Как выглядит маркетинговая стратегия пример

Маркетинговые стратегии бизнеса

Как выглядит маркетинговая стратегия пример. Смотреть фото Как выглядит маркетинговая стратегия пример. Смотреть картинку Как выглядит маркетинговая стратегия пример. Картинка про Как выглядит маркетинговая стратегия пример. Фото Как выглядит маркетинговая стратегия пример

Как выглядит маркетинговая стратегия пример. Смотреть фото Как выглядит маркетинговая стратегия пример. Смотреть картинку Как выглядит маркетинговая стратегия пример. Картинка про Как выглядит маркетинговая стратегия пример. Фото Как выглядит маркетинговая стратегия пример

Маркетинговая стратегия необходима для того, чтобы компания успешно развивалась, наращивала объемы продаж и прибыли и четко понимала, в каком направлении двигаться. В статье разбираем, что такое стратегия маркетинга, виды и пошаговый процесс разработки.

Что такое маркетинговая стратегия

Маркетинговая стратегия представляет собой комплексный план действий по продвижению продукта и увеличению прибыли компании. Это документ в цифровом или физическом виде, который содержит ответ на вопрос «что нужно сделать для достижения цели?».

Стратегия маркетинга необходима компаниям при выходе на рынок, запуске нового продукта, расширении рынка сбыта и других серьезных изменениях. Если у вас есть планы занять лидирующие позиции в отрасли, освоить новые направления, нарастить объемы производства и завоевать мировой рынок — без стратегии не обойтись.

Повышение конкурентоспособности — важный момент маркетинговой стратегии. Это подразумевает определение и раскрытие конкурентных преимуществ фирмы: за счет внедрения новых технологий, разработки и запуска новых продуктов, улучшения качества обслуживания, ребрендинга и так далее.

Зачем нужна маркетинговая стратегия

Маркетинговая стратегия необходима для решения следующих задач:

Тщательно продуманная стратегия помогает грамотно распределить ресурсы компании и наращивать объемы реализации. В каких-то ситуациях увеличение прибыли возможно за счет увеличения производства, в других случаях необходимо отказаться от малоперспективных товаров и сосредоточиться на самых успешных. Иногда важно все силы направить на продвижение.

Стратегия определяет, что нужно сделать для укрепления текущих позиций и завоевания новых долей рынка. Без нее усилия принесут мало эффекта: придется тестировать множество гипотез и сливать бюджет. Со стратегией вы понимаете, куда двигаться и на чем сконцентрироваться. Средства — и финансовые, и трудовые — расходуются рационально.

Если действующая стратегия оказывается неэффективной, нужно ее пересмотреть или разработать новую маркетинговую стратегию. Это необходимо сделать также в случае серьезных изменений внутри фирмы или на рынке.

Бесплатная CRM для маркетинга и продаж

Принимайте заказы, контролируйте ход сделок с покупателями, собирайте базу контактов и запускайте маркетинговые кампании с помощью одного инструмента.

Виды маркетинговых стратегий

Маркетинговые стратегии можно укрупненно разбить на отдельные категории, а те, в свою очередь, на несколько видов.

Глобальные стратегии маркетинга

Сюда относятся стратегии глобального характера.

Интернационализация означает комплекс мер по выходу на зарубежные рынки и укреплению позиций. Важно определить наиболее подходящие по всем параметрам страны и оценить все существующие и потенциальные риски. Это достаточно рискованная стратегия, которая требует больших расходов на реализацию. Но в результате компания может открыть для себя выгодный рынок сбыта и в разы увеличить прибыль.

Успешные примеры: Apple, McDonald’s, IKEA.

Как выглядит маркетинговая стратегия пример. Смотреть фото Как выглядит маркетинговая стратегия пример. Смотреть картинку Как выглядит маркетинговая стратегия пример. Картинка про Как выглядит маркетинговая стратегия пример. Фото Как выглядит маркетинговая стратегия примерМаркетинговая стратегия пример глобализации. Источник

Диверсификация — выбор этой стратегии означает расширение ассортимента производимой или реализуемой продукции либо услуг с освоением принципиально новых направлений.

Горизонтальная диверсификация — это запуск нового продукта для существующих потребителей, которые хорошо знакомы с компанией.

Стратегия вертикальной диверсификации состоит в запуске новых продуктов, которые входят в цепочку создания старого продукта. Например, автоконцерн решит развивать собственное производство шин.

Латеральная диверсификация — это отход от стандартных для организации направлений деятельности с целью занять место в перспективной нише с высокой нормой прибыли, снизить риски или получить налоговые послабления.

Пример диверсификации: компания Toyota помимо производства автомобилей оказывает финансовые услуги, занимается информационными технологиями и телекоммуникациями, развивает еще несколько направлений.

Компания Nokia в разное время занималась производством электроэнергии, бумажной продукции, бытовой техники, военной экипировки, пластмассы и много чего еще, а потом начала делать телефоны.

Сегментирование — разделение потенциальных потребителей на группы на основе определенных критериев и создание продуктов для отдельных сегментов. Например, можно выделить группы покупателей с высоким, средним и низким доходом и производить соответствующий товар под запросы каждой из групп. Так, автомобили марки Rolls-Royce ориентированы на узкий круг очень богатых клиентов.

Сегментирование полезно делать при любой маркетинговой деятельности, даже если она не так глобальна, как построение стратегии.

Рекомендуем ознакомиться:

Стратегия глобализации подразумевает стандартизацию продуктов — компания подстраивается под единые требования рынка.

Стратегия кооперации означает взаимодействие с другими организациями, выгодное для обеих сторон. Имеет большое значение при выходе на зарубежные рынки.

Базовые стратегии по Портеру

Майкл Портер выделил три базовых конкурентных стратегии: лидерство по издержкам, дифференцирование и фокусирование.

Лидерство по издержкам. В этом случае компания сокращает расходы там, где это возможно. За счет этого проще уменьшить цену продукта. При этом снижение издержек не означает, что вы обязательно назначите самые низкие цены на рынке.

Например, сеть магазинов «Пятерочка» использует каждый квадратный метр площади, экономит на логистике, оформлении и оборудовании залов, продает только самые ходовые товары. За счет этого сеть способна снизить торговую наценку и предложить цены выгоднее, чем у многих конкурентов.

Дифференцирование подразумевает наличие какого-то отличительного свойства, которое может привести вас к лидерству на рынке. Это может быть высокое качество товара или услуги, крутой сервис, статус первопроходца, технологические преимущества, «брендовость», особая дилерская сеть и тому подобное. При наличии таких особенностей пробуйте продвигаться на широкие рынки.

Фокусирование — ориентация на определенный сегмент рынка со стремлением к лидерству в нише. Фокусироваться можно также на группе сегментов — например, все для детей, включая мебель, игрушки и питание.

Стратегия роста

Для развития бизнеса можно выбрать стабилизацию, выживание или рост. Стратегия роста направлена на увеличение прибыли и завоевание сильной позиции за счет:

В зависимости от конкретных задач подходы несколько различаются.

Интенсивный рост — при таком подходе все ресурсы организации направлены на достижение поставленных целей, связанных с укреплением и развитием бизнеса, захватом рынка. Дает хороший эффект при наличии у компании неиспользованных возможностей.

Основные инструменты: развитие и улучшение продукта, завоевание рынка сбыта, стремление к лидерству. Предполагается выпуск уникального продукта. Например, для того, чтобы стать лидером в нише, компания Apple использовала стратегию интенсивного роста.

Диверсифицированный рост выбирают, если реализоваться с одним продуктом на рынке не получается. При сохранении имеющихся товаров компания создает новые. Возможный вариант: аналогичная продукция, созданная с использованием инновационных технологий.

Стратегия Amazon — пример диверсифицированного роста.

Конкурентные стратегии маркетинга

Компания может выбрать стратегическую позицию по отношению к конкурентам: быть лидером, следующим за лидером, нишером или челленджером.

Лидерство. Компания работает над тем, чтобы всегда быть впереди соперников: расширяет сферу влияния, зачастую проводит агрессивные маркетинговые кампании, ищет способы внедрить передовые технологии.

Следующий за лидером. Фирмы, которые выбирают такую стратегию, стараются повторять поведение компании-лидера: выходить на те же рынки, использовать схожие технологии. Также они пытаются обнаружить уязвимые места лидера и в чем-то его обогнать.

Челленджер, или бросающий вызов — эта стратегия направлена на изменение цены продукта.

Нишер — тактика подходит организациям, которые работают на конкретный сегмент. Важная задача нишера — найти рынки, не охваченные лидером. Нужно оценить выгоды от завоевания сегмента, возможности развития, достаточность собственных ресурсов.

Еще одно деление маркетинговых стратегий фирмы: наступательная, отступательная и стратегия удержания.

Наступательная характеризуется активной позицией фирмы, агрессивным маркетингом. Цель — завоевание и увеличение доли рынка, расширение сферы влияния. Используется в следующих случаях:

Стратегия удержания помогает сохранить текущее положение. Используется:

Отступательная стратегия — это обычно вынужденная мера. Компания сама идет на снижение своей доли рынка: не хватает ресурсов для сохранения позиций или результаты не устраивают. Зачастую ведет к прекращению деятельности.

Ценовые стратегии маркетинга

Ценовая маркетинговая стратегия — долгосрочный план фирмы в области ценообразования. Выделяют три основные стратегии.

Снятие сливок, или стратегия высоких цен, — предполагает установление изначально высокой цены, которая зачастую заметно больше себестоимости продукта, с постепенным ее понижением. Важное условие: для установления такой стратегии у компании должны быть конкурентные преимущества.

Стратегия снятия сливок применяется в случае, если продукт новый, и достойных аналогов не появилось, или когда клиенты приобретают товар для поддержания своего статуса.

Стратегия низких цен, или проникновения на рынок, означает установление изначально заниженного ценника для товара с постепенным увеличением. Более выгодная для покупателя цена позволяет привлечь широкую аудиторию.

Важные условия для реализации стратегии: высокая ценовая эластичность спроса на продукт, непривлекательность низкого ценника для фирм-конкурентов, возможность экономии на масштабе производства.

Заслужив приверженность клиентов, компании могут пойти на увеличение цен. При этом возникает опасность, что на рынок придут новые конкуренты, которые почувствовали растущую прибыльность в этой сфере. Иногда компании выбирают противоположный путь — еще больше снизить стоимость продукта для покупателей, чтобы удержать их.

Нейтральная стратегия направлена на тех, кто согласен на приемлемое качество за соответствующую цену. При выборе данной стратегии роль цены в качестве инструмента управления рынком снижается.

Организации выбирают этот путь, если другие варианты не подходят: нет условий для стратегии снятия сливок, нет желания занижать цену. Также стратегия применяется, когда нужно поддержать определенный ценовой ряд.

Перед выбором ценовой стратегии необходимо выполнить глубокий анализ рынка.

Процесс выработки маркетинговой стратегии

Разработка маркетинговой стратегии происходит в несколько этапов — разберем их подробно.

Анализ рынка и ниши

Вам нужно понять перспективы развития рынка, спрос на продукт. Для этого следует изучить аналитику и прогнозы специалистов, оценить количество и мощность конкурентов. Протестируйте нишу, чтобы проверить, насколько ваша бизнес-идея рабочая.

Один из простых инструментов, который позволит оценить востребованность продукта, — сервис «Яндекс.Вордстат». Введите ключевик, связанный с направлением деятельности, и увидите, какие и сколько запросов делают потенциальные клиенты.

Например, по запросу «автомобиль» статистика выглядит так:

Как выглядит маркетинговая стратегия пример. Смотреть фото Как выглядит маркетинговая стратегия пример. Смотреть картинку Как выглядит маркетинговая стратегия пример. Картинка про Как выглядит маркетинговая стратегия пример. Фото Как выглядит маркетинговая стратегия примерСтатистика запросов в «Яндекс. Вордстат»

Аналогичный инструмент — Google Keyword Planner. Чтобы его использовать, необходима учетная запись в Google. Для анализа полезно задействовать оба сервиса.

Чтобы определить свое место и перспективы в выбранной нише, можно выполнить SWOT-анализ.

Определение ЦА и сегментация рынка

Для того, чтобы сегментировать рынок, нужно понять свою целевую аудиторию. Успешное продвижение продукта возможно только тогда, когда у компании есть четкий посыл для конкретной группы потребителей.

Чтобы определить свою целевую аудиторию, составьте портрет клиента. Например, вы хотите запустить доставку здоровой еды. Выделите основные группы потребителей, на которых планируете ориентироваться: спортсмены, офисные работники, худеющие. Каждому сегменту подходит своя калорийность, соотношение БЖУ и разрешенные продукты.

Как выглядит маркетинговая стратегия пример. Смотреть фото Как выглядит маркетинговая стратегия пример. Смотреть картинку Как выглядит маркетинговая стратегия пример. Картинка про Как выглядит маркетинговая стратегия пример. Фото Как выглядит маркетинговая стратегия примерКомпания ориентируется на любителей здоровой еды и делит их на три сегмента

Анализ конкурентов

Необходимо определить основных конкурентов, выявить их сильные и слабые стороны и в зависимости от этого выстраивать свою стратегию развития.

Когда компания запускает бизнес, главные конкуренты зачастую уже известны. Также их можно искать через сервисы аналитики, например, SemRush, в поисковых запросах, отраслевых рейтингах, на тематических конференциях, в магазинах и на маркетплейсах. Подробно вопрос разобран в статье «Как и зачем делать анализ конкурентов».

Читайте также:

Если вы хотите получить данные о посещаемости сайтов конкурентов и источниках трафика, можно использовать сервис аналитики SimilarWeb.

Как выглядит маркетинговая стратегия пример. Смотреть фото Как выглядит маркетинговая стратегия пример. Смотреть картинку Как выглядит маркетинговая стратегия пример. Картинка про Как выглядит маркетинговая стратегия пример. Фото Как выглядит маркетинговая стратегия примерПример аналитики крупного интернет-ресурса в SimilarWeb

Постановка целей

Следующий этап — постановка целей в долгосрочном и краткосрочном периоде.

Постройте дерево целей, в котором показана взаимосвязь долгосрочных и краткосрочных целей компании. Ее основой будут глобальные цели бизнеса на рынке, для достижения которых нужно решить тактические задачи.

Можно выделить четыре уровня целей: бизнес-цели бренда, маркетинговые, коммуникационные и медиа-цели.

Как выглядит маркетинговая стратегия пример. Смотреть фото Как выглядит маркетинговая стратегия пример. Смотреть картинку Как выглядит маркетинговая стратегия пример. Картинка про Как выглядит маркетинговая стратегия пример. Фото Как выглядит маркетинговая стратегия примерРаспределение целей стратегического маркетинга по уровням. Источник

Бизнес-цели — это отправные точки стратегии. Примеры: войти в десятку лидеров отрасли, увеличить продажи на 30% за период, повысить прибыль на 20% и тому подобное.

Непосредственно маркетинговые цели направлены на потребительскую базу: изменение привычек пользования продуктом, повышение лояльности, привлечение новой аудитории.

Коммуникационные цели — это про то, какое впечатление или какая реакция должны быть у ЦА после контакта с рекламным сообщением. Укрупненно можно выделить:

Медиа-цели охватывают параметры, которые используются для медиапланирования. Например: продвигать аккаунт фирмы в TikTok, потому что там сидит значительная часть аудитории; обеспечить распространение рекламной кампании во всех регионах потребления продукта; выделить бюджет на рекламу определенного размера и так далее.

Позиционирование и УТП

Ваше позиционирование на рынке прямо влияет на успех бизнеса. Это образ организации или конкретного продукта, который создают маркетологи в представлениях целевой аудитории. Позиционирование дает возможность отстроиться от конкурентов, повысить лояльность покупателей и убедить их приходить к вам снова и снова.

Подробно об этом можно прочитать в глоссарии SendPulse в статье «Что такое позиционирование: стратегии и этапы».

УТП — это уникальное торговое предложение, которое убеждает аудиторию покупать у вас. С помощью него можно увеличить узнаваемость, привлекать и удерживать новых клиентов, делать эффективную рекламу. Рекомендуем прочитать статью «Доступно об УТП: что это такое, как его составить и отстроиться от конкурентов».

Оценка и планирование финансовой составляющей

Необходимо оценить ресурсы компании, возможности получения кредитов, выхода на биржу. Важно иметь финансовый план, чтобы не распылять ресурсы. Подготовьте прогнозы по доходам и расходам организации — приблизительные цифры помогут составить общую картину по финансам.

В конце необходима оценка маркетинговой стратегии — соответствует ли она генеральным целям компании, все ли аспекты учли при разработке и так далее.

Заключение

Для успешного продвижения продуктов, завоевания рынка и роста прибыльности необходимо ставить правильные цели и определять шаги для их достижения — в маркетинговой стратегии это все должно быть закреплено.

Чтобы реализовать задуманное, вам могут понадобиться инструменты оптимизации бизнес-процессов. Воспользуйтесь сервисами SendPulse.

У нас есть инструменты для запуска успешных рассылок по email, SMS и Viber; чат-боты для Инстаграм, Телеграм, ВКонтакте, WhatsApp, Facebook; сервис push-уведомлений.

В простом и удобном конструкторе легко собрать лендинг, мультиссылку или интернет-магазин для своего бизнеса. Все сделки можно отслеживать в бесплатной CRM.

Как выглядит маркетинговая стратегия пример. Смотреть фото Как выглядит маркетинговая стратегия пример. Смотреть картинку Как выглядит маркетинговая стратегия пример. Картинка про Как выглядит маркетинговая стратегия пример. Фото Как выглядит маркетинговая стратегия пример

Копирайтер с опытом работы маркетологом. Изучаю новое в маркетинге, делюсь информацией.

Источник

Маркетинговая стратегия, которая работает. Инструкция по сборке

На конференции по управлению и предпринимательству Whale Rider опытные предприниматели рассказывают, как молодому бизнесу выйти на рынок, найти инвесторов и выстроить систему управления так, чтобы в процессе быстрого роста компанию не разнесло на куски.

Роман Кумар Виас рассказал, как создать работающую маркетинговую стратегию для стартапа. Не ту декорацию, которую с умным видом рассматривают топ-менеджеры гигантских корпораций, чтобы потом забыть и не внедрять. Нет, речь пойдёт о создании документа, который поможет сэкономить бюджет на проверке гипотез.

Роман — основатель маркетингового агентства Qmarketing. Это рекламное агентство, которое продвигает технологические стартапы в Москве, в Долине, в Лондоне, в Западной Европе. До того, как запустить собственное агентство, Роман был директором по маркетингу компании Qlean — сервису по заказу уборки квартир, третий по количеству уборок в мире.

Маркетинговая стратегия — это инструкция о том, что нужно сделать, чтобы перейти от этапа «у нас есть продукт и первые клиенты» к масштабированию. Стратегия отвечает на вопросы:

Если у вас нет маркетинговой стратегии, то, скорее всего, ваш маркетинг происходит в темноте. Вы проверяете много-много гипотез и львиная часть маркетингового бюджета спускается впустую на бесконечное количество гипотез.

Стратегия — это такая аналитическая работа, которая делает все ваши рекламные активности (например, рекламу в Facebook) суперадресными. До того, как начать тратить деньги на проверку гипотез, вы понимаете:

Стратегия, как документ состоит из двух частей: аналитическая часть и product marketing kit.

Аналитическая часть включает в себя:

В product marketing kit расписывается:

Внутри маркетинговой стратегии обязательно должна быть прописана структура группы исполнителей: кто будет заниматься реализацией стратегии, кто за что отвечает и у кого какие KPI.

Анализ рынка необходим для того чтобы понимать, нужен ли вообще этот продукт, назрела ли в нём потребность, какие места занимают конкуренты, и в какую сторону движется рынок в целом.

Здесь нам очень сильно помогают статьи и интервью в СМИ. На vc.ru, в «Секрете фирмы» часто выходят интервью основателей разных стартапов, где они делятся информацией про свои результаты. Эту информацию лучше умножать сразу на 0,8, потому что все любят привирать в интервью и в пресс-релизах. В среднем люди привирают на 15-20%. Тем не менее, общее понимание это дает – темпы роста, количество заказов и т.д.

Второй инструмент, который помогает прощупать рынок — это нетворкинг. Люди, которые работают в инвестфондах, либо в тех компаниях, о которых вы хотите узнать. Круто, если вы найдёте знакомых, которые работают в платформах типа Яндекса, Mail.ru и т.д. Из них можно вытягивать информацию. За кружечкой пива человек вам расскажет столько ценной информации, сколько вы никогда не нароете ни в фокус-группах, ни в источниках, просто потому что у него есть к этой информации доступ.

Очень круто, если у вас есть знакомые в консалтинге, аудите и инвестфондах. Последним удается узнавать информацию суперпросто. Они звонят в компанию, предлагают вложить денег и просят показать цифры – все! В 80% случаев компания присылает все текущие данные, количество клиентов, презентацию и т.д. Это простой лайфхак. В Штатах такого нет, там жесткий NDA, в России NDA не работает вообще. В российской практике еще не было прецедентов, когда кто-то кого-то засудил за NDA.

Помимо нетворкинга, помогают митапы и другие мероприятия. Например, конференции. Когда Qmarketing делал большое исследование уже для другого игрока на рынке еды, ФРИИ проводил митап. На барных стульчиках сидели глава логистики Тануки, CEO из разорившегося стартапа «Голод» и CEO FoodFox. В непринужденной атмосфере они рассказывали про свои проблемы, трудности, делились, в том числе, информацией по количеству заказов и стоимости привлечения курьеров. Инсайды, которые удалось получить с той встречи, легли в основу маркетинговой стратегии (в первой её части, про анализ рынка).

Бывает, что цифры не стыкуются, и это действительно проблема. Держите в голове погрешность до 15-20%. Ведь мы делаем маркетинговую стратегию на коленке, и здесь важнее увидеть общую картину рынка, а не точные цифры.

Замечательно, если ваши финансы позволяют использовать платные исследования. На РБК можно купить их по разным рынкам.

Основными источниками для анализа аудитории служат соцсети, форумы и блоги, комментарии на YouTube, комментарии к статьям.

Есть замечательный инструмент YouScan – это парсер, который по названию бренда смотрит, что про него пишут в социальных сетях. В нём можно настраивать уведомления для службы поддержки, чтобы она оперативно реагировала на негативные отзывы и т.д.

YouScan можно использовать ещё и как парсер по ключевым словам, связанным с вашим бизнесом. Например, «доставка еды», «уборка», «ремонт», «такси». Можно просто смотреть, что люди пишут на эту тему. Там можно найти много крутых инсайтов.

Инсайты бывают совершенно разными. Например, кто-то недоволен конкурентами. Как правило, если взять около 50 человек, которые недовольны конкурентами, скорее всего, вы найдете около двух основных болей, которые не устраивают людей. Так в доставке еды это обычно долгая доставка и недостаточно разнообразное меню. Поэтому в той стратегии, которую мы делали для доставки еды, был сделан упор на том, что у нас комбо-блюда из разных ресторанов и супербыстрая доставка до 30 минут. Если 30 минут прошло, а курьер не приехал, мы вернем деньги.

Идеально, если информация верифицируется через фокус-группы или глубинные интервью, когда люди собираются, им задаются вопросы, прототипируются разные ситуации. Но самая точная информация появится тогда, когда вы будете тестировать гипотезы и поймете уже из рекламных кабинетов, кто на самом деле ваша целевая аудитория.

Маркетинговая стратегия позволяет сфокусироваться уже в начале, абсолютно точно не пойти к тем, кому ваш продукт не нужен, и не вложиться в ту платформу, на которой нет вашей целевой аудитории.

Конкуренты могут быть прямые и непрямые. Прямые – это те, кто делает то же самое. Непрямые конкуренты, например, для доставки еды – это готовка дома. В нашей «стратегии на коленке» мы не сможем охватить непрямых конкурентов. Это допущение, которое нужно анализировать отдельно.

Для сравнения прямых конкурентов нужно изучить их бизнес-метрики (их можно взять из первой части нашей стратегии) и маркетинговые стратегии.

Чтобы понять, как работает маркетинг у ваших конкурентов, нужно посмотреть, с каких площадок они берут трафик и каков его объём. Для этого можно использовать различные инсайты, найденные вами в процессе исследования рынка. А можно просто посмотреть сплит каналов через Alexa или SimilarWeb. Понятно, что там есть небольшие допущения. Более детальную разбивку по источникам можно получить, если вы используете SimilarWeb PRO. Но даже бесплатная версия SimilarWeb может серьезно помочь в анализе конкурентов: вы поймёте, какие источники трафика есть у конкурентов. Например, если посмотреть в SimilarWeb «PapaJones», выяснится, что там много трафика идёт из e-mail рассылок. Значит, у них в целом процент retention базы достаточно высок. Совершенно точно, если вы их конкурент, нужно сделать e-mail рассылку.

Есть ещё одна хитрость. Некоторые E-commerce магазины позволяют сделать следующее: попробуйте заказать у них самый дешевый товар, после чего вы увидите экран «Спасибо за покупку». Пропустите URL этого экрана через SimilarWeb. Если SimilarWeb найдёт его, у вас будет информация о том, сколько онлайн-заказов в день приходит к этому конкуренту.

Вообще, глубокий анализ источников весьма полезен, потому что позволяет посмотреть многое. Например, если у компании большое количество прямых заходов, значит, этот бренд на рынке знают. Конкуренция на рынке достаточно низкая, если на одного игрока приходится большая доля прямых запросов. Соответственно, можно его атаковать в тех же социальных сетях для посева знания про ваш бизнес.

Будет полезно анализировать и программы лояльности, посмотреть, как разные бренды занимаются возвратом пользователей.

На этом этапе мы собираем в один документ всё, что делали до этого: рынок, конкуренты, аудитория. На стыке всех инсайтов, которые мы получили, как раз рождается продукт. Можно нарисовать карту позиционирования, чтобы понимать, где находится ваш продукт относительно конкурентов.

Далее важно придумать, как вы опишите продукт в одном предложении, то есть как про ваш продукт один человек будет рассказывать другому человеку вечером в баре. Всего одна фраза, которая будет потом ассоциироваться с продуктом. В маркетинге это называется УТП — уникальное торговое предложение.

УТП мы сначала распределяем по ключевым сегментам, а дальше уже используем в креативах. Вы берете сегмент клиентов, описываете его, понимаете потребность этого сегмента в вашем продукте и барьеры, которые могут у него возникнуть, а дальше транслируете сообщение.

Полезно нанести на карту все возможные источники, где потенциально можно рекламировать наш продукт.

Здесь в качестве примера просто помечены те каналы, с которых можно запускаться. Идеально для себя в Excel-таблице вести календарь активности, условно разбивая рекламу по каналам: спецпроекты, промоакции, Facebook, блогеры, репутационный менеджмент, YouTube. В каждый момент времени у вас будет индикатор, позволяющий понимать, что в кампании происходит.

При выборе каналов полезно представить, как человек будет взаимодействовать с продуктом. Это называется прототипирование взаимодействия человека и продукта. Вы провели исследование рынка и понимаете, когда у человека возникает проблема, которую ваш продукт призван решить. Прототипирование поможет понять, в какое время показывать клиенту рекламу.

Например, почему бы не показывать в метро рекламу доставки продуктов одиноким, уставшим после работы мужчинам, которые едут домой, чтобы человек мог быстро сделать онлайн-заказ, а дома его бы уже ждал курьер с бургером. Или показ рекламы в сериалах перед сном. Так представитель Netflix рассказывал, что «наш главный враг – это не телеканалы, а сон».

Если вы выводите продукт на рынок, Qmarketing советует начинать в первую очередь с Facebook, Instagram и YouTube. Эти каналы можно быстро выключить, они удобны для оперативной проверки гипотез маркетинговой стратегии. Можно запуститься, например, на мамочек 22-35 лет, подписчиков The Village, замужних, либо в 12 часов дня крутить рекламу b2b решений для тех, кто часто бывает в районе Белой площади, и т.д. Рекламные кабинеты Facebook и Instagram оперативно отдают информацию о том, кто твоя целевая аудитория, кто с тобой взаимодействовал, и их портрет.

Если вы делаете запуск большого проекта, если это не стартап (вы либо привлекли инвестиции, либо выходите на высококонкурентный рынок), обязательно нужно делать интеграции с лидерами мнений и заниматься репутационным менеджментом.

Если вы вложили большое количество денег в охватные рекламные компании, репутационный менеджмент позволяет увеличить конверсию с предпоследнего шага воронки в последний, когда пользователь заполняет заявку, и потом думает: «Так, посмотрю-ка я отзывы, что пишут вообще про этот бизнес?» И он уходит, читает отзывы о вашей компании, а там, допустим, отзывы ваших сотрудников о том, как вы их жестоко уволили с работы, или о том, как плохо работать в компании, или о том, как курьер накосячил. С этим обязательно надо работать.

Если вы делаете продукт для Москвы и Санкт-Петербурга, особенно в b2c, отлично работают микро-лидеры мнений в Facebook. Вы просто пишете пользователям, у которых больше 3 тысяч друзей, о том, что запустил бизнес или работаете директором по маркетингу в таком-то стартапе, и хотели бы бесплатно дать попробовать продукт в обмен на честный отзыв. Это очень круто работает.

Например, в Qmarketing запускали сервис для ремонта автомобилей. Работал он так: клиент заказывает через Telegram ремонт машины, приезжает человек, забирает машину, потом присылает клиенту в мессенджере чек, он его оплачивает, и после этого машину возвращают клиенту. При запуске рекламы в Facebook, получились астрономические цифры по стоимости привлеченного заказа – около 10-15 тысяч рублей за новый заказ. Рекламу запустили в Facebook, так как там обитает вся целевая аудитория.

Чтобы снизить стоимость заявки, взяли 50 пользователей Facebook – пиар-директоров, директоров по маркетингу. Это люди, которые ходят по конференциям, что-то рассказывают, и набирают 2-3 тысячи подписчиков. Был апрель, и микро-лидерам мнений предложили сменить шины на автомобилях, взять их на хранение на 6 месяцев, в обмен на честный пост о сервисе. В итоге из 50 откликнулись 35 человек, им поменяли шины и получили 35 постов в Facebook.

После этого перезапустили рекламную кампанию и конверсия с баннеров выросла в 5-7 раз. Посты от микро-лидеров мнений перекрыли первый барьер, который возникал у пользователей. У людей был страх, что непонятно кто возьмет их машину и не вернёт, хотя везде была информация о том, что каждый ремонт страхуется от угона на 5 млн. рублей. Люди видят баннер и вспоминают, что уже видели в ленте Facebook информацию о том, что в целом сервис хороший. Так они с большей вероятностью совершат клик и дальше транзакцию.

Фишка Facebook в том, что это настолько закрытое и узкое community, что если ты видишь у себя в ленте пост от трёх твоих друзей о том, что они пользуются каким-то сервисом, тебе кажется, что этим сервисом пользуется весь мир и создается иллюзия того, что сервис популярен.

Да, в контекстную рекламу лучше не лезть. Там, как правило, очень высокая ставка. Вся ваша конкурентная борьба может свестись к тому, что вы будете конкурировать маркетинговым бюджетом с акулами. Проще протестировать гипотезу в Facebook и Instagram. Только если вы понимаете, что ваш продукт востребован и он точно лучше, чем у конкурентов, можно аккуратно запускать контекстную рекламу.

Чтобы создать работающую маркетинговую стратегию необходимо:

1. Исследовать рынок. Расширяйте свою сеть контактов, ищите инсайдеров из крупных компаний и инвестфондов. Ходите на митапы и конференции, читайте статьи и annual report. Изучайте конкурентов и поведение своей целевой аудитории.

2. Создать карту позиционирования (чтобы определить своё место среди конкурентов) и карту продвижения (чтобы определить каналы, в которых будут транслироваться сообщения). Под каждый сегмент аудитории и рекламный канал создаётся УТП (одно предложение, которым можно описать ваш продукт).

3. Создать документ, где будут расписаны требования к исполнителям и их KPI.

А дальше проверяем гипотезы, корректируем карты позиционирования и продвижения, допиливаем УТП. Масштабируемся.

Маркетинговая стратегия нужна тогда, когда уже есть продукт, есть первые клиенты и пришло время масштабироваться. А вот, как создавать нужные рынку продукты, мы обсудим на Product Fest 9 декабря в Москве. Подробнее о концепции и программе конференции читайте в нашей статье.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *