Как выглядели актеры древнегреческого театра

КОСТЮМЫ АКТЕРОВ, в древнегреческом театре

Сценические костюмы актеров трагедии и комедии.

Важную роль в создании сценического образа актера в древнегреческой драме играл костюм. Оформление традиционного костюма актера трагедии связывают с именем Эсхила. По свидетельству Афинея, «Эсхил… привнес в сценические костюмы величавость и благопристойность, которой добиваются в своих нарядах иерофанты и факелоносцы» (дадухи) (I, 39, 21 d-e), ссылаясь на жреческий персонал Элевсинского культа. Такой костюм со времен Эсхила становится правилом, но затем в нем происходят довольно значительные изменения (так, Эсхил у Аристофана насмехается над Еврипидом за его привычку выводить одетых в лохмотья героев).

Такой костюм не только подчеркивал природу драматических состязаний, которые брали свои истоки в религиозном культе, но и прекрасно отвечал содержанию трагедии, обращенной к мифологическим сюжетам и призванной изображать «высокое» в соответствии с толкованием Аристотеля. Укажем также, что длинные одежды хорошо подходили для необходимого переодевания актеров-мужчин.

Костюм трагического актера состоял из плаща и хитона. Хитон актера в отличие от обычного был длинным, до пят, и вместо прорезей для рук имел длинные рукава; расшитый пояс хитона завязывался высоко под грудью, что наряду с необычной длиной хитона зрительно увеличивало рост актера. Изображения хитонов на вазах показывают, что эта часть костюма была, как правило, светлых и ярких цветов. Различие в социальном статусе героев трагедии на сцене обозначалось в костюме: хитон слуг был заметно короче. Вторым элементом костюма был плащ двух основных видов: 1) гиматий – прямоугольный в покрое плащ, который заворачивался вокруг тела; 2) хламида – круглый в покрое плащ с застежкой на плече. Хитоны и плащи были богато отделаны, украшались золотом, разноцветными вышивками, которые изображали цветы, пальмы, а также фигуры людей и животных. Такой расшитый костюм мы видим на так называемой «вазе Андромеды», которая датируется V в. до н. э. Этот рисунок был навеян, вероятно, представлением трагедии Еврипида «Андромеда», шедшей в 412 г. до н.э.

Были предусмотрены специальные одежды для отдельных персонажей. Так, Дионис, как правило, носил длинный плащ шафранного цвета. Отдельные категории персонажей также могли отмечаться отдельными элементами одежды: у царей был длинный плащ пурпурного цвета, а царицы поверх хитона пурпурного цвета со шлейфом надевали белый гиматий, также окаймленный пурпуром. Важную роль в костюмах играла символика цвета: одежды изгнанников, например, были грязно-белого цвета (как обозначение скитаний), черный цвет обозначал не только траур, но и вообще несчастье. Некоторые персонажи имели хорошо узнаваемые зрителем атрибуты: Афина появлялась с эгидой, Аполлон – с луком и стрелами, Геракл – с палицей и львиной шкурой. Посредством атрибутов могли обозначаться и целые группы действующих лиц: принадлежностью царя был скипетр; вакхантов – оленьи шкуры, тирсы и тимпаны; для стариков и прорицателей был обязателен посох; для умоляющих о защите – ветви, обвитые шерстью.

Для того чтобы сделать фигуру более масштабной и заметной для зрителей (с учетом значительных размеров театра), а также пропорциональной (с учетом увеличивавших рост высокой обуви и маски), греческие актеры употребляли специальные накладки наподобие небольших подушек, которые помещались под одежду. На них, вероятно, надевалось трико телесного цвета, чтобы закрепить основу костюма. Такие же накладки (фальшивые животы и пр.) в комедии могли использоваться с прямо противоположной целью – нарушить нормальные пропорции тела.

О костюме актеров древней комедии мы судим по нескольким случайным указаниям, рассеянным в пьесах Аристофана. По-видимому, все персонажи мужского пола имели кожаный фаллос и что поэтому хитон комедийных актеров был непристойно короток. Эти сведения о масках и костюмах, почерпнутые из комедий Аристофана, дополняются рисунками на вазах и статуэтками, изображающими актеров комедии.

Источник

АКТЁР, в древнегреческом театре

Наряду с хором, важнейший участник драматических представлений в древнегреческом театре.

Античная традиция сохранила вполне определенные свидетельства как о количественном составе актерского корпуса древнегреческого театра, так и о тех изменениях, которые он претерпел со временем. У Феспида, с которого начинают историю драматических постановок в Афинах в 534 г. до н.э., один актер отвечал своими репликами на партии хора, он именовался гипокритом (ὑποκριτής), т. е. «отвечающим» хору (Diog. L., III, 56). Вскоре после Феспида Эсхил ввел второго актера, а младший современник Эсхила, Софокл, – третьего (Aristot. Poet., 4, 1449 а 15-18; Vit. Aesch., 15). Это добавление стало последним. В поздних трагедиях и Эсхил последовал этому нововведению более молодого соперника, и в его трагедиях также появляется третий актер. Но и после Софокла ставились трагедии, в которых играли только два актера. По-видимому, в сатировской драме было такое же число актеров, как и в трагедии. Относительно комедии известно, что Кратин ограничил число актеров тремя. Анализ комедий Аристофана показывает, что роли в них вполне могли быть сыграны тремя актерами. Ограниченное число актеров в драме вполне соответствовало принципу условности античного театра. Такая регламентация диктовалась, не в последнюю очередь, стремлением установить определенные правила для участников театрального агона и уравнять их шансы на победу.

Первоначально актерами в театральных постановках были сами драматурги. Феспид, который и ввел актера в спектакль, по-видимому, сам представлял всех персонажей своих пьес. Эсхил также сам играл в своих трагедиях в качестве протагониста. Афиней, рассказывая о том, что драматурги, в том числе Эсхил, обучали танцам участников спектакля, замечает: «кажется, он сам играл в собственных пьесах» (Athen., I, 39, р. 21 e, пер. Н. Т. Голинкевича). Однако для трагедий Эсхила был характерен и другой порядок: его неизвестный биограф называет имя первого актера, с которым «работал» Эсхил – Клеандр (Vit. Aesch., 15). Сначала правилу предшественников следовал и Софокл, он дважды принимал участие в исполнении своих пьес, судя по свидетельству неизвестного биографа (Vit. Soph., 5). В несохранившейся трагедии «Фамирид» он исполнял главную роль, при этом также играл на кифаре. В другой трагедии, которая до нас также не дошла, он выступал в роли Навсикаи, где выказал свою ловкость в игре в мяч. Однако из-за слабости голоса Софокл вынужден был отказаться от участия в представлениях как актер, и после него участие драматурга в таком качестве скорее было исключением.

Ведущая роль в спектакле принадлежала первому актеру – протагонисту (πρωταγωνιστής). Именно протагонистов распределял между поэтами архонт-эпоним. При этом первоначально те, кто желал принять участие в драматических агонах в качестве протагонистов, видимо, должны были проходить предварительный отбор, а затем по жребию каждый из драматургов получал первого актера. Далее протагонист, по-видимому, сам выбирал для себя второго актера – девтерагониста (δευτεραγωνιστής) и третьего – тритагониста (τριταγωνιστής). Первоначально в V в. до н. э. архонт-эпоним назначал каждому поэту одного протагониста для исполнения главных ролей во всех его пьесах. Однако затем порядок изменился. Из некоторых надписей IV в. до н. э. следует, что каждый из протагонистов должен был сыграть в одной из трагедий каждого поэта, участвовавшего в драматических агонах. Очевидно, эти изменения имели целью еще более уравнять возможности драматургов в состязании, исключить ситуацию, когда игра выдающегося актера могла бы обеспечить победу не самому достойному драматургу.

Победители на драматических состязаниях сначала определялись только среди хорегов и драматургов, что, по-видимому, можно объяснить уже указанным обстоятельством, что первое время драматург был единственным или, после появления второго актера, главным исполнителем своих произведений. Однако с течением времени такое совмещение обязанностей становится ненужным и невозможным, так как усиливается специализация в занятиях «театральными делами», в которые вовлекается все больше людей, а также повышаются требования к актерскому мастерству. Вместе с тем в общественном мнении постепенно возрастало и значение актеров, которые наряду с драматургом принимали участие в создании постановки.

На основании эпиграфических свидетельств, прежде всего, дидаскалий, можно составить следующую хронологию появления агонов между первыми актерами. Около 449 г. до н. э. на Великих Дионисиях были установлены состязания протагонистов трагедий. На Ленеях соревнования протагонистов, игравших в комедиях, установили около 442 г. до н. э., для протагонистов трагедий – около 433 г. до н. э. Агоны протагонистов комедий на Великих Дионисиях учредили только в 325 г. до н. э. В протоколах состязаний всегда отмечался лишь первый актер — протагонист. В надписях, относящихся к состязаниям, нет упоминаний о девтерагонистах и тритагонистах. Награда за исполнение роли присуждалась независимо от награды, присуждаемой драматургу. Так, например, в 418 г. до н. э. трагический актер Каллипид был провозглашен победителем, а драматург, в пьесе которого он играл, получил только вторую награду.

Таким образом, как правило, наибольшее число актеров в греческой драме не превышало трех. Однако нам известны и некоторые исключения из такого порядка, пусть и немногочисленные. Иногда в соответствие с ходом действия на сцене оказывалось четыре актера, как в начале «Прометея прикованного» Эсхила или у «Софокла в Эдипе в Колоне». Содержание этого дополнительного актера, как уже отмечалось, относилось на счет хорега в качестве дополнительных расходов и именовалось «парахорегема», то есть лишняя поставка хорега (Pollux, IV, 110; cp. Aristoph. Pax, 114). Кроме того, как в трагедии, так еще более в комедии, существовало множество персонажей «без слов», для которых существовали даже специальные маски без прорезей для рта. Они могли представлять массу людей, сопровождавших знатных лиц, или изображать народ (например, в начале «Царя Эдипа» Эсхила), а также отдельных персонажей-статистов (например, у Эсхила Гермес в «Эвменидах», Сила в «Прометее»). Некоторые исследователи и их относят к дополнительным затратам хорега, другие же считают, что расход на таких участников представления к затратам хорега не относились.

Так как в любой трагедии число действующих лиц больше, чем три, то одному и тому же актеру приходилось играть несколько ролей в пьесе. Укажем при этом, что значительная часть действия, как правило, не показывалась зрителям, а сообщалась такими персонажами, как вестники, слуги или домочадцы, которые рассказывали о том, что произошло, но оставалось «за сценой». Так, о том, что случилось под стенами Трои, сообщает вестник в «Агамемноне» Эсхила, подобным же образом, в «Трахинянках» Софокла, посланец рассказывает Деянире о произошедшем (причем, пытаясь обмануть героиню). Подобные сценические ухищрения не только давал возможность обойтись ограниченным числом актеров, но и позволял соблюдать еще один принцип древнегреческого театра – не представлять на сцене насилия, убийства, например. Кроме того, часто в уста таких вестников вкладывалась оценка события, о котором он повествовал. Так, Талтибий в Троянках Еврипида со слезами рассказывает о смерти Астианакса, последнего из троянцев. Такая эмоциональная оценка, сделанная «со стороны», задавала некий модуль для оценки и размышлений уже со стороны зрительской аудитории.

Точно установить, каким образом распределялись роли между тремя актерами даже в дошедших до нас пьесах, чрезвычайно сложно, поэтому во многом эта сторона дела остается областью взаимоисключающих предположений исследователей. Очевидно, что решающим обстоятельством оказывалась сложность роли, при этом протагонисту, обладавшему лучшими голосовыми возможностями и музыкальными способностями, с учетом его главенствующего значения в пьесе, должны были предназначаться самые большие и ответственные роли. Понятны и трудности, с которыми сталкивался драматург при таком подходе, ведь в этом случае наиболее значимые герои не должны присутствовать на сцене одновременно.

Девтерогонисты, как кажется, исполняли роли таких лиц, которые должны были взаимодействовать на сцене с главными персонажами, например, на их долю в трагедиях Софокла часто приходились женские роли, такие как Исмена, Хрисофемида, Антигона в трагедии «Эдип в Колоне». Тритагонисты в таком случае должны были играть роли, наименее значительные по своему психологическому содержанию и сценическому воплощению, хотя и необходимые для драматического действия.

При этом, как кажется, социальное положение персонажа, которого исполнял актер, особого значения не имело, и уже древние авторы отмечали частые случаи, когда протагонист исполнял роль вестника или слуги, а выступавшие со скипетром в руках и диадемой на голове цари были второстепенными актерами, выступавшими на ролях «без речей».

Так как первоначально каждому драматургу предназначался один протагонист, то при Эсхиле и Софокле актер был определенным образом закреплен за драматургом. Есть свидетельства о том, что у драматургов были свои любимчики, которые часто исполняли главные роли в их пьесах. Приведем пример уже упомянутого «Эсхилова танцора» Телеста (см.: Athen., I, 39, р. 22d). Если Эсхил сам исполнял главные роли в своих трагедиях, то имел возможность выбирать себе второго актера, который в этом случае мог стать его постоянным помощником. Однако если даже драматург сам и не выступал протагонистом, то некоторая возможность влиять на состав актерского коллектива, видимо, сохранялась, особенно в начальный период афинского театра. Во всяком случае, в биографии Эсхила сохранились имена актеров, которые постоянно играли в его трагедиях: Клендр и Минниск халкидянин (Vit. Aesch., 15). А неизвестный биограф Софокла сообщает, что поэт писал роли в расчете на индивидуальные свойства своих актеров (Vit. Soph., 13). Эти свидетельства позволяет согласиться с мнением, которое высказывали еще исследователи XIX в., что у драматургов были свои постоянные актеры.

Сохранились упоминания о том, что драматурги в начале своей сценической деятельности могли искать помощи опытных в деле постановки актеров. Так поступал Аристофан, обращаясь к Филониду и Каллипиду. Актеры могли как приспособить новую комедию к требованию сцены, так и взять на себя ответственность за пародии на популярных политиков, таких, например, как Алкивиад или Клеон.

Упомянутых Минниска, принадлежащего к старшему, эсхиловскому, поколению актеров, и Каллипида, представителя младшего, еврипидовского, поколения, мы встречаем также в «Поэтике» Аристотеля. Рассуждая о манере подражания, сравнивая характер эпоса и трагедии, Стагирит делает много упреков исполнительскому искусству актеров: «Кто-нибудь может задаться вопросом: что лучше — эпическое подражание или трагическое? В самом деле, если лучше то, что менее тяжеловесно, ибо оно всегда предполагает лучших зрителей, то совершенно ясно, что [поэзия], подражающая [решительно] во всем, тяжеловесна. Так [иные исполнители], словно их не поймут, если они ничего не прибавят от себя, стараются как можно больше двигаться, подобно дурным флейтистам, которые вертятся волчком, изображая [метаемый] диск, и вцепляются в корифея, исполняя «Скиллу». Вот такова, [говорят], и трагедия, каковы были для старинных актеров позднейшие (ведь и Минниск обзывал Каллиппида обезьяной за то, что тот слишком переигрывал, и о Пиндаре молва была такая же): как младшие [актеры] к старшим, так и все искусство [трагедии] относится к [искусству] эпоса. Последнее, говорят, рассчитано на достойных зрителей, не нуждающихся в [актерских] ужимках, трагедия же — на простолюдье» (26, 1461 b 26 – 1462 a 4, пер. М. Л. Гаспарова).

К исполнительскому мастерству актеров предъявлялись очень высокие требования. Очевидно, что актер комедии или трагедии должен был не только хорошо декламировать стихи драмы, но уметь петь и танцевать. Наибольшее значение придавалось голосу, который должен был, прежде всего, обладать силой и звучностью. Среди способов речевого исполнения актером отдельных частей драмы обычно выделяют каталоге (καταλογή), паракаталоге (παρακαταλογή) и мелос (μέλος). Первый способ, каталоге, – это декламация, чтение тех частей греческих драм, которые довольно близки по своему содержанию и настроению к обыденному разговору, обычным размером для таких частей драмы был ямбический триметр. Более оживленные места переходили в речитатив – паракаталоге. Наконец, мелос – пение – использовалось в наиболее патетических частях драмы, окрашенных повышенным чувством.

Путем постоянных упражнений греческие актеры вырабатывали большую силу и звучность голоса, его выразительность и безукоризненность дикции и доводили до большого совершенства искусство пения. Большое значение имела при этом ясность произношения, так как афинская публика отличалось высокой требовательностью. Известен случай с актером Гегелохом, который в комедии был осмеян за то, что он, исполняя главную роль в трагедии «Орест» Еврипида в ст. 299 сделал ошибку (вместо γαλήνʹ ὀρῶ произнес γαλῆνʹ ὀρῶ). Постановка голоса и укрепление памяти были важными частями подготовки актеров. Античная традиция сохранила упоминание о том, что для сохранения здоровья голоса актеры должны были соблюдать некоторые правила питания, в частности, умеренность в пище и питье – Афиней передает эпиграмму на актера-обжору, который из-за чревоугодия лишился голоса (VIII, 31, р. 343 f).

Притом, что ораторское искусство в Афинах эпохи классики находилось на высочайшем уровне, актеры превосходили в нем ораторов настолько, что часто являлись их учителями (например, в случае знаменитого Демосфена). Среди сложных приемов следует назвать, например, необходимость повторения одного и того же слова, поставленного в тексте несколько раз, каждое окрашивать иначе путем усиления или, наоборот, понижения, тонирования. Такой прием часто встречается у Аристофана (Av., 974-986; Eccl., 221-228). Аристотель, по-видимому, также имеет в виду, что актеры вполне владели этим приемом (Rhet., III, 2).

Кроме вокальных способностей актер должен был прекрасно владеть искусством танца и движения в широком смысле слова. Так как в греческом театре женские роли всегда исполнялись мужчинами, это означало дополнительные требования к голосу и его диапазону, а также к манере движения. Важную роль в создании ценического образа играли костюмы. Подробнее см.: Костюмы актеров в древнегреческом театре.

Актеры являлись свободными гражданами, членами гражданского коллектива. Во время праздников Диониса они выступали прежде всего как участники религиозного действия, поэтому неудивительно, что их социальный статус был достаточно высок: актеры пользовались определенным почетом; они, как и драматурги, принимали в V–IV вв. до н. э. весьма деятельное участие в общественной жизни; их могли избирать на высшие государственные должности и даже отправлять в качестве послов в другие государства (так, актеров трагедии Аристодема и Эсхина афиняне послали к македонскому царю Филиппу для ведения переговоров о мире и выдаче пленных). Знаменитый афинский политик Алкивиад, отличавшийся образованностью, подчеркивал свою дружбу с актерами. Пренебрежительное отношение, которое выказывал актеру Каллипиду спартанский царь Агесилай, порицалось и считалось признаком грубости и невоспитанности; любили проводить время с актерами македонские правители Филипп и Александр.

Со временем актеры в древней Греции образуют профессиональные союзы, актеры именовали себя «технитами Диониса». Особое распространение союзы технитов Диониса получают в греческом мире в эллинистическое время.

Источник

Греческий театр: описание, история и интересные факты

Театральное искусство зародилось еще в древности. Процветания и наибольшего развития оно достигло тогда в Греции. Функцией его было распространять социально-этические, религиозные понятия, тем самым объединяя различные слои населения. Трагедии и комедии, образы и характеры, создававшиеся в то время поэтами, сегодня являются шедеврами литературной классики. С историей греческого театра, его особенностями познакомимся в данной статье.

Как выглядели актеры древнегреческого театра. Смотреть фото Как выглядели актеры древнегреческого театра. Смотреть картинку Как выглядели актеры древнегреческого театра. Картинка про Как выглядели актеры древнегреческого театра. Фото Как выглядели актеры древнегреческого театра

История

Само слово «театр» греческого происхождения. В буквальном смысле оно переводится как «место для зрелищ». Эпоху рождения греческого театра (5-4 вв. до н.э.) принято считать образцом эталоном. Характерной чертой ее является гармония пропорций, элементов. Это касается архитектуры, пластики и самого сценического искусства.

Самый первый театр располагался в Афинах, на юго-восточном склоне Акрополя. Он был назван в честь божества-покровителя, а общество актеров носило название «дионисовских мастеров». Театр находился под открытым небом, места для зрителей были деревянными. В конце 5 века сиденья обрушились. Поэтому жители Афин совместными усилиями соорудили театрон – особые места для публики.

Как выглядели актеры древнегреческого театра. Смотреть фото Как выглядели актеры древнегреческого театра. Смотреть картинку Как выглядели актеры древнегреческого театра. Картинка про Как выглядели актеры древнегреческого театра. Фото Как выглядели актеры древнегреческого театра

Особенности постановок

Рождение греческого театра ознаменовало новый этап развития искусства, не только литературного и ораторского, но и сценического. В его основе лежали символические игры, культовые обряды. Еще в конце 6 века популярностью пользовались три театральных жанра: комедии, трагедии и сатировские драмы. Постановки проходили не только в Афинах, но и в других греческих полисах. Они были связаны с празднествами Дионисий и важными государственными событиями. Через хитросплетение характеров и действий персонажей можно было доносить до народа важные политические идеи и смеяться над злободневными проблемами.

В конце 4 века театр в Древней Греции потерял свою связь с религией. Теперь только важные государственные события отмечались драматическими представлениями. При этом авторы пьес и актеры старались так увлечь зрителей, что вся сценическая игра превращалась в единое переживание. И публика будто становилась действующим лицом.

Как выглядели актеры древнегреческого театра. Смотреть фото Как выглядели актеры древнегреческого театра. Смотреть картинку Как выглядели актеры древнегреческого театра. Картинка про Как выглядели актеры древнегреческого театра. Фото Как выглядели актеры древнегреческого театра

Архитектурные особенности

История греческого театра в архитектурном плане включает два основных периода: классический и эллинистический.

Образцом (т.е. классикой) служил театр Диониса. Он включал три части: орхестру – круглую площадку для выступлений актеров. В ходе археологических раскопок в 1895 году было установлено, что диаметр ее составлял примерно 27 метров. Сначала публика свободно размещалась вокруг площадки, затем появился театрон, или зрительный зал. Он стал второй обязательной частью театрального здания. Сиденья располагались на склонах холмов. Ряды строились один за другим и уходили вверх. Театрон был разделен вертикальными и горизонтальными проходами, образуя клинья. Первые ряды занимали влиятельные персоны. Сцену и зрительный зал отделял ров с водой. К третьей части относилось здание скены. Это помещение строили из дерева. Там хранился реквизит, декорации, переодевались и готовились к выходу актеры. Скена находилась на противоположной стороне сцены от зрительного зала.

Эллинистический период датируется 4 веком до н.э., когда был сооружен первый мраморный театр. Сиденья для зрителей были выполнены из камня, а места для влиятельных персон представляли собой художественные кресла. Переднюю стену орхестры украшали колоннами.

При Нероне орхестру и сцену перестроили по римскому примеру, применительно к гладиаторским боям. Теперь актеры играли на помосте, соединяющем колоннаду с передней стеной сцены. Высота его составляла около 3,5 метров над орхестрой.

Театры эллинистического периода вмещали до 17 тысяч зрителей в Афинах, а в мегаполисах – до 44 тысяч.

Как выглядели актеры древнегреческого театра. Смотреть фото Как выглядели актеры древнегреческого театра. Смотреть картинку Как выглядели актеры древнегреческого театра. Картинка про Как выглядели актеры древнегреческого театра. Фото Как выглядели актеры древнегреческого театра

Сиракузы

Одним из древнейших является греческий театр в Сиракузах – эллинской колонии на о. Сицилии. Он был сооружен в 5 веке до н.э. Его особенностью были трибуны, вырубленные в скале и обращенные к морю. На фоне живописного пейзажа стояла сцена. На ней словами и жестами «сражались» лицедеи. В амфитеатре также проводились народные собрания. Вместительность его составляла примерно 15 тысяч зрителей. Отголоском чествований Диониса стал длинный постамент, идущий к западу от театра. По заключению археологов, он был жертвенным алтарем, на который в свое время каждую весну приносилась в дар богам не одна сотня быков.

После того как Сиракузы захватили римляне, конструкцию театра изменили для проведения гладиаторских боев. В 18 веке извержение вулкана Этны разрушило Сиракузы, а вместе с ними и древнегреческое наследие. То, что уцелело, растащили местные жители.

Современным реставраторам удалось восстановить большую часть амфитеатра. И сегодня там по вечерам идут спектакли и концерты при свете факелов и специальных осветительных приборов.

Как выглядели актеры древнегреческого театра. Смотреть фото Как выглядели актеры древнегреческого театра. Смотреть картинку Как выглядели актеры древнегреческого театра. Картинка про Как выглядели актеры древнегреческого театра. Фото Как выглядели актеры древнегреческого театра

Таормина

Еще одним памятником античного искусства считается греческий театр в Таормине (восточное побережье о. Сицилии). Его сооружение из известнякового камня относится к 3 веку до н. э. Зрительские места были также обращены к морю и рассчитаны на 10 тысяч человек. В 1 веке римляне перестроили здание театра. Великолепная акустика, которая должна была придавать голосам актеров волшебное звучание, теперь усиливала крики побежденных гладиаторов и взволнованной публики.

В 19 веке были проведены восстановительные работы. Участие в них приняли и русские архитекторы В. А. Косов и М. Е. Месмахер. Им достались реставрационные планы, фасады. Сегодня греческий театр в Таормине является гордостью города. Здесь проводятся культурные мероприятия. Одним из значительных является Международный фестиваль искусств, который проходит ежегодно весной.

Актеры и хор

В греческих театральных постановках музыкальное сопровождение осуществлял хор. Количество актеров по правилам не превышало трех. А персонажей по сценарию часто было больше. Поэтому одному актеру приходилось исполнять несколько ролей. Для этого он менял костюмы и надевал разные маски. Женщины в спектаклях не участвовали. Женские образы изображали мужчины.

Актеры греческого театра по уровню мастерства и важности ролей делились на три группы: протагонистов, девтерагонистов и тритагонистов. Следили за сценическими играми высшие должностные лица – архонты. По жребию они выбирали актеров для авторов. В обязанность архонтов входил также отбор поэтов для театральных состязаний. Вознаграждение актеров и содержание хоров осуществлялись из государственной казны.

Спектакли проходили как состязания. В них участвовали три поэта. Каждый выступал с группой пьес. Она включала три трагедии и сатировскую драму. Постановки давались под открытым небом в течение трех-четырех дней.

Стоимость билетов

Сначала драматические спектакли в греческом театре имели свободный вход для мужчин и женщин, граждан и метэков (неполноправных жителей). Позднее была введена плата за зрительское место. По современным меркам она составляла примерно 500 рублей. Для того чтобы в театр мог прийти каждый, из государственной казны выдавались деньги. По этому поводу в 4 веке до н. э. даже была организована зрелищная касса. Ее пополняли остатки расходов на нужды государства.

Как выглядели актеры древнегреческого театра. Смотреть фото Как выглядели актеры древнегреческого театра. Смотреть картинку Как выглядели актеры древнегреческого театра. Картинка про Как выглядели актеры древнегреческого театра. Фото Как выглядели актеры древнегреческого театра

Влияние

Как выглядели актеры древнегреческого театра. Смотреть фото Как выглядели актеры древнегреческого театра. Смотреть картинку Как выглядели актеры древнегреческого театра. Картинка про Как выглядели актеры древнегреческого театра. Фото Как выглядели актеры древнегреческого театра

Интересные факты

Когда заканчивались показные спектакли-состязания, судьи, отобранные архонтами, определяли победителей и награждали их призами.

В театр разрешалось ходить всем. Только посещение комедий запрещалось замужним женщинам.

В греческом театре не было занавеса.

До Эсхила основой трагедий всегда служил миф. Древнегреческий драматург ввел второго актера, углубил конфликт пьес и расширил действие. Появление развернутых диалогов и декорационной живописи связано с творчеством Софокла.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *