Что положено в основу символизма как литературно художественного направления
Символизм в русской литературе: отличительные черты, представители
В конце 19 века в искусстве и литературе России сформировалось новое направление – модернизм. В нем слилось несколько течений, и одно из самых мощных было символизмом. Однако это течение было свойственно не только русской литературе, но и зарубежной. Строго говоря, зародилось оно не у нас, а во Франции, однако русский символизм отличался от французского и был более многогранным. Без понимания этого течения и художественного метода невозможно составить представление о литературе Серебряного века. Поэтому сегодня я напомню вам, как проявлялся символизм в русской литературе, каковы были его основные черты. Вкратце расскажу и об основных представителях этого направления в русской литературе.
История появления и развития символизма в русской литературе
Символизм зародился в конце 1880-х годов во Франции. Его появление в литературе связывают с именем Жана Мореаса, который в 1886 году опубликовал манифест «Le Symbolisme». Ключевыми понятиями поэтики, если принимать во внимание эту работу, нужно признать символ и идею. Все явления этого мира, по мнению теоретика французского символизма, являются отражениями мира идей, и именно с этой точки зрения представляют интерес для символизма.
Наиболее известными французскими символистами были П. Верлен, С. Малларме, А. Рембо. Родоначальником французского символизма называют Ш. Бодлера.
Поэзия французских поэтов символистов – это поток ощущений. Основой их художественного метода является идеализированная чувственность. Типичное не представляет для них интереса, они ищут единственное и неповторимое. Эмоции в их лирике беспредметны.
Формирование символизма в России происходило, с одной стороны, под влиянием вышеперечисленных авторов, с другой стороны, русский символизм имел собственные корни. К слову сказать, поэты, стоявшие у истоков интересующего нас литературного направления в нашей стране, не признавали влияния на их творчество западной литературы. Своими предтечами они называли Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.
Манифестом русского символизма стала книга Д.М. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы», изданная в 1893 году в Санкт-Петербурге, где и проживал ее автор. Это была публикация его лекции, впервые прочитанной в 1891 году. В этой работе Дмитрий Мережковский обозначил ключевые элементы символизма (или «нового искусства»): мистическое содержание, расширение художественной впечатлительности и символизацию.
Параллельно в Москве В. Брюсов и его сокурсник А. Митропольский работали над альманахом «Русские символисты» (1894—1895 гг.).
С первым этапом развития русского символизма связывают также имена З. Гиппиус (супруги Д. Мережскоского), К. Бальмонта и Ф. Сологуба. Последний творил сам по себе, не примыкая к какой-либо школе.
Д. Мережковский и З. Гиппиус
Второй этап развития русского символизма пришелся на начало 20 века. Наиболее яркими представителями младосимволистов были А. Белый, А. Блок, В. Иванов, С. Соловьев. Большое влияние на их творчество оказала философия В. Соловьева. Его учение базировалось на концепции двоемирия и образе святой Софии, которая олицетворяла ветхозаветную и платоновскую мудрость. Младосимволисты именовали ее Вечной Женственностью, Девой Радужных Ворот, Мировой Душой и Прекрасной Дамой. Они ожидали явления Вечной Жены и видели знаки ее грядущего воплощения в чертах своих любимых женщин: А. Блок – в лице Любови Менделеевой, А. Белый (Бугаев) – в лице Маргариты Морозовой.
Также на этот период приходилось творчество символистов И. Анненского, М. Волошина и многих других авторов.
Площадкой, объединяющей символистов старой и новой школы, стал журнал «Весы» (1904 – 1909 гг.), который выпускался издательством «Скорпион». Также художественно-печатными органами русских символистов были журналы «Аполлон» и «Золотое руно».
Просуществовал символизм в русской литературе не долго. Уже в 1910-х годах он начал угасать, а к 1920-м годам от него остались лишь слабые отголоски.
В. Брюсов и К. Бальмонт
Основные черты русского символизма
Приведу основные черты русского символизма:
Главной особенностью символизма является использование символов. Реалистический символ связан с объективной сущностью предметов и явлений, символический – с субъективным представлением поэта о мире. Во всех вещах и словах символисты искали знаки чего-то другого. При этом они не заботились о том, чтобы их символы были понятны читателю. Более того, символы многозначны, из-за чего чтение произведений символистов тоже превращается в творчество.
В. Брюсов: «Этот мир – иного мира тень,
Эти думы внушены оттуда,
Эти строки – первая ступень».
Ф. Сологуб: «Символ – окно в бесконечность».
Вяч. Иванов: «Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем в своем значении».
«Образы выпотрошены, как чучела, и набиты чужим содержанием, – критиковал символистов О. Мандельштам. – Роза кивает на девушку, девушка на розу. Никто не хочет быть самим собой».
Символистским произведение можно назвать, основываясь на характерных признаках символизма. Вот они:
Для достижения целей символистов больше подходили лирические жанры (стихотворение, элегия, ода), но использовались и другие:
Причем пьесы могли писаться в стихах.
Исследователи русского символизма выделяют еще один жанр, присущий именно этому течению. Это книга (или цикл стихотворений). Произведения символистов часто издавались сборниками, и были связаны друг с другом. Это помогало создавать собственную мифологию.
А. Белый, А. Блок, В. Иванов
Представители русского символизма
Представителей символизма в русской литературе принято делить на две группы. Это «старшие» и «младшие» символисты. К первым относят Д. Мережковского, З. Гиппиус, К. Бальмонта, В. Брюсова и Ф. Сологуба, ко вторым – А. Белого, А. Блока, В. Иванова, С. Соловьева, И. Анненского, М. Волошина и других авторов.
«Старших» и «младших» символистов разделял не только период, на который пришлось начало их творческого пути, но и разный взгляд на искусство. Различия между концепцией символизма «старших» и «младших» символистов я занесла в таблицу.
Концепция символизма «старших» символистов | Концепция символизма «младших» символистов |
Поиск тайн осуществляется в мире сокровенного «я», По словам В. Брюсова, секрет «нового искусства» заключается в осознании «глубокой мысли, что весь мир во мне». Во главе угла – самовыражение художника. Эгоцентризм (поэт – гений, теург, Бог) | Поиск тайн осуществляется в «туманной Вечности». Развивая учение В. Соловьева, младосимволисты ожидали воплощения в этом мире небесной мудрости и красоты, освобождения «мировой души» как женского начала из плена косной материи. Во главе угла – теологические и философские искания. Поэт – пророк, призванный помочь спасти человечество (в духовном плане) |
Искусство – возможность скрыться от обыденности в мир фантазий и глубинного «я» | Миссия искусства – спасение мира |
Искусство существует ради искусства (отсюда и давление формы над содержанием) | Искусство дает возможность приобщиться к религии и через нее обрести спасение |
Невозможность изменения реальности | Искусство может и должно изменять реальность |
Религиозно-мистическое содержание произведений | Религиозно-нравственное содержание произведений |
Концепция «старших» символистов опиралась на философию Ницше и Шопенгауэра, а «младших» символистов – на учение В. Соловьева.
Вкратце расскажу об основных представителях обоих течений русского символизма.
Символизм в России просуществовал менее четверти века. Для литературного направления это очень небольшой срок. Однако на дальнейшее развитие литературы творчество символистов оказало огромное влияние. Без него литература 20 века была бы совсем другой.
Символизм в русской литературе
Вы будете перенаправлены на Автор24
Символизм в русской литературе
Символизм – это одно из крупнейших течений в литературе (а также искусстве, живописи, музыке), характеризующееся экспериментаторством, новаторством посредством использования приемов недосказанности, тайны, загадочности.
Символизм как явление возник во Франции в конце девятнадцатого века, однако наиболее широкое распространение получил в начале двадцатого века. Его представителями за рубежом были: Шарль Бодлер, Поль Верлен, Артюр Рембо, Стефан Малларме, Лотреамона.
В русской литературе символизм возник в начале двадцатого века. Его представителями в России являлись: Валерий Брюсов, Иннокентий Анненский, Александр Блок, Федор Сологуб, Константин Бальмонт, Андрей Белый, Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский и многие другие.
Символисты считали целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. В России символисты разделились на два «лагеря»: старшие (З. Гиппиус, Д. Мережковский) – использовали символы религиозно-философского смысла. Они считали, что от всей мирской суеты, человек должен уйти в мир фантазий, иллюзий. Младшие символисты (А. Белый, А. Блок, Ф. Сологуб) ориентировались в своем творчестве на «особых» читателей, которые в процессе прочтения таковых произведений становились не просто читателями, а соавторами. Это объяснялось тем, что каждый читатель должен был по-своему понять и прочувствовать символистическое произведение. Читатель должен был после прочтения стихов разбудить в себе собственные мысли и восприятие данного произведения.
В России символизм приобрел свои особенности, выделившие его среди других стран. К таковым особенностям можно отнести:
Готовые работы на аналогичную тему
Все эти особенности сделали русский символизм выделяющимся среди других стран, а также дали толчок к развитию дальнейшей литературы.
Явление символизма каждый объяснял по-разному. Наиболее признанной считается позиция известного политического деятеля тех времен Льва Троцкого о том, что символизм в России являлся попыткой к бегству в мир фантазий и иллюзий от жестокой и холодной реальности.
Использование символов, конечно, имело свою определенную цель и задачу. Возможно, явление символизма в России того времени и правда являлось попыткой бегства от реальности. Однако, неоспорим тот факт, что символизм внес неоценимый вклад в дальнейшее развитие русской литературы.
Задачи и цели символизма в русской литературе
Как уже говорилось выше, символизм в русской литературе имел свои цели и задачи. К таковым можно отнести:
Таким образом, символизм в русской литературе представляет собой большую ценность, поскольку является одним из главных направлений и явлений в литературе. В его задачи входит представление реальной картины мира, обстановки в стране или же эмоциональное описание картины происходящего. Так, символизм имеет очень большую значимость. Что же появилось благодаря символизму и какой вклад он внес в развитие русской литературы?
Таким образом, символизм в русской литературе сыграл большую роль. Он включал в себя два направления, каждое из которых характеризовалась определенным набором свойств и задач, определяющих впоследствии значимость данного направления в русской литературе. Символизм был и остается одним из самых значимых направлений в лирике двадцатого века. Именно он положил начало развитию лирической русской литературы. Так, символизм сыграл большую роль в русской литературе и внес вклад в развитие мировой литературы в целом.
Русский символизм как литературное направление — основные черты и характеристики
Символизм в литературе — идеи, представители, история
Символизм как литературное направление возник в период начавшегося кризиса России конца XIX – начала XX века и по праву принадлежит культуре Серебряного века нашей страны.
В русском символизме различают:
Практически каждый из этих поэтов и писателей испытал на себе процессы бурного роста духовного самоопределения личности, стремления приобщиться к исторической действительности и поставить себя перед лицом народной стихии.
У символистов были свои издательства («Скорпион», «Гриф») и журналы («Весы», «Золотое руно»).
В той или иной степени они объединялись в группы или сообщества («Религиозно-философское общество»), собирались вместе, чтобы поделиться стихами, новыми взглядами и идеями ( «Воскресения» Ф.Сологуба, «Башня» Вяч. Иванова).
Основные черты символизма
Русские символисты по-новому осмыслили роль личности не только в творчестве, но и в русской действительности, да и жизни вообще.
Интерес к личности поэта, писателя, человека привел поэтов этого направления к своеобразному «расширению» личности. Такое понимание человеческой индивидуальности свойственно всем русским символистам. Но отражалось это по-разному — в статьях, манифестах, в поэтической практике.
У Д.Мережковского — поэт погружался в бездну «темного и бессознательного» психики человека.
В.Брюсов проникал и проникался сам
К. Бальмонт стремился отобразить в стихах стремление к изменениям, чувственным переменам, выразить свое, чувственное понимание мира, личность становилась в своих проявления как бы выше и разнообразней понимания добра и зла
Ф. Сологуб провозглашал единство и равноценность настроений человека, говорил об этической нейтральности художника.
Для всех этих поэтов в той или иной степени и в жизни, и в творчестве было характерно чувство артистической игры, мистификации, смена личин и масок (примером может служить мистификация Волошина и Елизаветы Васильевой со стихами Черубины де Габриак).
Такой подход к личности художника в широком смысле слова требовал развития индивидуальности, ее особости, «единичности».
Об этом писал К.Бальмонт в предисловии к сборнику «Горные вершины» /1904 /.
«Горные вершины единичны…Вершины сознания и творчества следуют тому же великому принципу личности, отъединения, уединенности, отделения от общего».
Русские символисты по своему мироощущению не могли не отказываться от так называемого превознесения среднего человека, характерного для реализма, они не признавали социально-исторического, конкретно-временного.
Бальмонт превозносил личность
в «беззаветности» всех ее желаний и в «безвременности», Человек существует вне истории, для поэта «нет ни вчера, ни завтра».
О том же говорит и В.Брюсов:
«…если бы тот же художник явился позже на два столетия, он сказал бы, хотя и в иной внешности, то же, совсем то же».
Эллис назвал такой подход «артистическим индивидуализмом». Это взгляд на личность свойствен и старшим поэтам направления, и младосимволистам.
Отсюда их отрицание общепонятного, доступного в искусстве и поиск в нем необыкновенного, изысканного, «артистического».
Но такой подход к личности, которая в сущности сталкивалась с реальной действительностью, не мог не вызывать трагического мироощущения жизни, своеобразного творческого пессимизма.
А.Волынский видел трагедию
«в самом принципе существования – в индивидуализме», и считал, что «трагическое миропонимание – единственно верное, единственно возможное, потому что отношение между индивидуальным началом личности и безымянным началом божества разрешается трагически».
В то же время превознесение личности было связано с гуманистическим представлением о человеке, гуманизмом, пусть и трагическим.
Эстетика у символистов
В их манифестах выражались главные требования к новому искусству – мистическое содержание, многофункциональность возможностей художественного воображения и преображения действительности.
Подлинная личность, по мнению Мережковского,-
это мистик, творец, которому дано непосредственно постигать символическую природу жизни и мира.
На рубеже эпох Д.Мережковский был озадачен двумя идеями:
Обе эти идеи неразрывно связывают символистов с духовными исканиями и философскими системами конца XIX – начала XX века.
Тема несоразмерности Вечной Вселенной и мгновенности бытия человека, мира человека, характерная для представителей творческой интеллигенции Серебряного века, присутствует у многих символистских поэтов:
«Миры летят. Года летят. Пустая/ Вселенная глядит в нас мраком глаз.// И уцепясь за край скользящий, острый,/ И слушая всегда жужжащий звон,- / Не сходим ли с ума мы в смене пестрой/ придуманных причин, пространств, времен..// Когда ж конец? Назойливому звуку/ не станет сил без отдыха внимать…/ Как страшно все! Как дико! – Дай мне руку,/ Товарищ, друг! Забудемся опять./.
Характерные признаки символистского направления
Таким образом, символизм как таковой видит действительность в бесконечных, многообразных по содержанию и форме символах.
Наша презентация по теме
Понимание символа
У русских поэтов — представителей этого направления- оно сильно различалось.
Роль символистов в создании новых поэтических форм, новых веяний и новых идей, новых тем и нового осмысления жизни как таковой для истории русской литературы, и шире – русской культуры, бесценна.
Символизм
Символизм ( франц. symbole — знак, примета) — эстетическое направление, сформировавшиеся во Франции в 1880 — 1890 гг. Шарлем Бодлером (сборник «Цветы зла», «Поэмы в прозе»). Получило широкое распространение в литературе, живописи, музыке. Огромное значение символизм имел в период «Серебряного века».
Символизм С.Н. Лукьянов
Предпосылки возникновения символизма:
Символизм в России
Период существования — 1890 — 1910-е гг.
Как литературное течение, символизм в России появился в 1892 году, когда Дмитрий Мережковский выпустил сборник ( в последующем его признали как манифест) «Символы. Песни и поэмы». Именно в этом сборнике наблюдается острое религиозное чувство, необычайное и незамеченное ранее ощущение «мистической тайны бытия». Еще одним манифестом символизма принято считать лекцию того же Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» ( Главная идея лекции — необходимость соединить религию с искусством). В ней он также обозначил признаки нового искусства, утверждая, что мистическое содержание и символы помогут расширить восприятие читателей и русскую словесность в целом. Его манифесты не только произвели фурор, но и получили поддержку в лице многих литераторов. Таким образом символизм получил развитие и приобрел некую долю популярности в России.
К началу 20 века появляется лидер символистов — Валерий Брюсов. Он основал концепции символизма, опираясь на философию Канта и идеи А.Шопенгауэра. Брюсов считал, что главное в искусстве — выражение личности художника.
Поэты, которые выступали со своими произведениями в 1890-х г., основали единый кружок символистов. Многие из них в последующем стали представителями «старосимволистов». Те поэты, которые вошли в данное течение в 1900-х г., стали представителями «младосимволистов».
Два потока символизма в России:
На содержание символизма в России также заметно повлияла философия Владимира Соловьева. Образ Святой Софии, воспетый Соловьевым, и послужил источником вдохновения для символистов. Его Святая София — это одновременно ветхозаветная премудрость и идея мудрости, Вечная Женственность и Мировая Дума. Культ Софии с большой трепетностью восприняли А. Блок и А. Белый. Александр Блок называл Софию Прекрасной Дамой, а псевдоним Белого (Бугаева) предполагал посвящение Вечной Женственности.
Печатные издания символистов в России
В введении символистов ( или только печать их произведений) были печатные издания: журналы «Весы», «Золотое руно», «Аполлон», издательства «Скорпион», «Оры».
Предтечи символизма
Общепризнанные предшественники символизма в России А. Фет и Ф. Тютчев.
Реферат «Символизм как литературное направление»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Алтайский государственный университет»
«Символизм как литературное направление»
Выполнил: Чубатова С. А.
Введение
Серебряный век русской поэзии связан со сложнейшими духовными исканиями человечества на рубеже XIX и XX веков, с расцветом национальной культуры, и вместе с тем в поэзии модернизма есть предчувствие грядущей катастрофы. Никогда ещё не происходило такого быстрого и ошеломляющего роста народонаселения планеты и одновременно новых полезных, но бездушных вещей. Старые просветительские учреждения не успевали окультурить в должной мере людей. Новые вещи не были согреты поэзией. Ломались социальные, политические устои, а человек искал духовной опоры. Этот период назвали Русским Ренессансом: подобно европейскому Возрождению, культура этого времени содержала элементы «надлома», кризиса. Искусство Серебряного века стала философией, универсальным, синтетичным взглядом на мир.
И первым течением модернизма, возникшим на русской почве, был символизм.
1. Символизм как литературное направление, его особенности
В конце 19 в. Европа достигла небывалого технического прогресса, наука дала человеку власть над окружающей средой и продолжала развиваться гигантскими темпами. Однако оказалось, что научная картина мира не восполняет возникающих в общественном сознании пустот, обнаруживает свою недостоверность. Ожидание «конца света», «заката Европы», гибели цивилизации обостряло метафизические настроения, заставляло дух торжествовать над материей.
Многие образованные люди и художники испытывали чувство разочарования современной действительностью. Они не знали, как справиться с общественными противоречиями и предпочитали уединиться в мире собственного воображения. Они искали выхода в различных фантастических учениях, интересовались верованиями и искусством дальних стран, исчезнувшими с лица земли древними культурами — там они находили близкие своим настроениям таинственные, необычные, мистические черты. В своём искусстве они представляли видения, созданные силой фантазии. В этих произведениях много неопределённого, неуловимого, едва угадываемого; в них полно неясных намёков, иносказаний и символов — последние дали имя всему направлению.
Символизм (от фр. symbolisme, от греч. symbolon – знак, опознавательная примета) – эстетическое течение, сформировавшееся во Франции в 1880–1890 и получившее широкое распространение в литературе, живописи, музыке, архитектуре и театре многих европейских стран на рубеже 19–20 вв. Огромное значение символизм имел в русском искусстве этого же периода, приобретшего в искусствоведении определение «Серебряный век».
Теоретической основой символизма стала книга известного русского писателя, поэта, литературного критика Д. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (1893). В ней автор называет три главных элемента нового течения: мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности.
1. Мистическое содержание.
На рубеже ХIХ–ХХ веков возрос интерес к иррациональному, таинственному, мистическому, подсознательному, особенно к линии Платона–Канта, идеалистической философии. В V–IV веках до н.э. Платон сравнивал окружающую человека реальность с пещерой, куда проникают только блики, тени из мира подлинного, огромного, ирреального, но недоступного восприятию человеческого разума. Человек, по Платону, может только догадываться по этим теням-символам о том, что происходит за пределами пещеры. Но, существуя в бытовом, реальном, феноменальном мире, человек в то же время ощущает связь с миром бытийным, ирреальным, ноуменальным, пытается проникнуть в него, выйти за пределы «платоновской пещеры». Эту тайну мира, сферу подсознательного, то есть мистическое содержание, и объявляет Мережковский главным предметом нового искусства.
Символисты в отличие от предшественников – реалистов – отказались от слов в их прямых значениях и обратились к лексике отвлеченной, «нездешней» – к символам, которые призваны помочь проникнуть в суть скрытых явлений, проникнуть из мира бытового в мир бытийный. Символ увеличивает, расширяет смысл каждого слова, всего текста. Символ у символистов – не отражение, а знак иной действительности, он связывает земное, эмпирическое с с глубинами духа и души, с вечным. Символ многосмыслен, неопределенен и потому теснее связан с областью тайного.
Как правило, в понимании символов особо важную роль играет контекст. Многие символы можно понять, прочитав, например, весь сборник стихов автора. Кстати, новые принципы циклизации стихотворений – это открытие символистов.
Символ вытеснил традиционный художественный образ и стал основным материалом символистской поэзии. Принципиальное отличие символа от художественного образа – его многозначность. Символ нельзя дешифровать усилиями рассудка: на последней глубине он темен и не доступен окончательному толкованию. Особенности художественного образа у символистов связаны с многозначностью, неопределенностью символа. Образ у символистов почти отсутствует как зрительная реальность, он часто окутан мистической дымкой, его контуры и границы стираются. Как правило, у символистов воедино сливаются грустно-щемящий предмет, реальность и «нереальная» мечта, настроение.
Символистам важны не столько слова, сколько музыка слов. Музыкальность – это важнейший принцип символистов, отсюда стремление к музыкальности, гармонии. Категория музыки вторая по значимости (после символа) в эстетической и поэтической практике символизма.
3. Расширение художественной впечатлительности.
По мнению символистов, символ расширяет значение слова, текста, становится важнейшим средством передачи мистического содержания, и это ведет к расширению художественной впечатлительности. Читателю предоставляется возможность воспринимать текст в его многозначности, читатель становится как бы соавтором произведения.
Давая характеристику символизму, можно отметить, что таинственность и загадочность – это не все, чем обладает символизм. Символизм характеризуют: желание создать идеальную картину мира, передача самых тонких и незаметных побуждений души, высокая образность, легкость и музыкальность, применение намеков и открытых финалов, высокий показатель использования звуковых и ритмических средств литературы и поэзии, наполненность слов разнообразными знаками, эстетизация смерти, ориентация на элитного читателя. Важной характеристикой также является то, что слово становилось некоторым шифром, тайной, которую мог разгадать человек при помощи своего воображения и души.
Среди наиболее заметных символистов можно назвать Шарля Бодлера, которого считают родоначальником символизма, поэтов: Поля Верлена и Артюра Рембо, С. Малларме, Э. Верхарна, П. Валери, П. Клоделя, С. Георге, Р. М. Рильке, У. Б. Йейтса, драматургов: М. Метерлинка, Ю. А. Стриндберга, Г. Д’Аннунцио, Г. фон Гофмансталя, прозаиков Ж.-К. Гюисманса, М. Пруста, О. Уайлда, К. Гамсуна, Дж. Джойса.
В русском символизме существовало два потока. В 1890-е годы заявили о себе так называемые «старшие символисты»: Николай Минский, Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Федор Сологуб. Их идеологом был Мережковский, мэтром – Брюсов. В 1900-е годы на литературную арену вышли «младосимволисты»: Андрей Белый, Александр Блок, Поликсена Соловьева, Вячеслав Иванов, Эллис и другие. Теоретиком этой группы стал Андрей Белый.
Так же символистами были: Иннокентий Анненский; Юргис Балтрушайтис Александр Тиняков; Вильгельм Зоргенфрей; Александр Добролюбов; Виктор Стражев; Константин Фофанов; Георгий Чулков; Иван Коневской; Владимир Пяст; Иван Рукавишников.
2. Специфика русского символизма
Годом рождения русского символизма считается 1892 год. В этом году в свет вышли трактат Дмитрия Мережковского “О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы” (1892), его сборник стихотворений “Символы”, а также книги Минского “При свете совести” и А. Волынского “Русские критики”. В 1894–1895 годах выходят три сборника “Русские
исподволь тоже кристаллизовался символистский взгляд на поэтическое слово.
В девяностые годы стихи символистов, с их непривычными для публики словосочетаниями и образами, часто подвергались насмешкам и даже глумлению. Поэтов-символистов назвали декадентами, подразумевая под этим термином упаднические настроения безнадежности, чувство неприятия жизни, резко выраженный индивидуализм.
В это время творят старшие символисты, которые понимали символизм как литературную школу. Старшие символисты петербургского крыла считали важными религиозно-философские поиски. В своей поэзии развивали мотивы одиночества, безысходности, роковой раздвоенности человека и иррациональных предчувствий.
Мне мило отвлеченное:
Но для речей единственных
Не знаю здешних слов.
(Зинаида Гиппиус «Надпись на книге» 1896)
Старшие символисты московского крыла проповедовали «искусство для искусства». Большое внимание уделялось формальному экспериментированию, совершенствованию технических приёмов стихосложения.
Сухие листья, сухие листья,
Сухие листья, сухие листья,
Под тусклым ветром, кружат, шуршат,
Сухие листья, сухие листья,
Под тусклым ветром сухие листья,
Кружась, что шепчут, что говорят?
Трепещут сучья под тусклым ветром;
Сухие листья, под тусклым ветром,
Что говорят нам, нам шепчут что?
Трепещут листья, под тусклым ветром,
Лепечут листья, под тусклым ветром,
Но слов не понял никто, никто!
Меж черных сучьев синеет небо,
Так странно нежно синеет небо,
Так странно нежно прозрачна даль.
Меж голых сучьев прозрачно небо,
Над черным прахом синеет небо,
Как будто небу земли не жаль.
Сухие листья шуршат о смерти,
Кружась под ветром, шуршат о смерти:
Они блестели, им время тлеть.
Прозрачно небо. Шуршат о смерти
Сухие листья,- чтоб после смерти
В цветах весенних опять блестеть!
(В.Брюсов «Сухие листья»1913, Опалиха)
Но уже к первым годам двадцатого столетия символизм как литературное течение, как школа выделился со всей определенностью, во всех своих гранях. Его уже трудно было спутать с другими явлениями в искусстве, у него уже был свой поэтический строй, свои эстетика и поэтика, свое учение. 1900 год можно считать рубежом, когда символизм утвердил в поэзии свое особенное лицо.
Основными чертами творчества старших символистов стали:
уход в ирреальность,
поэт маг, шаман, мистик, демиург (творец Вселенной),
интерес к экзотике, средневековью,
история – порочный, замкнутый круг,
зыбкость конкретных смыслов, передача ощущений.
И на смену старшим символистам приходят «младосимволисты, для творчества которых характерны целостное мировоззрение, способ творческой перестройки жизни. Значение имеет лишь то, что находится по ту сторону жизни. Реальный мир второстепенен, но несёт в себе отпечатки вечных идей, вечных сущностей. Творчество и жизнь понимали как элемент грандиозного художественного произведения, космического процесса. Для младосимволистов Искусство, Красота обладают жизнетворческой энергией, способностью изменять, улучшать действительность, поэтому они получили еще одно название – теурги (теургия – соединение искусства и религии в стремлении преобразовать мир).
Знайте же: Вечная Женственность ныне
В теле нетленном на землю идет.
В свете немеркнущем новой богини
Небо слилося с пучиною вод. (В. Соловьев)
Для творчества младосимволистов было характерно:
преодоление разрыва реальности с ирреальностью,
поэт – пророк, медиум, теург (преобразователь Вселенной),
интерес к экзотике, романтике,
история – эволюционный направленный процесс,
образность символов, интуитивное постижение.
К 1910 году символизм как литературное течение перестает существовать, когда после революционных событий 1905 года, после революционного кризиса становится очевидным, что «эстетический бунт» старших символистов и «эстетическая утопия» младосимволистов исчерпали себя.
Роль символизма в русской литературе необычайно велика. Символисты обогатили русскую поэтическую культуру важными открытиями: они придали поэтическому слову неведомую прежде подвижность и многозначность, научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла; плодотворными стали поиски символистов в сфере поэтической фонетики; были расширены ритмические возможности русского стиха, разнообразнее стала строфика, был открыт цикл как форма организации поэтических текстов; несмотря на крайности индивидуализма и субъективизма, символисты по-новому поставили вопрос о роли художника; искусство благодаря символистам стало более личностным.
Символисты были людьми яркой индивидуальности: у каждого в поэзии свой тембр голоса, своя палитра красок, свой облик. Певучий Бальмонт, первым из символистов достигший всероссийской известности и славы; многогранный, с литыми бронзовыми строфами, Брюсов, наиболее земной, наиболее далекий от мистики, наиболее реалистический по духу среди своих собратий; до болезненности тонкий психолог, созерцатель Иннокентий Анненский; мятущийся Андрей Белый; мастер горестных в своей музыкальности стихов Сологуб; многомудрый Вячеслав Иванов, “ловец человеческих душ”, знаток Эллады, неиссякаемый источник изощренных теорий; Александр Блок, с годами ставший национальным поэтом, нашей гордостью,– Блок, чья поэзия – и печальная, и полная светлой любви песнь о родине, и повесть о своих пожизненных духовных путях и блужданиях.
3. Творческий путь А.А. Блока
Поэтическая судьба А. А. Блока связана с самым крупным литературным течением русского модернизма начала XX в. – символизмом. Хотя Блок принадлежал ко второму поколению символистов, именно его творчество явилось наиболее законченным и универсальным воплощением всего русского символизма.
Первым литературным увлечением Александра Александровича Блока стала поэзия В. Жуковского. Стихотворения 1898—1900 гг., объединенные в цикл “Ante lucem” (“До света”), отвечали традициям романтической поэзии XIX в. Русский романтизм оказал влияние и на формирование эстетики символизма, которая вскоре заняла лидирующее место в поэзии Блока. Желание пересоздать реальный мир, увидеть ирреальное в реальном, самоценность чувства лирического героя, его одиночество и устремленность к родственной душе, роковая невозможность достичь идеала, исповедальность- эти черты романтизма нашли свое выражение в символистской поэзии Блока. Однако в отличие от романтиков Блок-символист, преодолевая романтический индивидуализм, стремился к всеобщей гармонии и соборности, характерной для славянофильского сознания.
Знакомство с символистской поэзией произошло на первых курсах университета. Блок как представитель молодых символистов воспринял, с одной стороны, от старшего поколения символистов, в том числе от Д. Мережковского и В. Брюсова, поэтику намеков, оттенков, понимание символа как образа, воплощающего безграничную идею, а с другой стороны, от поэта и философа Вл. Соловьева идеалистическое, религиозное отношение к действительности, идеи о порочности мира и о его спасительнице Софии, Мировой Душе, Вечной Женственности — идеале, предшественницей которого был образ Жены, облеченной в солнце из “Откровения святого Иоанна Богослова”.
Свою лирику Блок разделил на три тома, в которых отражены три этапа в становлении личности поэта, его путь от созерцателя, символистского мистика к человеку, причастному к общественным движениям современности. Он называл этот путь “трилогией вочеловечения”.
Начальный этап творчества поэта отмечен двумя важными событиями. Первое из них – глубокое чувство любви Блока к Л. Д. Менделеевой, увенчавшееся их браком в 1903 г. Второе – увлечение философскими идеями В. С.Соловьева. Оба события нашли свое отражение в первом поэтическом сборнике Блока “Стихи о Прекрасной Даме”- первом зрелом сборнике поэта, в котором выразилось его поэтическое своеобразие (1904). В него вошли стихотворения 1901—1902 гг. Тогда же в сознании Блока сформировалась эстетическая концепция, отвечающая принципам символизма. Стихи, как записал он в дневнике, — это молитвы, а поэт — апостол, слагающий их в “божественном экстазе”, его вдохновение сродни вере. Блок той поры полагал, что утонченная натура поэта недостижима для толпы, для невежд. Поверив в религиозную суть нового искусства, Блок отрицал догматизм в искусстве: поэт не утверждает и не отрицает; он лишь догадывается о беспредельности.
А. Блок воспринимал свои видения и интуиции как нечто реальное сущее, он верил в подлинность своих переживаний, которые для него были фактами биографии, и придавал этим явлением апокалипсический смысл, трактуемый как грядущее преображение не только души отдельного человека, но и мира в целом.
Лирический герой второго периода творчества А.Блока открывает для себя мир стихий, выступающий в трех главных проявлениях: стихия природы, стихия города и стихия любви («Снежная маска», «Фаина»).
В стихах А.Блока усиливается роль реалистической конкретности, но при этом образы его сохраняют символистскую двойственность, двуплановость. Так образ города в таких стихотворениях как «Петр», строится и как конкретная узнаваемая картина в ее реалистических подробностях и как мистическое переживание, открывающее в ликах городской жизни приближение пугающего и в то же время с нетерпением ожидаемого конца света, как катастрофа, обновляющей и очищающей мир. Отсюда парадоксальность образа, совмещающего в себе несовместимое. Так красный фонарь публичного дома облачается «ризой » гари, «кадило» становится «зловонным».
В период 1905-1907 гг. Блок с нарастающим вниманием вглядывается в реалии окружающей его повседневности, обнаруживая торжество стихийного начала в драматической дисгармонии жизни. Этот новый взгляд на мир нашел выражение в сборниках “Нечаянная радость” (1907), “Снежная маска” (1907), “Земля в снегу” (1908) и “Ночные часы” (1911). В эти же годы Блок создает цикл лирических драм: “Балаганчик”, “Король на площади” и “Незнакомка” (1906), а позже – еще две драмы: “Песня Судьбы” (1908) и “Роза и Крест” (1913), а также печатает ряд публицистических и литературоведческих статей (“Безвременье”, “Народ и интеллигенция”, “О современном состоянии русского символизма” и др.). Содержание его творчества расширяется и углубляется. Этому способствуют поездки в Германию, Францию, Бельгию, Нидерланды и особенно в Италию.
В период подготовки к изданию первого “Собрания стихотворений” (1910-1912) Блок критически пересматривает свой жизненный и творческий путь, поделив его на три этапа, каждому из которых поэт отводит одну книгу своей лирической трилогии. Трехтомная структура сохраняется им и в двух последующих изданиях (1916 г. и 1918-1921 гг.).
4. Изучение поэзии А. Блока в школе на примере программы по литературе под редакцией В.Я.Коровиной
Впервые с творчеством Блока учащиеся знакомятся в 6 классе. Ученикам предлагается познакомиться с темой «Русские поэты ХХ в. о Родине и родной природе. И.Бунин, А.Блок, С.Есенин и др. Анализ лирического произведения. Обучение выразительному чтению» (урок развития речи, 2 часа). Из произведений А. Блока автор программы выбирает следующие стихотворения – «Летний вечер» и «О, как безумно за окном». Стихотворения по тематике относятся к теме родной природы, что естественно для учеников шестого класса.
В 8 классе школьники знакомятся с кратким рассказом об авторе (т.е. об А. Блоке) и стихотворением «Россия», а также с поэмой «На поле Куликовом». Тема родины доступна для сознания восьмиклассников. На изучение данной темы предполагается два часа, что считаю недостаточным.
В 9-м классе предполагается общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя) «Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века». Учитель должен дать штрихи к портретам. Данная программа дает возможность преподавателю сказать слово об Александре Блоке, изучить следующие стихотворения: «Ветер принес издалека…», «Заклятие огнём и мраком», «Как тяжело ходить среди людей. », «О доблестях, о подвигах, о славе. », к изучению которых даны содержательные аннотации. На данном этапе изучения творчества поэта изучается его трагедия в «страшном мире», глубокое, проникновенное чувство Родины, своеобразие лирических интонаций А. Блока, образы и ритмы поэта.
В программу 11 класса помимо обязательных включены три стихотворения: «Вхожу я в тёмные храмы. », «Фабрика», «Когда вы стоите на моём пути. ». В аннотациях к их изучению указывается на влияние Жуковского, Фета, Полонского, философии Вл.Соловьёва на Блока, а также на влияние Блока на русскую поэзию XX века, однако литературные взаимодействия внутри символизма не уточняются. Содержательные комментарии сопровождают тематические рубрики раздела «Поэзия серебряного века»: «А.Белый — влияние философии Вл.Соловьёва на мировоззрение поэта», «Н.А.Клюев — традиции Кольцова, Никитина, Майкова, Мея; Клюев и Блок, Клюев и Есенин» и т.д. Таким образом, в 11 классе предпринята попытка реализовать принцип изучения литературы в аспекте традиций и новаторства, существенно углубить знания поэзии, сформировать интерес учащихся к ней.
Заключение
Символизм – это литературно-художественное направление конца XIX — начала XX века. Основы эстетики символизма сложились в конце 70-х гг. в творчестве французских поэтов — П. Верлена, Лотриамона, А. Рембо, С. Малларме и др.
1. Преемственная связь с романтизмом, теоретические корни символизма восходят к философии А. Шопенгауэра и Э. Гартмана, к творчеству Р. Вагнера и некоторым идеям Ф. Ницше.
2. Символизм был преимущественно устремлен к художественному ознаменованию «вещей в себе» и идей, находящихся за пределами чувственных восприятий. Поэтический символ рассматривался как более действенное художественное орудие, чем образ, помогающее прорваться «сквозь покров повседневности к сверх-временной идеальной сущности мира». Таким образом, символисты провозглашали интуитивное постижение мирового единства через символическое обнаружение соответствий и аналогий (например, между формой и цветом, между звуком и запахом и проч.).
4. Символисты обращаются к древнему и средневековому искусству в поисках генеалогического родства.
Символизм возникает на стыке эпох как выражение общего кризиса цивилизации западного типа. Апокалиптичность восприятия мира — одна из характернейших черт символизма (идея Ницше о цикличности развития цивилизации: упадок чередуется с расцветом; упадок наступает тогда, когда дух утрачивает «музыкальную стихию», теряет ощущение силы и могущества, когда культура начинает вырождаться в цивилизацию).
Символизм оказал большое влияние на все последующее развитие литературы и искусства.
Русский символизм воспринял от западного многие философские и эстетические установки (в значительной мере преломив их через учение Вл. Соловьева о «душе мира»). Особенности русского символизма связаны в первую очередь с особенностями исторической эпохи, в которую он развивался. Возникнув и развившись в 10-е гг. XX века, русский символизм отличался еще более катастрофическим мировоззрением (творчество А. А. Блока, В. Я. Брюсова, Вяч. Иванова). Символизм напрямую связан с таким понятием, как «декадентство» (упадок), это особенно остро ощущается в русском символизме. Другая особенность русского символизма — обостренное внимание к поиску роли личности в истории, к ее связи с «вечностью» и сути вселенского «мирового процесса».
Список использованной литературы
1. Александр Блок в воспоминаниях современников. В двух томах: Москва, «Художественная литература», 1980
2. Бекетова M. A.. Воспоминания об Александре Блоке.: Москва, издательство «Правда», 1990.
3. Белый А. Символизм как миропонимание / Сост., вступ. ст. и прим.
4. Беляева Н.В.. Уроки литературы в 6 классе. Поурочные разработки.: М. Издательство: Просвещение, 2013
5. Беляева Н.В.. Уроки литературы в 8 классе. Поурочные разработки.: М. Издательство: Просвещение, 2013
6. Беляева Н.В., Ерёмина О.А.. Уроки литературы в 9 классе. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.: М. Издательство: Просвещение, 2012
8. Коровина В.Я., Учебник по литературе за 6 класс издательство: М.: Просвещение, 2012 год.
9. Коровина В.Я., Учебник по литературе за 8 класс издательство: М.: Просвещение, 2009 год.
10. Коровина В.Я., Учебник по литературе за 9 класс издательство: М.: Просвещение, 2013 год.
11. Чуковский К.И. Александр Блок как человек и поэт: Введение в поэзию Блока.: Издательство: Русский путь, 2010