штрих код для автоматизированного учета
Автоматизация склада с применением технологии штрихкодирования
Издание «Современный склад» // Апрель, 2015
Прежде чем начать процесс автоматизации склада, предприятие проводит большую подготовительную работу. И в первую очередь приходится решать, какой вид идентификации (товара, мест хранения, палет) выбрать для склада с учетом его особенностей. Ведь услуг по автоматизации на рынке складской логистики немало.
Идентификацию можно условно разделить на несколько видов: визуальную («бумажная» технология), штрихкодовую (линейная и двумерная) и радиочастотную (RFID). Последние два вида называют автоматической идентификацией, к которой относят еще и биометрию. На складе может быть идентифицирован не только товар, но и место хранения (ячейка), оборудование, персонал, документация. Несмотря на то, что технологии автоматической идентификации становятся все более распространенными, есть склады, которые спокойно существуют без них, полагаясь на «бумажную» технологию. Для сравнения: подавляющее число автомобилистов несмотря на возрастающее количество систем спутниковой навигации по-прежнему предпочитают традиционные бумажные атласы дорог, считая такой способ получения информации наиболее удобным и экономически целесообразным в большинстве случаев. При «бумажной» технологии система управления складом ничем не отличается от других, кроме заданий, которые распечатываются на бумаге. Кладовщики в процессе отработки задания должны самостоятельно сопоставить текстовое описание товара, которое они видят на листе, с тем объектом, который находится в соответствующей заданию адресной ячейке.
Бумага терпит. Штрихкод ошибок не допускает
Применение технологии штрихкодирования является следующим шагом в автоматизации складского хозяйства. Сканирование штрихкода товара, мест хранения и прочих объектов складского хозяйства на различных этапах бизнес-процессов склада снижает вероятность ошибки и во многих случаях может ускорить выполнение складских операций — в этом главное преимущество штрихового кода перед «бумагой».
Использование системы штрихкодирования на складе прошло две стадии развития — сбор и обработка данных в режимах off-line (batch-терминалы) и on-line (радиотерминалы). Если приемка товара осуществляется с помощью batch-терминала, то данные по факту поступления товара, полученные через batch-терминал, постепенно накапливаются в самом устройстве и передаются в систему управления складом в пакетном режиме. Так как определенное время уходит на аккумулирование результатов операции, не исключена некоторая задержка:. Если же приемка осуществляется с радиотерминалом, то информация о товаре может пошагово поступать в систему практически одновременно с ее вводом в терминал, который взаимодействует с рабочей станцией посредством радиосвязи. В настоящее время на складах используются как batch-, так и радиотерминалы сбора данных. Несмотря на большие возможности радиотерминалов, batch-терминалы еще сохраняют свое ценовое преимущество, они более выгодны на небольших складах, где не требуется высокая скорость передачи информации. Однако указанный ценовой разрыв постепенно сокращается, и радиотерминалы находят все большее распространение на складах, желающих внедрить систему штрихкодирования.
База данных штрихкодов: делай или покупай
Для того чтобы внедрить технологию штрихкодирования, предприятию необходимо собрать и проанализировать базу штрихкодов товаров, хранящихся на складе, организовать новые процессы, связанные со штрихкодированием, закупить оборудование и расходные материалы, подготовить персонал, выбрать и внедрить систему автоматизации. Товар уже может быть промаркирован поставщиком или производителем. В этом случае есть возможность запросить информацию со стороны. Если такой возможности нет, придется потратиться на самостоятельное формирование базы данных штрихкодов: сканированием товара либо в процессе хранения, либо в процессе приемки. Упрощенного сбора существующих данных может оказаться недостаточно, потребуется их анализ и выверка. Обычно менеджеры предприятия могут оценить число маркированных товарных позиций. Но экспертная оценка не всегда соответствует реальности. Может оказаться, что на самом деле штрихкод есть у меньшего количества товаров. Например, на индивидуальной упаковке товаров штрихкод есть, а на групповой упаковке он отсутствует. Кроме того, не все штрихкоды считываются, между ними есть совпадения, да еще путаницу вносят «декоративные» штрихкоды на упаковке, не несущие информационной нагрузки, и т.п.
Если штрихкода нет или он не позволяет контролировать, например, сроки годности, тогда есть смысл организовать маркировку прямо на складе. Обычно она производится в момент его поступления, после выгрузки товара из транспортного средства и первичного ручного пересчета. Маркировка так же, как и любая другая складская процедура, требует выделения необходимых площадей, времени, персонала и оборудования для своего выполнения. При наклейке этикеток должен быть обеспечен доступ к каждой маркируемой единице. Это означает, что в зоне приемки должно быть достаточно места или на складе должна быть отдельная зона для нанесения штрихкодов. До начала процедуры следует подготовить этикетки с учетом тех единиц товара, в которых он поступил (единицы, короба, палеты и пр.). Эта функция должна быть включена в обязанности операторов склада или возложена на отдельного сотрудника. Для выполнения же самой операции необходимо наличие либо маркировщиков, либо дополнительных кладовщиков, работающих на приемке.
На одном из складов в практике AXELOT функции ведения базы штриховых кодов, контроля входящей маркировки на товарах, организации и выполнения внутреннего штрихкодирования были возложены на отдельное подразделение по работе со штрихкодами в составе службы логистики. При наличии операции внутренней маркировки повышаются требования и к смежной функции — формированию палет с товаром. Короба, составляющие палету, должны быть расположены маркируемой стороной к кладовщику с этикет-пистолетом. Таким образом, хаотическое «наваливание» товара на палету становится неприемлемым. В зависимости от топологии склада, специфики хранимого товара и складского бизнес-процесса маркировка может быть разной степени сложности, однако всегда нужно помнить о необходимости затрат на ее подготовку при принятии решения о внедрении технологии штрихкодирования.
Оборудование для штрихкодирования: нужно учесть все
Для этикетирования товаров требуется наличие специального оборудования:
1. Принтеры этикеток. Используются для печати штрихкодов. Бываю двух видов: термо- и термотрансферные принтеры. При печати на термопринтере штрихкод переносится непосредственно на поверхность (бумагу, картон, и пр.), а при использовании термотрансферной технологии перенос изображения осуществляется с красящей ленты (риббона) на этикетку.
2. Этикет-пистолеты. Применяются для ручной автоматизированной маркировки (нанесение штрихкодов, изображений, текста) на товар.
3. Сканнеры штрихкода. Предназначены для считывания штрихкода с упаковки товара. Бывают ручные (для мобильного использования) – для считывания их подносят к упаковке товара. И стационарные.
4. Терминалы сбора данных (ТСД). Переносное устройство, которое считывает штрихкод, фиксируют информацию в памяти и переносят её в базу данных 1C.
Также необходимо и сопутствующее оборудование: зарядные устройства, средства связи, этикет-ленты и пр.
Суммарная стоимость приобретаемого оборудования зависит от многих факторов: количества операций, на которых будут применяться сканеры или терминалы, количество одновременно работающих с ними сотрудников, площадь склада, расположение и материал конструкций (влияет на устойчивость радиосигнала), длительность смены (необходимость в подзарядке аккумуляторных батарей терминалов в процессе работы), условия хранения (температура, запыленность). И это далеко не все. Также при расчете стоимости оборудования нужно учитывать адаптацию программных модулей, поставляемых в комплекте с терминалами. Так, в частности, в случае использования batch-терминалов бизнес-логика их стандартного программного обеспечения может не соответствовать специфическим процессам конкретного склада. Экономия на оборудовании может оказаться незначительной по сравнению с затратами на услуги по разработке новой программы, поддерживающей работу этого оборудования.
Кроме этого, на складе должна быть внедрена система автоматизации, которая обеспечит ведение списка штриховых кодов, как для товаров, так и для прочих идентифицируемых складских объектов (места хранения, персонал и пр.), контроль уникальности штрихкодов, возможность формирования внутреннего штрихкода, включающего в себя всю необходимую информацию. Система должна уметь взаимодействовать со считывающими устройствами на каждом этапе складского техпроцесса, формировать и обрабатывать пакеты данных, адекватно реагировать на возможные отклонения.
Решение о внедрении технологии штрихкодирования принимается по тем же правилам, что и любое другое бизнес-решение. При этом необходимо учитывать не только текущую «технологическую моду» в IT-отрасли, но и соотношение между затратами на внедрение штрихкодирования и прибылью от него в ближней и дальней перспективах. С целью достижения баланса интересов данная технология может быть внедрена не в целом по всему складу, а только для тех процессов склада или групп товара, для которых это наиболее актуально. Частичное внедрение технологии может происходить в двух вариантах.
1. Штрихкодированный товар полностью отделяется от основного товаропотока, который продолжает обрабатываться по традиционной технологии. Подобное разделение должно поддерживаться и на уровне складской системы, формируя при необходимости отдельные задания на обработку маркированного и немаркированного товара, при этом база штриховых кодов ведется только для штрихкодированного товара.
2. База штрихкодов создается для всего товара, а маркируется только товар, требующий наибольшего контроля. Остальной товар в процессе выполнения складских операций либо вводится в терминал вручную, либо его штрихкод сканируется с бланка сопутствующего бумажного документа. Таким образом достигается унификация бизнес-процесса при логическом разделении товара на маркированный и немаркированный потоки.
Штрихкодирование: полное или частичное?
Решение о внедрении системы штрихкодирования может зависеть и от других факторов: цена штрихкодируемого товара, темп работы склада, количественный ассортимент товара, визуальная схожесть номенклатурных позиций, необходимость жесткого контроля сроков годности и/или серийных номеров. Штрихкодирование не имеет смысла применять для тех товаров, затраты на маркировку которых больше совокупных потерь предприятия от ошибок при ручной обработке товара. Для склада продуктов питания это может быть поваренная соль, которую можно исключить из списка товаров для маркировки. Для склада алкогольных напитков, возможно, имеет смысл маркировать только малую группу элитных и очень дорогих наименований. Внедрение штрихкодирования необходимо, если склад хранит большой ассортимент похожего товара, и при этом у склада нет возможности распределить этот товар по различным местам хранения, чтобы снизить возможность пересортицы. Штрихкодирование актуально, когда легко перепутать товар с различным сроком годности или неправильно записать вручную серийный номер из десятка знаков. Для лекарств подобная путаница может быть опасной для жизни людей.
Наши специалисты пришли к выводу, что штрихкодирование не необходимость для каждого современного склада, хотя большинство складских хозяйств заинтересовано в нем полностью или частично. Технология работы с применением бумажных заданий сохраняет свою актуальность не только как самостоятельный способ работы склада, но и как первый шаг к автоматизации, а также как технология, впоследствии дублирующая штрихкодирование. Такой результат дали несколько проектов автоматизации, выполненных AXELOT. Предприятия не были готовы сразу внедрить услугу штрихкодирования. Автоматизация складов на «бумаге» рассматривалась как первый шаг вперед по решению текущих, наиболее критичных проблем склада с учетом поиска товара, скоростью отбора, контроля персонала. Кладовщики привыкают работать в адресном пространстве, в жесткой связке с заданиями системы, операторы осваиваются с базовым функционалом программного обеспечения, в системе постепенно накапливается информация, необходимая для дальнейшего внедрения штрихкодирования. Однако и после ввода в эксплуатацию терминалов сбора данных «бумага» остается при деле. Во-первых, если штрихкодирование внедрено частично, на наиболее узких местах складского технологического процесса (например, на выходном контроле), то остальные бизнес-процессы по-прежнему обслуживаются бумажными заданиями. Во-вторых, «бумага» подстраховывает в случае возможной временной неисправности радиооборудования. И склад, умеющий работать «по бумаге», не остановится. Обе технологии органично дополняют друг друга, находя применение именно там, где это наиболее целесообразно.
Услуги внедрения штрихкодирования от AXELOT
Наша компания предоставляет услуги по внедрению системы штрихкодирования на складе. В рамках проекта автоматизации, мы предлагаем Вам всё необходимое оборудование: радиотерминалы сбора данных, принтеры этикеток, сканеры штрихкодов, а также любые аксессуары и расходные материалы. Статус авторизованного реселлера продукции компании Zebra Technologies позволяет нам предоставлять Вам оборудование, его обслуживание, организацию и ремонт по выгодным ценам.
Менеджеры AXELOT будут рады ответить на все вопросы по тел. +7(495)961-26-09. Также вы можете написать нам через форму
Как присвоить штрих код товару и можно ли сделать это самостоятельно
Чтобы избежать путаницы при учете продукции, каждой единице товара присваивается уникальный номер. С помощью специальной программы он переводится в графический вид. В результате получается штрихкод (ШК) — изображение, состоящее из черных и белых линий или квадратов, в котором зашифрована информация о товаре:
Штриховые коды генерируются автоматически в различных системах кодировки и наносятся на упаковку или этикетку товара, а также на групповую упаковку для транспортировки. Для работы с ними нужно специальное устройство — сканер ШК. Он считывает и расшифровывает их содержимое и передает эти данные на устройства, к которым подключен, — в онлайн-кассу, POS-терминал или на ПК.
В статье расскажем о том, какие виды штрих кодов существуют, где используются, кто и как присваивает их на продукцию и что для этого требуется. Подскажем, как автоматизировать учет товаров с идентификаторами, чтобы проводить операции с ними просто и быстро. А также объясним, как присвоить штрих код товару самостоятельно и в каких случаях это допустимо.
Зачем нужно присвоение штрихкодов на продукцию?
Использование штрихкодов позволяет быстро идентифицировать товары и облегчает работу с ними для всех участников оборота — производителей, импортеров, оптовых поставщиков и розничных продавцов. Они получают ряд преимуществ:
Идентификацию по штрихкодам использует в своих интересах и государство. Например, в ходе таможенного контроля сканируются ШК импортируемой продукции для проверки законности ввоза. В России по штриховым кодам контролируется оборот товаров, подлежащих обязательной маркировке идентификаторами Data Matrix. Прослеживается движение всех видов такой продукции — от момента изготовления и до продажи потребителю.
Как понять, какой штрих код нужно присвоить товару?
Вопросами стандартизации учета и штрихкодирования товаров на мировом рынке занимается некоммерческая международная организация GS1. Она имеет представительства более чем в ста странах. Ее филиал в России называется «ЮНИСКАН ГС1/РУС». GS1 управляет несколькими видами ШК, которые используются во всех секторах мировой экономики:
В зависимости от внешнего вида ШК делятся на одномерные (1D или линейные) и двумерные (2D). Одномерные выглядят как последовательность чередующихся черных и белых полос. Двумерные имеют вид квадратов или прямоугольников из черных и белых ячеек и способны вместить больше данных, чем 1D-идентификаторы. К линейным штрихкодам относятся EAN, UPC, ITF-14, GS1-128, DataBar, к двумерным — Data Matrix и QR-коды. В России наиболее широко используются EAN-13, ITF-14, GS1-128 и Data Matrix, поэтому их и рассмотрим подробно.
Штрихкод EAN-13 присутствует практически на всех товарах в мире, включая те, которые выпускаются в РФ. Наносится на упаковку каждой единицы продукции, предназначенной для розничного сбыта, и состоит из тринадцати цифр:
В коде EAN-13 не всегда указывается именно та страна, в которой был изготовлен товар. Если производственные мощности и главный офис находятся в разных государствах — в идентификатор будет записано то, где зарегистрирована компания, а не то, где находится производство.
Форматы кодирования GS1-128 (прежде назывался EAN-128) и ITF-14 используются для работы с оптовыми партиями продукции: транспортировки, приемки и хранения на складе.
Если российское предприятие выпускает товары для экспорта, то, вероятнее всего, придется сформировать штрих коды GS1-128, так как большинство крупных торговых сетей за рубежом требуют, чтобы на вторичных упаковках была эта маркировка. Она содержит следующую информацию:
ITF-14 состоит из четырнадцати цифр. В нем указываются:
GS1-128 и ITF-14 по размеру крупнее, чем EAN-13 и не требуют идеального качества печати. Выбирать, какой из них использовать, нужно в зависимости от того, сколько данных требуется закодировать (в GS1-128 помещается больше) и на какую поверхность будет наноситься изображение.
GS1-128 в основном применяется для маркировки контейнеров и палет. Его можно печатать на этикетках. А для ITF-14 это невозможно. Он в наибольшей степени подходит для коробок из гофрированного картона.
Идентификаторы EAN-13, GS1-128 и ITF-14 — международные. Предприятия должны наносить их на продукцию, предназначенную для продажи за рубеж. Но при этом лучше заранее уточнить у торговых партнеров, с какими ШК они работают и есть ли у них дополнительные требования.
Если российская компания ориентирована на внутренний рынок и не занимается экспортом, то достаточно получить только российские штрихкоды — в национальных форматах ROS-13 (для розницы и единичных упаковок) и ROS-14 (для опта и логистической тары).
Двумерный идентификатор Data Matrix используется в РФ в качестве средства, по которому в национальной системе мониторинга «Честный ЗНАК» отслеживается движение товаров с обязательной маркировкой. Таким образом государство борется с контрафактом в обороте. Этот ШК наносится на этикетку или упаковку каждого экземпляра продукции. Он включает в себя:
При формировании штрихкода datamatrix можно записать в него следующие сведения о товаре:
Этот вид маркировки обязателен для:
Этот список актуален на октябрь 2021 года. Правительство планирует расширять его. Поэтому рекомендуем предпринимателям следить за новостями по обязательной маркировке на официальном сайте «Честного ЗНАКа».
Что касается остальных штрихкодов GS1, то у каждого из них тоже есть свое назначение и сфера применения. EAN-8 используется для малоразмерных розничных упаковок, на которых не хватает места для EAN-13.
Для продукции, идущей на экспорт в США или Канаду, возможно, потребуется формировать коды UPC системы gs1, так как они являются американскими стандартами ШК для розницы. Формат EAN в этих странах тоже признается, но иногда их компании настаивают на маркировке UPC. Ее разновидность UPC-A считается стандартной, а UPC-E предназначена для товаров маленькой величины.
Идентификаторы DataBar используются в розничной торговле (в основном для продуктов) и позволяют зашифровать много данных в небольшом изображении.
Что касается QR-кодов, то в них можно «зашить» практически любую информацию: ссылки на сайты, текст, номера телефонов и адреса электронной почты, логин и пароль для доступа к Wi-Fi сети и др. Они широко используются во всем мире — в маркетинговых и рекламных компаниях, учебных заведениях, музеях, магазинах, наносятся на товары и т. д.
Внедрения системы штрихкодирования товаров и документов для автоматизации учета
В последнее время штрихкодирование стало популярным среди компаний, которые решили автоматизироваться. Но сегодня не все могут с точностью сказать, что оно из себя представляет и для каких компаний может подойти.
Сегодня штрихкодирование используется во многих областях деятельности компании: на складе (при приемке, инвентаризации и отпуске товара), в магазине (для реализации товаров конечному покупателю), а также в документообороте (для более быстрого поиска электронных документов в системе).
При всей несомненной эффективности штрихкодирования, его внедрение в компании является достаточно затратным мероприятием. Поэтому предлагаем разобраться в предмете штрихкодирования подробнее, чтобы решить, насколько его внедрение будет полезным для компании.
Как работает штрихкодирование
Думаем, каждый, кто хоть раз покупал товар в супермаркете, приблизительно представляет себе, как работает штрихкодирование. Каждой товарной категории (документу) присваивается свой штрихкод, сканируя который можно найти данный товар (документ) в системе. Быстрый поиск товара, документа и является главной целью штрихкодирования. К тому же, это исключает возможность ошибки: отсканированный штрих-код явно укажет человеку, какой товар выбрать, тогда, как при ручном поиске может быть выбрана неподходящая позиция.
Программа для штрихкодирования. Штрихкодирование в 1С.
На российском рынке существует достаточно много программ, позволяющих осуществлять штрихкодирование товаров и документов. Но безусловным лидером среди них на протяжении многих лет остаются программы 1С. Они поддерживают как штрихкодирование товаров, так и документов. Если вы решили внедрить у себя штрихкодирование товаров на складе и в магазине, то хорошо подойдет программа 1С:Управление торговлей. Сегодня именно она автоматизирует деятельность большинства торговых компаний. В программах 1С штрих-код присваивается напрямую в карточке товара (вкладка штрих-код в карточке товара в справочнике «Номенклатура»). Штрихкоды также можно распечатать с помощью обработки «Печать этикеток».
Выбор и покупка оборудования для штрихкодирования
Важный вопрос, который нужно решить при внедрении штрихкодирования – это выбор оборудования. Для считывания штрихкода вам потребуется сканер штрихкода или терминал сбора данных (позволяет удаленно считывать штрихкоды и накапливать их в своей памяти). Для печати штрихкодов существуют специальные принтеры этикеток. Они печатают штрихкод на этикет ленте. Этикетки с напечатанным штрихкодом наклеиваются на товар.
Сканер штрихкода лучше выбрать лазерный, так как он считывает штрихкоды с большего расстояния, чем светодиодный, а также позволяет считать даже зачеркнутые штрихкоды. Подробнее о выборе сканера штрихкода
Внедрение системы штрихкодирования для автоматизации склада
Самый частый запрос в нашей компании – это внедрение системы штрихкодирования именно на складе. Почему? Потому что именно в условиях большого количества товаров требуется максимальная автоматизация учета и стандартизация операций. И этому способствует внедрение штрихкодирования. Конечно, оно требуется не на каждом складе. Например, для маленького склада с недорогим товаром внедрение штрихкодирования может и не окупиться.
Если у вас крупный склад, на котором вам необходимо внедрить штрихкодирование, вам придется задуматься не только о нем, но и о комплексной автоматизации учета в компании. На складе же мы советуем вам внедрить специальную WMS систему или, как более недорогое решение, более простую программу для управления складом, например, 1С:Управление торговлей 11.
Штрихкодирование товаров в магазине
В автоматизированном магазине для продажи товаров тоже используется технология штрихкодирования. Она решает сразу несколько задач. Во-первых, это ускорение продажи товара (кассиру не нужно искать товар вручную, чтобы оформить продажу). Во-вторых, это исключение человеческого фактора при оформлении документа продажи. В-третьих, внедрение штрихкодирования способствует предотвращению хищений в торговой точке.
Давайте рассмотрим процесс продажи на примере супермаркета. Скажем, в супермаркет поступает товар «А». На нем уже есть штрихкод от поставщика. Штрих-код считывается товароведом при приемке товара и заносится в базу. При продаже товара кассир снова считывает штрихкод товара, система его находит в базе и подставляет в документ продажи. После продажи товар списывается.
Штрихкодирование документов 1с для автоматизации учета в компании
Штрихкодирование также нашло свое применение в автоматизации документооборота. Теперь, чтобы найти электронный экземпляр документа достаточно считать штрихкод с его бумажного оригинала. Это удобно, например, когда на к вам пришел человек с распечатанным счетом, и вы можете сосканировав штрихкод с него найти соответствующий заказ покупателя. Это может значительно ускорить работу менеджера.
Реализовать штрихкодирование документов в 1С можно либо через дополнительный модуль, либо через небольшую дописку в программе (для этого лучше обратиться к нашим программистам по 1С).
В целом внедрение штрихкодирования определенно будет полезно для компании. Оно поможет вам не только избежать множества ошибок, связанных с человеческим фактором, но сократить время на проведение множество торговых и складских операций.