Как выглядит самолет боинг 747
50 лет истории Боинг 747 в фотографиях
22 января 1970 — знаменательный день в истории авиации. Именно тогда совершил свой первый коммерческий рейс лайнер Boeing 747.
Служба BBC широко освещала прибытие панамериканского рейса PA2 из Нью-йоркского аэропорта JFK в лондонский Хитроу и назвала это событие «рассветом новой эры дальнемагистральных полетов».
По прошествии полувека можно смело утверждать, что это было действительно так. Тогда гигантский самолет получил почетное прозвище — «Королева небес». И, хотя он уже давно не самый большой самолет в мире, но по прежнему — узнаваемый.
В нем есть изящество, контрастирующее с его огромным размером. И он до сих пор вызывает хорошие чувства как у простых пассажиров, так и у фанатов авиации в целом. Люди, которые знают о самолетах не по наслышке, все еще пытаются попасть на борт этого лайнера, чтобы совершить своё путешествие. Сделать это сложнее с каждым годом — «старичка» вовсю заменяют более экономными (во всех смыслах) машинами.
Однако, помимо размеров, 747-е годы сегодня имеют мало общего с воздушными судами 50-летней давности. От цифровых технологий в кабине пилота до более тихих двигателей и комфортных салонов. Современные Джамбо Джеты предлагает функции, которые показались бы странными пассажирам тех лет. Навигация по спутнику? Wi-Fi на борту? Сиденья, которые превращаются в кровати? Ничего похожего и близко не было в самолетах 70-х годов.
Поэтому вдвойне интересно будет проследить эволюцию самолета Boeing 747 в этих 11 фотографиях, запечатлевших кусочек истории авиаперевозок.
1970 год
Первое прибытие лайнера в аэропорт Хитроу — тот самый первый регулярный рейс компании Pan American World Airways (Pan AM). Толпа зевак оглушена ревом мегалайнера и приветствует «Королеву». Обратите внимание на три окна верхней палубы — тогда там размещались пассажиры. Подобное пространство впоследствии стало предком современного бара на Airbus A380.
1975 год
Пять лет спустя в семье родился маленький брат. 10 июля 1975 года первый Boeing 747SP совершил свой первый полет и был сфотографирован над своей естественной средой обитания на северо-западе Тихого океана.
Этот SP означал «особые характеристики» (анг. special performance): самолет был построен, чтобы лететь дальше, чем любой другой коммерческий самолет, без дозаправки. Меньше обычного 747-го, но почти с такой же топливной емкостью и, следовательно, большей дальностью перелета.
Он стал единственным реактивным самолетом, способным к неслыханным на то время подвигам — регулярным беспосадочным рейсам из Калифорнии в Австралию. Только 15 лет спустя он уступил титул самого дальнего в мире — Боингу 747-400.
1980 год
Говоря о самолете 747SP: это был любимец пилотов, собственно, как и все 747-ые. Они прощали ошибки пилотирования и были хорошо спроектированы. На фото запечатлен капитан Гордон Харгис, сфотографированный в мае 1980 года у пульта управления одним из трех SP, заказанных Trans World Airlines. В тот день он рассказал, что меньший реактивный самолет управляется не сложнее, чем стандартный Боинг 747, который на 46 футов длиннее.
1985 год
К середине 1980-х годов популярность воздушных авиапутешествий достигла своего пика. Это заставило авиакомпании требовать увеличения пассажировместимости лайнеров. «Боинг» нашел простое решение: вытянутая верхняя палуба для размещения большего количества мест. Получившиеся 747-300 были не менее грациозны, чем Джамбо стандартного размера. И имели коммерческий успех в Азии, где авиакомпании не справлялись со спросом. На фотографии — новенький Boeing 747-300 компании Cathay Pacific летом 1985 года в небе Китая.
1990 год
Если во время кризиса вам нужно спешить с перевозкой большого количества людей, то приобретение нескольких 747-ых — хорошая идея. Именно это и сделало правительство США в 1990 году. После того как Ирак вторгся в Кувейт, и Пентагон объявил начало операции «Щит пустыни», отправив десятки тысяч солдат в Саудовскую Аравию, чтобы остановить продвижение армии Саддама Хусейна.
1995 год
В середине 1990-х годов авиакомпании начали предлагать пассажирам премиум-класса нечто, похожее на кровать. Air France была пионером в этой области, установив максимально раскладные сиденья в передней части своих 747-х. Хотя это место считается довольно ужасным сегодня — это было лучшее, на что вы могли надеяться, садясь в самолет в августе 1995 года, когда и была сделана фотография.
2000 год
За свою долгую карьеру 747 сделали почти все, что может сделать самолет, включая перевозку космического челнока и тушение пожаров. Они также использовали рекламные ливреи. В данном случае — для автогонок Формулы 1, которые рекламировались на борту Qantas 747-400, замеченного в январе 2000 года в лондонском аэропорту Хитроу.
2005 год
До закрытия программы полетов «Спейс Шаттл» в 2011 году два очень крутых Boeing 747 были модифицированы для НАСА так, чтобы транспортировать челноки между площадками. После завершения программы — самолеты отправили в музеи. Но в 2005 году вы все еще могли видеть потрясающее зрелище — 747-й с космическим кораблем на спине.
2010 год
Если вы принц Аль-Валид ибн Талал — чрезвычайно богатый член саудовский королевской семьи, то можете себе позволить частную авиацию. Принц владеет Kingdom Holdings с долями во многих компаниях, включая Twitter и Citigroup. И это дает ему чистую прибыль около 19 миллиардов долларов в год. Возможно, это еще не деньги Джеффа Безоса, но их все же достаточно, чтобы купить себе Боинг 747-400 и установить в его носовой части тронную комнату. Доступ к ней ограничен, но фотографу удалось заглянуть внутрь, когда самолет был приземлен в Эр-Рияде в 2010 году.
2015 год
В 2010-х Боинг представил, вероятно, последнюю модель семейства 747 — лайнер 747-8. Самый длинный в линейке, он всё равно сохраняет присущую предшественникам элегантность. Самолет поставляется в двух версиях: пассажирская модель с длинной верхней палубой, а также грузовой транспортер без окон на главной палубе и горбом на верхнем уровне. Последний выглядит впечатляюще. Например, этот 747-8F от люксембургской грузовой авиакомпании Cargolux, вылетевший в 2015 году из нью-йоркского JFK.
2020 год
Тип 747-8 может выглядеть прекрасно, но с точки зрения коммерции — это провал. Только три авиакомпании купили пассажирскую версию, и очень маловероятно, что купит кто-то еще. Однако в ВВС США, начиная с 1990 года, «Борт номер один» (анг. Air Force One) — это всегда 747-й.
И так, судя по всему, будет продолжаться десятилетиями: Пентагон купил два лайнера 747-8 и в настоящее время перерабатывает их в президентские самолеты. Ведь кто бы не занимал Белый дом — он летает на уникальных гибридах Boeing 747-400 и 747-200, известных как VC-25. И в начале 2020 года в Новом Орлеане этот президентский Boeing выглядит так же хорошо, как и его предшественники в 1970 году.
Boeing 747. Первый в мире дальнемагистральный двухпалубный широкофюзеляжный пассажирский самолёт (28 фото + 9 видео)
История создания
Потребность в разработке Боинга 747 возникла во время бурного роста объёмов авиаперевозок в 1960-х. Боинг 707, господствовавший в то время на рынке авиаперевозок США, уже с трудом справлялся с растущим потоком пассажиров. До этого корпорация Boeing уже занималась разработкой крупного транспортного самолёта для армии США, однако тогда корпорация проиграла проекту компании Lockheed и их самолету C-5 Galaxy.
В 1965 году, инженер-разработчик Джо Саттер (Joe Sutter), работавший в то время над Boeing 737, был назначен главным конструктором Boeing 747. Свою работу, он начал с выяснения потребностей авиакомпаний. В то время считалось, что огромные самолеты вскоре будут вытеснены сверхзвуковыми самолётами. Поэтому 747 изначально разрабатывался как грузопассажирский самолёт. Со временем планировалось даже полное переоборудование всех самолётов в грузовые. Кабину экипажа поместили на верхнюю палубу специально для того, чтобы была возможность преобразовать нос самолёта в грузовую аппарель.
В 1966 году корпорация Boeing закончила проектирование и представила конфигурацию нового самолёта, получившего обозначение 747. Изначальный проект представлял собой полностью двухпалубный самолет, однако с такой конфигурацией возникали некоторые трудности, и от схемы отказались в пользу «горбатого» варианта. Первым заказчиком стала авиакомпания Pan Am, заказавшая 25 самолетов Boeing 747-100.
Более того, благодаря рекомендациям Pan Am, в конструкцию самолета были внесены важные изменения, в частности: был увеличен размах крыла, изменено размещение опор шасси, а максимальный взлетный вес был увеличен с 272155 кг до 308443 кг.
Неудивительно, что первые репортажи в прессе, последовавшие за официальным анонсом компании Boeing, были обильно снабжены прилагательными, которые означали значительность. В Boeing 747 все имело гигантский масштаб, и очень скоро он был назван громоздким самолетом («jumbo-sized»), что привело к появлению прозвища «Jumbo Jet» (громоздкий реактивный лайнер).
Предполагалось, что рынок не нуждается более чем в 400 самолётах этого типа, однако, несмотря на критику и жёсткую конкуренцию в 1993 году был построен тысячный самолёт. Лишь в первом десятилетии XXI века объём продаж «747» начал падать.
Производство
Завод корпорации Boeing не был рассчитан на сборку таких гигантских лайнеров, поэтому в срочном порядке пришлось строить новый завод. Параллельно осуществлялась подготовка пилотов на новый лайнер, которая проходила на специальном тренажёре, предназначенном для обучения пилотов управлению и рулению с достаточно высоко расположенной кабины.
Специально для Boeing 747 компания Pratt & Whitney разработала огромный турбовентиляторный двигатель с высокой степенью двухконтурности — JT9D.
В целях повышения уровня безопасности и лётных качеств самолёта на 747 были установлены 4 резервные гидравлические системы и щелевые закрылки, которые позволяли использовать самолёт на взлётно-посадочных полосах относительно небольшой длины.
Источник: youtu.beЗакрылки при взлете
Источник: youtu.beЗакрылки при посадке
Боинг 747 представляет собой широкофюзеляжный низкоплан нормальной аэродинамической схемы. Силовая установка самолёта представлена 4 турбовентиляторными двигателями. Оперение – однокилевое
Салон
В зависимости от модели и компоновки пассажирский салон самолёта Boeing 747 способен размещать от 366 до 581 пассажира. В настоящее время наиболее распространённым является вариант компоновки салона лайнера, предусматривающий наличие двух классов (бизнес и эконом), поэтому именно его и имеет смысл рассмотреть.
Салон бизнес-класса в самолёте Boeing 747 размещается на верхней палубе (ряды 72-80) и в носовой части нижней палубы (ряды 1-4). Таким образом, согласно схеме пассажирского салона, бизнес-класс лайнера имеет 44 места. центральный проход здесь один, а кресла размещены в соответствии со схемой «2-2». Сидения этого класса представляют собой удобные и мягкие кресла, способные раскладываться (в некоторых вариантах Боинга 747) на 180 градусов, трансформируясь, таким образом, в комфортные и уютные кровати. Также, в зависимости от самолёта, места бизнес-класс могут иметь вид полузакрытых «купе» и располагаться «ёлочкой», обеспечивая больше места для ног. Пассажирам бизнес-класса предлагается вкусное меню с широким выбором блюд и напитков, а также комплект свежей прессы. В некоторых моделях (в основном произведённых в последние 10 лет) имеется встроенная система мультимедийных развлечений, способная скрасить время в полёте.
За местами бизнес-класса на нижней палубе располагается салон эконом-класса. Эконом-класс представлен местами, занимающими ряды с номерами от 9 до 69 и имеет два центральных прохода. Сидения этого класса располагаются, как правило, по схеме «3-4-3». Кресла эконом-класса мягкие, удобные, а расстояние между ними составляет около 80 сантиметров, что соответствует необходимым стандартам. Откидные столики для приёма пищи и система видео/аудио развлечений для каждого кресла монтируется, как правило, в спинку предыдущего. Исключение составляют лишь места, не имеющие перед собой других мест (например, как показано на схеме, это места 9, 21, 35 и 51 рядов). Для них все необходимые системы монтируются в подлокотниках.
Видеоэкскурсия по салону
Первая модификация, 747-100, имеет длину порядка 70 метров и высотой 20 метров с размахом крыла в 60 метров. Его вес был 162 тонн. Для того, чтобы покрыть расстояние полета около десяти тысяч километров, для него были разработаны компанией Пратт энд Уитни специальные двигатели. Позже стал использоваться двигатели от компаний General Electric и Rolls Royce. В «сотую» версию включена улучшенная модель 747-100B, а также вариант малой дальности с пассажировместимостью до 550 человек — 747-100SR (Short Range), разработанный специально для коротких рейсов между японскими островами.
Представленный в 1971 году, Boeing 747-200 имел более мощные двигатели и увеличенную взлётную массу, что позволяло увеличить дальность полёта. Первые 747-200 на верхней палубе имели всего по 3 иллюминатора с каждой стороны, но позже Боинг окончательно отказался от такой схемы и новые пассажирские самолёты уже имели по десять иллюминаторов с обеих сторон. У последней модификации, 747-200B, выпускаемой с 1980-х, дальность полёта была доведена до 10 800 км. На основе планера Боинга 747-200 были построены модификации для ВВС США : E-4A – военно-командный пункт, VC-25A — лайнер для перевозки президента США.
Boeing 747-200B — усовершенствованная версия 747-200 с более мощными двигателями и большим запасом топлива.
Boeing 747-200C и 747-200F — были разработаны для перевозки грузов. 747-200F — исключительно грузовой самолет, тогда как 747-200C — конвертируемая версия, самолет может быть легко переоборудован из пассажирского в грузовой.
Модификация 747-200M Combi может перевозить пассажиров и грузы одновременно. Соотношение меняется перестановкой переборок.
Как и 747-100, многие пассажирские самолёты 747-200 были позже переоборудованы в грузовые.
Наиболее успешные версии 747-400 и новая 747-8
Модель 747-400 — является самой популярной модификацией. У этого самолёта добавлены вертикальные законцовки на крыло (винглеты). Кабина экипажа была усовершенствована новой авионикой, в связи с чем отпадала необходимость в бортинженере. Были установлены: дополнительные хвостовые топливные баки, усовершенствованные двигатели. Кроме того, самолёт отличает повышенная степень комфортности. Внешне он отличается от других самолётов семейства тем, что имеет вертикальные законцовки на крыльях.
Boeing 747-400 на 25 % экономичнее 747-300 и в два раза тише.
Существуют следующие варианты этой модификации: 747-400M (грузопассажирский), 747-400F и 747-400SF (грузовые). Специально разработанный для внутренних линий Японии самолёт 747-400D удерживал мировой рекорд по пассажировместимости до 2005 года, вмещая до 594 человек. Затем его сменил Airbus A380, который в одноклассовой конфигурации вмещает 853 пассажира.
Модификация 747-400ER — самолёт с увеличенной дальностью полёта.
747-8 Intercontinental или просто 747-8I, начал строиться 14 ноября 2005 года. Самолет способен перевозить до 467 пассажиров в трёхклассовой конфигурации, на расстояние до 15000 км, со скоростью 0,855 М. По сравнению с 747-400, 747-8I перевозит на 51 пассажира и на 2 грузовых поддона больше, причём грузовой отсек увеличился на 26 %.
Несмотря на первоначальные планы сделать пассажирский вариант короче грузового, обе модификации одинаковой длины, что упрощает переоборудование 747-8I в грузовую версию (конвертируемый вариант, допускающий переоборудование одного варианта в другой и обратно). Верхняя палуба 747-8I удлинена. Boeing заявил, что 747-8I по сравнению с 747-400: на 30 % тише, на 16 % топливоэффективней и имеет на 13 % меньшую стоимость пассажиро-километра.
В 747-8 присутствуют некоторые изменения на палубах. Наиболее заметные — изогнутая лестница, соединяющая палубы, и более просторный главный вход для пассажиров. Интерьер главного салона 747-8 аналогичен продвинутому интерьеру Boeing 787. Верхние багажные полки изогнуты, их центральный ряд выглядит так, словно прикреплён к изогнутому потолку, а не интегрирован в изгиб потолка, как на Boeing 777. Иллюминаторы такого же размера, что и на 777, то есть на 8 % больше, чем на 747-400. 747-8 оборудован светодиодной системой освещения, способной создавать психологически комфортное пребывание на борту самолета. Светодиодная система также обеспечивает большую надёжность и снижает эксплуатационные затраты.
Кроме пассажирских и грузовых 747 выпускался и в специальных версиях.
747 LCF Dreamlifter
747 LCF Dreamlifter – специальная версия самолета Boeing 747, предназначенная для перевозки крупногабаритных деталей самолетов.
В октябре 2003 года Boeing объявил, что ввиду значительной продолжительности морских перевозок, транспортировка деталей Boeing 787 к месту окончательной сборки будет осуществляться по воздуху. Для этих целей решили переконвертировать Boeing 747-400. Первый испытательный полёт самолета состоялся 9 сентября 2006 года.
Во время испытаний самолёта, президент Boeing, Скотт Карсон (Scott Carson), шутя извинился перед «отцом Boeing 747», Джо Саттером: «Извините за то, что мы сделали с вашим самолётом».
Благодаря Boeing 747LCF (Large Cargo Freighter) доставить в США крыло для «787», производимое в Японии, можно всего за один день, а не за месяц. Объём транспортного отсека Dreamlifter — 1840 кубометров.
Boeing 747SCA
В вариант SCA было конвертировано два самолёта, ранее бывших в коммерческой эксплуатации — один Boeing 747-100 и один Boeing 747-100SR. Использовались для перевозки шаттлов от места посадки к стартовому комплексу, располагавшемуся на Мерритт-Айленд, при этом шаттлы крепились над фюзеляжем с помощью специальных загрузочно-разгрузочных устройств. Boeing 747SCA использовались по прямому назначению вплоть до окончания эксплуатации шаттлов в 2011 году.
Самолет подвергся сильной модификации в 1976 году. Места первого класса были сохранены для обслуживающего персонала NASA, но основной пассажирский салон был демонтирован для увеличения дальности полёта. Также был усилен фюзеляж и добавлены вертикальные стабилизаторы. Бортовое радиоэлектронное оборудование и двигатели также были обновлены.
Boeing VC-25
Boeing VC-25 обозначение специальной военной версии пассажирского самолёта Boeing 747.
VC-25 больше всего известен в роли «Борта номер один» (Air Force One) — так называется в Военно-воздушных силах США самолёт с президентом США на борту. Выпущенные два самолёта с бортовыми номерами 28000 и 29000 являются ранней модификацией Boeing 747-200B, но с пилотажным оборудованием и двигателями от Boeing 747-400ER.
E-4B «Nightwatch» известные как NEACP (National Emergency Airborne Command Post), произносится как [niːkæp], а с 1994 получившие второе название NAOC (National Airborne Operations Center) — воздушные командные пункты (ВКП). E-4B называют «самолетами судного дня», или «конца света». Они предназначены для президента, министра обороны и других членов высшего военного руководства США на случай начала ядерной войны, если наземные структуры управления будут разрушены или повреждены.
«Апокалиптические машины» могут находиться в полете целую неделю при условии воздушной дозаправки. Все оборудование на борту защищено от поражающих факторов ядерного взрыва. Каждая машина способна поднять в воздух сотню человек.
Один из четырех E-4B всегда полностью готов к вылету в течение нескольких минут. Во время зарубежных поездок президента «самолёт судного дня» сопровождает его, как и адъютант с «ядерным чемоданчиком». Если глава государства или руководитель Пентагона гибнут, предусмотрен сценарий мгновенной передачи командования войсками другому высокопоставленному лицу.
Интересные факты
Аварии и происшествия
По состоянию на октябрь 2015 года в общей сложности 59 самолётов Boeing 747 были потеряны в результате катастроф и серьёзных аварий. Boeing 747 пытались угнать 31 раз, при этом 25 человек погибло. Всего в этих происшествиях погибло 3732 человека.
Самая крупная по числу жертв авиационная катастрофа произошла в 1977 году на острове Тенерифе в аэропорту Лос-Родеос. На взлётно-посадочной полосе столкнулись два Boeing 747, погибло 583 человека