штриховой код товара формата gs1
Стандарты GS1
Логистическая этикетка GS1
Для идентификации логистической единицы используется логистическая этикетка GS1. Она описывается в Стандартах GS1, служит наилучшим способом передачи информации вместе с логистической единицей в самых различных отраслях и приложениях по всему миру.
Далее
Логистическая единица – любое объединение предметов торговли для транспортировки/хранения, контролируемое/управляемое по всей цепи поставки.
Логистическая этикетка GS1 дает возможность пользователям однозначно идентифицировать логистическую единицу, так что она может отслеживаться вверх/вниз по цепи поставки.
Имеется только одно ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ требование: каждая логистическая единица должна идентифицироваться уникальным серийным номером – Серийным номером транспортной упаковки (SSCC). Сканирование штрихового кода SSCC с каждой логистической единицы позволяет связать физическое движение самой единицы с электронными бизнес-сообщениями (EDI), относящимися к данной логистической единице. Использование SSCC для идентификации отдельных единиц открывает широкие возможности для внедрения большого количества приложений, таких как: кроссдокинг, отслеживание поставок, автоматизированная приемка грузов.
Помимо номера SSCC на логистическую этикетку GS1 может наноситься ЛЮБАЯ дополнительная информация.
Эта информация может относится как к самой логистической единице в целом, так и детально описывать ее содержимое. В качестве дополнительной информации могут выступать:
• GTIN самой логистической единицы как предмета торговли (т.е. может служить объектом заказа);
• GTIN содержимого логистической единицы (т.е. коробки/короба и пр., составляющие логистическую единицу, могут служить предметами торговли для заказа);
• Данные, связанные с конкретным номером GTIN (дата производства/упаковки, номер партии, срок годности, серийные номера, дополнительная идентификация от производителя и т.п.);
• Для предметов торговли с переменными измерениями – количественные характеристики: вес нетто/брутто, количество (шт.), длина/высота/ширина и т.д.);
• Номер заказа;
• Информация о месте происхождения/назначения в виде соответствующих кодов ISO или номеров GLN;
• Почтовый индекс места назначения отгрузки;
• Человекочитаемая информация об отправителе, грузополучателе, перевозчике;
Вся информация кодируется с использованием, так называемых, Идентификаторов Применения GS1 (ИП). ИП – это цифровые префиксы, используемые в штриховых кодах и EPC/RFID-метках для определения значения и формата кодируемых элементов данных, следующих за ними.
В настоящий момент описано свыше 100 ИП. С полным перечнем идентификатором применения можно ознакомиться здесь.
Каждый идентификатор применения может быть 2-х, 3-х или 4-х-значным. ИП обязательны для использования в следующих символиках: GS1-128, GS1 DataBar, GS1 DataMatrix и GS1 QR Code. Во всех этих символах штрихового кода могут содержаться по несколько полей данных, определяемых своими ИП. Ниже приводятся примеры идентификаторов применения:
ИП | Содержание |
---|---|
00 | Серийный код транспортной упаковки (SSCC) |
01 | Глобальный номер предмета торговли (GTIN) |
10 | Номер партии |
11 | Дата изготовления |
15 | Срок годности для продажи (качество) |
17 | Срок годности для использования (безопасность) |
21 | Серийный номер |
310Х | Вес нетто (кг) |
401 | Номер груза |
420 | Отгрузить (доставить) – почтовый код |
422 | Страна происхождения ( Код страны по ИСО 3166) |
426 | Страна полной цепи обработки |
7030-7039 | Номер лицензии для предприятия по переработке с кодом страны |
В логистической этикетке для отображения закодированных данных в машиночитаемом виде (в виде штриховых кодов) служит символика GS1-128 (ранее UCC/EAN-128).
Со спецификациями на символику GS1-128 можно ознакомиться здесь
Руководство по штриховому кодированию
Оглавление
1. Вашему предприятию присвоен регистрационный номер
Вы вступили в Ассоциацию автоматической идентификации ЮНИСКАН/ГС1 РУС и получили свидетельство о присвоении Вашему предприятию регистрационного номера… Подробнее >>
2. Присвоенный предприятию номер уникален
Регистрационный номер состоит из префикса национальной организации, который присваивает GS1 (например, 460 – ЮНИСКАН / GS1 Russia) и номера предприятия… Подробнее >>
3. Как используется регистрационный номер
На упаковку Вашей продукции наносится штриховой код EAN-13. Он представляет в графическом виде (штрихи и пробелы) 13 цифр номера товара EAN-13… Подробнее >>
4. Разным товарам нужны разные номера
Штриховой код EAN используется для уникальной идентификации продукции. Например, одинаковый по наименованию и характеристикам газированный напиток… Подробнее >>
5. Для чего нужен на товаре штриховой код EAN
Номер EAN-13 изображается на упаковке товара в виде штрихового кода EAN-13. Эти полоски и пробелы графического изображения штрихового кода очень хорошо… Подробнее >>
6. Штриховой код на единичной и групповой упаковках
Для считывания цены с упаковки товара на кассе, упаковка должна иметь номер EAN-13, напечатанный в виде графического символа штрихового кода EAN-13… Подробнее >>
7. Штриховой код на транспортной упаковке
Если в торговом зале магазина товары реализуются в единичных и групповых упаковках, то для складских и транспортных целей изделия в единичных и групповых… Подробнее >>
8. Размеры символа штрихового кода EAN/UPC
Штриховой код считывается лазерным лучом сканера. При этом для успешного считывания кода EAN/UPC необходимо добиться того, чтобы лазерный луч пересек… Подробнее >>
9. Штриховой код для малоразмерных упаковок
Из представленной таблицы видно, что штриховой код EAN-13 номинального размера занимает довольно значительную площадь на упаковке товара… Подробнее >>
10. Расчет контрольного разряда
Для расчета контрольного разряда в EAN-8, EAN-13, ITF-14, включая и американские коды UPC-12, используется один и тот же алгоритм вычислений… Подробнее >>
11. Какого цвета может быть штриховой код
При считывании штрихового кода сканер реагирует на чередование темных и светлых полей, поэтому контраст между штрихами и пробелами должен быть… Подробнее >>
12. Как заказать печать штрихового кода
Штриховой код для Вашего товара лучше всего напечатать в той же типографии, в которой Вы разместили заказ на печать этикеток или упаковок. Для этого… Подробнее >>
13. Вы можете сами напечатать штриховой код
Иногда изготовитель или поставщик сталкивается с ситуацией, когда на складе лежит готовая продукция в старой упаковке, а торговля не принимает её без… Подробнее >>
14. Где заказать фильм-мастер, купить оборудование и расходные материалы
Для того, чтобы заказать фильм-мастер, приобрести оборудование для штрихового кодирования и расходные материалы, следует обратиться к одной из… Подробнее >>
Штриховое кодирование (EAN/UPC)
Одной из самых распространенных технологий автоматизированного сбора данных (автоматической идентификации – АИ) на сегодняшний день является штриховое кодирование. Автоматическая идентификация осуществляет автоматическое распознавание, расшифровку, обработку, передачу и запись информации, большей частью, с помощью нанесения и считывания информации, закодированной в штрих-коде. Штрих-коды позволяют быстро, просто и самое главное точно считывать и передавать информацию о тех предметах, которые нуждаются в прослеживании и контроле. Этикетки со штрих-кодами очень легко приклеиваются, практически, к любой поверхности, а также могут быть нанесены непосредственно на тюбики, конверты, коробки, бутылки, упаковки, книги, мебель, карточки и еще на многие предметы, которые нуждаются в идентификации.
Штриховой код состоит из прямоугольных штрихов и пробелов переменной ширины. Кодирование в штриховых кодах происходит путем изменения ширины и местоположения штрихов и пробелов, представляющих числа и, в некоторых случаях, знаки. При перемещении светового источника через них, фиксируются изменения в количестве отраженного света, и полученное таким образом изображение преобразовывается в алфавитно-цифровые символы, которые, собственно, и закодированы в виде штрихового кода. Полученный код сравнивается в компьютере с уже имеющимися кодами в базе данных, чтобы определить, какой информации он соответствует. В универсамах, например, эта информация могла бы говорить о весе или цене на товар; при перевозках можно было бы закодировать отправителя и место назначения, информацию об изделии, как то: номер партии, срок годности и т.п.
Другими словами, штриховой код – символьный ключ к информации в базах данных. Единственная информация, которую он несет, просто ряд чисел и/или символов. Его назначение – уникальная связь с информацией, сохраненной внутри компьютерной системы, которая может быть автоматически быстро, легко и точно извлечена из базы данных.
Для формирования штрих-кода имеется ряд “языков”, называемых символиками, которые используют различные комбинации ширины штрихов и пробелов, чтобы кодировать символы данных. Преимущества одной символики над другой зависят от конкретного применения.
Естественно, мир не стоит на месте. Из-за необходимости кодировать все больший объем информации технология штрихового кодирования развилась до многомерных и матричных символик, которые могут кодировать большое количество данных на меньшей площади. Примерами таких символик могут служить PDF-417, MaxiCode, DataMatrix, GS1 DataBar, Composite и т.д.
Наибольшее распространение среди линейных (расположены в один ряд) кодов получили следующие символики:
Прежде всего, развеем несколько мифов, которые сложились вокруг штрих-кодов:
Преимущества штрих-кодов
Со времени появления штрих-кодов ввод информации стал более точным и быстрым, и соответственно все процессы, связанные с обработкой информации, стали более быстрыми и точными. Потребуется достаточно много времени для того, чтобы выяснить назначение или текущий статус той или иной работы, инструментов, материалов или любого перемещающегося предмета. Штрих-коды помогают отслеживать движения товаров и благодаря этому позволяют экономить время, оперативно отвечать на запросы и реагировать на любые изменения.
Система штрих-кодов открывает потрясающие преимущества для любого рода бизнеса. С помощьюштрих-кодов сбор и запись информации становятся более быстрыми и точными процессами, что и позволяет снижать цены, сводить к нулю вероятность ошибок, а также упрощать все процессы товарооборота.
Экономия времени
В зависимости от применения штрих-кодов, экономия времени может быть самой различной. В большинстве случаев на складах торговых предприятий самым драматичным моментом является проведение инвентаризаций. Одному торговцу понадобятся 25 работников, работающих круглые сутки для проведения инвентаризации за полгода. С помощью штрих-кодов Вам понадобятся всего 4 работника и 5 часов работы. Даже в рутинной каждодневной работе экономия времени от использования штрих-кодов увеличивает продуктивность. Представьте себе партию товара из 10 картонных коробок. Запись кодов и серийных номеров займет примерно 2 минуты по сравнению с 10-20 секундами, которые потребуются для сканирования штрих-кодов. С помощью штрих-кодов, расположенных на каждой единице товара, а также сканера, инвентаризация становится минутным делом. В режиме постоянной работы и занятости это может стать значительной экономией времени.
Штрих-коды позволяют проводить точную инвентаризацию в режиме реального времени. Это дает возможность компаниям отслеживать уровень запасов и тем самым сокращать ненужные затраты. Использование штрих-кодов также позволяет сокращать время, нужное для составления инвентаризационных годовых отчетов. В режиме реального времени можно проводить так называемые «скользящие инвентаризации». В течение часа, не прерывая работы магазина, проводится инвентаризация по выбранным позициям. Благодаря этому всегда известно, сколько того или иного товара на складе, сколько в зале, сколько продано. Проще планировать поступление товаров, а также статистически выявлять связь между активностью продажи того или иного товара и любыми факторами: погодой, временем суток, днем недели и т.д.
Уменьшение ошибок
Ошибки, возникающие при вводе информации вручную, могут стать значительной статьей затрат и связанных с этим проблем: слишком высокие цены, недовольные покупатели, а также время, потраченное на решение этих проблем. Подобного рода ошибки могут привести к потере значительной части прибыли или вообще лишить предприятие или компанию всей прибыли. Благодаря штрих-кодам приход товара ведется с помощью сканеров, поэтому само понятие «ввод данных» отсутствует.
В некоторых ситуациях ошибки ручного вода данных могут иметь и более драматичный исход: представьте себе важность точного вода данных в процессе работы банка данных крови. Типичным уровнем ошибок ручного ввода данных считается 1 ошибка на 300 ударов. Сканеры штрих-кодов в этом отношении более точные, уровень возможных ошибок при работе сканера сводится к одной ошибке на 36 триллионов, но это также зависит от типа сканера.
Точки продажи (Point-of-Sale)
Точки продаж (Point-of-Sale) являются самыми привычным и знакомым применением штрих-кодов, и вряд ли найдется человек, который ни разу не видел, как кассир считывает штрих-код с товара.
Преимущества применения штрих-кодов в торговле заключаются в следующем:
Появление систем автоматической идентификации значительно увеличило скорость, эффективность и точность обработки и сбора информации. Первые штрих-коды в точках розничной торговли, контроль за перемещением, проведение инвентаризаций, определили появление более широких отраслей применения, например, учет времени посещения, контроль за рабочим процессом, за качеством, сортировкой, перемещением документов, получением и перевозкой грузов, за доступом к секретным участкам, а также многие другие применения.
Штриховой код на единичной и групповой упаковках
Для считывания цены с упаковки товара на кассе упаковка должна иметь номер EAN-13, напечатанный в виде графического символа штрихового кода EAN-13. Ранее мы рассмотрели структуру и составные части номера EAN-13. При этом номер остается номером. По сути это не более, чем набор 13 цифр, которые можно изобразить в виде штрихового кода.
Существует множество символик – способов изображения товарного номера и другой информации в виде штрих кода. В качестве наиболее известных можно назвать EAN/UPC, Код 39, 2 из 5 чередующийся (Interleaved 2 of 5 – ITF), Кодабар, Код 128, Код 93, RSS, Composite, Код 49, PDF-417, QR-код, Микро-PDF и т.д. и т.п.
В соответствии с правилами GS1 на упаковку товара номер EAN/UCC-13 наносится в виде символа штрихового кода EAN/UPC. Эта символика (правила построения графического изображения) утверждена как международным стандартом ISO 15420, так и межгосударственным (СНГ) стандартом ГОСТ ИСО / МЭК 15420-2001 “Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Спецификация символики EAN/UPC (ЕАН/ЮПиСи)”.
Различаются единичная и групповая упаковки товара
Под единичной упаковкой понимают отдельную единицу товара (англ. Trade Item), которая проходит через кассу (например, пачка сигарет, жестяная банка напитка “Буратино”).
Под групповой упаковкой понимают объединение в единой таре группы единичных упаковок для продажи через кассу (например, блок сигарет, упаковка из 6 банок “Буратино”).
Единичная и групповая упаковки одноименного товара должны иметь различные номера EAN-13 (стоимость одной банки напитка и блока из 6 банок различная):
ЕДИНИЧНАЯ УПАКОВКА | ГРУППОВАЯ УПАКОВКА |
---|---|
“Буратино”, жестяная банка 0,33л 1 штука | “Буратино”, жестяная банка 0,33л 6 штук в пленке |
EAN-13 4607009520087 | EAN-13 4607009520094 |
Если на групповую упаковку нанесен штрихкод с номером EAN-13, то не должен быть виден штриховой код единичных упаковок.
Штриховой код на групповую упаковку может не наноситься, если в качестве групповой упаковки используется прозрачная пленка, через которую виден штрих код единичной упаковки. В этом случае кассир считывает штриховой код с одной из банок и вручную вводит в кассу их количество.
Месторасположение штрих кода на единичной и групповой упаковке должно быть удобным для считывания. В небольших магазинах используются дешевые контактные сканеры. Кассир держит считывающее устройство в руке и подносит его к каждому считываемому коду.
В современных супермаркетах используются более сложные стационарные сканеры штрихового кода, которые монтируются в стол кассира или устанавливаются сбоку от ленты транспортера или кассы. При этом время контроля товара минимально, так как для считывания достаточно провести упаковкой по столу.
В этой связи необходимо особенно подчеркнуть, что штрих код следует размещать на дне или боковых стенках групповых упаковок. При этом не следует наносить штриховой код на рифленые и сильно искривленные поверхности.
Штриховые коды GS1
Штриховые коды – это символы, которые на основе применения системы лазеров или камер, могут быть считаны автоматически.
Они используются для кодирования такой, например, информации как номер продукта, его серия и партия. Штриховые коды играют ключевую роль в цепочках поставок, предоставляя производителям, транспортным компаниям, ритейлерам и госпиталям возможность автоматической идентификации и отслеживания продуктов по всем уровням цепочки поставок.
GS1 управляет несколькими типами штриховых кодов, которые разработаны для широкого применения в различных секторах и сегментах экономики.
Штрих-код EAN/UPC
Легко узнаваемым штриховым кодом EAN/UPC маркируется практически каждый потребительский продукт в мире. Из всех штриховых кодов GS1 этот тип имеет наиболее продолжительную историю своего существования и является самым распространенным в мире.
Типы штриховых кодов EAN/UPC
EAN-13
EAN-8
UPC-A
UPC-E
Символика GS1 DataBar (прежде называемая Символы Сокращенного Размера или RSS) – набор штриховых кодов, которые могут идентифицировать товар маленьких размеров и содержать больше информации, чем текущие EAN/UPC штриховые коды. Коды GS1 DataBar позволяют идентифицировать с помощью номеров GTIN такие, трудные для маркировки, товары как свежие овощи и фрукты, ювелирные украшения, фармацевтические препараты и содержать GS1 Идентификаторы Применения такие как серийные номера, номера лотов и даты годности. Это создает возможность решения задач аутентификации продукта и отслеживания его движения по цепи поставки. Эти коды позволяют идентифицировать товары переменного размера.
Типы штриховых кодов DataBar
Символика GS1 DataBar содержит семь штриховых кодов из которых 4 — GS1 DataBar Omnidirectional (всенаправленный), GS1 DataBar Stacked Omnidirectional (составной всенаправленный), GS1 DataBar Expanded (расширенный) и GS1 DataBar Stacked Expanded (составной расширенный) — могут использоваться на POS- системе (пунктах розничной продажи) для чтения всенаправленными сканерами, а три — GS1 DataBar Truncated (усеченный), GS1 DataBar Limited (ограниченный) и GS1 DataBar Stacked (составной) для чтения ручными сканерами. Все коды могут отображать глобальный номер торговой единицы (GTIN), а «расширенные» коды могут содержать дополнительную информацию с помощью Идентификаторов Применения.
DataBar Всенаправленный |
Двумерные (2D) штриховые коды
Двумерные (2D) штриховые коды похожи на квадраты и прямоугольники, внутри которых расположено множество мелких индивидуальных точек.
Штрих-код 2D может содержать значительный объем информации и остается считываемым, даже если напечатан на небольшом размере бумаги или вытравлен на продукте. Штриховые коды 2D используются в различных отраслях промышленности – от производства продуктов и их складирования до логистики и здравоохранения.