Как выполнить разворот с прилегающей территории
Разворот через прилегающую территорию слева
Последнее обновление: 29.05.2020
Комментариев нет
Вопрос: Выполняю разворот из крайнего левого положения, частично заехал на прилегающую к дороге территорию. В этот момент по данной прилегающей территории в направлении дороги двигался другой автомобиль. Заканчивая разворот, должен ли я уступить ему, как помехе справа?
Ответ. Сначала немного теории. Под прилегающей к дороге территорией следует понимать либо некую площадку, прилегающую к дороге, либо въезд-выезд на эту самую площадку (территорию, двор, жилой массив и пр.).
Непосредственно на прилегающей территории действует требование пункта 8.9: уступить должен водитель, к которому другой автомобиль приближается справа. Следовательно, съехав с проезжей части (на обочину либо прилегающую к дороге территорию), водитель теряет приоритет, который дает ему дорога по отношению к прилегающей территории.
Выезжая с прилегающей территории, водитель, в соответствии с пунктом 8.3, должен уступить дорогу другим тс, которые по ней движутся.
В вопросе присутствует неопределенность: что означает «частично заехал», и что автор вопроса подразумевал под прилегающей территорией? Частично, это насколько? — одним колесом, двумя колесами, в половину корпуса? Можно ли это «частично» считать съездом с проезжей части? Неясно. И нужно понимать, что в разных дорожных условиях ответы на эти вопросы будут разными.
Под условиями понимается и плотность движения, и его интенсивность, обзорность участка дороги, особенность въезда на территорию и пр. Например, территория может прилегать непосредственно к дороге или иметь собственный въезд. По дороге все время движутся машины, на проезжей части или рядом могут появиться пешеходы — ситуация непрерывно изменяется, соответственно, и реакция на нее также будет меняться.
Подобных неопределенных в пдд ситуаций на дороге достаточно много, поэтому, когда возникает неясность, целесообразно поступать таким образом, чтобы ваши действия не входили в противоречие с ПДД, и сохраняли, при этом, контроль над дорожной ситуацией.
Контроль над ситуацией всегда необходим, поскольку, кому из водителей после ДТП будет легче от того, что он был, как говорят, прав, но машины столкнулись?! Ответ: никому, у каждого своя правда.
Рассмотрим возможные варианты разворота с использованием прилегающей территории, располагающейся слева по ходу движения.
Предположим, предстоит развернуться вне перекрестка. Дорога в две полосы, справа бордюр, слева – прилегающая к дороге территория, например, достаточно просторная площадка перед каким-то зданием (например, магазином). На этой площадке стоят другие машины. Задний ход в процессе разворота использовать не планируется, т.е. есть возможность выполнить разворот с прилегающей территории за один прием.
Дорога свободна, автомобиль разворачивается, как условлено в вопросе, заезжает частично на территорию, и сходу, без остановки выезжает снова на дорогу. Если в этот момент его сзади никто внезапно не «догоняет» или едущему сзади авто не приходится тормозить, то разворот выполнен в рамках ПДД – помех никому не создано.
Несколько другой, но похожий вариант разворота с использованием въезда-выезда с прилегающей территории. В таких местах общее пространство для разворота становится шире, и развернуться намного удобнее.
При вышеуказанных обстоятельствах в процессе разворота Правила не обязывают уступить дорогу автомобилю, который движется по прилегающей территории или к выезду с нее. Исключение – остановка в целях избежать ДТП — тот случай, когда пути машин неминуемо пересекутся и столкновение неизбежно.
Другая ситуация. Автомобиль разворачивается, заезжает двумя колесами или в полкорпуса на прилегающую территорию либо на обочину, т.е., как указано в вопросе, частично съезжает с дороги. В этот момент сзади него, по этой же дороге едут другие машины, они приближаются к месту события и у них в данный момент преимущество.
Завершая разворот с прилегающей территории (фактически – перед выездом на дорогу,) следует уступить едущим сзади машинам, т.е. не создавать им помех (пункт 8.1), поэтому водитель вынужден остановиться.
С этого момента этот автомобиль находится в равных правах с другими машинами, находящимися на этой прилегающей территории. Между ними теперь действует требование пункта 8.9 – правило «помеха справа».
Эти три внешне похожие ситуации разворота с использованием прилегающей территории отличаются в деталях, поэтому действовать нужно исходя из конкретных обстоятельств. В какой-то другой ситуации будет целесообразно развернуться от правого края дороги. Тогда вовсе не придется заезжать на прилегающую территорию, и вопрос приоритета перед едущими по ней машинами снимается.
Вполне возможно оказаться в неоднозначной ситуации или столкнуться с непониманием, например, вы считаете, что приоритет у вас, а оппонент считает, что приоритет именно у него. Когда к общему решению прийти не удается, в таких условиях вероятность столкновения повышается.
Иногда бывает смысл (целесообразность) остановиться и уступить дорогу. Есть немало ситуаций, когда из чувства солидарности водители помогают друг другу «выбраться» из затруднительного положения на дороге. Имея преимущество в движении, но из целесообразности уступая при этом дорогу, вы НЕ нарушаете Правила, и сохраняете при этом контроль над ситуацией.
Будьте внимательны за рулем.
Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 29.05.2020
Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.
Где можно выполнить разворот?
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье будет рассмотрен маневр «разворот», а также пункты правил дорожного движения, относящиеся к развороту. Речь пойдет о том, где можно выполнить разворот, а где данный маневр запрещен.
Кроме того, будет рассмотрено несколько нестандартных вариантов, позволяющих выполнить разворот на дороге с интенсивным движением.
Правила выполнения разворота
Разворот можно выполнить в любом месте, где это не запрещено правилами, дорожными знаками или разметкой. Условия, при которых разворот запрещен, будут рассмотрены ниже.
Тем не менее при выполнении разворота нужно очень внимательно относиться к выбору места для маневра. В общем случае возможны 2 варианта:
Разворот на перекрестке
Правила разворота на перекрестке регулируются пунктом 8.5 ПДД:
8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.
Таким образом разворот на перекрестке должен выполняться из крайнего левого положения, т.е. от центра проезжей части.
Обратите внимание на этот пункт. Например, выполнить разворот на перекрестке, где пересекаются две неширокие двухполосные дороги, без нарушения правил дорожного движения невозможно. Чтобы не выехать на газон или тротуар водителю придется либо нарушить требования пункта 8.5 (развернуться из крайнего правого положения), либо включить задний ход на перекрестке (нарушить пункт 8.12 ПДД).
Разворот вне перекрестка
Разворот вне перекрестка подчиняется другим правилам:
8.8. При повороте налево или развороте вне перекрестка водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам и трамваю попутного направления.
Если при развороте вне перекрестка ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра из крайнего левого положения, его допускается производить от правого края проезжей части (с правой обочины). При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам.
Вне перекрестка разворот можно выполнить как от центра проезжей части, так и от ее правого края. В том числе можно начать разворот и с правой обочины. Второй вариант, безусловно, является наиболее предпочтительным. Легковой автомобиль, который начал разворот с обочины, даже на двухполосной дороге сможет завершить маневр без включения передачи заднего хода. Если же вписаться не удалось, то вне перекрестка правила не запрещают включить задний ход.
На практике выполнять разворот вне перекрестка обычно удобнее, чем на перекрестке.
Где запрещен разворот?
Рассмотрим ситуации, в которых правила дорожного движения запрещают выполнить разворот:
1. Пешеходные переходы
Пешеходные переходы, обозначенные соответствующими знаками или разметкой.
2. Тоннели
В тоннелях. Тоннели обозначаются дорожным знаком 1.31:
3. Мосты, путепроводы, эстакады
На мостах, путепроводах, эстакадах и под ними разворачиваться также нельзя. Данные сооружения не обозначаются специальными дорожными знаками или разметкой. Поэтому на практике нужно быть внимательным, чтобы случайно не развернуться, например, на эстакаде. Дело в том, что насыпь может перейти в эстакаду незаметно для водителя.
4. Железнодорожные переезды
Разворот запрещен на железнодорожных переездах. Границы переездов обозначаются знаками 1.3.1 или 1.3.2, либо местом установки шлагбаума:
5. Места с небольшой видимостью
В местах с видимостью менее 100 метров. Такие места не обозначаются специальными дорожными знаками, поэтому водитель должен определить их самостоятельно. Тем не менее можно ориентироваться по следующим дорожным знакам:
Еще раз отмечу, что перечисленных знаков может и не быть.
Например, видимость может быть ограничена ветвями деревьев и в этом случае выполнять разворот нельзя.
6. Остановки.
Нельзя разворачиваться и на остановках общественного транспорта, обозначенных знаками или разметкой:
7. При наличии знаков
Разворот запрещен при наличии следующих дорожных знаков:
8. При наличии разметки
Также автомобиль нельзя развернуть при наличии сплошной линии разметки на пути следования:
9. На автомагистрали
Пункты 16.1 и 16.3 правил дорожного движения запрещают разворот на автомагистрали и на дороге для автомобилей. То есть на дорогах, обозначенных следующими дорожными знаками:
Как развернуться на дороге с оживленным движением?
Водители, которые хотя бы раз выполняли разворот на практике, могли столкнуться со следующими проблемами:
Если Вы столкнулись с одной из перечисленных проблем, то выполнить стандартный разворот вряд ли удастся. Поэтому рассмотрим нестандартные схемы:
Разворот с использованием прилегающей территории
В данном случае нужно выбрать прилегающий к дороге двор, парковку, АЗС и т.п. Лучше выбрать прилегающую территорию слева по ходу движения. Связано это с тем, что впоследствии выезжать из двора гораздо проще направо, чем налево.
Уверен, многие водители помнят вариант разворота, предложенный в экзаменационных билетах ГИБДД. ГИБДД предлагает въехать на прилегающую территорию, а затем задним ходом вернуться на основную дорогу. Однако при интенсивном движении такой маневр выполнить довольно сложно. Поэтому просто въезжайте на прилегающую территорию и разворачивайтесь там. Движение на прилегающих территориях практически отсутствует, поэтому можно развернуться даже на самом маленьком «пятачке». Пусть даже для этого придется включить задний ход несколько раз.
Разворот вокруг квартала
Штрафы за нарушение правил разворота
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.
Таким образом нарушение правил разворота в разных условиях влечет штраф в размере от 500 до 1 500 рублей.
Правила разворота с использованием прилегающей территории
Выучить правила дорожного движения кажется многим простым заданием. Однако зазубрить текст недостаточно, нужно проникнуть в саму суть сказанного. Это поможет принять правильное решение в спорной ситуации.
Не только новички, но и большинство опытных водителей, допускают ошибки, выполняя разворот с помощью прилегающей территории. При этом в правилах дорожного движения четко прописано, как вести себя на таком участке и чего делать категорически запрещено.
Что является прилегающей территорией
Каждый водитель знает, что намного легче выполнить разворот в полевых условиях, чем провести маневр на узкой дороге. Чтобы правильно понять, где именно можно разворачиваться, нужно обратиться к п. 1.2 ПДД РФ.В нем говорится, что прилегающей территорией называется участок, который соединен с дорогой, но не предназначен для сквозного движения. Чаще всего речь идет о парковках, дворах и автозаправках, которые вынужденно посещает каждый водитель.
Неопытные водители иногда путают ее с перекрестком, что приводит к серьезным нарушениям правил и провоцирует ДТП.
Согласно законодательству, прилегающую к дороге территорию можно отличить по таким признакам:
Как правильно выполнить разворот
Не только новички, но и опытные водители испытывают трудности при проведении разворота. Однако если разобраться в правилах, то можно избежать неприятных ситуаций.
Оценка дорожной обстановки
Водитель, у которого возникла необходимость развернуть транспортное средство, обязан проанализировать сложившуюся на дороге ситуацию. Если движется большой поток машин, то маневр легче провести с прилегающего участка дороги, расположенного по левую сторону. При этом возникнет необходимость уступить исключительно транспортным средствам лишь с одной стороны.
Намного сложнее провести разворот, когда необходимый участок находится справа. В этом случае выезжающей машине необходимо уступить дорогу транспорту, который движется по обеим полосам.
Если за рулем новичок, то для него это будет достаточно проблематично. Поэтому важно правильно оценить ситуации на дороге и выбрать подходящее место для разворота. В противном случае под угрозой находится жизнь не только водителя, но и тех, кто находится в этот момент на проезжей части.
Использование территории справа
Выполняя разворот водителю, следует придерживаться определенной схемы действий, которая разработана специально, чтобы предотвратить аварийную ситуацию. Если выбранный участок находится по правую сторону, то в первую очередь нужно включить правый поворот, чтобы другие водители были в курсе о происходящем.
Выбранное место следует немного проехать (примерно на метр) и остановить машину. Для новичков важно запомнить, что не рекомендуется вплотную прижиматься к бордюру. При последующих маневрах существует опасность не рассчитать дистанцию и заехать на него.
Итак, когда машина остановлена, нужно провести оценку ситуации на дороге. Если помехи сзади отсутствуют, то задним ходом медленно въезжают на выбранную территорию. Главное пропустить пешеходов, если таковые появились на траектории движения.
Оказавшись в нужном месте, водитель должен включить левый поворот, проверить, свободна ли проезжая часть, и закончить свой маневр.
Важно запомнить, что перед завершением разворота и выездом на дорогу, нужно остановиться у самого ее края. Это позволит увидеть все машины, которые находится в непосредственной близости на обеих полосах движения.
Прилегающая территория слева
Водителю необходимо перестроиться в крайний левый ряд и остановиться у поворота, который приведет к необходимому участку. Затем нужно оценить обстановку, пропустить транспорт, который движется по встречному направлению, и заехать на территорию передом. Выполняя данное действие нужно как можно ближе подъехать к ее правой стороне.
Когда машина полностью скрылась на прилегающем к дороге участке, следует дать задний ход и закончить свой маневр.
На этом этапе важно внимательно следить другими участниками движения, чтобы не вывернуть у них перед носом и не спровоцировать аварию. Подъехав к дороге, нужно притормозить, посмотреть по сторонам и плавно выехать на полосу движения, а затем отправиться вперед.
Рассмотренный маневр достаточно прост, однако, в нем заложена опасность, которая связана с пешеходами. Осуществив поворот и пытаясь добраться до места назначения, водитель находится на встречной полосе. Если вдруг перед ним возникнет пешеход, то правила обязывают остановиться и пропустить его. При этом машина окажется на середине проезжей части, что не доставит особого удовольствия ни самому водителю, ни другим участникам дорожного движения.
Задним ходом
Поскольку прилегающей к проезжей части считается также стоянка или двор, то водителю нередко приходится разворачиваться, двигаясь задним ходом. Такой маневр требует особой осторожности, так как увидеть приближающийся транспорт из-за ограниченного обзора будет сложно.
Если в машине водитель не один, то он может попросить спутника выйти на дорогу, так чтобы его видели и подать знак, когда можно делать разворот. Он также должен жестами предупредить другие машины, чтобы они успели сбавить скорость.
Однако такие манипуляции лучше проводить на не слишком загруженных дорогах, в противном случае будет существовать угроза для жизни не только водителей, но и помощника, который находится на дороге.
Вне перекрестка
Маневр обычно проводится на дороге с двумя полосами, которые разделены прерывающейся линией. Сперва нужно включить правый поворот, оценить дорожную обстановку через зеркала заднего вида и понемногу прижиматься к бордюру. Затем переключив сигнал поворота на левую сторону нужно снова проверить наличие других машин.
Если путь чист, то выполняется движение вперед с быстрым, но плавным поворотом руля. После проведения разворота рулевое колесо выравнивают, а скорость плавно наращивают.
При этом левый сигнал поворота все еще остается включенным.
Штраф за нарушения правил разворота
Правонарушения на дороге нередко происходят по вине водителей, которые неправильно провели разворот или выбрали для этого запрещенный участок дороги. При этом жесткость меры наказания будет напрямую зависеть от серьезности проступка:
Распространенные вопросы
Обязательной темой для изучения на курсах вождения является территория, которая расположена рядом с дорогой. Однако у многих все равно остаются вопросы, на которые водители желают получить ответы.
Осуществляя разворот с использованием прилегающей к проезжей части территории нужно быть максимально бдительным. Одно неправильное движение может спровоцировать аварию, которая приведет к лишению водительских прав или штрафным санкциям.
Правила разворота с использованием прилегающей территории справа или слева
Разворот является одним из самых часто используемых манёвров на дороге. Например, можно выполнять разворот с прилегающей территории. Это действие строго регулируется правилами дорожного движения и имеет свои особенности к выполнению, которых лучше придерживаться, чтобы не нарушить ПДД и не спровоцировать аварийную ситуацию. Машину можно восстановить, а вот вернуть жизнь человека – нет.
Общие положения по выполнению манёвра «разворот на перекрёстке»
Сразу необходимо отметить, что выполнять подобный манёвр позволяется везде, где это не запрещено:
Разворачивать машину можно как на перекрёстке проезжих частей (далее ПЧ), так и вне этого участка дороги.
Разворот автомобиля на перекрёстке нужно выполнять строго в соответствии с ПДД, где этот манёвр прописан в пункте 8.5. Сначала необходимо заблаговременно перестроиться в крайний левый ряд и только из него выполнить разворот на перекрёстке, пропустив транспортные средства, движущиеся навстречу по другим полосам при определённых обстоятельствах (у кого именно есть преимущество в движении).
Это не относится к развороту на перекрёстке, где организовано кольцевое движение. Там движение происходит непрерывно, машины на кольце не останавливаются. Заезд на так называемое кольцо осуществляется с правым поворотником, движение – с левым, а выезд – снова с правым. Поворотник включён постоянно (в том или ином положении), пока транспортное средство находится на кольце.
Обычно кольцо считается главной дорогой и можно было бы не опасаться выезда на него автомобилей со второстепенным дорог вне очереди, если бы не одно «но»: не все ездят по правилам. Поэтому даже при движении на кольце нужно внимательно следить за дорогой.
Также нужно заметить, если перекрёсток образован пересечением двухполосных ПЧ, то развернуться на нём без нарушения ПДД не получится. Этот манёвр производить строго запрещено.
Ещё одно запретное действие на перекрёстке – любой манёвр задним ходом. Это также является нарушением ПДД.
Общие положения по выполнению манёвра «разворот вне перекрёстка»
Разворачиваться вне перекрёстка несколько проще. В данном случае не действует столько ограничений.
Разумеется, при выполнении разворота вне перекрёстка необходимо пропустить весь встречный транспорт, чтобы не создавать аварийную ситуацию. У него преимущество в движении; у того, кто разворачивается – нет.
Если дорога слишком узкая, чтобы в один манёвр развернуть автомобиль на ней, используя крайний левый ряд, можно использовать правый край дороги, то есть – обочину.
Таким образом, при выполнении разворота авто вне перекрёстка допускается использование следующих частей полосы:
Последний вариант даже является наиболее выгодным с точки зрения количества манёвров, которые нужно произвести.
Дело в том, что вне перекрёстка движение задним ходом разрешено. Если ширины ПЧ не хватило для разворота, можно сдать и задним ходом, чтобы «вписать» транспортное средство в полосу.
Хотя если изначально выполнять разворот из крайнего положения справа, то необходимости сдавать задним ходом, вероятно, не будет – машина должна отлично выполнить манёвр без дополнительных ухищрений.
Разворот вне перекрёстка выполнять намного удобнее, чем на перекрёстке, ведь в данном случае больше места для манёвра и меньше ограничений.
Где его выполнять нельзя?
ПДД чётко ограничивают перечень мест и участков, где разворачиваться запрещено вообще.
К ним относятся (в скобках указано то, чем обозначается данная территория: знаками «з», разметкой «р»):
Хотя всё равно находятся автолюбители, которые эти ограничения не соблюдают и разворачиваются через сплошные, на остановках общественного транспорта, тем самым создавая аварийную обстановку.
Нестандартные схемы разворота
Иногда выполнить разворот на ПЧ очень сложно по двум причинам:
В таком случае можно использовать нестандартные схемы разворота. Например, выполнить разворот с прилегающей территории справа. Сложнее, но тоже реально будет выполнить разворот с использованием прилегающей к дороге территории слева.
Разворот с использованием прилегающей территории выполняется очень просто. Ему учат во всех автошколах: толковые инструкторы уделают этому большое внимание как при обучении, так и при сдаче экзамена. Также такой вопрос может попасться на «теории» в билете и, если не знать всех тонкостей, можно допустить ошибку.
Чтобы развернуться правильно, нужно заехать на какую-нибудь стоянку на обочине, сдать с неё задним ходом, убедившись, что этот манёвр не мешает другим водителям и выехать на ПЧ уже в другом направлении. Главное: не забывать использовать поворотники перед началом движения и манёврами, чтобы не вводить никого в заблуждение.
Можно также использовать и дворовые территории. Да, сквозная езда через дворы запрещена, но заехать в них, выполнить там разворот и выехать обратно не запрещает никто. Тем более что во дворах почти никогда не бывает интенсивного движения. Там машины, наоборот, стоят. И это может быть одной из проблем, которая встретится автолюбителю, решившему развернуться во дворе. Там просто не окажется места из-за того, что всё будет заставлено машинами.
Что делать тогда? Искать другой двор или очень ювелирно использовать задний ход для разворота на небольшом «пятачке», который практически всегда можно найти в дворовых территориях.
Есть и другой способ развернуться на дороге с оживлёнными движением. Можно объехать квартал рядом вокруг и выехать с нужной стороны. Да, должно сильно повезти, чтобы такая возможность выпала, но, если она всё же есть, стоит ей воспользоваться. Бензина и времени будет потрачено больше, зато не будет создана аварийная ситуация, которая в плотном потоке движущихся транспортных средств провоцируется почти мгновенно при любом неправильном манёвре.
Если есть возможность использовать прилегающую территорию для разворота вне перекрёстка, нужно это делать. Это просто, безопасно и не затрудняет никому движение в большинстве случаев.