Как выглядит избушка бабы яги
Изучение сказочного героя. Где живет Баба-яга?
Вступление
Итак. Где обычно живет Баба-яга в сказках?
Где находилась сказочная избушка?
О месте расположения избушки Яги сказители сообщали своей аудитории неодинаковые сведения, но были в их словах и общие черты.
Как выглядела избушка на курьих ножках?
Знаменитый исследователь фольклора В. Я. Пропп подчеркивал, что избушка Бабы-яги олицетворяла собой «сторожевую заставу» на границе между миром живых и миром мертвых.
Вход в избушку, где живет Баба-яга, был всегда обращен к лесу, но та поворачивалась, если приходил незваный гость и требовал этого. Куриных ног обычно было две (редко одна), иногда даже четыре. И в некоторых историях избушка могла даже запинать ими неугодного визитера.
Прообраз избушки
Древние славяне хоронили своих покойников в особых домовинах. Они ставились на высокие, так называемые «курные» пни, которые обкуривались дымом от костров. Домовина ставилась отверстием к лесу, а не к селу. Вот вам и куриные ноги и известное сказочное обращение героя к избушке, стать к лесу задом, а к нему передом.
Покойник лежал в домовине ногами к выходу, так же располагалась в своей избушке и Баба-яга, образ, по словам Проппа, живого мертвеца. Видеть пришедшего она не могла, но чувствовала его запах. Отсюда слова сказки «лежит бабка, нос в потолок врос» и ее реплика, когда избушка поворачивалась к гостю: «Чую, русским духом пахнет!».
Герой же, оказавшийся в трудной ситуации, исчерпавший все доступные способы решения своей проблемы, шел к миру недоступному, неведомому. Обратившись к представительнице потустороннего мира за помощью или советами, Иван-царевич или другой сказочный герой должны были приобщиться к нему. Поэтому новопришедшим Баба-Яга сперва предлагала попариться в бане (совершить посмертное омовение), а затем кормила пищей мертвых. Если герой не пугался и принимал все эти «знаки внимания», считалось, что он мог рассчитывать на то, чтобы Баба-яга, этот русский Харон, проводник в мире мертвых, помогла ему в его трудных поисках.
Атрибуты Бабы-яги
В печь старуха Яга часто сажала маленьких детей. Почему? Потому что в старину лечиться было нечем и не у кого, и первыми в крестьянской семье от эпидемий, болезней, голода страдали именно дети.
Современная изба Бабы-яги
Избушка на курьих ножках своими руками
Фотоподборка декоративных избушек на курьих ножках из дерева от мастера Александра Викторовича. Вот как может выглядеть избушка на курьих ножках своими руками.
Откуда появилась Баба–Яга?
Баба-Яга – герой русского национального фольклора. В одних произведениях этот персонаж предстает перед читателем в виде злой и мерзкой старухи, в других она помогает сказочным героям и уже не кажется вредной и отвратительной ведьмой. Так как появилась Баба — Яга? Существует несколько версий ее появления в народных сказках.
Всесильная жрица
Многие исследователи истории древних славян видят в Бабе-Яге властную жрицу. Она, в бытность охотничьих племен, на правах вождя общины проводила особый ритуал, который предполагал посвящение мальчика в мужчину. Обряд проводился так: мальчики – подростки оказывались в лесных чащах, где они обучались навыкам профессиональных охотников. Этого ритуала очень боялись сами подростки и особенно их родители, ведь этот обряд часто заканчивался избиениями и побоями. Ритуал представлял собой имитацию смерти юноши от лап зверя и дальнейшего его «воскрешения».
Баба–Яга играла роль злой ведьмы, которая похищала бедных детей и уносила в глубину леса, а затем их жарила (символически пожирала). Все представление заканчивалось тем, что главная жрица давала полезные наставления тем, кто с честью прошел все испытания. Со временем такие ритуалы ушли в прошлое, но образ страшной жрицы, которая проводила такие обряды, остался в памяти славян надолго. С возникновением христианства на Руси, началась борьба с язычеством. Языческие божества (идолы) стали преподноситься славянам в виде бесов и демонов.
На основании этих христианских представлений и проходивших в прошлом жутких обрядах родилась еще одна гипотеза появления Бабы-Яги.
Проводник между мирами
Баба-Яга представляла собой связующее звено между миром живых и миром мертвых, а ее избушка была промежуточным коридором между ними. Она являлась своеобразным порталом между этими временными промежутками. Почему на «курьих ножках»? « Курьи» – это измененное со временем понятие «курные», что означало окуренные дымом. У наших предков существовал особый обряд захоронения усопших.
Он выглядел своеобразно и дико – останки умершего человека помещали на специальный настил, который ставили на окуренные дымом столбы. Был и другой обычай: хоронили покойных в отдельных домиках, которые находились на высоких пнях. Корни этих пней торчали из земли и напоминали куриные ноги. Сама Баба–Яга представляла собой лохматую, страшную старуху с костяной ногой. С другой стороны, древние славяне с почтением относились к предкам, стараясь, их лишний раз не беспокоить.
Колдунья и знахарка
Также существует предположение, что прототипом Бабы–Яги являлись знахарки и целительницы, которые избавляли людей от болезней. В переводе с древнеславянского слово «Яга» означало «немощь» или «болезнь». Жили такие женщины вдали от людей и были нелюдимыми.
Существует много предположений и версий относительно происхождения этого сказочного персонажа. Но ясно то, что Баба–Яга являлась и является культовой фигурой, которая вобрала в себя много мифов и символов прошлого.
Еще статьи из раздела Изделия из дерева:
Несколько слов об избушке всем известной старушки
В восточнославянских сказках жилище Бабы Яги бывает не только на куриных ножках, и хотя этот вариант самый распространённый, всё же нельзя сбрасывать со счетов другие, так как в фольклоре истинное или, например, самое древнее описание чего-либо может сохраняться в одном-единственном варианте, противоречащим всем остальным. Итак, избы Ягишен стоят:
Можно ли представить себе избушку, соответствующую ВСЕМ представленным здесь вариантам описания жилища Яги? Можно, если отвлечься от стереотипов, вложенных в наше сознание с детства посредством иллюстраций сказок и детских фильмов.
Что общего у всех вариантов описания жилища Яги? То, что это ОСТАНКИ животных, кости, преимущественно конечностей кур, а так же собак и баранов, головы петухов и рога мелкого скота. Изба зиждется на основании из костей, их очень много, иначе костей (особенно куриных) не увидеть под строением.
Дом, стоящий на костях. анналы истории донесли для нас описание подобного сооружения Х века у балтийских славян. В книге Н. Срезневского «Исследования о языческом богослужении у славян», в главе «Известия о храмах», приводится сообщение Титмара: В земле ретарей, в Ридигосте стоял храм «…окружённый со всех сторон лесом огромный и священный для жителей на основании из рогов различных зверей» (С.40). Это важнейшие описание о необычном фундаменте деревянной постройки большинством исследователей, пишущим о славянских храмах опускается так как выглядит непонятным, а от того подозрительным в своей достоверности. Сравним его со сказкой: «…пришёл (Иван) к тёмному лесу; стоит избушка на курьих ножках, на бараньих рожках» (Афанасьев 225) или «……средь дремучего леса увидел избушку на козьих рожках, на бараньих ножках» (Зеленин).
Постройки разняться только размерами, а местоположение (в лесу), материал изготовления (дерево), фундамент (рога), назначение (сакральные действия) у них идентичны. Сказки подтверждают правдивость сведений Титмара, а его записи, в свою очередь, показывают нам, как выглядели избушки Егибаб.
Вероятно, существовал общенародный ОБЫЧАЙ складывания (насыпки) определённых видов костных останков, своего рода «сакрального мусора», под сакральными объектами в параллель доказанному новгородскими раскопками ОБЫЧАЮ делать подсыпку под простыми мостовыми и простыми жилищами из бытового мусора. Интересно, что бытовой мусор (культурный слой) ссыпали не только под, но и в дома. Когда дом ветшал, верхние венцы его разбирались на дрова или другие хозяйственные нужды, а 4- 5 нижних венцов, вросших в землю за время существования избы, оставляли на месте. Так образовывалась ёмкость, ограниченная остатками старого сруба, и её использовали в качестве мусоросборника (там же. С. 29). Этот древний обычай, ставший неосознаваемым видом этнического поведения, дожил до наших дней, причём распространён он не только в Новгородской губернии, но повсеместно – руины домов в наших городах и весях мгновенно превращаются в свалки мусора.
Итак мы видим, что при сооружении сакральных объектов западнославянского племени ретарей (разрушены в ХI веке), словен Новгородских (начало строительства – Х век) применялись сходные архитектурные решения, соответствующие фольклорным описаниям внешнего вида жилища восточнославянских Егибаб, что может свидетельствовать в пользу значительной, общеславянской древности такого рода построек.
Очень показательны для нашей темы материалы раскопок второго Збручского (Крутиловского) святилища. Весь комплекс (капище, городище) был буквально усыпан костями животных и людей. Например, описание «длинного» жилого дома: «Пол дома 3 вымощен камнями и на нём отложился культурный слой толщиной 15-20 см, в котором находились обломки посуды 12 в. и раздробленные кости животных. Находки. позволяют предположить, что в домах периодически происходили ритуальные пиршества. (Статья Тимощук Б.А., Русанова И.П. в сборнике «Древности славян и Руси». М. 1988. С.87). Скорее всего как уже отмечалось выше, кости жертвенных животных и черепки попадали на каменный пол общественного здания не непосредственно во время пира, а приносились из других трапезных мест и ссыпались в него тогда, когда длинный дом уже не использовался в качестве пиршественного зала, но сохранял и в руинах свой священный статус (иначе сор в нём был бы другого рода).
Но сколько ж надо съесть, что бы культурный слой был 20 см толщиной!
Теперь представим себе не раскрученное капище, как Крутиловское, а одинокую лесную избушку. Такие сооружения в северной части славянского мира действительно строились на ножках, то есть имели свайную конструкцию в целях защиты от высоких снегов и половодий. Иногда для подпорок использовались естественно стоящие (не выкорчёванные) кряжистые пни, похожие на лапы, вцепившиеся в Землю. В таких избушках действительно зачастую не было «ни окон, ни дверей», вход располагался под домиком, в него влезали по приставной лесенке, которую убирали для того что бы звери не проникли в жилище. Вполне логично использовать этот люк для сброса мусора. Избушка Яги «ветхая», «очеретом подпёрта, а то б развалилась», то есть очень давно построена, следовательно, костей и «говёшка» под ней навалено много.
Всё это так «приземляет» Ягу, бытовые отходы и экскременты вряд ли можно назвать «сакральным сором».
Но не будем спешить с выводами, вот ещё один интересный факт.
. лучше камень пахать, чем «Отче Наш» говорить.
Как произносят Божьи заповеди, я никогда не слыхал,
Ни правил христианской веры не читал.
В церкви я с десяти лет не бывал,
Только с колдуньей на колдовства я, бывало, глядел.
Лучше уж со святой колдуньей петуха есть,
Чем в церкви возглашение учеников слушать.
(Топоров В.Н. «Мартинас Мажвидас в контексте его времени (к 450-летию со дня выхода в свет первой литовской книги)». Балто-славянские исследования 1987.М. 1988. С.71).
Необъяснёнными остаются «собачьи голяшки (голени»), а так же возможность вращения жилища Яги. А оно, судя по вариантам «на веретённых пятках» или «собачьих пятках», действительно вращалось.
В старинных песнях и былинах встречается выражение «распахнул(а) дверь на всю пяту», то есть до упора, на «всю катушку». Дело в том, что вращательный механизм старинной двери отличался от современного. Дверь крепилась и вращалась на шарнирах (пятках), вставленных в углубления вверху и внизу (не сбоку, как сейчас) двери и косяка. Этими шарнирами служили пяточные кости животных.
Но это двери, а как с помощью такого приспособления заставить вращаться даже небольшой домик – непонятно. Тут нужна «пятка» по крайней мере, мамонта, уложенная в центре постройки между основанием и полом.
Баба Яга и дом на курьих ножках
Огромный исторический интерес представляют для нас русские народные сказки, в которых врагом русского богатыря является Баба-Яга, ездящая верхом на коне во главе своего воинства. Баба-Яга располагает «ратной силой несметной». Её многочисленное войско «как бы оболок катится по краю неба». Русские богатыри побеждают несметное войско Бабы-Яги, и она проваливается в подземелье, куда за ней следует и герой сказки.
Б.А. Рыбаков, в книге «Язычество древних славян», (глава 10. Мифы, предания, сказки. Баба-Яга-всадница) пишет:
«В подземелье кузнецы, швеи и ткачихи готовят войско для Бабы-Яги. Богатырь убивает всех изготовителей воинов Бабы-Яги и побеждает саму Бабу-Ягу, которая иногда обороняется кузнечным молотом. (Новиков Н. В. Образы…, с. 159 – 161.) В своём подземном царстве Баба-Яга обладает стадами скота и враждует с каким-то старым богатырем, которого она ослепила за потраву её полей.
Слепой богатырь по имени Тарх Тарахович живёт во дворце на высокой Сиянской горе. (Новиков Н. В. Образы…, с. 161) Совместно с Бабой-Ягой действуют и её дочери. Мужских враждебных персонажей сказки с участием Бабы-Яги не знают. Сама Яга ездит верхом на коне.»
Эти описания «подземного» царства, среди которого нередко возвышаются горы, очевидно, в каких-то областях за горами, с которых нужно спуститься, вниз в долину, как в подземелье. Долины эти населены воинственными и многочисленными женщинами-всадницами, образ которых нередко замещает традиционный образ Змея-Горыныча. Связь Бабы-Яги с конями прослеживается в ряде сказок, где герою необходимо найти себе волшебного коня.
Баба-Яга гонится за богатырем, но ему удаётся задержать её, бросая ей в огромную пасть то пять пудов соли, то стог сена, то поленницу дров.
Конная Баба-Яга, или Яга-кобылица, мать оборотней-кобылиц, живёт за степной рекой среди шелковых трав, у криничной воды возле моря, что неизбежно наводит на мысль об амазонках, живших у Меотиды (Азовское море).
Традиционная русская Баба-Яга живёт в избушке на курьих ножках в дремучем непроходимом лесу, «за тридевять земель в тридесятом царстве», «за степной [огненной] рекой», которую она не может перейти, преследуя богатыря.
Дворец Яги огорожен тыном, на котором торчат человеческие головы. (Новиков Н. В. Образы…, с. 166.)
Причудливые образы русских народных сказок порой ввергают современного читателя в ступор. Что такое избушка на курьих ножках — порождение буйной фантазии наших предков или плод измененного состояния сознания?
Изба и её хозяйка
Описания жилища Бабы-Яги из русских народных сказок собрали первые отечественные фольклористы. Одна из странностей избушки бабы-Яги состоит в том, что избушка эта очень мала, в ней совсем мало места. Хозяйка избушки лежит на печи, занимающей «из угла в угол» всё пространство тесного жилища.
В русских народных сказках Баба-Яга—«костяная нога» — это вековечная старушка, живущая отшельницей в маленькой избушке посреди непроходимого леса, далеко-далёко «за три-девять земель» (в потустороннем мире), она слепа, но «слышит и знает» обо всём, что происходит на свете. Бабе-Яге в своём домике негде развернуться, да она, судя по всему, особо и не шевелится, недаром же её «нос в потолок врос». Всё это наводит на мысль, что речь идёт о мертвеце. Этот мертвец, если его «разбудить», вроде бы говорит (прорицает) и даёт советы Ивану-дураку и стремится съесть маленького братца Аленушки. Однако, как правило, Баба-Яга не покидает своего жилья.
Почему избушке на курьих ножках можно сказать — «повернись к лесу задом, а ко мне передом» или «к лесу глазами, ко мне воротами»? Зачем вообще избушке нужны ноги, да ещё куриные, если она никуда не ходит? Да и далеко ли избушка может уйти, если её окружает тын из человеческих костей с насаженными черепами?
Связь с языческим погребальным обрядом
Объяснение этим загадкам нашли этнографы и археологи. Оказывается, изба-домовина — древняя форма гроба у славян-язычников. Внутри помещался не только покойник, но и погребальная утварь, которая, по мысли наших предков, могла бы пригодиться умершему в загробной жизни. Такую избу-домовину часто устанавливали на двух высоких пнях деревьев, чтобы внутрь не проникали дикие звери.
Сама мысль хоронить мёртвых таким образом могла возникнуть зимой, когда закапывать трупы в мерзлую землю было невозможно. Древнему человеку расставание с умершим близким давалось непросто, а дверь в избушке создавала иллюзию, что с покойным ещё можно поговорить. Самые храбрые при этом заглядывали внутрь «избы-домовины».
Подобные постройки по сей день можно встретить на старообрядческом русском Севере, в Карелии и Архангельской области. Ныне «избушки-домовины» увенчаны крестами и стоят не отдельно в лесу, а на кладбище — но форма её остаётся почти той же самой. У русских этот похоронный обычай переняли аборигены Аляски, которые добавили свою традицию красить домовины в родовые цвета.
Весьма непонятно происхождение сказочных «курьих ножек». С одной стороны, лесные пни с обнаженными корнями действительно похожи на куриные ноги. С другой стороны, исследователь, Владимир Пропп, посвятивший избушке Бабы-Яги целую главу книги «Исторические корни волшебной сказки», допускает, что в сознании древних славян гроб сохранял зооморфные черты — избушка с «курьими ножками»
«Птичьи ноги есть не что иное, как остаток зооморфных столбов, на которых некогда стояли подобного рода сооружения», — утверждает Пропп.
Существует и альтернативная этимология слова «курьи» — утверждают, что столпы обкуривали дымом во время погребального обряда.
Древние славяне воспринимали «избушку на курьих ножках», как некую «сторожевую заставу» на границе мира мёртвых и живых, и войти в потусторонний мир просто так не получалось — следовало произнести ритуальные слова — языческие заклинания.
В образе Бабы-Яги, вероятно, совместились черты типичного похороненного предка и, возможно, языческой жрицы, совершавшей погребальный обряд. После обряда кремации из погребального костра собирали не сгоревшие кости умершего и языческая жрица складывала в ступу и дробила, смешивая с золой. Как доказывают археологические раскопки в землях балтийских славян, два способа погребения — и сожжение, и трупоположение в домовинах — существовали одновременно.
В «Риг-Веде» записаны слова: Agha — богиня греха; яга, яджна – jaga, yajñá – «жертва, жертвоприношение, поедающий жертву«. Слово «яджна» связано с русским словом «язык», «язычник», то есть человек, приносящий «язу» — «жертву» и говорящий с потусторонним миром на «языке заклинаний».
Итак, можно сделать вывод, что Баба-Яга — языческая жрица, связанная с потусторонним, подземным миром, выполнявшая важную роль в погребальном обряде, знающая магические заклинания. Домовина — избушка на курьих ножках была её Вечной обителью, принадлежала её спящему Духу, способному на пророчества. Её можно было разбудить с помощью языческих заклинаний и попросить о предсказании.
В древние времена на Руси существовали и женщины‑волховы, ведуньи (от древнеславянского слова со значением «ведать» — «ведьмы», «знать», «колдовать»).
Из русских народных сказок образ вековечной бабы Яги вместе со словами перебрался в английский язык.
Hægtessan — Яг-тишан — ведьма; считается родственным с др.верхненемецким hazissa, hazussa — (языца, язусса) = «ведьма», слово восходящее к временам до того, как англосаксы мигрировали на Британские острова. Некоторые исследователи связывают слово tessan с норвежским диалектическим словом tysja — фея.
Современное английское слово witch — ведьма-ВЕЩУН, происходит от англо-саксонского слова Wicce/wicca — ВЕДАТЬ, ВИДЕТЬ, знать, понимать, Wiccan — ведьма-вещунья, wiccung = вещунство, колдовство, связанное (см. таблицу) с древнеанглийским: witan — знать, понимать; witen — знать (тайны), мудрость; и современным английским: wise, wit, witty = знать. В средневерхненемецком языке было слово wicken, означало «ворожить, плясать, творить магию, предсказывать, предВЕЩАТЬ будущее».
Современное немецкое слово для обозначения колдовства и чар — Zauber, а волшебник — Zauberer. Опера Моцарта die Zauberflöte (Волшебная флейта).
С помощью рунического письма совершались тайные заклинания.
Все индоевропейские языки, в том числе и русский язык, происходят от единого пра-языка ведического санскрита, на котором написана древнейшая Риг-Веда. Именно, в ведическом санскрите и следует искать корень слова РУНА. На санскрите слово «rAsnA» — «секрет, тайна, шёпот, любое тайное знание, учение», от ИЕ корня *ru-no = РУНО — «тайна, секрет», в германском и кельтском языках означает «тайна», гэльский run — «тайна, ремесло, обман, желание», валлийский rhin — тайна, секрет. От Proto-Germanic *runo, на готском языке слово «runa» — «тайна»; древневерхненемецкий runa — «секретный разговор, шёпот»; древнескандинавское run — «секрет, магический знак, рунический знак»; на древнеисландском «runar» — «тайна»; англо-саксонском rune — «тайна, тайный совет», runstæf -«руническое письмо».
На древневерхненемецком «runen» — тайна;
runan — мудрая женщина,
ge-runa — Яруна — советница;᛭ᚨᚱ = ЯР;
hell-runa — колдун, helle-rune — колдунья, имевшая связь с потусторонним миром
др.-англ. Hellerune — ведьма, колдунья, прорицательница;
helliruna — тайны ада, потустороннего мира, некромантия;
у готов haliu-runnas — ведьма, связанная с миром мёртвых
halja — «ад»,
runnae — тайное знание.
В историческом трактате «О происхождении и деяниях гетов» Иордан сообщает:
«Король готов Филимир (Filimer),… нашёл среди своего народа ведьм (Haliu-runnae) и изгнал их на болото, от ведьм пошла дикая раса — низкорослое, мерзкое и маленькое племя. Таково было происхождение гуннов, пришедших в страну готов».
Burgrune — «оберегающая руна», отсюда Burg — город, крепость (нем. Fliehburg); первоначальное значение Burg — «замок-убежище» или городище на (БУГРе) холме, где было языческое капище.
burgrune изначально могло означать языческую жрицу (ведьму, колдунью) на языческом капище, построенном на (БУГРе) холме, затем на этом месте строили христианский храм, и укреплённый город — Burg.
*Leodruna, — Люд-руна = «языческая жрица из ЛЮДа, мудрая женщина из народа», колдунья, ведьма.
runan — мудрая женщина, женское начало от (ge-) runa — советница.
leoðrun — заклинание — (записано в медицинском труде Bald’s Leechbook).