статистика использования qr кодов в россии
Введение QR-кодов в регионах России вызвало массу вопросов
Чем могут обернуться местные локдауны по коронавирусу
Регионы России друг за другом вводят QR-коды, устанавливающие социальную и гражданскую сегрегацию не привитых от привитых. Ограничения, которые Москва попробовала этим летом и от которых спустя две недели отказалась, ныне спокойно дублируются в регионах.
Накануне состоялся прямой эфир с главврачом Вологодской городской больницы №2 Алексеем Плотниковым, в котором специалист попытался ответить на вопросы вологжан, исчисляющиеся сотнями.
Белгородская, Вологодская, Калининградская, Курганская, Нижегородская, Пензенская, Псковская, Ростовская, Свердловская, Самарская, Челябинская, Ульяновские области, а также Башкирия, Удмуртия и Чувашия… Все это регионы-первопроходцы, первыми объявившие о требовании предъявлять QR-коды (сертификаты о вакцинации от коронавируса или сертификаты о перенесённом в последние шесть месяцев COVID-19) при посещении кафе и ресторанов, музеев, театров и других общественных мест. Причём многие территории дотационные, то есть деньги на всеобщую и стремительную цифровизацию им взять, кроме как из госбюджета, неоткуда, это же не просто выдать бланк с красивой печатью. При этом все понимают, что пока это только начало. Тенденция такова, что, вероятнее всего, список регионов, принявших такое решение, вскоре пополнится. Что закроют дальше? Магазины? Аптеки? Выход из дома?
В Москве летом было жарко, и большинство людей без QR-кодов просто тусовались на верандах, что было не запрещено. Сейчас осень. Дальше зима. На улице никто ужинать и обедать не станет. Следовательно, в ближайшие дни будут закрываться кафе и рестораны… Персонал массово окажется на улице. И не только общепита, но и фитнеса, кинотеатров, музеев…
В QR-коды прописаны все персональные данные граждан, которые по УК защищены законодательством. Не станут ли доступны все личные сведения о человеке, от рядового охранника в ТЦ до официанта в ресторане, которым покажут этот документ?
Будет ли это способствовать повышению доверия к действиям властей у населения, особенно если суды, которые, несомненно, будут завалены исками уволенных и не допущенных, станут принимать заведомо противоправные решения, что все в порядке и не стоит беспокоиться?
Если же власти считают, что все настолько плохо, то тогда президент должен подписать указ о введении на территории всей страны чрезвычайного положения, при котором граждане имеют не только обязанность прививаться, а в противном случае сидеть по домам, но и права и помощь от государства, в том числе и финансовую.
Пока в масштабах РФ этого нет, никакие местные распоряжения, хоть губернатора, хоть санитарного врача, не могут считаться законными.
Кстати, если смотреть на опыт ЕС, то там QR-коды действуют параллельно с ПЦР и антиген-тестами, которые можно сдать бесплатно или за небольшие деньги для того, чтобы ходить, куда хочешь. Но, как я ни изучала Постановление Правительства Вологодской области, в нем о возможности сдать и предъявить ПЦР-тест, не говорится ничего.
ЦБ зафиксировал трехкратный рост числа покупок с помощью QR-кода
Банк России в октябре зафиксировал резкий рост числа операций по оплате товаров и услуг с помощью Системы быстрых платежей. Показатель вырос на 214% по сравнению с сентябрем, следует из статистики, которую предоставил ЦБ в ответ на запрос РБК.
Оплата товаров и услуг через Систему быстрых платежей была запущена Банком России во второй половине 2019 года. Для оплаты необходимо отсканировать QR-код с помощью приложения одного из банков, который поддерживает технологию. Сейчас к сервису подключены 22 банка и более 44,5 тыс. торговых компаний. Для банков установлена фиксированная комиссия, которую они могут брать с магазинов за расчеты через СБП: на уровне 0–0,7%. Это ниже, чем комиссия за прием карт, которая в среднем составляет 1,5%.
В октябре россияне оплатили покупки с помощью QR-кодов 213 тыс. раз на более чем 765 млн руб. Всего с момента запуска сервиса было проведено почти 390 тыс. c2b-переводов (от физического лица на счет компании) на общую сумму более 1,67 млрд руб., то есть на октябрь пришлось 54% от общего числа платежей и 45,8% от общей суммы операций.
Популярность QR-кодов как способа оплаты росла и раньше, но не такими высокими темпами, следует из данных ЦБ: в сентябре по сравнению с августом число таких операций в СБП выросло на 61% (хотя объем увеличился на 105%), в августе по сравнению с июлем — на 62 и 69% соответственно, в июле к июню — на 57 и 42%, в июне к маю — на 21 и 37%.
Цифры, хотя и выглядят впечатляюще, пока представляют собой лишь небольшую часть всего рынка, отмечает руководитель группы по оказанию консультационных услуг компаниям финансового сектора КПМГ в России и СНГ Наталия Ракова. Они дают позитивный сигнал о том, что СБП хорошо работает, но говорить о серьезной конкуренции с картами пока рано.
Почему растет популярность QR-кодов
ЦБ к причинам резкого роста активности в СБП относит высокий интерес со стороны граждан, которые могут быстро и удобно совершать переводы по минимальной стоимости независимо от того, в каких банках они имеют счета, рассказал представитель регулятора. Заинтересованность к СБП проявляют торговые компании, для которых издержки по операциям в системе в 2,5–3 раза ниже, чем при приеме оплаты по картам, добавили в ЦБ.
При оплате не требуется вводить данные банковской карты, отмечает финансовый директор интернет-ретейлера Wildberries Владимир Бакин. Тинькофф Банк, который подключил к СБП больше всего компаний (67,4% из всех подключенных), зафиксировал всплеск интереса к системе после того, как в августе упростил эту процедуру для клиентов-юрлиц, рассказал его представитель. По словам представителя Промсвязьбанка, на динамику в октябре повлияло подключение ряда крупных торговых сетей и брокеров с высоким средним чеком. Так, например, осенью к СБП подключился «Детский мир», рассказал РБК представитель компании.
Осенью начались интеграции оплаты по СБП с программами лояльности у крупного бизнеса, который начал предоставлять за нее скидки и бонусы, что также подтолкнуло спрос, добавляет руководитель направления по развитию электронной коммерции Райффайзенбанка Георгий Коннов. Тенденцию подтверждает представитель ВТБ. Например, дополнительные скидки при оплате через СБП покупателям предоставляет Wildberries, рассказал Бакин. «Как только ретейлеры или другие компании запускают специальное предложение для покупателей: скидку или повышенное начисление баллов по программе лояльности — очень быстро количество оплат по QR-коду через СБП начинает расти», — объяснила Емельянова.
Другая причина — отмена Банком России с 1 октября льготных комиссий за прием карт для интернет-торговцев (он вводил эту меру для поддержки компаний в пандемию коронавируса) — это стимулировало большинство ретейлеров, которые откладывали подключение СБП, оперативно завершить его, рассказала директор департамента эквайринга банка «Русский стандарт» Инна Емельянова. Эту же причину называет директор по развитию Делобанка (входит в группу СКБ-банка) Ирина Кузьмина.
Другого мнения придерживаются в ВТБ. «На наш взгляд, возврат комиссий эквайринга для части сегментов интернет-торговли к исходным значениям не может оказывать концентрированное влияние на рост оборотов СБП. Решающими являются другие факторы: рост проникновения СБП в базу клиентов — физических лиц (клиенты в приложении своего мобильного банка дают согласие на использование СБП), а также подключение к системе новых клиентов — юридических лиц со значительной аудиторией», — говорит представитель банка.
По словам Емельяновой, быстрый рост происходит и в тех направлениях, где СБП является более выгодной альтернативой карточным платежам, например при пополнении брокерских счетов, потому что операции дешевле и проходят в онлайн-режиме. В октябре на счет «БКС Мир инвестиции» с помощью СБП было переведено 127 млн рублей — это 15% от общего объема средств, переведенных россиянами на счета компаний через СБП в этом месяце, сообщил РБК руководитель департамента развития и автоматизации ключевых процессов «БКС Мир инвестиций» Алексей Чумаков.
Рост в октябре вызван общей тенденцией постепенного перехода все большего числа пользователей на бесконтактные методы оплаты, увеличением количества подключенных торговых компаний, а также активным продвижением СБП и ее возможностей, считает представитель банка «Открытие».
Как рост QR-платежей через СБП видят банки и компании
Тинькофф Банк в октябре отмечает по отношению к сентябрю трехкратный рост числа QR-платежей и почти двукратный рост их объема. Он провел 104 тыс. c2b-переводов на общую сумму 438,7 млн руб.
У банка «Русский стандарт» количество покупок, оплаченных по QR-коду через СБП, за месяц выросло на рекордные 530%, а сумма трат пользователей — на 288%. В тройку самых популярных категорий оплаты с помощью QR-кода у клиентов «Русского стандарта» вошли магазины одежды, пополнение брокерских счетов и фастфуд.
Промсвязьбанк в октябре зафиксировал рост числа QR-платежей по сравнению с сентябрем более чем в четыре раза, объема — более чем в три раза. «Это рекордные показатели, ранее максимальный прирост был зафиксирован в сентябре, когда по сравнению с августом количество переводов выросло почти в два раза, объем — более чем в 2,2 раза», — рассказал представитель банка.
СКБ-банк фиксирует ежемесячный рост объема операций на 30%, у Райффайзенбанка число транзакций каждый месяц увеличивается на 50–100%. У интернет-ретейлера Wildberries сумма платежей с помощью СБП в октябре по сравнению с сентябрем выросла на 741%. В «Открытии» по сравнению с сентябрем количество платежей по QR-кодам через СБП выросло почти втрое, а объем — почти в два.
Это хуже, чем преступление. Население опять кошмарят QR-кодами
Татарстан вводит тотальные ограничения нормальной жизни и QR-коды для привитых, одновременно изолируя непривитых стариков. Пора бы уже в Государственной Думе VIII созыва кому-то процитировать знаменитое: «Это хуже, чем преступление. Это ошибка».
Опять началось. От испуга перед «четвёртой волной» коронавируса руководители российских регионов принялись загонять экономику подведомственных территорий в «локдаун». Проще говоря, принялись блокировать возможности нормальной жизни.
Логика решений такая: во-первых, все потери можно попросить (а вообще-то потребовать) компенсировать из федерального бюджета. Почему можно? Да потому, что, во-вторых, всё делается не столько из-за желания снизить количество потерь от эпидемии, сколько из желания получить высокую оценку своих усилий в Москве. Раз так, Москва и заплатить должна.
Свежий пример: власти Татарстана приняли решение ввести обязательные QR-коды для посещения привитыми гражданами всякого рода общественных мест и, одновременно, обязательную (само)изоляцию для непривитых граждан старше 65 лет. Почему они так решили? Ну, очевидно, под впечатлением от роста числа заражений и смертей. Цифры, увы, действительно не радуют: по России в целом зафиксировано 7 октября 27 500 новых случаев заражения, за сутки умерло 924 человека (данные с портала «стопкоронавирус.РФ»). Татарстан, кажется, оказался в первых рядах роста заболеваемости.
Проблема в том, что эффективность мер по остановке нормальной жизни и принуждению к самоизоляции, мягко говоря, остаётся гадательной. По очень простой причине: везде, где эти меры вводились раньше, они вводились на пике роста заболеваемости, а отменялись – при спаде. В какой мере они способствовали спаду – предмет спекуляции. При желании в действенность мер можно поверить. При желании – наоборот.
А вот вред, который наносят эти меры, виден невооружённым глазом. Даже если не принимать в расчёт очередное разорение малого и среднего бизнеса, который враз лишается клиентов. Даже если не спрашивать, как соотносятся пресловутые QR-коды со словами президента о том, что вакцинация в России может быть только добровольной, что людей можно только убеждать, а не заставлять (а сегрегация, которая вводится «вакцинными паспортами», как их ни называй, – это именно и есть мера принуждения к вакцинации).
Так вот, даже если на всё это не обращать внимания, остаётся простой вопрос: насколько реже изолированные непривитые старики пойдут в поликлиники? Насколько сложнее им будет получить необходимую им – не по поводу ковида, но по поводу хронических заболеваний – медицинскую помощь? Насколько больше будет осложнений у них в связи с неизбежными стрессами и невозможностью видеться с детьми и внуками? И совсем уж прямым текстом: сколько из них, изолированных от разрекламированной заразы, пополнит статистику «избыточной смертности», которая с 2020 года в России зашкаливает и в которой «ковидные» смерти составляют не больше трети?
Очень бы хотелось спросить готовящихся рапортовать о решительных мерах региональных чиновников: вы за это готовы отвечать? Ах, не подумали? А почему?
Эпидемию коронавируса во всём мире часто сравнивают с Первой мировой войной. И недаром: потери стран Запада, в частности США, с той великой войной уже вполне сопоставимы, даже превышают уже. Так вот, во время Первой мировой был в России такой депутат Государственной Думы Павел Милюков. 1 ноября 1916 года он произнёс самую знаменитую свою речь с критикой правительства, в которой задавал страшный вопрос:
Господа любители изоляции, как бы вам не услышать в скором будущем эти слова в свой уже адрес.
Россияне полюбили платить за покупки через QR-коды
В октябре 2020 года россияне полюбили платить за покупки в магазинах через QR-коды, выяснил Центробанк. Статистические данные регулятора приводит РБК.
По сведениям ЦБ, в октябре количество транзакций по оплате покупок через QR-коды в рамках системы быстрых платежей (СБП) выросло на 214 процентов по сравнению с сентябрем.
В абсолютном выражении в октябре было совершено 213 тысяч платежей общим объемом 765 миллионов рублей. За время работы сервиса количество операций достигло 390 тысяч, объем — 1,67 миллиарда рублей.
Материалы по теме
На базаре
За бугром
В предыдущие три месяца рост числа транзакций составлял 61, 62 и 57 процентов, объема совершенных покупок — 105,69 и 42 процента.
При этом опрошенные изданием эксперты отмечают, что по QR-кодам в рамках СБП пока оплачивается малая доля всех покупок в российских магазинах. Доминирующее положение среди способов оплаты по-прежнему занимают банковские карты.
СБП была разработана Центробанком в 2018 году. Годом позже в ней появилась возможность оплаты по QR-коду. В настоящий момент ее поддерживают 22 банка, разработавших специальное приложение, и 44,5 тысячи торговых точек. Банки вправе взимать с магазинов комиссию за прием оплаты через QR-код. Ее предельный размер устанавливается ЦБ и в настоящий момент равняется 0,7 процента от суммы покупки.
QR-код
Содержание
QR-код является распространенным способом передачи информации. Эта разновидность привычного штрихкода позволяет владельцу смартфона получать дополнительные сведения о продукте или музейном экспонате, мгновенно заносить контактную информацию в адресную книгу или открывать web-сайт. Последний способ небезопасен, поскольку в коде могут содержаться ссылки на вредоносные страницы.
QR-код в России
В ночные бары и клубы Москвы будут пускать по SMS и QR-коду
15 октября 2020 года мэр Москвы Сергей Собянин сообщил что в ночные бары и клубы столицы будут пускать по SMS или QR-коду. За нарушение этих требований заведения будут штрафовать на сумму до 500 тыс. рублей.
В случае если в дальнейшем выяснится, что у кого-то из присутствовавших выявили коронавирус, тех, кто был в клубе в этот день, оповестят и направят их на тестирование на COVID-19. Сергей Собянин отметил, что такая мера позволит выявлять и прерывать новые цепочки распространения инфекции.
Первый замруководителя аппарата мэра Москвы Алексей Немерюк допустил появление системы идентификации посетителей ночных развлекательных заведений по QR-кодам в госучреждениях Москвы.
По его словам, посетителей ночных клубов и дискотек не будут штрафовать за отказ сделать check in, введенный мэрией в порядке эксперимента для борьбы с коронавирусом COVID-19.
Он добавил, что московские заведения общественного питания (столовые, рестораны и т.п.) не будут включены в систему идентификации посетителей по SMS или QR-кодами. [1]
10 августа 2020 года стало известно о новом виде мошенничества с банковскими картами в России. Речь идёт о схеме с использованием QR-кодов. О ней было рассказано в сюжете «Первого канала». Подробнее здесь.
В Москве запланирован эксперимент по замене паспортов QR-кодами
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ предложило провести эксперимент по замене бумажных паспортов мобильным приложением «Мобильный идентификатор». Согласно проекту постановления, опубликованному на портале нормативных правовых актов, эксперимент должен проводиться в Москве с 1 июля 2020-го по 31 декабря 2021 года. Об этом стало известно 26 мая 2020 года. Приложение «Мобильный идентификатор» будет содержать QR-код, который граждане смогут предъявлять в качестве удостоверения личности. Подробнее здесь.
Россияне считают QR-коды удобными, но сомневаются в их безопасности
Большинство пользователей интернета в России знают, как использовать QR-коды, и хотя бы однажды делали это в повседневной жизни. 22 января 2020 года компания «Анкетолог» опубликовала результаты опроса, в ходе которого выяснила, насколько удобной россияне считают эту технологию и в каких случаях используют ее чаще всего.
По информации компании, большинство опрошенных (60%) знают о QR-кодах и о том, как их использовать, 26% что-то слышали о них, но не совсем понимают, зачем они нужны. Еще 11% знают о QR-кодах очень мало, а 3% ответили, что вообще никогда не слышали о такой системе кодирования.
Наиболее высока доля тех, кто хорошо знает о QR-кодах, ожидаемо среди молодых пользователей интернета в возрасте до 30 лет: 70% против 46% старше 55 лет. Также определили, что доля знающих о QR-кодах тем выше, чем больше размер населенного пункта, в котором живут респонденты. Этот показатель так же линейно увеличивается с ростом дохода опрошенных.
В повседневной жизни подобные коды замечали 97% опрошенных пользователей интернета, причем 78% точно в этом уверены. Чаще всего QR-коды попадались им на магазинных чеках (87%) и на платежных квитанциях (85%). Реже — на билетах (62%), в магазинах (57%), на наружной рекламе, например, рекламных щитах (33%), в музеях или на выставках (30%), в общественном транспорте (27%), на фасадах зданий города (20%), а также на визитках (18%).
Большинство респондентов (62%), хотя бы что-то знающих о QR-кодах, сказали, что пользовались ими. Как правило, они делали это для оплаты платежных квитанций (70%) и для считывания информации на чеке (63%). Кроме того, 49% сканировали их для перехода на информационные ресурсы, 48% — для перехода на сайты и профили различных компаний, 43% — для предъявления билета (в кино, на концерт), 24% — для считывания контактных данных, например, с визитки, а 2% — для внесения пожертвований.
В целом удобство QR-кодов в повседневной жизни пользовавшиеся ими респонденты оценили на 8,4 балла по 10-балльной шкале. Однако 56% опасаются, что он может оказаться небезопасным — содержать ссылку на вредоносный сайт или реквизиты мошенников. Абсолютно исключают такое развитие событий всего 4% опрошенных. [2]
Назван срок запуска оплаты по QR-коду по всей стране
Как стало известно 7 ноября 2019 года, оплату покупок по QR-коду через СБП планируется запустить по всей России в 2020 г. Об этом сообщила глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина в Госдуме.
По словам Набиуллиной, по состоянию на ноябрь система оплаты по QR-кодам тестируется в нескольких торговых сетях, а со следующего года будет запущена по всей стране, и можно будет с ее помощью расплачиваться за товары, услуги, в том числе в магазинах. В частности, в тестировании технологии с торговыми сетями участвуют Банк Русский Стандарт, ВТБ, Росбанк, АК Барс Банк.
Летом первый зампред Банка России Ольга Скоробогатова заявляла о планах запустить сервис платежей по QR-коду в СБП для широкого круга пользователей в сентябре 2019 года. [3]
В российских школах расписание уроков начали заменять QR-кодами
В конце октября 2019 года стало известно о начале использования в российских школах QR-кодов вместо традиционного стенда с расписанием уроков. Нововведение появилось в школе №1861 «Загорье» в Южной административном округе Москвы. Подробнее здесь.
Названа дата старта тестирования оплаты покупок по QR-коду
8 мая 2019 года стало известно, что тестирование оплаты покупок по QR-коду в магазинах в рамках Системы быстрых платежей стартует 30 августа 2019 г.
Длительность тестирования пока не определена, она будет зависеть от результатов пилотного запуска.
Переводы в адрес юридических лиц будут осуществляться с применением двух видов QR-кодов — статических и динамических.
Это, в частности, подтвердили заместитель директора департамента розничных продуктов и маркетинга Росбанка Лидия Каширина, зампред правления Совкомбанка Алексей Панферов и руководитель департамента онлайн-продаж Альфа-Банка Александр Солонин.
Статический QR-код будет содержать данные о счете продавца. Чтобы оплатить покупку с его помощью, покупателю надо будет отсканировать QR-код в мобильном приложении банка, указать на телефоне сумму и оплатить покупку. Динамический QR-код будет включать информацию как о счете магазина, так и сумме покупки, поэтому для оплаты покупатель ограничится сканированием кода.
В пресс-службе ЦБ сообщили, что на 8 мая 2019 года совместно с банками ведется разработка стандарта формирования как статических, так и динамических QR-кодов, которые будут применяться в т. ч. в Системе быстрых платежей.
2017: Российские торпеды пометят QR-кодами
На боеприпасы, используемые ВМФ России, QR-коды будут наноситься с методом лазерной гравировки. Разработчики полагают, что такой метод позволит избежать подделки или изменения кодов, поскольку в первом случае гравировка не будет соответствовать стандарту, а во втором — будет заметно вмешательство.
Работы над созданием QR-меток велись с 2014 года. Помимо самих меток разработчики создали и специальное портативное оборудование, которое позволяет быстро считывать коды в любых условиях — на складе, в поле или на корабле. Что именно представляет из себя это оборудование не уточняется; считывать незашифрованные QR-коды сегодня могут любые смартфоны с камерой.
По мнению военных и разработчиков, использование QR-кодов позволит решить одновременно несколько проблем. В частности, они существенно упростят хранение боеприпасов и контроль за их расходованием. Кроме того, QR-коды станут своего рода защитой от подделок и незаконного оборота боеприпасов.
Вероятно в будущем QR-коды на боеприпасах позволят использовать и системы автоматического выбора и подачи боеприпасов на флоте. Такая возможность уже реализована в перспективных основных боевых танках Т-14 на базе платформы «Армата» и самоходных гаубицах «Коалиция-СВ». В них автомат заряжания будет считывать коды с боеприпасов и на и основе выбирать запрошенный оператором-стрелком.
В код, нанесенный на выстрелы для танков и самоходных гаубицах, будет занесено множество важной информации, включая сроки хранения и баллистические характеристики. Последние во время заряжания будут считываться и передаваться системе управления огнем танка, которая уже с учетом этих данных будет вести прицельный огонь.
В 2014 году мобильные платежные технологии в России получили «второе дыхание» за счет очень большого распространения смартфонов. Проникновение мобильных телефонов в России составляет 156%, из них более 60% – смартфоны уже сегодня, а в 2015 году эта доля достигнет уже 80%. Происходит естественное замещение, так как даже телефон за 1 000 руб в салонах связи уже является смартфоном на Android. При этом более 98% всех реализованных смартфонов приходится всего лишь на три платформы – iOS, Android и Windows. Телефон есть в кармане у каждого, поэтому перспективы отменные, а релиз осенью 2014 года Apple Pay еще больше привлек внимание аналитиков к мобильному финтеху.
Компания J’son & Partners Consulting представила летом 2012 года результаты исследования рынка QR-кодов в России и в мире, которое было подготовлено совместно с компаниями Smartest и WapStart. По оценке экспертов, российский рынок QR-кодов будет развиваться с отставанием от рынка США и Западной Европы на 2-3 года. К концу 2014 года количество пользователей QR-кодов в России составит около 15% от числа владельцев смартфонов.
Как отмечается в исследовании J’son & Partners Consulting, одним из самых существенных драйверов распространения QR-технологии в мире в потребительском сегменте является рост числа владельцев смартфонов и планшетных ПК, поскольку с их помощью QR-коды становятся доступны конечным пользователям. После сканирования кода пользователь чаще всего автоматически перенаправляется на соответствующий веб-сайт, где получает более подробную информацию о товаре или услуге. Существенным фактором роста проникновения QR является и информирование населения об этой технологии.
Опрос владельцев мобильных телефонов в российских городах-миллионниках, проведенный J’son & Partners Consulting совместно с компаниями Smartest и WapStart в июле 2012 года, показал, что треть респондентов (33%) информированы о QR-кодах, то есть они знают и понимают как можно использовать эту технологию. Однако при этом 59% не знают о QR-кодах, а 8% из числа опрошенных неправильно информированы (ошибаются в знании технологии).
Почти четверть опрошенных пользователей (23%) уже сканировали своим телефоном QR-коды. Причем почти половина из них (48%) делают это постоянно или проводили такие манипуляции много раз.
Отметим также, что в рамках опроса 8% респондентов отметили, что физически не могут использовать QR-технологию, так как их телефоны не оснащены камерой. Примечательно, что доля тех пользователей мобильных телефонов, которые имеют камеру в телефоне, но еще не сканировали коды, составляет 69%.
В качестве основных причин, которые мешают респондентам использовать QR-коды, в большинстве случаев было указано «нет специальной программы в телефоне» (44%) и «не знаю как это сделать» ( 44%). 25% отметили что у них отсутствует необходимость использовать QR-коды.
На практике, в России QR-коды успешно используются в торговле, в рекламе и маркетинге, а также в таких отраслях как логистика, банковский сектор и транспорт.
Так, по данным J’son & Partners Consulting, QR-коды в том или ином виде используются в 6 из 20 исследованных розничных сетей, расположенных на территории России. QR-коды используются транспортными компаниями, в частности авиакомпаниями, которые предлагают пассажирам оформить посадочный талон с помощью этой технологии. В наружной рекламе и в печатных СМИ QR-коды используются для продвижения самых различных видов товаров – от бытовой и электронной техники до продажи автомобилей.
По оценке J’son & Partners Consulting, российский рынок QR-кодов будет развиваться с отставанием от рынка США и Западной Европы на 2-3 года. При этом основным драйвером будет рост проникновения современных смартфонов со встроенными камерами и стремление бизнеса повысить свою эффективность, в том числе за счет инновационной рекламы с использованием QR-кодов.
По оценке J’son & Partners, в 2011 году количество пользователей смартфонов в России составляло 16 млн, а количество пользователей QR-кодов в нашей стране составляло 1,1 млн. Эксперты прогнозируют, что к концу 2012 года количество пользователей смартфонов в России составит 27,2 млн, а количество пользователей QR-кодов при этом увеличится до 2,4 млн. К концу 2013 года прогнозируемое число пользователей смартфонов составит 44 млн, количество пользователей QR-кодов увеличится до 5,3 млн. К концу 2014 года количество пользователей QR-кодов в России составит около 9 млн пользователей, или около 15% от числа владельцев смартфонов (60,4 млн).
Относительно ситуации на рынке QR-кодов в мире, в рамках исследования приводятся следующие данные: наибольшее распространение в мире QR-коды получили в розничном секторе (на упаковках продуктов), в рекламе и в купонных сервисах. Пользователи чаще всего хотят при помощи этой технологии получать купоны и скидки, дополнительную информацию о продуктах, а также проходить процедуру регистрации.
Наиболее популярны QR-коды в Японии (их используют более 50% пользователей мобильной связи), в США (14 млн пользователей) и в Великобритании (4 млн пользователей). По количеству отсканированных QR-кодов лидируют США, Канада, Великобритания и Япония (здесь учитывались данные по сканированию при помощи одного из наиболее популярных приложений – YouScan).
Со ссылкой на данные QRStaff.com, в исследовании приводится информация, согласно которой среди операционных систем на смартфонах, которые были использованы для сканирования QR-кодов, наибольшую популярность итогам 2011 года показали iOS (53,7%) и Android (34%), которые с большим отрывом опережают RIM (BlackBerry) с 7,4%, Windows (2,4%) и Symbian (Nokia) с 1,1%.
QR-код в мире
2020: Бразилия ввела национальный стандарт для QR-кодов
В середине марта 2020 года центральный банк Бразилии представил свой стандарт для QR-кодов, который призван обеспечить универсальную систему мгновенных безналичных расчетов в стране. Новый стандарт станет обязательным в сентябре 2020 года.
Согласно официальным заявлениям, цель введения стандарта, получившего название «Код BR», состоит в том, чтобы обеспечить стандартизацию платежей, аналогичную по уровню системе на платежных терминалах, которая теперь принимает несколько форматов платежей на одном и том же оборудовании, включая карты, метки и устройства.
В феврале 2020 года бразильский центральный банк запустил платформу мгновенных платежей в рамках более широкой инновационной программы, направленной на пересмотр финансовой системы в стране. Новый платежный инструмент, получивший название PIX, сможет осуществлять транзакции несколькими способами, на основе QR-кодов или личной информации, в том числе по номеру социального страхования, регистрационным номерам компаний, по электронной почте или по номеру мобильного телефона. PIX также будет доступен в банкоматах и каналах онлайн-банкинга. Финансовые и платежные учреждения, имеющие лицензию центрального банка и имеющие более 500 000 активных клиентских счетов, должны будут в обязательном порядке участвовать в программе PIX. [7]
2017: QR-платежи: спецификация от EMVCo
Приведенные в спецификациях определения платежей с использованием QR-кодов упрощают разработку и в перспективе расширяют сферу использования платежных решений на базе QR-кодов в мире.
Двумерные машиночитаемые QR-коды все шире используются для осуществления мобильных платежей в точках продаж. Спецификация QR-кодов EMV для платежных систем поддерживает два сценария использования QR-кодов при осуществлении платежей:
Благодаря четкости спецификаций ТСП смогут обеспечить стандартизированный формат работы с платежными решениями на базе QR-кодов от различных поставщиков. Потребители также выиграют за счет большей степени однообразия, а, следовательно, удобства и простоты.
Спецификации EMV QR-кодов для платежных систем могут сосуществовать с собственными решениями на базе QR-кодов различных разработчиков. Все спецификации EMV предоставляются на безвозмездной основе всем заинтересованным сторонам на веб-сайте EMVCo.
EMVCo также разрабатывает концептуальную схему самотестирования режимов спецификаций для ТСП и потребителей. Это позволит специалистам в точках взаимодействия проанализировать, насколько генерация и интерпретация их QR-кодов соответствует требованиям спецификаций QR-кодов EMV. Это, как ожидается, станет возможным в начале 2018 года.
- Как вставлять дату в excel
- Qsr что это направление