Как вырезать чешую на дереве
Художественная резьба по дереву для начинающих
Интересует резьба по дереву для начинающих, как правило, людей, не имеющих художественного образования. Для них это искусство является хобби. В силу того, что знания у большинства таких резчиков разрозненные, постараемся их упорядочить. В самой резьбе по дереву нет ничего сложного. В России этот вид творчества всегда был главным. Даже в обработке камня сначала использовали приемы, к которым давно привыкли.
Нанесение рисунка узора на деревянную заготовку
Сегодня этот вид искусства вызывает неподдельный интерес, несмотря на то что многие навыки уже утрачиваются.
Виды резьбы и техники
Если говорить в целом, то резьбу по дереву можно отнести к пластическому искусству. Традиционно различают рельеф и объемную скульптурную резьбу по дереву. Начинающему резчику стоит овладеть сначала приемами создания рельефа.
Эта техника имеет несколько вариантов резьбы:
Список на этом не заканчивается. За рамками осталось еще немало. Из названий можно понять, чем отличается та или иная техника исполнения. Классификация нередко осложняется тем, что страна наша большая. В разных регионах названия одной и той же техники могут отличаться. Однако суть не меняется, поэтому очертим общие приемы работы.
Все начинающие резчики знакомятся с геометрической резьбой. Она простая, но красивая. Этот вид резьбы разделяют на три вида:
Для исполнения потребуется:
На доску наносятся рисунки в виде геометрического узора. Резчик может придумать орнамент для резьбы самостоятельно или скопировать понравившийся. Не нужно сразу браться за сложные элементы, если нет навыков и рука недостаточно твердая.
Несколько орнаментов для резьбы по дереву
Доска должна быть гладкой. Достигается такая поверхность за счет строгания. Ни в коем случае не нужно шлифовать поверхность с помощью наждачной бумаги. Если абразивные частицы останутся в волокнах, они не позволят сделать резьбу чистой и аккуратной. Кроме того, режущая кромка ножа быстрее затупится.
Начинающим резчикам для выполнения геометрических орнаментов рекомендуют выбирать древесину лиственных пород.
Рабочее место резчика
Работа с острым инструментом должна проводиться за верстаком, который отвечает всем требованиям устойчивости и прочности. Если нет возможности сделать такой верстак, можно ограничиться столешницей. Она может быть любого размера, но высота должна находиться не выше уровня пояса резчика.
Пример обустроенного рабочего места резчика
Рабочий стол для резьбы по дереву должен быть хорошо освещен. Можно установить его возле окна. Однако дневного света бывает мало.
Если источник освещения один, появляются глухие темные тени, которые мешают делать резьбу чистой. Поэтому над столом устанавливают еще 2-3 светильника.
Они должны освещать работу с разных сторон, особенно если за окном темно. Устанавливать лампы нужно выше глаз резчика. Во время работы глаза испытывают напряжение. Это замечают даже опытные мастера. Начинающий резчик устает быстрее, и качественное освещение позволяет сделать условия работы комфортными и безопасными.
Требования к инструменту
Современные инструменты для резьбы открывают широкие возможности для художников. В обработке дерева они применяются с успехом. Но мы будем рассматривать инструмент для ручной работы.
Подборка стамесок для резьбы по дереву
Ведь получить навык работы с таким инструментом важнее и сложнее.
В арсенале мастера всегда находится:
Многие производители уже позаботились о резчиках и создают разнообразные наборы. Нельзя однозначно оценить их качество и пользу. По этому поводу ведутся споры. Заметим лишь, что ни один профессиональный мастер не имеет такого набора. Весь инструмент закупается отдельно и доводится вручную.
Вырезаем славянский чур Перуна из дуба
Перун — бог-громовержец в славянской мифологии, покровитель князя и дружины в древнерусском языческом пантеоне, управляющий Молниями, сын Бога Сварога и Лады-Богородицы, внук Бога Вышеня. Бог-Покровитель Чертога Орла во Сварожьем Круге.
Символом Перуна считался топор, или как его иногда называли Секира Перуна. Секиру Перуна как сакральный символ могли украшать различными свастическими символами. Предположительно, этот символ мог являться воинским оберегом.
Есть у Перуна своё дерево — дуб, есть и любимый цветок, который в Болгарии до сих пор зовут «перуникой». У него шесть лилово-голубых лепестков (громовый знак!), поросших золотистыми волосками (молния!). Он расцветает весной, когда гремят первые грозы. Цветок этот очень красив, и мы зовём его ирисом — по-гречески «радужным», потому что различные сорта ирисов бывают самого разного цвета.
Дерево Перуна – дуб, и потому главным символом капища был дубовый идол.
Дуб, пораженный молнией, почитался особенно — и обереги, посохи, жезлы, стрелы, сделанные из него, считались лучшими хранителями от Нави.
Итак, приступаем к мастер-классу.
Берем брусок и делим его на 3 части, делая пометки карандашом 4 см оставляем на голову, 8 см на туловище и 11 см оставим на ноги.
Теперь отмечаем следующую часть — по всему бруску прочерчиваем горизонтальные линии — это будет приблизительный контур. На уголке прорисовываем схематично голову, руку одну и другую, место под секиру, ноги. Теперь можно начинать делать контур головы резаком-косяком, аккуратными движениями снизу-вверх. Так как дерево дуб — режется трудно, то нужно быть предельно аккуратным дабы не испортить поделку и не пораниться.
Далее примерно в середине части головы делаем нос — режем под острым углом. Далее обрезаем голову, придаем ей более округлую форму.
Следующим действием берем полукруглую стамеску чтобы вырезать место под глаза. Фигуру лучше положить на стол, чтобы вам было удобнее вырезать. Осторожно вырезаем глазные пазухи. И резаком — косяком выправляем место, где резали глазные пазухи, выравниваем сбоку от лица неровности.
Теперь нос почти сделан, нужно сделать ноздри, делаем косяком, важно — зафиксируйте фигуру, чтобы не скользила по столу. Теперь берем наждачку — единичку, и счищаем все маленькие неровности вокруг носа.
Дальше уже режем сами глаза, размечаем карандашом, чтобы было ровно. Удобнее такие работы, конечно, делать из таких пород деревьев — как груша или вишня, но поскольку соблюдаем традиции древних славян, режем из дуба.
Режем глаза косяком, под углом со внутренней стороны, но угол берем небольшой, нужно учитывать что будут еще и веки. Далее самым маленьким резаком-стамеской выравниваем глазные яблоки, а затем делаем веко. После прорисовываем карандашом скулы, и срезаем немного впереди фигуры – работать необходимо осторожно чтобы не задеть нос.
Начинаем придавать вид лицу, режем косяком.
Далее делаем надбровные дуги и брови, делаем их слегка выделяющимися на лице.
Затем делаем лицо — карандашом прорисовываем усы и начинаем их вырезать резаком-косяком.
Далее, будем делать рот — размечаем центр, верхнюю и нижнюю губы. Осторожно, краем резака прорезаем губы. Затем самым маленьким резаком прорезаем более точные контуры.
Далее обозначаем усы.
И продолжаем резать бороду, выделяем ее от усов.
Затем рисуем и вырезаем правую руку, которая будет поверх рукояти секиры, а держать саму секиру он будет левой рукой. Все лишнее будем убирать полукруглой стамеской. Бороду будем обрабатывать позже. Осторожнее держите стамеску, чтобы было менее травмоопасно.
Затем рисуем плечи, и вырезаем их резаком-косяком.
Прорезаем слегка переднюю часть фигуры под секиру и слегка выравниваем плечи. И рисуем левую руку.
Начинаем вырезать, надавливая резаком на дерево, чтобы четче прорисовать контуры. К вопросу о том, почему режем с угла такой брусок — ответ — руки, таким образом их удобнее делать, и они будут равные по размеру.
Теперь попеременно полукруглой стамеской и резаком-косяком придаем дальнейшие формы.
Далее продолжаем работать попеременно полукруглой стамеской и резаком-косяком, осторожно прорезаем контур рук.
Теперь прорезаем переднюю часть, стачиваем ее, вырезая место под секиру. Делаем в виде небольшого углубления.
Продолжаем прорезать область тела, делая сужение к верху фигуры. Сначала делаем с одной стороны, потом с другой стороны.
Сделав ноги приступаем к прорисовке сапог. Выделяем их на общем фоне ног.
Следующим этапом будет вырезание плаща с задней стороны фигуры, для этого косяком необходимо придать плавность формы плаща.
После чего сделать волны в поле и на спине, для придания реалистичности общей картине.
Теперь возвращаемся к бороде, начинаем прорезать контуры усов и, волнообразными линиями, обозначать волосы на бороде.
То же самое проделываем и с головой.
Завершив работы с волосами, можем приступать к застежке плаща, в виде шестиконечной звезды Перуна.
После этого делаем доспехи, я делал их в виде чешуи, где верхние чешуйки наслаиваются на нижние, на самом деле вариаций довольно много и любой может подобрать себе по вкусу.
Следующий этап — это изготовление секиры, на тонкой дубовой реечке, диаметром 4 мм, рисуем секиру.
При помощи ручного лобзика она аккуратно вырезается, резаком-косяком и плоской стамеской ей придается форма.
На сикире наносятся три руны перуна — солу, тэйваз и солу. Брусок ниже ног дорабатывается путем сглаживания углов, образуя таким образом овальный постамент.
Завершающим этапом будет вклеивание секиры на ее место при помощи столярного клея ПВА.
Для большей наглядности всего процесса изготавления добавляю видео проведенных работ:
Прочитайте онлайн Художественная работа по дереву | Элемент «чешуйки» (скобчатая резьба)
Элемент «чешуйки» (скобчатая резьба)
Для выполнения элемента «чешуйки» потребуется полукруглая стамеска, с шириной, соответствующей размерам «чешуек», а также доска-заготовка из липы или ольхи размером 200 х 100 х 20 мм. Перед началом работы ее следует обработать фуганком или рубанком.
Вдоль четырех сторон надо провести карандашом окантовочные линии, отступив от края доски на 1 см. Для выполнения элемента перевода рисунка на заготовку не требуется, так как стамеска будет формировать его сама. Следует наметить на поверхности доски точки А, Б, В, Г, Д и Е на одинаковом расстоянии друг от друга.
Доску надо расположить на рабочем столе узкой стороной к себе. Стамеска берется выпуклой стороной вверх, указательный палец при этом должен быть направлен вдоль полотна инструмента, а другие пальцы – охватывать рукоятку стамески.
Левый угол стамески надо поставить в точку А, находящуюся в правом углу доски, под углом 45–75° к плоскости доски. При выполнении орнамента необходимо следить за тем, чтобы угол не менялся.
Уголки инструмента ставятся по линии АЕ. Небольшим нажатием надо углубить лезвие стамески на 2–3 мм вглубь древесины, а после этого вынуть, не меняя угла. Последующие надрезы делаются по такой же технологии, без зазоров между надрезками и их пересечения.
После выполнения первого ряда надрезок можно перейти ко второму ряду. После формирования орнамента надо приступить к отделке его поверхности. Для этого следует повернуть доску на 180°, поставить стамеску выпуклой стороной вниз центральной частью лезвия в вершину «чешуйки» первого ряда (под углом 15–25° к плоскости). Из вершины «чешуек» стамеску следует вести с небольшим поворотом влево к вышележащей надрезке. При этом надо захватить примерно половину плоскости «чешуйки».
Вторая половина «чешуйки» вырезается из той же точки, но с поворотом вправо.
При выполнении работы стамеска должна идти плавно, под одинаковым углом, выбранным в начале.
Уроки резьбы по дереву для начинающих
История возникновения ремесла и виды
Резьба по дереву — это вид декоративно-прикладного искусства, который зародился еще в древности. На Руси резьбу по дереву называли резным делом, а выполняемый в этой технике рисунок ознаменкой, узорчьем, вызорочьем. В этой технике на плоской поверхности мастера выполняли косицы, зубчики, желобки, маковицы, грибки и т.д. Увидеть такие образцы можно в Успенском соборе, посетив царское место.
Развитию резьбы по дереву Россия обязана иноку Амвросию — послушнику Троице-Сергиевской лавры, который на исходе XV века в своих работах объединил русский орнамент с западным и восточным.
В 1660 году мастера украсили царскую столовую немецкой резьбой, которая была фигурной, с готическими мотивами. Так в российской резьбе появились элементы немецкой, в том числе, и новые инструменты, термины.
Инструмент для работы по дереву, вырезание заготовок
Когда вы научитесь ими выполнять несложные элементы, захотите совершенствоваться, тогда сможете инструменты по дереву купить, например, такой набор.
Инструментов может быть и еще больше, но такое количество нужно лишь профессиональным резчикам, выполняющим сложные работы.
Посмотрите, какие виды выемок вы сможете сделать полукруглыми резаками разного размера, остроугольными.
Резьба по дереву: эскизы и мастер классы
Приложите лист бумаги к экрану, перерисуйте схему.
Затем перенесите ее на деревянную заготовку. Начните с подрезки по контуру центрального круга, затем, срежьте к центру от внешнего круга, пользуясь большой полукруглой стамеской.
Сделайте разметку лепестков цветка.
Используя v-образную стамеску-уголок, прорежьте лепестки по контуру.
Этим же инструментом удалите излишки дерева между лепестками («треугольники»).
Возьмите в руку следующий инструмент по дереву — полукруглую стамеску, чтобы вырезать внешний контур лепестка. При этом он станет похож на верхнюю часть сердечка.
Большой полукруглой стамеской сделайте надрезы внутри контура лепестка.
Малой полукруглой стамеской произведите два реза на этот контур от центра цветка.
Чтобы увеличить площадь среза, так же срежь еще раз.
Теперь нужно взять следующий инструмент для резьбы — v-образную стамеску и сделать в центре цветка вот такие надрезы.
Все, можно полюбоваться результатом работы.
Если вы хотите вырезать лису, вам пригодятся следующие эскизы.
Если вы хотите сделать бабочек, вам также поможет резьба по дереву эскизы прилагаются.
На дощечке нарисуйте прямоугольник. Выпилите его.
Сделайте поверхность срезов ровной при помощи наждачной бумаги. Если в хозяйстве имеется шлифовальная машина, применяйте ее для данной процедуры. Перенесите на заготовку рисунок, используя простой карандаш.
При помощи полукруглой стамески делаем углубление на месте лица, затем снова наносим сюда его контуры.
Продолжается резьба по дереву эскизы помогут вам вырезать черты лица правильно. На этом этапе делаем и накидку на голове Снегурочки. Обратите внимание, что она находится на уровне выше лица.
Опираясь на эскиз, вырезаем другие элементы заготовки.
Теперь нужно стереть карандаш ластиком-резинкой, затем самой мелкой шкуркой. Если сразу это сделать шкуркой, то часть грифеля вотрется в дерево.
Налейте льняное масло в емкость, погрузите в него нашу деревянную форму на час. Если вы выполняете большую работу, тогда пропитайте ее маслом при помощи тампона или беличьей кисти и оставьте сохнуть 3–4 дня.
Всё, можно раскатывать тесто, нарезать его прямоугольниками, наносить рисунок при помощи деревянной заготовки и выпекать.
Как вырезать табличку для бани?
Чтобы нарисовать буквы, скачайте понравившиеся из интернета, затем перерисуйте их на древесину. Можете использовать данный образец.
Справа и слева на табличке нарисуйте дубовые листики.
Далее начинается сама резьба. Для начинающих такие задания прекрасно подходят, ведь они не требуют длительных тренировок и много инструментов. Здесь использовались 3 вида резцов: косячок-резец и стамески «татьянка». Косячком-резцом по намеченным контурам делайте по рисунку надрезы, стамеской подрезайте под контур, чтобы выделить рисунок над фоном.
Далее, резную поверхность ошкуривают наждачной бумагой № 180 и № 220. Вверху и внизу таблички нарисуйте облака, вырежьте их косячком-резцом и стамеской, после чего ошкурите.
Осталось покрыть изделие морилкой. Для этой таблички она была нанесена в 1 слой, а когда подсохла, углубления покрашены второй раз. После этого нужно пройтись по буквам наждачной бумагой, чтобы придать эффект объемного изображения.
После покрытия лаком из баллончика распылителя нужно дать ему подсохнуть в течение 12 часов и можно вешать табличку на место.
Как превратить мыло своими руками в красивые цветы?
Вырезать можно не только по дереву, но и используя мыло. Это более мягкий материал и сначала можно «набить» руку на нем.
Далее, вырежем первый раскрытый лепесток по внешнему краю от «бороздки» в мыле. При этом резец нужно наклонить на себя. Теперь подрежьте под лепестком основание, чтобы обозначить эту часть цветка.
Затем нужно вырезать второй и последующие лепестки. При этом двигайтесь слева направо по кругу.
Вот как должна выглядеть работа после того, как вы сделаете первый круг.
Второй и последующие выполняйте в шахматном порядке по отношению к предыдущим.
Вот как декорировать мыло своими руками, объединив карвинг и резьбу по дереву.
В завершение, вам предлагаются 3 сюжета. Из первого вы узнаете подробно про резьбу по дереву, про инструменты для начинающих.
После просмотра второго, вы сможете вырезать ложку с красивой резной ручкой.
Из третьего вы узнаете, как вырезать очаровательную розу из дерева.
Рельефная резьба: от базовых навыков к уверенной технике
Из всех видов резьбы рельефная техника является одной из наиболее выразительных. Реалистичные деревянные барельефы, с аккуратной деталировкой, эффектной игрой теней и правильно построенной композицией, способны по-настоящему завораживать. Рельефную технику можно рассматривать как переходную ступень к скульптурной резьбе, по праву считающуюся венцом резного искусства.
В этом материале мы расскажем о базовых принципах рельефной резьбы по дереву. Наши советы будут полезны не только для начинающих резчиков, но и для мастеров уже попробовавших свои силы в этой технике. На примере предложенного проекта вы познакомитесь с основными принципами чистой и аккуратной резки, научитесь правильно моделировать объем, освоите профессиональные секреты, которые помогут подчеркнуть трехмерные качества резной композиции.
В чем отличие рельефной резьбы от других техник?
От плоскорельефной, контурной, геометрической и других видов необъемной резьбы рельефную технику отличает, прежде всего, ее подчеркнутый трехмерный характер. Основная композиция здесь выступает на передний план за счет обрезанного фона, благодаря чему изображение становится более выразительным, с характерным обилием светотеней.
Если основной рисунок композиции возвышается лишь слегка, не более чем на половину от толщины всего изделия, то такую резьбу называют барельефной (а само изделие барельефом). При более высоком и выступающем рельефе резьбу именуют горельефной.
Набор инструментов для новичка
Чтобы научиться резьбе по дереву, вовсе не обязательно обзаводиться арсеналом стамесок, ножей и других резцов, как многие склонны думать. Для освоения базовых навыков рельефной техники будет достаточно нескольких уголковых стамесок (геймусов), например, 10 мм и 6 мм, прямой стамески 12 мм, радиусной (полукруглой) 10 мм, подрезного ножа и небольшого штихеля. Остальные виды стамесок для резьбы по дереву уместно приобретать по мере роста резчицкого мастерства.
Всегда следите за остротой инструмента. Если резец оставляет грубый след и скалывает древесину небольшими щепками, вместо того чтобы легко снимать аккуратные слои – это верный признак того, что стамеска нуждается в заточке. Тупой инструмент портит качество работы, требует больших усилий при резьбе и не дает возможности правильно «почувствовать» стамеску начинающему резчику.
Какое дерево выбрать для рельефной резьбы?
Правильный выбор древесины – залог успеха для мастера, осваивающего тонкости этой техники. Для нужд резчиков оптимально подходят почти все мягкие лиственные породы: осина, ольха, береза, орех и т.д. Но главной древесиной для большинства мастеров, занимающихся не только объемной, но и плоской, плосковыемчатой, геометрической и другими видами резьбы по дереву, является липа.
Липа – мягкая и легкая древесина, с равномерной плотностью, за счет чего особенно хорошо поддается обработке: легко режется, точится и строгается во всех направлениях. Липа почти не коробится и не усыхает, не выделяет дубильных веществ, поэтому считается идеальным сырьем, в том числе, для изготовления посуды. Недостатком липы является ее плохая окрашиваемость в другие цвета.
Отработка навыков рельефной резьбы на примере проекта «Лис»
Как сделать барельефную резьбу на дереве мы пошагово расскажем на примере несложного проекта «Лис». В качестве заготовки рекомендуем использовать спил липы или же обычную дощечку из любой другой мягкой лиственной породы.
Перенос рисунка
Для перевода рисунка на деревянную основу используют копирку, как наиболее простое и эффективное решение. При необходимости, линии копировальной бумаги можно легко стереть, внеся нужные изменения по ходу работы. Во избежание смещения рисунка в процессе переноса зафиксируйте деревянную заготовку или подложите под нее резиновую подложку. Подумайте, где лучше расположить изображение, чтобы композиция выглядела наиболее оживленной и интересной. В нашем случае мы сместим ее от центра к низу (фото 1).
Вырезание основного контура
Для вырезания внешнего контура используйте уголковую стамеску #12 (ширина лезвия 10 мм/угол 60°). Она позволит не только сделать аккуратную обводку основной фигуры, но и сразу удалит значительную часть фона (фото 2).
Техника выполнения реза уголковой стамеской:
Выборка фона
В правильном и аккуратном удалении фона во многом и заключается суть рельефной резьбы по дереву. Освоение этого навыка – ответственная задача для начинающего резчика. Удалить много фона с минимальными усилиями помогают радиусные стамески (полукруглые или отлогие). В нашем случае мы оставим фон композиции в виде широких декоративных канавок (фото 3). При необходимости его можно сделать ровным, используя плоскую стамеску.
Сформировав фон, вернемся к уголковой стамеске и еще раз «на чистовую» пройдемся по контуру основной композиции (фото 4). После подровняем фон (фото 5).
Проработка основной композиции
В качестве инструмента для тонкой контурной проработки оптимальны уголковые стамески #15 (ширина лезвия 6 мм/угол 45°) или #16 (ширина лезвия 6 мм/угол 35°).
Очертите глаз лисы, сохранив карандашный контур (фото 6). Опуститесь вниз и займитесь проработкой пасти: аккуратно выберите фон вокруг зубов и внутри рта (фото 7). Ориентируйтесь на объемность и законы перспективы в композиции: поскольку передние зубы находятся на переднем плане, они должны быть немного завышены. Проработайте область носа.
Для проработки формы головы используйте радиусную (отлогую) стамеску шириной 10 мм. Начните с ушей: левое ухо на переднем плане сделайте более высоким (фото 8).
Скруглите форму головы (фото 9), сделав плавный переход к морде, которая должна остаться более плоской и без выраженного объема (фото 10).
Работая над конкретными областями, не забывайте периодически оценивать общую композицию: насколько правильно перетекает объемность, как проработана перспектива и пр. Здесь каждая деталь взаимосвязана друг с другом. Рельефная резьба должна восприниматься как целостная композиция, а не коллаж из набора резных элементов.
Резьба листа
Для работы над этим элементом используйте церазик – глубокую полукруглую стамеску шириной 5 мм (фото 11). Этот узкий инструмент хорошо подойдет для проработки мелких элементов и создания рельефа листа.
По всему периметру листа сделайте аккуратную подрезку, чтобы он хорошо выделялся из общей композиции и как бы был оторван от фона (фото 12). Очертив основной контур и выбрав фон вокруг листа, приступайте к вырезанию прожилок (фото 13). Закончив формирование рельефа, срежьте штихелем все оставшиеся плоские места (фото 14).
Детализация черт лица
С помощью подрезного ножа создайте глубокую тень над глазом, подведите резцом нижнее веко и придайте глазу округлость (фото 15).
Завершите резцом проработку мелких элементов пасти (фото 16).
Детализация шерсти
Имитация текстуры шерсти – важный навык, который нужно отработать каждому резчику, т.к в будущем вы неоднократно будете сталкиваться с резьбой различных животных. В представленном проекте шерсть лисы создается по самой простой схеме: церазиком 5 мм делаются короткие и неглубокие штрихи (стрелки указывают направление естественного роста шерсти животного) (фото 17).
Для большей натуралистичности можно проработать текстуру шерсти тонким стальным резцом – штихелем. Работайте над текстурой, пока не останется ни одного плоского места.
Чем зачистить резьбу по дереву?
При аккуратной работе самыми остро заточенными резцами почти всегда остаются грубые места и незначительные дефекты, требующие устранения. Для зачистки углубленных мест и подрезки небольших сколов используйте мелкий штихель. Объемные поверхности зачищают наждачной бумагой P150. Чтобы окончательно убедиться в отсутствии незамеченных мелких дефектов, протрите картину тряпкой, смоченной в уайт-спирите, и еще раз внимательно рассмотрите ее под разными углами. Когда все недостатки зачищены, можно приступать к отделке.
Чем покрыть резьбу по дереву?
Для однотонной отделки используют следующие составы:
Морилка. В плоскорельефной резьбе морение используют не только для того, чтобы придать древесине более благородный внешний вид. С помощью морилки усиливают контраст определенных участков, они в свою очередь подчеркивают рельеф и объемность композиции. Для достижения такого эффекта достаточно нанести морилку на глубокие участки резьбы, которые должны казаться затененными.
Если вы решили полностью тонировать свою работу, использовать морилку нужно аккуратно, принимая во внимание породу дерева и особенности заготовки на которой вырезана композиция. Под воздействием влаги мелкорельефная резьба может разбухнуть, покоробиться, на ней может образоваться поднятый ворс и прочие дефекты, которые непоправимо испортят внешний вид работы. Распространенным изъяном при морении резьбы является неоднородность тона, особенно часто проявляющаяся в местах склейки брусков.
Воск. Оптимальный вариант декоративной отделки для резных работ, выполненных на темных породах дерева. Воск подчеркивает достоинства древесины: делает ее гладкой, добавляет легкий блеск и мягкий бархатистый оттенок. Но такой вариант отделки подойдет не для всех разновидностей рельефной резьбы. Эффективность нанесения воска во многом зависит от качества располировки, с чем возникнут сложности при отделке объемных горельефов, а также работ со сложной и мелкой детализацией.
Масла. Также как и использование морилки, применение масла в качестве декоративной отделки имеет множество подводных камней и сопряжено с потенциальными рисками: от разбухания до образования пятен. В случае с рельефной резьбой такую отделку не рекомендуют наносить более чем в 1-2 слоя. О специфике каждого типа масла мы подробно говорили в одной из наших статей.