Как выглядит арфа музыкальный инструмент
Как выглядит арфа музыкальный инструмент
Арфа считается символом гармонии, изящества, спокойствия, поэзии. Один из самых красивых и загадочных инструментов, похожий на большое крыло бабочки, веками дарил поэтическое и музыкальное вдохновение своим мягким романтичным звучанием.
Что такое арфа
Музыкальный инструмент, выглядящий как большая рама треугольной формы, на которой закреплены струны, относится к струнной щипковой группе. Этот вид инструментов обязательно участвует в любом симфоническом выступлении, причем арфу используют для создания и сольной, и оркестровой музыки в разных жанрах.
В оркестре звучат обычно одна или две арфы, но случаются и отступления от музыкальных стандартов. Так, в опере русского композитора Римского-Корсакова «Млада» используются 3 инструмента, а в произведении Рихарда Вагнера «Золото Рейна» – 6.
В большинстве случаев арфисты аккомпанируют другим музыкантам, но бывают сольные партии. Солируют арфисты, например, в «Щелкунчике», «Спящей красавице» и «Лебедином озере» Петра Ильича Чайковского.
Как звучит арфа
Звучание арфы роскошное, благородное, глубокое. Есть в нем что-то внеземное, небесное, у слушателя возникают ассоциации с древними богами Греции и Египта.
Звук арфы мягкий, негромкий. Регистры не выражены, тембровое разделение расплывчатое:
В арфовых звуках отмечаются незначительные шумовые оттенки, характерные для щипковой группы. Звуки извлекаются скользящими движениями пальцев обеих рук без использования ногтей.
В арфовой игре нередко применяется эффект глиссандо – быстрого движения пальцев по струнам, благодаря чему извлекается чудесный звуковой каскад.
Тембровые возможности арфы поразительны. Ее тембр позволяет сымитировать гитару, лютню, клавесин. Так, в испанской увертюре Глинки «Арагонская хота» арфист исполняет гитарную партию.
Число октав – 5. Педальное строение позволяет воспроизводить звуки от контроктавы «ре» до 4-ой октавы «фа».
Устройство инструмента
Треугольный инструмент состоит из:
Количество струн у разных инструментов неодинаковое. Педальная разновидность 46-струнная, причем 11 струн выполнены из металла, 35 – из синтетического материала. А в небольшой леверсной арфе 20-38 жил.
Арфовые струны диатонические, то есть бемоли и диезы не выделяются. А чтобы понизить или повысить звучание, применяют 7 педалей. Чтобы арфист быстро ориентировался в выборе нужной ноты, делаются разноцветные струны. Жилы, дающие ноту «до», красного цвета, «фа» – синего.
История арфы
Когда появилась арфа, неизвестно, но история ее возникновения уходит в глубокую древность. Считается, что прародитель инструмента – обыкновенный охотничий лук. Возможно, первобытные охотники подметили, что натянутая с разной силой тетива звучит неодинаково. Тогда кто-то из охотников решил вставить в лук много жил, чтобы сравнить их звучание в необычной конструкции.
Каждый древний народ имел инструмент оригинальной формы. Особой любовью арфа пользовалась у египтян, которые называли ее «прекрасная», щедро украшали золотыми и серебряными вставками, драгоценными минералами.
В Европе компактный предок современной арфы появился в VIII веке. Его использовали бродячие артисты. В XVII веке европейская арфа стала выглядеть как тяжелая напольная конструкция. Средневековые монахи и служители храмов использовали инструмент для музыкального сопровождения богослужений.
В дальнейшем над строением инструмента многократно экспериментировали, стараясь расширить диапазон. Изобретенный в 1660 году механизм, позволяющий с помощью натяжения и отпускания струн ключами менять высоту звучания, был неудобен. Тогда в 1720 году немецкий мастер Якоб Хохбрукер создал педальное устройство, в котором педали давили на крюки, натягивающие струны.
В 1810 году во Франции ремесленник Себастьян Эрар запатентовал тип двойной арфы, воспроизводящий все тона. На основе этой разновидности началось создание современных инструментов.
В Россию арфа попала в XVIII веке, почти сразу стала популярной. Первый инструмент смогли привезти в Смольный институт, где был сформирован класс арфисток. А первой в стране арфисткой стала Глафира Алымова, портрет которой написал живописец Левицкий.
Существуют следующие разновидности инструмента:
Интересные факты
Арфа имеет древнее происхождение, за многие века ее существования накопилось множество легенд и интересных фактов:
С античности до нашего времени арфа – волшебный инструмент, ее глубокие и проникновенные звуки очаровывают, завораживают, исцеляют. Ее звучание в оркестре нельзя назвать эмоциональным, сильным и первостепенным, но и в сольном, и в общем исполнении она создает настрой музыкального произведения.
Как выглядит арфа музыкальный инструмент
Музыкальный инструмент: Арфа
Золотистые струны, напоминающие лучи солнца… Изящная рама, украшенная резьбой и орнаментом – как крыло огромной бабочки. Благородный звук и мягкий серебристый тембр… Неудивительно, что именно арфу считают самым красивым и поэтичным музыкальным инструментом. А еще загадочным.
В древние времена арфу считали инструментом богов, в средние – монахов и богословов, в конце прошлого тысячелетия её причисляли к аристократическим пристрастиям, сегодня – это великолепный инструмент, на котором играют преимущественно женщины, но слушают все без исключения. На арфе можно играть практически всё – от церковной музыки до рока.
Арфа вдохновляла поэтов и музыкантов, зарождала в душах творческие посылы, наполняла любовным пылом романтические сердца. Даже по форме этот инструмент напоминает крыло сказочной бабочки.
Историю арфы и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.
Звук арфы
Завораживающие звуки арфы не могут оставить равнодушными никого. Глубокое, будто неземное звучание этого щипкового инструмента будоражит воображение и заставляет соглашаться с невероятными легендами её божественного происхождения. При игре на арфе часто используется глиссандо – быстрый перебор струн пальцами. При этом появляется целый каскад звуков, напоминающий искрящийся водопад.
На протяжении нескольких сотен лет этот струнный щипковый музыкальный инструмент пользуется большой популярностью у композиторов. В. Моцарт , К. Дебюсси, Г. Гендель , С. Василенко, Р. Глиэр и др. написали концерты для арфы с оркестром. А все потому, что обладает инструмент удивительными темброво-колористическими возможностями. Арфа может имитировать игру на различных музыкальных инструментах – лютне, клавесине или гитаре , как например, у М. Глинки в « Арагонской хоте ».. Обычное количество октав – 5. С помощью педалей можно извлекать звуки от «ре» контроктавы до «фа» четвёртой октавы.
Арфа – обязательный участник любого симфонического оркестра. Как правило, в нём 1 или 2 таких инструмента, однако бывали и исключения. Например, в опере-балете «Млада» Римского-Корсакова участвует 3 арфы, в опере «Золото Рейна» Вагнера их шесть. На ней аккомпанируют другим инструментам, но часто отдают и сольные партии (балеты Чайковского « Щелкунчик », «Лебединое озеро», « Спящая красавица », «Раймонда» Глазунова ).
Фото:
Интересные факты
Произведения:
Конструкция
Устройство инструмента довольно простое: треугольная рамка с элегантным изгибом и ряд струн, натянутых на неё. Количество струн у современных арф варьируется от 40 до 47. Весит музыкальный инструмент около 30 кг, но это не мешает ему оставаться изысканным и утонченным.
Рамка состоит из нескольких частей:
У педальной арфы имеется механизм для изменения высоты звука 46 струн. Корпус изготавливается из дерева или металла. При этом украшается резьбой, позолотой, декоративными элементами. Для удобства отсчёта, ноты «до» в начале каждой октавы окрашены красным цветом, ноты «фа» – чёрным или синим.
Производители: Aoyama (Япония), Camac (Франция), Horngacher (Германия), Lyon & Healy (США), Salvi (Италия), Thurau-Harfenmanufaktur (Германия).
Разновидности
Классификация данного инструмента крайне проста, разделение существует по наличию или отсутствию педалей, а также по размерам. Различают основные виды и их категории:
История
По поводу возникновения арфы слагают легенды и притчи. Принято считать прародителем этого инструмента деревянный лук, натянутая тетива которого издаёт звучание, а витиеватый контур напоминает изгибы арфы. Её находят на раскопках древних шумерских поселений, что говорит о том, что арфа появилась на заре эволюции человеческой расы.
Подобные инструменты всплывают в Африканских племенах, древнем Египте, Греции, Римской Империи. Их украшали драгоценностями, добавляли элементы из слоновой кости, золота, серебра. В Золотом веке на этом инструменте исполняли преимущественно церковные произведения. Музыку для них сочиняли монахи.
В странах Европы на арфах с VIII века играли бродячие артисты, они использовали инструменты небольших размеров. Крупногабаритные разновидности распространились в XVI-XVII веках. Люди старались расширить диапазон инструмента и применяли различные преобразования и дополнения. Арфу начали включать в хоровые и оркестровые выступления. Педали, позволяющие наделить её большим диапазоном, придумал Я. Хохбрукер в 1720 году, продолжив идею использования регулирующих ключей, возникшую в 1660 году. Прототип современной арфы создал Себастьян Эрар. Широкое использование этого волшебного инструмента русскими меломанами началось в XVIII веке.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Арфа
uCrazy.ru
Навигация
ЛУЧШЕЕ ЗА НЕДЕЛЮ
ОПРОС
СЕЙЧАС НА САЙТЕ
КАЛЕНДАРЬ
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |