корни чет и чит правило исключения
Чередование корней
Всего получено оценок: 219.
Всего получено оценок: 219.
В данной статье рассмотрим, что такое чередование корней и от чего оно зависит, какие корни связаны с тем или иным фактором, приведем конкретные примеры, а также перечислим все исключения.
Понятие
В русском языке есть корни с проверяемыми, непроверяемыми и чередующимися гласными.
Чередующаяся гласная корня – это замена гласных «а» и «о», «и» и «е» в разных формах одного и того же слова или в родственных словах.
Нужно уметь различать безударные и чередующиеся гласные.
Факторы
Каждая пара корней с чередующимися гласными имеет собственное правило написания. Однако все чередующиеся гласные в корне можно объединить в несколько групп:
Правописание корней лаг – лож зависит и от наличия и отсутствия суффикса, и от буквы, следующей за гласной.
Примеры
Перечислим все корни с чередующимися гласными и приведем к ним примеры:
Корни
Примеры
корни с чередованием а (я)/ин, а(я)/им
кланяться, поклон – поклониться
тварь, затвор – творить
поплавок, плавник, плавучий
расти, росла, сращением
макать хлеб в молоко –
вымокнуть под дождем
Исключения
Чтобы запомнить исключения, соединим их в одну таблицу:
Корни
Исключения
сочетание, сочетать, чета
выгарки, изгарь, пригарь
росток, рост, ростовщик, выростковый, Ростов, Ростислав, отрасль
скачок, личные формы глагола скакать – скачу и др.
равнина, равнение, поравняться, ровесник, поровну, уровень, в сочетании не ровен час
Что мы узнали?
Чередование корней – это замена гласных «а» и «о», «и» и «е» в разных формах одного и того же слова или в родственных словах. Все чередующиеся гласные в корне можно объединить в несколько групп в зависимости от наличия или отсутствия суффикса, от ударения, от буквы, следующей за гласной, от значения слова. Каждый корень имеет собственное правило написания, некоторые из них обладают системой исключений.
Какие примеры слов с корням «чет»,» чит»? Какое правило?
Приведите примеры слов с корнем «чет».
Приведите примеры слов с корнем «чит».
Как пишутся гласные в корнях «чит»и «чет?
Рассмотрим примеры слов с корнем «чит»:
**причитание;вычитан ие;обсчитаться;отчита ться; **
Теперь приведем примеры с корнем «чет»:
четверочник;четвер тование;учетверённый.
В данных нам (безударных) корнях пишется буква «и», если после корня находится суффикс «а», в других случаях следует писать букву «е» в корне;
В ударных корнях пишется гласная,которая слышится.
Примеры слов с корнем «чит»:
вычитал, вычитала, вычитали;
вычитающий, вычитаемый, вычитавший;
Исключения: сочетать, сочетаться, сочетание, чета,
а также производные слова:
сочетающийся, сочетанный, сочетательный, бракосочетание.
Примеры слов с корнем «чет»:
зачёт, зачетный, зачётка.
В формах глаголов «вычесть» и «зачесть» имеется беглый гласный «е»:
Примерами написания слов в которых в корне слова «чет»/»чит» чередуются гласные «и» и «е» могут послужить такие слова:
Но здесь стоит учесть, что в данном случае есть слова исключения, которые нужно запомнить.
Я с удовольствием прочитала этот рассказ ещё раз, он мне очень понравился.
Сегодня половина группы провалила зачёт, я не в этой половине, у меня зачёт сдан.
Правило русского языка: В случае, если после корня идет суффикс «а», то в корне пишем букву «и», если суффикс «а» отсутствует, пишем букву «е».
Примеры слов с корнем «-чит»: рассчитывать; читать; читающий.
Примеры предложений: Всегда надо рассчитывать только на свои силы.
Читать на летние каникулы школьникам задают много, поэтому не все читают.
Примеры слов с корнем «-чет»: сочетать; сочетание; вычет.
Надо делать вычет, тогда баланс сойдется.
Сочетание этих двух цветов очень красиво.
Чтобы верно написать корни таких слов, как «чет» и «чит» запоминаем совсем несложное правило:
Если после корня есть суффикс «а», значит верно будет писать в корне букву «и».
Бабушка только начала причитать, когда в дом зашел дедушка и стал ее ругать.
Владимир не успел отчитаться перед начальством.
Нам поставили новый счетчик на газ.
Но помним что есть и такие слова исключения, их нужно просто запомнить: сочетание, сочетать, сочетаться, чета.
Правило, в котором идёт речь о чередовании гласных в корнях, очень похоже на некоторые другие, которые также изучают в школе.
Примеры слов можно привести следующие: читательский (билет), высчитать, отчитать, вычитать.
Примеры слов с гласной «е» в корне:
стереть, блестеть, вычет.
Обязательно следует обратить внимание на то что существуют слова исключения, их надо просто запомнить:
Существует множество слов с корнями «чет» и «чит». Вот некоторые из них.
Читатель читает интересную книжку.
Педагог проставил зачёт в зачётную книжку.
Для того, чтобы определить главную в этих корнях нужно ориентироваться на суффикс в данном слове. Если суффикс «-а», тогда пишем корень «чит». Если нет, тогда пишем корень «чет». Но в данном случае есть слова исключения: сочетать, сочетаться чета.
Слов с корнем «чет» // «чит» не так уж и много. Но написание его подчиняется общему правилу корней с чередованием «е», «и».
В корне без ударения пишется «и», в том случае, если после корня стоит суффикс «а»: причитается, вычитать.
Пишется буква «е», если после корня нет суффикса «а»: чета, вычесть, вычет.
Исключения из правила: сочЕтание, сочЕтать, сочЕтательный.
В этих словах пишется буква «е», хоть после корня и стоит суффикс «а».
Гласная «И» пишется в корне «чит», когда ударение падает на другую букву, а после корня следует суффикс «а», в остальных случаях используется корень «чет».
Исключения: чЕта, сочЕтать, сочЕтание.
Эти правила ученики изучают в школе, в школьной программе.
Праивло вот такое. Если после корня есть суффикс А, то в корне мы должны писать И. Если суффикса нет А, то пишим Е.
Вот такие примеры с корнем Чит: прочитать, вычитать, читатель.
Примеры Чет: зачетка, счетчик, вычет.
Исключение из правил.
**Пример предложения со словом «невразумительный»:* * я только что прочла невразумительный комментарий.
Пример предложения со словами «не вразумительный»: это вовсе не вразумительный ответ.
У Грамоты.ру ответ такой же: очочки.
В разных источниках объяснение почему слово «чох» или «чохом»пишется через букву «о», а не «ё» можно найти разное.
В слове «ковролин» ударение падает на третий слог, букву «и». Вызывает сомнение, как пишутся безударные гласные в этом слове.
Для того, чтобы нам это проверить, подберем однокоренные слова к слову «ковролин», чтобы ударение падало на проверяемую гласную. К примеру: кОврик, коврОвое (покрытие).
Таким образом, правильным написанием слова будет «ковролин«.
1) Утверждение: Это непреступный (находящийся в рамках закона) случай простой женской хитрости.
2) Отрицание:
Случай этот отнюдь не преступный.
Планы у подростков были не преступные, а вполне безобидные.
Надо сказать, что обе формы, слитная и раздельная, используются крайне редко, в отличие от омофона «неприступный» (с большой частотностью). Особенно это касается слитного написания, когда поисковик указывает на ошибку и предлагает найти слово «неприступный».
Азбучные истины
Интерактивный диктант
Учебник ГРАМОТЫ: орфография
Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация
Имена и названия. Интерактивный тренажер
Учебники
Олимпиады
Видео
Полезные ссылки
Летнее чтение
Запоминалки
Цитаты о языке
Скороговорки
Пословицы и поговорки
Учебник ГРАМОТЫ: орфография
Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».
Правописание корней с чередующимися гласными
Для того чтобы запомнить правила выбора букв в корнях с чередующимися гласными, нужно разделить эти корни на две группы: первая группа объединяет корни с чередующимися гласными И и Е, вторую группу составляют корни с чередующимися гласными А и О.
II. Написание корней с чередующимися гласными А и О может зависеть от места ударения в слове, от значения слова и от тех букв, которые следуют за чередующейся гласной.
1. От места ударения в слове зависит написание корней ГОР/ГАР, КЛОН/КЛАН, ТВОР/ТВАР, ПЛОВ/ПЛАВ, ЗOР/ЗАР. Под ударением в этих корнях пишется то, что слышится, там ошибку допустить невозможно, а вот гласные, пишущиеся в безударном положении следует выучить наизусть: ГОР, КЛОН, ТВОР, ПЛАВ, ЗАР. Исключения: ВЫГАРКИ, ИЗГАРЬ, ПРИГАРЬ, ПЛОВЕЦ, ПЛОВЧИХА.
2. От значения слова зависит выбор буквы в корнях МАК/МОК и РАВН/РОВН. Слово со значением «погружать в жидкость пишется с буквой А (МАКАТЬ КИСТЬ В КРАСКУ), если же его значение «постепенно пропитываться», то следует писать О (ОБУВЬ ПРОМОКАЕТ). Слово, имеющее значение «гладкий, горизонтальный, прямой», пишется с буквой О (РАЗРОВНЯТЬ ЗЕМЛЮ НА КЛУМБЕ), а слово со значением «одинаковый» следует писать с буквой А (РАВНЕНИЕ ПО РОСТУ, УРАВНОВЕШЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК). Исключения: РАВНИНА, РОВЕСНИК, ПОРОВНУ, УРОВЕНЬ.
3. От следующих после чередующихся гласных букв зависит написание корней ЛАГ/ЛОЖ, РАСТ/РАЩ/РОС, КАС/КОСН, СКАК/СКОЧ. Рассмотрите примеры: ПРЕДЛАГАТЬ – ПРЕДЛОЖИТЬ, РАСТЕНИЕ – ВЫРАЩИВАТЬ – ПОДРОСЛИ, КАСАТЬСЯ – КОСНУТЬСЯ, СКАКАТЬ – ВСКОЧИТЬ. Исключения: ОТРАСЛЬ, РОСТОК, РОСТОВЩИК, РОСТОВ, РОСТИСЛАВ и СКАЧОК, СКАЧУ.
1. Небольшой дворянский домик на московский манер, в котором проживала Авдотья Никитишна Кукшина, находился в одной из нововыг _ ревших улиц города. (И. Тургенев. Отцы и дети.)
2. Постой, я был с тобой откровенен, как-то невольно я тебе все сразу выл _ жил, но если что-нибудь до него дойдет, я прямо так и скажу, что ты соврал. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)
3. Эрнест грохнул на стойку пустую кружку, выхватил из холодильника бутылку, откупорил ее и накл _ нил над кружкой. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)
4. Все мое вн _ мание было обращено на верстовые столбы, которые я замечал издалека, и на облака, прежде рассыпанные по небосклону, которые, приняв зловещие, черные тени, теперь соб _ рались в одну большую, мрачную тучу. (Лев Толстой. Отрочество.)
5. Среди бела дня … убили не кого иного, как главнокомандующего германской армией на Украине, фельдмаршала Эйхгорна, неприк _ сновенного и гордого генерала… (Михаил Булгаков. Белая гвардия.)
6. Пусть совесть … терзает на смертном одре старых р _ стовщиков! (Фридрих Шиллер. Разбойники.)
7. Я почтительно кланяюсь и, оп _ раясь на саблю, говорю: «Я счастлив, великий государь, что мог пролить кровь за свое отечество, и желал бы ум _ реть за него; но ежели ты так милостив, что позволяешь мне просить тебя, прошу об одном – позволь мне уничтожить врага моего, иностранца St.-Jerome’a». (Лев Толстой. Отрочество.)
8. Мне невольно хочется пробежать скорее пустыню отрочества и достигнуть той счастливой поры, когда снова истинно нежное, благородное чувство дружбы ярким светом оз _ рило конец этого возр _ ста и положило начало новой, исполненной прелести и поэзии, поре юности. (Лев Толстой. Отрочество.)
9. Учитель развернул тетрадь и, бережно обм _ кнув перо, красивым почерком написал Володе пять в графе успехов и поведения. (Лев Толстой. Отрочество.)
10. Схватив левой рукой правую, на которой было кольцо, с изумлением осматривалась она, пытая взглядом море и зеленые зар _ сли; но никто не шевелился, никто не притаился в кустах, и в синем, далеко оз _ ренном море не было никакого знака, и румянец покрыл Ассоль, а голоса сердца сказали вещее «да». (Александр Грин. Алые паруса.)
12. Мертвея, Лонгрен накл _ нился и увидел восьмимесячное существо, сосредоточенно взиравшее на его длинную бороду, затем сел, потупился и стал крутить ус. (Александр Грин. Алые паруса.)
13. От всех этих разговоров копился в душе какой-то осадок, непонятно какой. И он не раств _ рялся со временем, а, наоборот, все копился и копился. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)
14. Левин вошел на приступки, разбежался сверху сколько мог и пустился вниз, удерживая в непривычном движении р _ вновесие руками. (Лев Толстой. Анна Каренина.)
15. Я ночевал в чулане, и никто не приходил ко мне; только на другой день, то есть в воскресенье, меня перевели в маленькую комнатку, подле классной, и опять зап _ рли. (Лев Толстой. Отрочество.)
16. Она была улыбка, оз _ рявшая все вокруг. (Лев Толстой. Анна Каренина.)
17. Все катавшиеся, казалось, совершенно р _ внодушно обгоняли, догоняли ее, даже говорили с ней и совершенно независимо от нее веселились, пользуясь отличным льдом и хорошею погодой. (Лев Толстой, Анна Каренина.)
18. И здесь р _ стет зеленая трава для овец твоих, и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок для шляпы твоей». (Н. М. Карамзин. Бедная Лиза.)
19. Найдя ключи на указанном месте, я хотел уже отп _ рать ящик, как меня остановило желание узнать, какую вещь отп _ рал крошечный ключик, висевший на той же связке. (Лев Толстой. Отрочество.)
20. В противоположном углу г _ рела лампадка перед большим темным образом Николая-чудотворца.(И. Тургенев. Отцы и дети.)
21. …Тот камердинер, который забыл подать Наполеону 24-го числа непром _ каемые сапоги, был спасителем России. (Лев Толстой. Война и мир.)
22. С рассветом две новые батареи, устроенные в ночи, на р _ внине, занимаемой принцем Экмюльским, откроют огонь по двум противостоящим батареям неприятельским. (Лев Толстой. Война и мир.)
23. Толпа опять разр _ внялась, и дьячок вывел Петю, бледного и не дышащего, к царь-пушке. (Лев Толстой. Война и мир.)
24. Пьер замечал, как после каждого попавшего ядра, после каждой потери все более и более разг _ ралось общее оживление. (Лев Толстой. Война и мир.)
25. Чуть не съехавшая на крыло Мария завизжала от страха, но самолет быстро выр _ внялся. (В. Пелевин. Чапаев и пустота.)
26. И если уж кто нюхает табак, с какой предупредительностью он угощает им и с каким радушием предл _ гает его направо и налево! (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)
27. Тогда расступился тесный кружок торговок; но когда молодой человек из него выск _ чил, старуха закричала ему вслед …(Э. Т. А. Гофман. Золотой горшок: сказка из новых времен.)
28. Возле нашего дома находился ров … и мы … бывало, взапуски стараемся через него переск _ чить. (Фридрих Шиллер. Разбойники.)
29. Такое же решение приняла и ваша сестра: она намерена уйти в монастырь, благодать к _ снулась нас одновременно. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)
30. И довольно долго все эти люди молча смотрели на далекое разг _ равшееся пламя нового пожара. (Лев Толстой. Война и мир.)
31. Лиза возвратилась в хижину свою совсем не в таком распол _ жении, в каком из нее вышла. (Н. М. Карамзин. Бедная Лиза.)
32. Да и можно ли ждать совершенства в столь нежном возр _ сте? (Фридрих Шиллер. Разбойники.)
33. Из зар _ сли поднялся корабль; он всплыл и остановился по самой середине з _ ри. (Александр Грин. Алые паруса.)
34. Два часа по нему стреляли, попасть не могли. Два часа он мертвым притв _ рялся. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)
35. Он не допускал даже возможности ср _ внения между женой и Фенечкой, но он пожалел о том, что она вздумала его отыскивать. (И. Тургенев. Отцы и дети.)
36. Блеск их деяний, что озаряет и нас, нал _ гает на нас обязанность воздавать им такую же честь… (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан или Каменный гость.)
37. З _ ря уже занималась, когда он окончил свою работу, – то было письмо к Ирине. (И. Тургенев. Отцы и дети.)
38. Долго я смотрел на Машу, которая, лежа на сундуке, ут _ рала слезы своей косынкой, и, всячески стараясь изменять свой взгляд на Василья, я хотел найти ту точку зрения, с которой он мог казаться ей столь привлекательным. (Лев Толстой. Отрочество.)
39. …Я-то прекрасно понимаю, что этот мир, который мы видим, не мог же выр _ сти, как гриб, за одну ночь. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)
40. Итак, как сказано, студент Ансельм впал … в мечтательную апатию, делавшую его нечувствительным ко всяким внешним прик _ сновениям обыкновенной жизни. (Э. Т. А. Гофман. Золотой горшок: сказка из новых времен.)
41. Шпигельберг, в продолжение всего разговора сидевший в углу, … стремительно вск _ кивает… (Фридрих Шиллер. Разбойники.)
42. Большой покинутый деревянный город необходимо должен был сг _ реть. (Лев Толстой. Война и мир.)
43. Ее доверие к старой Лизе р _ сло с каждым днем… (Э. Т. А. Гофман. Золотой горшок: сказка из новых времен.)
44. Сев за стол, я придвинул к себе стопку бумаг, обм _ кнул перо в чернильницу и крупными буквами вывел в верхней части листа: «Осторожно, двери закрываются! Следующая станция «Динамо»!» (В. Пелевин. Омон Ра.)
45. Вот тут бы ты посмотрел на него, как он с двумя пистолетами в руках подск _ кал к карете! (Фридрих Шиллер. Разбойники.)
46. …У меня на этот счет честолюбие завоевателя, который всегда летит от победы к победе и не в силах пол _ жить предел своим вожделениям. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)
47. А то ли еще будет, когда великолепные р _ стки достигнут полной зрелости! (Фридрих Шиллер. Разбойники.)
48. Черные лайковые перчатки к _ сались вытертого шевиота, и глаза у толкаемого были совершенно стеклянными. (Михаил Булгаков. Белая гвардия.)
49. Сейчас ск _ чи туда и скажи, что я с него голову сниму, чтобы через неделю всё было. (Лев Толстой. Война и мир.)
50. Он все это видел, все учитывал, и стоило скрюченному Артуру хоть на шаг укл _ ниться от направления, как рот Рэдрика сам собой раскрывался и хриплый предостерегающий оклик сам собой вылетал из глотки. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)
Упражнение подготовили И. Каменев, Р. Лозовский и Б. А. Панов («Лига Школ»).
Не путайте:
Пополнять справочник сайта могут только Преподаватели
Чередование гласных в корнях
Чередование в корне
Правило
Чередование А и О
Буква зависит от суффикса А
Буква зависит от соседней согласной
В корне скак/скоч— перед К пишется А, перед Ч – О: скакáть – выскочúть. Исключения: скачóк, скачý.
В корне рас(т)/ращ/рос— пишется А перед СТ и Щ; в остальных случаях пишется О: растение, наращение – выросший, заросли, поросль. Исключения: отрасль, росток, выросток, ростовщик, Ростов.
Буква зависит от ударения и его отсутствия
Итак, во всех корнях под ударением пишем ту букву, какую слышим.
Исключения: выгарки, изгарь, пригарь (маловероятно, что вы употребите где-либо эти слова, но они могут встретиться на экзамене), утварь, зоревать, пловец, пловчиха. В разных пособиях по-разному пишут название птички: «зорянка» и «зарянка». По последним данным это слово всё-таки не является исключением.
Буква зависит от смысла.
Здесь мы имеем самую немотивированную часть правила. Существует множество омонимичных или созвучных пар слов, имеющих похожие корни с разным значением и с разными буквами: флаг развевается, ребёнок развивается, залезать на дерево, зализать рану и т.д. Но почему-то только две пары таких слов названы корнями с чередующейся гласной. Если у корней разные значения (пусть даже в чём-то близкие), значит, корни разные. А раз корни разные, при чём тут чередование? Но приведём эти правила в формулировке Розенталя.
» Корень равн- имеется в словах со значением «равный, одинаковый, наравне»: уравнение, сравнить, поравняться (стать наравне). Корень ровн- – в словах со значением «ровный, прямой, гладкий»: заровнять, ровесник, сровнять, уровень. Ср.: подравнять (сделать равным) – подровнять (сделать ровным); выравнен (сделан равным) – выровнен (сделан ровным).» Исключения: равняйсь! равнение, равняться, равнина.
» Корень мак- содержится в глаголах, имеющих значение «погружать в жидкость»: макать сухарь в чай, обмакнуть перо в чернила. Корень мок- содержится в глаголах со значением «пропускать жидкость»: вымокнуть под дождём, промокнуть написанное. Правило распространяется на производные слова: макание, промокательная бумага, непромокаемый плащ.»
Чередование Е и И
Исключения: сочетать, сочетание, протирка, задира. Последние два исключения можно и не запоминать, т.к. буква в них находится под ударением, ошибиться невозможно.
Вот как выглядит это правило в своде 1956 года:
«Чередование и и е находим в следующих глаголах :
Чередование Я и И
Примеры
История правила
Первое правило, похожее на современные правила о чередованиях гласных, возникло у Грота и касалось правописания слов с корнем РОС/РАСТ/РАЩ
В своде 1956 года имеются пять правил, которые касаются чередования А и О в корне (рос/раст, зар/зор, равн/ровн, гор/гар, плав/плов.
У Розенталя таких корней уже 11.
Некоторые современные учебники выделили ещё не менее пяти корней с чередованием (например крап/кроп, пай/пой).
Процесс описания всех корней с чередующимися гласными ещё не завершён.
На что обратить внимание
1. К счастью, слов с безударными чередующимися гласными, в которых часто допускаются ошибки, сравнительно немного: не более трёх десятков. Эти слова проще выучить как словарные, чем запоминать все пункты правила.
Мы сделали все, чтобы помочь ученикам освоить правило в полной мере и довести выбор букв при чередовании до автоматизма, а также не путать корни с чередованием с похожими корнями. Приобретайте курс Орфография по правиламили отдельно тему Чередование гласных в корне