Как выглядит музыкальный инструмент рожок
Рожок
Среди многообразия музыкальных инструментов не так много найдется исконно русских. Один из них – деревянный рожок, прошедший путь от верного спутника пастухов до полноценного участника народных ансамблей, оркестров.
Что такое рожок
Рожок – русский народный инструмент, сделанный из дерева (в старину материалом служила древесина березы, клена, можжевельника). Относится к группе духовых. Ближайшие «родственники» – охотничий рог, пастушечья труба.
Первоначально исполнял функцию не музыкальную: служил для привлечения внимания, подачи звукового сигнала в случае опасности. Был распространен среди пастухов, сторожей, воинов. Намного позднее начал использоваться для воспроизведения танцевальных, песенных мелодий.
Диапазон рожка примерно равен октаве. Профессионалы умудряются извлекать 7-8 звуков, любителям доступно максимум 5. Звучит инструмент ярко, пронзительно.
Устройство инструмента
Предмет выглядит предельно просто: конической формы деревянная трубка, оснащенная шестью небольшими отверстиями. Поочередно закрывая отверстия, умелец извлекает звуки нужной высоты.
Верхняя, узкая часть, заканчивается мундштуком – элементом, отвечающим за извлечение звуков. Широкая нижняя часть называется раструбом. Раструб обеспечивает звуку хорошее прохождение, отвечает за яркие интонации.
Длина инструмента различная (в пределах 30-80 см).
История происхождения
Имя создателя рожка неизвестно, как и время появления. Его изначальная функция, подача сигналов пастухами, позволяет предполагать: первыми регионами распространения рожковых инструментов были территории, занятые скотоводами, земледельцами (современные земли Польши, Чехии, Финляндии).
Развлечением рожок стал несколько столетий назад. Конусообразную конструкцию применяли при проведении обрядов, свадеб, народных гуляний.
Первые документальные упоминания в России об инструменте датированы второй половиной XVIII века. Но распространился на территории страны он гораздо раньше. В этих письменных свидетельствах уже говорится, что инструмент широко распространен на всей территории Российского государства, по большей части среди крестьянского населения.
Пастуший рожок изготавливали по тому же принципу, что и пастушеские рога: скрепляли половинки корпуса между собой берестой. Существовал однодневный вариант: пастух мастерил его из ивовой коры. Снимая ивовую кору, плотно скручивали ее по спирали, получая дудку. Одноразовой она называлась, так как звучала до тех пор, пока кора не высохнет. Задумка инструмента-однодневки принадлежала крестьянам Тульской области.
Рожок был представлен миру, как исконно русский инструмент, в XIX веке. Этот период ознаменован созданием Хора владимирских рожечников (руководитель – Н.В. Кондратьев). Первоначально ансамбль выступал в пределах собственной губернии, затем был приглашен для выступлений в столицу.
В конце XIX столетия хор Кондратьева дал концерты в Европе. Каждому выступлению сопутствовал небывалый успех. Именно тогда русский рожок прочно закрепился в ансамбле народных инструментов. В начале ХХ века репертуар владимирского хора записали на граммофонные пластинки.
Тверской
Разновидности
Классификация проводится по двум основным признакам: исполнению, региону распространения.
По исполнению
По региону
Регионы, где распространился рожок, усовершенствовали конструкцию в соответствии с собственным фольклором. Сегодня выделяют следующие разновидности:
Наибольшую популярность приобрел владимирский вариант – благодаря деятельности вышеописанного Хора владимирских рожечников. Именно творческая деятельность Н.В. Кондратьева послужила славе рожка, его переходу от инструмента пастухов к ансамблевой игре.
Использование
Пастухи уже давно не пользуются рожками. Место этого инструмента сегодня – в русских народных ансамблях, оркестрах. Достаточно и сольных исполнителей, мастерски управляющихся со сложной в использовании конструкцией.
В программе концертов народных ансамблей, имеющих в составе рожечников, самая разнообразная музыка: лиричная, плясовая, солдатская, шуточная, свадебная.
Как играть на рожке
Играть достаточно сложно. Инструмент примитивен, извлечь из него нужный звук непросто. Понадобится серьезная практика, тренировка дыхания. Даже просто получить красивый ровный звук сразу не выйдет, потребуются месяцы подготовки.
Конструкция приспособлена к прямым звукам, без трелей, переливов. Часть виртуозов приспособилась исполнять тремоло, но это требует огромного профессионализма.
Чистота тона, громкость звука напрямую зависят от силы подачи воздуха. Звучание изменяют, поочередно зажимая расположенные на корпусе отверстия.
Технология игры схожа с флейтой.
Удивительный музыкальный инструмент рожок
Давайте вспомним простого русского человека. Он живёт в избе, спит на печи, ест блины на завтрак и увлекается любимым делом. Но какая у него профессия? Наверняка вам сразу представится фермер или землекоп, косарь, извозчик или, разумеется, пастух.
Такой род деятельности требовал аккуратности ответственности и внимательности. Со словом «пастух» с давних времён ассоциируется уникальный музыкальный инструмент – рожок, о котором мы и поговорим сегодня.
Происхождение и история
Относительно происхождения музыкального рожка возникает не так много споров, как, например, по поводу русской гармоники или гуслей. Изобретён он был там, где было развито земледелие и скотоводство. На роль родины претендует и Польша, и Чехия, и Финляндия, и даже Греция.
Интересным фактом является то, что в качестве развлечения рожок стал использовать всего три-четыре столетия назад. Для викингов он служил средством коммуникации: так собирали воинов для отправления в очередной поход.
Упоминание об этом инструменте на Руси относится к третьей четверти восемнадцатого века. Уже тогда авторы книг и летописей пытались убедить народ в исконно русском происхождении рожка. Как мы поняли, это не совсем так, хотя заслуга наших предков в «очеловечивании» инструмента всё-таки присутствует.
Знаете ли вы, что этот аэрофон нередко называют «владимирским»? Это связано с тем, что первый рожковый хоровой концерт был исполнен именно во Владимире. А сейчас такое название носит отдельный подвид, с которым мы сегодня ещё познакомимся.
Что такое пастуший рожок, и из чего его изготавливают?
Рассматриваемый инструмент является ярким представителем национальной культуры. И хотя создан он был не в нашей стране, но и на территории Древней Руси приобрёл популярность.
Итак, что такое рожок? По внешнему виду это трубка конической формы, имеющая расширение на конце, которое называется раструбом. Оно обеспечивает хорошее прохождение звука и яркие интонации. На корпусе аэрофона имеется шесть отверстий. Их поочерёдно или вместе зажимает музыкант, для того чтобы издавать красивую мелодию.
Материалом, из которого изготавливается инструмент, чаще всего является береста, клён или кора можжевельника. Примечательно, что в давние времена умельцы отдавали предпочтение именно можжевельниковым рожкам, считая их более прочными и долговечными. В наше время ситуация почти не изменилась, поэтому товар из берёзы стоит дешевле, чем из другой породы дерева.
Предназначение пастушьего рожка, как на нём играть?
Чтобы хорошо играть на этом народном инструменте и не выглядеть глупо на фоне других пастухов, человеку требовался сильный дыхательный аппарат. Получить ровный звук, а тем более сыграть мелодию, было непросто, так что это занятие требовало месяцев или даже нескольких лет тренировок.
Рожок имеет три основных направления использования. Первое – это его прямое назначение, то есть громкий и ясный звук для сбора скота. Инструмент звучит хорошо, но при этом не грубо, поэтому овцы или козы не боятся, а наоборот, приходят на зов своего хозяина.
Второе направление – обрядовое использование. Музыкальный инструмент рожок служил не только для развлечения народа, но и для проведения национальных праздников. Без песни рожка не проходило, например, празднование Нового года и Рождества. Также без него не обходились во время Масленицы или танцевальных традиций.
И последнее назначение пастушеского инструмента – песенное. Ещё пару веков назад людям не надо было большего, чем выйти в выходной день на улицу и поплясать под песню громогласного рожка. Таланты, умеющие играть на нём, пользовались огромной популярностью.
Чтобы научиться исполнять музыку на пастушеском рожке, советуем вам натренировать лёгкие, которым предстоит огромная работа. Для этого можно позаниматься плаваньем, бегом или дыхательной гимнастикой.
В остальном технология игры на нашем инструменте схожа с флейтой, однако усилий нужно прилагать гораздо меньше. По очереди зажимая отверстия в корпусе, вы получите мелодию, находящуюся в пределах двух октав.
Разновидности пастушьего рожка
Казалось бы, такой незамысловатый аэрофон не должен иметь сложных вариаций. Однако это не совсем так. Загадка рожка состоит в том, что его виды имеют одинаковую «оболочку», но разное предназначение. Давайте же в этом разберёмся.
Первый подвид аэрофонов – это «полубасок». Он применяется для сольного исполнения композиций. Именно этот духовой инструмент использовался нашими предками во время гуляний и концертов. Такой рожок имеет длину до 55-60 см и хороший диапазон звучания, позволяющий музыканту выдавать виртуозные музыкальные фигуры.
И вторая разновидность инструмента – рожки для игры в ансамбле. Интересным фактом является то, что они гармонично сочетаются и с балалайкой, и с фортепиано, и с ударными инструментами. В народе они получили название «визгунок», а более официально именуются «басками». Так их прозвали и за миниатюрные размеры: длина такого рожка не превышает 25-30 см.
И конечно же, нельзя обойти стороной местные виды этого духового инструмента. Помимо уже известных нам владимирских, изобретены костромские, суздальские, новгородские, ярославские и другие. Жители этих регионов привносят что-то новое в инструмент рожок, придавая ему неповторимость и изысканность.
Заключение
Итак, мы познакомились с таким близким каждому из нас музыкальным инструментом как песенный рожок. Сегодня его мелодию нечасто можно услышать со сцен концертных залов, но, тем не менее, вы найдёте сольные или ансамблевые выступления рожка.
А чтобы не забывать о том, насколько трудолюбивы и виртуозны были наши предки, советуем вам купить пастуший рожок в магазине музыкальных инструментов. Там вы можете найти не только простые деревянные виды, но и многочисленные товары с рисунками, придуманными очень давно. Ведь играть на таком аэрофоне не только интересно, но и очень полезно.
Рожок – древний духовой музыкальный инструмент
Рожок представляет собой конической формы трубу, состоящую из двух половин, скреплённых берестой, расширяющуюся на конце, то есть имеющую раструб.
Он способствует правильному течению звука и обеспечивает глубокую тональность.
Что такое пастуший рожок и из чего его изготавливают
Изготавливают инструмент, как правило, из бересты, клёна и можжевеловой коры.
Во время игры музыкант по очереди или одновременно зажимает отверстия, расположенные на теле рожка.
Наиболее предпочтительным сырьём для изготовления всегда являлся можжевельник, поскольку он считался самым надёжным и прочным материалом.
По сей день мнение умельцев не изменилось. По этой причине изделия из бересты и клёна уступают в цене можжевеловым рожкам.
Происхождение и история рожка
Происхождение рожка не вызывает много дискуссий.
Большинство исследователей сходятся во мнении, что данный музыкальный инструмент был изобретён на территориях, на которых развито земледелие и скотоводство.
Предположительно, родной землёй рожка могут являться Финляндия, Чехия, Польша или даже Греция.
Примечательно, что развлечением игра на рожке стала примерно 300-400 лет назад. Викинги использовали духовой инструмент в качестве средства коммуникации.
Звук рожка служил для воинов сигналом для отправления в поход.
Первое упоминание инструмента на Руси можно отнести ко второй половине восемнадцатого века.
Летописцы и другие авторы стремились к олицетворению рожка как исконно русского инструмента. Однако как мы упоминали выше, прошлое инструмента уходит корнями к другим территориям.
Впрочем, наши предки сыграли свою роль в истории аэрофона.
Как выглядит рожок — конструкция
Как упоминалось ранее, рожок имел конический корпус с раструбом в конце.
На стволе инструмента расположены 6 отверстий: одно из них сверху, а остальные снизу.
Мундштук вырезается в верхнем конце корпуса и представляет собой углубление.
Типы рожков
Классификация по исполнению: для сольной и для ансамблевой игры
Ансамблевые типы русского рожка:
Касательно октавы «визгунок» и «бас» настроены относительно друг друга.
Любопытно, что звучание ансамблевых рожков отлично сочетается и с балалайкой, и с ударными, и с фортепиано.
Рожки для сольной игры бывают средней длины 50‐60 см. Народ решил дать такому рожку название «полубасок».
Важно отметить, что именно «полубасок» наши предки брали на гуляния и выступления. Звуковой диапазон такого рожка способствует рождению сложных витиеватых мелодий.
Обратим ваше внимание на существовании ещё одной классификации рожков в рамках территории России — по регионам.
Народ, проживающий на разных территориях долгие годы вносил свою лепту в облик своих рожков, делая их уникальными.
Таким образом появились суздальские, новгородские, костромские и калужские, владимирские и тверские рожки. На последних двух мы остановимся подробнее, как на самых распространённых.
Владимирский рожок
Понятие «владимирский» рожок появилось во второй половине девятнадцатого века.
Появление данного термина стало следствием достижений рожечников из Владимирской области. Хор выступал на праздниках, свадьбах и прочих гуляниях под руководством Николая Васильевича Кондратьева.
Однажды рожечники выступали в Нижнем Новгороде на Макарьевской ярмарке, где их заприметил А. И. Картавов. Антрепренер попросил музыкантов выступить в Петергофе. Сам Александр III присутствовал на их выступлении.
После того, как концерт владимирской гостей был высоко оценен петербургской публикой, Кондратьев и его хор выехали за границу. Мелодии русских рожечники звучали на их выступлениях в Париже, Брюсселе, Гааге и в Берлине.
Необычно одетые и талантливые русские музыканты покорили европейскую публику. Об их успехе тогда написало множество газет.
На пластинки игра хора была записана в 1910 году.
Тверской рожок
Тверской рожок — наиболее распространённая разновидность рожков в России.
Благодаря Сергею Старостину и Михаилу Горшкову и их экспедициям в Тверскую область, инструмент стал считаться самым универсальным типом рожка.
Способ изготовления тверского аэрофона уходит корнями ещё в период освоения русскими территорий Верхней Волги. Кроме того, его никогда не касалась музыкальная промышленность.
Тверской пастуший рожок — инструмент кустарного производства. К слову, современные пастухи до сих пор активно используют тверской рожок в своей нелёгкой работе.
Колодка такого рожка изготавливается из груши, которая является особо звонким деревом. Сейчас поверхность колодки защищена от воздействия окружающей среды благодаря покрытию её специальным масляным составом.
Тверской рожок имеет 5 игровых отверстий раструб, сделанный из натурального коровьего рога и традиционный тростниковый пищик открытого типа.
Пастуший рожок
Рожок уже давно является неотъемлемым атрибутом для пастуха.
Раньше рожок изготавливали из рогов коров и козлов. Отсюда необычное название музыкального духового инструмента.
Вы когда-нибудь задумывались, как один пастух умудряется следить за огромным стадом и возвращать всех пасущихся парнокопытных назад? Оказывается, при помощи игры на рожке это сделать гораздо проще, чем при использовании кнута.
Рожок пастуха оказывает необычное влияние на стадо. Скот на удивление охотно подчиняется его зову.
Кроме того, данный музыкальный инструмент многие годы использовался в качестве своеобразного средства коммуникации, с помощью которого пастухи могли общаться друг с другом на довольно больших расстояниях.
Славянский духовой музыкальный инструмент
Постепенно с ходом времени пастушьи рожки «эволюционировали» из сигнального средства в полноценный духовой музыкальный инструмент, обожаемый русским народом.
Люди Древней Руси любили танцевать под глубокие, но в то же время заводные мелодии рожка, которые со временем стали неотъемлемой частью гуляний и празднеств.
Сольные выступления умельцев нередко сопровождались пением, хороводами и танцами. Многим хотелось вплести часть своей души в прекрасную мелодию.
Таким образом в народном лексиконе появилось новое наименование — «рожечник». Этим нехитрым словом стали называть музыкантов, владеющих навыками игры на рожке.
Кроме того, рожечники являлись не только исполнителями наигрышей, но и композиторами, способные сочинять сложные музыкальные композиции.
Интересным фактом о рожке является и то, что он всегда был преимущественно мужским музыкальным инструментом. Объясняется это изрядным напряжение во время игры дыхательной системы, что представительницам прекрасного пола даётся сложнее.
Как звучит рожок
Звук и мелодию рожка можно назвать сильной и звонкой, но мягкой, глубокой и приятной для слуха.
Звуковой диапазон рожка составляет десяток нот, путём чередования которых рождается огромное множество чудесных композиций.
Заключение
Пастуший рожок — особенный объект традиционной культуры, являющийся и средством связи, и музыкальным инструментом. Его смело можно назвать символом гармонии человека с природой, народной общности и веселья.
В материале использованы фотографии из личного архива Евгения Ербенева. Ютуб-канал музыканта также посвящён народным инструментам
Русский рожок имеет разные названия: помимо «русский » — «пастушеский «, «песенный «, «владимирский «.
Название «владимирский » рожок приобрёл сравнительно недавно, в конце XIX века в результате успеха, который имели выступления хора рожечников под управлением Николая Васильевича Кондратьева из Владимирской области.
Рожечные наигрыши подразделяются на 4 жанровые разновидности: сигнальные, песенные, плясовые и танцевальные. Репертуар наигрышей обширен. Одних только пастушеских сигналов насчитывается несколько типов. Основное место в репертуаре рожечников занимают песенные наигрыши.
Устройство
Изготовляют рожок из березы, клена или можжевельника. По утверждению музыкантов, лучшими звуковыми качествами обладают можжевеловые рожки.
В прошлом их выделывали тем же способом, что и пастушеские рога, то есть из двух половин, скрепленных берестой. В настоящее время их вытачивают на токарном станке.
Звук у рожка сильный, но мягкий.
Диапазон рожка немного больше октавы.
Извлечение звука на рожке довольно трудно.
Типы рожков
Существуют 2 типа рожка: для сольной и для ансамблевой игры.
Происхождение, история, использование
Первые письменные свидетельства о рожке появляются только во второй половине XVIII века в описаниях музыкальных инструментов Тучкова, Штелина и Гасри. В них рожок предстаёт как широко распространённый, исконно русский инструмент: «Орудие это едва ли не самими русскими изобретённое».
Звук рожка, по словам Штелина очень сильный и пронзительный, используется пастухами не только в работе, но и «в кабаках для веселения», и «в лодке для сопровождения пения гребцов».
Впервые подробно рожок исследован Н.Приваловым, затем продолжили изучение традиций Б.Смирнов, К.Бромлей.
Упоминание ансамблевой игры на рожках относится к XVII веку, что позволяет возводить традицию рожечной игры к более раннему времени. Не исключено, что название «рожок» закрепилось за инструментом в более позднее время, и что в ранних письменных источниках он скрыт под названием «труба».
Исполнители в хоре рожечников были простые пастухи, незнающие музыкальную грамоту, потому каждый из музыкантов должен был быть ещё и композитором, уметь разрабатывать данную ему тему не выходя из пределов общего ансамбля.
Этот хор совершил многочисленные поездки по различным городам России и с большим успехом выступал на Международной выставке в Париже в 1884 году.
Во второй половине XIX — начале ХХ века ансамблевая игра на рожках получила широкое распространение, особенно в бывших Владимирской и Тверской губерниях.
В наше время ансамблевая и сольная игра на рожках частично практикуется, особенно во Владимирской и отчасти в Костромской областях. Кроме того рожки иногда вводятся в состав оркестров русских народных инструментов.
Видео: Рожок на видео + звучание
Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники:
Продажа инструментов: где купить/заказать?
В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!
Пастуший рожок может называться по-разному: «владимирский», «русский», «песенный». Это уникальный музыкальный инструмент, который относится сугубо к русской культуре. Такое количество названий зависит от территорий. Ведь русские земли настолько неохватны, что в каждом уголке народ именует рожок по-своему. Где-то его называют «трубой», а где-то «дудкой». Название «владимирский» рожок получил после популярности известного хора во Владимирской области.
Что такое пастуший рожок, из чего он изготавливается?
В старину рожки изготавливали из 2-х частей, а затем скрепляли их берестой. В наше время их делают на специализированных станках для изготовления рожков.
Пастуший рожок обладает конусной формой в виде трубки и имеет 5 отверстий для игры и еще по паре отверстий снизу и сверху. Также в состав рожка входит раструб и мундштук. Размер у музыкального инструмента может быть самым разным. Это зависит от его предназначения. Длина варьируется от тридцати сантиметров до девяноста.
Разновидности пастушьего рожка
Важно отметить, что музыкальный инструмент обладает весьма сильным звуком, но довольно мягким и приятным для восприятия.
На сегодняшний день ансамблевые и сольные рожки, к сожалению, уже практически не используются, однако некоторые оркестры вводят эти инструменты для национального колорита в своих выступлениях.
История пастушьего рожка
Рожок широко использовался и используется ныне охранниками, воинами и пастухами.
А название «владимирский» рожок он получил из-за того, что знаменитый хор изначально выступал во Владимире.
Предназначение пастушьего рожка. Как на нём играть?
Музыкальный инструмент рожок может использоваться для разных целей и поэтому выделяют несколько жанров наигрышей для рожков:
Сигнальные рожки используются для управления стадом овец, танцевальные или плясальные служат для проведения танцевальных обрядов. И самыми используемыми и популярными являются песенные наигрыши для рожков.
Рожок – исконно русское явление. Этот нехитрый инструмент занял почетное место в богатом и разнообразном инструментарии русского народа.
В письменных источниках нет упоминаний о нем вплоть до второй половины 18 века. Между тем в летописях и других произведениях древнерусской литературы, деловых документах, записках посещавших Русь иностранцев довольно многочисленны сообщения о различных бывших в ходу музыкальных инструментах – трубах, рогах, жалейке, дудке и т.д.
Постепенно рожки превращаются из сигнальных инструментов в музыкальные. Овладение этим инструментом требовало большой затраты сил времени, то есть необходимого досуга, что было доступнее всего пастухам. Не случайно именно в среде пастухов сосредоточились высшие достижения инструментального народного искусства, зародилось творческое и исполнительское мастерство рожечников.
На рожке появляются голосовые отверстия, при игре закрываемые или открываемые пальцами рук, что дало возможность извлекать звуки разной высоты. Пастухи славились не только сольной игрой на рожках, но издавна были «штатными музыкантами» своего села или древни, обслуживающими досуг крестьян: под звуки их инструментов пели, плясали, водили хороводы на открытом воздухе. Хорошо знакомые с искусством распева, пастухи нередко выступали в качестве певцов и, опираясь не только на материал сигнальных зовов, но и на народное песенное творчество создавали свои наигрыши и совершенствовали мастерство вариационной разработки музыкальных тем. В второй половине 19века, так же на волне возросшего интереса к русской народной песне, большую популярность приобретают артели рожечников – «хоры».
В 80 – х годах 19 века возник непревзойденный по искусству разработки тем и импровизации хор рожечников из Владимирской области, руководимый Николаем Васильевичем Кондратьевым и просуществовавший около 40 лет. Этот ансамбль продемонстрировал русское народное инструментальное искусство во всем блеске. И подготовлен был столь убедительный, шумный успех владимирских рожечников всем предшествующим опытом многих поколений. В 30 годы 20 века пастушеская рожечная игра стала терять популярность и былую славу. Но наследие русских рожечников живет и поныне. В России работают и творят несколько самобытных фольклорных коллективов, культивирующих игру на рожках. Им присуще тонкое и бережное отношение к народному подлиннику, мастерство ансамблевой игры, красивый истинно рожечный звук.
Рог на Руси издавна служил сигнальным инструментом. Звуком рога собирали народ для сообщения важных известий, оповещали о прибытии почты, доставляемой ямщиками. Под звуки рога проходила охота. Сигнал рога звучал во время военных действий и торжественных церемоний. Начиная с X в. рог упоминается в устном народном творчестве (песнях, былинах, сказаниях), его изображение встречается в древнерусских летописных сводах и фресковой живописи.
Первоначально рожки изготовлялись из натуральных рогов животных, но постепенно были заменены деревянными трубками конической формы. Для изготовления инструмента народные мастера, как правило, использовали берёзовые заготовки длиной 150-200 см: продольно их раскалывали, полукруглыми стамесками выбирали древесину, оплетали берестой две обработанные половинки. Перед игрой рожок смачивали водой, чтобы щели на стволе плотно закрылись, и звучание стало более сильным. Небольшое углубление в начале ствола служило мундштуком. Раструб делали конической формы из жести или натурального коровьего рога.
Большое распространение рожок получил среди пастухов в селах центральной России. Но наибольшую известность как музыканты-рожечники уже в XVIII в. приобрели крестьяне Владимирской губернии. Весной вместе со своими рожками они выезжали на сезонные работы в села других губерний. По сути, сформировался целый отхожий промысел владимирских рожечников. Они были непременными участниками праздников в селах, выступали и на городских ярмарках.
Ансамбли, составленные из музыкантов-рожечников, стали называться «хорами».
Но наибольший успех пришел к крестьянским музыкантам в Петербурге в 1883 г., когда они были приглашены в Петергоф и играли для самого императора Александра III и его семьи. Рукоплескали владимирским рожечникам даже Париж и города Германии и Бельгии, где им пришлось показывать мозоли на руках, доказывая, что они не переодетые артисты из консерватории, а настоящие крестьяне. Оркестр рожечников под руководством Н.В. Кондратьева просуществовал более 40 лет, до конца 1890-х годов.
Пастушеский рожок с той поры стал именоваться «владимирским», благодаря славе Н.В. Кондратьева и его рожечников, хотя распространен был во многих губерниях. Владимирский рожок и владимирские рожечники как особые понятия включены во все энциклопедические словари. Не случайно на гербе Камешковского района Владимирской области изображен пастуший рожок.
«Владимирские рожечники» ведут большую концертную и просветительскую работу, выступая в общеобразовательных школах, воинских частях, больницах, на областных и городских мероприятиях. Во время каждого концерта А. Лебедев старается познакомить зрителей с историей владимирского рожка, его устройством, с народной русской музыкально-песенной культурой.