Sber data exchange что это
Искусственный интеллект и ESG: как «Сбер» развивает новые клиентские продукты
— «Сбер» сейчас активно развивает проекты в области искусственного интеллекта. Как строится эта работа?
— Давайте сделаем шаг назад и поговорим о том, зачем вообще развивать искусственный интеллект. Клиенты, а их у нас более 100 млн физических лиц и почти 3 млн юридических, хотят, чтобы все было очень просто, быстро, дешево и конкретно для них. Как это все сделать человеческими руками? Простой ответ — никак, с этим справится только искусственный интеллект. Когда мы начали его внедрять, мы поняли, что это приносит хорошие деньги. В 2020 году «Сбер» за счет искусственного интеллекта заработал 100 млрд рублей, в этом году заработает 200 млрд рублей.
Теперь о том, что значит развивать искусственный интеллект. В идеале — это когда человек либо юридическое лицо получает лучшую персонализированную услугу по лучшей цене. Вроде бы концепция понятна. Что для этого нужно? Нужны хорошие модели и достаточные компьютерные мощности для того, чтобы «тренировать» модель, а потом разворачивать ее, приводить в рабочее состояние, чтобы она давала результат. Таким образом, развитие искусственного интеллекта требует развития компьютерных мощностей и развития компетенции моделирования — написания самих моделей.
Модели пишут люди, поэтому для того, чтобы развивать искусственный интеллект, нужны люди. Это дорогие уникальные кадры — рынку требуется в четыре-шесть раз больше специалистов, чем есть сейчас. Я говорю о специалистах в области больших данных, искусственного интеллекта и машинного обучения. В «Сбере» порядка тысячи человек таких специалистов, и нам их все равно не хватает. Их вообще не хватает всему рынку.
Мы, конечно, берем людей, обучаем, развиваем их, но даже самый умный и гениальный человек не сможет написать модель, если у него нет инструментов. Поэтому мы также готовим инструменты для специалистов. Задача состоит в том, чтобы специалист по Big Data, условно говоря, пришел утром на работу, написал модель и к вечеру поставил ее в продакшн. По ряду моделей мы уже достигли такой скорости, но есть очень сложные модели и рискованные модели, которые требуют много этапов и разработки, и согласования.
Наконец, искусственный интеллект — это обучение на данных. Соответственно, мы берем данные, очищаем их, подготавливаем. Это большая сложная задача, у нас есть даже мегапроект, который называется «Фабрика данных». Представляете, сколько данных в «Сбере» при таком количество клиентов? Это петабайты информации, они должны оптимально храниться, потому что хранение данных в таких объемах — это очень дорого. Таким образом, хороший эффект в этом направлении дают это работа с людьми, работа с фреймворками и с данными.
— Мы с вами находимся на международной конференции по искусственному интеллекту и анализу данных AI Journey. Что именно обсуждают на мероприятии и зачем вообще «Сбер» его проводит?
— Конференцию проводит «Сбер» с партнерами, среди которых и Forbes Russia. В России большая сильная школа математики. А искусственный интеллект — это совокупность, по большому счету, математики и программирования. У нас очень сильная школа искусственного интеллекта, именно прикладного искусственного интеллекта. В технологических хабах в Кремниевой долине или в Израиле мы видим очень много русскоговорящих людей, при этом некоторые из них не против вернуться и поработать в России.
Создавая такую площадку, мы преследуем несколько целей. Во-первых, транслируем миру, что активно развиваем искусственный интеллект в глобальных масштабах. Во-вторых, мы привносим внешнюю экспертизу, которая крайне важна для развития искусственного интеллекта. На конференции более 250 спикеров международного уровня, представлено много мировых звезд в области искусственного интеллекта, которые делятся и своими визионерскими представлениям, и практическими советами.
Кстати, про практические советы. Здесь есть очень интересный формат, который называется «Воркшоп», где можно просто взять и посмотреть, как проекты «делаются руками», шаг за шагом. Есть люди, которым интересно, что будет через 10 лет, а есть люди, которые думают, что будет буквально завтра. И мы совмещаем потребности и той, и другой аудитории.
Мы развиваем науку, и это очень важно — мы привлекаем самых интересных представителей науки, чтобы они поделились с нами знаниями. Также и детей развиваем — у нас есть прекрасная программа AI Journey Junior, мы подводим итоги Международного конкурса по искусственному интеллекту для детей — более 26 000 участников отборочных соревнований из более чем 110 стран. Ребятам интересно. Когда они приходят, очевидно, что уровень у них совершенно разный, и мы учим школьников во всем мире, чтобы они двигались вверх, и, может быть, в следующем году смогли претендовать на участие и на победу в нашем конкурсе. И это круто.
— Еще про один важный тренд — ESG, который последние пару лет активно развивается в мире и в России. «Сбер» один из трендсеттеров ESG в России, например, по вашей инициативе был создан альянс в этой сфере. Кто и как отслеживает ECG-практики в компаниях?
— ESG — это уже не тренд, это необходимость. Без ESG сегодня невозможно развитие и нормальное позиционирование любой компании. «Сбер» старается максимально поделиться своими компетенциями, помогать нашим партнерам и клиентам и одновременно поддерживать площадку для общения с государством. ESG сейчас — это уже как стандарт, и ты обязан ему соответствовать: с тобой инвесторы даже не будут разговаривать, если у тебя нет сертификатов ESG, нет повестки, тебе невозможно будет провести IPO.
Однако при этом остается очень много открытых вопросов. Сейчас есть около трех десятков желающих войти в наш ESG-альянс, у каждого своя боль, свои вопросы. Есть те, кто занимается энергетикой, есть те, кто занимается сельским хозяйством, есть те, кто занимается финансами, и по повестке ESG эти сферы связаны очень сильно. Это и углеродный след, и воздействие на природу, и социальная ответственность, и лучшие практики управления.
— Как вообще отличить компанию, которая честно следует принципам ESG, от той, которая просто прикрывается, чтобы быть «в тренде»?
— С практической точки зрения, крупнейшие компании сталкиваются с тем, что у них есть поставщики, у которых есть продукция. Для того, чтобы сократить свой углеродный след, им надо сократить и Охват 3 (Scope 3 — одна из сфер охвата выбросов компаний, которая включает всю цепочку жизненного цикла товара — Forbes Agenda), то есть углеродный след своих поставщиков. Например, крупнейшая компания говорит: «Мы будем покупать только продукцию с углеродным следом ниже, чем вот такое-то значение или с таким-то экологическим сертификатом». И поставив эти требования, компания, которая лишь написала у себя на сайте, что любит ESG, сажает деревья и поддерживает экологию, уже просто так не пройдет. Надо будет предъявлять сертификаты, считать свой углеродный след, показывать свои политики, надо будет, чтобы команда, которая занимается ESG-повесткой конкретного поставщика, координировалась с профильным подразделением в самой организации. При этом организациям надо развивать ESG-компетенции внутри себя.
Сбербанк сообщил о планах запустить сервис для покупки цифровых активов
Сбербанк планирует запустить платформу с возможностью покупки цифровых финансовых активов. Об этом заявил глава банка Герман Греф во время Дня инвестора. Он отметил, что с января следующего года в России в силу вступает закон «О цифровых финансовых активах», который введет их в правовое поле.
«С первого января вступает в силу закон, мы хотим вывести на рынок нашу новую блокчейн-платформу, которая будет предоставлять услуги по покупке цифровых финансовых активов. И там мы собираемся с самого начала реализовать возможность приобретения «зеленых» инструментов», — сказал Греф.
Глава компании добавил, что также рассматривается возможность выпуска собственной цифровой валюты «Сберкоин». Эксперименты в этом направлении банк может начать в 2021 году.
На запрос корреспондента «РБК-Крипто» в пресс-службе Сбербанка ответили, что не комментируют данную информацию.
В начале августа директор дивизиона «Транзакционный бизнес» Сбербанка Сергей Попов сообщил, что компания может выпустить цифровой токен, курс которого будет привязан к котировкам рубля. Это станет инструментом расчета в сделках с другими цифровыми финансовыми активами.
30 ноября первый заместитель председателя Банка России Ольга Скоробогатова рассказала, что абсолютное большинство участников финансового рынка в ходе общественного обсуждения поддерживает целесообразность введения цифрового рубля. Однако она подчеркнула, что ЦБ против выпуска каких-либо стейблкоинов на российский рубль.
На прошлой неделе премьер-министр Михаил Мишустин заявил, что интерес к криптовалютам постоянно растет, поэтому правительство планирует направить их развитие в «цивилизованное русло, чтобы владельцы таких активов могли защитить свои права и интересы, а создание теневых схем было затруднено». По словам Мишустина, планируется внести ряд изменений в Налоговый кодекс, а также закрепить признание цифровых финансовых активов имуществом, владельцы которого могут рассчитывать на юридическую защиту в случае каких-либо противоправных действий.
Больше новостей о криптовалютах вы найдете в нашем телеграм-канале РБК-Крипто.
Сбер выходит на рынок игр
Дочерняя компания «Сбера» – «Сберинтертейнмент» – запускает собственное игровое направление «Сбер игры», сообщил «Ведомостям» представитель банка. В 2021 г. «Сбер игры» приступят к формированию команды и созданию продюсерского центра, издательства, студии внутренней разработки, а также различных околоигровых сервисов, уточнил он.
Помимо планов по собственной разработке банк также рассматривает возможность приобретения существующих игроков на рынке. Первым активом может стать Gosu Data Lab. – компания-разработчик голосового ассистента Gosu Voice Assistant для геймеров и платформы анализа игровых данных Gosu Data Platform. С этой компанией «Сбер», как сообщил представитель банка, уже подписал необязывающее соглашение и ведет переговоры по приобретению компании, заявил он. Дальнейшее развитие Gosu Voice Assistant, по его словам, продолжится в инфраструктуре «Сбера», он также дополнит выпускаемые издательством игры.
Gosu Data Lab. основана Алисой Чумаченко, она и возглавит новое направление «Сбер игры». Ранее Чумаченко была вице-президентом по маркетингу Astrum Online Entertainment, также она является основателем Game Insight – одной из ведущих компаний по разработке мобильных игр в Европе. «Работа в рамках экосистемы «Сбера» позволит быстро завоевать аудиторию и принесет новые возможности для игровых разработчиков на российском рынке», – приводятся в сообщении «Сбера» слова старшего вице-президента банка, гендиректора «Сберинтертейнмент» Татьяны Доброхваловой.
Ключевым активом Gosu Data Lab., которую планирует консолидировать «Сбер», является именно ее основатель Алиса Чумаченко, уверен владелец порталов о видеоиграх «Канобу» и «Игромания» Гаджи Махтиев. «Она на рынке более 15 лет, понимает требования и запросы корпорации, поскольку работала в Mail.ru Group и Astrum Online Entertainment. Кроме того, Чумаченко умеет собирать команду сильных специалистов, как это было с Game Insight. Она также уже успела «пощупать» международный рынок с собственным сервисным стартапом Gosu Data Lab. Это все говорит о том, что как минимум кредит доверия она заслуживает», – считает Махтиев. При этом он указывает, что успех у проекта будет в том случае, если «Сбер» на старте даст максимальную независимость команде.
Игра на поле партнера
Одним из ведущих участников игрового рынка сейчас является Mail.ru Group, которая также активно строит свою экосистему. Одновременно у Mail.ru есть СП со «Сбером» в неигровом направлении – «О2О холдинг», созданный в конце 2019 г. В него входят Delivery Club, «Самокат» и «Кухня на районе», «Ситимобил», YouDrive и др. В 2020 г., за первый полный год работы, СП получило убыток в 27,8 млрд руб., следует из консолидированной отчетности по МСФО Сбербанка за указанный период. Выручка СП составила 18,2 млрд руб.
Компании не раскрывали информацию о том, ограничивает ли их соглашение возможность участников СП по выходу на рынки, на которых уже работает партнер. В конце марта Financial Times со ссылкой на три осведомленных источника сообщила, что партнеры готовятся разделить совместное предприятие. Ранее «Сбер» уже предпринимал попытки партнерства для построения экосистемы с Alibaba, «Яндексом» и Ozon.
Комментируя в интервью РБК информацию о якобы готовящемся разделе совместного с Mail.ru Group предприятия, глава банка Герман Греф заявил, что у «Сбера» с Mail.ru Group «значительно меньше конкурирующих направлений», чем с «Яндексом», партнерство с которым распалось в июне 2020 г. Теперь их станет больше.
Одним из крупнейших игроков российского гейм-рынка сегодня является Mail.ru Group. Причем и в структуре выручки самой Mail.ru Group доля игрового направления существенна: в 2020 г. My.Games заработало 40,7 млрд руб., или 38% от общей консолидированной выручки компании, которая за указанный период составила 107,4 млрд руб.
Появление новых игроков на рынке предполагает рост разнообразия и качества отечественного игрового контента и способствует развитию российской игровой индустрии, отметил в разговоре с «Ведомостями» гендиректор My.Games Василий Магурян. Об активной конкуренции со «Сбером» пока говорить рано, считает он, поскольку основную выручку (75% по итогам 2020 г. – «Ведомости») My.Games получает за пределами домашнего рынка: «А именно он, судя по всему, традиционно будет основным для нового игрока».
Выбранная «Сбером» стратегия развития игрового направления в рамках своей экосистемы отвечает текущим запросам россиян, говорит директор департамента ТВ и контента J’son and Partners Consulting Дмитрий Колесов, ссылаясь на исследование, которое компания провела в феврале (онлайн-опрос жителей крупных городов России в возрасте 18–55 лет, всего более 4000 респондентов). Согласно результатам исследования, игровыми сервисами пользуются 11,8% россиян, являющихся подписчиками экосистем. При этом, в случае даже если игровой сервис не будет входить в экосистемную подписку, люди будут готовы платить за него 256 руб. в месяц. «Сбер», как отмечается в исследовании, входит в число крупнейших экосистем России, весь рынок экосистемных подписок аналитики этой компании оценивают в 12,3 млрд руб. по итогам 2020 г.
Сбербанк строит «российский Github» и открывает доступ для всех желающих к огромному числу облачных сервисов
Sbercloud.Advanced для физлиц
Облачные сервисы платформы Sbercloud.Advanced компании Sbercloud (входит в экосистему Сбербанка) c 20 мая 2021 г. стали доступны физическим лицам. Об этом CNews сообщил представитель Сбербанка.
Платформа Sbercloud.Advanced содержит огромный набор из более чем 50 интегрированных между собой облачных сервисов, доступ к которым предлагается по моделям IaaS («инфраструктура как сервис») и PaaS («платформа как сервис»).
Среди них: Cloud Container Engine – cервис для автоматизации развертывания, масштабирования и управления приложениями в высокопроизводительных кластерах Kubernetes; API Gateway – хостинг API, упрощающий публикацию, обслуживание, мониторинг, защиту и использование API; Elastic Cloud Server + GPU – сервис, который позволяет развернуть виртуальные машины с GPU-ускорением на базе Nvidia Tesla V100 с оперативной памятью от 16 до 512 ГБ; Document Database Service – сервис управления документоориентированной базой данных, полностью совместимой с MongoDB; Distributed Cache Service – распределенный сервис кэширования данных в памяти на базе Redis или Memcached; Data Lake Insight – cервис анализа больших данных, совместимый с Apache Spark и Apache Flink.
Теперь частные клиенты могут воспользоваться любым сервисом платформы, зарегистрировавшись в личном кабинете на сайте Sbercloud. Регистрация и вход в личный кабинет Sbercloud осуществляются с помощью единого сервиса авторизации Sber ID. Представители малого бизнеса могут войти в личный кабинет с помощью Sberbusiness ID.
Сервисы можно использовать как по отдельности, так и объединять в единое решение для разработки, развертывания и контроля работы приложений. Услуги платформы позволяют клиентам работать дистанционно, создавать резервные копии в облаке, разворачивать настроенные базы данных, управлять контейнерами, вести разработку собственных приложений, бессерверные вычисления и прочее, отмечают в Сбербанке.
Платформа Sbercloud.Advanced, запущенная в 2020 г., изначально была доступна исключительно корпоративным заказчикам. Однако некоторые услуги частным лицам облачный провайдер Сбербанка все же оказывал и ранее. К примеру, с конца сентября 2020 г. работает сервис «Сбердиск», предназначенный для хранения и обмена файлами.
Ценовая политика
Как рассказали CNews в Сбербанке, стоимость облачных сервисов Sbercloud.Advanced начинается от 350 руб. в месяц. При регистрации в личном кабинете разработчик получает грант в размере 10 тыс. руб., который может потратить на использование сервисов Sbercloud.Advanced.
Sbercloud «локализует» Github
Одновременно представители Сбербанка сообщили CNews о том, что Sbercloud и принадлежащий Microsoft популярный хостинг ИТ-проектов Github намерены запустить локально размещенный и администрируемый на стороне отечественного провайдера облачный сервис для использования Github корпоративными клиентами в России.
Sbercloud и Github обеспечат поддержку русского языка. «Облачный Github» будет доступен на платформе Sbercloud.Advanced.
Напомним, в январе 2020 г. Минэкономразвития России предложило запустить отечественный аналог Gitlab и GitHub в связи с угрозой отключения России от иностранных хранилищ исходных текстов открытого ПО из-за антироссийских санкций и предложило выделить на реализацию проекта 2,1 млрд руб.
Новая версия платформы Smartmarket
Сбербанк также анонсировал запуск обновленной платформы для создания приложений Smartmarket.
Платформа дает возможность создавать приложения с ассистентами семейства «Салют», работать с zero- и low-code-инструментами, то есть требующими минимальных навыков программирования – например, Smartapp Graph; подключать платежи (SaaS-сервис Smartpay); управлять отправкой уведомлений (SaaS-сервис Smart Push); работать с данными пользователей (SaaS-сервис Smart Profile); а также подключать базы данных для проектов и отправлять приложения на публикацию в каталоге.
Smartmarket работает на десктопах и в мобильных браузерах и позволяет создавать новые продукты без необходимости устанавливать какое-либо ПО: все необходимые инструменты доступны прямо на сайте или через запросы по API, отмечают в Сбербанке.
Первая версия платформы была запущена Sberdevices (входит в экосистему Сбербанка и специализируется на создании «умных» устройств) в сентябре 2020 г.
Цифровая экосистема Сбера
Розничные
витрины
Рост ассортимента
Мы связываем бизнесы с розничными маркетплейсами
Прирост аудитории
Мы продвигаем маркетплейсы для клиентов (ФЛ)
Рост конверсии
Мы продвигаем бизнесы (ЮЛ) через наши маркетплейсы
Выручка
Выручка
*выручка нефинансовых сервисов за 9м 2021 г.
ежегодный темп роста (CAGR) выручки нефинансовых сервисов до 2023 года
Электронная коммерция
игрок на рынке электронной коммерции к 2023 году
500 млрд ₽
подписчиков СберПрайм+ к 2023 году
В центре экосистемы — клиент
Электронная коммерция
Включает в себя сервисы электронной коммерции и логистические сервисы.
Фудтех и Мобильность
Объединяет сервисы доставки готовой еды, такси и каршеринг.
Развлечения
Сервисы видео- и аудиостриминга и другие медиасервисы.
Здоровье
Включает цифровые сервисы в здравоохранении, такие как телемедицина, онлайн запись к врачу, вызов врача на дом, дистанционный мониторинг пациентов, электронная медкарта и другие.
B2B-сервисы
Нефинансовые сервисы для юридических лиц, которые включают: облачные сервисы, кибербезопасность, прочие сервисы.
Ещё в Экосистеме
Включают в себя ряд непрофильных активов и нераспределенных статей.
ESG проекты компаний Экосистемы
Кухня на районе
самостоятельно производит и перерабатывает 95% упаковки. Возвращая Кухне контейнеры, вы защищаете окружающую среду от мусора и делаете пожертвование на охрану снежного барса.
Delivery Club
выпустил поясные сумки из переработанных курьерских рюкзаков. Ремешки сумок использовались повторно — их изготовили из ремней безопасности, снятых с утилизированных автомобилей.
СитиМобил
приглашает на работу глухонемых водителей. При заказе такси вам придёт уведомление о том, что общаться с водителем можно только в чате.
помогает отслеживать незаконные свалки. Технологии сервиса передают в Росприроднадзор данные о площади свалок, дорогах, идущих к ним, ближайших стройках и производствах.