдарный слог — это слог, в кото­ром глас­ный про­из­но­сит­ся с бо́льшей силой голо­са и дли­тель­но­стью, чем дру­гие глас­ные сло­ва.

Остальные сло­ги в сло­ве явля­ют­ся без­удар­ны­ми. Гласные в без­удар­ном сло­ге зву­чат корот­ко и менее чёт­ко.

Для обо­зна­че­ний удар­но­го сло­га исполь­зу­ет­ся вер­ти­каль­ная наклон­ная чёр­точ­ка, кото­рая ста­вит­ся над глас­ной бук­вой, обо­зна­ча­ю­щей удар­ный звук.

Как выделить ударные слоги в словах. Смотреть фото Как выделить ударные слоги в словах. Смотреть картинку Как выделить ударные слоги в словах. Картинка про Как выделить ударные слоги в словах. Фото Как выделить ударные слоги в словах

Ударным может быть не толь­ко пер­вый или вто­рой слог сло­ва, но и тре­тий и даже чет­вёр­тый, как напри­мер в сло­вах:

Чтобы опре­де­лить удар­ный слог в сло­ве, про­из­не­сем его цели­ком с инто­на­ци­ей удив­ле­ния или вопро­са:

Итак, в каж­дом сло­ве мож­но ука­зать удар­ный слог. Ударение — это важ­ный фоне­ти­че­ский при­знак сло­ва. С помо­щью уда­ре­ния раз­ли­ча­ют неко­то­рые сло­ва, кото­рые пишут­ся оди­на­ко­во, но зву­чат по-разному:

Видеоурок «Как определить ударный слог?»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *