Starred in android что это значит
8 приложений для Android, которые нужно удалить. Они опасны
Кто бы что ни говорил, но Google Play – это помойка. Не даром её признали самым популярным источником вредоносного софта для Android. Просто пользователи в большинстве своём доверяют официальном магазину приложений Google и скачивают оттуда любое ПО без разбору. А какой ещё у них есть выбор? Ведь их всегда учили, что скачивать APK из интернета куда опаснее. В общем, это действительно так. Но остерегаться опасных приложений в Google Play нужно всегда. По крайней мере, постфактум.
Есть как минимум 8 приложений, которые нужно удалить
Google добавила в Google Play функцию разгона загрузки приложений
Исследователи кибербезопасности из антивирусной компании McAfee обнаружили в Google Play 8 вредоносных приложений с многомиллионными загрузками. Попадая на устройства своих жертв, они скачивают получают доступ к сообщениям, а потом совершают от их имени покупки в интернете, подтверждая транзакции кодами верификации, которые приходят в виде SMS.
Вредоносные приложения для Android
Нашли вирус? Удалите его
В основном это приложения, которые потенциально высоко востребованы пользователями. Среди них есть скины для клавиатуры, фоторедакторы, приложения для создания рингтонов и др.:
Это названия пакетов приложений, то есть что-то вроде их идентификаторов. Поскольку всё это вредоносные приложения, их создатели знают, что их будут искать и бороться с ними. Поэтому они вполне могут быть готовы к тому, чтобы менять пользовательские названия приложений, которые видим мы с вами. Но это мы не можем этого отследить. Поэтому куда надёжнее с этой точки зрения отслеживать именно идентификаторы и удалять вредоносный софт по ним.
Как найти вирус на Android
Но ведь, скажете вы, на смартфоны софт устанавливается с пользовательскими названиями. Да, это так. Поэтому вам понадобится небольшая утилита, которая позволит вам эффективно выявить весь шлаковый софт, который вы себе установили, определив название их пакетов.
В красном квадрате приведен пример названия пакета
Package Name Viewer удобен тем, что позволяет не просто найти нужное приложение по названию его пакета, но и при необходимости перейти в настройки для его удаления. Для этого достаточно просто нажать на иконку приложения, как вы попадёте в соответствующий раздел системы, где сможете остановить, отключить, удалить накопленные данные, отозвать привилегии или просто стереть нежелательную программу.
Как отменить подписку на Андроиде
Лучше всего приложение именно удалить. Это наиболее действенный способ защитить себя от его активности. Однако не исключено, что оно могло подписать вас на платные абонементы, поэтому для начала проверьте свою карту на предмет неизвестных списаний, а потом просмотрите список действующих подписок в Google Play:
Если подписка оформлена через Google Play, отменить её ничего не стоит
В принципе, если подписка была оформлена через Google Play и оплата уже прошла, вы можете потребовать у Google вернуть уплаченные деньги. О том, как это делается, мы описывали в отдельной статье. Но поскольку разработчики таких приложений обычно тщательно продумывают способы воровства денег, как правило, они не используют встроенный в Google Play инструмент проведения платежей, чтобы их в случае чего не могли отозвать.
Хранение данных и файлов
В целом хранение файлов и данных можно условно разделить на две группы: во внутреннем или внешнем хранилище. Но разница между ними довольна тонка. В целом политика Гугла в отношение данных ужесточается с каждой версии системы.
Android поддерживает различные варианты хранения данных и файлов.
В зависимости от ваших потребностей, нужно выбрать нужный вариант хранения данных.
Следует быть осторожным при работе с внутренним и внешним хранилищем. Внутренне хранилище всегда есть в системе, но оно может быть не слишком большим по объёму. Вдобавок к внутреннему хранилищу, устройство может иметь внешнее хранилище. В старых моделях таким хранилищем выступала съёмная SD-карта. Сейчас чаще используют встроенную и недоступную для извлечения флеш-память. Если ваше приложение слишком большое, можно попросить систему устанавливать программу во внешнее хранилище, указав просьбу в манифесте.
В разных версиях Android требования к разрешению для работы с внешним хранилищем постоянно менялись. На данный момент (Android 10, API 29) требования выглядят следующим образом.
Приложение может иметь доступ к собственным файлам, которые находятся во внешнем хранилище. Также может получить доступ к определённым общим файлам на внешнем хранилище.
Доступ к общим файлам достигается через FileProvider API или контент-провайдеры.
Для просмотра файлов через студию используйте инструмент Device File Explorer.
Внешняя карта памяти
Попробуем немного разобраться с этим зоопарком. Но помните, что процесс путаницы продолжается.
При подготовке материала я опирался на письма некоторых читателей сайта, которые присылали свои мысли по этому поводу. Спасибо им за структуризацию материала.
Вот что я (кажется) понял, попытавшись загрузить картинку с внешней SD карточки.
External это не External
«EXTERNAL_STORAGE» называется так не потому, что это внешняя память по отношению к устройству, а потому что она выглядит как внешняя память для компьютера, если устройство подключить кабелем к компьютеру. Причём именно выглядит, потому что обмен идёт по протоколу MTP – устройство только показывает компьютеру список папок и файлов, а при необходимости открыть или скопировать файл он специально загружается на компьютер, в отличие от настоящей флешки, файлы которой становятся файлами в файловой системе самого компьютера. Обмен по MTP позволяет устройству продолжать работать, когда оно подключено к компьютеру.
Emulated это не Emulated
Сначала я пытался прочесть файл с карточки на эмуляторе (из этого так ничего и не вышло). Функция getExternalStorageDirectory() давала мне /storage/emulated/0, и я думал, что «emulated» – это потому что на эмуляторе. Но когда я подцепил реальный планшет, слово «emulated» никуда не исчезло. Я стал рыться в интернете и обнаружил, что «Emulated storage is provided by exposing a portion of internal storage through an emulation layer and has been available since Android 3.0.» – то есть это просто кусок внутренней памяти, которая путём какой-то эмуляции делается доступной для пользователя, в отличие от собственно внутренней памяти.
При этом с точки зрения системы доступная для пользователя папка называется /storage/emulated/0, а при подключении к компьютеру по USB это просто одна из двух главных папок устройства – у меня в Windows Explorer она называется Tablet. Вторая папка у меня называется Card, и это и есть настоящая внешняя карточка.
Оказалось, что несистемным приложениям в принципе запрещено напрямую обращаться к съёмной карточке! Похоже, что это было так всегда, но вот начиная с версии Android 6 Marshmallow написано: внешняя карточка может быть определена как Portable либо Adoptable. Adoptable – это как бы «усыновляемая» память которая может быть «adopted», то есть взята в систему (примерно как кот с улицы в дом – это тоже называется to adopt) и использована как внутренняя. Для этого ее надо особым образом отформатировать и не вынимать, иначе не факт, что система продолжит нормально работать.
Portable – это нормальная съёмная карточка, но несистемным приложениям запрещено обращаться из программ к файлам на ней! Вот что написано в https://source.android.com/devices/storage/traditional.html:
Android 6.0 supports portable storage devices which are only connected to the device for a short period of time, like USB flash drives. When a user inserts a new portable device, the platform shows a notification to let them copy or manage the contents of that device. In Android 6.0, any device that is not adopted is considered portable. Because portable storage is connected for only a short time, the platform avoids heavy operations such as media scanning. Third-party apps must go through the Storage Access Framework to interact with files on portable storage; direct access is explicitly blocked for privacy and security reasons.
Если я правильно понял, этот самый Storage Access Framework позволяет работать с документом на карточке через диалог (открыть файл/сохранить файл), а вот прочитать или записать файл на карточке непосредственно из программы невозможно.
Общий вывод – реально из программы можно работать только с файлами на предоставляемой пользователю части встроенной памяти устройства, а на съёмной карточке – нет.
Состояние на текущий момент
Гугл утверждает, что с версии Android 10 Q стандартный доступ к файлам будет прекращён. Ещё в Android 4.4 появился Storage Access Framework, который и должен стать заменой для работы с файлами.
Методы Environment.getExternalStorageDirectory() и Environment.getExternalStoragePublicDirectory() признаны устаревшими и будут недоступны. Даже если они будут возвращать корректные значения, ими вы не сможете воспользоваться.
В Android 7.0 добавили исключение FileUriExposedException, чтобы разработчики перестали использовать схему file://Uri.
Можно создавать файлы в корневой папке карточки при помощи Environment.getExternalStorageDirectory(), а также папки с вложенными файлами. Если папка уже существует, то у вас не будет доступа на запись (если это не ваша папка).
Если вы что-то записали, то сможете и прочитать. Чужое читать нельзя.
Кстати, разрешения на чтение и запись файлов не требуются, а READ_EXTERNAL_STORAGE и WRITE_EXTERNAL_STORAGE объявлены устаревшими.
Другие приложения не могут получить доступ к файлам вашего приложения. Файлы, которые вы создали через getExternalFilesDir(), доступны через Storage Access Framework, кроме файлов, созданных в корне карточки (что-то я совсем запутался). Ещё можно дать доступ через FileProvider.
При подключении USB-кабеля через getExternalFilesDir(), вы можете увидеть свои файлы и папки, а также файлы и папки пользователя. При этом файлы и папки пользователя на корневой папке вы не увидите. Вам не поможет даже adb или Device File Explorer студии.
Что делать?
Пользуйтесь методами класса Context, типа getExternalFilesDir(), getExternalCacheDir(), getExternalMediaDirs(), getObbDir() и им подобными, чтобы найти место для записи.
Используйте Storage Access Framework.
Используйте MediaStore для мультимедийных файлов.
Используйте FileProvider, чтобы файлы были видимы другим приложениям через ACTION_VIEW/ACTION_SEND.
Android 10: Появился новый флаг android:allowExternalStorageSandbox=»false» и метод Environment.isExternalStorageSandboxed() для работы с песочницей. Флаг android:requestLegacyExternalStorage=»true» для приложений, которые ещё используют старую модель доступа к файлам.
Как временное решение можно добавить в блок манифеста application атрибут android:requestLegacyExternalStorage=»true», чтобы доступ к файлам был как раньше в Android 4.4-9.0.
Android 11
Если вы создаёте файловый менеджер, то ему нужны возможности для просмотра файлов. Для этого следует установить разрешение MANAGE_EXTERNAL_STORAGE или использовать атрибут android:requestLegacyExternalStorage=»true» (см. выше).
starred in android перевод
Facebook и другие социальные сети
Социальная сеть Facebook является сегодня самой популярной в мире, поэтому неудивительно, что соответствующее мобильное приложение установлено у огромного количества пользователей. Мобильный клиент позволяет вам получать уведомления о новых лайках, постить фотки своей еды и всегда оставаться на связи с друзьями. Однако взамен это приложение потребляет огромное количество системных ресурсов и значительно уменьшает срок работы мобильного гаджета от батареи. Согласно ежегодному отчёту App Report 2015 AVG Android App Report, именно мобильный клиент Facebook занимает верхние строчки в хит-параде самых прожорливых программ на платформе Android.
Альтернатива. Используйте мобильную версию Facebook в любом современном браузере. Функциональность отличается ненамного, зато отсутствуют раздражающие уведомления и стремительно тающая батарея.
The Weather Channel и другие погодные приложения
The Weather Channel — отличный пример того, как на самой простой функции — отображении прогноза погоды — разработчики умудряются выстроить целый мегакомбайн. Здесь вы увидите и анимированные обои, и метеорологические карты, и букет интерактивных виджетов, и бог знает что ещё. Всё это хозяйство сидит в оперативной памяти устройства, каждые пять минут стучится в интернет и, разумеется, самым бессовестным образом съедает заряд вашей батареи.
Альтернатива. Выгляните в окошко — вы получите гораздо более надёжную информацию, чем то, что показывает виджет рабочего стола. Если необходим прогноз, то Google предоставит вам самое надёжное предсказание на неделю вперёд.
AntiVirus FREE и другие антивирусные программы
Дискуссия о том, нужны ли антивирусные программы на устройствах под управлением Android, иногда бывает довольно горячей. Я придерживаюсь мнения, что если вы не получаете root-права на устройстве и не устанавливаете взломанные программы из сторонних сомнительных источников, то антивирус вам не нужен. Компания Google бдительно следит за содержимым своего магазина и моментально удаляет из него все потенциально опасные элементы, поэтому всегда активный мониторинг антивируса будет только зря тормозить ваш смартфон или планшет.
Альтернатива. Если возникли всё-таки сомнения в здоровье гаджета, то установите антивирус, просканируйте, а затем удалите его.
Clean Master и другие оптимизаторы системы
Вера в чудеса является самой главной движущей силой для распространения разных «очистителей» и «оптимизаторов». Мол, сотни лучших программистов Google не смогли довести свою систему до ума, а вот этот изобретатель-одиночка взял и сделал! Спешим вас расстроить: большинство подобных приложений либо вообще ничего не делают, либо наносят только вред. Очистить кэш, удалить остатки старых программ можно и встроенными системными инструментами. Очистка же памяти на самом деле только замедляет запуск программ и работу Android вместо обещанного создателями утилит ускорения системы.
Альтернатива. Используйте имеющиеся в Android инструменты для очистки кэша приложений. Забудьте об оптимизации памяти.
Дефолтный браузер
Некоторые производители и разработчики сторонних прошивок снабжают свои творения специальными версиями браузера. Как правило, в них намертво вшиты ссылки на сайты рекламодателей и другой ненужный вам контент. Кроме этого, никто не может поручиться, что такой браузер не сливает вашу информацию налево. Лучше никогда не использовать подобную программу и вообще, если это возможно, удалить её из системы.
Альтернатива. Для Android существуют десятки хороших браузеров, но самым надёжным и быстрым является, несомненно, Google Chrome. Он функционален, обладает поддержкой самых современных веб-технологий, умеет экономить мобильный трафик и обладает простым и понятным интерфейсом.
А какие приложения вы считаете самыми вредными на платформе Android?
Starred in android что это
Автор КПБ задал вопрос в разделе Интернет
Назначение группы «Starred in Android» в Google-контактах. Для чего она нужна? и получил лучший ответ
Ответ от Михаил[гуру]Избранное
А еще есть тот же функционал, но у YandexTranslate.
Плюсы Яндекса в том, что можно менять положение всплывающей иконки, а так же из опыта скажу, что в переводе на русский, лучше адаптирован нежели гугл.
1Эдуард Обыденник3 года назад Оператор линии поверхностного монтажа изделий на печатных платах
Есть. Устанавливаешь Google Переводчик и все). Затем, когда ты будешь читать текст, выдели нужный участок для перевода и скопируй в буфер. В правом верхнем углу появится значок, тапнув на который, ты увидишь перевод. В настройка Google Переводчика включи функцию «Быстрый перевод»). Профит).
Browse by Tag Используемые источники:
Переводы пользователей
Добавлены профессиональными переводчиками и компаниями и на основе веб-страниц и открытых баз переводов.
Английский
Русский
Информация
Английский
starred in android
Русский
Последнее обновление: 2020-02-04
Частота использования: 1
Качество:
Источник: Анонимно
Английский
how to do it in android?
Русский
Последнее обновление: 2018-02-21
Частота использования: 1
Качество:
Источник: Анонимно
Английский
obama has starred in commercials
Русский
Обама снялся в рекламе
Последнее обновление: 2018-02-21
Частота использования: 1
Качество:
Источник: Анонимно
Английский
one of the best launcher in android
Русский
В один момент пол превратится в лаву
Последнее обновление: 2018-02-21
Частота использования: 1
Качество:
Источник: Анонимно
Английский
tubemate uses web browser in android.
Русский
tubemate использует веб-браузер в android.
Последнее обновление: 2018-02-21
Частота использования: 1
Качество:
Источник: Анонимно
Английский
Русский
Последнее обновление: 2018-02-21
Частота использования: 1
Качество:
Источник: Анонимно
Английский
he starred in his first film in 1991.
Русский
Товстоногова и снимается в кино.
Последнее обновление: 2016-03-03
Частота использования: 1
Качество:
Источник: Анонимно
Английский
she starred in various music videos.
Русский
Снялась в различных музыкальных видеоклипах.
Последнее обновление: 2018-02-21
Частота использования: 1
Качество:
Источник: Анонимно
Английский
since 2004 he starred in the movie.
Русский
С 2004 г снимается в кино.
Последнее обновление: 2018-02-21
Частота использования: 1
Качество:
Источник: Анонимно
Английский
from 1968, he starred in several movies.
Русский
Начиная с 1968 года снимался в кино.
Последнее обновление: 2016-03-03
Частота использования: 1
Качество:
Источник: Анонимно
Английский
how to set a color in android tek eye.
Русский
Последнее обновление: 2018-02-21
Частота использования: 1
Качество:
Источник: Анонимно
Английский
starred in advertising products cosmetic companies.
Русский
Снималась в рекламе продукции косметических фирм.
Последнее обновление: 2018-02-21
Частота использования: 1
Качество:
Источник: Анонимно
Английский
unprofessional deaf actors starred in the movie.
Русский
В фильме сыграли непрофессиональные глухонемые актеры.
Последнее обновление: 2018-02-21
Частота использования: 1
Качество:
Источник: Анонимно
Английский
she starred in the canadian miniseries «guns».
Русский
Также она снялась в канадском мини-сериале «guns».
Последнее обновление: 2016-03-03
Частота использования: 1
Качество:
Источник: Анонимно
Предупреждение: Содержит скрытое HTML-форматирование
Английский
in 2011, starred in the film «soul surfer.»
Русский
В 2011 году снялась в фильме «Душа серфера».
Последнее обновление: 2018-02-21
Частота использования: 1
Качество:
Источник: Анонимно
Предупреждение: Содержит скрытое HTML-форматирование
Английский
starred in various commercials and music videos.
Русский
Снималась в различных рекламных роликах и музыкальных клипах.
Последнее обновление: 2018-02-21
Частота использования: 1
Качество:
Источник: Анонимно
Английский
the following year he starred in the film lionheart.
Русский
Однако фильм едва окупился в прокате.
Последнее обновление: 2016-03-03
Частота использования: 1
Качество:
Источник: Анонимно
Английский
she starred in 18 movies, the last one in 1922.
Русский
Всего она сыграла в 18 фильмах, последняя её роль была в 1922 году.
Последнее обновление: 2016-03-03
Частота использования: 1
Качество:
Источник: Анонимно
Английский
many films i starred in were immoral and violent
Русский
Последнее обновление: 2020-11-06
Частота использования: 1
Качество:
Источник: Анонимно
Английский
‘in 2003, he co-starred in the d.a.
Русский
Пикетт начинал свою музыкальную карьеру в 1950-е гг.
Последнее обновление: 2016-03-03
Частота использования: 1
Качество:
Источник: Анонимно
Получите качественный перевод благодаря усилиям
4,401,923,520 пользователей
Сейчас пользователи ищут:
MyMemory — крупнейшая в мире память переводов. Она была создана на основе систем памяти переводов Европейского Союза, Организации Объединенных Наций и ведущих специализированных многоязычных сайтов из разных отраслей.
Мы относимся к Translated, так что, если вам нужны услуги профессионального перевода, посетите наш основной сайт.
Как работает Android, часть 4
Всем привет! Мы нашли время продолжить серию статей про внутреннее устройство Android. В этой статье я расскажу о процессе загрузки Android, о содержимом файловой системы, о том, как хранятся данные пользователя и приложений, о root-доступе, о переносимости сборок Android и о проблеме фрагментации.
Пакеты
Как я уже говорил раньше, архитектура Android построена вокруг приложений. Именно приложения играют ключевую роль в устройстве многих частей системы, именно для гармоничного взаимодействия приложений выстроена модель activity и intent’ов, именно на изоляции приложений основана модель безопасности Android. И если оркестрированием взаимодействия компонентов приложений занимается activity manager, то за установку, обновление и управление правами приложений отвечает package manager (пакетный менеджер — в shell его можно вызвать командой pm ).
Каждый APK при сборке должен быть подписан разработчиком с использованием цифровой подписи. Android проверяет наличие этой подписи при установке приложения, а при обновлении уже установленного приложения дополнительно сравнивает публичные ключи, которыми подписаны старая и новая версия; они должны совпадать, что гарантирует, что новая версия была создана тем же разработчиком, что и старая. (Если бы этой проверки не было, злоумышленник мог бы создать пакет с таким же именем, как и у существующего приложения, убедить пользователя установить его, «обновляя» приложение, и получить доступ к данным этого приложения.)
Само обновление пакета представляет собой установку его новой версии вместо старой с сохранением данных и полученных от пользователя разрешений. Можно и «откатывать» (downgrade) приложения до более старых версий, но при этом по умолчанию Android стирает сохранённые новой версией данные, поскольку старая версия может быть не способна работать с форматами данных, которые использует новая версия.
Как я уже говорил, обычно код каждого приложения выполняется под собственным Unix-пользователем (UID), что и обеспечивает их взаимную изоляцию. Несколько приложений могут явно попросить Android использовать для них общий UID, что позволит им получать прямой доступ к файлам друг друга и даже, при желании, запускаться в одном процессе.
Хотя обычно одному пакету соответствует один файл APK, Android поддерживает пакеты, состоящие из нескольких APK (это называется раздельными APK, или split APK). Это лежит в основе таких «магических» возможностей Android, как динамическая загрузка дополнительных модулей приложения (dynamic feature modules) и Instant Run в Android Studio (автоматическое обновление кода запущенного приложения без его полной переустановки и, во многих случаях, даже без перезапуска).
Файловая система
Устройство файловой системы — один из самых важных и интересных вопросов в архитектуре операционной системы, и устройство файловой системы в Android — не исключение.
Интерес представляет, во-первых, то, какие файловые системы используются, то есть в каком именно формате содержимое файлов сохраняется на условный диск (в случае Android это обычно flash-память и SD-карты) и как обеспечивается поддержка этого формата со стороны ядра системы. Ядро Linux, используемое в Android, в той или иной степени поддерживает большое количество самых разных файловых систем — от используемых в Windows FAT и NTFS и используемых в Darwin печально известной HFS+ и современной APFS — до сетевой 9pfs из Plan 9. Есть и много «родных» для Linux файловых систем — например, Btrfs и семейство ext.
Стандартом де-факто для Linux уже долгое время является ext4, используемая по умолчанию большинством популярных дистрибутивов Linux. Поэтому нет ничего неожиданного в том, что именно она и используется в Android. В некоторых сборках (и некоторыми энтузиастами) также используется F2FS (Flash-Friendly File System), оптимизированная специально для flash-памяти (впрочем, с её преимуществами всё не так однозначно).
Во-вторых, интерес представляет так называемый filesystem layout — расположение системных и пользовательских папок и файлов в файловой системе. Filesystem layout в «обычном Linux» заслуживает более подробного описания (которое можно найти, например, по этой ссылке); я упомяну здесь только несколько наиболее важных директорий:
Android использует похожий, но заметно отличающийся filesystem layout. Вот несколько самых важных из его частей:
Суффикс в названии папок приложений — 16 случайных байт, закодированных в Base64. Использование такого суффикса не позволяет другим приложениям «угадать» путь к приложению, о существовании которого им знать не следует. В принципе, список установленных на устройстве приложений и путей к ним не является секретом — его можно получить через стандартные API — но в некоторых случаях (а именно, для Instant apps) на доступ к этим данным накладываются ограничения.
Для хранения изменяемых данных каждому приложению выделяется папка в /data/data (например, /data/data/com.google.android.youtube для YouTube). Доступ к этой папке есть только у самого приложения — то есть только у UID, под которым запускается это приложение (если приложение использует несколько UID, или несколько приложений используют общий UID, всё может быть сложнее). В этой папке приложения сохраняют настройки, кэш (в подпапках shared_prefs и cache соответственно) и любые другие нужные им данные:
Система знает о существовании папки cache и может очищать её самостоятельно при нехватке места. При удалении приложения вся папка этого приложения полностью удаляется, и приложение не оставляет за собой следов. Альтернативно, и то, и другое пользователь может явно сделать в настройках:
Это выделяемое каждому приложению хранилище данных называется внутренним хранилищем (internal storage).
Кроме того, в Android есть и другой тип хранилища — так называемое внешнее хранилище (external storage — это название отражает изначальную задумку о том, что внешнее хранилище должно было располагаться на вставляемой в телефон внешней SD-карте). По сути, внешнее хранилище играет роль домашней папки пользователя — именно там располагаются такие папки, как Documents, Download, Music и Pictures, именно внешнее хранилище открывают файловые менеджеры в качестве папки по умолчанию, именно к содержимому внешнего хранилища Android позволяет получить доступ компьютеру при подключении по кабелю.
Как я упомянул выше, исходно предполагалось, что внешнее хранилище действительно будет располагаться на внешней SD-карте, поскольку в то время объём SD-карт значительно превышал объём встраиваемой в телефоны памяти (в том же самом HTC Dream её было лишь 256 мегабайта, из которых на раздел data выделялось порядка 90 мегабайт). С тех пор многие условия изменились; в современных телефонах часто нет слота для SD-карты, зато устанавливается огромное по мобильным меркам количество встроенной памяти (например, в Samsung Galaxy Note 9 её может быть до 512 гигабайт).
С другой стороны, у многих устройств всё-таки есть слот для SD-карты. Вставленную в Android-устройство SD-карту можно использовать как обычный внешний диск (не превращая её во внутреннее или внешнее хранилище системы) — сохранять на неё файлы, открывать хранящиеся на ней файлы, использовать её для перенесения файлов на другие устройства и т.п. Кроме того, Android позволяет «заимствовать» SD-карту и разместить внутреннее и внешнее хранилище на ней (это называется заимствованным хранилищем — adopted storage). При этом система переформатирует SD-карту и шифрует её содержимое — хранящиеся на ней данные невозможно прочесть, подключив её к другому устройству.
Подробнее почитать про всё это можно, например, вот в этом посте и в официальной документации для разработчиков приложений и для создателей сборок Android.
Загрузка
Традиционный подход к безопасности компьютерных систем ограничивается тем, чтобы защищать систему от программных атак. Считается, что если у злоумышленника есть физический доступ к компьютеру, игра уже проиграна: он может получить полный доступ к любым хранящимся на нём данным. Для этого ему достаточно, например, запустить на этом компьютере произвольную контролируемую им операционную систему, позволяющую ему обойти любые накладываемые «основной» системой ограничения прав, или напрямую подключить диск с данными к другому устройству. При желании, злоумышленник может оставить компьютер в работоспособном состоянии, но пропатчить установленную на нём систему, установить произвольные бэкдоры, кейлоггеры и т.п.
Именно на защиту от программных атак ориентирована модель ограничения прав пользователей в Unix (и основанная на ней технология app sandbox в Android); само по себе ограничение прав в Unix никак не защищает систему от пользователя, пробравшегося в серверную и получившего физический доступ к компьютеру. И если серьёзные многопользовательские сервера можно и нужно охранять от неавторизованного физического доступа, к персональным компьютерам — а тем более мобильным устройствам — такой подход просто неприменим.
Пытаться улучшать ситуацию с защитой от злоумышленника, получившего физический доступ к устройству, можно по двум направлениям:
Именно с этими двумя направлениями защиты связана модель безопасной загрузки в Android.
Verified Boot
Процесс загрузки Android построен так, что он, с одной стороны, не позволяет злоумышленникам загружать на устройстве произвольную ОС, с другой стороны, может позволять пользователям устанавливать кастомизированные сборки Android (и другие системы).
Прежде всего, Android-устройства, в отличие от «десктопных» компьютеров, обычно не позволяют пользователю (или злоумышленнику) произвести загрузку со внешнего носителя; вместо этого сразу запускается установленный на устройстве bootloader (загрузчик). Bootloader — это относительно простая программа, в задачи которой (при загрузке в обыкновенном режиме) входят:
Flashing, unlocking, fastboot и recovery
Кроме того, bootloader поддерживает дополнительную функциональность для обновления и переустановки системы.
Во-первых, это возможность загрузить вместо основной системы (Android) специальную минимальную систему, называемую recovery. Версия recovery, устанавливаемая на большинство Android-устройств по умолчанию, очень минималистична и поддерживает только установку обновлений системы в автоматическом режиме, но многие энтузиасты Android устанавливают кастомную recovery.
Это делается путём использования второй «фичи» bootloader’а, направленной на обновление и переустановку системы — поддержки перезаписи (flashing) содержимого и структуры разделов по командам с подсоединённого по кабелю компьютера. Для этого bootloader способен загружаться в ещё один специальный режим, который называют fastboot mode (или иногда просто bootloader mode), поскольку обычно для общения между компьютером и bootloader’ом в этом режиме используется протокол fastboot (и соответствующий ему инструмент fastboot из Android SDK со стороны компьютера).
Некоторые реализации bootloader’а используют другие протоколы. В основном это касается устройств, выпускаемых компанией Samsung, где специальная реализация bootloader’a (Loke) общается с компьютером по собственному проприетарному протоколу (Odin). Для работы с Odin со стороны компьютера можно использовать либо реализацию от самих Samsung (которая тоже называется Odin), либо свободную реализацию под названием Heimdall.
Конкретные детали зависят от реализации bootloader’а (то есть различаются в зависимости от производителя устройства), но во многих случаях установка recovery и сборок Android, подписанных ключом производителя устройства, просто работает без дополнительных сложностей:
Таким образом можно вручную обновлять систему; а вот установить более старую версию не получится: функция, известная как защита от отката, не позволит bootloader’у загрузить более старую версию Android, чем была загружена в прошлый раз, даже если она подписана ключом производителя, поскольку загрузка старых версий открывает дорогу к использованию опубликованных уязвимостей, которые исправлены в более новых версиях.
Кроме того, многие устройства поддерживают разблокировку bootloader’а (unlocking the bootloader, также известную как OEM unlock) — отключение проверки bootloader’ом подписи системы и recovery, что позволяет устанавливать произвольные сборки того и другого (у части производителей это аннулирует гарантию). Именно так обычно устанавливаются такие популярные дистрибутивы Android, как LineageOS (бывший CyanogenMod), Paranoid Android, AOKP, OmniROM и другие.
Поскольку разблокировка bootloader’а всё-таки позволяет загрузить на устройстве собственную версию системы, в целях безопасности при разблокировке все пользовательские данные (с раздела data) принудительно удаляются. Если систему переустанавливает сам пользователь, а не злоумышленник, после переустановки он может восстановить свои данные из бэкапа (например, из облачного бэкапа на серверах Google или из бэкапа на внешнем носителе), если злоумышленник — он получит работающую систему, но не сможет украсть данные владельца устройства.
После установки предпочитаемых сборок recovery и системы bootloader стоит заблокировать обратно, чтобы снова защитить свои данные в случае попадания устройства в руки злоумышленников.
Для разблокировки bootloader’а может также потребоваться дополнительно разрешить её из настроек системы:
Популярная сторонняя recovery, которую устанавливают большинство «флешаголиков» (flashaholics) — TWRP (Team Win Recovery Project). Она содержит тач-интерфейс и множество продвинутых «фич», в том числе возможность устанавливать части системы из сборок в виде zip-архивов, встроенную поддержку бэкапов и даже полноценный эмулятор терминала с виртуальной клавиатурой:
Шифрование диска
Современные версии Android используют пофайловое шифрование данных (file-based encryption). Этот механизм основан на встроенной в ext4 поддержке шифрования, реализованной в ядре Linux (fscrypt), и позволяет системе зашифровывать различные части файловой системы различными ключами.
По умолчанию система шифрует большинство данных пользователя, расположенных на разделе data, с помощью ключа, который создаётся на основе пароля пользователя и не сохраняется на диск (credential encrypted storage). Это означает, что при загрузке система должна попросить пользователя ввести свой пароль, чтобы вычислить с его помощью ключ для расшифровки данных. Именно поэтому первый раз после включения устройства пользователя встречает требование ввести полный пароль или графический ключ, а не просто пройти аутентификацию, приложив палец к сканеру отпечатков.
В дополнение к credential encrypted storage в Android также используется device encrypted storage — шифрование ключом на основе данных, которые хранятся на устройстве (в том числе в Trusted Execution Environment). Файлы, зашифрованные таким образом, система может расшифровать до того, как пользователь введёт пароль. Это лежит в основе функции, известной как Direct Boot: система способна загружаться в некоторое работоспособное состояние и без ввода пароля; при этом приложения могут явно попросить систему сохранить (наименее приватную) часть своих данных в device encrypted storage, что позволяет им начинать выполнять свои базовые функции, не дожидаясь полной разблокировки устройства. Например, Direct Boot позволяет будильнику срабатывать и до первого ввода пароля, что особенно полезно, если устройство непредвиденно перезагружается ночью из-за временного отключения питания или сбоя системы.
Так называемый root-доступ — это возможность выполнять код от имени «пользователя root» (UID 0, также известного как суперпользователь). Напомню, что root — это специально выделенный Unix-пользователь, которому — за несколькими интересными исключениями — разрешён полный доступ ко всему в системе, и на которого не распространяются никакие ограничения прав.
Как и большинство других современных операционных систем, Android спроектирован с расчётом на то, что обыкновенному пользователю ни для чего не требуется использовать root-доступ. В отличие от более закрытых операционных систем, пользователи которых называют разрушение наложенных на них ограничений буквально «побегом из тюрьмы», в Android прямо «из коробки», без необходимости получать root-доступ и устанавливать специальные сторонние «твики», есть возможность:
Тем не менее, бывает, что root доступен пользователю:
Зачем это может быть нужно? Конечно, root-доступ полезен для отладки и исследования работы системы. Кроме того, обладая root-доступом, можно неограниченно настраивать систему, изменяя её темы, поведение и многие другие аспекты. Можно принудительно подменять код и ресурсы приложений — например, можно удалить из приложения рекламу или разблокировать его платную или скрытую функциональность. Можно устанавливать, изменять и удалять произвольные файлы, в том числе в разделе system (хотя это почти наверняка плохая идея).
С более философской точки зрения, root-доступ позволяет пользователю полностью контролировать своё устройство и свою систему — вместо того, чтобы устройство и разработчики ПО контролировали пользователя.
Проблемы root-доступа
With great power comes great responsibility.
С большими возможностями приходит и большая ответственность, и совсем не всегда эту ответственность можно доверить пользователю и приложениям. Другими словами, с root-доступом связано большое количество проблем в области безопасности и стабильности системы.
Напомню, что пользователь почти всегда взаимодействует с устройством не напрямую, а через приложения. А это значит, что и root-доступ он будет использовать в основном через приложения, которые, можно надеяться, будут добросовестно пользоваться root-доступом для хороших целей. Но если на устройстве доступен root, это, в принципе, означает, что приложения могут воспользоваться им и для нехороших целей — навредить системе, украсть ценные данные, заразить систему вирусом, установить кейлоггер и т.п.
Как я уже говорил во второй статье серии, в отличие от традиционной модели доверия программам в классическом Unix, Android рассчитан на то, что пользователь не может доверять сторонним приложениям — поэтому их и помещают в песочницу. Тем более нельзя доверять приложениям root-доступ, надеясь, что они будут использовать его только во благо. Фактически, root-доступ разрушает аккуратно выстроенную модель безопасности Android, снимая с приложений все ограничения и открывая им права на доступ ко всему в системе.
С другой стороны, и приложения не могут доверять устройству, на котором подключен root-доступ, поскольку на таком устройстве в его работу имеют возможность непредусмотренными способами вмешиваться пользователь и остальные приложения. Например, разработчики приложения, содержащего платную функциональность, естественно, не захотят, чтобы проверку совершения покупки можно было отключить. Многие приложения, работающие с особенно ценными данными — например, Google Pay (бывший Android Pay) — явно отказываются работать на устройствах с root-доступом, считая их недостаточно безопасными.
Аналогично, онлайн-игры вроде популярной Pokémon GO тоже отказываются работать на root-ованных устройствах, опасаясь, что игрок сможет с лёгкостью нарушить правила игры.
Google Play и root-доступ
Google разрешает производителям предустанавливать Google Play Store и Google Play Services только на устройства, где root-доступ отключён, тем самым делая Android более привлекательной платформой для разработчиков, которые, естественно, предпочитают вкладывать ресурсы в разработку под платформы, не позволяющие пользователям с лёгкостью вмешиваться в работу их приложений. А поскольку Play Store — наиболее известный и популярный (как среди разработчиков приложений, так и среди пользователей) магазин приложений для Android, большинство производителей предпочитают предустанавливать его на свои устройства. (Есть и исключения — например, Amazon использует собственный дистрибутив Android под названием Fire OS для своих устройств — Echo, Fire TV, Fire Phone, Kindle Fire Tablet — и не предустанавливает никаких приложений от Google). Именно поэтому root-доступ по умолчанию отключён на большинстве популярных Android-устройств.
Несмотря на ограничение для производителей, Google разрешает пользователям сборок, в которых разрешён root-доступ, самостоятельно устанавливать Google Play (обычно это делается путём установки готовых пакетов от проекта Open GApps); при этом Google требует, чтобы после установки пользователь вручную зарегистрировал устройство на специально предназначенной для этого странице регистрации.
Device manufacturers work with Google to certify that Android devices with Google apps installed are secure and will run apps correctly. To be certified, a device must pass Android compatibility tests. If you are unable to add a Google Account on your Android device, your Android device software might not have passed Android compatibility tests, or the device manufacturer has not submitted the results to Google to seek approval. As a result, your device is uncertified. This means that your device might not be secure.
If you are a User wanting to use custom ROMs on your device, please register your device by submitting your Google Services Framework Android ID below.
Ограничение доступа к root
В «обычном» Linux, как и в других Unix-системах, для получения root-доступа (с помощью команд sudo и su ) пользователю требуется ввести пароль (или свой, или пароль Unix-пользователя root, в зависимости от настройки системы и конкретной команды) или авторизоваться другим способом (например, с помощью отпечатка пальца). В дополнение к собственно авторизации это служит подтверждением того, что пользователь доверяет этой программе и согласен предоставить ей возможность воспользоваться root-доступом.
Стандартная версия команды su из Android Open Source Project не запрашивает подтверждения пользователя явно, но она доступна только Unix-пользователю shell (и самому root), что полностью отрезает приложениям возможность получать root-права. Многие сторонние реализации su позволяют любому приложению получать права суперпользователя, что, как я объяснил выше, очень плохо в плане безопасности.
Magisk
Хотя это действительно невероятно круто, нужно осознавать, что возможность использовать приложения вроде Google Pay на root-ованных устройствах несмотря на встроенные в них проверки — это не решение связанных с root-доступом проблем с безопасностью. Приложения, которым пользователь доверил root-доступ, по-прежнему могут решить вмешаться в работу системы и украсть деньги пользователя через Google Pay. Проблемы с безопасностью остаются, нам лишь удаётся закрыть на них глаза.
Magisk поддерживает systemless-ную установку готовых системных «твиков» в виде Magisk Modules, специальных пакетов для установки с использованием Magisk. В таком виде доступны, например, известный root-фреймворк Xposed и ViPER, набор продвинутых драйверов и настроек для воспроизведения звука.
SoC, драйвера и фрагментация
Системы на кристалле
Аппаратное обеспечение традиционных настольных и серверных компьютеров построено вокруг материнской платы, на которую устанавливаются такие важнейшие компоненты «харда», как центральный процессор и оперативная память, и к которой затем подключаются дополнительные платы — например, графическая и сетевая — содержащие остальные компоненты (соответственно, графический процессор и Wi-Fi адаптер).
В отличие от такой схемы, в большинстве Android-устройств используются так называемые системы на кристалле (system on a chip, SoC). Система на кристалле представляет собой набор компонентов компьютера — центральный процессор, блок оперативной памяти, порты ввода-вывода, графический процессор, LTE-, Bluetooth- и Wi-Fi-модемы и т.п. — полностью реализованных и интегрированных в рамках одного микрочипа. Такой подход позволяет не только уменьшить физический размер устройства, чтобы оно поместилось в кармане, и повысить его производительность за счёт большей локальности и лучшей интеграции между компонентами, но и значительно снизить его энергопотребление и тепловыделение, что особенно актуально для мобильных устройств, питающихся от встроенной батарейки и не имеющих систем активного охлаждения.
Но, конечно, системы на кристалле имеют и свои недостатки. Наиболее очевидный недостаток состоит в том, что такую систему нельзя «проапгрейдить», докупив, например, дополнительной оперативной памяти, как нельзя и заменить плохо работающий компонент. Это, в принципе, выгодно компаниям-производителям, поскольку побуждает людей покупать новые устройства, когда существующие морально устаревают или выходят из строя, вместо того, чтобы их точечно обновлять или ремонтировать.
О драйверах
Другой — гораздо более важный именно в контексте Android — недостаток SoC заключается в связанных с ними сложностях с драйверами. Как и в традиционных системах, основанных на отдельных платах, каждый компонент системы на кристалле — от камеры до LTE-модема — требует для работы использования специальных драйверов. Но в отличие от традиционных систем, эти драйвера обычно разрабатываются производителями систем на кристалле и специфичны для их конкретных моделей; кроме того, исходные коды таких драйверов обычно не раскрываются, да и бинарные сборки в свободный доступ производителями выкладываются совсем не всегда.
Вместо этого производитель SoC (например, Qualcomm) отдаёт готовую сборку драйверов производителям Android-устройств (например, Sony или LG), которые включают её в свою сборку Android, основанную на коде из Android Open Source Project. Так и получается, что сборка Android, предустановленная на устройстве производителем, содержит все нужные для этого устройства драйвера, а напрямую использовать сборку для одного устройства на другом невозможно.
В результате авторам сборок Android приходится прилагать отдельные усилия для поддержки каждого семейства моделей Android-устройств. Сами производители устройств совсем не всегда заинтересованы в том, чтобы выделять ресурсы на портирование своих сборок на новые версии Android. В то же время разработчикам сторонних дистрибутивов Android приходится извлекать драйвера из сборок, предустанавливаемых производителями, что связано с дополнительными сложностями и не всегда приводит к хорошему результату. У многих сторонних дистрибутивов хватает ресурсов только для поддержки наиболее популярных моделей устройств.
Фрагментация
Это приводит к проблеме, известной как фрагментация: экосистема Android состоит из большого количества различных сборок — как официальных сборок от производителей устройств, так и версий сторонних дистрибутивов. Многие из них к тому же основаны на старых версиях Android, поскольку для многих устройств обновления сборок от производителя выходят медленно или не выходят совсем.
Конечно, медленное обновление экосистемы означает, что не все пользователи получают небольшие обновления интерфейса и другие видимые пользователю улучшения, которые приносят новые версии Android. Но оно приносит и две гораздо более серьёзные проблемы.
Во-первых, страдает безопасность. Хотя современные системы используют продвинутые механизмы защиты, в них постоянно обнаруживаются новые уязвимости. Обычно эти уязвимости оперативно исправляются разработчиками, но это не помогает пользователям, если обновления системы, содержащие исправления, до них никогда не доходят.
Во-вторых, фрагментация отрицательно сказывается на разработчиках приложений под Android — страдает так называемый developer experience (DX, по аналогии с user experience/UX). В теории, несмотря на внутренние различия в драйверах и пользовательском интерфейсе разных версий и сборок Android, используемые разработчиками приложений API — Android Framework, OpenGL/Vulkan и другие — должны быть переносимы и работать одинаково. На практике это, конечно, не всегда так, и разработчикам приходится тестировать и обеспечивать работу своих приложений на множестве версий и сборок Android — на разных устройствах, разных версиях системы, сторонних дистрибутивах и так далее.
Don’t Stop Thinking About Tomorrow
Далеко не все производители Android-устройств не считают важным своевременно выпускать обновления для своих устройств. Например, Google выпускают обновления для своих линеек Nexus и Pixel одновременно с тем, как выходит новая версия Android. У многих других производителей портирование сборок Android на его новую версию занимает месяцы, но они, тем не менее, стараются выпускать ежемесячные обновления безопасности.
Кроме того, совсем не все устройства, где используется Android, построены на основе SoC. Android вполне можно установить и на обычный «десктопный» компьютер (подойдут, например, сборки от проектов Android-x86 и RemixOS). Специальная сборка Android встроена в ChromeOS, что позволяет Chromebook’ам запускать Android-приложения наряду с Linux-приложениями и веб-приложениями. Аналогичного подхода — запуска специальной сборки Android в контейнере — придерживается проект Anbox, позволяющий использовать Android-приложения на «обыкновенных» Linux-системах. (Напомню, что Android-приложения так легко переносятся на x86-архитектуры, не требуя перекомпиляции, благодаря использованию виртуальной машины Java, о чём я рассказывал во второй статье серии.)
И тем не менее, плохая переносимость сборок Android между разными устройствами и связанная с ней фрагментация экосистемы — это серьёзная проблема, затрудняющая развитие и продвижение Android как платформы.
Наиболее прямой способ бороться с фрагментацией — это всячески убеждать производителей устройств не забрасывать поддержку своих сборок Android. Как показывает практика, это работает, но работает недостаточно хорошо. Было бы гораздо лучше, если можно было бы разработать техническое решение, повышающее переносимость сборок Android и тем самым серьёзно облегчающее задачу авторов сборок и сторонних дистрибутивов.
И такое решение уже существует. В 2017 году Google анонсировали Project Treble — новую, ещё более модульную (по сравнению с уже существующим HAL, hardware abstraction layer) архитектуру взаимодействия драйверов (и остального софта, специфичного для конкретного устройства) с остальными частями системы. Treble позволяет устанавливать основную систему и драйвера, специфичные для устройства, на разные разделы файловой системы, и обновлять — или как угодно изменять — систему отдельно от установленных драйверов.
Treble в корне меняет ситуацию с медленным выпуском обновлений и плохой переносимостью сборок. Благодаря Treble устройства от семи разных компаний (Sony, Nokia, OnePlus, Oppo, Xiaomi, Essential и Vivo — а не только от самих Google) смогли участвовать в бета-программе Android Pie. Treble позволил Essential выпустить обновление до Android Pie для своего Essential Phone прямо в день выхода Android Pie. Одну и ту же сборку Android — один и тот же бинарный файл без перекомпиляции или каких-либо изменений — теперь можно запускать на любом устройстве, поддерживающем Treble, несмотря на то, что они могут быть основаны на совершенно разных SoC.
Влияние Treble действительно сложно переоценить. Java принесла возможность «write once, run everywhere» для высокоуровневого кода — в том числе и возможность запускать Android-приложения на компьютерах с практически любой архитектурой процессора. Treble — аналогичный прорыв, позволяющий использовать однажды написанную и скомпилированную сборку Android на устройствах с совершенно разными SoC. Теперь дело за производителями, которым нужно конвертировать свои драйвера в формат, совместимый с Treble. Можно надеяться, что через несколько лет проблемы с обновлениями Android-устройств исчезнут окончательно.
В следующей статье я планирую рассказать о низкоуровневом userspace Android: о процессе init, о Zygote, Binder, сервисах и props.