Как выглядит дамба на реке
10 лет без наводнений: как работает петербургская дамба?
С самого основания Санкт-Петербурга город преследовали наводнения. Миллионы тонн воды разрушали дома, дороги, уничтожали памятники, оставляя за собой сотни погибших и десятки тысяч пострадавших. Сенатскую площадь, Летний сад, Стрелку Васильевского острова… за считанные часы штурмом брала Нева. С 1703 по 2011-ый их было 308. Примерно по одному в год. Но уже почти 10 лет наводнения Санкт-Петербургу не угрожают. Их останавливает Комплекс защитных сооружений (КЗС), или просто дамба. И вот 10 фактов о ней.
Причина наводнений в Петербурге долгое время была неизвестна
Изначально многие ученые считали, что город топит вода с Ладожского озера. Осенью, в сезон дождей, Нева, которая как раз течет из Ладоги в Финский залив, просто не справляется с потоками воды и выходит из берегов.
Уже в ХХ веке ученые выяснили – виной всему балтийская нагонная волна. Она формируется за счет активности циклонов и области низкого давления в Атлантическом океане, и если ветер дует с запада на восток, быстро перемещается в Балтику. В устье Невы, где Петр построил северную столицу, воде некуда деться, она встречается с рекой и город оказывается между двух потоков.
Дамба могла появиться еще в XIX веке
Идею строительства защитного заграждения предложил еще в середине XIX века французский инженер Пьер Базен, служивший в России. Его проект предполагал строительство нескольких заграждений вдоль Невской губы. Но проект отвергли. Причин было сразу несколько – боялись, что не хватит денег, технологий, да и Невская губа может превратиться в болото.
Дамбу построили за 32 года
Строительство Комплекса защитных сооружений началось в 1979 году. Реализовать проект смогли лишь в 2011-ом. Длина комплекса 22 километра 400 метров, он состоит из двух судопропускных каналов, шести проемов для воды, одиннадцати каменно-земляных дамб, семи мостов и одного тоннеля.
Комплекс построен с запасом
Самые крупные в истории Петербурга наводнения произошли в 1777 году – вода поднялась на 3 метра 21 сантиметр, в 1924-ом до отметки 3 метра 80 сантиметров, а в 1824-ом были зафиксированы рекордные 4 метра 21 сантиметр. КЗС готов отразить волну высотой в 5 метров 45 сантиметров.
«Максимальное наводнение, которое было отражено в тот же год [2011-ый год], когда был введен Комплекс защитных сооружений, в декабре месяце. Тогда отметка у города могла составить практически 3 метра, 2 метра 94 сантиметра. Это было бы третье или четвертое наводнение по историческому ряду, то есть ущерб был бы колоссальный», – рассказывает заместитель генерального директора по эксплуатации Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений Игорь Полищук.
Дамбу можно перекрыть меньше, чем за час
О том, что на Петербург надвигается нагонная волна, здесь узнают за 68 часов до подхода воды к городу. После обработки данных системой предупреждения наводнений формируется план действий. Каждые 6 часов его корректируют. За 12 часов поступает подробный прогноз Гидрометцентра.
«За 6 часов мы оповещаем в письменном виде все заинтересованные организации. За 4 часа до назначенного времени мы оповещаем, что мы действительно закрываемся. За 2 часа до закрытия мы должны получить от Большого порта и от военных уведомление, что движение судов по судовому каналу прекращено», – говорит главный диспетчер диспетчерской службы Комплекса защитных сооружений Владимир Опрышко.
Максимально комплекс можно держать закрытым 48 часов, больше – опасно. Ведь Нева сама несет в Балтику воду. Если реку «запереть» надолго – она выйдет из берегов и затопит набережные. Но иногда и 40 часов – критично долго. Тут на первый план выходит профессионализм специалистов комплекса.
Морские ворота Петербурга
Судопропускное сооружение «С-1» – морские ворота Санкт-Петербурга. Именно через них в город попадает большинство судов – и грузовых, и пассажирских. Глубина канала – 16 метров, ширина – 200. Пропускная способность свыше 100 тысяч тонн.
С-1 состоит из двух «ботапортов», по-французски «судно-дверь». По сути это створки дверей, которые можно закрыть в любой момент. В спокойное время они находятся в доках, на глубине около двадцати метров. Но как только поступает сигнал о закрытии, доки затапливают и эти гиганты длиной 120 и высотой 22 метра всплывают. Затем при помощи тягачей перекрывают проход.
«Заполняются баластные цистерны, которые находятся на третьем ярусе в ботапорте, заливается баласт при помощи насосов, ботапорты начинают подтапливаться и садятся на свои опоры на дне судоходного канала», – говорит директор по эксплуатации Комплекса защитных сооружений Александр Злобин.
При закрытии между ботапортами остается небольшое расстояние – около полутора метров. Это нужно для того, чтобы створки не соприкасались друг с другом и не повреждались.
Запасные ворота Петербурга
Кроме основного, в Комплексе защитных сооружений есть и дополнительный судопропускной канал – «С-2». Он небольшой – глубина 7, ширина 110 метров. Предназначен для судов с водоизмещением до 4 тысяч тонн.
Здесь уже никаких батопортов нет. Вместо них всего один затвор, и тот постоянно находится под водой на глубине 17 метров.
«За 40 минут при помощи гидропривода, четырех гидроцилиндров затвор поднимается из-под воды на 4 метра 50 сантиметров», – говорит начальник директор по эксплуатации Комплекса защитных сооружений Александр Злобин.
Под дамбой есть тоннель
Комплекс защитных сооружений Петербурга от наводнений выполняет еще и дорожную функцию. По гребню дамбы проходит многополосная автомагистраль – часть Кольцевой автомобильной дороги вокруг города. И чтобы не прерывать движения по нему, на месте судопропускного канала С-1 сделали тоннель. Когда автомобиль приближается к каналу, дорога спускается вниз, и по сути машина проезжает под судами.
Тоннель расположен на глубине 26 метров. Его протяженность 1961 метр. И за каждым из них ведется наблюдение из диспетчерского центра. На случай ДТП отработан алгоритм действий: перекрывают вход, звонят в ГИБДД, «скорую помощь» и отправляют на место дежурный эвакуатор.
На дамбе есть разводной мост
А вот второй судопропускной канал автомобили переезжают не под, а над фарватером – по мосту. По петербургской традиции его сделали разводным.
«Пролет 16 метров, для того, чтобы прошли суда, мост поднимается еще на 9 метров вверх. То есть, вот у него 2 опоры – 18-ая и 19-ая, там находится механический привод, при помощи лебедки поднимается на 9 метров, причем поднимается где-то в зависимости от скорости, 3 минуты», – рассказывает Александр Злобин.
Правда, за 10 лет эксплуатации его разводили лишь один раз, и то, чтобы убедиться, что все в исправности.
Комплекс экологически безопасен
По всей длине комплекса расположены шесть водопропускных сооружений общей протяженность 1846 метров. Их единственная задача – экологическая, то есть, чтобы вода из Невы не застаивалась в Невской губе, а шла в море. Также этими проходами пользуются рыбы и нерпы, они не видят на своем пути никаких препятствий.
Но после ввода сооружения в эксплуатацию выяснилось, что дамба помогает не только морским животным, но и птицам.
«Финская сторона нашего комплекса стала инкубатором для почти 100 видов различных птиц, которые откладывают яйца, вьют свои гнезда, выводят птенцов. И к 1 августа вся площадь с финской стороны усеяна скорлупой от самых различных форм и размеров птичьих яиц», – рассказывает начальник отдела экологического мониторинга управления экологии и системы предупреждения наводнений Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга Леонид Куратов.
Но и на этом экологическая миссия не заканчивается. Из-за огромного количества машин на трассе появляется грязь, а когда дорогу обрабатывают, то еще и реагенты.
Чтобы все это не попадало в воду, в теле дамбы построили очистные сооружения. Все, что дождями и техникой смывается с дороги, фильтруют, очищают коагулянтами и щелочами, насыщают кислородом. В итоге в Финский залив попадает абсолютно чистая вода.
Самые высокие дамбы мира (25 фото)
Дамба Лунтань – большая бетонная дамба на реке Хонгшуи в Китае. В высоту достигает 216.5 метров. Эта огромная гидроэлектростанция была окончательно запущена в 2009 году и состоит из 9 гидрогенераторов.
Дамба Каньона Глен
Названная по имени долины Каньона Глен – красочной серии ущелий, большая часть которой теперь находится под водой, дамба создала второе по величине искусственное озеро в США. Высота дамбы составляет приблизительно 219 метров.
В 219 метров высотой, Дворжак – третья самая высокая дамба в США и самая высокая прямоосная дамба в Западном полушарии.
Дамба Контра в Швейцарии
Известная также как Дамба Верзаска или Локарно, Контра – арочная дамба на реке Верзаска в Швейцарии.
Плотина Гувера в Аризоне
Плотина Гувера – одна из самых известных и узнаваемых в мире, а также самая посещаемая туристами. Некогда известная как Плотина Боулдер – это бетонная дамба в Черном Каньоне реки Колорадо, на границе между американскими штатами Аризоны и Невады.
Дамба Луццоне в Швейцарии
Обладая самой высокой искусственной отвесной стеной в мире на одной из ее сторон, дамба Луццоне достигает 225 метров в высоту.
Бетонная гравитационная дамба через реку Сутлеж около границы между Пунджаб и Химачал-Прадеш в северной Индии.
Дамба Карун 4 в Иране
Дамба арочного типа на реке Карун в Иране. Главная цель строительства Карун 4 – источник электропитания и борьба с наводнениями.
Созданная не только для выработки электроэнергии, но также и для борьбы с наводнениями, навигации, туризма и рыболовства, Дамба Shuibuya составляет 233 метра в высоту.
Эта арочная дамба на реке Сулак – самая высокая дамба такого типа в России, с высотой в 232.5 метра.
Плотина Эль Кахон, Гондурас
Официально известная, как Центральная гидроэлектростанция имени Франсиско Морасана, эта дамба расположена в Западном Гондурасе. Её высота составляет 226 метров, а длина – 282 метра.
Дамба Оровилля, Калифорния
В 230 метров высотой, эта насыпная дамба была построена на Реке Физер в Калифорнии и является самой высокой в США.
Плотина Эртан в Китае
Эта дамба 240 метров высотой величественно возвышается над рекой Ялонг, притоке реки Янцзы в провинции Сычуань, юго-западный Китай.
Расположенная на реке Енисей, около Саяногорска в России, эта дамба – крупнейшая электростанция в стране и шестая по величине гидроэлектростанция в мире.
Эта дамба высотой 243 метра перекрывает реку Колумбия в 135 километрах к северу от Ревелстоука, Канада.
Плотина Деринер в Турции
Названная в честь Ибрагим Деринера, который умер во время работ по строительству, будучи главным инженером исследовательской группы, дамба расположена на реке Сорух в 3 милях к востоку от Артвина, Турция.
Дамба Laxiwa 250 метров высотой построена на Желтой реке в провинции Кингай, в северо-западном Китае.
С горой Блан де Шельон на заднем фоне, дамба Мовуазен сформировала одноименное озеро в швейцарский Альпах. Высота плотины составляет 250 метров.
Эта многоцелевая насыпная дамба из скал, камней и земли построена на реке Бхагирати около города Тери в Уттараканде, Индия. Высота её составляет 261 метр.
Дамба Вайонт в Италии
Вышедшая из использования дамба к северу от Венеции, Италия. В 1963 году произошел оползень с прорывом дамбы, повлекший за собой приблизительно 2000 смертей.
Дамба Ингури в Грузии
Эта гидроэлектрическая дамба на реке Ингури в Грузии – вторая по высоте бетонная дамба дугового типа в мире.
Бетонная гравитационная дамба на реке Диксенс в Швейцарии, высотой в 285 метра, является самой высокой плотиной подобного типа в мире.
Плотина Сяовань в Китае
Сяовань – арочная дамба на реке Меконг в Китае. Её основная цель состоит в том, чтобы обеспечить гидроэлектроэнергию.
Дамба Нурекской ГЭС
Нурекская дамба на реке Вахш в Таджикистане – в настоящее время самая высокая дамба в мире, с высотой в 300 метров.
10 самых разрушительных прорывов дамб в мире (23 фото)
1. Плотина Вайонт
9 октября 1963 года около 22:39 по Гринвичу здесь произошла одна из самых крупных аварий в истории гидротехнического строительства, унёсшая жизни, по разным оценкам, от 2 до 3 тысяч человек. В чашу водохранилища за 45 секунд обрушился горный массив длиной 2 км, площадью 2 км² и объёмом около 0,2—0,3 км³, который до этого находился в состоянии незначительной подвижности. Чаша водохранилища оказалась заполненной горной породой до высоты 175 м над уровнем воды. Оползень вызвал перелив воды через гребень плотины объёмом более 50 млн м³ слоем 150—250 м (по разным источникам). Водяной вал, прошедший со скоростью 8—12 м/с по нижележащим территориям, имел высоту до 90 м. Было разрушено несколько сёл и деревень, погибли их жители. С момента возникновения оползня до полного разрушения объектов в нижнем бьефе прошло всего 4 минуты.
Оползень, постепенно приходящий в движение, местами до 30 см/сутки, удавалось останавливать путём сброса воды с плотины, уровень вод спадал и движение останавливалось. Горные инженеры, обследовавшие оползень, не учли тот важный факт, что камень в массе горных пород был прослоен глиной, которая действовала как смазка и способствовала движению. Для прогнозирования последствий возможных катастроф, проводилось моделирование процесса обрушения, не предсказавшее опасных последствий. Высота волны, полученная при моделировании, составила 20—25 м. Непосредственно перед катастрофой уровень воды в водохранилище был сброшен на 25 метров. Никто не беспокоился о возможной опасности, все были уверены в предсказанных результатах.
Основными причинами, вызвавшими оползень, считаются:
поднятие горизонта грунтовых вод в долине, вызванное строительством плотины;
продолжительные дожди летом 1963 года.
Плотина устояла, хотя и испытала нагрузку, в несколько раз превысившую расчетную. На уровне гребня было смыто лишь около 1 метра бетона.
Всего за семь минут вода произвела следующие разрушения: волна полностью разрушила пять деревень в долине реки Пьяве (Вилланова, Лонгароне, Пираджо, Ривальта и Фаз), а также подвергла серьезным разрушением ещё несколько населенных пунктов. В потоках грязи, камней и воды погибло от 1900 до 2500 человек (некоторые источники говорят о 3000 жертв).
Изначально рядом с плотиной планировалось построить ГЭС (а позже возвести целый каскад плотин), однако от этого проекта отказались.
2. Дамба святого Франциска
Более поздние исследования показали, что плотина стояла на древнем разломе. Из-за просачивания воды разлом пришел в движение, что и привело к трагедии.
Главного инженера и строителя плотины Вильяма Малхолланда суд наказывать не стал. Ведь никакая техника того времени не смогла бы определить наличие в данном месте разлома. Однако Малхолланд искренне считал себя виновным, так как сам лично за несколько часов до катастрофы осматривал подозрительные трещины на плотине, но пришел к выводу, что все в норме. После суда инженер удалился от дел и остаток жизни прожил затворником. Дамбу восстанавливать не стали.
3. Плотина Саут-Форк
Прорыв плотины Саут-Форк вызвал после катастрофы яростные споры. Построенная в период между 1838-1853 годами как часть государственной системы каналов, она была продана вскоре после открытия частным компаниям. Ее окружали роскошные дома и рестораны, не говоря уже об охотничьем клубе, построенном ради местных магнатов, но сама плотина оставалась без должного внимания и ветшала. Жители города жаловались мэру и владельцам плотины на появившиеся в ней трещины. Ремонтные работы проводились, но их качество вызывает большое сомнение.
Беспощадное наводнение унесло жизни 2200 человек, из которых 750 не удалось опознать, было разрушено 10 600 зданий. Площадь в 10 км2 была полностью опустошена. Стихия уничтожила жизненно важные для экономики Джонстауна мосты и железные дороги. Ущерб оценивался в астрономическую по тем временам сумму — свыше 17 млн долл.
4. Дамба Баньцяо
Дамба Баньцяо — плотина на реке Жухэ в уезде Биян городского округа Чжумадянь провинции Хэнань, КНР. Дамба печально известна катастрофой, произошедшей 8 августа 1975 года, когда она стала крупнейшей из 62 дамб, прорванных наводнением, вызванным тайфуном Нина.
Дамба была сконструирована таким образом, чтобы пережить крупнейшие наводнения, которые случаются раз в тысячу лет (306 мм осадков за день). Однако в августе 1975 года произошло крупнейшее за 2000 лет наводнение — как следствие мощного тайфуна Нина и нескольких дней рекордных штормов (был установлен новый рекорд — 160 мм осадков за час, 1631 мм за день, тогда как обычное количество осадков в год колеблется в районе 800 мм). Ворота шлюза были не в состоянии справиться с пропуском такого объема воды. 8 августа в 00:30 была прорвана самая малая дамба Шиманьтань. В 01:00 вода достигла дамб в Баньцяо и разрушила их. Суммарно были прорваны 62 плотины. Утечка воды из дамб Баньцяо составляла 13 тыс. м³/с (на площади 4 га), в течение шести часов вытекло 701 млн м³, в то время как выше по течению реки на дамбе Шиманьтань за 5,5 часов вытекло 1,67 млрд м³ воды, а за время всей катастрофы — 15,74 млрд м³.
Наводнение вызвало огромную волну воды шириной 10 км и высотой 3—7 м. Прилив за час ушёл на 50 км от берега и достиг равнин, создав там искусственные озёра суммарной площадью 12 000 км². Семь провинций были затоплены, в том числе тысячи квадратных километров сельской местности и бесчисленное количество коммуникаций. Эвакуационные работы не могли проводиться должным образом из-за погодных условий и нерабочих коммуникаций. В населённых пунктах, которые своевременно получили приказ об эвакуации, потери были относительно низкие. Например, в селе Шахедянь, недалеко от дамб Баньцяо, из 6 000 человек погибло только 827, но в своевременно не предупреждённом селе Вэньчэн погибла половина из 36 000 населения, а село Даовеньчен было смыто с лица земли со всеми 9 600 жителями.
Железнодорожная магистраль Пекин — Гуанчжоу (англ.)русск., проходящая через Чжумадянь, была выведена из строя на 18 дней, такая же участь постигла и многие другие пути сообщения в регионе. Даже через девять дней после катастрофы более миллиона людей всё ещё были отрезаны водой от внешнего мира; в лучшем случае, пропитание для них могло сбрасываться с самолётов. Жителей поражённых районов косили эпидемии.
Многие дамбы, включая Баньцяо, были восстановлены лишь в 1993 году.
Существуют разные оценки числа жертв катастрофы, официальное число — около 26 тыс. человек, — учитывает лишь непосредственно утонувших при самом заводнении; c учётом же погибших от эпидемий и голода, распространившихся в результате катастрофы, полное число жертв составляет, по разным оценкам, 171 тыс. или даже 230 тыс.. Кроме этого, погибло свыше 300 тыс. голов скота и было разрушено примерно 5,96 млн зданий.
5. Дамба Глено
Строительство гидроэлектростанции, использующей реку Глено в долине Скальве (Скальве), началось в 1916 году, но проект был остановлен плохими материалами и качеством работ. Кроме того, из-за проблем с финансированием план изменился с первоначальной идеи гравитационной плотины. 1 декабря 1923 года, в 7:15 утра, произошла трагедия. Центральная часть рухнула, в результате чего в долины Скальве устремилось 4,5 миллиона кубических метров воды. Официальные погибшие – 356 жизней, а также значительный ущерб дорогам, мостам и зданиям.
6. Плотина Мальпассе
7. Оровилльская плотина
Оровилльская плотина расположена на реке Фитер к востоку от города Оровилл в штате Калифорния, США. Земляная насыпь плотины достигает высоты 230 метров, дамба является самой высокой в США
Строительство было инициировано в 1961 году, земляная насыпь завершена в 1967, завершено строительство в 1968. Торжественно открыта для народа Калифорнии 4 мая 1968 года.
Неожиданно сильные дожди и быстрый подъем уровня воды поставили перед инженерами задачу — справиться с невиданным разливом Оровилла. Аварийный водослив, который не использовали с завершения строительства дамбы в 1968 году, открыли утром в субботу, 11 февраля, так как все усилия по сдерживанию воды оказались тщетными.+
22 июля 2009 года работники гидроузла проводили испытания речного клапана. Когда поток воды через клапан достиг 85 % от максимального, создаваемым им разрежением была обрушена и увлечена в поток разделительная перегородка. Троих рабочих сбило с ног всасываемым в тоннель воздухом, двое из них были увлечены за край рабочей площадки. Один из рабочих серьёзно пострадал от летящих инструментов и частей оборудования, пока цеплялся за повреждённые металлоконструкции. Он получил травму головы, переломы руки и ноги, порезы и ушибы; и был госпитализирован на четыре дня. Отдел безопасности и гигиены труда правительства Калифорнии предъявил Департаменту водных ресурсов шесть претензий, пять из которых были квалифицированы как «серьёзные». Две серьёзные претензии в ходе расследования были отозваны, итоговая сумма штрафа составила 76 125 долларов.
В 2012 году для исследования безопасности речного клапана были привлечены независимые эксперты. В связи с прогнозом засухи, в 2014 году был выполнен срочный ремонт клапана. В 2014—2015 годах он использовался для поддержания температурного режима реки Фетер в соответствии с Актом об охране редких видов[en].
Окончательный ремонт клапана и установка дефлекторного кольца для рассеивания энергии потока при использовании клапана на полной мощности производились в 2016—2017 году. 16 октября 2017 года, в связи с аварийным состоянием водосбросных сооружений гидроузла, Департамент водных ресурсов включил возможность использования речного клапана в план по контролю уровня водохранилища во время зимнего половодья
7 февраля 2017 года началось разрушение бетонного жёлоба основного водосброса и размывание осадочных пород вокруг него. Пропуск воды через основной водосброс был прекращён для его обследования, которое выявило участок разрушения шириной около 50 и длиной до 100 метров в той части жёлоба, где наблюдались трещины в 2013 году. Подлежащие горные породы были вымыты на несколько метров в глубину, начался размыв склона слева от водосброса. Для испытания возможности дальнейшего использования повреждённого жёлоба, сброс воды по нему был возобновлён в небольшом объёме. Возникла вероятность введения в действие аварийного водосброса, для чего 8 февраля началась расчистка склона под ним и укрепление подножия переливной стенки насыпью из валунов, скреплённых бетоном.
Резкий рост приточности 9 февраля вынудил повысить расход воды через повреждённый водосброс до 1840 м³/c, в результате чего продолжилось разрушение его жёлоба и размыв прилегающего склона. Обломки бетона и горных пород сформировали в русле реки Фетер отмель, которая препятствовала оттоку воды от электростанции Хайат. Вечером того же дня электростанцию пришлось остановить. Значительно повысившаяся мутность воды нанесла ущерб рыбоводному заводу, расположенному ниже по течению реки.
10 февраля высокая приточность сохранялась, в результате чего ввод в действие аварийного водосброса был признан неизбежным. Расход воды через повреждённый основной водосброс снизили до 1557 м³/c, чтобы уменьшить его дальнейшее разрушение.
Утром 11 февраля вода пошла через гребень аварийного водосброса. Эрозия грунта на склоне оказалась значительно сильнее ожидаемой и сопровождалась образованием крупных промоин, опасно приближающихся к основанию переливной стенки. Подмыв и обрушение последней могли привести к катастрофическому сливу части водохранилища. В этих обстоятельствах сохранность повреждённого основного водосброса в расчёт уже не принималась, и расход воды через него был увеличен до 2831 м³/c.
Тем не менее, сработка водохранилища ниже гребня аварийного водосброса требовала времени, в течение которого размыв склона под ним продолжался. Существовала также вероятность, что разрушение основного водосброса будет распространяться вверх вплоть до водозаборного сооружения. Поэтому 12 февраля было принято решение об эвакуации населения ниже по течению, которое могло пострадать в случае катастрофического развития ситуации. Эвакуация затронула около 200 тысяч человек
8. Прорыв дамбы в Брумадинью
Прорыв дамбы в Брумадинью произошёл 25 января 2019 года вследствие катастрофического повреждения хвостохранилища на железнорудной шахте в городе Брумадинью бразильского штата Минас-Жерайс. Владельцем дамбы была компания Vale, она же была ответственна за аварию на дамбе в Бенту-Родригесе в 2015 году.
Прорыв произошёл в полдень, тогда же селевая масса накрыла административную территорию шахты, где обедали сотни рабочих. Вскоре разрушению подверглись все прилежащие к берегам объекты в нижележащей долине реки Каза-Бранка. По состоянию на 26 января 2019 года известно о 40 погибших и не менее 300 пропавших без вести, из которых 200 работников комбината и 100 жителей соседних сёл.
Институт Инготим, крупнейший музей под открытым небом в мире, расположенный в Брумадинью, был эвакуирован в рамках выполнения мер безопасности
9. Авария на Саяно-Шушенской ГЭС
Промышленная техногенная катастрофа, произошедшая 17 августа 2009 года. В результате аварии погибло 75 человек, оборудованию и помещениям станции нанесён серьёзный ущерб. Работа станции по производству электроэнергии была приостановлена. Последствия аварии отразились на экологической обстановке акватории, прилегающей к ГЭС, на социальной и экономической сферах региона. В результате проведённого расследования Ростехнадзор непосредственной причиной аварии назвал разрушение шпилек крепления крышки турбины гидроагрегата, вызванное дополнительными динамическими нагрузками переменного характера, которому предшествовало образование и развитие усталостных повреждений узлов крепления, что привело к срыву крышки и затоплению машинного зала станции
10. Наводнения в Иркутской области
Количество погибших во время наводнения в Иркутской области возросло до 12. Тысячи разрушенных домов, людей, оставшихся без крова и миллиард рублей, в который обойдется восстановление катастрофа. Ливни ливнями, но что происходило с гидротехническими сооружениями? Судя по всему, виновата не только погода, но и пресловутый «человеческий фактор». Новую дамбу в Тулуне построили в 2008 году. Местные начальники отчитались: она спасет город от наводнений на сто лет.
Скудные подробности прорыва двух дамб в Иркутской области в новостях о паводке не давали представления о том, насколько серьезны аварии на этих ГТС. О самих дамбах информацию удалось найти лишь в документе МЧС под названием «Перечень объектов, имеющих гидротехнические сооружение, поднадзорные Ростехнадзору и подлежащие декларированию безопасности, и график предоставления деклараций безопасности в 2019 году».
Таким образом, можно предположить, что дамбы пали не только в результате удара стихии, но и в результате пресловутого «человеческого фактора»: не проведения в срок соответствующих проверок. Впрочем, проблема касается не только двух конкретных дамб, но и вообще российских ГТС: они не соответствуют современным климатическим условиям.
Дамба — это вид гидротехнического сооружения, которое устанавливается вдоль рек (в отличие от плотины, строящейся поперек). Они могут быть грунтовыми, земляными, каменными, бетонными. Защитная дамба как вид (именно такая стоит в Тулуне) предназначена для защиты низменностей в долинах рек.