Sergei korolev что изобрел
Сергей Павлович Королёв. Через тернии к звёздам
Ровно 50 лет назад, 14 января 1966 года, из жизни ушел выдающийся советский ученый, конструктор и основоположник практической космонавтики Сергей Павлович Королёв. Данный выдающийся отечественный деятель навсегда вошел в историю как создатель советской ракетно-космической техники, который помог обеспечить стратегический паритет и превратил Советский Союз в передовую ракетно-космическую державу, став одной из ключевых фигур в освоении космоса человеком. Именно под непосредственным руководством Королёва и по его инициативе были осуществлены запуски первого искусственного спутника Земли и первого космонавта Юрия Гагарина. Сегодня в России есть город, который был назван в честь выдающегося ученого.
Сергей Королёв был человеком удивительной судьбы. Он мог разбиться на планере, но не разбился. Его вполне могли расстрелять как «врага народа», но приговорили к тюремному сроку. Он мог погибнуть уже в лагерях, но он выжил. Должен был утонуть на корабле в Тихом океане, однако опоздал на судно, которое через 5 дней потерпело катастрофу. Этот великий ученый выжил для того, чтобы в буквальном смысле пройти через тернии к звездам и первым вывести человечество в космос. Наверное, не было на планете другого такого человека, который бы так сильно и преданно любил небо.
Сергей Павлович Королёв родился 12 января 1907 года (30 декабря 1906 года по старому стилю) в городе Житомире в семье учителя русской словесности Павла Яковлевича Королёва и дочери нежинского купца Марии Николаевны Москаленко. Ему было три года, когда семья распалась, и по решению матери его отправили на воспитание к бабушке и дедушке в Нежин, где Сергей прожил до 1915 года. В 1916 году его мать снова вышла замуж и вместе с сыном и новым мужем Георгием Михайловичем Баланиным переехала в Одессу. В 1917 году будущий ученый поступил в гимназию, которую не успел окончить из-за начала революции. Гимназия была закрыта, и на протяжении 4-х месяцев он занимался в единой трудовой школе, а затем получал образование на дому. Он занимался самостоятельно по гимназической программе при помощи отчима и матери, которые оба были учителями, а отчим помимо педагогического имел и инженерное образование.
Еще обучаясь в школе, Сергей Королёв отличался исключительными способностями и большой тягой к новой для того времени авиационной технике. Когда в 1921 году в Одессе был образован отряд гидросамолетов, будущий конструктор ракет всерьез увлекся воздухоплаванием. Он свел знакомство с членами данного отряда и совершил свои первые полеты на гидросамолете, решив стать летчиком. При этом страсть к небу перемежалась у него работой в школьной производственной мастерской, где будущий конструктор научился работать за токарным станком, он вытачивал детали очень сложной формы и конфигурации. Эта «столярная» школа очень пригодилась ему в будущем, когда он начал строить свои собственные планеры.
При этом будущий конструктор ракет сумел получить среднее образование не сразу, у него не было для этого условий. Только в 1922 году в Одессе была открыта стройпрофшкола, в которой на тот момент преподавали лучшие учителя. В нее и поступил 15-летний Сергей. Прекрасная от природы память позволяла Королёву запоминать наизусть целые страницы текста. Учился будущий конструктор очень прилежно, можно сказать, увлеченно. Его классный руководитель говорила про него матери: «Парень с царем в голове». В строительной профессиональной школе он обучался с 1922 по 1924 годы, занимаясь параллельно во многих кружках и на различных курсах.
В 1923 году правительство обратилось к народу с призывом создать в стране свой Воздушный флот. На Украине было образовано Общество авиации и воздухоплавания Украины и Крыма (ОАВУК). Сергей Королёв сразу же стал членом данного общества и начал усиленно заниматься в одном из его планерных кружков. В кружке он даже сам читал рабочим лекции по планеризму. Знания по истории авиации и планеризму Королёв приобрел самостоятельно, читая специализированную литературу, в том числе книга на немецком языке. Уже в возрасте 17 лет он разработал проект летательного аппарата оригинальной конструкции, «безмоторного самолета К-5».
В 1924 году Сергей Королёв поступил в Киевский политехнический институт по профилю авиационной техники, всего за 2 года он освоил в нем общие инженерные дисциплины и стал настоящим спортсменом-планеристом. Осенью 1926 года Королёв перевелся в Московское высшее техническое училище (МВТУ) имени Баумана, где обучался на аэромеханическим факультете. Молодой студент учился всегда со свойственным ему трудолюбием, много времени он занимался самостоятельно, посещая техническую библиотеку. Особой популярностью в те годы пользовались лекции молодого 35-летнего авиаконструктора Туполева, который читал студентам вводный курс по самолетостроению. Уже тогда Туполев заметил выдающиеся способности Сергея и в дальнейшем считал Королёва одним из лучших своих учеников.
Во время учебы в Москве Сергей Королёв уже был достаточно хорошо известен как молодой и перспективный авиационный конструктор, опытный планерист. Начиная с 4-го курса, он совмещал учебу и работу в КБ. С 1927 по 1930 годы принимал участие во Всесоюзных планерных соревнованиях, которые проходили на территории Крыма под Коктебелем. Здесь Королёв летал сам, а также представлял модели своих планеров, в том числе СК-1 «Коктебель» и СК-3 «Красная звезда».
Огромное значение на жизнь Сергея Королёва оказала его встреча с Циолковским, которая произошла в Калуге в 1929 году по дороге из Одессы в Москву. Эта встреча предопределила дальнейший жизненный путь ученого и конструктора. Беседа с Константином Эдуардовичем произвела на молодого специалиста неизгладимое впечатление. «Циолковский потряс меня тогда своей непоколебимой верой в возможность космоплавания, — много лет спустя вспоминал конструктор, — я ушел от него с одной единственной мыслью: строить ракеты и летать на них. Всем смыслом жизни для меня стало одно — пробиться к звездам».
В 1930 году он начинает работать в Центральном КБ завода имени Менжинского, а с марта следующего года становится старшим инженером по летным испытаниям в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ). В том же 1931 году он принимает участие в организации ГИРД — Группы изучения реактивного движения, которую возглавит уже в 1932 году. Под руководством Сергея Королёва были осуществлены первые запуски советских ракет на гибридном двигателе «ГИРД-9», которые состоялись в августе 1933 года, а также на жидком топливе «ГИРД-X» в ноябре того же года. После того, как в конце 1933 года произошло слияние ленинградской Газодинамической лаборатории (ГДЛ) и московского ГИРДа и был создан Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ), Сергей Королёв был назначен его замдиректора по научной части, а начиная с 1934 года, он стал руководителем отдела ракетных летательных аппаратов.
Королёва арестовали по ложному обвинению 27 июня 1938 года. 25 сентября он был включен в список лиц, подлежащих суду Военной коллегии Верховного суда СССР. В списке он проходил по первой категории, что значило: рекомендуемая органами НКВД мера наказания — расстрел. Список был утвержден лично Сталиным, так что приговор можно было считать практически утвержденным. Однако Королёву «повезло», он был приговорен к 10 года лагерей. До этого он год провел в Бутырской тюрьме. По некоторым данным, будущий покоритель космоса подвергался серьезным пыткам и избиениям, в результате которых у него была сломана челюсть. На Колыму конструктор попал 21 апреля 1939 года, где трудился на золотом прииске Мальдяк Западного горнопромышленного управления, при этом конструктор ракетных двигателей был занят на «общих работах». 2 декабря 1939 года Королёв был направлен в распоряжение Владлага.
Лишь 2 марта 1940 года он вновь оказался в Москве, был вторично судим, на этот раз его приговорили к 8 годам лагерей, направив в новое место заключения — в московскую специальную тюрьму НКВД ЦКБ-29, в которой под руководством своего учителя Туполева он принимал участие в разработке бомбардировщиков Ту-2 и Пе-2, одновременно с этим инициировав работы по созданию управляемой аэроторпеды и нового варианта ракетного истребителя-перехватчика. Данные работы стали причиной его перевода в 1942 году в другое КБ, но также тюремного типа — ОКБ-16, которое работало в Казани при авиазаводе №16. Здесь осуществлялись работы над созданием ракетных двигателей новых типов, которые в дальнейшем планировалось использовать в авиационной промышленности. После начала войны Королёв просился отправить его летчиком на фронт, но Туполев, который к тому моменту уже хорошо узнал и оценил его, не отпустил, заявив: «А кто буде самолеты строить?».
Сергея Павловича досрочно освободили только в июле 1944 года по личному указанию Сталина, после чего еще один год он продолжал работать в Казани. Крупный специалист в области авиационного оборудования Л. Л. Кербер, трудившийся в ЦКБ-29, отмечал, что Королёв был циником, скептиком и пессимистом и довольно мрачно смотрел в будущее, приписывая конструктору фразу «Хлопнут без некролога». Вместе с тем существует высказывание и летчика-космонавта Алексея Леонова, который отмечал, что Королёв никогда не был озлоблен и никогда не жаловался, не опускал рук, никого не проклинал и не ругал. На это у конструктора просто не было времени, он прекрасно понимал, что озлобленность вызовет в нем не творческий порыв, а лишь его угнетение.
После завершения Великой Отечественной войны, во второй половине 1945 года Сергей Королёв в составе группы специалистов был отправлен в Германию в командировку, где занимался изучением немецкой техники. Особый интерес для него представляла, конечно же, немецкая ракета V-2 (Фау-2). В августе 1946 года конструктор приступает к работам в подмосковном Калининграде, где становится главным конструктором ракет дальнего радиуса действия и начальником отдела №3 при НИИ-88 по их разработке.
Первой задачей, которая была поставлена правительством перед Королёвым как главным конструктором и всеми организациями, занимающимися на тот момент времени ракетным вооружением, была разработка советского аналога немецкой ракеты Фау-2 из отечественных материалов. При этом уже в 1947 появилось новое постановление правительства о создании новых баллистических ракет с большей, чем у Фау-2, дальностью полета — до 3-х тысяч км. В 1948 году Королёв проводит летно-конструкторские испытания первой советской баллистической ракеты Р-1 (аналог Фау-2) и в 1950 году сдает ракету на вооружение. В течение следующих нескольких лет он трудится над различными модификациями данной ракеты. В течение только одного 1954 года он завершил работу над ракетой Р-5, наметив сразу пять ее возможных модификаций. Также была завершена работа над ракетой Р-5М, оснащенной ядерным боевым зарядом. Помимо этого, он работал над ракетой Р-11 и ее морским вариантом, все более четкие очертания приобретала и его будущая межконтинентальная ракета Р-7.
Работы над межконтинентальной двухступенчатой ракетой Р-7 были завершены в 1956 году. Это была ракета с дальностью полета 8 тысяч километров и отделяемой головной частью массой до 3-х тонн. Ракета, созданная под непосредственным руководством Сергея Павловича, была успешно испытана в 1957 году на специально построенном для этих целей полигоне №5, расположенном в казахской степи (сегодня это космодром Байконур). Модификация данной ракеты Р-7А, обладавшая увеличенной до 11 тысяч километров дальностью пуска, находилась на вооружении РВСН Советского Союза с 1960 по 1968 годы. Также стоит отметить тот факт, что в 1957 году Королёвым были созданы первые баллистические ракеты на стабильных компонентах топлива (мобильного наземного и морского базирования); конструктор стал настоящим первопроходцем в этих новых и очень важных направлениях развития ракетного вооружения.
4 октября 1957 года спроектированная Сергеем Королёвым ракета вывела на земную орбиту первый в истории искусственный спутник. С этого дня берет свое начала эра практической космонавтики, а Королёв становится отцом этой эры. Первоначально в космос отправляли лишь животных, но уже 12 апреля 1961 года конструктор вместе со своими коллегами и единомышленниками осуществляет успешный запуск космического корабля «Восток-1», на борту которого находился первый космонавт планеты Юрий Гагарин. С этого полета, которого не было бы без Королёва, начинается эра пилотируемой космонавтики.
Также с 1959 года Сергей Королёв осуществлял руководство программой по исследованию Луны. В рамках этой программы к естественному спутнику Земли было выслано несколько КА, в том числе аппаратов с мягкой посадкой. При проектировании аппарата для посадки на лунной поверхности было много споров о том, что она из себя представляет. В то время общепринятой была гипотеза, выдвинутая астрономом Томасом Голдом, согласно которой Луна была покрыта толстым слоем пыли из-за микрометеоритной бомбардировки. Но Королёв, который был знаком с другой гипотезой — советского вулканолога Генриха Штейнберга, приказал считать лунную поверхность твердой. Его правота была подтверждена в 1966 году, когда на Луне совершил мягкую посадку советский аппарат «Луна-9».
Еще одной интересной историей из жизни великого ученого и конструктора стал эпизод с подготовкой автоматической станции для отправки к одной из планет солнечной системы. При ее создании конструкторы столкнулись с проблемой лишнего веса исследовательской аппаратуры на борту станции. Сергей Королёв изучил чертежи станции, после чего осуществил проверку прибора, который должен был передать на Землю информацию о наличии или отсутствии органической жизни на планете. Он вывез прибор в выжженную казахскую степень неподалеку от космодрома и прибор передал по радио сигнал, что на Земле нет жизни, что и послужило поводом для исключения этого ненужного оборудования из состава оснащения станции.
При жизни великого конструктора на космических кораблях его конструкции в космосе успело побывать 10 космонавтов, помимо Гагарина, был осуществлен выход человека в открытый космос (это сделал Алексей Леонов 18 марта 1965 года). Под непосредственным руководством Сергея Королёва в СССР был создан первый космический комплекс, многие геофизические и баллистические ракеты, запущены первые в мире межконтинентальная баллистическая ракета, ракета-носитель «Восток» и ее модификации, искусственный спутник Земли, осуществлены полеты космических кораблей «Восток» и «Восход», разработаны первые космические аппараты серий «Луна», «Венера», «Марс», «Зонд», разработан космический корабль «Союз».
Сергей Павлович Королёв ушел из жизни довольно рано — 14 января 1966 года в возрасте всего 59 лет. По всей видимости, здоровье конструктора все-таки было подорвано на Колыме и несправедливое обвинение (в 1957 году он был полностью реабилитирован) наложило отпечаток на его здоровье. К этому моменту Королёв уже успел многое сделать для осуществления своей мечты по покорению космоса, он реализовал ее на практике. Но некоторые проекты, например лунная программа СССР, оказались нереализованными. Лунный проект был свернут после смерти выдающегося конструктора.
В 1966 году Академия наук Советского Союза учредила золотую медаль «За выдающиеся заслуги в области ракетно-космической техники» имени Сергея Павловича Королёва. В Житомире, Москве и на Байконуре ему были установлены памятники. Память конструктора увековечили большим количеством названных в его честь улиц, а также мемориальным домом-музеем. В 1996 году подмосковный город Калининград был переименован в наукоград Королёв в честь работавшего здесь выдающегося конструктора ракетной техники. Также в его честь были названы перевал на Тянь-Шане, крупный лунный кратер и астероид. Так что имя Сергея Королёва продолжает жить не только на Земле, но и в космосе.
Сергей Королёв. Биография, достижения, личная жизнь.
Начало
Королёв Сергей Павлович — человек удивительной судьбы. Годы его жизни пришлись на самый нелегкий период в стране. Много невзгод пришлось пережить и ему. Однако, несмотря на все трудности он смог устоять, смог доказать свою значимость. Сергей Павлович стал дважды Героем Социалистического Труда, академиком Академии наук СССР, основателем практической космонавтики. Спустя более чем полвека его вклад в развитие ракетно-космического направления Советского Союза остается незаменимым. Именно благодаря его таланту страна стала ракетной державой.
Сергей Павлович появился на свет в 1907 году 12 января в городе Житомир Волынской губернии. Отец, Павел Яковлевич, преподавал словесность, а мать Мария Николаевна была дочерью нежинского купца. Оба были украинцами. Они развелись, когда будущему ученому было всего три года. Мать забрала сына и увезла его к своим родителям в Черниговскую область Украины, в город Нежин.
В начале 1-ой Мировой войны они оказались на грани разорения, поэтому летом 1914 года семье пришлось переехать в Киев. Больше Сергей в Нежине за всю свою жизнь так и не был. В 1915 году мать Сергея второй раз вышла замуж и вместе с мальчиком переехала жить к отчиму — Георгию Михайловичу Баланину.
В 1917 года Королёв поступает в гимназию, но закончить обучение ему не удается, так как начинается революция. Гимназию закрывают, и Сергею приходится сначала учиться в трудовой школе, а затем и вовсе уйти на домашнее обучение. Занимались с ним мать и отчим — оба были педагогами по образованию. Отчим параллельно имел второе образование: инженерное. Именно он вложил в Королева первые знания в этой области.
Период обучения
Еще во время обучения в школе у Королёва проявлялась тяга к авиационной технике. Решающим в выборе профессии для него стал 1921 год. В этот период в Одессе был сформирован отряд гидросамолетов. Это очень привлекло Сергея Павловича. Он познакомился с членами отряда, и первый раз полетел на гидросамолете. В этот момент у юноши зародилась необъятная страсть к небу и он принял решение, стать летчиком.
Сергею было 15 лет, когда в 1922 году он поступил в строительно-профессиональную школу. Это было лучшее образовательное учреждение, где преподавали выдающиеся педагоги. Учеба Королёву давалась легко благодаря его феноменальной памяти — он с легкостью запоминал большие объемы информации. Закончил Сергей строительную школу в 1924 году.
Научная карьера в биографии будущего конструктора начала развиваться полным ходом с 1923 года. В этот период в стране появилась необходимость в организации Воздушного Флота. Было создано Общество авиации, в котором начал трудиться конструктор. Много времени он проводил за самообразованием, читал книги, изучал журналы по тематике авиации. О том, кто такой Сергей Павлович Королёв, в стране узнали, когда ему было всего семнадцать лет. Он создал конструкцию летательного аппарата на основе безмоторного самолета К-5.
С 1924 года Королёв числится студентом политехнического института в Киеве. Он начинает обучение по профилю авиационной техники и уже через два года переводится в училище имени Баумана в Москве, где очень скоро становится известен как перспективный авиаконструктор. Большое влияние на его род занятий оказало знакомство с Циолковским, состоявшееся в 1929 году. После их общения Сергей Павлович мечтал уже только об одном: проектировать ракеты, а затем отправляться на них в полет.
Циолковский Константин Эдуардович
Через год после судьбоносной встречи Сергей Павлович назначается на руководящую должность в аэрогидродинамическом институте. Первый запуск ракеты на гибридном двигателе «ГИРД-9» в Советском Союзе прошел под его руководством. Запуск состоялся в августе 1933 года, а уже в ноябре этого же года запустили ракету на жидком топливе «ГИРД-X».
Через четыре года Королёва назначают возглавить отдел летательных ракетных аппаратов в Реактивном научно-исследовательском институте. В этом же году выходит его первая книга «Ракетный полет в стратосфере». В тот момент у него было много задумок, которым не суждено было осуществиться.
Арест
В 1938 году Сергея Павлович был заключен под стражу. За что его посадили, он не знал и сам. По ложному обвинению он был включен в список осужденных первой категории, которые подлежали расстрелу. Однако, по решению суда Королёву назначили наказание в виде 10 лет отбывания в лагере. Отбывая наказание, Сергей Павлович подвергался чудовищным избиениям и пыткам. 21 апреля 1939 года он был отправлен на золотой прииск Мальдяк на Колыме.
Мать Сергея Павловича активно добивалась пересмотра дела, и ей это удалось. 2 марта 1940 года Сергей Павлович был переведен с Колымы в Москву. Спустя четыре месяца состоялся второй суд в отношении Королёва. Его приговорили к 8 годам отбывания в лагере, затем отправили в московскую тюрьму НКВД ЦКб-29. Здесь он разрабатывал вместе с Туполевым бомбардировщик ТУ-2. Благодаря этой работе в 1942 году Сергей Павлович был переведен в КБ тюремного типа ОКБ-16 в Казани. В нем проводились работы по созданию ракетных двигателей, необходимых для авиации.
В июне 1944 года Королёв Сергей Павлович был досрочно освобожден из тюрьмы. Было подписано личное распоряжение Сталина. Год после освобождения он оставался работать в Казани.
После победы над фашистами Королёв был отправлен в Германию вместе с группой специалистов. Они должны были изучить до мелочей строение немецкой техники. Для Королева наибольший интерес представляла ракета Фау-2. В августе 1946 года Сергей Павлович начинает разработку ракет дальнего действия в Калининграде.
Перед советскими конструкторами стояла задача, разработать точный аналог ракеты Фау-2, однако, позже вышло новое Постановление, в котором было указано, что отечественная ракета должна превосходить по параметрам Фау-2, должна быть увеличена дальность полета с 320 до 3000 километров.
В 1957 году 4 октября ракета, которая были спроектирована Королёвым, вывела первый искусственный спутник на земную орбиту. Именно с этого момента началась эра космонавтики. Цитаты из хроник и воспоминаний говорят о том, что Сергея Павловича называли «отцом» этой эры.
В самом начале в космос отправлялись только животные, но 12 апреля 1961 года успешно стартовал космический корабль «Восток-1» с Юрием Гагариным на борту. Этот полет бы не состоялся, если бы не было разработки Королёва Сергея Павловича.
Личная жизнь знаменитого конструктора
Судьба Сергея Павловича складывалась непросто не только в отношении профессиональной деятельности, но и в личной жизни. Со своей первой женой они познакомились в строительной профессиональной школе, где учились в 15 лет. Одноклассницы очень любили Сергея Королёва, но ему нравилась Ксения Винцентини. Она была самой красивой из всех одноклассниц. Вокруг нее постоянно находились поклонники, что вызывало в Королеве жуткую ревность.
После окончания школы Сергей сделал Ксении предложение, но услышал отказ. Девушка хотела сначала получить образование. Ксения с отцом переезжает в Харьков и поступает в медицинский институт на лечебный факультет. После окончания института она отправляется по распределению в Луганскую область и приглашает к себе Королева. Как только у него появляется такая возможность, он приезжает и добивается согласия выйти за него замуж.
В 1935 году них рождается дочка Наталья, но семейное счастье длится недолго. В 1938 году Сергея арестовывают. В тюрьме он без конца терпит избиения и издевательства, ему угрожают арестом семьи. В то время супругу конструктора могли уволить из больницы из-за статьи мужа, однако главврач вошел в положение женщины, учитывая, что у нее есть маленький ребенок, поэтому Ксению оставили на работе.
Долгие восемь лет Сергей и Ксения думали, что уже никогда не увидятся. Только в заключении Королёв понял, как дорога ему супруга — он постоянно писал письма семье, но первая их встреча стала для них разочарованием. Ксения встретила его прохладно и настороженно. После освобождения Сергея Павловича они начали строить свои отношения заново. Ситуация осложнялась тем, что и один и второй очень много времени проводили на работе. Королёв занимался конструированием летательных аппаратов, а его супруга стала известным хирургом.
В одну из командировок в Германию Ксения с дочкой поехали с Сергеем Павловичем, однако эта поездка только усугубила ситуацию. Ксения почувствовала себя не нужной. Она ждала от супруга внимания, простого человеческого общения, но он был полностью погружен в свои разработки и не замечал ничего вокруг. Он поздно приходил домой с работы без сил. Поездка в Германию образовала в отношениях огромную трещину.
После возвращения в Москву Королёву предложили работу в подмосковном Калининграде. Ему предоставили квартиру, однако Ксения категорически отказалась переезжать, так как не хотела бросать работу в своей больнице. Кроме того, до нее дошли слухи, что муж увлекся своей переводчицей – Ниной Ермолаевой. Сергей Павлович стал приезжать домой все реже и реже. В те дни, когда он навещал семью, Ксения была все время подавлена. Через некоторое время супруги официально развелись. Дочь Наталья узнала об этом от матери, когда процесс уже состоялся.
После оформления развода она очень долго с ним не общалась. Они начал разговаривать только тогда, когда сама Наталья вышла замуж. Ксения всю свою жизнь так и не смогла забыть Сергея. Она до последнего дня хранила его письма из тюрьмы.
Причина смерти Королёва
В 1966 году академику назначается операция по удалению полипа. Она должна была пройти под местной анестезией, никакой опасности не представляла. Однако, в процессе операции у него началось сильное кровотечение, с которым доктора не могли справиться. Был даже приглашен известный хирург — Вишневский.
Сергею Павловичу необходимо было вскрывать брюшную полость. Такая операция могла быть проведена только под общим наркозом. Для этого требовалось ввести в трахею трубку. Но в период отбывания наказания в колонии во время пыток Королёву была сломана челюсть, она плохо срослась, поэтому трубку вставить не удалось. Академику пришлось делать наркоз, негативно отразившийся на состоянии сердца.
В результате вскрытия врачи обнаружили саркому, которую удалось успешно удалить, но сердце не выдержало нагрузки. Королёв умер 14 января 1966 года через полчаса после успешного завершения операции. Причиной смерти была названа острая сердечная недостаточность.
По факту его смерти до сих пор ходит много домыслов и слухов. Есть мнение, что академика убили намеренно, чтобы скрыть тайную информацию, которую он мог знать. Удивительный человек, который всю жизнь ходил по краю пропасти, не выдержал простой операции.
14 января 1966 года не стало выдающегося ученого, но он прожил свою жизнь с мечтой, которую ему удалось успешно реализовать. Пережил муки и издевательства в лагерях, чтобы первым отправить человека в космос. Он любил небо и звезды больше жизни, и отдал им всю свою жизнь!