Как выглядит херувим по библии

Ангелы: девять чинов. Инфографика

Приблизительное время чтения: 2 мин.

Согласно православному вероучению, Бог сотворил не только видимый мир, но и мир невидимый, духовный. Что мы знаем о мире «Сил небесных»?

Ангел (греч. вестник, посланник) — духовное, невидимое существо, которое, как и человек, сотворено Богом и обладает личным бытием. В отношениях между человеком и Богом ангелы выполняют служебную роль: они возвещают людям волю Божию.

По учению Православной Церкви все ангелы (Небесные Силы) делятся на три лика. В свою очередь, каждый лик подразделяется еще на три. Такое деление основано на двух принципах: степени приближенности к Богу и типу служения.

Первый лик

Серафимы

Как выглядит херувим по библии. Смотреть фото Как выглядит херувим по библии. Смотреть картинку Как выглядит херувим по библии. Картинка про Как выглядит херувим по библии. Фото Как выглядит херувим по библии

Перевод: Ивр., гр. — горящие, огненные, пламенеющие;

Упоминание: Ис 6:2

Шестикрылые ангелы, наиболее приближенные к Богу. Свое название получили от той пламенной любви, которую имеют к Своему Создателю.

Херувимы

Как выглядит херувим по библии. Смотреть фото Как выглядит херувим по библии. Смотреть картинку Как выглядит херувим по библии. Картинка про Как выглядит херувим по библии. Фото Как выглядит херувим по библии

Перевод: Ивр. керубим — умы, распространители познания и мудрости;

Четырехкрылые и четырехликие ангелы. Их главное служение — просвещение.

Престолы

Как выглядит херувим по библии. Смотреть фото Как выглядит херувим по библии. Смотреть картинку Как выглядит херувим по библии. Картинка про Как выглядит херувим по библии. Фото Как выглядит херувим по библии

Образно, на них восседает Господь Бог, как на престоле, и вершит Свой суд.

Как учит Церковь, степень святости и приближенности этих чинов к Богу настолько высока, что достичь ее больше не может никто. Лишь только Божия Матерь (будучи человеком) сподобилась этой славы, как воспевает об этом Церковь: «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим».

Второй лик

Господства

Как выглядит херувим по библии. Смотреть фото Как выглядит херувим по библии. Смотреть картинку Как выглядит херувим по библии. Картинка про Как выглядит херувим по библии. Фото Как выглядит херувим по библии

Являются незримыми наставниками поставленных от Бога земных властей, правителей. Также помогают человеку укрощать свои страсти, владеть ими.

Как выглядит херувим по библии. Смотреть фото Как выглядит херувим по библии. Смотреть картинку Как выглядит херувим по библии. Картинка про Как выглядит херувим по библии. Фото Как выглядит херувим по библии

Наделены особой властью совершать чудеса, ниспосылают эту благодать праведникам и угодникам Божиим.

Власти

Как выглядит херувим по библии. Смотреть фото Как выглядит херувим по библии. Смотреть картинку Как выглядит херувим по библии. Картинка про Как выглядит херувим по библии. Фото Как выглядит херувим по библии

Обладают властью укрощать силу падших ангелов, а также повелевают стихиями.

Третий лик

Начальства (Начала)

Как выглядит херувим по библии. Смотреть фото Как выглядит херувим по библии. Смотреть картинку Как выглядит херувим по библии. Картинка про Как выглядит херувим по библии. Фото Как выглядит херувим по библии

Наделены правом повелевать законами вселенной, природы, а также оберегают народы и страны.

Архангелы

Как выглядит херувим по библии. Смотреть фото Как выглядит херувим по библии. Смотреть картинку Как выглядит херувим по библии. Картинка про Как выглядит херувим по библии. Фото Как выглядит херувим по библии

Упоминание: Откр 12:7 и др.

Начальники ангелов. Учителя и провозвестники воли Божией для человека, передатчики Откровения.

Особое место в ангельской иерархии занимают архангелы архистратиги Небесных воинств. К ним относятся архангелы Михаил и Гавриил и еще пять архангелов — Иеремиил, Рафаил, Уриил, Салафиил, Эгудиил, Варахиил. Архистратиг Михаил считается верховным архангелом, покровителем всего небесного воинства.

Ангелы

Как выглядит херувим по библии. Смотреть фото Как выглядит херувим по библии. Смотреть картинку Как выглядит херувим по библии. Картинка про Как выглядит херувим по библии. Фото Как выглядит херувим по библии

Упоминание: Откр 1:7 и др.

Наиболее близки к человеку, являются проводниками воли Божией, а также хранителями, защитниками. В данном случае словом ангел обозначается именно чин Небесных Сил.

В более широком смысле этим словом называется представитель любого чина вообще, без конкретики.

Ангел-хранитель

Ангел, который незримо приставляется при крещении к конкретному человеку, чтобы молиться за него перед Богом и оберегать от зла.

В статье сказано: «Особое место в ангельской иерархии занимают архангелы архистратиги Небесных воинств. К ним относятся архангелы Михаил и Гавриил и еще пять архангелов — Иеремиил, Рафаил, Уриил, Салафиил, Эгудиил, Варахиил. Архистратиг Михаил считается верховным архангелом, покровителем всего небесного воинства».

Однако там же выше говорится о том, что архангелы относятся лишь к ангелам третьего лика. Причина противоречия?

а в чем противоречие?

Если Михаил всего лишь архангел, то почему он архистратиг небесного воинства, а не какой-нибудь пламенный серафим?

Война не людьми придумана. В этом я увидел смысл статьи. Война задолго до людей появилась, как противоборство Ангельского войска верному Богу, против воинства Ангелов Люцифера. Да, это так. С тех самых пор как Люцик поднялся против Бога и Замысла Божьего насчет людей, так и идет эта война. И примирение тут невозможно. Только одна из Сил победит. И я Верю что этой Силой будет Бог и Его Ангельское воинство. Спасающее Мир людей.

Господь Бог всегда слышит мольбу матери или бабушки о исцелении ребенка?

Хотелось-бы узнать об отпавших ангелах, кем они были до падения, что делали и так далее?

Источник

Херувимы: значение ангелов в иудаизме и христианстве

Херувимы относятся к самым загадочным существам Божественной иерархии, поскольку в Библии нет единого описания этих небесных созданий. По христианской традиции среди помощников Бога они занимают второе место после серафимов.

Кто такие

В русский язык слово «херувим» пришло из иврита, где оно звучало как «керувим» («крувим»). Одно из значений этого слова – «подобный юноше». Другие исследователи видят созвучие с греческим словом, которое обозначает грифонов – крылатых созданий с телом льва, головой орла и огненными глазами. Еще одна версия находит корни имени в ассирийском языке, где имеется слово karibu — «благословляющий». Так в клинописных источниках именовались стражи миропорядка, имеющие вид огромных крылатых быков.

В самом начале Ветхого Завета описан херувим с огненным мечом, сторожащий Райский сад. В Псалтыре царь Давид упоминает херувимов, которые служат Господу как летающие создания для перемещения по воздуху. И самого Бога в Библии часто называют «Сидящий на херувимах».

Как выглядит херувим по библии. Смотреть фото Как выглядит херувим по библии. Смотреть картинку Как выглядит херувим по библии. Картинка про Как выглядит херувим по библии. Фото Как выглядит херувим по библии

Херувим с огненным мечом

Книга пророка Иезекииля пишет о Тирском царе, сравнивая его по мудрости, красоте и величию с херувимом. Судя по описанию, херувим – это высшее существо из Эдемского сада, чья одежда сияет драгоценными камнями. Но царь Тирский впал в грех гордыни и утратил свое величие.

Херувимам уделяется особое внимание в описании Ковчега Завета, который был создан по прямому указанию Господа. Крышку Ковчега украшали две отлитых из золота фигурки, установленные друг напротив друга. Крылья херувимов были раскрыты, словно оберегая священную реликвию иудеев.

Мудрый израильский царь Соломон распорядился изготовить из масличного дерева двух огромных херувимов и покрыть их золотом. Эти статуи достигали пяти метров в высоту, таким же был размах их крыльев. Крылья смыкались и образовывали нечто вроде защитного покрова для святилища. В Храме Соломона изображения херувимов были нанесены на стенах, дверях, занавесях и покрывалах.

Эти образы упоминаются пророком Иезекиилем в его видении, там приводится описание херувимов, которые обладали двумя лицами: человеческим и львиным.

Второй высший ангельский чин

Херувимы занимают высокое место в различных религиозных традициях, что вполне закономерно. Изначально они появились в иудаизме, на основе которого возникло позднее христианство.

В иудаизме

По древнееврейским преданиям, Господь создал херувимов на третий день, и они до сих пор входят в ближайшее окружение Бога. В момент Исхода евреев из Египта, когда Моисей привел соплеменников к берегу Красного моря, Бог прилетел на помощь к своему народу именно на херувиме.

В еврейском толковании Экклезиаста (на иврите оно называется «мидраш») херувимы входят в число созданий, через которых душа спящего человека общается с Создателем. В этом толковании также говорится, что Господь, восседая на херувиме, следит за событиями во Вселенной. Подчеркивается, что херувим не принадлежит материальному миру и сам является частью Бога.

Мидраш Тадше говорит, что образы двух херувимов на Ковчеге Завета олицетворяют два главных божественных качества – милосердие и справедливость.

В христианстве

В эпоху раннего христианства теологи не имели единого мнения относительно херувимов. Многие видели в них лишь символ, который объясняет действия Творца.

Однако Богослов Климент Александрийский, живший во II–III веках н.э., относит херувимов к разряду «песнословящих духов». Он расшифровывает имя херувим как «Великое Знание» и дает подробное описание этих духов. В частности, он пишет, что херувимы имеют 12 крыльев – это соответствует 12 знакам Зодиака и символизирует ход времени.

Кроме того, теолог пишет, что лицо этих ангелов – символ души, а крылья указывают на действия во имя Всевышнего, а уста символизируют высокие речи, восхваляющие Господа.

В IV веке в христианской религии складывается устойчивый взгляд на эту группу ангелов. Архиепископ Иоанн Златоуст говорит, что херувимы олицетворяют мудрость Создателя. Их образы заполнены множеством глаз, которые разбросаны по всему их телу. Это мудрость вездесущего и всезнающего Бога.

Византийский монах Феодор Студит относит херувимов к наивысшим ангелам, которые ближе всего к Богу.

Как выглядит херувим по библии. Смотреть фото Как выглядит херувим по библии. Смотреть картинку Как выглядит херувим по библии. Картинка про Как выглядит херувим по библии. Фото Как выглядит херувим по библии

В богословском трактате «О небесной иерархии» Псевдо-Дионисий Ареопагит назвал херувимов вторым высшим ангельским чином. Богослов особо указал на способность этих ангелов знать Господа и созерцать его образ во всем благолепии. Кроме того, в этом сочинении говорится, что херувимы передают высшую мудрость и божественный свет тем существам, которые не могут общаться с Господом непосредственно.

Кого сейчас называют и как они выглядят

В настоящее время в среде верующих идут споры относительно природы херувимов. Бытует мнение, что херувимы не относятся к числу ангелов, а лишь исполняют поручения Господа, то есть выступают в роли посланников. Таким образом, херувимов определяют в разряд небесных курьеров, несправедливо лишая их ангельского чина.

Такое толкование выглядит как упрощенный взгляд на устройство Небесного Царства, поскольку для разных поручений Творец использует разных посланников, и если дело ответственное, его вряд ли поручат рядовому ангелу. Впрочем, в качестве послов выступают порой и самые высокие ангелы, например, архангел Гавриил, который передает пророкам волю Творца.

Внешний облик херувимов также порождает массу дискуссий. Известно описание четырех существ, которых пророк Иезекииль встретил у Небесного престола: лев, бык, орел и человек. Но после истории с золотым тельцом, которому поклонялись сбившиеся с пути евреи, Бог решил сотворить особого ангела. В облике херувима присутствуют черты всех четырех созданий.

Есть и иные трактовки, которые по-своему рисуют этих ангелов: четырехкрылые существа; колеса, источающие яркий огонь; устрашающие создания с многочисленными очами. В отдельных древнееврейских источниках встречается утверждение, что херувим – это не живое существо, а некий атрибут, который используется в богослужении.

Скорее всего, херувимы имели способность к перевоплощению, а потому любое их описание относится к проявлению их в материальном мире. Истинную их природу человеческий взор не воспринимает, ее могут видеть лишь существа духовного мира: другие ангелы и сам Творец.

Херувимчики в искусстве — самая распространенная ошибка трактовки

Сцены из жизни Небесного Царства всегда привлекали внимание живописцев эпохи Возрождения. Тем более, такие талантливые художники, как Леонардо да Винчи, Рафаэль получали от церковной власти заказы на оформление храмов.

Видимо, память о судах святой инквизиции заставляла художников проявлять крайнюю осторожность при обращении к божественной тематике. Одни просто полагались на рекомендации священников, другие старались понравиться заказчику, предлагая благостные картинки, радующие взор. Так появились на картинах милые ангелочки, больше похожие на римских купидонов, чем на настоящих ангелов. Причем их изображали не только на полотнах, но также украшали ими витражи и фрески, делали скульптуры этих невинных крылатых малышей.

Как выглядит херувим по библии. Смотреть фото Как выглядит херувим по библии. Смотреть картинку Как выглядит херувим по библии. Картинка про Как выглядит херувим по библии. Фото Как выглядит херувим по библии

Многие эти изображения дошли до наших дней и считаются шедеврами мирового искусства. При этом посетители музеев, глядя на эти юные создания, ошибочно именуют их херувимчиками. Однако эти персонажи никак не связаны с истинными херувимами, занимающие второе по значимости место в Господнем окружении.

В живописи Ренессанса этот юный отрок с крылышками назывался putto (то есть «младенец»), или putti во множественном числе. Их редко помещали в центр картин. Обычно они играли вспомогательную, декоративную роль в основном замысле. Этим обрамлением зачастую занимались ученики, чтобы мастер мог направить все усилия на главную идею. Сам образ putti возник на стыке античной мифологии и библейских сюжетов.

Как выглядит херувим по библии. Смотреть фото Как выглядит херувим по библии. Смотреть картинку Как выглядит херувим по библии. Картинка про Как выглядит херувим по библии. Фото Как выглядит херувим по библии

Подлинные херувимы редко становились объектом творчества живописцев. Во всяком случае, специальных полотен, посвященных этим ангелам, нет. Они появлялись лишь там, где того требовал сюжет картины. Например, Рафаэль Санти на картине «Видение пророка Иезекииля» изобразил Бога, которого несут орел, телец, лев и ангел.

Заключение

Хотя сведения о херувимах не слишком детальны, эти небесные ангелы играют значимую роль в христианской традиции. Они олицетворяют справедливость, милосердие и великую мудрость Господа. Недаром одна из главных молитв в Православной литургии называется Херувимская Песнь.

Как выглядит херувим по библии. Смотреть фото Как выглядит херувим по библии. Смотреть картинку Как выглядит херувим по библии. Картинка про Как выглядит херувим по библии. Фото Как выглядит херувим по библии

Нужные слова и ваша вера – ключ к успеху в совершенном ритуале. Информацию я вам предоставлю, но ее реализация напрямую зависит от вас. Но не стоит переживать, немного практики и у вас все получится!

Источник

Кто такие серафимы и херувимы. В чем их отличие

Ангелы на Небесах имеют свою иерархию из 10 уровней, и у каждой свои обязанности. Серафимы и Херувимы находятся ближе всех в Богу и никогда не спускаются на землю. Они окружают трон Всевышнего, вместе с престола представляют собой гвардию Господню, его помощников в суде над людьми, несущие просвещение и веру. Шестикрылые серафимы и херувимы изображены на многих иконах Святой троицы, Бога. Одни огненно алые, другие как морская вода. В этом их основное внешнее отличие.

Способности ангелов

Воинство Небесного царства состоит из ангелов. Сила им даруется Богом и только он определяет круг возможностей каждого из них и всех вместе. Ангелы наделены общими для всех иерархий, способностями:

Некоторые из видов ангелов способны испепелять не только небольшие предметы, но даже целые города. Пример такого владения огнем – наказание за грехопадение Содома и Гоморы.

Ангельская иерархия

Сведения об ангелах и их иерархии собирались по крупинкам из разных источников. Лучше всего классифицировал всю информацию воедино Дионисий Ареопагит и описал в своей книге «О небесной иерархии».

Как выглядит херувим по библии. Смотреть фото Как выглядит херувим по библии. Смотреть картинку Как выглядит херувим по библии. Картинка про Как выглядит херувим по библии. Фото Как выглядит херувим по библии

В Ангельских чинах различают три лика по три чина в каждом. Всего получается 9 чинов. Они занимают свое место на небесах по отношению к Богу и людям.

Ближе всех к Господу находится троица: Серафимы, Херувимы и Престолы. Они располагаются вокруг Всевышнего, оберегая и являясь Его ближайшими помощниками.

Серафимы

Шестикрылый ангел Серафим ближе всех находятся к Богу и пламенеют к Нему сильной любовью, горят ярким огнем. Слово «серафим» так и переводится с древнееврейского как «пламенеющий».

У Серафима три пары крыльев. На одной он парит – летает. Вторая пара служит для того, чтобы закрывать свое тело от огня, излучаемого Всевышним. Еще два крыла у Серафимов закрывает огненный взгляд, которым он может воспламенить окружающих.

Как выглядит херувим по библии. Смотреть фото Как выглядит херувим по библии. Смотреть картинку Как выглядит херувим по библии. Картинка про Как выглядит херувим по библии. Фото Как выглядит херувим по библии

Изображения Серафимов традиционно делают яркими красными красками, словно летающий огонь. Если случались битвы, Серафимы превращались в огненных змеев и сжигали врага.

В обязанность Серафимов входит оберегать Бога и разжигать любовь к нему в сердцах людей, очищают душу Божественным огнем, вдохновляя на проповедь.

Серафимы – ангелы высшего чина. Они плотно окружают Бога, полностью закрывая его своими телами, непрерывно воспевают и славят Всевышнего.

Херувимы

В Библии встречается выражение, относящееся к Всевышнему, «восседающий на херувимах». Исходя из нее, шестикрылые ангелы являются способом передвижения Бога.

Правильное название, данное ангелам давно, «херувы». Это слово имеет несколько значений. В переводе с еврейского, оно означает «благословящий» или великое знание, множество разума – этот вариант популярен среди богословов в православии. Их тела и крылья полностью покрыты глазами, они многоочитые, познавающие все. По этому поводу Деонисий Ареопагит сказал, что Херувимы сияют светом Богопознания.

Третий вариант толкования слова означает «подобный цветущей юности». Исходя из этого варианта, Херувимов изображают младенцами с крыльями. На фото икон и росписей потолка видно, что ангел имеет круг нимба вокруг головы и закрывает себя крыльями.

По описанию в книге пророка Иезеркииля, есть подробное описание Херувимов. У них по 4 лица: человека и льва справа и тельца и льва слева. У всех голов по четыре крыла. Условно в православии Херувимов изображают в одним лицом младенца и шестью крыльями, по подобию Серафимов. Обычно крылья их окрашены лазоревым или синим цветом.

Как выглядит херувим по библии. Смотреть фото Как выглядит херувим по библии. Смотреть картинку Как выглядит херувим по библии. Картинка про Как выглядит херувим по библии. Фото Как выглядит херувим по библии

Согласно Книги Бытия, Херувим с мечом стоит у входа в Райский Сад, охраняет Древо вечной жизни и не допускает к нему людей. На свой пост он стал еще до появления первых людей – Адама и Евы. В обязанность Херувимов входит борьба с дьяволом и вытеснение его из умов и души христиан.

По указанию Господа Моисей поставил Херувимов по обе стороны от Ковчега Завета.

В список высшего лика ангелов входят Престолы. Они фактически являются опорой Бога, располагаются под ним.

Основные отличия

Серафимы окружают Господа, прославляют и воспевают его. Они очищают человека от внутреннего зла, ограждают от скверных деяний. Они постоянно сражаются с демоном.

Херувимы исполняют волю творца, выполняют все его указания. Они передают волю Всевышнего и Святые Знания людям и ангелам низшего чина.

Внешне они отличаются цветом крыльев, как вода и пламень.

Источник

Херувимы

Херуви́мы — 1) ангель­ский чин (сте­пень ангель­ской иерар­хии), при­над­ле­жа­щий к триаде высших ангель­ских чинов (в свя­то­оте­че­ской лите­ра­туре нередко пере­чис­ля­ется после чина сера­фи­мов, но иногда, в перечне ангель­ских сте­пе­ней, ста­вится не на второй, а на первой пози­ции); 2) ангелы, пред­ста­ви­тели этого чина.

Как выглядит херувим по библии. Смотреть фото Как выглядит херувим по библии. Смотреть картинку Как выглядит херувим по библии. Картинка про Как выглядит херувим по библии. Фото Как выглядит херувим по библии

Согласно тол­ко­ва­нию «Дио­ни­сия Аре­о­па­гита», назва­ние «херу­вимы» «озна­чает их силу – знать и созер­цать Бога, спо­соб­ность при­ни­мать высший свет и созер­цать Боже­ствен­ное бла­го­ле­пие при самом первом его про­яв­ле­нии, мудрое их искус­ство – пре­по­да­вать и сооб­щать обильно другим даро­ван­ную им самим муд­рость»1. Между тем известны и другие тол­ко­ва­ния этого име­но­ва­ния. Есть пред­по­ло­же­ние, что еврей­ское слово «керу­бим» в форме мно­же­ствен­ного числа может быть свя­зано с аккад­ским гла­го­лом в зна­че­нии «бла­го­слов­лять, хва­лить, молиться».

Как выглядит херувим по библии. Смотреть фото Как выглядит херувим по библии. Смотреть картинку Как выглядит херувим по библии. Картинка про Как выглядит херувим по библии. Фото Как выглядит херувим по библии

Херу­вимы в Ветхом Завете

В Библии херу­вимы неод­но­кратно пред­стают в виде анге­лов, на кото­рых вос­се­дает Бог ( 1Цар.4:4 ; 2Цар.6:2 ; 4Цар.19:15 ; 1Пар.13:6 ; 2Цар.22:11 и Пс.17:11 ). С одной сто­роны, когда речь идет о ков­чеге Завета, это ука­зы­вает на ковчег, как на место осо­бого Божьего при­сут­ствия, с другой, в более широ­ком кон­тек­сте, на особую духовно-бла­го­дат­ную бли­зость херу­ви­мов к Богу.

В сюжете о гре­хо­па­де­нии Адама и Евы гово­рится о том, что после изгна­ния первых людей из рая херу­виму было пору­чено охра­нять путь к дереву жизни в рай­ском саду: «И изгнал Адама, и поста­вил на востоке у сада Едем­ского Херу­вима и пла­мен­ный меч обра­ща­ю­щийся, чтобы охра­нять путь к дереву жизни» ( Быт.3:24 ).

В биб­лей­ских текстах херу­вимы часто бывают пред­став­лены в виде раз­лич­ных сим­во­ли­че­ских обра­зов: известны образы херу­ви­мов, выре­зан­ные из мас­лич­ного дерева и позо­ло­чен­ные или в виде рельеф­ной резьбы, а также литые из золота и выши­тые в тка­не­вой атри­бу­тике скинии и Святая Святых ( 3Цар.6:23–29 ; 2Пар.3:7 ; 2Пар.3:10-13 ).

Биб­лей­ская сим­во­лика пред­став­ляет их кры­ла­тыми, что, с одной сто­роны, ука­зы­вает на их при­над­леж­ность к небу, а с другой – на их спо­соб­ность к быст­рому пере­ме­ще­нию. Опи­са­ния их лиц весьма раз­ли­ча­ются: у херу­ви­мов ков­чега Завета есть только одно лицо; херу­вимы в храме Иезе­ки­иля дву­лики ( Иез.41:18 ), а те, что опи­саны в его виде­нии, обла­дают четырьмя лицами ( Иез.1:4–28 ). Их крылья были рас­про­стер­тыми и под­дер­жи­вали свод, над кото­рым в вели­ко­ле­пии вос­се­дал Бог. Когда они дви­га­лись, их крылья изда­вали шум.

Внеш­ний вид херу­ви­мов, пред­став­лен­ный в раз­лич­ных книгах Библии, сим­во­ли­че­ски ука­зы­вает на неко­то­рые их осо­бен­но­сти и каче­ства. Не сле­дует пони­мать бук­вально, что такого рода внеш­ние опи­са­ния харак­те­ри­зуют их про­стран­ствен­ную форму. В сочи­не­нии «О небес­ной иерар­хии», автор­ство кото­рого при­пи­сы­ва­ется Дио­ни­сию Аре­о­па­гиту, гово­рится о том, что опи­са­ние изоб­ра­же­ний «нужно для того, чтобы мы не пред­став­ляли грубо, подобно невеж­дам, небес­ных и Бого­по­доб­ных умных сил, име­ю­щими много ног и лиц, нося­щими скот­ский образ волов или зве­ри­ный вид львов, с изо­гну­тым клювом орлов, или с пти­чьими перьями; равно не вооб­ра­жали бы и того, будто на небе нахо­дятся огне­вид­ные колес­ницы, веще­ствен­ные троны, нужные для воз­се­да­ния на них Боже­ства, мно­го­цвет­ные кони, вое­на­чаль­ники, воору­жен­ные копьями, и многое тому подоб­ное, пока­зан­ное нам Св. Писа­нием под мно­го­раз­лич­ными таин­ствен­ными сим­во­лами ( Иез.1:7 ; Дан.7:9 ; Зах.1:8 ; 2Мак.3:25 )»2.

Херу­вимы в хри­сти­ан­ской пись­мен­но­сти

В связи с тем, что опи­са­ния херу­ви­мов в Библии раз­но­об­разны, в свя­то­оте­че­ской тра­ди­ции воз­никло мно­же­ство спо­со­бов для тол­ко­ва­ния их обра­зов. Как пра­вило, авторы схо­ди­лись во мнении, что каждый эле­мент внеш­него вида дан­ного ангель­ского чина пред­став­ляет собой символ, однако интер­пре­та­ции их зна­че­ний часто отли­ча­лись. Многое зави­село от кон­тек­ста, в кото­ром херу­вимы были упо­мя­нуты в Писа­нии.

В сочи­не­нии «О небес­ной иерар­хии» херу­вимы сле­дуют после сера­фи­мов и отно­сятся ко вто­рому чину первой триады ангель­ских сил. Их основ­ное свой­ство – «знать и созер­цать Бога, спо­соб­ность при­ни­мать высший свет и созер­цать Боже­ствен­ное бла­го­ле­пие при самом первом его про­яв­ле­нии, мудрое их искус­ство – пре­по­да­вать и сооб­щать обильно другим даро­ван­ную им самим муд­рость»3.

Кли­мент Алек­сан­дрий­ский пола­гает, что уста­нов­лен­ные на ков­чеге Завета фигуры херу­ви­мов пред­став­ляют собой лишь сим­во­ли­че­ское изоб­ра­же­ние и не явля­ются вос­про­из­ве­де­нием их реаль­ного облика. Свою пози­цию он аргу­мен­ти­рует запре­том Бога на изоб­ра­же­ние святых пред­ме­тов (сле­до­ва­тельно, и херу­ви­мов) и невоз­мож­но­стью для вос­при­я­тия чело­ве­ком небес­ных существ. Кли­мент дает сле­ду­ю­щее объ­яс­не­ние облику литых из золота фигур: «Имя Херу­вима озна­чает “вели­кое знание”. Вместе они имели две­на­дцать кры­льев, как ука­за­ние на чув­ствен­ный мир, две­на­дцать знаков Зоди­ака и опре­де­ля­е­мый ими ход вре­мени. …изоб­ра­же­ние херу­ви­мов имеет сим­во­ли­че­ское зна­че­ние: лицо явля­ется сим­во­лом души, крылья – слу­же­ния и дей­ствия воз­вы­ша­ю­щихся слева и справа сил, а уста – гимн славе в непре­стан­ном созер­ца­нии» (кн. 5, VI. 35. 6–7; 36. 3–4)4.

В воору­жен­ном пла­мен­ным мечом страже Едем­ского сада, постав­лен­ного после изгна­ния первых людей, Бла­жен­ный Авгу­стин видел вре­мен­ную кару. По его мнению, меч назы­ва­ется пла­мен­ным потому, что «всякое стра­да­ние словно жжет». При этом глав­ная цель пла­мени не истреб­ле­ние, а очи­ще­ние5. Иоанн Зла­то­уст же напро­тив, вос­при­ни­мал этот образ как знак того, что после нару­ше­ния запо­веди вход в рай для чело­века стал недо­сти­жи­мым. В «Бесе­дах на книгу Бытия» он пишет о том, что эпитет ангель­скому оружию «обра­ща­е­мое» был дан Мои­сеем, чтобы пока­зать, как заграж­дало оно все воз­мож­ные пути и «непре­станно вызы­вало страх и вос­по­ми­на­ние»6. Исходя из пони­ма­ния имени херу­ви­мов как «вели­кое знание», Иоанн Зла­то­уст в беседе «О тво­ре­нии мира» даёт объ­яс­не­ние образу херу­ви­мов как пре­муд­ро­сти, «на кото­рой Он (Бог) почи­вает». Там же он даёт объ­яс­не­ние нали­чию мно­же­ства глаз на всех частях их тела: «пре­муд­рость смот­рит всюду, имеет повсюду отвер­стое око»7. В слове «Против ано­меев» он выска­зы­вает мнение, что «херу­вимы служат Богу пре­сто­лами; это ска­зано о херу­ви­мах не потому, чтобы Бог нуж­дался в пре­столе, а чтобы отсюда ты ура­зу­мел досто­ин­ство этих сил»8.

Пре­по­доб­ный Ефрем Сирин истол­ко­вал образ четы­рёх зверей из виде­ния Про­рока Иезе­ки­иля как херу­ви­мов. Он считал, что херу­вимы были пред­став­лены в виде льва, тельца и орла по при­чине вос­при­я­тия людьми этих живот­ных как наи­бо­лее бла­го­род­ных и силь­ных. В лице льва он видел ука­за­ние на «царей и князей века сего, кото­рые вос­при­и­мут на себя иго Церкви, изоб­ра­жа­е­мой под видом колес­ницы, или поко­рятся Еван­ге­лию». В лице орла содер­жится ука­за­ние на при­ше­ствие Мессии свыше. Все вместе они ука­зы­вали на мно­же­ство разных наро­дов, кото­рые в буду­щем примут Еван­ге­лие9.

При­ме­ча­ния:

1 Дио­ни­сий Аре­о­па­гит. Глава VII. О Сера­фи­мах, Херу­ви­мах и Пре­сто­лах, и о первой их Иерар­хии / О небес­ной иерар­хии.

2 Дио­ни­сий Аре­о­па­гит. Глава II. О том, что Боже­ствен­ные и небес­ные пред­меты при­лично изоб­ра­жа­ются под сим­во­лами, даже с ними и несход­ными изоб­ра­же­ния для опи­са­ния, умных Сил, не име­ю­щих образа, имея в виду, как выше ска­зано, наш разум, забо­тясь о свой­ствен­ной и ему срод­ной спо­соб­но­сти воз­вы­шаться от доль­него к гор­нему, и при­спо­соб­ляя к его поня­тиям свои таин­ствен­ные свя­щен­ные изоб­ра­же­ния. / О небес­ной иерар­хии.

5 Биб­лей­ские ком­мен­та­рии отцов Церкви и других авто­ров I–VIII веков. Ветхий Завет. Тверь, 2004. Т. 1. С. 123.

6 Cвя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст. Беседа XVIII / Беседы на книгу Бытия.

8 Cвя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст. Слово третье. / Против ано­меев.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *